Огненный шар XL5
Огненный шар XL5 | |
---|---|
![]() | |
Жанр | Детская научная фантастика |
Создано | Джерри и Сильвия Андерсон |
Написал |
|
Режиссер |
|
Голоса |
|
Музыка | Бэрри Грей |
Конечная тема | «Огненный шар» в исполнении Дона Спенсера |
Страна происхождения | Великобритания |
Язык оригинала | Английский |
№ серии | 1 |
Количество серий | 39 |
Производство | |
Продюсер | Джерри Андерсон |
Кинематография |
|
Редакторы |
|
Время работы | 25 минут |
Производственная компания | AP Films совместно с ATV |
Оригинальный выпуск | |
Сеть | ИТВ |
Выпускать | 28 октября 1962 г. 27 октября 1963 г. | -
«Огненный шар XL5» — британский детский научно-фантастический кукольный телесериал 1960-х годов о миссиях «Огненного шара XL5» , корабля Всемирного космического патруля, который следит за космосом в 2062 году. XL5 под командованием полковника Стива Зодиака защищает Землю от межзвездных угроз, сталкиваясь с большое разнообразие инопланетных цивилизаций.
Вдохновленный космической гонкой , фильм «Огненный шар XL5» был создан командой мужа и жены Джерри и Сильвии Андерсон и снят их продюсерской компанией AP Films (APF) для ITC Entertainment . Это был последний черно-белый сериал APF и третий, созданный в стиле, который Андерсоны назвали « Супермарионация »: стилем производства, в котором персонажей играли электронные марионетки, чьи движения рта были синхронизированы с движениями актеров озвучивания. записанный диалог. Зодиака озвучил Пол Максвелл, а двух его спутников - второго пилота XL5 Робота Роберта и «космического доктора» Венеры - озвучили сами Джерри и Сильвия Андерсон. сериала масштабной модели Режиссером спецэффектов выступил Дерек Меддингс .
Съемки Fireball XL5 начались 39 получасовых эпизодов в феврале 1962 года, а премьера сериала состоялась на канале ATV London (часть сети ITV ) 28 октября того же года. Он также был куплен NBC в США , став единственным сериалом Андерсона, который транслировался в американской сети. Телевизионные эпизоды были дополнены аудиоспектаклем , комиксами в TV Comic и TV Century 21 , а также другими дополнениями, включая книги, игрушки и наборы моделей. Сериал регулярно повторялся по британскому телевидению до 1974 года и с тех пор был выпущен на DVD в Великобритании, США, Канаде и Австралии.
В июне 2023 года британский бесплатный эфирный телеканал, посвященный старинным фильмам и ностальгии, Talking Pictures TV начал повтор сериала в субботу после обеда. [ 1 ] Находясь в Соединенных Штатах, сериал, наряду с другими сериалами Anderson Supermarionation, будет показан на канале MeTV Toons с 25 июля. [ 2 ] [ 3 ]
Некоторые комментаторы считают его космической оперой. [ 4 ] [ 5 ] или космический вестерн , [ 6 ] Fireball XL5 получил высокую оценку за музыку; его заключительная тема - "Fireball" в исполнении Дона Спенсера - была коммерчески выпущена и имела умеренный успех в британских чартах. Его часто путают с «Космическим патрулем» , кукольным сериалом с аналогичной предпосылкой, созданным бывшими соратниками Андерсонов Робертой Ли и Артуром Провисом .
Помещение
[ редактировать ]Действие сериала разворачивается в 2062 году. В сериале рассказывается о миссиях земного космического корабля Fireball XL5 , которым командует полковник Стив Зодиак из Всемирного космического патруля (WSP). В состав экипажа «Зодиака» входят доктор Венера, специалист по космической медицине ; инженер и штурман профессор Мэтью Матич; и второй пилот Роберт: прозрачный антропоморфный робот, который часто восклицает « НА НАШЕМ ПУТИ-ОМЕ! », когда XL5 возвращается на базу.
XL5 патрулирует Сектор 25 нанесенного на карту межзвездного пространства и является одним из как минимум 30 кораблей «Огненный шар XL» ( XL30 упоминается в эпизоде «Пожарные»). Корабль имеет «гравитационный активатор» искусственной гравитации и состоит из двух разъемных секций. Крылатый носовой обтекатель, получивший название Fireball Junior, вмещает в себя кабину и служит автономным кораблем с коротким взлетом и вертикальной посадкой для исследования планет. Основная, более крупная секция содержит навигационный отсек, лабораторию, мастерские, гостиную и помещения для экипажа, а также ракетные двигатели, позволяющие совершать межзвездные путешествия. По прибытии в чужой мир основная часть обычно остается на орбите, а Огненный шар-младший спускается на поверхность.
WSP базируется в Космическом городе, расположенном на безымянном острове в южной части Тихого океана . Организацию возглавляет командир Зеро, которому помогает лейтенант Девяносто. По неустановленным причинам видно, как 25-этажная городская диспетчерская вышка Т-образной формы вращается (в одном из эпизодов («Опасный груз») персонаж (Лазун Зуни) случайно заставляет ее вращаться достаточно быстро, чтобы у тех, кто находится внутри, началось головокружение . ). XL5 Патрулирование дальнего космоса рассчитано на три месяца; Между миссиями корабль дежурит в Космическом городе. Корабль стартует с пускового рельса длиной в милю , заканчивающегося наклоном в 40 градусов. По возвращении в Космический город он приземляется вертикально в горизонтальном положении , установленных снизу с помощью ретро-ракет .
