Суперкар (сериал)
Суперкар | |
---|---|
![]() | |
Жанр | Детская научная фантастика |
Создано | Джерри Андерсон и Рег Хилл |
Написал |
|
Режиссер |
|
Голоса |
|
Музыка | Бэрри Грей В титрах не указан: Эдвин Эстли [ 1 ] |
Вступительная тема | «Суперкар» в исполнении Майка Сэммса (Серия 1) / The Mike Sammes Singers (Серия 2) |
Страна происхождения | Великобритания |
Язык оригинала | Английский |
№ серии | 2 |
Количество серий | 39 ( список серий ) |
Производство | |
Продюсер | Джерри Андерсон |
Кинематография | Джон Рид |
Редакторы | Гордон Дэви Билл Харрис Джон Келли |
Время работы | 25 минут |
Производственная компания | АП Фильмы |
Бюджет | 2000 фунтов стерлингов за серию |
Оригинальный выпуск | |
Сеть | ИТВ |
Выпускать | 28 января 1961 г. 29 апреля 1962 г. | -
«Суперкар» — британский детский научно-фантастический телесериал, созданный Джерри Андерсоном и Артуром Провисом компанией AP Films (APF) для Associated Television и ITC Entertainment . [ 2 ] С сентября 1960 по январь 1962 года были сняты два сериала общим количеством 39 серий. [ 1 ] Бюджет составляет 2000 фунтов стерлингов за серию. [ 3 ] это был первый получасовой сериал Андерсона, а также его первая научно-фантастическая постановка.
В сериале используются кукольный театр «Супермарионация» и масштабных моделей спецэффекты . Позже Андерсон утверждал, что весь смысл сериала, основанного на транспортном средстве, заключался в том, чтобы свести к минимуму необходимость показывать идущих марионеток - действие, которое, по его мнению, никогда не выглядело убедительным. [ 4 ] Хотя создание сериала приписывают Джерри Андерсону и Регу Хиллу , он также включает в себя элементы «Бюро Стаканов» , незавершенного сериала, который сценарист Хью Вудхаус представил BBC. Музыку написал и дирижировал Барри Грей . В первой серии вокалистом вступительной и заключительной музыкальной темы был Майк Сэммс ; для второй серии вокальная группа Сэммса The Mike Sammes Singers перезаписала тему. [ 5 ]
В Великобритании премьера сериала состоялась 28 января 1961 года в районе Лондона, а позже он был показан по другим региональным франшизам сети ITV . [ 6 ] Это повторялось в различных регионах до 1968 года, а затем снова по телевидению Гранады в период с 1971 по 1973 год. [ 7 ] В Канаде он транслировался на канале CBC , а в США — в синдикации (первый сериал Андерсона, показанный за рубежом), дебютировавший в 1962 году. [ 8 ] В конечном итоге его транслировали более чем в 40 странах. [ 8 ]
Сериал доступен на DVD в Великобритании, Австралии и Северной Америке, где он выходил дважды. Он был выпущен на Blu-ray в 2021 году, в год его 60-летия. [ 9 ]
Помещение
[ редактировать ]Звездой сериала стал Суперкар , многоцелевой корабль, изобретенный профессором Рудольфом Попкиссом и доктором Горацио Бикером и пилотируемый Майком Меркьюри. Воздушно-реактивные двигатели и убирающиеся крылья в задней части позволяли ему летать как самолет с вертикальным взлетом и посадкой ; ретроракеты боковые замедлили его. На суше он передвигался на воздушной подушке, а не на колесах. Невоздушно-реактивные ракетные двигатели позволяли ему путешествовать под водой, как подводная лодка , и летать в космическом пространстве . Его навигационная система содержала «Clear-Vu», позволяющую пилоту видеть сквозь туман и дым. Он размещался и обслуживался в лаборатории в Блэк-Роке , штат Невада .
В первом эпизоде «Спасение» миссия Суперкара — спасти пассажиров сбитого частного самолета. Двое из спасенных, молодой Джимми Гибсон и его домашняя обезьянка Митч, приглашены жить в учреждении и участвовать в последующих приключениях.
В сериале открылось то, что стало торговой маркой Андерсона: последовательность запуска. За исключением «Секретной службы» , все его сериалы, вплоть до «Террахокса», включали их – в Суперкаром случае с зарядку и запуск двигателей левого и правого борта, активацию блокировки, открытие (верхних) дверей ангара и, наконец, вертикальный взлет.
