История венгерской анимации
История венгерской анимации начинается в 1914 году и продолжается до наших дней. Начавшись с коротких рекламных мультфильмов перед двумя мировыми войнами, венгерская анимация претерпела спорадическое и прерывистое развитие в бурные военные годы, которые в значительной степени характеризовались эмиграцией большей части лучших талантов в этой области. Этот исход резко замедлился в 1950-е годы, когда к власти пришла Венгерская коммунистическая партия и железный занавес сформировался .
Вместе с коммунизмом пришла национализация венгерской анимационной студии — факт, который оказался неоднозначным благом для зарождающейся индустрии. В то время как политическое давление сильно диктовало, какие темы могла бы освещать анимация в первые годы, государственное финансирование означало, что даже относительно небольшая послевоенная страна смогла проявить себя на международной арене. [1] [2] Действительно, после революции 1956 года смягчающий эффект гуляша-коммунизма помог художникам начать самовыражаться, так что к концу 1970-х годов Pannónia Film Studio вошла в пятерку крупнейших мультипликационных студий наряду с Walt Disney , Hanna-Barbera , Союзмультфильм. и Тоэй . [3]
С падением коммунизма в 1989 году государственный контроль над анимационной индустрией исчез, и рыночные силы привели к появлению многочисленных независимых анимационных студий. Не имея государственного финансирования и получая неоднозначную международную реакцию, венгерские анимационные студии сегодня вынуждены разрабатывать стратегии финансирования, состоящие в основном из работы в качестве производственных и девелоперских компаний, выполняющих трудоемкую анимационную деятельность, такую как создание композиций и рисование для иностранных студий. Несмотря на это, венгерские фильмы продолжают сниматься каждые несколько лет.
Обзор [ править ]
История венгерской анимации простирается от ее зарождения в карикатурах Иштвана Като Кишли 1914 года до наших дней. Хотя в первые годы было снято несколько смелых экспериментальных фильмов, только в 1930-х годах были созданы настоящие анимационные студии (под такими фигурами, как Дьюла Мачкаши и Янош Халас ) для производства рекламных материалов в виде кинохроники и рекламы. Международные конфликты во время обеих мировых войн, а также турбулентный политический климат в период до «железного занавеса» привели к эмиграции многих венгерских художников-аниматоров, которые хорошо зарекомендовали себя в таких странах, как Франция, Великобритания и Америка. В коммунистическую эпоху все анимационные проекты были национализированы сначала как Magyar Szinkronfilmgyartó Vállalat в 1948 году, а затем как Pannónia Film Studio в 1959 году. Государственный контроль над анимацией, с одной стороны, ограничивал свободу творчества, одновременно обеспечивая выживание этого средства массовой информации. [3]
В 1950-е годы первое современное поколение венгерских аниматоров приобрело известность, создав в основном короткие анимации, изображающие венгерские народные сказки и легенды, которые стали политически безопасной опорой венгерской анимационной продукции на протяжении всей коммунистической эпохи. Это поколение будет отвечать за создание первой цветной анимации. Второе поколение аниматоров появилось в 1960-х годах при менее репрессивной системе гуляш-коммунизма , и на социально-политические настроения впервые мягко намекнули, когда в мультфильмах развивались философские темы, характеризующиеся болезненностью и черным юмором. В этот период иностранные анимационные студии начали обращаться к Pannónia Film Studios для заключения субподряда на некоторые из наиболее трудоемких элементов производства мультфильмов, таких как написание композиции и рисование. Это привело к появлению концепции мультсериалов / сериалов, и вскоре был создан ряд венгерских сериалов, в которых представлены первые в стране узнаваемые звезды мультфильмов. В этот период также был выпущен первый взрослая анимация . В 1970-е годы появилось третье поколение аниматоров, еще более увлеченных комментариями о социальных условиях в стране. Анимация в этот период часто отличалась приглушенным скрытым акцентом на тревоге и клаустрофобном страхе преследования, в то время как анимационные работы старых аниматоров (первого и второго поколения) имели тенденцию подчеркивать мораль и развитие гротеска. Это третье поколение станет свидетелем появления первых в стране полнометражных фильмов, поскольку киностудия Pannónia Film Studios приобрела международную известность как одна из пяти крупнейших мультипликационных студий наряду с Walt Disney , Hanna-Barbera , Союзмультфильм и Toei . [3]
