де Хэвилленд Спектр
Призрак | |
---|---|
![]() | |
de Havilland Spectre на выставке в Музее самолетов Де Хэвилленда | |
Тип | Ракетный двигатель |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | де Хэвилленд |
Первый запуск | 1952 |
Основные приложения | Сондерс-Роу SR.53 |
De Havilland Spectre — ракетный двигатель , созданный компанией de Havilland Engine Company в 1950-х годах. Это был один из элементов предполагаемой смешанной силовой установки для комбинированных ракетно-реактивных самолетов-перехватчиков Королевских ВВС , таких как Saunders-Roe SR.177 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]«Спектр» представлял собой двухтопливный двигатель, сжигавший керосин и перекись водорода . Мощность можно было регулировать в диапазоне 10–100%, обеспечивая 8000 фунтов силы тягу (35,7 кН) на полной мощности. В SR.53 использовались те же топливные баки, что и в турбореактивном двигателе, и при работе на полную мощность предполагалось, что полная нагрузка будет израсходована примерно за семь минут.
В 1952 году начались статические испытания Spectre DSpe.l. В авиационной промышленности не было прецедента двигателя, тяга которого увеличивалась бы с высотой, а требуемая максимальная тяга оценивалась в пределах от 2000 фунтов силы (8,9 кН) до 15 000 фунтов силы (67 кН). Конструкция была основана на переменной тяге, которую можно было регулировать от 8000 фунтов силы (36 кН) до 2000 фунтов силы (8,9 кН). Философия конструкции была согласована с концепцией смешанной мощности самолета, имеющего как турбореактивный, так и ракетный двигатель, для максимальной эксплуатационной гибкости. [ 1 ]
Основная инновация заключалась в том, что впервые турбина турбонасоса была размещена перед камерой сгорания. Описанный тогда как низкий уровень потерь. Технологической новинкой стали с открытым рабочим колесом «Барске» высокоскоростные центробежные насосы , [ 2 ] как ранее исследовали в организации Walter , регенеративное охлаждение с насосными ступенями как на входе, так и на выходе, сетчатые катализаторные пакеты, турбина с внутренним потоком с низкими потерями и использование прямого керосинового топлива. Баки самолета должны были находиться под давлением, чтобы подавить проблемы кавитации в насосах . [ нужна ссылка ]
Он прошел стендовые испытания, начиная с 1953 года, стендовые испытания с середины 1954 года и испытания в двух Канберрах . После получения разрешения на полет осенью 1956 года опыт полетов снова вызвал проблемы с высотным голодом. Разрешение на полеты на прототипе SR.53 было дано с мая 1957 года. [ 3 ] [ 4 ]
В октябре 1957 года был объявлен контракт на более совершенную версию самолета под названием SR.177, с тягой 14 000 фунтов силы (62 кН) с подогревом De Havilland Gyron Junior в которой будет использоваться двигатель Spectre DSpe.5 пересмотренной конструкции вместе со сверхзвуковым турбореактивным двигателем . таким образом, мы реализуем концепцию самолета смешанной мощности. Вместе с новым двигателем были разработаны два основных вспомогательных оборудования: пероксидный стартер для газовой турбины и пероксидный вспомогательный силовой агрегат . Практически сразу после объявления о контракте появилась пресловутая Белая книга Министерства обороны 1957 года, в которой говорилось, что все будущие боевые действия будут вестись с помощью ракет с компьютерным управлением и что пилотируемые перехватчики теперь считаются устаревшими.
Опытно-конструкторские полеты SR.53 продолжались в ходе 39 полетов со скоростью 1,33 Маха и на высоте 55 000 футов (17 000 м), в то время как исследования и строительство SR.177 продолжались до его отмены в 1958 году.
После слияния интересов в 1959 году его производила компания Bristol Siddeley .
Проект Spectre был отменен в октябре 1960 года, его общая стоимость составила 5,75 миллиона фунтов стерлингов. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]
Варианты включали:
- ДСпе.1
- Начальная версия.
- ДСпе.2
- Версия с постоянной тягой, более простая конструкция.
- ДСпе.3
- Развитие Dspe.1 с изменяемой тягой.
- ДСпе.4
- Развитие Dspe.2, постоянной тяги РДС.15 АТО – «ограниченное количество».