Персонажи
[ редактировать ]Герои
[ редактировать ]- Майк Меркьюри : пилот-испытатель суперкара; озвучивает Грейдон Гулд
- Профессор Рудольф Попкисс : соавтор суперкара; озвучивает Джордж Мёрселл в сериале 1 и Сирил Шапс в сериале 2
- Доктор Горацио Бикер : соавтор суперкара; озвучивает Дэвид Грэм .
- Джимми Гибсон : младший брат друга-пилота Майка Билла Гибсона, спасенный Майком в первом эпизоде; озвучивает Сильвия Андерсон
- Митч : Домашняя обезьянка Джимми; озвучивает Дэвид Грэм.
Повторяющиеся злодеи
[ редактировать ]- Мастершпион и Зарин : иностранный шпион и его приспешник, одержимые кражей суперкара. Masterspy был озвучен Джорджем Мерселлом в первом сериале и Сирилом Шапсом во втором; Зарина в обоих сериалах озвучил Дэвид Грэм. По словам Джона Пила , этот дуэт «очень напоминает» Сиднея Гринстрита и Питера Лорре в роли Гутмана и Каира в «Мальтийском соколе» . [ 10 ]
- Мистер Харпер : шикарный английский преступник; озвучивает Джордж Мёрселл.
- Бен Джадд : преступник -кокни из низшего сословия ; озвучивает Дэвид Грэм.
Другие повторяющиеся персонажи
[ редактировать ]- Билл Гибсон : старший брат Джимми, друг-пилот Майка Меркьюри, владеющий судоходным бизнесом; озвучивает Дэвид Грэм
- Фелисити Бикер : двоюродная сестра доктора Бикера, владеющая поместьем в Африке; озвучивает Сильвия Андерсон
Производство
[ редактировать ]После того, как Granada Television отказалось заказать вторую серию « Четырех перьевых водопадов» , ее создатель Джерри Андерсон обратился к Лью Грейду из ATV с идеей создания суперкара . Андерсон предложил бюджет в 3000 фунтов стерлингов за серию, но Грейд потребовал сократить его вдвое. Проработав всю ночь, Андерсон вернулся на следующее утро, сократив бюджет всего на треть. Однако Грейд все же заказал сериал. [ 11 ]
Андерсон всегда утверждал, что он изобрел футуристическое транспортное средство как предлог, чтобы уменьшить количество прогулок, которые приходится совершать марионеткам, которые никогда не могли выглядеть реалистично. Это было доведено до конца в «Капитане Скарлет и Мистеронах» , где марионетки-марионетки почти никогда не ходят. [ 12 ]
Братья сценаристы Хью и Мартин Вудхаусы придумали второстепенных персонажей доктора Бикера, Мастершпиона и Зарина, чтобы расширить оригинальную концепцию Андерсона, в которой фигурировали только Майк Меркьюри, Джимми и Митч. Прежде чем стать партнером Андерсона, Вудхаусы разрабатывали собственный сериал о персонаже Стаканчика под рабочим названием « Бюро Стакана» . [ 12 ] Братья писали один полный «сценарий для съемки (готовый к съемке)» в неделю, чтобы учесть затраты Андерсона (и Грейда) и график производства.

