Jump to content

Запуск нулевой длины

ВВС США F-100D Super Sabre с системой запуска нулевой длины

Система запуска нулевой длины или система взлета нулевой длины (ZLL, ZLTO, ZEL, ZELL) представляла собой метод, с помощью которого реактивные истребители и штурмовики могли запускаться почти вертикально с использованием ракетных двигателей для быстрого набора скорости и высоты. Такие ракетные ускорители имели ограниченную продолжительность горения, обычно были твердотопливными и подходили только для одноразового использования и должны были выпадать после израсходования.

Большинство экспериментов ZELL, включая переоборудование нескольких фронтовых боевых самолетов для испытаний системы, проводились в 1950-х годах, в годы становления холодной войны . Как предполагалось, при оперативном использовании ZELL будут использоваться мобильные стартовые платформы для рассредоточения и сокрытия самолетов, что снизит их уязвимость по сравнению с централизацией вокруг установленных авиабаз с хорошо известными местоположениями. Хотя летные испытания доказали возможность использования таких систем для боевых самолетов, ни один самолет с конфигурацией ZELL никогда не использовался в эксплуатации. Появление постоянно боеспособных ракет значительно снизило стратегическую необходимость использования самолетов для нанесения ядерного удара , хотя свою роль также сыграли вопросы практичности.

Во время Второй мировой войны Германия экспериментировала с Bachem Ba 349 , но из-за поражения в войне разработка была прервана.

По словам автора авиации Тони Мура, концепция пусковой системы нулевой длины стала популярной среди военных планировщиков и стратегов в первые годы того, что сейчас известно как « холодная война» . [ 1 ] Считалось, что обычные самолеты, опирающиеся на крупные и хорошо зарекомендовавшие себя авиабазы, слишком легко вывести из строя в первые часы крупного конфликта между сверхдержавами , поэтому возможность устранить эту зависимость от длинных взлетно-посадочных полос и авиабаз была очень привлекательной. [ 1 ] В 1950-х годах различные державы начали экспериментировать с различными методами запуска вооруженных истребителей, обычно с использованием той или иной конструкции ракетных двигателей . В некоторых концепциях такой истребитель мог запускаться из трейлера практически из любого места, включая те, которые могли быть замаскированы или иным образом скрыты. до момента запуска [ 1 ]

Основным преимуществом системы запуска нулевой длины является устранение исторической зависимости от уязвимых аэродромов для облегчения воздушных операций. [ 2 ] В случае внезапного нападения военно-воздушные силы, оснащенные такими системами, смогут обеспечить эффективную противовоздушную оборону и нанести собственные авиаудары, даже если их собственные авиабазы ​​будут разрушены в результате ранней ядерной атаки . [ 1 ] Хотя запуск самолетов с использованием ракетных ускорителей оказался относительно беспроблемным, взлетно-посадочная полоса по-прежнему требовалась для того, чтобы эти самолеты могли приземлиться или в противном случае были вынуждены разбиться. [ 2 ] Мобильные пусковые платформы также оказались дорогими в эксплуатации и несколько громоздкими, что обычно затрудняло их транспортировку. Безопасность самих мобильных пусковых установок сама по себе была бы серьезной ответственностью, особенно в случае, если бы такие пусковые установки были оснащены ударными истребителями с ядерным вооружением. [ 2 ]

F-84 во время испытаний ZELL

, ВВС США Люфтваффе и Бундесвера советские ВВС проводили эксперименты по запуску ракеты нулевой длины. Первым пилотируемым самолетом, запущенным компанией ZELL, был F-84G в 1955 году. [ 3 ] Основной интерес Советов к ZELL заключался в точечной защите аэродромов и критических целей с использованием МиГ-19 . Американские испытания F-84 начались с использования Martin MGM-1 Matador твердотопливного турбодвигателя с тягой около 240 килоньютон (52 000 фунтов силы), который сгорал через несколько секунд после зажигания и через секунду или две отбрасывался от пилотируемого истребителя. позже. [ 4 ] [ 5 ] В испытаниях более крупных F-100 Super Sabre и SM-30 (МиГ-19) (при этом SM-30 использовал разгонную установку ПРД-22Р советской разработки) использовались аналогичные твердотопливные турбодвигатели короткого сгорания, хотя и гораздо большей мощности. мощные уровни тяги класса 600 кН (135 000 фунтов силы). [ 6 ] [ 7 ]

Испытания показали, что F-100 способен запустить ZELL, даже имея на борту как внешний топливный бак, так и одно ядерное оружие, установленное на его точках крепления . [ 1 ] Задуманный профиль миссии заключался в том, чтобы пилот нанес ответный ядерный удар по нападавшему перед попыткой вернуться на любую доступную дружественную авиабазу или должен был катапультироваться из самолета, если не удалось достичь безопасного места приземления. [ 1 ] Несмотря на чрезвычайно высокую тягу, создаваемую ракетным двигателем, F-100, как сообщается, подвергал своего пилота ускорению максимум в 4g на этапе взлета, достигая скорости примерно 300 миль в час до того, как ракетный двигатель исчерпал свои возможности. [ 8 ] После того, как все топливо будет израсходовано, ракетный двигатель должен был соскользнуть назад из точек крепления и упасть с самолета. Однако испытания показали, что иногда при этом не удается отсоединиться или наносить незначительные повреждения нижней части самолета. [ 9 ] Несмотря на такие трудности, система ZELL на F-100 считалась осуществимой, но идея ее развертывания со временем стала менее привлекательной. [ 10 ]

