Jump to content

История венгерской анимации

История венгерской анимации начинается в 1914 году и продолжается до наших дней. Начавшись с коротких рекламных мультфильмов перед двумя мировыми войнами, венгерская анимация претерпела спорадическое и прерывистое развитие в бурные военные годы, которые в значительной степени характеризовались эмиграцией большей части лучших талантов в этой области. Этот исход резко замедлился в 1950-е годы, когда к власти пришла Венгерская коммунистическая партия и железный занавес сформировался .

Вместе с коммунизмом пришла национализация венгерской анимационной студии — факт, который оказался неоднозначным благом для зарождающейся индустрии. В то время как политическое давление сильно диктовало, какие темы могла бы освещать анимация в первые годы, государственное финансирование означало, что даже относительно небольшая послевоенная страна смогла проявить себя на международной арене. [1] [2] Действительно, после революции 1956 года смягчающий эффект гуляша-коммунизма помог художникам начать самовыражаться, так что к концу 1970-х годов Pannónia Film Studio вошла в пятерку крупнейших мультипликационных студий наряду с Walt Disney , Hanna-Barbera , Союзмультфильм. и Тоэй . [3]

С падением коммунизма в 1989 году государственный контроль над анимационной индустрией исчез, и рыночные силы привели к появлению многочисленных независимых анимационных студий. Не имея государственного финансирования и получая неоднозначную международную реакцию, венгерские анимационные студии сегодня вынуждены разрабатывать стратегии финансирования, состоящие в основном из работы в качестве производственных и девелоперских компаний, выполняющих трудоемкую анимационную деятельность, такую ​​​​как создание композиций и рисование для иностранных студий. Несмотря на это, венгерские фильмы продолжают сниматься каждые несколько лет.

Обзор [ править ]

История венгерской анимации простирается от ее зарождения в карикатурах Иштвана Като Кишли 1914 года до наших дней. Хотя в первые годы было снято несколько смелых экспериментальных фильмов, только в 1930-х годах были созданы настоящие анимационные студии (под такими фигурами, как Дьюла Мачкаши и Янош Халас ) для производства рекламных материалов в виде кинохроники и рекламы. Международные конфликты во время обеих мировых войн, а также турбулентный политический климат в период до «железного занавеса» привели к эмиграции многих венгерских художников-аниматоров, которые хорошо зарекомендовали себя в таких странах, как Франция, Великобритания и Америка. В коммунистическую эпоху все анимационные проекты были национализированы сначала как Magyar Szinkronfilmgyartó Vállalat в 1948 году, а затем как Pannónia Film Studio в 1959 году. Государственный контроль над анимацией, с одной стороны, ограничивал свободу творчества, одновременно обеспечивая выживание этого средства массовой информации. [3]

В 1950-е годы первое современное поколение венгерских аниматоров приобрело известность, создав в основном короткие анимации, изображающие венгерские народные сказки и легенды, которые стали политически безопасной опорой венгерской анимационной продукции на протяжении всей коммунистической эпохи. Это поколение будет отвечать за создание первой цветной анимации. Второе поколение аниматоров появилось в 1960-х годах при менее репрессивной системе гуляш-коммунизма , и на социально-политические настроения впервые мягко намекнули, когда в мультфильмах развивались философские темы, характеризующиеся болезненностью и черным юмором. В этот период иностранные анимационные студии начали обращаться к Pannónia Film Studios для заключения субподряда на некоторые из наиболее трудоемких элементов производства мультфильмов, таких как написание композиции и рисование. Это привело к появлению концепции мультсериалов / сериалов, и вскоре был создан ряд венгерских сериалов, в которых представлены первые в стране узнаваемые звезды мультфильмов. В этот период также был выпущен первый взрослая анимация . В 1970-е годы появилось третье поколение аниматоров, еще более увлеченных комментариями о социальных условиях в стране. Анимация в этот период часто отличалась приглушенным скрытым акцентом на тревоге и клаустрофобном страхе преследования, в то время как анимационные работы старых аниматоров (первого и второго поколения) имели тенденцию подчеркивать мораль и развитие гротеска. Это третье поколение станет свидетелем появления первых в стране полнометражных фильмов, поскольку киностудия Pannónia Film Studios приобрела международную известность как одна из пяти крупнейших мультипликационных студий наряду с Walt Disney , Hanna-Barbera , Союзмультфильм и Toei . [3]

1980-е годы оказались пиком развития венгерской анимации. Все более смелое использование иронии и аллегорий изображало положение Венгрии при коммунистическом правлении, и в этот период ряд венгерских фильмов получили высокие оценки и престижные награды, в том числе «Оскар» Ференца Рофуша 1981 года за фильм «Леги » («Муха»). [4] Это десятилетие также ознаменовало бы ренессанс технических экспериментов с исследованием многих нетрадиционных графических средств, таких как пластилин, песок, уголь, текстиль и компьютерная анимация. В этот период были созданы первые полнометражные фильмы по сериалам, которые пользовались большой популярностью. [3] В 1989 году коммунистическое правление было свергнуто, а вместе с ним и государственный контроль над анимационным искусством в 1990 году. Под давлением свободного рынка появилось множество независимых анимационных студий. Новый вопрос коммерческого финансирования оказался сложным, поскольку новые студии изо всех сил пытались свести концы с концами. Были приняты самые разные решения: от активного привлечения иностранных подрядчиков до специализации на трудоемких традиционных формах ручной анимации и до владения сотрудниками. [4] В 2002 году новое венгерское правительство начало принимать участие в этом средстве массовой информации, а финансирование со стороны Министерства национального культурного наследия было направлено на разработку дальнейших анимационных фильмов по венгерским народным сказкам и легендам, которые с коммунистической эпохи стали источником национального культурного наследия. гордость. [4]

