Марионетка
Марионетка французский ( / ˌ m ær i ə ˈ n ε t / MARR -ə- NET ; -ee : puppet [марионетка] ) — марионетка, управляемая сверху с помощью проводов или веревочек в зависимости от региональных особенностей. Кукловода-марионетки называют марионеткой . [1] Марионетками управляют, когда кукловод скрыт или показан публике с помощью вертикальной или горизонтальной панели управления в различных театрах или развлекательных заведениях. Их также использовали в кино и на телевидении. Крепление струн варьируется в зависимости от его характера или назначения.
Этимология
[ редактировать ]В переводе с французского « марионетка» означает «маленькая Мэри». В средние века веревочные куклы часто использовались во Франции для изображения библейских событий, причем Дева Мария была популярным персонажем, отсюда и название. [2]
Во Франции слово «марионетка» может относиться к любой марионетке, но в других странах оно обычно относится только к марионеткам на веревках.
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Кукольный театр – древняя форма представления. Некоторые историки [ ВОЗ? ] утверждают, что они предшествуют актерам театра. [ нужна ссылка ] Есть свидетельства того, что они использовались в Египте еще в 2000 году до нашей эры, когда деревянные фигурки с струнным приводом использовались для замешивания хлеба и других предметов, управляемых веревкой. куклы , управляемые проволокой, шарнирно- сочлененные В египетских гробницах были найдены сделанные из глины и слоновой кости. Кукольный театр марионеток использовался для демонстрации ритуалов и церемоний с использованием этих фигурок на веревке еще в древние времена и используется до сих пор. [ указать ]
Кукольный театр практиковался в Древней Греции , и самые старые письменные упоминания о кукольном театре можно найти в трудах Геродота и Ксенофонта , датируемых V веком до нашей эры. [3] [4] Греческое слово , переведенное как «марионетка», — «νευρόσπαστος» ( nevróspastos ), что буквально означает «натянутый за веревочки, дергающий за веревочки». [5] от «νεῦρον» ( неврон ), что означает либо «сухожилие, сухожилие, мышца, струна», либо «проволока», [6] и «σπάω» ( spáō ), что означает «тянуть, тянуть». [7] [8]
Аристотель (384–322 до н. э.) обсуждает марионеток в своей работе «О движении животных» :
Движения животных можно сравнить с движениями автоматических марионеток, которые приводятся в действие при малейшем движении; рычаги освобождаются и ударяют скрученные струны друг о друга. [9]
Известно, что Архимед работал с марионетками. [ нужна ссылка ] . Работы Платона также содержат упоминания о кукольном театре « Илиада » и « Одиссея» были представлены с использованием кукольного театра. Корни европейского кукольного театра, вероятно, уходят корнями в греческие пьесы с марионетками, которые играли перед «простыми людьми» в V веке до нашей эры . К 3 веку до нашей эры эти пьесы появятся в Театре Диониса в Акрополе . [10]
из глины и слоновой кости В Древней Греции и Риме в детских гробницах находили куклы , датированные примерно 500 годом до нашей эры. У этих кукол были шарнирные руки и ноги, у некоторых из макушек голов был железный стержень. Этот стержень использовался для манипулирования куклой сверху, точно так же, как это делается сегодня в сицилийском кукольном театре. У некоторых из этих кукол вместо стержней были веревочки. Некоторые исследователи полагают, что эти древние фигурки были всего лишь игрушками, а не марионетками из-за их небольшого размера. [11]
Индийское слово сутрадхара , от сутры , относится к шоу-менеджеру театральных представлений (или кукловоду), а также буквально означает «натягивающий веревку» или «держатель веревки». [12]
Сицилия
[ редактировать ]Бока повозок с ослами украшены замысловатыми нарисованными сценами из франкских романтических поэм, таких как « Песнь о Роланде» . Эти же самые сказки разыгрываются в традиционных кукольных театрах с участием деревянных марионеток ручной работы - форма искусства, называемая на сицилийском языке «L'Opera deî Pupi» («Опера кукол»). Опера кукол и сицилийская традиция канастори (певцов сказок) уходят корнями в провансальскую традицию трубадуров на Сицилии во времена правления Фридриха II, императора Священной Римской империи , в первой половине 13 века. Прекрасное место, где можно увидеть это искусство марионеток, — кукольные театры Палермо , Сицилия.
