Джетекс



Двигатель Jetex — миниатюрный твердотопливный ракетный двигатель , предназначенный для использования в качестве силовой установки для летающих моделей самолетов . Его производство привело к появлению ряда подражателей, а после прекращения производства - преемников аналогичного типа.
Оригинальные моторы Jetex.
[ редактировать ]Jetex был разработан в 1947 году компанией Wilmot, Mansour & Company Ltd из Саутгемптона , которая начала свою деятельность в выведенном из эксплуатации ангаре Королевских ВВС Болье . [ 1 ] Первый двигатель был продемонстрирован в начале 1948 года и стал доступен публике в июне 1948 года, когда журнал Aeromodeller представил мощность Jetex на своей обложке. [ 2 ] Первыми двигателями были Jetex 100 и 200, а в ноябре 1948 года последовал более мощный Jetex 350. Самый популярный двигатель, Jetex 50, был представлен в мае 1949 года вместе с комплектами для моделей самолетов и моделей автомобилей, использующих мощность Jetex. Последующая популярность Jetex привела к производству многочисленных комплектов сторонними компаниями, такими как KeilKraft и Skyleada.
Двигатели Jetex работают на твердой грануле, состоящей в основном из нитрата гуанидина , которая при сгорании выделяет выхлопные газы в большом объеме, оставляя мало твердых остатков. Развиваемая тяга скромная и устойчивая, что делает ее подходящей для летающих моделей с аэродинамическим подъемом. Выхлопные газы не слишком горячие, что повышает безопасность.
Двигатели загружаются одной или несколькими гранулами твердого топлива, а горючий «фитиль» проходит через выхлопное сопло для воспламенения топлива. Топливо и фитиль были произведены компанией Imperial Chemical Industries (ICI). Корпус двигателя ранних моторов изготавливался из алюминиевого сплава. При внедрении топливные гранулы и фитиль можно было приобрести отдельно, а это означает, что систему можно использовать повторно.
Мощность Jetex оказала большое влияние в конце 1940-х и начале 1950-х годов, позволив создавать модели нового масштаба и продолжительности. В 1960-х годах пороховые гранулы Jetex нашли еще одно применение компанией AP Films/Century 21 в сериале « Супермарионация », когда они были установлены на нижней части миниатюрных наземных транспортных средств и испускали струи газа, напоминающие следы пыли. [ 3 ]
В середине 1950-х годов компания Jetex сменила владельца. Постепенно его популярность пошла на убыль. Рон Баддорф предположил, что развитие радиоуправления и повышение надежности и мощности дизельных двигателей вызвали отсутствие интереса к «маленькому Jetex». [ 4 ]
Имитаторы и преемники Jetex
[ редактировать ]
вуали
[ редактировать ]Velojet 50 и его более крупный брат Velojet 100 были в Новой Зеландии разработаны и изготовлены . Они использовали стандартное топливо Jetex и имели спереди предохранительный клапан в виде диска, упирающегося в предварительно натянутую винтовую пружину. [ 5 ]
Джет-Х
[ редактировать ]В 1986 году компания Powermax в Великобритании выпустила линейку топлива и фитилей нового размера 50 под брендом Jet-X. [ 6 ] Во второй половине 1990-х годов компания представила свои собственные двигатели серии Z, соответствующие оригинальным Jetex 35, 50 и 100. С августа 1995 года двигатели Jet-X, топливо и предохранители коммерчески импортировались в США. Журнал Flying Models сообщил своим читателям, что «безопасная и жизнеспособная ракетная энергия для моделей самолетов возвращается». [ 7 ]
Рапира
[ редактировать ]Примерно в новом тысячелетии был представлен новый двигатель одноразового использования, получивший название Rapier. Он имеет такой же вес, тягу и срок службы, что и Jetex, что позволяет строить и летать с новыми двигателями многие старые модели моделей с двигателем Jetex. Rapier — одноразовый двигатель с картонным корпусом и керамическим соплом, визуально ближе к модели ракетного двигателя, чем к оригинальному перезаряжаемому Jetex.
Tendera
[ редактировать ]В начале 2020 года была представлена еще одна линейка моторов многоразового использования под названием Tendera. Они похожи на Rapiers и представляют собой одноразовые двигатели в картонном корпусе и керамических соплах.
Тип Джетекс | Упорные унции | Tendera/Rapier equivalent | Тяга, мН | |
---|---|---|---|---|
Джетекс | 35 | 0.35 | Л1 | 97 |
Джетекс | 50 | 0.50 | Л2 | 139 |
Джетекс | 200 | 2.0 | Л3 | 556 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бротуэлл, Кен (октябрь 1985 г.). «Что случилось с JETEX?». Авиомоделист : 596–599.
- ^ Кроуфорд, Джон Миллер (21 мая 2001 г.). «Путь к Jetex – история Уилмота Мансура» . Jetex.org . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Меддингс, Дерек (1993). Видения XXI века . Суррей, Великобритания: Paper Tiger Books. п. 54. ИСБН 978-1-85028-243-3 .
- ^ Баддорф, Рон (февраль 1997 г.). «История и азбука Jetex». Aviation Modeller International : 70, 71.
- ^ «МоторМарт». Авиомоделист . Март 1953 года.
- ^ Фрибри, Питер (октябрь 1986 г.). «Назад с шипением!». Авиомоделист : 596–598.
- ^ Хант, Боб (август 1995 г.). «Редакция». Летающие модели : 5, 6.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Jetex.org Этот некоммерческий сайт является «главным веб-ресурсом для информации и советов о моделях, работающих на микроракетных двигателях, особенно о тех, примером которых является серия двигателей Jetex».