История до анимации [ править ]

попытки анимации Ранние

Самый ранний период венгерской анимации был отмечен экспериментами и развитием первой анимационной студии, возглавляемой пионерами Дьюлой Мачкаши и Яношем Халасом . [10] Анимация носила преимущественно рекламный характер, хотя на протяжении 1930-х годов развивались все более сложные повествовательные структуры. Между 1932 и 1945 годами было выпущено 150 рекламных мультфильмов, в том числе «Заменитель семейного кофе» , «С вечера до утра», «Невидимый гость » , « Зевс в когнито», « «Веселый мальчик-сапожник», Счастливчик Джим» и «Сияющая любовь ». [3] [11] В преддверии Второй мировой войны и в бурные военные годы в Венгрию наблюдался исход художников и кинематографистов, особенно среди венгерского еврейского населения. Стремясь продолжить свое искусство в менее политически напряженном климате, несколько венгерских карикатуристов начали открывать студии за рубежом. [3] [12]

  • 1914 — Иштван Като Кишли, создатель еженедельных новостных бюллетеней, создаёт первый в Венгрии анимационный фильм — анимационный мультфильм под названием « Оден Зриб» . [13] В течение следующих нескольких лет он создает еще несколько мультфильмов, в том числе « Янош Витез» (1916). [13] и карикатуры на Марселя Вертеса, сделанные в 1918 году для вечернего выпуска новостей «Вечер». [12] Он продолжил анимировать Rómeó és Júlia («Ромео и Джульетта») в 1921 году и Bogárorféum («Музыкальный зал насекомых») в 1932 году. [14]
  • 1914 — Художник Морик Габор заключает контракт на создание короткометражного мультфильма, утерянного во время Первой мировой войны. [8]
  • 1920-е годы — венгерский дадаист Дьёрдь Герё создает серию экспериментальных мультфильмов, в том числе короткометражный фильм, изображающий цветущий кактус. [8] В 1940-х годах он избежал политической тюрьмы, отправившись в приют как невротик. Здесь все его следы затерялись. [15]
  • 1920 — Австро-венгерец по происхождению из богемы, Бертольд Бартош эмигрирует в Берлин, где он работал с Лотте Райнингер над техниками силуэтной анимации, а затем в 1930 году переехал в Париж, чтобы создать L'Idée .
  • 1922 — уроженец Венгрии Дьюла Энгель (англизированный как Жюль Энгель ) эмигрирует в Чикаго. В 1937 году он переехал в Лос-Анджелес, чтобы работать с Маргит Винклер, а в конце 1930-х годов поселился в Голливуде, работая на Диснея над «Фантазией» и «Бэмби» , а затем основал UPA . [9] [12] [16]
  • 1922 — Андор Вейнингер создает самый ранний из сохранившихся сценариев раскадровки анимационного фильма, написанный венграми. [8]
  • 1924 - Иштван Райк, венгерский аниматор покадровой анимации (галлицизированный как Этьен Райк), поселяется в Париже. [8] [17]
  • 1928 — Художник-график Дьюла Мачкаши знакомится с Яношем Халасом в Мухели, художественной студии Баухауза , которой руководит Шандор Бортник. [3] [14] Здесь под руководством Бортника создаются короткие экспериментальные анимации, включая рисунок Халаса, изображающий цыпленка, идущего перед яйцом, который изначально задумывался как часть сцены куриного чардаша в неизданном фильме Бортника « Királyfi és a Hattyútündér» («Принц и лебедь»). Сказочный"). [18] Сегодня сохранились лишь несколько фрагментов фильмов Бортника. [8]
  • спецэффектов Эндре Галя 1929 - Художник Роберт Берень присоединяется к ателье , Pantofilm, для создания ограниченного количества анимационных фильмов, в том числе Az okos kandúr («Умный кот») и репеллента от насекомых Sabol («Репеллент от насекомых Sabol»). [8] [18]
  • 1930 — Художник-эмигрант Дьёзо Васархейи (более известный как Виктор Вазарели ) обосновывается в Париже, где развивает свой стиль кинематического и кинетического искусства посредством использования оптической иллюзии и таких методов, как флип-анимация . [19] В начале 1930-х годов к нему ненадолго присоединяется Имре Хайду, который вместе с ним рисует фоновые декорации. [17]
  • 1930 - Янош Халас вместе с Дьёрдь Марцинчаком создает короткие межстраничные анимации в студии Hunnia. [8] [20] Эти анимации в основном состояли из заголовков и анимированных вставок, предназначенных для адаптации иностранных анимаций для венгерской аудитории. [18]
  • Начало 1930-х годов - художники-эмигранты Ленке Переньи (более известная как Мадлен Стейнфилд) и Вильма Кисс (известная также как Вильма де Кисс, Вильма де Киш и Вильма де Киш) обосновались в Париже, чтобы создавать французские анимации. [8] [17]
