Jump to content

Супермарионация

Кукольные персонажи-супермарионации из фильмов «Громовые птицы» , «Капитан Скарлет и Мистероны» и «Огненный шар XL5» выставлены в Национальном медиа-музее в Брэдфорде, Великобритания.

Супермарионация ( сочетание слов «супер», « марионетка » и « анимация ») [1] — стиль теле- и кинопроизводства, используемый британской компанией AP Films (позже Century 21 Productions) в своих кукольных телесериалах и художественных фильмах 1960-х годов. Эти постановки были созданы Джерри и Сильвией Андерсон и сняты на студии APF в торговом поместье Слау . Персонажей играли электронные марионетки с подвижной нижней губой, которая открывалась и закрывалась в такт заранее записанному диалогу с помощью соленоида в голове или груди марионетки. Постановки были в основном научной фантастикой, кукольный театр контролировал Кристин Глэнвилл , художественное руководство - Боб Белл или Кит Уилсон , а музыку сочинил Барри Грей . Они также широко использовали масштабных моделей спецэффекты под руководством Дерека Меддингса .

Термин «Супермарионация» впервые был использован во время производства « Суперкара» , последние 13 эпизодов которого были первыми, которые были отмечены как «снятые в Супермарионации». Некоторые источники считают, что его предшественник, «Четыре водопада перьев» , был первым сериалом «Супермарионация», поскольку в нем был введен электронный механизм синхронизации губ , который использовался во всех более поздних кукольных постановках APF.

Этот термин был придуман Джерри Андерсоном, который считал его торговой маркой APF. В более позднем возрасте он сказал, что изобрел этот термин, чтобы повысить «респектабельность» кукольного театра, среды, с которой он изначально не собирался работать. По словам Сильвии, постановки были описаны как «Супермарионация», чтобы отличить их от традиционного кукольного театра. Отмечая, что основным недостатком марионеток APF была их неспособность убедительно ходить, комментаторы утверждали, что этот термин отражает предпочтение Джерри художественного реализма и его желание сделать кукольные техники компании более реалистичными. [2] [3]

Определение [ править ]

Когда мы приступили к созданию кукольного фильма лучшего класса, я искал более подходящий способ объяснить, чем наши постановки отличаются от постановок наших предшественников. Мне хотелось придумать слово, которое бы подчеркивало качество нашей работы, поэтому мы объединили слова «супер», «марионетка» и «анимация». Это не означало ничего другого, и уж точно не относилось к какому-то конкретному процессу. Это была наша торговая марка, если хотите.

- Джерри Андерсон о происхождении термина (2002) [4]

Этот термин был придуман в 1960 году Джерри Андерсоном. [5] Источники описывают супермарионацию как стиль кукольного театра. [6] [7] [8] производственная технология или процесс, [3] [9] [10] [11] [12] или рекламный термин. [13] Эмма Том из Национального музея науки и средств массовой информации определяет это как использование APF электроники для синхронизации движений губ марионеток с заранее записанными диалогами. [3] По словам Джеффа Эванса , он «выражает сложный стиль кукольного театра», используемый в постановках APF. [6] Андерсон отрицал, что этот термин относится к процессу, заявив, что он придумал его как рекламный инструмент, чтобы отделить продукцию APF от других детских кукольных сериалов, таких как «Маффин-мул» и «Люди из цветочного горшка» . [14] Это было мотивировано его смущением при работе с марионетками, а не с живыми актерами, а также его желанием развеять представление о том, что марионетки АПФ были «разновидностью марионеток, которые использовались в дошкольных программах». [15] Он также сравнил Supermarionation с «торговой маркой». [4] По словам Сильвии Андерсон, этот термин использовался, чтобы «отличить чистый сценический кукольный театр от нашей более сложной кинотелевизионной версии». [2] Лу Сеффер с веб-сайта Spy Hollywood называет супермарионацию «маркетинговым термином». [13]

В приложении к британской торговой газете Television Mail в 1960-х годах супермарионация описывалась как «технический процесс», основными особенностями которого, помимо электронного управления марионетками, было использование цветной фотографии на 35 мм . проекция , обратная Съемочные сцены масштаба 1 ⁄, вставки живых выступлений из и спецэффекты в стиле живого действия, а также видеопомощь для руководства съемочной группой. [12] По словам Криса Бентли, этот термин охватывает «все сложные кукольные приемы», используемые APF (главным из которых является автоматическое движение рта), «в сочетании с полным набором средств кинопроизводства, обычно используемых при съемках живых выступлений» (таких как фронтальная съемка). и обратная проекция, натурная съемка и визуальные эффекты ). [16] Другие комментаторы назвали сложность и детализацию кукол, моделей и декораций аспектами Supermarionation. [11] [17] [18] Маркус Хирн заявляет, что этот термин отражал желание Джерри Андерсона «продвигать коллективную изобретательность своей компании как собственный процесс» и «[соединять] свою продукцию с голливудскими фотографическими технологиями, такими как CinemaScope и VistaVision ». Он добавляет, что он «охватывает весь арсенал опыта APF – производственные ценности в моделировании, фотографии, спецэффектах, монтаже и оркестровой музыке, которые никогда так последовательно не применялись ни в одном типе детских программ, не говоря уже о кукольных программах». [19]

История [ править ]

и использование в Андерсона постановках Разработка

Мы были полны решимости оторваться от [детских кукольных программ], поэтому относились к этим программам так, как будто они были чем-то действительно особенным, и надеялись, что люди увидят усилия, которые мы прилагаем, и предложат нам игровые фильмы ... Когда мы это сделали на первых порах мы спрашивали себя, что мы можем сделать, чтобы их улучшить. Кристина Гланвилл , которая была так важна для нас, когда мы продолжали работать над марионетками, постоянно вносила улучшения.