- ДСпе.5
- Дальнейшее развитие Dspe.1, изменяемая тяга.
- ДСпе.5А
- Версия с тягой 10 000 фунтов силы (44 000 Н), предназначенная для Saunders-Roe SR.177.
- DSpe.D.1 Двойной призрак
- Сдвоенная версия этого двигателя, использовавшаяся для первых летных испытаний Blue Steel ядерной автономной бомбы , с двумя камерами, расположенными вертикально; фиксированная тяга D.Sp.4 выше переменной тяги D.Sp.5. [ 6 ]
Обычный Spectre DSpe.5 был разработан вместе с вариантом DSpe.4 RATO , последний для бомбардировщиков Avro Vulcan и Handley-Page Victor V , еще одна программа впоследствии была отменена после единственного пробного взлета Victor с аэродрома Де Хэвилленд. в Хэтфилде . Эти два двигателя затем использовались в сочетании для питания снарядов противостоящей ракетной бомбы Blue Steel вместе с пероксидным ВСУ после ее первого полета в октябре 1959 года. [ нужна ссылка ]
Приложения
[ редактировать ]- Эрфер Леоне
- Ракета Blue Steel (Авро)
- Хэндли Пейдж Виктор ( XA930 только для испытаний)
- Сондерс-Роу SR.53
- Виккерс Тип 559
Двигатели на выставке
[ редактировать ]Сохранившиеся двигатели Spectre выставлены в следующих музеях:
Технические характеристики (Д.Сп.5)
[ редактировать ]Данные авиационных двигателей мира 1959/60 гг. [ 7 ]
Общие характеристики
- Тип: с изменяемой тягой. жидкостный ракетный двигатель
- Длина: 56,4 дюйма (1430 мм)
- Диаметр: 27 дюймов (690 мм)
- Сухой вес:
- Топливо: перекись водорода/керосин.
Компоненты
- Насосы:
Производительность
- Тяга : 8000 фунтов силы (36000 Н) (полная мощность)
- Время горения:
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Подробнее о суперспрайте». Самолет . 29 июля 1955 года.
- ^ Барске, УМ (1960). «Разработка некоторых нетрадиционных центробежных насосов». Учеб. Инст. Мех. англ . 174 (11): 437–461. дои : 10.1243/PIME_PROC_1960_174_037_02 .
- ^ «Предприятие ракетостроительной компании De Havilland Engine Co» (PDF) . Самолет . 4 марта 1955 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2006 г.
- ^ «Призрак» . Скомер. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года.
- ^ «Отмененные проекты: список обновлен» . Рейс Интернешнл . 92 (3049): 262. 17 августа 1967 г.
- ^ «Двойной призрак» . Скомер. Архивировано из оригинала (изображение) 5 июня 2011 года.
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1959). Авиационные двигатели мира 1959/60 (15-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 40.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- «Новые британские двигатели» . Рейс : 572. 6 мая 1955 г.
- «Парижское шоу» . Рейс : 838. 1955 г.
- «Призрак». Полет . 5 августа 1955 года.
- «Ракетные моторы» . Полет . 68 (2432): 395. 2 сентября 1955 г.
- «В Фарнборо на следующей неделе» . Полет . 68 (2432). 2 сентября 1955 г.
- «Двигатели завтрашнего дня» . Рейс : 450. 9 сентября 1955 г.
- «Двигатели де Хэвилленд 1957 года» . Рейс : 297–298. 8 марта 1957 года.
- «Призрак». Полет . 5 августа 1957 года. [ не удалось пройти проверку ]
- «Призрак» . Рейс : 245. 23 августа 1957 г.
- «Британские авиационные двигатели, 1957: Спектр» . Полет . 72 (2536): 336. 30 августа 1957 г.
- «Спектр АТО» . Полет . 73 (2559): 178–179. 7 февраля 1958 года.
- «Развитие Спектра» . Полет . 74 (2599): 765–766. 14 ноября 1958 года.
- «Авиационные двигатели, 1959: Спектр» . Полет . 75 (2617): 392. 20 марта 1959 г.
- «Авиационные двигатели, 1961: Спектр» . Полет . 80 (2732): 79. 20 июля 1961 г.