  • 1932 - Вместе с художником-графиком Феликсом Кассовицем, Мачкаши и Халас создают первую в Венгрии анимационную студию Coloriton, которая просуществовала 4 года и производила высококачественные рекламные анимации для телевидения и кино, в том числе Boldog király kincse («Сокровище радостного короля»). "). [8] [18] К троим мужчинам присоединились карикатурист Эрно Сенаши и музыкант Густав Илосвай. [3] [14] Ближе к концу существования Coloriton студия ненадолго расширилась и перешла в Великобританию, где под руководством Халаса была создана дочерняя студия British Color Cartoon Films Limited. [18]
  • 1932 - Эмигрант-карикатурист Имре Хайду (более известный под своим сценическим псевдонимом Жан Имидж — «Имидж» основан на французском произношении «Им-Хадж», начальных слогах его полного имени) обосновывается во Франции, выпустив около двух дюжину анимационных фильмов за свою жизнь. [12] [17]
  • 1933 — Имре Тот (более известный как Америго Тот ) работает над анимационной адаптацией « Пиноккио» . [8] С тех пор фильм был утерян.
  • 1934 - Эмигрант-карикатурист Дьёрдь Пал Марцинчак (более известный под своим сценическим псевдонимом Джордж Пал ) впервые переезжает в Германию, где создает Habakuk и Der Kollege, одновременно разрабатывая концепцию Puppetoons (первоначально называвшихся Pal-dolls). [8] [20] Вскоре после этого он переехал в Голландию, где работал с Philips, чтобы создать Philips Cavalcade (1934) и «Спящую красавицу» (1935), а затем в Париж, а затем в Эйндховен, где он основал и работал в студии кукольной анимации Dollywood до 1939 года. [20] Обосновавшись в Голливуде в 1940 году, Пал работал в компании Paramount, где продюсировал еще несколько короткометражных фильмов из серии «Марионетки» и получил несколько «Оскаров». [10] [12]
  • 1934 — Художник Бела Балаж эмигрирует в Советский Союз, где создает » « Вор . [9]
  • 1936 — Карикатурист Янош Халас (англ. John Halas ) эмигрирует, чтобы в 1940 году основать студию Halas and Batchelor Studio вместе со своей женой Джой Батчелор в Лондоне . [10] [21] Здесь он обретает политическую свободу для создания ряда работ, включая его самую известную работу «Скотный двор» (1954). [14] [18] Позже ему будет предоставлено Ордена Британской империи в 1972 году, он станет президентом ASIFA в 1979 году и сыграет важную роль в первых трех фестивалях анимационных фильмов в Венгрии ( мероприятия KAFF ). [21]
  • Конец 1930-х годов - венгерская анимация в Венгрии продолжается благодаря усилиям таких аниматоров, как Иштван Балог, Виктор Кальман, Феликс Кассовиц и Иштван Валкер. В этот период Валькер, как известно, создает Oroszálom («Русская мечта»), Tiroli tánc («Танец Тироля») и Sztepptánc («Степ-танец»), серию из трех живых боевиков и анимационных картин с участием детской актрисы Аги Полли. . Методы Валкера были разработаны независимо от предыдущих аналогичных усилий за рубежом, но в Венгрии эту концепцию сочли неработоспособной, и фильмы были встречены плохо. [3] [14]
  • 1938-1944 - Валькер создает Csavargó száchnoje («Удача бродяги») и с помощью Тереза ​​Давида A molnár, a fia meg a sámár («Мельник, сын мельника и осел»), [11] последний из которых должен был быть завершен во время бомбардировок, предшествовавших осаде Будапешта в 1944 году . [8] [22]
  • 1940 - Ласло Тубай создает A kis balta («Маленький топор»). [3]
  • 1946 — Иштван Бессеней создает «Лунную серенаду» . [3]
  • 1946 - Эмигрант-карикатурист Петер Михай Фёлдес (англ. Peter Foldes ) обосновался в Англии, где работал в сотрудничестве с Яношем Халасом, прежде чем жениться на своей жене Джоан Фолдес и основать независимую студию. [23] Здесь пара создает политически окрашенный фильм «Короткое видение» , который получил признание критиков после выхода в 1956 году. Пара некоторое время живет в Париже, прежде чем поселиться в Канаде, чтобы продюсировать ряд фильмов для Национального совета по кинематографии Канады, включая номинированный на Оскар « Голод » (1975). ). [9]
  • национализирует все кинопроизводство 1948 — Венгерская коммунистическая партия . [14] [24] В течение следующих нескольких лет Мачкаши самостоятельно работал на национальных каналах над созданием серии образовательных фильмов, в том числе Az egér és az oroszlán («Мышь и лев»), Hol az a macska? («Где этот Кот?») и Ухука, кис баголы («Ухука, Маленькая Сова»). Другие артисты также медленно выпускали ряд короткометражных фильмов.
  • 1948 - Золтан Олчай Кисс создает кукольный анимационный фильм Megy a juhász a sámár («Пастух верхом на осле»). [14] первый анимационный фильм после национализации отрасли. [24] он создает витамин ABC . Два года спустя, в 1950 году, [3]
  • 1950 — Карикатурист-эмигрант Терез Давид (на английском языке как Тисса Дэвид ) переезжает в Париж, в конечном итоге обосновавшись в Нью-Йорке в 1955 году. [8] [22]

Современная анимация [ править ]

Анимация первого поколения [ править ]