Опера
[ редактировать ]В XVIII веке оперы сочинялись специально для марионеток. Моцарт в детстве видел марионеток. Глюк , Гайдн , де Фалья и Респиги сочиняли взрослые оперы для марионеток. Льюис Кэрролл сочинял марионеточные оперы и пьесы для развлечения своих братьев и сестер. Сегодня в Зальцбурге (Австрия) Зальцбургский театр марионеток продолжает традицию представления полнометражных опер с использованием марионеток в своем собственном театре.
Репрезентативный список Сицилийский кукольный театр Opera di Pupi был повторно внесен в нематериального культурного наследия человечества в 2008 году.
Современный театр
[ редактировать ]Марионеток иногда называют «марионетками», но термин «марионетки» является более точным и отличает их от других форм кукольного искусства, таких как пальчиковое, перчаточное, стержневое и теневое кукольное искусство.
В Великобритании возрождение марионеток в конце 19-го и начале 20-го века было вызвано Гарри Ванслоу и Уолдо Ланчестером , двумя соучредителями Британской гильдии кукольного и модельного театра . В 1936 году Ланчестер и его жена Мюриэл открыли Ланчестерский театр марионеток в Малверне, Вустершир , «единственный театр в стране, который в то время использовался исключительно для марионеток». [13] Единственный специально построенный театр марионеток в Великобритании - это Театр кукол «Арлекин» (построенный в 1958 году) в Рос-он-Си, Северный Уэльс, основанный Эриком Брэмоллом (FRSA) и продолженный Крисом Сомервиллем. Другие театры, которые иногда выступают с марионетками, - это Театр «Маленький ангел», основанный Джоном и Линди Райт в Ислингтоне, Лондон, чей первый спектакль « Дикая ночь ведьм» был пьесой о марионетках. Театр открылся в 1961 году и был возрожден к 50-летнему юбилею в 2011 году. Нориджский театр кукол, основанный Рэем и Джоан ДаСильва, иногда представляет спектакли марионеток, а Баржа кукольного театра , основанная Греном Миддлтоном и Джульеттой Роджерс, продолжает выступать с использованием длинной струны. марионетки круглый год. Зимой баржа базируется в Маленькой Венеции в Лондоне, а летом совершает поездки в такие места, как Ричмонд-на-Темзе.
В Шотландии доктор Малкольм Найт пропагандировал этот вид искусства, и на протяжении последних 25 лет шотландский Центр масок и кукол [14] выступал в качестве катализатора, ведущего агентства и ресурсного центра для всех, кто интересуется театром масок и кукол.
В Германии « Аугсбургский куколист» с 1948 года ставит театральные адаптации сказок и серьезных пьес. В 1953 году компания начала производство телесериалов с такими постановками, как «Джим Кнопф», «Лукас-машинист» и «Урмель со льда» .
В Австрии Зальцбургский театр марионеток был основан в 1913 году профессором Антоном Айхером . Айхер находился под сильным влиянием графа Франца Поччи , который основал Мюнхенский театр марионеток в Германии в 1855 году. До 2012 года Зальцбургский театр марионеток находился под художественным руководством его внучки Гретль Айхер , которая так прокомментировала свой постоянный интерес к марионеткам: «Что тогда это увлечение жизнью с марионетками? Это удовольствие от выступления? Привлекательность владения «инструментом» до виртуозности? Для меня это процесс сопереживания разума и души? , чувства единения с музыкой и движением, которые оживляют этих любимых существ». Зальцбургский театр марионеток ставит в основном оперы, такие как «Летучая мышь» и «Волшебная флейта» , а также небольшое количество балетов, таких как «Щелкунчик» . Спектакли Зальцбургского театра марионеток ориентированы на взрослых, хотя дети приветствуются. Во дворце Шенбрунн в Вене также есть театр марионеток.