До эпизода «Быстрее света» XL5 путешествует в космосе на субсветовой скорости. Его ракетные двигатели, работающие на «нутомном» реакторе, обеспечивают максимальную безопасную скорость «Космическая скорость 7», позволяя кораблю достичь отдаленных звездных систем нанесенного на карту космоса за несколько месяцев. Экипаж не носит скафандры вне корабля: вместо этого они принимают «кислородные таблетки», чтобы выжить в вакууме, а для маневрирования используют двигатели. Корабельная «нейтронная» радиостанция обеспечивает практически мгновенную связь с Космическим городом и другими космическими кораблями на огромных расстояниях.
Персонажи
[ редактировать ]Обычный
[ редактировать ]- Полковник Стив Зодиак (озвучивает Пол Максвелл ): пилот и командир Fireball XL5 . В эпизоде «Космический город» он объявлен «Астронавтом года».
- Доктор Венера (озвучивает Сильвия Андерсон ): доктор космической медицины французского происхождения. Зодиак лично выбрал ее в состав экипажа XL5 . Согласно эпизоду «Последний из Занадуса», Венера прослужила на корабле пять лет.
- Профессор Мэтью «Мэтт» Матич (озвучивает Дэвид Грэм : XL5 . ) инженер, штурман и научный сотрудник
- Робот Роберт (озвучен некредитованным Джерри Андерсоном через искусственную гортань ): второй пилот XL5 , прозрачного робота, изобретенного профессором Матичем, и самого продвинутого механического человека на Земле.
- Лазун Зуни (озвучивает Дэвид Грэм): ленивый, полутелепатический питомец Венеры с планеты Колевио. Во время своих первых выступлений он может сказать не больше, чем «добро пожаловать домой». Его словарный запас расширяется по мере развития сериала, часто из-за того, что он подражает другим персонажам.
- Командир Уилбур Зеро (озвучивает Джон Блутал ): оперативный главнокомандующий Всемирного космического патруля и главный диспетчер Космического города. Несмотря на свою грубоватую внешность, он проявляет большое уважение и заботу к своим подчиненным, особенно к Зодиаку. Звание Зеро, похоже, выше звания полковника, но ниже звания космического генерала.
- Лейтенант Девяносто (озвучивает Дэвид Грэм): помощник диспетчера Космического города. Он молод, неопытен и чаще всего подвергается резкому настрою командира Зеро (хотя Зеро также называет его «лучшим лейтенантом Космического города»). В одном из эпизодов показано, как он тренируется на пилота XL .
повторяющийся
[ редактировать ]- Джок Кэмпбелл (озвучивает Джон Блутал): главный инженер Космического города шотландского происхождения.
- Элеонора и Джонатан Зеро (оба озвучены Сильвией Андерсон): жена и маленький сын командира Зеро.
- Капитан Кен Росс (озвучивает Джон Блутал): пилот Fireball XL7 . Ему часто требуется помощь команды XL5 .
- Мистер и миссис Борис и Гризельда, космические шпионы (озвучены Дэвидом Грэмом и Сильвией Андерсон): злодейская пара мужа и жены русского происхождения, которая впервые появляется в эпизоде «Шпион в космосе».
- Подземелья (озвучены Джоном Блуталом и Дэвидом Грэмом): раса враждебных пришельцев с Планеты 46.
Эпизоды
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Режиссер | Написал | Исходная дата выхода в эфир ( ATV London ) | Прод. код [ 7 ] |
---|---|---|---|---|---|
1 | «Планета 46» | Джерри Андерсон | Джерри и Сильвия Андерсон | 28 октября 1962 г. | 1 |
Fireball XL5 перехватывает ракету, запущенную в сторону Земли. Приземляясь на Планету 46, Зодиак и Венера захватываются злодейскими Подземельями, которые тут же запускают вторую ракету с Венерой на борту. | |||||
2 | «Обреченная планета» | Алан Паттилло | Алан Феннелл | 4 ноября 1962 г. | 5 |
Расследование летающей тарелки заставляет Зодиака попытаться спасти планету, которая сошла со своей орбиты и находится на пути к столкновению с другой планетой. | |||||
3 | «Космические иммигранты» | Алан Паттилло | Энтони Марриотт | 11 ноября 1962 г. | 8 |
« Мэйфлауэр III» , пилотируемый Венерой, доставляет первопроходцев на новую планету. Однако коренные лиллиспатяне возражают против колонизации их мира. | |||||
4 | «Посадить человека из космоса» | Джон Келли | Энтони Марриотт | 18 ноября 1962 г. | 6 |
Старый друг Матича, доктор Рутс, пытается завоевать Землю, используя инвазивные виды инопланетной растительной жизни, которые тут же выходят из-под контроля. | |||||
5 | «Шпион в космосе» | Алан Паттилло | Алан Феннелл | 25 ноября 1962 г. | 11 |
Мистер и миссис Космические шпионы замышляют украсть Fireball XL5 с заправочной станции в дальнем космосе. | |||||
6 | «Храм Солнца» | Билл Харрис | Алан Феннелл | 2 декабря 1962 г. | 7 |
На планете Режуска Зодиак и Зуни должны спасти Венеру от поклонников солнца, которые планируют принести ее в жертву своему солнечному божеству . | |||||