Существовало несколько рабочих моделей суперкара, дизайн которых разработал арт-директор Рег Хилл. [ 13 ] Более крупная модель «героя» имела длину около семи футов (2,1 м) и стоила 1000 фунтов стерлингов. [ 1 ] Изготовленный из легкого дерева и плексигласа , он был построен Лори Барр из компании Aeronautical and General Modelmakers (теперь Mastermodels). Для названий использовалась модель среднего размера, около одного метра (3 фута 3 дюйма), созданная мастером из Слау Биллом Джеймсом, а также модель меньшего размера, около 0,5 метра (1 фут 8 дюймов). Одна из меньших моделей, использовавшихся для стрельбы на расстоянии, имела длину около девяти дюймов (23 см) и была также создана Биллом Джеймсом. Джон Пил сравнивает внешний вид Supercar с Cadillac Fleetwood Sixty 1959 года. [ 10 ]
Голосовой кастинг
[ редактировать ]Актерский состав «Суперкара» был собран за несколько недель до начала съемок. [ 14 ] Строки были записаны в театре Раш, который был преобразован в студию звукозаписи. Строки записывались по воскресеньям (раз в месяц), поскольку студия находилась в торговом комплексе, а это означало, что воскресенья были самыми тихими днями недели. Сеансы записи обычно проходили с 9:30 до 17:30, в течение этого времени актеры вместе со звукорежиссерами пытались проработать как минимум три сценария. [ 14 ] [ 15 ]
Канадскому актеру Грейдону Гулду ( «Лесные рейнджеры »), озвучившему Майка Меркьюри, несмотря на то, что он никогда не пробовался на эту роль, предложили эту роль во время постановки, которую показывали по телевидению. В интервью Гулд вспоминает, что, не имея машины, добраться до Слау было сложно, потому что «воскресный транспорт обходится примерно вдвое дешевле, чем обычно», а также потому, что у него была жена, двухлетний ребенок и квартира с тремя спальнями. , он был благодарен за деньги. Режиссер озвучивания Сильвия Андерсон (в первом сериале ее зовут Сильвия Тамм) помогла Гулду с его акцентом; он вспоминает: «Она указывала на то, что мой канадский акцент пропадал». [ 16 ]
Дэвид Грэм озвучил трех персонажей сериала: Доктора Бикера, Зарин и Обезьянку Митча. Он также озвучил повторяющегося персонажа Билла Гибсона. Ранее он работал над сериалом «Четыре падения пера». [ 14 ] [ 17 ] где он показал свою способность озвучивать самые разные голоса. Грэм взял за основу свой голос доктора Бикера на основе актера-ветерана Феликса Эйлмера , а также провел день в Лондонском зоопарке, наблюдая за обезьянами в Обезьяньем доме, пытаясь получить хорошую интерпретацию того, как должен звучать Митч. [ 14 ] [ 15 ] [ 18 ]
Джордж Мерселл озвучил профессора Попкисса и Мастершпиона в первом сериале. Ранее он работал в AP Films, играя персонажа Даймонда в малобюджетном фильме категории B « Перекресток преступлений» вместе с Дэвидом Грэмом. [ 14 ] [ 15 ] Грэм считает, что из-за качества своего голоса Джерри думал, что из него получится хороший главный шпион. [ 15 ] в то время как Гулд вспоминает, как Мерселл исполнял «все европейские голоса». [ 16 ] Мерселл покинул сериал после 24 эпизодов, что объясняет, почему он и Попкисс не появляются в последних двух эпизодах первого сериала. [ 19 ]
Сильвия Андерсон озвучила Джимми Гибсона и всех женских персонажей. Однако она не получила актерского состава в первом сериале. [ 20 ] Первоначально Сильвия не должна была озвучивать Джимми, но ей предоставилась такая возможность, когда Джерри не понравился оригинальный голос Джимми, который уже был записан. [ 14 ] [ 15 ] Это ознаменовало первое участие Сильвии в озвучке. [ 15 ]
Съемки
[ редактировать ]Основные съемки первых 26 серий начались в сентябре 1960 года, при этом постановочные съемки проводились по одной серии каждые две недели. [ 21 ] К концу декабря было снято 13 серий; 26-й завершился в апреле 1961 года. [ 22 ] Во время съемок Джерри Андерсон и Сильвия Тамм поженились. После короткой полуденной свадьбы пара вернулась в студию, чтобы помочь завершить вступительный титр. [ 23 ] [ 24 ]
сериала Эффекты аэрофотосъемки масштабной модели были созданы путем съемки миниатюр перед проецируемыми сзади кадрами затянутого облаками неба, снятыми с самолета Airspeed Oxford, летящего на высоте 16 000 футов (4900 м). Это ознаменовало первое использование APF эффектов обратной проекции. [ 25 ] Фоновые кадры для сцен вождения были сняты на трассе М1 . [ 26 ] Кадры входа и выхода суперкара из моря были сняты в мелком открытом бассейне. Снимок с пикирования был получен путем совмещения кадра модели с всплеском камня. Чтобы заснять выход, съемочная группа вытащила затопленную модель из воды на леске. [ 27 ] [ 28 ]
Другие сцены с эффектами были сняты с использованием миниатюрных моделей или раскрашенных фонов. Для создания подводных сцен между камерой и съемочной площадкой был помещен тонкий аквариум с крошечными рыбками; Когда модель суперкара летала по съемочной площадке на проводах, подводный эффект достигался путем подключения к аквариуму воздушной линии для создания пузырьковых струй и разбрызгивания воды для рассеивания студийного освещения и имитации преломленного солнечного света. [ 29 ] [ 30 ] В наборах моделей с растительностью для большей реалистичности использовались обрезки настоящих деревьев. [ 31 ]