1980-е годы оказались пиком развития венгерской анимации. Все более смелое использование иронии и аллегорий изображало положение Венгрии при коммунистическом правлении, и в этот период ряд венгерских фильмов получили высокие оценки и престижные награды, в том числе «Оскар» Ференца Рофуша 1981 года за фильм «Леги » («Муха»). [4] Это десятилетие также ознаменовало бы ренессанс технических экспериментов с исследованием многих нетрадиционных графических средств, таких как пластилин, песок, уголь, текстиль и компьютерная анимация. В этот период были созданы первые полнометражные фильмы по сериалам, которые пользовались большой популярностью. [3] В 1989 году коммунистическое правление было свергнуто, а вместе с ним и государственный контроль над анимационным искусством в 1990 году. Под давлением свободного рынка появилось множество независимых анимационных студий. Новый вопрос коммерческого финансирования оказался сложным, поскольку новые студии изо всех сил пытались свести концы с концами. Были приняты самые разные решения: от активного привлечения иностранных подрядчиков до специализации на трудоемких традиционных формах ручной анимации и до владения сотрудниками. [4] В 2002 году новое венгерское правительство начало принимать участие в этом средстве массовой информации, а финансирование со стороны Министерства национального культурного наследия было направлено на разработку дальнейших анимационных фильмов по венгерским народным сказкам и легендам, которые с коммунистической эпохи стали источником национального культурного наследия. гордость. [4]
История до анимации [ править ]
- 1709 — Профессор Иштван Симанди из Шарошпатак собрал и использовал свой собственный проектор (вариант волшебного фонаря ) в образовательных целях. С помощью этой машины Симанди стремился добиться того же эффекта анимации, который сегодня создают прозрачные пленки . [5]
- 1889 - Адольф Кьюкор, родившийся в Венгрии (более известный как Адольф Цукор ), эмигрирует в Соединенные Штаты, где в 1903 году он вкладывает средства в кино. К 1912 году Кьюкор основал кинокомпанию «Famous Players Film Company» , которая, в свою очередь, стала «Famous Players – Lasky» и, в конечном итоге, «Paramount Pictures» . Будучи президентом Paramount, Цукор в 1930-е годы выпустил множество мультфильмов Color Classics . [6] [7]
- 1899 — Маргит Винклер, родившаяся в Венгрии (более известная как Маргарет Дж. Винклер ), эмигрирует в Соединённые Штаты, где в 1918 году она становится первой женщиной-кинопродюсером, сыграв важную роль в постановке фильма « Из чернильницы» и ранней истории кино. Кот Феликс , Крейзи Кэт и диснеевский сериал «Освальд-Счастливчик Кролик» с помощью ее мужа Чарльза Минца . [8] [9]
попытки анимации Ранние
Самый ранний период венгерской анимации был отмечен экспериментами и развитием первой анимационной студии, возглавляемой пионерами Дьюлой Мачкаши и Яношем Халасом . [10] Анимация носила преимущественно рекламный характер, хотя на протяжении 1930-х годов развивались все более сложные повествовательные структуры. Между 1932 и 1945 годами было выпущено 150 рекламных мультфильмов, в том числе «Заменитель семейного кофе» , «С вечера до утра», «Невидимый гость » , « Зевс в когнито», « «Веселый мальчик-сапожник», Счастливчик Джим» и «Сияющая любовь ». [3] [11] В преддверии Второй мировой войны и в бурные военные годы в Венгрию наблюдался исход художников и кинематографистов, особенно среди венгерского еврейского населения. Стремясь продолжить свое искусство в менее политически напряженном климате, несколько венгерских карикатуристов начали открывать студии за рубежом. [3] [12]
- 1914 — Иштван Като Кишли, создатель еженедельных новостных бюллетеней, создаёт первый в Венгрии анимационный фильм — анимационный мультфильм под названием « Оден Зриб» . [13] В течение следующих нескольких лет он создает еще несколько мультфильмов, в том числе « Янош Витез» (1916). [13] и карикатуры на Марселя Вертеса, сделанные в 1918 году для вечернего выпуска новостей «Вечер». [12] Он продолжил анимировать Rómeó és Júlia («Ромео и Джульетта») в 1921 году и Bogárorféum («Музыкальный зал насекомых») в 1932 году. [14]
- 1914 — Художник Морик Габор заключает контракт на создание короткометражного мультфильма, утерянного во время Первой мировой войны. [8]
- 1920-е годы — венгерский дадаист Дьёрдь Герё создает серию экспериментальных мультфильмов, в том числе короткометражный фильм, изображающий цветущий кактус. [8] В 1940-х годах он избежал политической тюрьмы, отправившись в приют как невротик. Здесь все его следы затерялись. [15]
- 1920 — Австро-венгерец по происхождению из богемы, Бертольд Бартош эмигрирует в Берлин, где он работал с Лотте Райнингер над техниками силуэтной анимации, а затем в 1930 году переехал в Париж, чтобы создать L'Idée .
- 1922 — уроженец Венгрии Дьюла Энгель (англизированный как Жюль Энгель ) эмигрирует в Чикаго. В 1937 году он переехал в Лос-Анджелес, чтобы работать с Маргит Винклер, а в конце 1930-х годов поселился в Голливуде, работая на Диснея над «Фантазией» и «Бэмби» , а затем основал UPA . [9] [12] [16]
- 1922 — Андор Вейнингер создает самый ранний из сохранившихся сценариев раскадровки анимационного фильма, написанный венграми. [8]
- 1924 - Иштван Райк, венгерский аниматор покадровой анимации (галлицизированный как Этьен Райк), поселяется в Париже. [8] [17]
- 1928 — Художник-график Дьюла Мачкаши знакомится с Яношем Халасом в Мухели, художественной студии Баухауза , которой руководит Шандор Бортник. [3] [14] Здесь под руководством Бортника создаются короткие экспериментальные анимации, включая рисунок Халаса, изображающий цыпленка, идущего перед яйцом, который изначально задумывался как часть сцены куриного чардаша в неизданном фильме Бортника « Királyfi és a Hattyútündér» («Принц и лебедь»). Сказочный"). [18] Сегодня сохранились лишь несколько фрагментов фильмов Бортника. [8]
- спецэффектов Эндре Галя 1929 - Художник Роберт Берень присоединяется к ателье , Pantofilm, для создания ограниченного количества анимационных фильмов, в том числе Az okos kandúr («Умный кот») и репеллента от насекомых Sabol («Репеллент от насекомых Sabol»). [8] [18]