- Сильвия Андерсон о создании APF.
ранние постановки (2001) [20]

Первый опыт Джерри Андерсона в съемках кукол был в 1956 году, когда Pentagon Films - группа из пяти режиссеров, включая Андерсона и его друга Артура Провиса - получила контракт на создание серии Нодди телевизионных рекламных роликов на тему Kellogg для сухих завтраков . Примерно в это же время Пентагон также выпустил 15-минутный кукольный фильм под названием « А вот и Канди» . Эти ранние усилия были замечены детской писательницей Робертой Ли , которая написала сборник сценариев под названием «Приключения Твизла» и искала кинокомпанию, которая могла бы превратить их в кукольный телесериал. К этому времени Андерсон и Провис покинули Пентагон и основали собственную компанию Anderson Provis Films (AP Films или APF). Они приняли заказ, разочарованные тем, что не работают с живыми актерами, но понимая, что им нужны инвестиции Ли, чтобы оставаться в бизнесе. Прежде чем начать производство, Андерсон и Провис наняли трех сотрудников: руководителя непрерывной работы Сильвию Тамм (бывший секретарь Пентагона и будущую жену Андерсона), арт-директора. Рег Хилл и оператор Джон Рид . Все трое позже станут содиректорами новой компании и сыграют значительную роль в развитии ее постановок. [21]

У кукол Твизла были головы из папье-маше с нарисованными глазами и ртами, и каждая управлялась с помощью одной ковровой нити. Речь обозначалась кивком головы. [22] Несколько смущаясь создания детского кукольного сериала, Андерсон и Провис решили создать «Твизл» в стиле художественного фильма, включив в него динамичную съемку и освещение, в надежде, что результаты принесут им более бюджетные заказы с живыми актерами. [23] Чтобы добавить этому более изысканному виду, в сериале часто использовались трехмерные декорации вместо традиционных плоских фонов , а кукловоды Кристин Гланвилл и ее команда управляли марионетками не с пола студии, а с моста над ним. [24] [25]

После завершения Twizzle APF не удалось найти новых клиентов, поэтому приняла от Ли еще один марионеточный заказ: Торчи, мальчика-батарею . [26] В этой серии использовались куклы с головами из «пластикового дерева» (смесь пробковой пыли, клея и денатурата ) и деревянными телами. [27] [28] Головы имели подвижные глазные яблоки и шарнирную челюсть, которая открывалась и закрывалась с помощью веревки. [28] [29] [30] На практике движение челюстей было трудно контролировать из-за покачивания голов марионеток. [31] К тому времени все кукольные декорации были трехмерными. [27] Они также стали более детализированными и сделаны в основном из картона с из стекловолокна . подпорками [20] [31] [32]

После «Торчи» APF разорвала отношения с Ли и выпустила свой первый независимый сериал «Падение четырех перьев » при финансовой поддержке Гранады . [33] Головы марионеток теперь представляли собой полые оболочки из стекловолокна, струны были заменены тонкими вольфрамовыми стальными проволоками, а шарнирная челюсть уступила место электронному механизму синхронизации губ, разработанному Хиллом и Ридом. [34] [35] [36] Синхронизация губ была ключевым шагом в развитии Supermarionation, и поэтому Four Feather Falls рассматривается некоторыми источниками как первая постановка Supermarionation. [37] Этот механизм облегчил кукловодам управление марионетками во время их диалога, поскольку больше не было необходимости запоминать реплики персонажей. [31] [32] По словам Андерсона, поскольку преувеличенные движения больше не были нужны, марионетки наконец смогли говорить, «без того, чтобы их головы болтались, как сломанная игрушка». [32] К настоящему времени движениями кукловодов управляли с помощью базовой формы видеопомощи : телекамеры, установленной непосредственно за пленочной камерой, которая транслировала отснятый материал на различные мониторы по всей студии. [38] [39]

Термин «Супермарионация» был придуман во время производства Supercar , первого сериала APF, созданного для Лью Грейда дистрибьюторской компании ITC Entertainment . Его последние 13 серий были первыми, которые были отмечены как «снятые в Supermarionation». [1] [16]

Суперкар для Thunderbirds

Логотип «Filmed in Supermarionation», вариации которого появлялись в заголовках и заключительных титрах кукольного сериала 1960-х годов, созданного AP Films.

Марионетки и кукольные наборы Супермарионации были построены в Масштаб 1 3 , высота первого составляет примерно два фута (61 см). [7] [40] [41] Каждая марионетка подвешивалась и управлялась с помощью нескольких тонких стальных вольфрамовых проволок, расположенных между 1 5000 и Толщиной 1 3000 дюйма (0,0051–0,0085 мм), заменяя ковровую нить и шпагат , которые использовались до водопада «Четыре пера» . [35] [42] [43] Чтобы сделать провода неотражающими, их сначала покрасили в черный цвет; это сделало их толще и заметнее, поэтому производители Ormiston Wire разработали метод их химического затемнения, чтобы сохранить их тонкость. [43] [44] [45] Во время съемок провода часто приходилось скрывать с помощью «антибликового» (жирового тумана) спрея или краски различных цветов, чтобы они гармонировали с декорациями и фоном. [34] [46] Балансировка веса имела решающее значение: слишком легкими марионетками было бы трудно управлять; слишком тяжелые, и их провода не выдержат нагрузки. [47] Вставки из реальных человеческих рук, рук и ног использовались для демонстрации сложных действий, которые куклы не могли выполнять, например, управления механизмами. [48] В интервью 1965 года Рег Хилл подсчитал, что в постановках «Супермарионация» содержится «в три или четыре раза» больше монтажных роликов, чем в живых выступлениях, потому что отсутствие выражения лица у марионеток делало невозможным поддерживать интерес зрителя «более чем на несколько секунд». "за выстрел. [49]

Отличительными особенностями марионеток были полые головы из стекловолокна и соленоиды, которые приводили в движение их автоматические движения рта. [50] Диалоги персонажей были записаны на две кассеты. [31] [34] [51] Один из них будет проигрываться во время съемок, чтобы направлять кукловодов, а затем станет основой саундтрека; другой будет преобразован в серию электрических сигналов. [31] [34] [51] У каждой марионетки было два электрифицированных провода, которые передавали сигналы в ее голову; в нем был соленоид, который под действием сигналов заставлял нижнюю губу марионетки открываться и закрываться с каждым слогом. [31] [51] [52] Головы обычных персонажей были целиком сделаны из стекловолокна; Протоголовы лепились из глины или пластилина , а затем заключались в резину (или силиконовую резину ) для создания форм, на которые смола из стекловолокна наносилась для создания готовых оболочек. Приглашенных персонажей играли куклы, называемые «реконструкциями», лица которых были вылеплены из пластилина на безликих головах из стекловолокна. [53] Это позволило переделывать модификации от одного эпизода к другому и играть более широкий круг персонажей. [54] Многие завсегдатаи были созданы по образцу современных голливудских актеров. [55] Глаза марионеток двигались с помощью радиоуправления. [56]