В Чешской Республике театр марионеток имеет очень долгую историю развлечений в Праге . Важной организацией является Национальный театр марионеток. Моцарта В его репертуаре в основном представлены марионеточные постановки знаменитого «Дон Жуана» . В постановке использованы старинные костюмы и прекрасно оформленная обстановка XVIII века. Есть множество других компаний, в том числе Buchty a Loutky («Торты и куклы»), основанная Мареком Бечкой . Rocky IX и Tibet — всего две работы в репертуаре. [15]
В Австралии, как и во многих других странах, сохраняется традиция кукольного театра. Норман Хетерингтон ОАМ, Питер Скривен (основатель Австралийского театра марионеток ), Ричард Брэдшоу ОАМ и Дэвид Сплатт (Театр оспы), Дэвид Гамильтон и Мюррей Рейн - известные кукловоды. Покойный Филипп Эдмистон поставил со своим Квинслендским Театром Марионеток ряд постановок, включая захватывающее «Большое приключение» . [16]
В Пикардии . Лафлер марионетка из Амьена — Cabotans d'Amiens вырезаны вручную из дерева, с центральным стержнем и веревками для рук и ног. Во Франции самой известной марионеткой является Гиньоль , ручная марионетка , созданная в Лионе в 1808 году.
В Соединенных Штатах несколько групп создали постоянные театры или гастрольные программы, посвященные выступлениям марионеток. The Cole Marionettes были основаны Джорджем и Люсиль Коул в Чикаго примерно в 1934 году. [17] Театр марионеток Боба Бейкера в Лос-Анджелесе сейчас считается исторической достопримечательностью, здесь представлены разнообразные шоу марионеток-кабаре. Театр Puppetworks в Нью-Йорке под руководством Ника Копполы работает с 1980 года. [18] Центр кукольного искусства в Атланте занимается развитием и воспитанием артистов-марионеток со всего мира. Le Theater de Marionette в Далласе воссоздал традиционный театр марионеток с кукольным мостиком и полноценными постановками. Театр открыт круглый год. Национальный театр марионеток под руководством Дэвида Сиротиака разработал одни из самых художественно поставленных спектаклей, которые украсили американскую сцену. Спектакль «Марионетки Фрателло» в Данвилле, штат Калифорния, хорошо продуман и демонстрирует почти диснеевское качество. [ нужна ссылка ] Театр Бил Бэрд в Гринвич-Виллидж закрылся в 1987 году, но был признанным на национальном уровне сокровищем. [ нужна ссылка ] которые на протяжении более десяти лет представляли семьям бесчисленное количество шоу, в том числе их вклад в кино и телевидение со знаменитой сценой «Одинокий пастух» из «Звуков музыки» . Марионетки Фриша в Цинциннати были основаны Кевином Фришем, который считался одним из лучших сценических художников-марионеток своего времени. [ нужна ссылка ] Его манипуляции и способность передавать реалистичные движения неодушевленному сравнивают с немецким мастером-кукловодом Альбрехтом Розером . [ нужна ссылка ] Джозеф Кэшор уже более 30 лет гастролирует по Соединенным Штатам с коллекцией марионеток, созданных им самим. [19]
Телевидение и кино
[ редактировать ]С ростом популярности телевидения и кино популярность марионеток росла, особенно в детских программах. История Пиноккио и его диснеевской адаптации ( «Пиноккио »), вышедшей в 1940 году, представляет собой историю о марионетке. В 1947 году Хауди Дуди представил на детском телевидении марионеток, причем Хауди Дуди (главный герой) был марионеткой, а также некоторыми другими персонажами.
В 1950-х годах Бил Бэрд и Кора Айзенберг представили на телевидении множество шоу марионеток, а также были ответственны за эпизод «Одинокий пастух» из классического фильма «Звуки музыки» . Бил Бэрд также написал классическую книгу о своей работе. [20] В Австралии программа под названием «Мистер Сквиггл» , в которой использовалась одноименная марионетка, действовала чуть более 40 лет (1959–1999). Еще одной программой для детей, использующих кукольный театр, был клуб «Волшебный круг» с участием кукол Кассия Кукушки и Леонардо де Веселой птицы.