- 1930 — Художник-эмигрант Дьёзо Васархейи (более известный как Виктор Вазарели ) обосновывается в Париже, где развивает свой стиль кинематического и кинетического искусства посредством использования оптической иллюзии и таких методов, как флип-анимация . [19] В начале 1930-х годов к нему ненадолго присоединяется Имре Хайду, который вместе с ним рисует фоновые декорации. [17]
- 1930 - Янош Халас вместе с Дьёрдь Марцинчаком создает короткие межстраничные анимации в студии Hunnia. [8] [20] Эти анимации в основном состояли из заголовков и анимированных вставок, предназначенных для адаптации иностранных анимаций для венгерской аудитории. [18]
- Начало 1930-х годов - художники-эмигранты Ленке Переньи (более известная как Мадлен Стейнфилд) и Вильма Кисс (известная также как Вильма де Кисс, Вильма де Киш и Вильма де Киш) обосновались в Париже, чтобы создавать французские анимации. [8] [17]
- 1932 - Вместе с художником-графиком Феликсом Кассовицем, Мачкаши и Халас создают первую в Венгрии анимационную студию Coloriton, которая просуществовала 4 года и производила высококачественные рекламные анимации для телевидения и кино, в том числе Boldog király kincse («Сокровище радостного короля»). "). [8] [18] К троим мужчинам присоединились карикатурист Эрно Сенаши и музыкант Густав Илосвай. [3] [14] Ближе к концу существования Coloriton студия ненадолго расширилась и перешла в Великобританию, где под руководством Халаса была создана дочерняя студия British Color Cartoon Films Limited. [18]
- 1932 - Эмигрант-карикатурист Имре Хайду (более известный под своим сценическим псевдонимом Жан Имидж — «Имидж» основан на французском произношении «Им-Хадж», начальных слогах его полного имени) обосновывается во Франции, выпустив около двух дюжину анимационных фильмов за свою жизнь. [12] [17]
- 1933 — Имре Тот (более известный как Америго Тот ) работает над анимационной адаптацией « Пиноккио» . [8] С тех пор фильм был утерян.
- 1934 - Эмигрант-карикатурист Дьёрдь Пал Марцинчак (более известный под своим сценическим псевдонимом Джордж Пал ) впервые переезжает в Германию, где создает Habakuk и Der Kollege, одновременно разрабатывая концепцию Puppetoons (первоначально называвшихся Pal-dolls). [8] [20] Вскоре после этого он переехал в Голландию, где работал с Philips, чтобы создать Philips Cavalcade (1934) и «Спящую красавицу» (1935), а затем в Париж, а затем в Эйндховен, где он основал и работал в студии кукольной анимации Dollywood до 1939 года. [20] Обосновавшись в Голливуде в 1940 году, Пал работал в компании Paramount, где продюсировал еще несколько короткометражных фильмов из серии «Марионетки» и получил несколько «Оскаров». [10] [12]
- 1934 — Художник Бела Балаж эмигрирует в Советский Союз, где создает » « Вор . [9]
- 1936 — Карикатурист Янош Халас (англ. John Halas ) эмигрирует, чтобы в 1940 году основать студию Halas and Batchelor Studio вместе со своей женой Джой Батчелор в Лондоне . [10] [21] Здесь он обретает политическую свободу для создания ряда работ, включая его самую известную работу «Скотный двор» (1954). [14] [18] Позже ему будет предоставлено Ордена Британской империи в 1972 году, он станет президентом ASIFA в 1979 году и сыграет важную роль в первых трех фестивалях анимационных фильмов в Венгрии ( мероприятия KAFF ). [21]
- Конец 1930-х годов - венгерская анимация в Венгрии продолжается благодаря усилиям таких аниматоров, как Иштван Балог, Виктор Кальман, Феликс Кассовиц и Иштван Валкер. В этот период Валькер, как известно, создает Oroszálom («Русская мечта»), Tiroli tánc («Танец Тироля») и Sztepptánc («Степ-танец»), серию из трех живых боевиков и анимационных картин с участием детской актрисы Аги Полли. . Методы Валкера были разработаны независимо от предыдущих аналогичных усилий за рубежом, но в Венгрии эту концепцию сочли неработоспособной, и фильмы были встречены плохо. [3] [14]
- 1938-1944 - Валькер создает Csavargó száchnoje («Удача бродяги») и с помощью Тереза Давида A molnár, a fia meg a sámár («Мельник, сын мельника и осел»), [11] последний из которых должен был быть завершен во время бомбардировок, предшествовавших осаде Будапешта в 1944 году . [8] [22]
- 1940 - Ласло Тубай создает A kis balta («Маленький топор»). [3]
- 1946 — Иштван Бессеней создает «Лунную серенаду» . [3]
- 1946 - Эмигрант-карикатурист Петер Михай Фёлдес (англ. Peter Foldes ) обосновался в Англии, где работал в сотрудничестве с Яношем Халасом, прежде чем жениться на своей жене Джоан Фолдес и основать независимую студию. [23] Здесь пара создает политически окрашенный фильм «Короткое видение» , который получил признание критиков после выхода в 1956 году. Пара некоторое время живет в Париже, прежде чем поселиться в Канаде, чтобы продюсировать ряд фильмов для Национального совета по кинематографии Канады, включая номинированный на Оскар « Голод » (1975). ). [9]
- национализирует все кинопроизводство 1948 — Венгерская коммунистическая партия . [14] [24] В течение следующих нескольких лет Мачкаши самостоятельно работал на национальных каналах над созданием серии образовательных фильмов, в том числе Az egér és az oroszlán («Мышь и лев»), Hol az a macska? («Где этот Кот?») и Ухука, кис баголы («Ухука, Маленькая Сова»). Другие артисты также медленно выпускали ряд короткометражных фильмов.