Расположение механизма синхронизации губ определяло пропорции тела марионеток . [57] Во всех сериях Supermarionation вплоть до Thunderbirds соленоид располагался в голове. Это означало, что голова была слишком большой по сравнению с остальной частью тела; последний нельзя было увеличить до нужного размера, поскольку это сделало бы марионеток слишком громоздким для эффективной работы, а также потребовало бы соответствующего увеличения всех элементов набора. [57] [58] По словам комментатора Дэвида Гарланда, на диспропорцию частично повлияли «эстетические соображения… теория заключалась в том, что голова несет в себе личность марионетки». [59] Это привело к тому, что многие марионетки стали выглядеть карикатурно , хотя Андерсон заявил, что это не было намеренно. [59] [60]

Капитан редизайн куклы Скарлет :

Между Thunderbirds , Captain Scarlet и Mysterons разработка миниатюрных электронных компонентов побудила APF – теперь называемую Century 21 Productions – создать новый тип марионеток. Вариант уменьшения размеров головы был отвергнут в пользу перемещения всего механизма синхронизации губ на грудь, где он соединялся со ртом кабелем, проходящим через шею. [58] [61] [62] [63] [64] Это позволило уменьшить головы и сделать марионеток Капитана Скарлет и более поздних серий в естественных пропорциях. [62] [63] [64] Примерно в это же время Century 21 также попыталась сделать лица марионеток более реалистичными, создав их из нового гибкого материала, но результаты оказались неудовлетворительными, и от этой идеи отказались. [61] Поскольку из-за уменьшенного размера головы стало труднее лепить лица из пластилина, гостевых персонажей теперь играла группа постоянных марионеток, полностью изготовленных из стекловолокна, которые были изготовлены по тем же стандартам качества, что и обычные персонажи. [65] Его сравнивают с « репертуарной труппой ». [65] внешний вид этих кукол можно было поверхностно менять, например, добавляя или удаляя волосы на лице.

В интервью 2002 года Андерсон сказал, что во время производства «Капитана Скарлет» он надеялся перейти на телевидение с живыми актерами и что он одобрил новые марионетки как компромисс из-за своей неспособности использовать живых актеров. [66] В 2006 году он вспоминал, что Century 21 был « типичным » из-за своего кукольного театра: «Зная, что это единственное, на что я мог получить финансирование, я отчаянно хотел, чтобы это выглядело как можно ближе к живому действию. . И я думаю, именно это побудило меня внедрить все улучшения и методы». [60] Том считает, что редизайн отразил стремление Андерсона к большему «реализму и зрелищности». [3]

Не все коллеги Андерсона приветствовали эти изменения. Скульптор и оператор кукол Джон Бландалл уничижительно назвал новые куклы «маленькими человечками», лишенными индивидуальности своих предшественников, а также заявив, что повышенный акцент на реализм препятствовал творчеству кукольников. [59] Коллега-скульптор Терри Кертис считал, что редизайн лишил марионеток «очарования». [40] По словам режиссера Десмонда Сондерса , APF пыталась «сделать все, чтобы [марионетки] выглядели как обычные люди. Но они не обычные люди! ... Я часто задаюсь вопросом, не лучше ли было бы сделать их больше похожими на марионеток». , не менее похожие на марионеток». [61] Недостатком головок меньшего размера было то, что они нарушали распределение веса; из-за этого марионетками стало труднее управлять, до такой степени, что их часто приходилось фиксировать с помощью G-зажимов, чтобы они оставались устойчивыми. [59] [67] Кроме того, из-за проблем с достижением реалистичной глубины резкости было значительно сложнее снимать кадры крупным планом. [67]

Проблема движения марионеток [ править ]

Главным недостатком марионеток была их неспособность убедительно ходить. [3] [7] [30] [68] Это было связано с их небольшим весом и тем, что ноги каждой марионетки управлялись всего двумя струнами, что делало невозможным сложное артикуляцию. [69] По словам Сильвии Андерсон, редизайн усугубил основные недостатки марионеток: «Чем более реалистичными становились наши куклы, тем больше проблем у нас с ними возникало… В Thunderbirds можно было просто избежать неловких моментов, потому что пропорции персонажи все еще были карикатурными. Позже, когда мы разработали более реалистичный подход... все еще несовершенная походка стала [все] более очевидной». [70] Чтобы ограничить потребность в движении ног, многие сцены с прогулками снимались выше пояса , причем движение подразумевалось тем, что кукловод удерживал ноги вне кадра и подпрыгивал марионетку вверх и вниз, толкая ее вперед. [71] [72] В других сценах куклы стояли, сидели или управляли транспортными средствами. [69] Текс Такер, герой «Четырех перьевых водопадов» , избегает ходьбы, катаясь на лошади по имени Рокки, а персонажи « Огненного шара XL5» , «Стингрей» и «Тандербердс» достигают того же, используя личное судно на воздушной подушке. [73] [74] [75] Сосредоточение внимания Supercar и Stingray прикованного к футуристическому «парящему креслу», являются примерами других устройств , на одноименном автомобиле и подводной лодке, а также человека парализованного изображение командира Шора в фильме Stingray как , используемых для преодоления отсутствия у марионеток мобильности. [3] [7] [46] [76]

Поскольку у нас были персонажи, которые не могли нормально стоять, чтобы их колени не провисали, и персонажи, у которых не было выражения лица, было очень сложно сыграть любовную сцену и невозможно было устроить драку. И поэтому казалось, что лучше всего выбирать что-то быстрое и захватывающее, поэтому казалось, что научная фантастика — лучший вариант.