7 | «XL5 К H 2 O» | Джон Келли | Алан Феннелл | 9 декабря 1962 г. | 12 |
XL5 отвечает на срочный сигнал бедствия от двух последних выживших на планете, которой угрожает странный человек-рыба, вооруженный ядовитой дымовой пушкой. | |||||
8 | «Космические пираты» | Билл Харрис | Энтони Марриотт | 16 декабря 1962 г. | 13 |
Пытаясь перехитрить банду космических пиратов , грабящих грузовые корабли, команда XL5 втягивается в сложную игру блефа и двойного блефа. | |||||
9 | «Летающий Зодиак» | Билл Харрис | Энтони Марриотт | 23 декабря 1962 г. | 10 |
Зодиак чуть не становится жертвой диверсии в цирке Космического города в рамках плана мистера и миссис Космических шпионов по помощи инопланетным кочевникам захватить Землю. | |||||
10 | «Космическая ручка» | Джон Келли | Деннис Спунер | 30 декабря 1962 г. | 15 |
Под видом преступников экипаж XL5 направляется на планету-тюрьму Конва в погоне за двумя рейдерами Космического города, но в конечном итоге оказывается в смертоносной водной камере мистера и миссис Космических Шпионов. | |||||
11 | «Космический монстр» | Джон Келли | Джерри и Сильвия Андерсон | 6 января 1963 г. | 9 |
Талант Зуни к мимикрии помогает команде XL5 выбраться из затруднительного положения, когда они расследуют исчезновение Огненного шара XL2 и оказываются под угрозой со стороны космического монстра. | |||||
12 | «Последний из Занадуса» | Алан Паттилло | Энтони Марриотт | 13 января 1963 г. | 14 |
Злой Кудос, одинокий житель планеты Занаду, замышляет уничтожить всех лазунов смертельным вирусом. Когда Зуни заражен, команде XL5 приходится мчаться за лекарством. | |||||
13 | «Планета Платония» | Дэвид Эллиотт | Алан Феннелл | 20 января 1963 г. | 3 |
Принося короля планеты Плантиум на Землю для торговых переговоров, команда XL5 препятствует заговору помощника короля Вольво с целью убить его правителя и начать войну между двумя планетами. | |||||
14 | «Триады» | Алан Паттилло | Алан Феннелл | 27 января 1963 г. | 18 |
Экипаж XL5 встречает дружелюбных гигантов Граффа и Снаффа на Триаде — планете, в три раза превышающей размер Земли, — и помогает им в их усилиях по исследованию космоса. | |||||
15 | «Крылья опасности» | Дэвид Эллиотт | Алан Феннелл | 3 февраля 1963 г. | 17 |
Исследуя странные сигналы, исходящие с Планеты 46, Зодиак отравлен птицей-роботом, оснащенной смертоносными капсулами с радием. Венера спасает ему жизнь, но птица ждет нового удара. | |||||
16 | «Осужденный в космосе» | Билл Харрис | Алан Феннелл | 10 февраля 1963 г. | 16 |
Мистер и миссис Космические шпионы подают фальшивый сигнал бедствия , пытаясь обманом заставить Зодиака передать осужденного в транспорте. | |||||
17 | «Космические каникулы» | Алан Паттилло | Деннис Спунер | 17 февраля 1963 г. | 22 |
Заслуженный отпуск на планете Олимп превращается в бешеную гонку со временем, когда экипаж XL5 оказывается втянутым в причудливую межпланетную вражду. | |||||
18 | «Полет в опасность» | Дэвид Эллиотт | Алан Феннелл | 24 февраля 1963 г. | 21 |
Чтобы получить крылья астронавта, лейтенант Девяносто должен совершить одиночный оборот вокруг Луны, но случается катастрофа, когда его ракетный корабль загорается. | |||||
19 | «Узник на затерянной планете» | Билл Харрис | Энтони Марриотт | 3 марта 1963 г. | 20 |
Отвечая на сигнал бедствия из неизведанного космоса, Стив попадает на вулканическую планету – где встречает прекрасную изгнанницу, которая грозит спровоцировать извержение, если он не поможет ей спастись. | |||||
20 | «Запретная планета» | Дэвид Эллиотт | Энтони Марриотт | 10 марта 1963 г. | 25 |
Матич использует свое последнее изобретение — ультраскоп — для наблюдения за планетой Нутопия, которую никогда не видели с Земли. Но у нутопийцев есть собственное изобретение: переносчик материи . | |||||
21 | «Роберт спешит на помощь» | Билл Харрис | Деннис Спунер | 17 марта 1963 г. | 24 |
Экипаж XL5 заточен в неизведанном мире двумя Купологоловыми, которые намереваются стереть их воспоминания и сохранить их там навсегда. Роботу Роберту предстоит их спасти. | |||||
22 | «Опасный груз» | Джон Келли | Деннис Спунер | 24 марта 1963 г. | 27 |
Выполняя миссию по уничтожению нестабильной планеты-призрака, Зодиак и Матик попали в подземную ловушку. | |||||
23 | «Тайна ТА2» | Джон Келли | Деннис Спунер | 31 марта 1963 г. | 23 |
Когда команда XL5 обнаруживает обломки космического корабля, поиски пилота полковника Дентона приводят их на планету Арктан, где они обнаруживают, что Дентон стал королем местных ледяных людей. | |||||
24 | «Драма в Космическом городе» | Алан Паттилло | Энтони Марриотт | 7 апреля 1963 г. | 30 |
Джонатаном Зеро Несанкционированное полуночное исследование XL5 превращается в ужасающее приключение, когда корабль спускается на воду и загорается. | |||||