- 1948 - Золтан Олчай Кисс создает кукольный анимационный фильм Megy a juhász a sámár («Пастух верхом на осле»). [14] первый анимационный фильм после национализации отрасли. [24] он создает витамин ABC . Два года спустя, в 1950 году, [3]
- 1950 — Карикатурист-эмигрант Терез Давид (на английском языке как Тисса Дэвид ) переезжает в Париж, в конечном итоге обосновавшись в Нью-Йорке в 1955 году. [8] [22]
Современная анимация [ править ]
Анимация первого поколения [ править ]
Сказочная анимация является обычным явлением, и в этот период наблюдается подъем венгерской анимации, в которой появились такие аниматоры, как Йожеф Непп , Аттила Даргай , Тибор Чермак, Дьёрдь Ковашнай , Йожеф Гемес, Сабо Сабольч, Дьёрдь Варнаи, Марсель Янкович , Петер Собошлай , Жолт Ричли , Шандор Рейзенбю . хлер, Бела Вайда, Тамаш Сабо Сипос, Янош Мата, а также кукольные аниматоры, такие как Отто Фоки и Имре Иштван. [3]
- 1941–1951 — Дьюла Мачкасси и Эдит Фекете создают первую цветную анимацию « Бриллиантовый полпенни маленького петушка». [24] Фильм начинается как черно-белая постановка в отделе мультфильмов и кукол Студии кинохроники и документальных фильмов военного времени, но из-за задержек, связанных с войной, фильм закончен только в 1951 году.
- 1952 - Дьюла Мачкаши создает Erdei sportverseny («Спортивные соревнования в лесу»). [3]
- 1953 – Дьюла Мачкаши и Эдит Фекете создают «Строгие обязательства щенка ». [3]
- 1955 – Дьюла Мачкаши создает «Два бычка с перцем». [2]
- 1956 - С помощью венгерского карикатуриста-эмигранта Рихарда Фесла карикатуристы Кальман Козелка (англизированный как Кали Козелка) и его жена Ида Моксари (более известная как Дучика Моксари) бегут в Австрию в качестве политических беженцев. Они поселились в Нидерландах в 1970-х годах, основав киностудию «Козелка». [8] [22]
- 1956 — Эмигрант-карикатурист Элек Имреди покидает страну и обосновался в Канаде. [8] [22]
- 1958 — Дьюла Мачкаши создает The Greedy Bee («Жадная пчела»). [3]
- 1960 - Дьюла Мачкаши создает A ceruza és a radír («Карандаш и резина») и «Парбай» («Дуэль»), которые являются первыми венгерскими фильмами, получившими международное признание. [2] Парбай удостоен специального приза жюри 1961 года Каннского кинофестиваля . [24]
Анимация второго поколения [ править ]
Иностранные анимационные команды начинают обращаться к киностудии Pannónia Film Studio, чтобы сократить расходы на некоторые из наиболее трудоемких аспектов производства мультфильмов. Однако в отечественных постановках, когда художественное сообщество испытывало напряжение из-за авторитарного коммунистического правительства, болезненность и черный юмор стали более распространенными, поскольку карикатуры использовались, чтобы намекать и отражать философию и условия того времени. Под влиянием Запада появились такие мультсериалы, как «Пети és a gépemember » Дьюлы Мачкаши и Дьёрдя Варнаи («Пети и робот»), «Marci és a Cső» («Марци в джунглях»), Vili és Bütyök («Вили и Бютёк»). ), Message from the Future («Сообщения из будущего»), Далее, пожалуйста! («Следующий, пожалуйста!»), Varjúdombi mesék («Сказки с Вороньего холма»), «Magyarázom...» » Отто Фоки Тамаша Сабо Сипоса («Позволь мне объяснить...») и «Мемуары всемирно известного охотника («Мемуары всемирно известного охотника»). Волшебная змея»). С появлением мультсериалов в стране появились первые узнаваемые звезды мультфильмов, такие как Герго, Пети, Густав, Фракк , Кукори и Коткода, Мирр-Мурр, Элек Мекк, доктор Бубо, Микроби, Квадратноухий кролик , ТВ Маки и семья Мезга , каждый из которых фигурирует в нескольких мультфильмах. Дьюлы Мацкаши и Дьёрдя Варнаи В этот период также появилась анимация для развлечений для взрослых: такие сериалы, как «Ember és ember» («Человек и человек»). [3] [12]
- 1961 - Йожеф Непп создает Szenvedély («Страсти»).
- 1961 – Тибор Чермак создает «Мяч с белыми точками» («Мяч с белыми точками»). [12] который выиграл Венецианского кинофестиваля Золотого льва 1961 года за лучший детский фильм. [24]
- 1961 - Под руководством Дьюлы Мачкаши завершается работа над серией вестернов «Артур» (режиссер-эмигрант Зоран Янич).
- 1962 - Вдохновленные своей работой над Артуром , Дьюла Мацкаши и Дьёрдь Варнаи создают Peti és a gépember («Пети и робот»), первый мультфильм из того, что впоследствии стало сериалом о Пети (26 серий, 1963–1967). [24] Это первый мультсериал в Венгрии.
- 1963 - Дьёрдь Ковашнай создает Monológ («Монолог»), который развивает визуальное мастерство среды.
- 1964 – Дьердь Ковашнай создает «Метаморфозы» , которые развивают визуальное мастерство медиума.