Сказочная анимация является обычным явлением, и в этот период наблюдается подъем венгерской анимации, в которой появились такие аниматоры, как Йожеф Непп , Аттила Даргай , Тибор Чермак, Дьёрдь Ковашнай , Йожеф Гемес, Сабо Сабольч, Дьёрдь Варнаи, Марсель Янкович , Петер Собошлай , Жолт Ричли , Шандор Рейзенбю . хлер, Бела Вайда, Тамаш Сабо Сипос, Янош Мата, а также кукольные аниматоры, такие как Отто Фоки и Имре Иштван. [3]

  • 1941–1951 — Дьюла Мачкасси и Эдит Фекете создают первую цветную анимацию « Бриллиантовый полпенни маленького петушка». [24] Фильм начинается как черно-белая постановка в отделе мультфильмов и кукол Студии кинохроники и документальных фильмов военного времени, но из-за задержек, связанных с войной, фильм закончен только в 1951 году.
  • 1952 - Дьюла Мачкаши создает Erdei sportverseny («Спортивные соревнования в лесу»). [3]
  • 1953 – Дьюла Мачкаши и Эдит Фекете создают «Строгие обязательства щенка ». [3]
  • 1955 – Дьюла Мачкаши создает «Два бычка с перцем». [2]
  • 1956 - С помощью венгерского карикатуриста-эмигранта Рихарда Фесла карикатуристы Кальман Козелка (англизированный как Кали Козелка) и его жена Ида Моксари (более известная как Дучика Моксари) бегут в Австрию в качестве политических беженцев. Они поселились в Нидерландах в 1970-х годах, основав киностудию «Козелка». [8] [22]
  • 1956 — Эмигрант-карикатурист Элек Имреди покидает страну и обосновался в Канаде. [8] [22]
  • 1958 — Дьюла Мачкаши создает The Greedy Bee («Жадная пчела»). [3]
  • 1960 - Дьюла Мачкаши создает A ceruza és a radír («Карандаш и резина») и «Парбай» («Дуэль»), которые являются первыми венгерскими фильмами, получившими международное признание. [2] Парбай удостоен специального приза жюри 1961 года Каннского кинофестиваля . [24]

Анимация второго поколения [ править ]

Иностранные анимационные команды начинают обращаться к киностудии Pannónia Film Studio, чтобы сократить расходы на некоторые из наиболее трудоемких аспектов производства мультфильмов. Однако в отечественных постановках, когда художественное сообщество испытывало напряжение из-за авторитарного коммунистического правительства, болезненность и черный юмор стали более распространенными, поскольку карикатуры использовались, чтобы намекать и отражать философию и условия того времени. Под влиянием Запада появились такие мультсериалы, как «Пети és a gépemember » Дьюлы Мачкаши и Дьёрдя Варнаи («Пети и робот»), «Marci és a Cső» («Марци в джунглях»), Vili és Bütyök («Вили и Бютёк»). ), Message from the Future («Сообщения из будущего»), Далее, пожалуйста! («Следующий, пожалуйста!»), Varjúdombi mesék («Сказки с Вороньего холма»), «Magyarázom...» » Отто Фоки Тамаша Сабо Сипоса («Позволь мне объяснить...») и «Мемуары всемирно известного охотника («Мемуары всемирно известного охотника»). Волшебная змея»). С появлением мультсериалов в стране появились первые узнаваемые звезды мультфильмов, такие как Герго, Пети, Густав, Фракк , Кукори и Коткода, Мирр-Мурр, Элек Мекк, доктор Бубо, Микроби, Квадратноухий кролик , ТВ Маки и семья Мезга , каждый из которых фигурирует в нескольких мультфильмах. Дьюлы Мацкаши и Дьёрдя Варнаи В этот период также появилась анимация для развлечений для взрослых: такие сериалы, как «Ember és ember» («Человек и человек»). [3] [12]

  • 1961 - Йожеф Непп создает Szenvedély («Страсти»).
  • 1961 – Тибор Чермак создает «Мяч с белыми точками» («Мяч с белыми точками»). [12] который выиграл Венецианского кинофестиваля Золотого льва 1961 года за лучший детский фильм. [24]
  • 1961 - Под руководством Дьюлы Мачкаши завершается работа над серией вестернов «Артур» (режиссер-эмигрант Зоран Янич).
  • 1962 - Вдохновленные своей работой над Артуром , Дьюла Мацкаши и Дьёрдь Варнаи создают Peti és a gépember («Пети и робот»), первый мультфильм из того, что впоследствии стало сериалом о Пети (26 серий, 1963–1967). [24] Это первый мультсериал в Венгрии.
  • 1963 - Дьёрдь Ковашнай создает Monológ («Монолог»), который развивает визуальное мастерство среды.
  • 1964 – Дьердь Ковашнай создает «Метаморфозы» , которые развивают визуальное мастерство медиума.
  • 1964 - Отто Фоки создает TV Maci («Маленький медвежонок»). Вдохновленный кукольными мультфильмами чешского режиссера Иржи Трнки , популярный телеведущий Maci становится талисманом венгерской детской телепрограммы Esti mese («Сказка на ночь»). [14]
  • 1966 — Йожеф Непп создает минут» «Убийство за пять
  • 1966 — Дьюла Мачкаши и Дьёрдь Варнаи создают « Десять декаграмм бессмертия».
  • 1967 — Дьердь Ковашнай создает «Гамлета» , который расширяет визуальное мастерство медиума.
  • 1968 — Йожеф Гемес создает Koncertisszimo («Концертиссимо»), одну из первых анимационных картин. [24]
  • 1968 - Шандор Райзенбюхлер создает «A Nap és a Hold elrablása » («Солнце и луна унесены»), который, как считается, расширяет повествовательную сложность среды, одновременно вводя экспериментальные техники коллажа. [2] [24]
  • 1969 - Марсель Янкович создает Hídavatás («Торжественное открытие моста»).
  • 1970 — Дьюла Мачкаши создает Self -Destroyer.
  • 1971 — Йожеф Гемес создает Funeral («Похороны»).