В конце концов, все проекты с участием самолетов ZELL были заброшены, в основном из-за логистических проблем, а также из-за повышения эффективности управляемых ракет , что сделало принятие таких самолетов менее важным в глазах специалистов по стратегическому планированию. [ 2 ] Кроме того, желание использовать боевые самолеты, которые не зависели бы от относительно уязвимых взлетно-посадочных полос, побудило разработку нескольких самолетов, способных выполнять полеты либо с вертикальным взлетом/посадкой ( СВВП ), либо с коротким взлетом/посадкой ( КВП ); такие истребители включали серийные самолеты, такие как британский Hawker Siddeley Harrier и советский Як-38 , а также экспериментальные прототипы, такие как американский McDonnell Douglas F-15 STOL/MTD . [ 2 ]

ZELMAL (МА запуска нулевой длины при посадке)

[ редактировать ]

Программа ZELMAL исследовала возможность посадки нулевой длины. Программа проводилась в 1953 и 1954 годах. В ней участвовали самолет Republic F-84 и надувной резиновый коврик. Самолет будет выполнять посадку нулевой длины, цепляясь за тормозной трос хвостовым крюком, как при посадке на авианосец.

Внешние видео
Логотип YouTube
А-10 ИСТОРИЯ
значок видео ZELMAL редкие цветные кадры)

Затем самолет падал на резиновый коврик. Перед двумя пилотными испытаниями ZELMAL в 1954 году был проведен ряд беспилотных испытаний. В обоих случаях пилоты получили травмы позвоночника. После этого программа не получила продолжения. [ 11 ]

Пилотируемый самолет участвует в испытаниях ZELL

[ редактировать ]
Lockheed F-104G во время испытаний на базе ВВС Эдвардс

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Мур 2008, с. 72.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Хурана 2009, с. 147.
  3. ^ «Самолет-истребитель запущен как ракета с платформы грузовика». «Популярная механика» , март 1955 г., с. 108.
  4. ^ Холдер 2007, с. 138.
  5. ^ Норман и Норрис 2009, с. 32.
  6. ^ Страница Грега Гебеля Air Vectors "Истребитель нулевой длины"
  7. ^ Хурана 2009, с. 126.
  8. ^ Мур 2008, стр. 72-73.
  9. ^ Мур 2008, стр. 73-74.
  10. ^ Мур 2008, стр. 74-75.
  11. ^ Маркман, Стив (2000). Прямо вверх: история вертикального полета . Уильям Г. Холдер. Атглен, Пенсильвания: Паб Schiffer. стр. 147–149. ISBN  0-7643-1204-9 . OCLC   46790785 . К началу 1950-х годов для запуска первых крылатых ракет регулярно использовались короткие трапы. Инженеры полагали, что, возможно, эта концепция сработает и для пилотируемых самолетов. Но устранение взлетно-посадочной полосы для запуска решило только половину проблемы... еще одна взлетно-посадочная полоса понадобится для посадки. Но, возможно, нет. Так родилась программа ZELMAL (Запуск нулевой длины и приземление MAt). Ракета будет использоваться для запуска истребителя, а затем для приземления будет использоваться надувной резиновый коврик, тормозной трос и хвостовой крюк. Коврик, который они придумали, имел размеры 80 х 400 футов, толщину 30 дюймов и имел гладкую поверхность, покрытую смазкой, обеспечивающей плавное приземление. [...] Первое приземление на мат было произведено 2 июня 1954 года, но оказалось неудачным. Самолет, серийный номер 51-1225, пилотировал летчик-испытатель компании Martin Aircraft. Хвостовой крюк не попал в тормозные тросы и прорвал поверхность мата, разорвав три воздушные камеры. Очевидно, летчик-испытатель не знал, что F-84 имел систему соединения хвостового крюка и закрылков, которая автоматически убирала закрылки, когда хвостовой крюк касался тормозного троса, или что у него был переключатель ручного управления. Мгновенного контакта между хвостовым крюком и матом было достаточно, чтобы закрылки убирались и самолет слишком быстро садился на мат. Проблему усложняла медленная реакция двигателя на команду пилота дать полный газ. F-84 отскочил от мата, заскользил по дну озера и был поврежден, не подлежавший экономическому ремонту. Пилот получил травму спины, из-за которой он был отстранен от полетов на несколько месяцев.
  12. ^ http://central.bac-lac.gc.ca/.redirect?app=fonandcol&id=4824318&lang=eng

Библиография

[ редактировать ]
  • Холдер, Уильям Г. Потерянные истребители: история программ реактивных истребителей США, которые не достигли успеха . САЭ, 2007. ISBN   0-7680-1712-2 .
  • Хурана, К.К. Авиационный менеджмент: глобальные перспективы . Глобальные публикации Индии, 2009. ISBN   9-3802-2839-2 .
  • Мур, Тони. Аварии X-Plane: изучение инцидентов, аварий и мест крушения экспериментальных самолетов, ракетных самолетов и шпионских самолетов . Специализированное издательство, 2008. ISBN   1-5800-7222-4 .
  • Полмар, Норман и Роберт Стэн Норрис. Ядерный арсенал США: история оружия и систем доставки с 1945 года . Издательство Военно-морского института, 2009. ISBN   1-5575-0681-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bebd5af4464028b8b8432414786c08c9__1712524680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/c9/bebd5af4464028b8b8432414786c08c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zero-length launch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)