Серия 2
[ редактировать ]После того, как Грейд заказал еще 13 серий, в октябре 1961 года начались съемки второго производственного блока. Для этого второго блока время производства было сокращено за счет разделения съемочной группы на две части и съемок эпизодов парами на основе перекрывающихся графиков, что позволило снять два эпизода. завершено за столько же недель. [ 3 ] Также было создано специальное подразделение по спецэффектам (под руководством Дерека Меддингса и Брайана Джонсона ). [ 32 ]
После ухода Мерселла Сирил Шапс был приглашен озвучивать профессора Попкисса и Masterspy. [ 15 ] Дэвид Грэм был другом Шапса и предложил его на эту роль. [ 15 ] В то время Шапс выступал в Вест-Энда спектакле «Десятый человек» , на который Грэм и Андерсоны пошли посмотреть. [ 15 ] [ 33 ]
Последние 13 серий, рассматриваемые как «Серия 2» Supercar , были первыми произведениями APF, получившими обозначение «Снято в Supermarionation». [ 34 ] Производство закончилось в декабре 1961 года. [ 35 ]
синдикация в США
[ редактировать ]Суперкар дебютировал в США на WPIX , местной станции в Нью-Йорке, в субботу, 6 января 1962 года, в 18:30. Исполнительный вице-президент и генеральный менеджер радиостанции Фред М. Троуэр сообщил ITC , что через четыре недели шоу «твердо зарекомендовало себя как программа номер один в свой период времени и детское шоу номер один по выходным в Нью-Йорке среди всех местных детских шоу». на этом рынке» со средним рейтингом АРБ 15,2. [ 36 ] Выручка от продаж через восемь недель составила 750 000 долларов. [ 37 ]
К осени 1962 года сериал транслировали более 100 американских станций. [ 38 ] К январю следующего года Supercar был продан на 140 рынках США и 49 зарубежных рынках на общую сумму 1,9 миллиона долларов, что гарантировало проведение второй серии шоу. [ 39 ]
Прием
[ редактировать ]По словам Роберта Селлерса , хотя зрители 21-го века могут найти сериал «ручным и немного инфантильным» по сравнению с более поздними работами APF, «Суперкар» поддерживается хорошим сценарием, характеристиками и дизайном производства. [ 35 ] Пол Корнелл , Мартин Дэй и Кейт Топпинг считают Майка Меркьюри образцом для последующих главных героев, написав, что его « среднеатлантическая » осанка с квадратной челюстью сделала его «прототипическим» героем Джерри Андерсона. [ 40 ]
Оценив сериал на 8 из 10, Рик Санчес из IGN хвалит сценарий и персонажей. Однако он считает сюжеты «немного шаблонными» с современной точки зрения и предполагает, что повторяющимся злодеем Мастершпием злоупотребляют. [ 41 ]
В обзоре для DVD Talk Гленн Эриксон поставил сериалу высшую оценку «отлично», высоко оценив его кукольные декорации, работу масштабных моделей, спецэффекты и «острую как бритва» кинематографию. Он писал, что производственные ценности были такими, которых «просто не было в детских программах 1960 года [ sic ] , что делало эту бодрую получасовую программу верным выбором для распространения». Он также отметил, что включение Обезьяны Митча в качестве антропоморфного персонажа было долгожданным отличием от других детских шоу, которые обычно фокусировались на « гениальных животных, похожих на Лесси ». [ 42 ]
Напротив, Мэтт Хинрикс из DVD Talk оценил сериал на два балла из пяти, назвав его «примитивным предшественником Stingray , Thunderbirds и Captain Scarlet », и его лучше пропустить. Назвав производственные стандарты «скромными», он написал, что большая часть сериала была «повторяющейся, улиточной и лишенной воображения», а также утверждал, что в нем «слишком много неуклюжих компонентов [...], чтобы их можно было объединить в удовлетворительное целое». Он считал, что, хотя изменения между производственными блоками сделали вторую серию лучше первой, в конечном итоге они лишь превратили «грубую, скучную трату времени в нечто просто сносное». [ 43 ]
Отмечая такие аспекты, как отсутствие обычных женских персонажей, Маркус Хирн описывает Supercar как «прямо нацеленный на маленьких мальчиков эпохи Meccano ». Хирн также пишет, что всеобъемлющая «тема спасения» сериала, а также «фетишизация» технологий делают его сравнимым с более поздними научно-фантастическими постановками APF. [ 44 ]
Джонатан Бигнелл пишет, что, как и в «Тандербердс », злодеи, похоже, действуют «вне геополитического конфликта», хотя Masterspy и Зарин, а также сюжет эпизода «Островное происшествие» несут в себе отголоски Холодной войны. Бигнелл также отмечает, что героями являются многонациональная «британская, европейская и американская команда». [ 38 ]
Комикс
[ редактировать ]В Великобритании комиксы, основанные на сериале, появлялись в TV Comic с 1961 по 1964 год, начиная с выпуска № 483 (18 марта 1961 г.) до выпуска № 667 (26 сентября 1964 г.). Эти истории были нарисованы Х. Уоттсом и Биллом Мевином. [ 45 ] [ 46 ] Дальнейшие комиксы о суперкарах были опубликованы на TV Century 21 с 23 января 1965 года по 8 января 1966 года, нарисованные Бруно Марраффа.