Анимация третьего поколения [ править ]

Поскольку художественное сообщество все еще находится под давлением правительства, фильмы третьего поколения характеризуются приглушенным скрытым акцентом на тревоге и клаустрофобном страхе преследования. Аниматоры старшего поколения (первого и второго поколения) имели тенденцию подчеркивать мораль и развитие гротеска. [3]

  • – Марсель Янкович создает 1970-1971 «Линия занята».
  • 1970 - Создан первый сценарий полнометражного мультфильма под названием Gusztáv bárkája («Лодка Густава»), однако фильм так и не был снят.
  • 1971 — Основана анимационная мастерская Kecskemét Animation Film Studio как дочерняя компания Pannónia Film Studio. будет открыта еще одна мастерская Вскоре после этого в Пече . [14] [24] [25]
  • 1972 - Шандор Райзенбюхлер создает Az 1812-es év («1812 год») и получает Золотую пальмовую ветвь придворного метража в Каннах. [24] В 1975 году он создал Holdmese («Лунный полет») и Pánik («Паника») в 1978 году.
  • 1973 – Бела Вайда создает «Добрые дела ».
  • 1973 - Дьердь Ковашнай создает Ca Ira («Это сработает»). В 1979 году он создал полнометражный музыкальный мультфильм « Хабфюрдо» («Пенная ванна»). [2]
  • 1973 - Кати Мачкасси значительно развивает жанр детской анимации с помощью Gombnyomásra («Кнопка»), а затем Nekem az élet teccik nagyon... («Я думаю, что жизнь - большое удовольствие») в 1976 году. Последний фильм получил 1-ю премию в Мельбурне . [24]
  • 1973 — Марсель Янкович снимает первый полнометражный венгерский фильм «Янош Витез» («Джонни Корнкоб»). [24] по мотивам поэзии Шандора Петефи . [14] В дальнейшем он создал номинанта на премию Оскар 1975 года, «Сизифа» . [23] а затем «Кюздок» ( «Бой» ), получивший Золотую пальмовую ветвь придворного метража в Каннах. [24] За этими усилиями в 1978 году последовала серия Magyar népmesék («Венгерские народные сказки»). [14]
  • 1973 — Билл Фейгенбаум и Йожеф Гемес создают полнометражный фильм «Hugó a vízíló» («Гюго, Бегемот») по заказу американского Фаберже Брюта. [2]
  • 1975 — Отто Фоки создает фильм «Бабфильм» («Сцены с бобами»), получивший Гран-при кинофестиваля в Лозанне. [24]
  • 1975 – Эмигрант-карикатурист Габор Чупо переезжает в Швецию, спасаясь от репрессивных условий Венгрии советской эпохи. Вскоре он вместе со своей женой, аниматором венгерского происхождения Арлен Класки создает студию Klasky Csupo Studio . [23] Пара продолжала продюсировать такие шоу, как «Симпсоны» и «Ох уж эти детки» , и выиграла множество премий «Эмми» за свои усилия в анимации. [7]
  • 1976 — Петер Собошлай создает «Эй, ты!» ("Эй, ты")
  • 1976 - Ференц Варшаньи создает Nagy mulatság («Большой взрыв»). Позже он поможет дальнейшему развитию жанра детской анимации с Иркой-фиркой («Граффити») в 1977 году.
  • 1976 — Аттила Даргай создает полнометражный фильм «Лудас Мати» («Мальчик Мэтти»).
  • 1977 – Иштван Ковач создает времена». «Меняющиеся
  • 1977 — Чаба Соради создает Рондино («Рондино»).
  • 1978 - Геза Пал Варга создает Fair Play.

1980-е годы [ править ]