- 1964 - Отто Фоки создает TV Maci («Маленький медвежонок»). Вдохновленный кукольными мультфильмами чешского режиссера Иржи Трнки , популярный телеведущий Maci становится талисманом венгерской детской телепрограммы Esti mese («Сказка на ночь»). [14]
- 1966 — Йожеф Непп создает минут» «Убийство за пять
- 1966 — Дьюла Мачкаши и Дьёрдь Варнаи создают « Десять декаграмм бессмертия».
- 1967 — Дьердь Ковашнай создает «Гамлета» , который расширяет визуальное мастерство медиума.
- 1968 — Йожеф Гемес создает Koncertisszimo («Концертиссимо»), одну из первых анимационных картин. [24]
- 1968 - Шандор Райзенбюхлер создает «A Nap és a Hold elrablása » («Солнце и луна унесены»), который, как считается, расширяет повествовательную сложность среды, одновременно вводя экспериментальные техники коллажа. [2] [24]
- 1969 - Марсель Янкович создает Hídavatás («Торжественное открытие моста»).
- 1970 — Дьюла Мачкаши создает Self -Destroyer.
- 1971 — Йожеф Гемес создает Funeral («Похороны»).
Анимация третьего поколения [ править ]
Поскольку художественное сообщество все еще находится под давлением правительства, фильмы третьего поколения характеризуются приглушенным скрытым акцентом на тревоге и клаустрофобном страхе преследования. Аниматоры старшего поколения (первого и второго поколения) имели тенденцию подчеркивать мораль и развитие гротеска. [3]
- – Марсель Янкович создает 1970-1971 «Линия занята».
- 1970 - Создан первый сценарий полнометражного мультфильма под названием Gusztáv bárkája («Лодка Густава»), однако фильм так и не был снят.
- 1971 — Основана анимационная мастерская Kecskemét Animation Film Studio как дочерняя компания Pannónia Film Studio. будет открыта еще одна мастерская Вскоре после этого в Пече . [14] [24] [25]
- 1972 - Шандор Райзенбюхлер создает Az 1812-es év («1812 год») и получает Золотую пальмовую ветвь придворного метража в Каннах. [24] В 1975 году он создал Holdmese («Лунный полет») и Pánik («Паника») в 1978 году.
- 1973 – Бела Вайда создает «Добрые дела ».
- 1973 - Дьердь Ковашнай создает Ca Ira («Это сработает»). В 1979 году он создал полнометражный музыкальный мультфильм « Хабфюрдо» («Пенная ванна»). [2]
- 1973 - Кати Мачкасси значительно развивает жанр детской анимации с помощью Gombnyomásra («Кнопка»), а затем Nekem az élet teccik nagyon... («Я думаю, что жизнь - большое удовольствие») в 1976 году. Последний фильм получил 1-ю премию в Мельбурне . [24]
- 1973 — Марсель Янкович снимает первый полнометражный венгерский фильм «Янош Витез» («Джонни Корнкоб»). [24] по мотивам поэзии Шандора Петефи . [14] В дальнейшем он создал номинанта на премию Оскар 1975 года, «Сизифа» . [23] а затем «Кюздок» ( «Бой» ), получивший Золотую пальмовую ветвь придворного метража в Каннах. [24] За этими усилиями в 1978 году последовала серия Magyar népmesék («Венгерские народные сказки»). [14]
- 1973 — Билл Фейгенбаум и Йожеф Гемес создают полнометражный фильм «Hugó a vízíló» («Гюго, Бегемот») по заказу американского Фаберже Брюта. [2]
- 1975 — Отто Фоки создает фильм «Бабфильм» («Сцены с бобами»), получивший Гран-при кинофестиваля в Лозанне. [24]
- 1975 – Эмигрант-карикатурист Габор Чупо переезжает в Швецию, спасаясь от репрессивных условий Венгрии советской эпохи. Вскоре он вместе со своей женой, аниматором венгерского происхождения Арлен Класки создает студию Klasky Csupo Studio . [23] Пара продолжала продюсировать такие шоу, как «Симпсоны» и «Ох уж эти детки» , и выиграла множество премий «Эмми» за свои усилия в анимации. [7]
- 1976 — Петер Собошлай создает «Эй, ты!» ("Эй, ты")
- 1976 - Ференц Варшаньи создает Nagy mulatság («Большой взрыв»). Позже он поможет дальнейшему развитию жанра детской анимации с Иркой-фиркой («Граффити») в 1977 году.
- 1976 — Аттила Даргай создает полнометражный фильм «Лудас Мати» («Мальчик Мэтти»).
- 1977 – Иштван Ковач создает времена». «Меняющиеся
- 1977 — Чаба Соради создает Рондино («Рондино»).
- 1978 - Геза Пал Варга создает Fair Play.