Джерри Андерсон о необходимости сделать марионетку
сериал как научная фантастика (2006) [77]

В интервью 1977 года Джерри Андерсон сказал, что шаги, предпринятые для того, чтобы сделать марионеток более реалистичными, были попыткой «сделать [марионетку] средней респектабельности». О подготовке к «Суперкару» , первой научно-фантастической постановке APF, он вспоминал: «[думая], что, если мы развернём историю в будущем, там будут движущиеся дорожки , а куклы будут ездить в машине большую часть времени. так что было бы гораздо легче сделать их убедительными». По словам интервьюера Кевина О'Нила , такое использование будущих настроек для большего реализма «почти случайно» гарантировало, что все последующие серии APF будут научной фантастикой. [68] В 2006 году Андерсон заявил, что переход к этому жанру «вообще не был сознательным шагом», а скорее естественным прогрессом, учитывая основные недостатки марионеток. [77] Сильвия сказала, что причины были бюджетными, поскольку APF еще не мог себе позволить работать с живыми актерами: «... мы выбирали сюжеты, которые мы могли бы легко реализовать в миниатюрном масштабе». [77]

» Андерсона Дэвид Гарланд называет движение персонажей « bête noire и заявляет, что ограниченная подвижность марионеток привела к тому, что «научная фантастика с тяжелыми транспортными средствами» стала его «предпочтительным жанром». [46] Он считает использование марионеток - марионеток, «возможно, наиболее неподходящих» для формата действия - «одним из самых ярких парадоксов» постановок Андерсона. [78] Кэролайн Перси из Wales Arts Review комментирует, что включение «футуристических транспортных средств», таких как Supercar, позволило APF разработать «более захватывающие и творческие сценарии» и «обойти ограничения марионеток... чтобы придать их «игре» целостность. соответствовать материалу». [50]

В последнем сериале «Супермарионация», «Секретная служба », кадры с живыми актерами использовались до такой степени, что результат, по словам Стивена Ла Ривьера, был «на полпути между живым действием и супермарионацией». Его главный герой, Стэнли Анвин, был создан по образцу одноименного комика , который одновременно озвучивал марионеточного персонажа и служил его двойником человеческого тела в общих планах и других сценах, где использовать марионетку было непрактично. По словам Андерсона, это был еще один способ избежать проблемы отсутствия мобильности: «Мне пришла в голову идея заставить Стэнли Анвина делать все снимки при ходьбе и вождении на этой модели Ford T, которая была у [персонажа]. Например, у вас был эпизод, в котором Стэнли Анвин подъезжал к зданию на своей модели Т, он... выходил, шел по дорожке, и как только он открывал дверь, вы поворачивали в обратном направлении. ракурс, и это будет марионетка Стэнли Анвина... Я использовал Стэнли Анвина, женатого на своей собственной марионетке, чтобы он мог делать все то, чего марионетка не могла сделать». [79]

Спецэффекты [ править ]

Специальные эффекты были созданы с использованием миниатюрных моделей и наборов различных масштабов. [48] При их строительстве использовались самые разнообразные материалы – например, скальные поверхности были изготовлены из окрашенных блоков полистирола, а миниатюрные транспортные средства включали в себя переработанные предметы домашнего обихода и детали из наборов игрушечных моделей. [80] [81] Освещение, используемое для съемки эффектов, было в пять раз мощнее, чем обычно используемое при съемках живых выступлений. [48] Эффекты обычно снимались на высокой скорости (от 72 до 120 кадров в секунду ), а при постобработке отснятый материал замедлялся, чтобы придать ощущение большей тяжести или устойчивости, что делало эпизоды более реалистичными. [48] [82] [83] Высокоскоростная съемка была необходима для съемок на воде, чтобы небольшая рябь внутри съемочного резервуара выглядела как океанские волны. [82] Поскольку декорации создавались в масштабе, часто было трудно сохранить реалистичное ощущение глубины. [12] [84]

Подводные сцены снимались не в воде, а на сухих съемочных площадках с тонким аквариумом между съемочной площадкой и камерой для искажения освещения. В аквариум были добавлены струи пузырей и маленькие рыбки, чтобы создать вынужденную перспективу . [85] Начиная со «Стингрея» , кадры самолетов в полете снимались с использованием техники под названием «катящееся небо», которая была разработана режиссером эффектов Дереком Меддингсом, чтобы позволить снимать динамичные кадры в ограниченном пространстве. Он заключался в том, чтобы нарисовать фон неба на холсте, который затем был намотан вокруг пары роликов с электроприводом, и создать впечатление движения, пропуская холст вокруг роликов по непрерывному циклу, а не перемещая сам миниатюрный самолет. [86] В Thunderbirds была представлена ​​«катящаяся дорога», адаптация техники, при которой элементы переднего, среднего и заднего плана дорожных последовательностей создавались как отдельные рулоны зацикленного холста и вращались с различной скоростью. [87]

В стремлении к реализму вновь построенные модели и наборы намеренно «пачкали» краской, маслом, грифелем карандашей и другими веществами, чтобы придать им подержанный или состаренный вид. [88] Пороховые гранулы Jetex устанавливались на днище миниатюрных наземных транспортных средств и выпускали струи газа, напоминающие следы пыли. [89] Со временем эффекты, используемые в кукольных перестрелках, стали более сложными: тогда как эффекты выстрелов в «Четырех перопадах» создавались путем простого нанесения отметок на негатив пленки (которые проявлялись в виде белых вспышек на готовом отпечатке), для более поздних серий миниатюры марионеток Винтовые пушки были оснащены небольшими зарядами, стрелявшими от автомобильного аккумулятора. [90]