25 | "1875" | Билл Харрис | Энтони Марриотт | 14 апреля 1963 г. | 28 |
Матик строит машину времени , которая переносит Зодиака, Венеру и командира Зеро обратно на Дикий Запад 1875 года, где Зодиак становится шерифом, а Венера и Зеро совершают ограбление банка. | |||||
26 | «Гранатоидные танки» | Алан Паттилло | Алан Феннелл | 21 апреля 1963 г. | 26 |
Ученые на планете со стеклянной поверхностью просят о помощи, когда им угрожают шесть резервуаров Гранатоидов. XL5 бессилен остановить нападение, но безбилетный пассажир оказывается неожиданной помощью. | |||||
27 | «Тайна робота-грузовика» | Дэвид Эллиотт | Алан Феннелл | 28 апреля 1963 г. | 29 |
Зодиак прибегает к уловкам, чтобы доказать, что недобросовестная пара подрядчиков по спасению космоса, братья Бриггс, саботируют грузовые роботы-поставщики, чтобы они могли собрать обломки. | |||||
28 | «Свисток об опасности» | Джон Келли | Деннис Спунер | 5 мая 1963 г. | 31 |
Болезнь уничтожила всю растительную жизнь на джунглях планеты Флоран. Чтобы искоренить его, команда XL5 взрывает бомбу Элвиум, но жители Флорана подозревают их мотивы и заключают их в тюрьму в башне. | |||||
29 | «Испытание роботом» | Билл Харрис | Алан Феннелл | 12 мая 1963 г. | 36 |
Исчезновения роботов связаны с профессором Химбером. Поскольку Роберт пропал, Зодиак и Матик отправляются на Планету 82 только для того, чтобы предстать перед судом профессора, который является правителем похищенной им расы роботов. | |||||
30 | «Один день из жизни космического генерала» | Дэвид Эллиотт | Алан Феннелл | 19 мая 1963 г. | 37 |
Лейтенанту Девяносто снится кошмар, в котором его повышают до звания космического генерала, но его неопытность берет верх, и его командование заканчивается катастрофой. | |||||
31 | «Вторжение на Землю» | Алан Паттилло | Деннис Спунер | 26 мая 1963 г. | 34 |
Странное облако скрывает силы инопланетного вторжения. | |||||
32 | «Быстрее света» | Билл Харрис | Деннис Спунер | 2 июня 1963 г. | 32 |
Вышедший из-под контроля огненный шар преодолевает световой барьер только для того, чтобы оказаться в воздушном море. | |||||
33 | «День, когда Земля замерзла» | Дэвид Эллиотт | Алан Феннелл | 9 июня 1963 г. | 33 |
Ледяные люди с планеты Завия отражают солнечные лучи, погружая Землю в глубокую морозу. | |||||
34 | «Пожарные» | Джон Келли | Алан Феннелл | 16 июня 1963 г. | 39 |
Огненные шары падают на Землю из загадочного газового облака в космосе. Экипаж XL5 должен сдержать облако до того, как оно достигнет атмосферы, но техническая неисправность вынуждает Стива завершить работу вручную. | |||||
35 | "Специальный космический город" | Алан Паттилло | Деннис Спунер | 23 июня 1963 г. | 38 |
Названный «Астронавтом года», Зодиаку нужны все его навыки, чтобы уговорить Венеру после того, как она взяла на себя управление сверхзвуковым авиалайнером, пилот которого был введен в транс Подземельями. | |||||
36 | «Призраки космоса» | Джон Келли | Алан Феннелл | 6 октября 1963 г. | 35 |
Зодиак и геолог пытаются разгадать тайны, казалось бы, пустынной планеты Электрон, которая полна электрических камней и странных полтергейстических явлений. | |||||
37 | «Гипнотическая сфера» | Алан Паттилло | Алан Феннелл | 13 октября 1963 г. | 2 |
Робот Роберт спасает положение, когда остальная часть экипажа XL5 заворожена гипнотической сферой, которая угоняла космические грузовые корабли. | |||||
38 | «Диверсия» | Джон Келли | Энтони Марриотт | 20 октября 1963 г. | 19 |
заложена нейтронно-бомба На борт XL5 , а ее экипаж похищен. | |||||
39 | «Космический магнит» | Билл Харрис | Энтони Марриотт | 27 октября 1963 г. | 4 |
Инопланетная раса под названием Солары использует земную Луну по-своему. |
Производство
[ редактировать ]После создания «Суперкара» продюсерская компания AP Films (APF) представила своему инвестору — Лью Грейду из Associated Television — две идеи для следующего сериала. Один из них, получивший название Century 21 (первоначальное название космического корабля), был введен в эксплуатацию и производился как Fireball XL5 . Отклоненное предложение «Джо 90 » касалось мальчика по имени Джо, который мечтает совершить смелые космические миссии в качестве астронавта под кодовым именем «Джо 90». [ 8 ] [ 9 ] В отличие от Century 21 , эта концепция имела гибридный формат: фэнтезийные эпизоды снимались с участием марионеток, а в обрамлении историй использовались живые актеры. [ 8 ] [ 9 ] Единственным творческим элементом, общим для этих двух идей, был характер профессора Матича. [ 10 ] APF не возвращалась к Джо 90 до 1967 года, когда разработала серию этого названия , мало похожего на первоначальную идею.