1980-е годы [ править ]
Десятилетие, которое считается ответственным за пик венгерской анимации, 1980-е годы станут свидетелями все более смелого использования иронии и аллегорий в изображении венгерских условий при коммунистическом правлении и ознаменуют ренессанс технических экспериментов с исследованием многих нетрадиционных графических изображений. СМИ. Особо следует отметить, что в этот период появилось несколько новых экспериментальных сериалов, в том числе «Vázák meséi» » Чабы Варги Шандора Бекеши («Сказки о вазах»), «Szekrénymesék Чабы Варги. («Сказки платяного шкафа»), а также пластилиновые анимации, в том числе «Аугуста» («Августа») и «Ференц» Како Зено . Полнометражные фильмы были сняты на основе ряда сериалов 1960-х и 1970-х годов, в том числе « Визипок-чсодапок » Сабольча Сабо и Йожефа Хауи («Водяной паук, чудо-паук»), «Миси Мокус каланджай » Отто Фоки («Приключения Сэма-паука»). Белка»), Аттилы Даргея » « Вук и «Leo és Fred» Пал Тота («Лео и Фред»). Аттилы Даргея Также были запущены новые серии, в том числе «Pom-pom meséi» («Сказки о Пом Поме») и A nagy hó-hó-horgász («Грррреальный рыболов»), Тобиас Себай Ференца Како («Не обращай внимания на Тоби»), « Сказки о короле Матьяше» » Марселя Янковича Ласло Уйвари-младшего («Сказки о короле Матьяше»), « Мондак а из «Венгерской истории » («Венгерские исторические легенды»), « Фабулак » Жолта Ричли («Басни») и Киванчи Фанци Тибора Эрнади («Любопытные фанци»), «Анималия» («Анималия»), » Ливиуша Дьюлая ( «Приключения Тинти «Приключения Тинти»). ) и приключения Кентаурфи («Приключения слонихи Фанни»), « Тромби és tűzmánó» Ференца Варшаньи Тамаша Баксы («Тромби и огненный бес») и «Чепке» («Капелька»). Среди аниматоров, сделавших себе имя в этот период, были Ференц Варшаньи, Миклош Кайм, Иштван Ковач, Элек Лисяк, Жолт Ричли, Кати Мачкаши, Бела Терновски , Тибор Эрнади, Ласло Уйвари, Ференц Како, Фюстёс Ласло Хедьи, Чаба Варга, Агнес Па. Штор, Мария Хорват, Иштван Орос и Ференц Рофуш . [3]
- 1980 - Чаба Варга создает «Эбед» («Обед»), первый из серии, в которой главную роль играет резиновая дама Аугуста. В 1985 году он создал художественно значимую композицию A szél («Ветер»).
- 1980 – Бела Вайда создает Moto Perpetuo и получает Золотую пальмовую ветвь придворного метража на Каннском кинофестивале. [24] В 1982 году он продолжает создавать социальный фильм Teljesítmény és siker («Производительность и успех»).
- 1980 - Мария Хорват создает «Айто» («Двери»), а затем в 1982 году художественно значимые « Чудеса ночи » («Чудеса ночи»).
- 1980 - Марсель Янкович создает экспериментальный полнометражный фильм Fehérlófia («Сын белой лошади»).
- 1981 — Карикатурист в третьем поколении Ференц Рофуш создает «Леги» («Муха»), мрачную аллегорическую историю о потере свободы и последствиях отчаянных попыток побега. Фильм хорошо принят на международном уровне и получил премию Оскар 1981 года как лучший короткометражный анимационный фильм. [24] Рофуш продолжил работу над Gravitáció («Гравитация») в 1984 году, а затем эмигрировал в Торонто, чтобы работать в Nelvana Studios в 1988 году.
- 1981 — Яноша Касса » «Дилемма становится первым полностью цифровым анимационным фильмом и номинируется на « Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм на Каннском кинофестивале.
- 1982 — Ференц Како создает Autótortúra («Двигатель»), а позже в том же году — Ad Astra .
- 1982 – Миклош Каим создает Dog. Mad Rubber
- 1982 - Фюстёс Ласло Хедьи создает «Статистический карманный фильм», фильм о социальных посланиях.
- 1982 - Дьердь Ковашнай и Элек Лисяк создают Reportré («Репортаж»), фильм о социальных посланиях.
- 1982 - Отто Фоки выпускает «Приключения белки Сэма» («Приключения белки Сэма»).
- 1982 — Йожеф Гемес создает экспериментальный полнометражный фильм «Далиас Аттик» («Героические времена»). За этим последовал Вили, вереб («Воробей Вилли») в 1988 году. [24]
- 1982 - Киностудия «Паннония» выпускает французский фильм « Временные мастера» режиссера Рене Лалу.
- 1983 – Атилла Чаджи создает экспериментальную лазерную анимацию « Шестая или Седьмая …»
- 1983 — Аннамария Золтан создает экспериментальную текстильную анимацию «Рапсодия в синих джинсах» .
- 1983 — Йожеф Непп снимает экспериментальный полнометражный фильм Hófehér («Небелый»). [24]
- 1983 - Жолт Ричли создает Яноша Хари.
- 1984 - Дьюла Надь создает Süti («Булочки»), за которым вскоре последовал экспериментальный фильм 1986 года Ujjhullám («Волна пальцами»).
- 1984 — Иштван Орос создает социальный фильм « Ах, Америка!». («Ах, Америка!»), За что он получил премию KAFF 1985 года за лучший сценарий. В дальнейшем он получал награды KAFF в 1993 и 2005 годах, когда ему был вручен Гран-при за фильм Az idõ látképei («Взгляд на время»). [26] [27]
- 1984 — Атилла Даргай создает полнометражный фильм «Саффи» («Саффи»). [24]
- первый раз в три года фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете , проводится 1985 — В Кечкемете, Венгрия (Kecskeméti Animáció FilmFesztivál, или KAFF) . [14] [25]
- 1986 - Бела Терновски создает полнометражный фильм Macskafogó («Город кошек»). [24]
- 1987 - Бела Вайс создает Ajtó l («Дверь I»).
- 1987 — Шандор Райзенбюхлер создает фильм «Isten veled kis sziget» («Прощай, маленький остров»), который развивает визуальное мастерство анимации.