Начиная с 1940-х годов, BBC в Соединенном Королевстве выпустила широкую серию программ о марионетках для детей, а затем создала Телевизионный кукольный театр BBC , базирующийся в студии Lime Grove Studios с 1955 по 1964 год, обычно под названием « Смотри с матерью» . Различные программы включали «Юла» , «Деревянные вершины» , «Билл и Бен» , «Маффин-мул» , «Рубовия» — сериал, созданный Гордоном Мюрреем и Энди Панди . Позже, в 1960-х годах, Джерри Андерсон со своей женой Сильвией Андерсон и коллегами сняли ряд популярных сериалов «Fireball XL5» , «Stingray» и «Thunderbirds» , в которых впервые была использована техника, сочетающая марионетки и электронику . Это позволяло управлять движением рта марионетки по радио. Методика была запатентована и получила название « супермарионация ». Программы были показаны по всему миру и сейчас широко распространяются на DVD. Андерсон также снял два фильма: Thunderbirds Are Go и Thunderbird 6 . [21] В 1970-е годы в британских сериалах с использованием марионеток были «Приключения Руперта Медведя» , «Мумфи» и «Замок Клоппа» . Некоторые марионетки появляются в «Пипкинсе», а именно Октавия Страус.Совсем недавно марионетки начали вновь появляться на телеэкранах, Coca-Cola использовала марионеток для создания серии рекламных роликов, размещенных в офисе, а в музыкальных клипах они регулярно используются в качестве метафор.
Марионетки фигурируют в фильме 1999 года « Быть Джоном Малковичем» . Джон Кьюсак сыграл манипулятора, называющего себя кукловодом.
Детское шоу BBC Playbus (позже Playdays ) во время работы использовало множество марионеток, в частности, поющую и танцующую марионетку по имени Лиззи Дримс, иногда в паре с другой марионеткой по имени Ник.
«Команда Америки: Мировая полиция» — это фильм 2004 года, созданный «Южного парка» создателями Мэттом Стоуном и Треем Паркером , в котором используется грубый, наивный, детский стиль супермарионации, как в «Тандербердс» . Мэтт Стоун и Трей Паркер назвали свою версию «Supercrappymation», среди прочего, потому, что они намеренно оставили струны видимыми.
В 2004 году также появился полнометражный, отмеченный наградами фэнтезийный фильм о марионетках «Струны » режиссера Андерса Рённоу Кларлунда .
Марионетка также использовалась в эпизоде сериала «Доктор Кто» « Код Шекспира ».
Типы панелей управления
[ редактировать ]Азиатское весло
[ редактировать ]Этот тип управления состоит из множества струн, прикрепленных к закругленной прямоугольной лопатке с короткой ручкой, все струны прикреплены и свисают с внешнего края весла и используются путем выбора каждой струны противоположной рукой и потягивания для управления фигурой, которая висит внизу. [22]
Горизонтальный
[ редактировать ]Этот элемент управления представляет собой планку, которую удерживают в руке в горизонтальной плоскости. Под прямым углом к центральной перекладине может быть множество перекладин, которые, в свою очередь, прикрепляются проволокой к рукам, плечам, спине и т. д. Под основной перекладиной обычно подвешивается пластина меньшего размера, на которой закреплены струны головы; Аналогично, съемный зажим обычно удерживает перекладину для ног. Этот стиль управления обычно используется в США для человеческих фигур и также известен как американский контроль. Подобный контроль почти повсеместно применяется для четвероногих животных; поскольку он имитирует основную форму животного, покачивание его из стороны в сторону позволит контролировать движения ног в унисон. Зальцбургский театр марионеток в Австрии также использует вариант этого стиля для своих человеческих персонажей.
Вертикальный
[ редактировать ]Этот тип управления представляет собой вертикальную планку, в которую под прямым углом вставлены различные планки меньшего размера, к которым прикреплены веревки для головы, плеч, спины и т. д. и т. д. Этот элемент управления обычно имеет съемную ножную планку, которая управляет ходьбой, когда ее удерживают в противоположной руке. Руки управляются тросами, которые вставляются в отверстие в древке, согнутом под углом примерно 45 градусов к древку, и свободно свисают с петлей на конце для прикрепления веревок для рук, которые затем перемещаются пальцами, удерживающими основной вал. Наклон основной стойки с тонким нюансом контролирует голову и тело. Этот тип управления обычно называют британским контролем.Другой вариант вертикального управления встречается в Европе. Обычно жесткий проволочный стержень проходит от центра головы вверх и жестко фиксируется на органе управления. Ножка вставляется через основную стойку, но поворачивается на штифте, позволяя перемещать ноги.