Century 21 черпал вдохновение из космической гонки начала 1960-х годов. [ 11 ] Несмотря на название, изначально действие фильма должно было происходить в 30 веке , в 2962 году. [ 9 ] [ 10 ] [ 12 ] Впоследствии это число было изменено на 2062. [ 9 ] [ 13 ] В то же время «Космический патруль США» стал «Всемирным космическим патрулем», а название космического корабля полковника Зодиака (как и самой серии) было изменено сначала на Nova X 100 , затем на Fireball XL5 . [ 9 ] [ 14 ] [ 15 ] Буква XL в окончательном названии была взята из моторного масла Castrol XL. [ 16 ] Тридцать семь из 39 эпизодов сериала были написаны Аланом Феннеллом , Энтони Марриоттом или Деннисом Спунером , новичками в производстве APF. (Однако Спунер предоставил еще не снятые сценарии для «Суперкара» .) [ 17 ] Надзор за сценарием осуществляли соавторы сериала и художники по озвучке Джерри и Сильвия Андерсон , которые также написали первый эпизод («Планета 46») и «Космический монстр». [ 18 ]
Съемки в студии APF в торговом поместье Слау начались в феврале 1962 года. [ 9 ] Использовались три сцены: две для кукольных съемок (постоянные декорации на одной сцене, разовые на другой) и одна для спецэффектов. [ 19 ] Для ускорения производства были созданы две кукольные съемочные группы, позволяющие снимать эпизоды попарно разными бригадами, которые поочередно работали на первых двух сценах, а группа по спецэффектам использовала третью. [ 9 ] [ 19 ] [ 20 ] Производство каждой серии состояло из недельной основной фотосъемки на главной кукольной сцене, за которой следовали вставки -съемки на второстепенной сцене, совпадающие с двумя неделями съемок эффектов. [ 9 ] [ 21 ] После того, как отряд покинул одну из кукольных сцен, он был готов к тому, чтобы другой отряд начал или возобновил съемки другого эпизода.
Персонажи и запись голоса
[ редактировать ]В концептуальной брошюре Century 21 полковник Зодиак и доктор Венера описывались как «Мистер и Мисс Америка » 2962 года. [ 12 ] Лицо Венеры было создано по образцу актрисы ее озвучивания Сильвии Андерсон. [ 22 ] Диалоги персонажей были записаны на студии в Борехамвуде . [ 23 ]
Робот Роберт имел тело из плексигласа с головой, сделанной из пластикового стакана . [ 24 ] Он был единственным постоянным участником кукольного сериала Джерри Андерсона, которого озвучил сам Андерсон, который «проговаривал» реплики робота (а также реплики второстепенных персонажей-роботов) через искусственную гортань . [ 24 ] [ 25 ] Как вспоминает Андерсон в удаленной сцене документального фильма « Снято в супермарионации» (2014):
... [Мне] было очень, очень сложно, если не невозможно, создать голос робота, который должен был бы быть монотонным. Так мы узнали, что в Эдинбургском университете человеческий голос создавали искусственно. Нам подарили вибратор – конечно, все улыбнулись – не такой вибратор ! И это был вибратор, который люди, которым удалили гортань из-за рака, могли подложить под подбородок, и он постоянно гудел. [Издает жужжащий звук.] И затем, конечно, этот звук передался воздуху во рту. И тогда я смог модулировать это, произнося слова. Итак, давайте проясним ситуацию, ребята: это был не мой голос. Это был звук вибратора, который я модулировал.
Андерсон также отметил, что из-за тихого или придыхательного характера буквы «h» гортань не регистрировала ее вокализацию; таким образом, обычный крик Роберта: «Идем домой!» было переведено как « НА-НАШЕМ-ПУТИ-ОМЕ! ». [ 24 ] [ 25 ] Дэниел О'Брайен, автор книги SF:UK – Как британская научная фантастика изменила мир , описывает Роберта как «очень английскую дань уважения» персонажу Робби-робота из фильма 1956 года «Запретная планета» . [ 5 ]
Эффекты и музыка
[ редактировать ]После работы над предыдущими постановками Андерсонов в качестве подрядчика, директор по эффектам Дерек Меддингс стал штатным сотрудником APF и сформировал собственное подразделение с Брайаном Джонсоном в качестве его помощника. [ 13 ] [ 26 ] [ 27 ] По словам Меддингса, в некоторых из наиболее насыщенных действием эпизодов было от 40 до 50 кадров со спецэффектами. [ 21 ] Вращающаяся диспетчерская вышка Космического города, чья съемочная модель была сделана из дерева и картона, была вдохновлена современными вращающимися ресторанами . [ 22 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Fireball XL5 был первым сериалом, в котором использовались визуальные эффекты на основе фронтальной проекции . [ 9 ]
Космический корабль XL5 был разработан ассоциированным продюсером и бывшим арт-директором APF Реджем Хиллом . [ 9 ] [ 13 ] Было изготовлено три модели: версия длиной семь футов (2,1 м), которая использовалась для съемки крупным планом, и две модели меньшего размера размером 24 дюйма (61 см) и пять дюймов (13 см). [ 9 ] [ 29 ] был советских XL5 Запуск ракетных саней основан на слухах о планах запустить корабль в космос по трассе, заканчивающейся пандусом. [ 13 ] [ 31 ] Хотя в фильме 1951 года « миры сталкиваются» была аналогичная концепция, Джерри Андерсон отрицал, что метод запуска XL5 Когда был скопирован с нее. [ 32 ] Во время съемок сцены запуска XL5 на тросах. техник, бегущий по платформе над съемочной площадкой, стянул рельсы [ 33 ] Быстрая резка использовалась, чтобы скрыть тряску модели. [ 30 ] Некоторые звуковые эффекты ракет в сериале были созданы путем записи реактивного самолета на близлежащем аэродроме. [ 26 ]