Список Андерсона Supermarionation постановок

Заголовок Годы) Формат Примечания
Четыре перьевых водопада 1960 Сериал Первый сериал APF, в котором используются марионетки с головами из стекловолокна и электронными механизмами синхронизации губ. [34] [35] [36] Некоторые источники считают его первой серией Supermarionation. [10] [37] [48] [91] [92] хотя этот термин не использовался до производства суперкаров . [6] [7] [93] [94]
Суперкар 1961-62 Сериал Первая постановка, в которой используются эффекты ракеты, эффекты обратной проекции и подводные сцены, снятые «всухую» через резервуары с водой. [95] [96] Второй сериал из 13 серий был первым, который был отмечен как «снятый в Supermarionation», и первым, для которого были скопированы марионетки, чтобы позволить снимать эпизоды парами отдельными съемочными группами. [16] [97] [98] Это также ознаменовало появление специального подразделения по спецэффектам, возглавляемого Дереком Меддингсом . [98]
Огненный шар XL5 1962-63 Сериал Первая постановка, в которой используются эффекты фронтальной проекции и головы марионеток с моргающими глазами. [99] [100]
Стингрей 1964-65 Сериал Первая цветная серия APF. Первая постановка, в которой выражение лица кукол можно было варьировать: теперь у главных героев могли быть «улыбающиеся» и «нахмуренные» головы. Для большего реализма также были введены подвижные руки и стеклянные глаза (с миниатюрными отпечатками настоящих человеческих глаз). [101] [102]
Тандербердс 1965-66 Сериал
Громовые птицы уходят 1966 Художественный фильм Почти все головы марионеток к тому времени были сделаны из стекловолокна (ранее лица приглашенных персонажей лепились из пластилина). [103] «Недостаточно управляемые» куклы, лишенные проводов и управляемые с пола студии, были представлены в сценах, показывающих сидящих персонажей - например, летчиков-истребителей в кабинах самолетов. [104]
Капитан Скарлет и Мистероны 1967-68 Сериал Механизм синхронизации губ был перенесен на грудь, что позволило изменить дизайн марионеток, придав им естественные пропорции. Приглашенных персонажей теперь играла « репертуарная труппа » постоянных марионеток из стекловолокна, которых можно было поверхностно изменять для каждой роли (например, добавляя или удаляя волосы на лице). [65] [105] Глаза теперь были пластиковыми. [104]
Тандерберд 6 1968 Художественный фильм Марионетки в основном сохранили пропорции тела до капитана Скарлет , хотя головы и руки были сделаны немного меньше. [106] Первая постановка, включающая обширные натурные съемки. [107]
Джо 90 1968-69 Сериал
Секретная служба 1969 Сериал Показаны обширные кадры с живыми актерами. Последний сериал, который будет «снят в Супермарионации». [108]
Капитан Скарлет ЗИГ 2001 Документальный фильм Документальный фильм на DVD о создании «Капитана Скарлет» . В связующих эпизодах фигурируют марионеточные персонажи Капитанов Скарлет и Блю . Продюсировал Джерри Андерсон, и считается, что он был «снят в Supermarionation». [109]

В число кукольных работ Андерсонов также входил «Следователь» (1973), пилотная версия еще не созданного сериала «Супермарионация». В нем участвовали как марионетки, так и живые актеры, но в титрах не было термина «Супермарионация». [110] [111]

Критический ответ [ править ]

Отмечая, что Джерри Андерсон предпочел бы создавать живые постановки вместо кукольных сериалов, Перси утверждает, что его стиль съемок был разработан, чтобы «сделать кукольный фильм как можно более «респектабельным». Она также отмечает, что методы съемок APF «не только приведут к уровню качества и изысканности, невиданному ранее в семейных шоу, но и дадут начало некоторым из самых знаковых сериалов в истории британского детского телевидения». [50]

Гарланд описывает основную тему работ Андерсона как «саморефлексивную одержимость эстетикой реализма ( или, точнее, поверхностным реализмом, часто связанным с натурализмом), порожденную нереализованным желанием снимать игровые фильмы для взрослых», далее комментируя, что Типичная роль Андерсона в роли создателя кукольного телевидения «повела его на всю жизнь в стремлении усовершенствовать симуляцию реальности». Он отмечает, что увлечение Андерсона куклами началось в то время, когда западный кукольный театр «стал все более маргинализированным и стал ассоциироваться с детскими развлечениями», и что в постановках APF использовалась «эстетика постепенного реализма», чтобы привлечь внимание детей и взрослых. одинаково (целевая аудитория, которую Андерсоны называли « кидалтом »). [112] Гарланд предполагает, что это стремление к повышенному реализму перекликается с «собственными попытками театра марионеток XIX века отличиться от других форм кукольного театра (особенно перчаточных кукол ), что также включало привязку к недавно возникшей реалистической эстетике во всем искусстве». [113]

Техники-преемники [ править ]

В 1983 году Джерри Андерсон вернулся к кукольному театру со своим независимым научно-фантастическим сериалом «Терраястребы» . Персонажи этого сериала были созданы в виде резиновых ручных марионеток высотой три фута (0,91 м), которыми управляли с пола студии в процессе, названном «Супермакромация». [46] [114] Это было похоже на методы, используемые американским кукольником Джимом Хенсоном . [50]

В 2004 году Андерсон создал ремейк «Капитана Скарлет» под названием «Новый капитан Скарлет» , который был создан с использованием компьютерных изображений (CGI) и методов захвата движения . Захват движения широко использовался для сцен действий, поскольку он обеспечивал более убедительное движение персонажей. Как дань уважения Supermarionation, сериал был назван «созданным в Hypermarionation». [115] [116] По словам Андерсона, «Гипермарионация» была не просто анимацией, а «фотореалистичным» методом производства, сочетающим компьютерную графику, изображение высокой четкости и объемный звук. Гарланд предполагает, что с помощью «Гипермарионации» Андерсон стремился достичь «гиперреальной симуляции своей утопии в игровом кино». [115]

В 2014 году на Kickstarter была запущена кампания по финансированию ремейка аниме-сериала « Огненный шторм », который будет производиться с использованием техники под названием «Ультрамарионация». [117]

Возрождение [ править ]

В 2010-х годах Стивен Ла Ривьер и его продюсерская компания Century 21 Films начали возрождение «Супермарионации». [118] Их продукция перечислена ниже.