Стили
[ редактировать ]немецкий
[ редактировать ]У них восемь веревок, которые прикреплены к ногам, рукам, голове, плечам и спине. Органы управления расположены горизонтально.
Британский
[ редактировать ]Британские марионетки похожи на немецкие марионетки. Обычная человеческая форма имеет девять струн — по одной струне на каждое колено, руку и плечо, две струны на голову и одну струну на поясницу. Управление обычно представляет собой британское вертикальное управление с отдельной перекладиной для ног. Дополнительная перевязка включает в себя локти, лоб или нос. [23]
Марионетки Пелхэма — это коммерческие британские марионетки, обычно имеющие семь ниток, прикрепленных к ногам, рукам, голове и спине. Органы управления обычно представляют собой горизонтальную складную поперечину. Боб Пелэм разработал британских марионеток в 1947 году. [ нужна ссылка ]
сицилийский
[ редактировать ]Сицилийские марионетки — одни из самых простых в управлении марионеток. Обычно их вырезают из дерева и имеют прочный стержень, который проходит через тело к голове. Этот стержень и одна веревка, прикрепленная к руке, управляют манипуляциями марионетки.
чешский
[ редактировать ]Чешские марионетки из прутьев похожи на сицилийские, но более сложны. Они вырезаны вручную, обычно из липы. У марионеток есть центральный стержень, как у сицилийской марионетки, но также есть веревки для рук и ног. Иногда они также используют веревку для управления ртом или подвижными ушами. Они требуют более умелых манипуляций. У чехов также есть марионетки, у которых нет центрального стержня и веревочек, прикрепленных к голове, плечам и спине. Это самые трудные для манипулирования марионетки из-за отсутствия центрального стержня. Мирослав Трейтнар – признанный мастер-кукловод и преподаватель традиционного чешского мастерства изготовления марионеток.
В статье BBC объясняется, как это ремесло спасло чешскую культуру и язык от уничтожения в пользу немецкого языка. [24]
бирманский
[ редактировать ]Все бирманские марионетки управляются веревкой и являются популярным искусством в Бирме. Марионетки называются Yoke thé (буквально миниатюры) и почти всегда исполняются в операх. Труппа бирманских марионеток должна состоять из 27 персонажей, включая короля, животных, таких как лошадь, слон, тигр, обезьяна и попугай, министров, принца и принцессу, а также шутов. [25] оркестр . Музыку обычно исполняет hsaing waing, традиционный бирманский Бирманские марионетки очень сложны и ловки, поскольку в них используется 18 (для мужских персонажей) или 19 (для женских) проводов, причем каждая марионетка управляется только одним кукловодом.
Галерея
[ редактировать ]- Маленький театр марионеток, Италия, 1959 год.
- Марионетка из семейной компании по производству марионеток Тиллеров, 1870-1890-е гг.
- Марионетка
- Дети наблюдают за марионетками в Нью-Йорке, 1935 год.
- Марионетка в Праге
- Марионетки в действии в приложении «Сказка о двух мышах» Сидни Делле Донн.
- Калабаш марионетка
См. также
[ редактировать ]- Бунраку — традиционный японский кукольный театр.
- Буз-баз , традиционный афганский кукольный спектакль.
- Водный кукольный театр , вьетнамский традиционный кукольный театр.
- Цифровой кукольный театр , анимированные объекты в виртуальной среде, визуализируемые компьютерами в реальном времени.
- Супермарионация , техника кинопроизводства с использованием марионеток, которые могут электронно синхронизировать губы с заранее записанным диалогом.
- «Похоронный марш марионетки» Шарля Гуно , наиболее известный как музыкальная тема к фильму «Альфред Хичкок представляет».
- Игра теней , кукольный театр с использованием силуэтов плоских кукол.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэрд, Бил (1966). Искусство Марионетки . Играет. ISBN 0-8238-0067-9 .
- Биньон, Хелен (1966). Кукольный театр сегодня . Лондон: Studio Vista Limited.