- 1987 — Ференц Како создает серию экспериментальных мультфильмов, начиная с песочной анимации Ab ovo , получившей Золотую пальмовую ветвь за анимацию на Каннском кинофестивале. За этим последовала экспериментальная анимация из пластилина и угольного порошка 1989 года Ad rém («Ad rem»).
- 1988 - Проводится второй фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете, в состав отборочного жюри которого входят такие известные аниматоры, как Джон Халас. [21] Организационные проблемы задерживают проведение третьего такого фестиваля до 1993 года, и фестиваль возобновляется в 1996 году, когда он был расширен за счет включения международных участников в одновременно проводимый Фестиваль европейских анимационных художественных фильмов и телешоу ( Európai Animációs Játékfilm Fesztival ). [25]
- 1989 - Золтан Силадьи Варга создает Айто 3 («Дверь 3»).
- 1989 - Январи создает экспериментальный компьютерный анимационный фильм «Лабиритмус» («Лабиритм»).
индустрия анимационная Текущая
Конец века ознаменовал конец коммунизма в Венгрии. Хотя государственная поддержка единственной анимационной студии в Венгрии (Pannónia Film Stúdió) подошла к концу, свободный рынок быстро стимулировал развитие ряда независимых анимационных студий. Чтобы получить финансирование в отсутствие государства, такие студии, как Kecskemétfilm Kft, прибегают к стратегии владения сотрудниками, в то время как другие студии работают в основном в качестве подрядчиков для зарубежных рынков, выполняя такие работы, как компоновка и рисование. [2] [4] Однако другие студии, такие как совместное американо-венгерское предприятие Studio 2, вместо этого сосредоточились на традиционных методах рисованной клеточной анимации, чтобы сохранить этот теперь нишевый стиль анимации. В число других анимационных студий, созданных после вывода государственного контроля, входят Pannónia razjfilmgyartók, Videovox, Funny Film, Animex, Dana Film, Reflex, Puppet Film, студия Aladin, Firka и совместное немецко-венгерское предприятие Loonland. С конца 1980-х годов было выпущено несколько полнометражных фильмов, в том числе «Альберт говорит...» («Альберт говорит...») и «Маймок кастеля» («Замок обезьян») и другие. Среди аниматоров, получивших известность после конца коммунистической эпохи, - Петер Собошлай, Ласло Фустош Хедьи, Мария Хорват, Ливиуш Дьюлаи, Иштван Орос, Дора Керестеш , Ласло Харис, Петер Мольнар, Золтан Силадьи Варга, Миклош Арпад, Элла Нойбергер, Бела Вайс и Ласло Уйвари. [3]
- 1988 — Независимая анимационная студия Varga Studio впервые начинает формироваться из любительского анимационного коллектива Эгиетеми Синпадона 1974 года IXILON под усилиями Чабы Варги, поскольку государственная политика ослабевает и коммунистическая эра подходит к концу. [4]
- 1990 - Прекращается государственная поддержка киностудии «Паннония». [4]
- 1991 — Йожеф Гемес создает полнометражный фильм «Герценьё — кобольд» («Принцесса и гоблин») совместно с теперь независимой киностудией Pannónia Film Studio. [2]
- 1991 - Дочерняя компания Pannónia Film Studio, Kecskemét Animation Filmstudió, становится независимой организацией, в конечном итоге получившей название Kecskemétfilm Kft под руководством Ференца Микулаша.
- независимая студия «Венгерские мультфильмы» . 1992 — Образована [4]
- 1993 - Два мультфильма Kecskemétfilm вошли в шорт-лист премии «Золотой мультфильм» : Силадьи Варги » Золтана «Ejszakai kultútörténeti Hadgyakorlat («Культурно-исторический маневр ночью») и «Zöldfa utca 66» Марии Хорват («Улица Зельдфа, 66») соответственно.
- 1996 - Kecskemétfilm выпускает «Сказку о чудесной лани».
- 1996 — Марсель Иваньи создает фильм «Сель» («Ветер»), получая Золотую пальмовую ветвь придворного метража в Каннах.
- Золтана Силадьи Варги 1998 - Студия 2 выпускает «Эгерут» («Мышиное путешествие»), полнометражный фильм, который продавался на международном уровне, но был встречен плохо. [4]
- 2001 — 3D CGI- Основана студия анимации Digic Pictures для производства независимой анимации, а также анимации для индустрии видеоигр.
- 2002 — Киностудия «Паннония» выпускает фильм Марселя Янковича « Чодасарвас » («Чудесная лань») при финансовой поддержке Министерства национального культурного наследия . [4] [23]
- 2002 — Аги Месарош создает фильм «Эсо Утан» («После дождя»), получив Золотую пальмовую ветвь за короткометражный фильм на Каннском кинофестивале 2002 года. [28]
- 2004 - Varga Studio выпускает Csudafa («Дерево чудес») под руководством Петера Халаса.
- 2004 — Арон Гаудер и Эрик Новак создают Nyócker! («Район!») [29]
- 2007 - Адам Мадьяр создает первый бесплатно загружаемый компьютерный анимационный 3D-фильм «Эгон и Дончи» .
- 2007 — Геза М. Тот создает , номинированную на «Оскар» 3D-анимацию «Маэстро» . [14]
- 2008 г. - Дьёрдь Гат режиссирует « Киш Вук» («Лисёнок»); продолжение « » Вука », основанного на «A Kis vuk és a Simabőrüek . Он провалился в кинотеатрах из-за отсутствия графики и бессвязного сюжета.