Заголовок Год Формат Примечания
Снято в Супермарионации 2014 Документальный фильм Включает недавно отснятые кукольные сцены Supermarionation с участием персонажей из Thunderbirds . [119] [120] [121] [122]
Thunderbirds: Юбилейные эпизоды 2015 Мини-сериал Экранизации трех Thunderbirds аудиоспектаклей , выпущенных в 1960-х годах. Сделано в честь 50-летия сериала и снято с использованием методов производства Supermarionation 1960-х годов. [121] [123] [124]
Небула-75 2020 Веб-сериал Кукольный веб-сериал, созданный во время карантина из-за COVID-19 в Великобритании . Снят в духе постановок APF начала 1960-х годов и считается «снятым в супермарионации и суперизоляции». [125]

Компания Century 21 Films также работала над «Аполлоном», эпизодом сериала « Индевор» 2019 года , действие которого частично происходит на телестудии, которая снимает кукольный сериал под названием « Лунные рейнджеры» . В этом эпизоде ​​представлены эпизоды с марионетками «история в истории» , которые были написаны и сняты как дань уважения Supermarionation. [126] [127]

Постановки, не принадлежащие Андерсону, с аналогичных использованием техник

В кукольном сериале «Космический патруль» , созданном Робертой Ли и Артуром Провисом и снятом компанией Ли National Interest Picture Productions , использовались марионетки, аналогичные марионеткам из ранних сериалов APF (включая использование автоматического движения рта). Однако они были выполнены в естественных пропорциях тела. [128]

В японских сериалах «Воздушный город 008» (1969) и «X-Bomber» (1980) также фигурировали куклы в стиле «Супермарионация». [129] [130] причем последний из двух называет свой стиль съемок «Супермариорама» в отношении «Супермарионации». В Южной Африке аналогичные технологии использовались при изготовлении Интерстера (1982–86). Американский кукольный сериал «Super Adventure Team» (1998) был создан в подражание «Супермарионации», но с более взрослыми темами и наводящими на размышления ситуациями. [131]

«Команда Америки: Мировая полиция» , кукольный фильм 2004 года Южного парка создателей Трея Паркера и Мэтта Стоуна , был вдохновлен «Тандербердс» и был описан как имитация или пародия на постановки «Супермарионации». [9] [10] [11] [132] Стоун и Паркер окрестили свой съемочный процесс «Супер-дразнью» (или «Супер-дразнью»), поскольку провода намеренно оставались видимыми. [133] [134] [135] [136]

Эпизод «Звёздные врата SG-1» , « 200 » (2006), представляет собой автопародию, в которой персонажей играют марионетки в стиле «Супермарионация». [137] [138]

См. также [ править ]

