Jump to content

Джетекс

Jetex 100 – первый мотор Jetex
Авиомоделист, июнь 1948 г.
Комплект Jetex Tailored Skyray

Двигатель Jetex — миниатюрный твердотопливный ракетный двигатель , предназначенный для использования в качестве силовой установки для летающих моделей самолетов . Его производство привело к появлению ряда подражателей, а после прекращения производства - преемников аналогичного типа.


Оригинальные моторы Jetex.

[ редактировать ]

Jetex был разработан в 1947 году компанией Wilmot, Mansour & Company Ltd из Саутгемптона , которая начала свою деятельность в выведенном из эксплуатации ангаре Королевских ВВС Болье . [ 1 ] Первый двигатель был продемонстрирован в начале 1948 года и стал доступен публике в июне 1948 года, когда журнал Aeromodeller представил мощность Jetex на своей обложке. [ 2 ] Первыми двигателями были Jetex 100 и 200, а в ноябре 1948 года последовал более мощный Jetex 350. Самый популярный двигатель, Jetex 50, был представлен в мае 1949 года вместе с комплектами для моделей самолетов и моделей автомобилей, использующих мощность Jetex. Последующая популярность Jetex привела к производству многочисленных комплектов сторонними компаниями, такими как KeilKraft и Skyleada.

Двигатели Jetex работают на твердой грануле, состоящей в основном из нитрата гуанидина , которая при сгорании выделяет выхлопные газы в большом объеме, оставляя мало твердых остатков. Развиваемая тяга скромная и устойчивая, что делает ее подходящей для летающих моделей с аэродинамическим подъемом. Выхлопные газы не слишком горячие, что повышает безопасность.

Двигатели загружаются одной или несколькими гранулами твердого топлива, а горючий «фитиль» проходит через выхлопное сопло для воспламенения топлива. Топливо и фитиль были произведены компанией Imperial Chemical Industries (ICI). Корпус двигателя ранних моторов изготавливался из алюминиевого сплава. При внедрении топливные гранулы и фитиль можно было приобрести отдельно, а это означает, что систему можно использовать повторно.

Мощность Jetex оказала большое влияние в конце 1940-х и начале 1950-х годов, позволив создавать модели нового масштаба и продолжительности. В 1960-х годах пороховые гранулы Jetex нашли еще одно применение компанией AP Films/Century 21 в сериале « Супермарионация », когда они были установлены на нижней части миниатюрных наземных транспортных средств и испускали струи газа, напоминающие следы пыли. [ 3 ]

В середине 1950-х годов компания Jetex сменила владельца. Постепенно его популярность пошла на убыль. Рон Баддорф предположил, что развитие радиоуправления и повышение надежности и мощности дизельных двигателей вызвали отсутствие интереса к «маленькому Jetex». [ 4 ]

Имитаторы и преемники Jetex

[ редактировать ]
Микроракетный двигатель Velojet новозеландского производства

Velojet 50 и его более крупный брат Velojet 100 были в Новой Зеландии разработаны и изготовлены . Они использовали стандартное топливо Jetex и имели спереди предохранительный клапан в виде диска, упирающегося в предварительно натянутую винтовую пружину. [ 5 ]

В 1986 году компания Powermax в Великобритании выпустила линейку топлива и фитилей нового размера 50 под брендом Jet-X. [ 6 ] Во второй половине 1990-х годов компания представила свои собственные двигатели серии Z, соответствующие оригинальным Jetex 35, 50 и 100. С августа 1995 года двигатели Jet-X, топливо и предохранители коммерчески импортировались в США. Журнал Flying Models сообщил своим читателям, что «безопасная и жизнеспособная ракетная энергия для моделей самолетов возвращается». [ 7 ]

Примерно в новом тысячелетии был представлен новый двигатель одноразового использования, получивший название Rapier. Он имеет такой же вес, тягу и срок службы, что и Jetex, что позволяет строить и летать с новыми двигателями многие старые модели моделей с двигателем Jetex. Rapier — одноразовый двигатель с картонным корпусом и керамическим соплом, визуально ближе к модели ракетного двигателя, чем к оригинальному перезаряжаемому Jetex.

В начале 2020 года была представлена ​​еще одна линейка моторов многоразового использования под названием Tendera. Они похожи на Rapiers и представляют собой одноразовые двигатели в картонном корпусе и керамических соплах.

Сравнительная таблица
Тип Джетекс Упорные унции Tendera/Rapier equivalent Тяга, мН
Джетекс 35 0.35 Л1 97
Джетекс 50 0.50 Л2 139
Джетекс 200 2.0 Л3 556
  1. ^ Бротуэлл, Кен (октябрь 1985 г.). «Что случилось с JETEX?». Авиомоделист : 596–599.
  2. ^ Кроуфорд, Джон Миллер (21 мая 2001 г.). «Путь к Jetex – история Уилмота Мансура» . Jetex.org . Проверено 10 декабря 2022 г.
  3. ^ Меддингс, Дерек (1993). Видения XXI века . Суррей, Великобритания: Paper Tiger Books. п. 54. ИСБН  978-1-85028-243-3 .
  4. ^ Баддорф, Рон (февраль 1997 г.). «История и азбука Jetex». Aviation Modeller International : 70, 71.
  5. ^ «МоторМарт». Авиомоделист . Март 1953 года.
  6. ^ Фрибри, Питер (октябрь 1986 г.). «Назад с шипением!». Авиомоделист : 596–598.
  7. ^ Хант, Боб (август 1995 г.). «Редакция». Летающие модели : 5, 6.
[ редактировать ]
  • Jetex.org Этот некоммерческий сайт является «главным веб-ресурсом для информации и советов о моделях, работающих на микроракетных двигателях, особенно о тех, примером которых является серия двигателей Jetex».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fb90be84684269e81a1ac4cea56df80__1718125140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/80/6fb90be84684269e81a1ac4cea56df80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jetex - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)