Джетмобили — персональные суда на воздушной подушке, которые команда XL5 использует для исследования поверхностей планет — были задуманы как способ ограничить количество сцен, в которых показаны идущие персонажи, тем самым помогая скрыть отсутствие у них реалистичной артикуляции. [ 15 ] [ 22 ] Первоначально машины должны были иметь ракетный двигатель; однако испытания с миниатюрной взрывчаткой оказались слишком разрушительными, поэтому метод движения был изменен. [ 27 ] Персонажи более поздних сериалов APF «Стингрей» и «Тандербердс» используют транспортные средства, похожие на реактивные автомобили. [ 15 ]
Вступительная музыкальная тема включает в себя саксофоны, а также композитором сериала Барри Греем первое использование Ondes Martenot . [ 28 ] Заключительная музыкальная тема - "Fireball", аранжированная Чарльзом Блэквеллом и исполненная Доном Спенсером , имела второстепенный успех в Великобритании, проведя 12 недель в музыкальных чартах, достигнув 32-й позиции в марте 1963 года. [ 28 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Вещание и прием
[ редактировать ]«Огненный шар XL5» был единственным сериалом Андерсона, проданным американской сети NBC , которая транслировала его как часть субботнего утреннего детского блока с 1963 по сентябрь 1965 года. [ 28 ] [ 35 ] [ 37 ] [ 38 ] В Великобритании сериал регулярно повторялся по сети ITV до 1974 года, после чего последовал дополнительный повтор в 1985 году. [ 38 ]
В июне 2023 года британский канал Talking Pictures TV начал ретрансляцию сериала. [ 39 ] Находясь в Соединенных Штатах, сериал, наряду с другими сериалами Anderson Supermarionation, будет показан на канале MeTV Toons с 25 июля. [ 40 ] [ 41 ]
Критический ответ
[ редактировать ]По словам Джима Сангстера и Пола Кондона, авторов Collins Telly Guide , «сама амбициозность шоу — в его очаровании». [ 42 ] Мэтью Миллхайзер с обзорного веб-сайта DVD Talk хвалит сериал: « Fireball XL5 может быть китчевым, может быть полон научных неточностей и вопиющих анахронизмов, что было обычным явлением для дрянной научной фантастики того времени, и даже может быть есть несколько драндулетных эпизодов, но забота, новаторство и чистое воображение в каждом эпизоде просто заразительны». Далее он описывает сериал как «простое, чистое, четко очерченное развлечение» и «идеальный тип детского развлечения: он не разговаривает со своей аудиторией свысока, не утомляет персонажей искусственной изощренностью или бойкостью». модный, и в нем достаточно ослепления, очарования и воображения, чтобы сделать шоу приятным и интересным для взрослых». [ 43 ] Для Энтони Кларка «Огненный шар XL5 » «ознаменовывает начало поистине великого кукольного спектакля, созданного Андерсоном [...] [когда] вы добавляете эпизоды юмора, наполняете их действием и связываете их с Барри Грея фантастической музыкой . , результат выходит за рамки рудиментарных элементов шоу, превращая его в нечто совершенно особенное». [ 44 ] Сравнивая его с продолжением Андерсонов, Stingray , которое он считает очень похожим, Кларк описывает Fireball XL5 как «[p]возможно [...] немного более игривый и немного менее приятный, но то, чего ему не хватает в отшлифовать его более чем компенсировать энергией и темпом». [ 45 ]
По словам Пола Мэвиса из DVD Talk, сериал «не так амбициозен с точки зрения идей», как « Стингрей» , но «все еще очаровывает благодаря простой, но красиво оформленной постановке и тому бархатистому, странно неземному черно-белому миру, который он создает». Он также заявляет, что «хотя здесь не так много сложных «аппаратных» установок, как в более поздних выступлениях Андерсона [...], предусмотренная бюджетом простота добавляет сериалу забавно ироничный, изящный модернистский тон». [ 46 ] Напротив, Стюарт Гэлбрейт IV описывает «оборудование» как «довольно ретро даже по стандартам 1962 года», добавляя, что в целом производство «больше похоже на Рокки Джонса, космического рейнджера, чем на Thunderbirds ». При написании он отмечает, что, хотя более ранние эпизоды в основном представляют собой «истории типа странной планеты / Земли, находящейся под угрозой», по мере развития сериала все больше внимания уделяется развитию персонажей. [ 32 ] Мэвис утверждает, что персонажи ограничены тем фактом, что они были намеренно задуманы как «стереотипы боевиков / приключений». Что касается написания сценария в целом, он считает, что сюжеты в стиле «старой школы комиксов» «менее сложны, чем постановочный дизайн, часто подчиняющиеся одной и той же схеме: Всемирный космический патруль, подобный ООН, распознает угрозу со стороны инопланетной цивилизации, послав Стива Зодиака и команду, чтобы нейтрализовать его... прежде чем чуть не погибнуть». [ 46 ]
Для Джона Пила « Огненный шар XL5» — одна из нескольких серий APF, в которых представлены способные женские персонажи, ослабленные негативными гендерными стереотипами. Пил описывает медицинского эксперта доктора Венеру как «отведенного на второстепенную работу», называя это примером «стандартного сексизма Андерсона». [ 47 ] В статье для Decider.com Меган О'Киф хвалит юмор и спецэффекты Fireball XL5 , но критикует сериал за «почти непостижимый уровень женоненавистничества [...] Доктора Венеру критикуют за то, что она не приносила кофе достаточно быстро и позже, когда она хвалит героизм Стива, он отвечает: «Спасибо, я тоже думаю, что ты милый». О'Киф также отмечает, что сериал «не похоже, затрагивает мораль или более широкие социальные последствия космических путешествий, как и доктор. Венеру постоянно списывают как женщину, инопланетяне, которых мы встречаем, говорят на неприятном иностранном языке и изображаются как маниакальные террористы, готовые пойти на самоубийственные миссии, чтобы уничтожить Землю [...] Нюансов нет, но ведь этого явно не было Целью Андерсона было явно попытаться сделать развлекательное шоу, и это очень, очень забавно». [ 48 ]