- Двиггинс, Уильям Аддисон (1939). Марионетка в движении; схематически изображена и описана система Пютершайна . Кукольные отпечатки, справочник XII. Детройт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Битон, Мэйбл; Битон, Лес (1948). Марионетки: хобби для каждого . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Каррелл, Дэвид (1992). Введение в куклы и кукольное производство . Лондон: New Burlington Books, Quintet Publishing Limited. ISBN 1-85348-389-3 .
- Дубска, Алиса; Новак, Ян; Маликова, Нина; Зденкова, Мария (2006). Чешский театр кукол . Прага: Театральный институт. ISBN 80-7008-199-6 .
- Латшоу, Джордж (2000). Полная книга кукольного театра . Лондон: Dover Publications. ISBN 978-0-486-40952-8 .
- Логан, Дэвид (2007). Кукольный театр . Брисбенская труппа драматического искусства. ISBN 9780980456301 .
- Робинсон, Стюарт; Робертсон, Патрисия (1967). Знакомство с кукольным театром . Лондон: Mills & Boon Limited.
- Синклер, Анита (1995). Справочник по кукольному театру . Ричмонд, Виктория, Австралия: Издательство Ричарда Ли. ISBN 0-646-39063-5 .
- Суиб, Леонард; Бродман, Мюриэл (1975). Марионетки на сцене! . Нью-Йорк: Harper & Row, Издательство. ISBN 0-06-014166-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кукольный театр сегодня» , Хелан Биньон, стр.11
- ^ Шершоу, Скотт Катлер (1995). Марионетки и «народная» культура . Издательство Корнельского университета. п. 40 . ISBN 0-8014-3094-1 .
- ^ Геродот, Истории , 2.48, о Персее
- ^ Ксенофонт, Симпозиум , 4.55, о Персее
- ^ νευρόσπαστος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ νεῦρον , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ σπάω , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ Список древнегреческих слов, связанных с кукольным театром , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ Аристотель, О движении животных , 350 г. до н.э.
- ^ Блюменталь, Эйлин, Кукольный театр и марионетки , Thames & Hudson, 2005. ISBN 978-0-500-51226-5
- ^ Наблюдения - Глава первая
- ^ МакГрегор, RS (1993). Оксфордский хинди-английский словарь . Оксфорд [Англия]; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1035.
- ^ «Функция марионеток» . Батская хроника и еженедельник . Бат, Великобритания. 2 августа 1944 г. с. 1.
- ^ «Шотландский центр масок и кукол» .
- ^ Чешский театр кукол Алисы Дубской, с. 56
- ^ «Коллекция Филиппа Эдмистона» . Театр кукол «Кабаре» . Австралия. 2019 . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Хейсе, Кенан (21 октября 1986 г.). «Джордж Коул, мастер марионеток Коула» . Чикаго Трибьюн . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Наша история» . www.puppetworks.org . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ^ «Кашорские марионетки» . Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ Искусство марионетки Билла Бэрда
- ^ «Культ — Джерри Андерсон — Тандербердс» . Би-би-си онлайн .
- ^ Марионеточные пьесы из Северного Китая . Перевод Фань Пен Ли Чена. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2017. с. 344. ИСБН 978-1-4384-6483-1 .
- ^ Райт, Джон (1951). Ваш кукольный театр . Сильван Пресс. АСИН B01IPYU7YG .
- ^ Янексела, Жаклин (21 августа 2018 г.). «Почему чехи не говорят по-немецки» . Би-би-си Трэвел . Великобритания . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Хин Зау, Ю (1981). Бирманская культура: общее и частное . Янгон: Корпорация Сарпай Бейкман . стр. 14–28. ОСЛК 31011080 . Проверено 9 ноября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с марионетками, на Викискладе?
- Виртуальный музей куклы и марионетки
- Примеры разных чешских марионеток по материалу.
- Онлайн-галерея и ресурс марионеток из Чехии
- Чешская мастерская марионеток
- Веб-сайт BBC для Thunderbirds
- Скотт Радке
- Баржа кукольного театра
- Nikolai Zykov Theatre
- «Портал кукольного искусства» (на французском языке).
- «Международный институт кукол» (на французском языке).
- Документальный фильм Рогира ван Бека Калкоена 2011 года о чешском кукловоде Павле Труларе.
- «Сказка о двух мышах» Сидни Делле Донн. Страница магазина приложений с описанием и примерами