Десятилетие, которое считается ответственным за пик венгерской анимации, 1980-е годы станут свидетелями все более смелого использования иронии и аллегорий в изображении венгерских условий при коммунистическом правлении и ознаменуют ренессанс технических экспериментов с исследованием многих нетрадиционных графических изображений. СМИ. Особо следует отметить, что в этот период появилось несколько новых экспериментальных сериалов, в том числе «Vázák meséi» » Чабы Варги Шандора Бекеши («Сказки о вазах»), «Szekrénymesék Чабы Варги. («Сказки платяного шкафа»), а также пластилиновые анимации, в том числе «Аугуста» («Августа») и «Ференц» Како Зено . Полнометражные фильмы были сняты на основе ряда сериалов 1960-х и 1970-х годов, в том числе « Визипок-чсодапок » Сабольча Сабо и Йожефа Хауи («Водяной паук, чудо-паук»), «Миси Мокус каланджай » Отто Фоки («Приключения Сэма-паука»). Белка»), Аттилы Даргея » « Вук и «Leo és Fred» Пал Тота («Лео и Фред»). Аттилы Даргея Также были запущены новые серии, в том числе «Pom-pom meséi» («Сказки о Пом Поме») и A nagy hó-hó-horgász («Грррреальный рыболов»), Тобиас Себай Ференца Како («Не обращай внимания на Тоби»), « Сказки о короле Матьяше» » Марселя Янковича Ласло Уйвари-младшего («Сказки о короле Матьяше»), « Мондак а из «Венгерской истории » («Венгерские исторические легенды»), « Фабулак » Жолта Ричли («Басни») и Киванчи Фанци Тибора Эрнади («Любопытные фанци»), «Анималия» («Анималия»), » Ливиуша Дьюлая ( «Приключения Тинти «Приключения Тинти»). ) и приключения Кентаурфи («Приключения слонихи Фанни»), « Тромби és tűzmánó» Ференца Варшаньи Тамаша Баксы («Тромби и огненный бес») и «Чепке» («Капелька»). Среди аниматоров, сделавших себе имя в этот период, были Ференц Варшаньи, Миклош Кайм, Иштван Ковач, Элек Лисяк, Жолт Ричли, Кати Мачкаши, Бела Терновски , Тибор Эрнади, Ласло Уйвари, Ференц Како, Фюстёс Ласло Хедьи, Чаба Варга, Агнес Па. Штор, Мария Хорват, Иштван Орос и Ференц Рофуш . [3]

  • 1980 - Чаба Варга создает «Эбед» («Обед»), первый из серии, в которой главную роль играет резиновая дама Аугуста. В 1985 году он создал художественно значимую композицию A szél («Ветер»).
  • 1980 – Бела Вайда создает Moto Perpetuo и получает Золотую пальмовую ветвь придворного метража на Каннском кинофестивале. [24] В 1982 году он продолжает создавать социальный фильм Teljesítmény és siker («Производительность и успех»).
  • 1980 - Мария Хорват создает «Айто» («Двери»), а затем в 1982 году художественно значимые « Чудеса ночи » («Чудеса ночи»).
  • 1980 - Марсель Янкович создает экспериментальный полнометражный фильм Fehérlófia («Сын белой лошади»).
  • 1981 — Карикатурист в третьем поколении Ференц Рофуш создает «Леги» («Муха»), мрачную аллегорическую историю о потере свободы и последствиях отчаянных попыток побега. Фильм хорошо принят на международном уровне и получил премию Оскар 1981 года как лучший короткометражный анимационный фильм. [24] Рофуш продолжил работу над Gravitáció («Гравитация») в 1984 году, а затем эмигрировал в Торонто, чтобы работать в Nelvana Studios в 1988 году.
  • 1981 — Яноша Касса » «Дилемма становится первым полностью цифровым анимационным фильмом и номинируется на « Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм на Каннском кинофестивале.
  • 1982 — Ференц Како создает Autótortúra («Двигатель»), а позже в том же году — Ad Astra .
  • 1982 – Миклош Каим создает Dog. Mad Rubber
  • 1982 - Фюстёс Ласло Хедьи создает «Статистический карманный фильм», фильм о социальных посланиях.
  • 1982 - Дьердь Ковашнай и Элек Лисяк создают Reportré («Репортаж»), фильм о социальных посланиях.
  • 1982 - Отто Фоки выпускает «Приключения белки Сэма» («Приключения белки Сэма»).
  • 1982 — Йожеф Гемес создает экспериментальный полнометражный фильм «Далиас Аттик» («Героические времена»). За этим последовал Вили, вереб («Воробей Вилли») в 1988 году. [24]
  • 1982 - Киностудия «Паннония» выпускает французский фильм « Временные мастера» режиссера Рене Лалу.
  • 1983 – Атилла Чаджи создает экспериментальную лазерную анимацию « Шестая или Седьмая …»
  • 1983 — Аннамария Золтан создает экспериментальную текстильную анимацию «Рапсодия в синих джинсах» .
  • 1983 — Йожеф Непп снимает экспериментальный полнометражный фильм Hófehér («Небелый»). [24]
  • 1983 - Жолт Ричли создает Яноша Хари.
  • 1984 - Дьюла Надь создает Süti («Булочки»), за которым вскоре последовал экспериментальный фильм 1986 года Ujjhullám («Волна пальцами»).
  • 1984 — Иштван Орос создает социальный фильм « Ах, Америка!». («Ах, Америка!»), За что он получил премию KAFF 1985 года за лучший сценарий. В дальнейшем он получал награды KAFF в 1993 и 2005 годах, когда ему был вручен Гран-при за фильм Az idõ látképei («Взгляд на время»). [26] [27]
  • 1984 — Атилла Даргай создает полнометражный фильм «Саффи» («Саффи»). [24]
  • первый раз в три года фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете , проводится 1985 — В Кечкемете, Венгрия (Kecskeméti Animáció FilmFesztivál, или KAFF) . [14] [25]
  • 1986 - Бела Терновски создает полнометражный фильм Macskafogó («Город кошек»). [24]
  • 1987 - Бела Вайс создает Ajtó l («Дверь I»).
  • 1987 — Шандор Райзенбюхлер создает фильм «Isten veled kis sziget» («Прощай, маленький остров»), который развивает визуальное мастерство анимации.
  • 1987 — Ференц Како создает серию экспериментальных мультфильмов, начиная с песочной анимации Ab ovo , получившей Золотую пальмовую ветвь за анимацию на Каннском кинофестивале. За этим последовала экспериментальная анимация из пластилина и угольного порошка 1989 года Ad rém («Ad rem»).
  • 1988 - Проводится второй фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете, в состав отборочного жюри которого входят такие известные аниматоры, как Джон Халас. [21] Организационные проблемы задерживают проведение третьего такого фестиваля до 1993 года, и фестиваль возобновляется в 1996 году, когда он был расширен за счет включения международных участников в одновременно проводимый Фестиваль европейских анимационных художественных фильмов и телешоу ( Európai Animációs Játékfilm Fesztival ). [25]
  • 1989 - Золтан Силадьи Варга создает Айто 3 («Дверь 3»).
  • 1989 - Январи создает экспериментальный компьютерный анимационный фильм «Лабиритмус» («Лабиритм»).