Ян Фрайер характеризует сериал как космический вестерн , утверждая, что Стив Зодиак по сути играет роль межзвездного шерифа . Фрайер также сравнивает голос Дэвида Грэма профессора Матича с голосом западного актера «Габби» Хейса , а уроженку Франции Венеру - с Марлен Дитрих в роли Френчи в фильме «Дестри снова скачет» (1939). По словам Фрайера, в сериале используются стандартные западные персонажи , чтобы создать атмосферу «теплости и знакомства». [ 49 ]
Музыка сериала была встречена положительно. По словам Кларка, вступительный текст заключительной песни «Я бы хотел быть космонавтом» имел «своевременный резонанс» для публики ранней космической эры . [ 50 ] Описывая сериал в целом как «лучше, чем многие игровые фильмы», Марк Вогер из NJ.com утверждает, что музыка «была бы дома в любом игровом триллере». [ 51 ]
Врезки и домашнее видео
[ редактировать ]Телесериал был дополнен аудиоспектаклем « Путешествие на Луну» , который был спродюсирован APF совместно с Pye Records . Написанное Аланом Феннеллом и выпущенное на 7-дюймовом виниловом EP в феврале 1965 года, это было полуобразовательное приключение о спящем мальчике, которому снится сон, в котором он встречает команду XL5 , которая рассказывает ему о космических полетах и программе «Аполлон» . [ 52 ] Патрик Мур был научным консультантом по производству. [ 53 ]
Fireball XL5 также породил дополнительные элементы, включая игрушки, игровой набор MPC с ракетным кораблем и фигурками, наборы моделей, марионетки, лучевые пистолеты, водяные пистолеты, комиксы и ежегодники. Черно-белый комикс, нарисованный Невиллом Мейном, печатался в журнале TV Comic с 1962 по 1964 год. В январе 1965 года полоса переместилась в недавно выпущенный комикс TV Century 21 , где оставалась в течение следующих пяти лет. Приключенческий комикс, написанный Тодом Салливаном и нарисованный Майком Ноблом . [ 54 ] печатались в цвете до 1968 года, когда они превратились в текстовый элемент. были опубликованы четыре ежегодника с комиксами и текстовыми рассказами. Коллинзом В период с 1963 по 1966 год Ленты Fireball XL5 из TV Century 21 были переизданы в журнале Countdown (позже названном TV Action ) в 1971 и 1972 годах и снова в журнале Engale Marketing's Action 21 в 1988 году. и 1989. В США компания Gold Key Comics опубликовала единственный выпуск комиксов в 1963 году; В следующем году Little Golden Books опубликовали цветной иллюстрированный сборник рассказов, который был выпущен в Великобритании под названием Fireball XL5 – A Big Television Book .
Сериал был выпущен на DVD «Регион 1» компанией A&E Home Video в 2003 году. [ 55 ] Бокс-сет «Регион 2» с новым бонусным материалом был выпущен в 2009 году, заменив версию 2004 года, в которой не было дополнений. Также в 2009 году на Blu-ray Disc была выпущена цветная версия эпизода «Один день из жизни космического генерала». [ 56 ] В 2021 году Network Distributing выпустила полную серию на Blu-ray. [ 57 ]
Переводы
[ редактировать ]- (на французском языке) : ракета XL5.
- (на испанском языке) : El Capitán Marte y el XL5 . В версии, показанной в странах Латинской Америки и Испании, полковника Зодиака зовут Капитан Марте («Капитан Марс»).
- (на греческом языке) : Пирин Сфера (Пирин Сфера = Огненный Шар)
- (на японском языке) : Космический корабль XL-5 (Учуусен XL-5 = Космический корабль XL-5)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Огненный шар XL5 на канале Talking Pictures TV» . Фандерсон . Проверено 4 июня 2024 г. .
- ^ «Расписание мультсериалов MeTV» (PDF) . метвтуны . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Страница MeTV Toons Fireball XL5» . метвтуны . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Корнелл, Пол ; Дэй, Мартин ; Топпинг, Кейт (1996) [1993]. Маршалл, Энн (ред.). Книга Гиннесса классического британского телевидения (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Издательство Guinness Publishing . п. 330. ИСБН 978-0-85112-628-9 .
- ^ Jump up to: а б О'Брайен, Дэниел (2000). SF:UK – Как британская научная фантастика изменила мир . Лондон, Великобритания: Рейнольдс и Хирн. п. 79. ИСБН 978-1-903111-16-1 .
- ^ Фрайер, с. 41.
- ^ Бентли, стр. 64-77.
- ^ Jump up to: а б Река, с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бентли, стр. 62-63.
- ^ Jump up to: а б Река, с. 109.
- ^ Меддингс, с. 19.
- ^ Jump up to: а б Арчер и Хирн, с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Река, с. 112.
- ^ Арчер и Хирн, стр. 71-72.
- ^ Jump up to: а б с Фрайер, с. 69.
- ^ Арчер и Хирн, с. 72.
- ^ Фрайер, стр. 72-73.
- ^ Фрайер, с. 72.
- ^ Jump up to: а б Фрайер, стр. 73-74.
- ^ Арчер и Хирн, с. 76.
- ^ Jump up to: а б Меддингс, с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Селлерс, с. 84.
- ^ Фрайер, с. 71.
- ^ Jump up to: а б с Арчер и Хирн, с. 79.
- ^ Jump up to: а б Река, с. 119.
- ^ Jump up to: а б Селлерс, с. 85.
- ^ Jump up to: а б Меддингс, с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д Арчер и Хирн, с. 81.
- ^ Jump up to: а б Река, с. 113.
- ^ Jump up to: а б Меддингс, с. 25.
- ^ Арчер и Хирн, с. 80.
- ^ Jump up to: а б Гэлбрейт IV, Стюарт (12 июля 2009 г.). « Fireball XL5 — Полная серия (Специальное издание) (Регион 2)» . Разговор о DVD . Интернет-бренды . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Селлерс, с. 86.