«Суперкар» был первым сериалом Джерри Андерсона, адаптированным как комикс в Америке: компания Gold Key выпустила четыре выпуска в период с ноября 1962 года по август 1963 года. [ 47 ] [ 46 ]
Misc!Mayhem Productions в США планировала выпустить мини-сериал комиксов по лицензии Supercar из пяти выпусков , «продолжающий с того места, где остановился классический сериал Джерри Андерсона». Только первый номер (Том 1. №0) вышел в феврале 2003 года. [ 48 ]
Саундтрек
[ редактировать ]В 1998 году Фандерсон выпустил ограниченным тиражом альбом музыки Барри Грея из сериала в сочетании с его работой над Fireball XL5 . Это был первый альбом саундтреков, выпущенный обществом.
В 2013 году общество выпустило второй ограниченный тираж диск, на этот раз полностью посвященный сериалу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бентли, Крис (2008) [2001]. Полный Джерри Андерсон: Авторизованный путеводитель по эпизодам (4-е изд.). Лондон, Великобритания: Рейнольдс и Хирн. стр. 47–48. ISBN 978-1-905287-74-1 .
- ^ Полный путеводитель по эпизодам Джерри Андерсона , А. Пирани, Titan Books , 1989.
- ^ Перейти обратно: а б Бентли, Крис (2001). Полная книга капитана Скарлет . Лондон, Великобритания: Carlton Books . стр. 11–12. ISBN 978-1-84222-405-2 .
- ^ Роджерс, Дэйв; Марриотт, Джон; Дрейк, Крис; Бассетт, Грэм (1993). Классика супермарионации: «Стингрей», «Тандербердс», «Капитан Скарлет и Мистероны» . Лондон, Великобритания: Boxtree . стр. 156–157. ISBN 978-1-85283-900-0 .
- ^ Арчер и Хирн, с. 69.
- ^ Река 2014, с. 92.
- ^ Фрайер 2016, с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Джон Э.; Стемпель, Пенни (1996) [1993]. Культовое телевидение: Основное руководство для критиков . Лондон, Великобритания: Pavilion Books . стр. 175–176. ISBN 9781857939262 .
- ^ «Суперкар. Лимитированная серия» .
- ^ Перейти обратно: а б Пил, Джон (1993). Thunderbirds, Stingray, Captain Scarlet: авторизованный гид по программе . Девственные книги . п. 39. ИСБН 978-0-86369-728-9 .
- ^ Арчер и Хирн, с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Река 2014, с. 70.
- ^ Арчер и Хирн, с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Река 2009, с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Full Boost Вертикальный – История суперкара (документальный фильм на DVD). Качающаяся звезда Productions. 2004.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Майк (19 июля 2003 г.). «Грейдон Гулд «Майк Меркьюри. Часть первая» (Док) . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ Марриотт 60
- ^ Река 2014, с. 86.
- ^ Бентли, 47.
- ^ Бентли, 38.
- ^ Река 2014, с. 88.
- ^ Река 2014, стр. 91; 96.
- ^ Арчер и Хирн, с. 66–68.
- ^ Река 2014, с. 89.
- ^ Арчер и Хирн, стр. 64–65.