индустрия анимационная Текущая

Конец века ознаменовал конец коммунизма в Венгрии. Хотя государственная поддержка единственной анимационной студии в Венгрии (Pannónia Film Stúdió) подошла к концу, свободный рынок быстро стимулировал развитие ряда независимых анимационных студий. Чтобы получить финансирование в отсутствие государства, такие студии, как Kecskemétfilm Kft, прибегают к стратегии владения сотрудниками, в то время как другие студии работают в основном в качестве подрядчиков для зарубежных рынков, выполняя такие работы, как компоновка и рисование. [2] [4] Однако другие студии, такие как совместное американо-венгерское предприятие Studio 2, вместо этого сосредоточились на традиционных методах рисованной клеточной анимации, чтобы сохранить этот теперь нишевый стиль анимации. В число других анимационных студий, созданных после вывода государственного контроля, входят Pannónia razjfilmgyartók, Videovox, Funny Film, Animex, Dana Film, Reflex, Puppet Film, студия Aladin, Firka и совместное немецко-венгерское предприятие Loonland. С конца 1980-х годов было выпущено несколько полнометражных фильмов, в том числе «Альберт говорит...» («Альберт говорит...») и «Маймок кастеля» («Замок обезьян») и другие. Среди аниматоров, получивших известность после конца коммунистической эпохи, - Петер Собошлай, Ласло Фустош Хедьи, Мария Хорват, Ливиуш Дьюлаи, Иштван Орос, Дора Керестеш , Ласло Харис, Петер Мольнар, Золтан Силадьи Варга, Миклош Арпад, Элла Нойбергер, Бела Вайс и Ласло Уйвари. [3]