- ^ Река, с. 123.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Джефф (2006) [2001]. Телекомпания «Пингвин» . Справочник по пингвинам (3-е изд.). Лондон, Великобритания: Penguin Books . п. 303. ИСБН 978-0-141-02424-0 .
- ^ Хирн, Маркус (2015). Тандербердс: Хранилище . Лондон, Великобритания: Virgin Books . п. 210. ИСБН 978-0-753-55635-1 .
- ^ Вулери, Джордж В. (1985). Детское телевидение: первые тридцать пять лет, 1946–1981, Часть II: Серии прямых трансляций, фильмов и кассет . Пугало Пресс . стр. 171–172. ISBN 0-8108-1651-2 .
- ^ Jump up to: а б Фрайер, с. 75.
- ^ «Огненный шар XL5 на канале Talking Pictures TV» . Фандерсон . Проверено 4 июня 2024 г. .
- ^ «Расписание мультсериалов MeTV» (PDF) . метвтуны . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Страница MeTV Toons Fireball XL5» . метвтуны . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Сангстер, Джим; Кондон, Пол (2005). Путеводитель по Телли Коллинзу . Лондон, Великобритания: HarperCollins . п. 310. ИСБН 978-0-00-719099-7 .
- ^ Милхайзер, Мэтью (26 февраля 2003 г.). « Огненный шар XL5 » . Разговор о DVD . Интернет-бренды. Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Кларк, Энтони. « Огненный шар XL5 » . sci-fi-online.com . Архивировано из оригинала 24 марта 2019 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Кларк, Энтони. « Fireball XL5 – Полная серия» . sci-fi-online.com . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мэвис, Пол (14 мая 2015 г.). « Огненный шар XL5: Полная серия » . Разговор о DVD . Интернет-бренды. Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Пил, Джон (1993). Thunderbirds, Stingray, Captain Scarlet: авторизованный гид по программе . Лондон, Великобритания: Virgin Books . п. 243. ИСБН 978-0-86369-728-9 .
- ^ О'Киф, Меган (20 мая 2015 г.). «Уголок культа: Fireball XL5 — глупая жемчужина космических приключений» . Decider.com . Нью-Йорк Холдингс . Архивировано из оригинала 16 сентября 2015 года . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Фрайер, с. 74.
- ^ Кларк, Энтони. « Огненный шар XL5 (1962-63)» . Экранонлайн . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 17 марта 2018 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Вогер, Марк (13 марта 2015 г.). « Огненный шар XL5 : научная фантастика с определенными условиями» . Нью-Джерси.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Бентли, стр. 353–354.
- ^ Река, с. 125.
- ^ «Некролог: Майк Ноубл, художник, рисовавший комиксы для журнала TV Century 21 » . Телеграф.co.uk . 26 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 г. Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ « Fireball XL5 – Полная серия » . амазонка.com . 25 февраля 2003 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ « Огненный шар XL5 : «Один день из жизни космического генерала» » . Blu-Ray.com . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ « Fireball XL5: Полная серия Deluxe Limited Edition (Blu-ray)» . networkonair.com . Сетевая дистрибуция. 2021 . Проверено 28 ноября 2021 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Арчер, Саймон ; Хирн, Маркус (2002). Что заставило Thunderbirds уйти! Официальная биография Джерри Андерсона . Лондон, Великобритания: Книги BBC . стр. 70–84. ISBN 978-0-563-53481-5 .
- Бентли, Крис (2008) [2001]. Полный Джерри Андерсон: Авторизованный путеводитель по эпизодам (4-е изд.). Лондон, Великобритания: Рейнольдс и Хирн. ISBN 978-1-905287-74-1 .
- Фрайер, Ян (2016). « Огненный шар XL5 ». Миры Джерри и Сильвии Андерсон: история международного спасения . Фонтхилл Медиа. стр. 68–78. ISBN 978-1-78155-504-0 .
- Ла Ривьер, Стивен (2014) [2009]. «Страна чудес звездной пыли: Огненный шар XL5 ». Снято в Supermarionation (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Сетевое распространение. стр. 102–126. ISBN 978-0-992-9766-0-6 .
- Меддингс, Дерек (1993). «Миры иллюзий». Видения XXI века . Суррей, Великобритания: Paper Tiger Books . стр. 21–31. ISBN 978-1-85028-243-3 .
- Селлерс, Роберт (2006). Культовое телевидение: Золотой век ITC . Лондон, Великобритания: Plexus Publishing. стр. 83–88. ISBN 978-0-85965-388-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Fireball XL5 на официальном сайте Джерри Андерсона
- Огненный шар XL5 на IMDb
- Британский детский телесериал 1960-х годов
- Британский научно-фантастический телесериал 1960-х годов
- 1962 Дебют британского телесериала.
- Концовки британского телесериала 1963 года
- АП Фильмы
- Черно-белые британские телешоу
- Британский детский телесериал в жанре боевик
- Британский детский приключенческий телесериал
- Британский детский научно-фантастический телесериал
- Британские телешоу с кукольными представлениями
- Британские англоязычные телешоу
- Вымышленный космический корабль
- Детские телешоу ITV
- Фильмы о марионетках
- Оригинальные программы NBC
- Роботы на телевидении
- Космический приключенческий телесериал
- Телесериал о космической опере
- Телесериал «Космический вестерн»
- Телесериал о внеземной жизни
- Телесериал от ITC Entertainment
- Телесериал, действие которого происходит в 2060-х годах.
- Телесериал, действие которого происходит на вымышленных островах
- Телесериал, действие которого происходит на вымышленных планетах
- Телешоу, адаптированные под комиксы