Ссылки и дополнительная литература [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б Река 2009, с. 67.
  2. ^ Jump up to: а б Гарланд, с. 65.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Том, Эмма (27 декабря 2012 г.). «Супермарионация: Джерри Андерсон, жизнь в кукольном театре» . blog.scienceandmediamuseum.org.uk . Брэдфорд, Великобритания: Национальный музей науки и средств массовой информации . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 21 августа 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Арчер, Саймон ; Хирн, Маркус (2002). Что заставило Thunderbirds уйти! Официальная биография Джерри Андерсона . Лондон, Великобритания: Книги BBC . п. 69. ИСБН  978-0-563-53481-5 .
  5. ^ Хирн, с. 20.
  6. ^ Jump up to: а б с Эванс, Джефф (2006) [2001]. Телекомпания «Пингвин» . Справочник по пингвинам (3-е изд.). Лондон, Великобритания: Penguin Books . стр. 794–795. ISBN  978-0-141-02424-0 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Льюис, Джон Э.; Стемпель, Пенни (1996) [1993]. Культовое телевидение: Основное руководство для критиков . Лондон, Великобритания: Pavilion Books . стр. 175–176. ISBN  9781857939262 .
  8. ^ Сангстер и Кондон, стр. 726-727.
  9. ^ Jump up to: а б Коэн, Ноам (28 декабря 2012 г.). «Встреча за завтраком: ужесточение правил Интернета в Китае и Thunderbirds смерть создателя » . mediadecoder.blogs.nytimes.com . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Компания New York Times. Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Томсон, Иэн (26 декабря 2012 г.). « Тандербердс » , создатель Капитана Скарлет Джерри Андерсон, умер в возрасте 83 лет . theregister.co.uk . Ситуация Издательство. Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 17 мая 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Мохан, Марк (9 января 2019 г.). «Супермарионация возвращается с выпуском DVD любимого телесериала Джерри Андерсона 1960-х годов: Неделя в Компьютерщике» . oregonlive.com . Предварительные публикации . Проверено 18 мая 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б с О'Нил, с. 4.
  13. ^ Jump up to: а б Сеффер, Лу (2 февраля 2013 г.). «Вспоминая Джерри Андерсона, известного как британский Уолт Дисней» . spyhollywood.com . Мировые СМИ ШПИОНА. Архивировано из оригинала 18 июня 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  14. ^ Арчер, Саймон; Николлс, Стэн (1996). Джерри Андерсон: Официальная биография . Лондон, Великобритания: Книги легенд . п. 50. ISBN  9780099781417 .
  15. ^ Хирн, с. 32.
  16. ^ Jump up to: а б с Бентли, с. 48.
  17. ^ Спенглер, Билл (весна 2019 г.). Юри, Майкл (ред.). «Ретро-телевидение: Thunderbirds все еще живы!». РетроФан . № 4. Роли, Северная Каролина: TwoMorrows Publishing . п. 41. ISSN   2576-7224 .
  18. ^ Джексон, Кевин (15 мая 1993 г.). «В будущее без каких-либо условий: пока другие получают прибыль, Джерри Андерсон снимает рекламу. Но, как обнаруживает Кевин Джексон, создатель Thunderbirds больше не совершит ошибку» . Независимый . Лондон, Великобритания: Independent Print. Архивировано из оригинала 2 июля 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  19. ^ Хирн, стр. 20; 33.
  20. ^ Jump up to: а б Льюис, Джим (май 2001 г.). Ричардсон, Майкл (ред.). «Говорит леди Пенелопа: интервью с Сильвией Андерсон». Экшн ТВ . № 4. Лидс, Великобритания: The Shipley Print Company. п. 8.
  21. ^ Река 2014, стр. 14-16.
  22. ^ Роджерс и др., с. 11.
  23. ^ Река 2014, с. 17.
  24. ^ Бентли, с. 16.
  25. ^ Река 2009, стр. 15–16.
  26. ^ Река 2014, с. 25.
  27. ^ Jump up to: а б Бентли, с. 22.
  28. ^ Jump up to: а б Река 2009, с. 19.
  29. ^ Роджерс и др., с. 12.
  30. ^ Jump up to: а б Пил, с. 16.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Хирш, с. 61.
  32. ^ Jump up to: а б с Роджерс и др., с. 13.
  33. ^ Река 2014, с. 51.
  34. ^ Jump up to: а б с д и Холлисс, с. 45.
  35. ^ Jump up to: а б с Бентли, с. 31.
  36. ^ Jump up to: а б Меддингс, с. 10.
  37. ^ Jump up to: а б Бентли, стр. 29; 31.
  38. ^ Река 2014, стр. 55-57.
  39. ^ Хирн, стр. 24-25.
  40. ^ Jump up to: а б Река 2014, с. 245.
  41. ^ Хирш, стр. 61; 63.
  42. ^ Река 2009, стр. 28; 40.
  43. ^ Jump up to: а б Селлерс, с. 92.
  44. ^ Река 2009, с. 28.
  45. ^ « Thunderbirds Пример кукол » . ormiston-wire.co.uk . Айлворт, Великобритания: Ormiston Wire. Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года . Проверено 16 сентября 2019 г.
  46. ^ Jump up to: а б с д Гарланд, с. 70.
  47. ^ Роджерс и др., с. 168.
  48. ^ Jump up to: а б с д и Хирш, с. 64.
  49. ^ Река 2014, стр. 180-181.
  50. ^ Jump up to: а б с д Перси, Кэролайн (5 апреля 2017 г.). Раймонд, Гэри; Моррис, Фил (ред.). «Жизнь и творчество Джерри Андерсона: все может случиться в ближайшие полчаса!» . Обзор искусств Уэльса . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 1 июля 2018 г.
  51. ^ Jump up to: а б с Пил, с. 17.
  52. ^ Река 2009, с. 29.
  53. ^ Река 2009, стр. 32–33.
  54. ^ Роджерс и др., с. 78.
  55. ^ Река 2014, с. 241.
  56. ^ Пил, с. 18.
  57. ^ Jump up to: а б Река 2009, с. 150.
  58. ^ Jump up to: а б « Капитан Скарлет (1967)» . toonhound.com . Архивировано из оригинала 3 мая 2008 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д Гарланд, с. 64.
  60. ^ Jump up to: а б Селлерс, с. 105.
  61. ^ Jump up to: а б с Река 2009, с. 151.
  62. ^ Jump up to: а б Уикс, Саймон (29 декабря 2003 г.). «Как и почему супермарионация - Часть 4» . tv Century21.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
  63. ^ Jump up to: а б Маркус, Лоуренс; Халс, Стивен (2000). « Капитан Скарлет и Мистероны : Обзор телевизионного рая» . www.tvheaven.co.uk . Архивировано из оригинала 29 июня 2008 года . Проверено 1 октября 2009 г.
  64. ^ Jump up to: а б Уикс, Саймон (2 января 2004 г.). «Часто задаваемые вопросы – Марионетки» . tv Century21.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 1 октября 2009 г.
  65. ^ Jump up to: а б с Река 2009, стр. 154-155.
  66. ^ Андерсон, Джерри (25 апреля 2002 г.). «Крестный отец громовержцев » . Завтрак BBC (интервью). Беседовал Тернбулл, Билл ; Раворт, Софи . Лондон: Новости BBC. Архивировано из оригинала 1 июля 2004 года . Проверено 3 декабря 2009 г.
  67. ^ Jump up to: а б Река 2014, с. 264-265.
  68. ^ Jump up to: а б О'Нил, с. 13.
  69. ^ Jump up to: а б Пил, с. 19.
  70. ^ Река 2009, с. 153.
  71. ^ Роджерс и др., с. 15.
  72. ^ Река 2014, с. 199.
  73. ^ Селлерс, стр. 78; 84.
  74. ^ Холлисс, с. 47.
  75. ^ Пил, с. 20.
  76. ^ Река 2009, с. 44.
  77. ^ Jump up to: а б с Селлерс, с. 83.
  78. ^ Гарланд, стр. 70–71.
  79. ^ Река 2009, стр. 190-191.
  80. ^ Меддингс, стр. 27-28.
  81. ^ Река 2014, стр. 114-115.
  82. ^ Jump up to: а б Меддингс, с. 16.
  83. ^ Река 2014, с. 148.
  84. ^ Роджерс и др., с. 162.
  85. ^ Меддингс, стр. 16-17.
  86. ^ Меддингс, стр. 36-37.
  87. ^ Меддингс, с. 72.
  88. ^ Меддингс, стр. 17-18.
  89. ^ Меддингс, с. 54.
  90. ^ Меддингс, стр. 98-99.
  91. ^ Ла Ривьер, Стивен . «История будущего: история AP Films и Century 21» . Filmedinsupermarionation.com . Фильмы века 21 . Проверено 9 июня 2020 г.
  92. ^ Эллиотт, Дэвид . «Предисловие» . Filmedinsupermarionation.com . Фильмы века 21. Архивировано из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  93. ^ Сангстер и Кондон, стр. 318; 726-727.
  94. ^ Льюис, Ричард (2002) [2001]. Энциклопедия культового детского телевидения . Лондон, Великобритания: Эллисон и Басби . стр. 285–286. ISBN  9780749005290 .
  95. ^ Река 2009, стр. 56; 61.
  96. ^ Хирш, с. 62.
  97. ^ Хирн, с. 33.
  98. ^ Jump up to: а б Река 2009, стр. 65; 67.
  99. ^ Бентли, с. 62.
  100. ^ Река 2009, с. 103.
  101. ^ Река 2009, стр. 97–98.
  102. ^ Хирш, с. 63.
  103. ^ Река 2009, с. 132.
  104. ^ Jump up to: а б Река 2009, с. 152.
  105. ^ Бентли, с. 119.
  106. ^ Бентли, с. 304.
  107. ^ Река 2009, с. 169.
  108. ^ Бентли, с. 152.
  109. ^ Бентли, с. 322.
  110. ^ Бентли, с. 314.
  111. ^ Река 2009, с. 201.
  112. ^ Гарланд, стр. 62-64.
  113. ^ Гарланд, с. 66.
  114. ^ Бентли, с. 227.
  115. ^ Jump up to: а б Гарланд, стр. 71–72.
  116. ^ Бентли, с. 285.
  117. ^ « Firestorm стремится стать Thunderbirds 21-го века с марионетками следующего поколения» . CNET . Сан-Франциско, Калифорния: CBS Interactive . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 23 июня 2018 г.
  118. ^ Дейл, Крис (28 января 2021 г.). «Супермарионация в 60 лет» . networkonair.com . Сетевая дистрибуция. Архивировано из оригинала 30 января 2021 года . Проверено 27 апреля 2021 г.
  119. ^ Река 2014, с. 337.
  120. ^ Тренхольм, Ричард (30 сентября 2014 г.). «Восхитительный документальный фильм о Thunderbirds идет за нитями» . CNET . Сан-Франциско, Калифорния: CBS Interactive. Архивировано из оригинала 18 декабря 2016 года . Проверено 16 сентября 2019 г.
  121. ^ Jump up to: а б Флетчер, Гарри (15 июля 2015 г.). « Громовые птицы снова в игре – на этот раз с марионетками» . Цифровой шпион . Лондон, Великобритания: Hearst UK . Архивировано из оригинала 16 июня 2019 года . Проверено 16 сентября 2019 г.
  122. ^ «Ормистон поставляет проволоку для нового документального фильма о супермарионации» . ormiston-wire.co.uk . Айлворт, Великобритания: Ormiston Wire. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 года . Проверено 16 сентября 2019 г.
  123. ^ « Thunderbirds – Специальное предложение к 50-летию» . Century21films.co.uk . Фильмы века 21. Архивировано из оригинала 7 мая 2020 года . Проверено 5 июня 2020 г.
  124. ^ Пейн, Сэмюэл (14 мая 2016 г.). « Thunderbirds 1965 года Обзор Blu-Ray » . Entertainment-focus.com . Пиньята Медиа. Архивировано из оригинала 16 сентября 2019 года . Проверено 16 сентября 2019 г.
  125. ^ Брэкстон, Марк (27 апреля 2020 г.). «Вот как кукольный спектакль по мотивам Джерри и Сильвии Андерсон был создан и снят в условиях изоляции» . Радио Таймс . Лондон, Великобритания: Компания Immediate Media . Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 5 июня 2020 г.
  126. ^ Брэкстон, Марк (18 февраля 2019 г.). « Эпизод Endeavour 'Apollo' - любовное письмо к стилю супермарионации Thunderbirds и Stingray » . Радио Таймс . Лондон, Великобритания: Компания Immediate Media. Архивировано из оригинала 18 февраля 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  127. ^ « Индевор », 6 сезон: Супермарионация . pbs.org . Образовательный фонд WGBH . Проверено 18 мая 2020 г.
  128. ^ Фрайер, Ян (2016). Миры Джерри и Сильвии Андерсон: история международного спасения . Фонтхилл Медиа. п. 47. ИСБН  978-1-781555-04-0 .
  129. ^ Клементс, Джонатан ; Тамамуро, Мотоко (2003). Энциклопедия дорамы: Путеводитель по японским теледраматам с 1953 года . Беркли, Калифорния: Stone Bridge Press . ISBN  1-880656-81-7 .
  130. ^ Росс, Дэниел (2020). Часто задаваемые вопросы о Queen: все, что нужно знать о самой эксцентричной группе Великобритании . Лэнхэм, Мэриленд: Книги Backbeat . п. 274. ИСБН  978-1-61713-728-0 .
  131. ^ «MTV представит три развлекательных шоу» . mtv.com . Виаком Интернэшнл . 30 июня 1998 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.
  132. ^ Ярдли, Уильям (27 декабря 2012 г.). «Джерри Андерсон, 83 года, умер; сделал футуристические куклы» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 10 октября 2015 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  133. ^ Кларк, Дональд (17 января 2005 г.). «Марионетки государства» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 16 июня 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  134. ^ « Южного парка » Марионеточный режим . проводной.com . Конде Наст . 1 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2017 г. . Проверено 8 мая 2020 г.
  135. ^ Путеводители, Грубые (2010). Грубый путеводитель по культовым фильмам . Грубые гиды . ISBN  9781405385381 .
  136. ^ Галлахер, Валери (26 декабря 2012 г.). Джерри Андерсон, создатель Thunderbirds « Скончался » . mtv.com . Виаком Интернэшнл. Архивировано из оригинала 8 мая 2020 года . Проверено 8 мая 2020 г.
  137. ^ Гил, Стивен (2015). Научные войны через Звездные врата: исследования науки и общества в Звездных вратах SG-1 . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . п. 48. ИСБН  978-1-4422-5619-4 .
  138. ^ Пинчевски, Кэрол (14 декабря 2012 г.). «Десять неожиданно смешных серий классических научно-фантастических теледрам» . syfy.com . NBCUniversal . Архивировано из оригинала 13 июня 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.