  • 1988 — Независимая анимационная студия Varga Studio впервые начинает формироваться из любительского анимационного коллектива Эгиетеми Синпадона 1974 года IXILON под усилиями Чабы Варги, поскольку государственная политика ослабевает и коммунистическая эра подходит к концу. [4]
  • 1990 - Прекращается государственная поддержка киностудии «Паннония». [4]
  • 1991 — Йожеф Гемес создает полнометражный фильм «Герценьё — кобольд» («Принцесса и гоблин») совместно с теперь независимой киностудией Pannónia Film Studio. [2]
  • 1991 - Дочерняя компания Pannónia Film Studio, Kecskemét Animation Filmstudió, становится независимой организацией, в конечном итоге получившей название Kecskemétfilm Kft под руководством Ференца Микулаша.
  • независимая студия «Венгерские мультфильмы» . 1992 — Образована [4]
  • 1993 - Два мультфильма Kecskemétfilm вошли в шорт-лист премии «Золотой мультфильм» : Силадьи Варги » Золтана «Ejszakai kultútörténeti Hadgyakorlat («Культурно-исторический маневр ночью») и «Zöldfa utca 66» Марии Хорват («Улица Зельдфа, 66») соответственно.
  • 1996 - Kecskemétfilm выпускает «Сказку о чудесной лани».
  • 1996 — Марсель Иваньи создает фильм «Сель» («Ветер»), получая Золотую пальмовую ветвь придворного метража в Каннах.
  • Золтана Силадьи Варги 1998 - Студия 2 выпускает «Эгерут» («Мышиное путешествие»), полнометражный фильм, который продавался на международном уровне, но был встречен плохо. [4]
  • 2001 — 3D CGI- Основана студия анимации Digic Pictures для производства независимой анимации, а также анимации для индустрии видеоигр.
  • 2002 — Киностудия «Паннония» выпускает фильм Марселя Янковича « Чодасарвас » («Чудесная лань») при финансовой поддержке Министерства национального культурного наследия . [4] [23]
  • 2002 — Аги Месарош создает фильм «Эсо Утан» («После дождя»), получив Золотую пальмовую ветвь за короткометражный фильм на Каннском кинофестивале 2002 года. [28]
  • 2004 - Varga Studio выпускает Csudafa («Дерево чудес») под руководством Петера Халаса.
  • 2004 — Арон Гаудер и Эрик Новак создают Nyócker! («Район!») [29]
  • 2007 - Адам Мадьяр создает первый бесплатно загружаемый компьютерный анимационный 3D-фильм «Эгон и Дончи» .
  • 2007 — Геза М. Тот создает , номинированную на «Оскар» 3D-анимацию «Маэстро» . [14]
  • 2008 г. - Дьёрдь Гат режиссирует « Киш Вук» («Лисёнок»); продолжение « » Вука », основанного на «A Kis vuk és a Simabőrüek . Он провалился в кинотеатрах из-за отсутствия графики и бессвязного сюжета.
  • 2009 — Рудольф Пап создает клип на Кайли Миноуг » «Speakerphone . [30]
  • 2011 — Венгерский мультфильм выпускает Az ember tragédija («Трагедия человека») по мотивам Имре Мадаха . великого произведения [23]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хэнкисс, Элемер. Остров совершенства . Кинокультура. 2000.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Диззери, Эстер. Из кадра в кадр: хроника венгерской анимации 1948–1998 годов . Издательство Баласси. Будапешт. 1999 год ISBN   978-963-506-289-8
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Лендвай, Эржи. Венгерский анимационный фильм (англ. « Мультфильмы в Венгрии »). Кинокультура. 1996 год
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ховард, Дуг. За рамками: выживет ли это искусство? . Деловая Венгрия. Том 15, №1. Американская торговая палата в Венгрии. Январь 2001 года.
  5. ^ Барток, Иштван. Кёсеги, Питер, изд. Лексикон венгерской истории культуры LX. . «Латерна Магика». Баласси Киадо. стр. 121-122. 2011 год ISBN   978-963-506-789-3
  6. ^ Джеймс, Райан. Будапешт Фроммера и лучшее из Венгрии: Том 759 «Полного собрания Фроммера» . Джон Уайли и сыновья. 2010. ISBN   978-0-470-55126-4
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доусон, Брайан. Лауреаты Нобелевской премии и известные венгры . Американско-венгерская федерация. 2006.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Русский, Мартон. Назад на родину! / Назад на Родину! . 10-й фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете (KAFF), 2011 г. ISBN   978-963-08-1576-5
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - Часть V. - Венгры в Америке . Кинокультура. 2011 год
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Беккерман, Ховард. Анимация: вся история . Олворт Пресс. 1 сентября 2003 г. ISBN   978-1-58115-301-9
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колтай, Агнес. Рецензия на анимационный фильм «Кечкемет» . Хроника киномира. Август 1985 года.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Райт, Джин Энн. Написание и разработка анимации: от разработки сценария до питча . Фокальная пресса. 31 декабря 2004 г. ISBN   978-0-240-80549-8
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каннингем, Джон. Венгерское кино: от кофейни до мультиплекса . Уолфлауэр Пресс. 2004. ISBN   978-1-903364-79-6
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Напочка, Харуко. Magyar Rajfilm Történet A Dióhéjban. Архивировано 27 января 2012 г. в Wayback Machine (на английском языке: « История анимации в Венгрии. Архивировано 13 января 2012 г. в Wayback Machine »). Напочка. 26 февраля 2011 г.
  15. ^ Чечефски, Брюс. Бела . Картинки на качелях. 2011.
  16. ^ Суботник, Стивен . Анимация в домашней цифровой студии: от создания до распространения . Фокальная пресса. 6 января 2003 г. ISBN   978-0-240-80474-3
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - IV. часть — Венгры во Франции . Архивировано 6 ноября 2013 г. в Wayback Machine . Кинокультура. 2011 год
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - Часть I - Янош Халас - Джон Халас . Архивировано 12 мая 2015 г. в Wayback Machine . Кинокультура. 2011 год
  19. ^ Граймс, Уильям. Роберт Брир, пионер авангардной анимации, умер в возрасте 84 лет . Нью-Йорк Таймс. 17 августа 2011 г.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - III. часть — Георгий Пал, т. е. Дьердь Пал . Кинокультура. 2011 год
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лендвай, Эржи. Аниматор, желающий бессмертия . Кинокультура. 2002 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - II. роль - Кальман Козелка, Ида Мочари, Терез Давид . Кинокультура. 2011 год
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ленбург, Джефф. Кто есть кто в анимационных мультфильмах: международный путеводитель по отмеченным наградами и легендарным аниматорам кино и телевидения . Корпорация Хэла Леонарда. 2006. ISBN   978-1-55783-671-7
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т PannóniaFilm, Ltd. Архивировано 28 декабря 2011 г. в Wayback Machine . Международная сеть бизнеса в области кино и телевидения KoWe. (Также доступно: История: 50 лет на переднем крае анимации . PannoniaFilm .) 2007.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с История КАФФ . Фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете . 2011 год
  26. ^ Богатство различий: прославление венгерской анимации и графики - Иштван Орос в Нью-Йорке: выставка в Венгерском культурном центре . Нью-Йоркский Венгерский дом. 14 декабря 2011 г.
  27. ^ KAFF2005: Награды 7-го фестиваля анимационных фильмов в Кечкемете . КОФЕ . 2005 г.
  28. ^ Эсо Утан (2002) . Кино. Нью-Йорк Таймс. 2010.
  29. ^ Бори, Эржебет. И все же оно движется...: «Ньоккер» Арона Гаудера и Эрика Новака и возрождение венгерской анимации . Венгерский ежеквартальный журнал. №180. 2005.
  30. ^ Миноуг, Кайли. Объявлен победитель конкурса громкой связи Кайли! Фейсбук. 5 октября 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 899f56f7987e2e2f57cd5e81d5f58b2a__1714969980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/2a/899f56f7987e2e2f57cd5e81d5f58b2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Hungarian animation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)