- 2009 — Рудольф Пап создает клип на Кайли Миноуг » «Speakerphone . [30]
- 2011 — Венгерский мультфильм выпускает Az ember tragédija («Трагедия человека») по мотивам Имре Мадаха . великого произведения [23]
См. также [ править ]
- Pannónia Filmstudió (из hu.Wikipedia) - Обсуждение истории венгерской анимации
- A Rajzfilm Magyarországon (из hu.Wikipedia) - Обсуждение венгерской анимации в статье General Animation.
- Фильмы венгерского мультипликационного производства (из hu.Wikipedia) - Список венгерских мультфильмов
Ссылки [ править ]
- ^ Хэнкисс, Элемер. Остров совершенства . Кинокультура. 2000.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Диззери, Эстер. Из кадра в кадр: хроника венгерской анимации 1948–1998 годов . Издательство Баласси. Будапешт. 1999 год ISBN 978-963-506-289-8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Лендвай, Эржи. Венгерский анимационный фильм (англ. « Мультфильмы в Венгрии »). Кинокультура. 1996 год
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ховард, Дуг. За рамками: выживет ли это искусство? . Деловая Венгрия. Том 15, №1. Американская торговая палата в Венгрии. Январь 2001 года.
- ^ Барток, Иштван. Кёсеги, Питер, изд. Лексикон венгерской истории культуры LX. . «Латерна Магика». Баласси Киадо. стр. 121-122. 2011 год ISBN 978-963-506-789-3
- ^ Джеймс, Райан. Будапешт Фроммера и лучшее из Венгрии: Том 759 «Полного собрания Фроммера» . Джон Уайли и сыновья. 2010. ISBN 978-0-470-55126-4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доусон, Брайан. Лауреаты Нобелевской премии и известные венгры . Американско-венгерская федерация. 2006.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Русский, Мартон. Назад на родину! / Назад на Родину! . 10-й фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете (KAFF), 2011 г. ISBN 978-963-08-1576-5
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - Часть V. - Венгры в Америке . Кинокультура. 2011 год
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Беккерман, Ховард. Анимация: вся история . Олворт Пресс. 1 сентября 2003 г. ISBN 978-1-58115-301-9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колтай, Агнес. Рецензия на анимационный фильм «Кечкемет» . Хроника киномира. Август 1985 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Райт, Джин Энн. Написание и разработка анимации: от разработки сценария до питча . Фокальная пресса. 31 декабря 2004 г. ISBN 978-0-240-80549-8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каннингем, Джон. Венгерское кино: от кофейни до мультиплекса . Уолфлауэр Пресс. 2004. ISBN 978-1-903364-79-6
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Напочка, Харуко. Magyar Rajfilm Történet A Dióhéjban. Архивировано 27 января 2012 г. в Wayback Machine (на английском языке: « История анимации в Венгрии. Архивировано 13 января 2012 г. в Wayback Machine »). Напочка. 26 февраля 2011 г.
- ^ Чечефски, Брюс. Бела . Картинки на качелях. 2011.
- ^ Суботник, Стивен . Анимация в домашней цифровой студии: от создания до распространения . Фокальная пресса. 6 января 2003 г. ISBN 978-0-240-80474-3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - IV. часть — Венгры во Франции . Архивировано 6 ноября 2013 г. в Wayback Machine . Кинокультура. 2011 год
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - Часть I - Янош Халас - Джон Халас . Архивировано 12 мая 2015 г. в Wayback Machine . Кинокультура. 2011 год
- ^ Граймс, Уильям. Роберт Брир, пионер авангардной анимации, умер в возрасте 84 лет . Нью-Йорк Таймс. 17 августа 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - III. часть — Георгий Пал, т. е. Дьердь Пал . Кинокультура. 2011 год
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лендвай, Эржи. Аниматор, желающий бессмертия . Кинокультура. 2002 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орос, Анна Ида и Орос, Мартон. Назад на родину! - II. роль - Кальман Козелка, Ида Мочари, Терез Давид . Кинокультура. 2011 год
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ленбург, Джефф. Кто есть кто в анимационных мультфильмах: международный путеводитель по отмеченным наградами и легендарным аниматорам кино и телевидения . Корпорация Хэла Леонарда. 2006. ISBN 978-1-55783-671-7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т PannóniaFilm, Ltd. Архивировано 28 декабря 2011 г. в Wayback Machine . Международная сеть бизнеса в области кино и телевидения KoWe. (Также доступно: История: 50 лет на переднем крае анимации . PannoniaFilm .) 2007.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с История КАФФ . Фестиваль анимационных фильмов в Кечкемете . 2011 год
- ^ Богатство различий: прославление венгерской анимации и графики - Иштван Орос в Нью-Йорке: выставка в Венгерском культурном центре . Нью-Йоркский Венгерский дом. 14 декабря 2011 г.
- ^ KAFF2005: Награды 7-го фестиваля анимационных фильмов в Кечкемете . КОФЕ . 2005 г.
- ^ Эсо Утан (2002) . Кино. Нью-Йорк Таймс. 2010.
- ^ Бори, Эржебет. И все же оно движется...: «Ньоккер» Арона Гаудера и Эрика Новака и возрождение венгерской анимации . Венгерский ежеквартальный журнал. №180. 2005.
- ^ Миноуг, Кайли. Объявлен победитель конкурса громкой связи Кайли! Фейсбук. 5 октября 2009 г.