Jump to content

СТО

Sea Harrier стартует с кабины экипажа HMS Illustrious в 2001 году.

Самолет с коротким взлётом и вертикальной посадкой ( СТОВЛ ) — самолёт , способный взлетать с короткой взлётно-посадочной полосы (или взлетать вертикально, если он не имеет большой полезной нагрузки) и приземляться вертикально (т.е. без взлетно-посадочная полоса). Официальное определение НАТО (с 1991 г.):

Самолет с коротким взлетом и вертикальной посадкой - это самолет с неподвижным крылом, способный преодолевать препятствия высотой 15 м (50 футов) в пределах 450 м (1500 футов) от начала разбега и способный приземляться вертикально. [1]

На авианосцах короткий взлет с неподвижным крылом без катапульты осуществляется с использованием вектора тяги , который также может использоваться в сочетании с « трамплином » на взлетно-посадочной полосе. Эти самолеты STOVL эксплуатируются на 14 авианосцах: США (9), Великобритании (2), Италии (2) и Испании (1). Использование STOVL позволяет самолету нести большую полезную нагрузку по сравнению с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL), но при этом требует лишь короткую взлетно-посадочную полосу. Наиболее известные примеры — Hawker Siddeley Harrier и BAe Sea Harrier . Хотя технически это самолеты V/STOL, в эксплуатации они являются самолетами STOVL из-за дополнительного веса, переносимого при взлете для топлива и вооружения. То же самое относится и к варианту B Lockheed Martin F-35 Lightning II , который продемонстрировал возможности вертикального взлета и посадки в испытательных полетах, но в эксплуатации является STOVL.

Сравнение подъемной силы и тяги различных самолетов

В 1951 году Lockheed XFV и Convair XFY Pogo самолеты были спроектированы на основе Allison YT40, турбовинтового двигателя приводившего в движение винты встречного вращения .

Британский Hawker P.1127 взлетел вертикально в 1960 году и продемонстрировал обычный взлет в 1961 году. Он был развит в Hawker Siddeley Harrier, который поднялся в воздух в 1967 году.

В 1962 году компания Lockheed построила XV-4 Hummingbird для армии США . Он стремился «увеличить» доступную тягу за счет подачи выхлопных газов двигателя в эжекторный насос в фюзеляже. Впервые совершив вертикальный полет в 1963 году, он потерпел фатальную аварию в 1964 году. Он был переоборудован в XV-4B Hummingbird для ВВС США в качестве испытательного стенда для отдельных вертикально установленных подъемных двигателей, аналогичных тем, которые использовались на Як-38 . Фальсификатор». Этот самолет летал и позже разбился в 1969 году. [2] Ryan XV-5 Vertifan , который также был построен для армии США одновременно с Hummingbird, экспериментировал с подъемными вентиляторами с газовым приводом. В носовой части и каждом крыле этого самолета использовались вентиляторы, закрытые дверцами, которые в поднятом состоянии напоминали половину крышек мусорного бака. Однако он дважды разбился, продемонстрировал неутешительную подъемную силу, и его было трудно перевести в горизонтальный полет.

Из десятков проектов вертикального и вертикального взлета и посадки, опробованных с 1950-х по 1980-е годы, только дозвуковой Hawker Siddeley Harrier и Як-38 Forger достигли боевого статуса, а Forger был снят с производства после распада Советского Союза .

Rockwell International построила, а затем отказалась от сверхзвукового истребителя Rockwell XFV-12 , у которого было необычное крыло, которое открывалось, как оконные жалюзи, и создавало эжекторный насос для вертикального полета. Он никогда не создавал достаточной подъемной силы, чтобы оторваться от земли, несмотря на то, что развивал тягу в 20 000 фунтов силы. У французов номинально был самолет Dassault Mirage IIIV со скоростью 2 Маха , оснащенный не менее чем 8 подъемными двигателями, которые летали (и разбились), но не имели достаточно места для топлива или полезной нагрузки для боевых задач. Немецкий EWR VJ 101 использовал поворотные двигатели, установленные на законцовках крыла, с подъемными двигателями, установленными на фюзеляже, а VJ 101C X1 достиг сверхзвукового полета (1,08 Маха) 29 июля 1964 года. Сверхзвуковой Hawker Siddeley P.1154 , конкурировавший с Mirage IIIV за использование в НАТО было отменено еще во время постройки самолета.

НАСА использует аббревиатуру SSTOVL для сверхзвукового короткого взлета/вертикальной посадки. [3] и по состоянию на 2012 год Lockheed Martin X-35B /F-35B являются единственным самолетом, который соответствует этой комбинации в одном полете. [4] [5]

Экспериментальный Як-141 со скоростью 1,7 Маха не нашел оперативного заказчика, но аналогичная технология вращающегося заднего сопла используется на F-35B, который поступил на вооружение 31 июля 2015 года. [6]

Рассматривались более крупные конструкции STOVL, грузовой самолет Armstrong Whitworth AW.681 находился в стадии разработки, но его сняли с производства в 1965 году. у Dornier Do 31 До списания в 1970 году было три экспериментальных самолета.

в основном представляет собой конструкцию вертикального взлета и посадки, он Несмотря на то, что Bell Boeing V-22 Osprey имеет увеличенную полезную нагрузку при взлете с короткой взлетно-посадочной полосы. [7]

  1. ^ «Глоссарий терминов и определений НАТО» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2003 года.
  2. ^ Джим Винчестер, X-Planes и прототипы , Barnes and Noble Books
  3. ^ Барбара С. Эскер (1990). Эксплуатационные характеристики векторного подфюзеляжного сопла масштаба в одну треть для самолета SSTOVL . [Вашингтон, округ Колумбия]: НАСА. ISBN  9780760770917 . ОСЛК   24990569 . ОЛ   17630526М .
  4. ^ "X-самолеты". PBS: Стенограмма Nova . Проверено 9 января 2010 г.
  5. ^ Кавас, Кристофер П. «Истребитель F-35B STOVL становится сверхзвуковым». Архивировано 14 июля 2011 года в Wayback Machine Marine Corps Times , 15 июня 2010 года. Проверено 15 июня 2010 года.
  6. ^ «Корпус морской пехоты США объявляет боевым F-35B — F-35 Lightning II» . F-35 Лайтнинг II . Архивировано из оригинала 31 июля 2015 года . Проверено 11 января 2017 г.
  7. Карманный справочник V-22 Osprey. Архивировано 29 декабря 2010 года в Wayback Machine . Bell Boeing, 2007 г. Проверено 17 апреля 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b77ac53088c73571519f1241da92dc5__1718845680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/c5/8b77ac53088c73571519f1241da92dc5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
STOVL - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)