Цитируемые работы [ править ]

Книги [ править ]

Периодические издания [ править ]

  • Хирш, Дэвид; Хатчисон, Дэвид (сентябрь 1978 г.). Циммерман, Ховард (ред.). «Магические методы создания спецэффектов для кино и телевидения - Часть XI: Супермарионация». Старлог . Том. 3, нет. 16. Нью-Йорк, Нью-Йорк: O'Quinn Studios. стр. 58–66. ISSN   0191-4626 .
  • Холлисс, Ричард (зима – весна 1999 г.). Дюкетт, Патрик (ред.). «Миры Джерри Андерсона – Часть первая: От приключений Твизла до Тандербердов ». Анимато! . № 40. Монсон, Массачусетс: Дукетт, Патрик. стр. 44–52. ISSN   1042-539X . OCLC   19081197 .
  • Просто представьте: Журнал спецэффектов кино и телевидения . Лондон, Великобритания: О'Нил, Кевин . 2 (1). Зима 1977-1978 гг.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Андерсон, Сильвия (1991). «Персонажи в действии». Да, миледи . Лондон, Великобритания: Смит Грифон. стр. 28–42. ISBN  978-1-856850-11-7 .
  • Симпсон, Пол, изд. (2002). «Супермарионация». Примерное руководство по культовому телевидению: хорошее, плохое и удивительно убедительное . Грубые гиды. Лондон, Великобритания: Rough Guides . стр. 239–245. ISBN  978-1-84353-009-1 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: afcb4503abb77f1b890b774786f3d917__1717962540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/17/afcb4503abb77f1b890b774786f3d917.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Supermarionation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)