- ^ Река 2014, стр. 84–85.
- ^ Река 2014, стр. 88–89.
- ^ Арчер и Хирн, с. 65.
- ^ Меддингс 1993, стр. 16–17.
- ^ Река 2014, с. 91.
- ^ Арчер и Хирн, с. 64.
- ^ Река 2014, стр. 98–99.
- ^ Река 2009, с. 65.
- ^ Арчер и Хирн, стр. 68–69.
- ^ Перейти обратно: а б Селлерс, Роберт (2006). Культовое телевидение: Золотой век ITC . Лондон, Великобритания: Plexus Publishing. стр. 82–83. ISBN 978-0-85965-388-6 .
- ^ Телевизионная почта , 23 марта 1962 г.
- ^ Арчер и Хирн, с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Бигнелл, Джонатан (2011). « Все может случиться в ближайшие полчаса: транснациональная научная фантастика Джерри Андерсона». В Хохшерфе, Тобиас (ред.). Британское научно-фантастическое кино и телевидение: критические очерки . Критические исследования в области научной фантастики и фэнтези. Том. 29. Легготт, Джеймс (ред.). Северная Каролина: McFarland & Company . стр. 74, 83. ISBN. 978-0-7864-8483-6 .
- ^ Радиовещание , 21 января 1963 г.
- ^ Корнелл, Пол ; Дэй, Мартин ; Топпинг, Кейт (1996) [1993]. Маршалл, Энн (ред.). Книга Гиннесса классического британского телевидения (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Издательство Guinness Publishing . п. 330. ИСБН 978-0-85112-628-9 .
- ^ Санчес, Рик (20 мая 2012 г.). «Суперкар: Чудо века» . ИГН . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Эриксон, Гленн (24 июня 2003 г.). « Суперкар – Полная серия » . Разговор о DVD . Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Хинрикс, Мэтт (14 июня 2015 г.). « Суперкар: Полная серия » . Разговор о DVD . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Арчер и Хирн, с. 67.
- ^ Запись Мевина Ламбьека , Комиклопедия .
- ^ Перейти обратно: а б Фрайер 2016, с. 57.
- ^ Комиксы о суперкарах (1962) на mycomicshop.com . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Разное.MAYHEM Productions» .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Арчер, Саймон ; Хирн, Маркус (2002). Что заставило Thunderbirds уйти! Официальная биография Джерри Андерсона . Лондон, Великобритания: Книги BBC . стр. 60–70. ISBN 978-0-563-53481-5 .
- Бентли, Крис (2003). Полный Джерри Андерсон: авторизованный путеводитель по эпизодам . Лондон: Рейнольдс и Хирн. стр. 38, 47. ISBN. 978-1-903111-97-0 .
- Фрайер, Ян (2016). Миры Джерри и Сильвии Андерсон: история международного спасения . Фонтхилл Медиа. стр. 57, 60. ISBN. 978-1-78155-504-0 .
- Ла Ривьер, Стивен (2009). «Полное ускорение по вертикали!». Снято в фильме «Супермарионация: история будущего» . Нешаннок, Пенсильвания: Hermes Press. стр. 43–69. ISBN 978-1-932563-23-8 .
- Ла Ривьер, Стивен (2014) [2009]. «Полный вертикальный наддув!». Снято в Supermarionation (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Сетевое распространение. стр. 69–100. ISBN 978-0-992-9766-0-6 .
- Меддингс, Дерек (1993). «Видения будущего». Видения XXI века . Книги о бумажных тиграх . стр. 14–19. ISBN 978-1-85028-243-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британский детский телесериал 1960-х годов
- Британский научно-фантастический телесериал 1960-х годов
- 1961 Дебют британского телесериала.
- Концовки британского телесериала 1962 года
- АП Фильмы
- Авиационный телесериал
- Черно-белые британские телешоу
- Британский детский научно-фантастический телесериал
- Британские англоязычные телешоу
- Британские телешоу с кукольными представлениями
- Фантастика о летающих машинах
- Первые синдицированные телевизионные программы в США.
- Детские телешоу ITV
- Фильмы о марионетках
- Телесериал от ITC Entertainment
- Телесериал, действие которого происходит в 1960 году.
- Телесериал, действие которого происходит в 1961 году.
- Телесериал, действие которого происходит в 1962 году.
- Телешоу, адаптированные под комиксы
- Телесериалы, действие которых происходит в Неваде