Запуск нулевой длины

Система запуска нулевой длины или система взлета нулевой длины (ZLL, ZLTO, ZEL, ZELL) представляла собой метод, с помощью которого реактивные истребители и штурмовики могли запускаться почти вертикально с использованием ракетных двигателей для быстрого набора скорости и высоты. Такие ракетные ускорители имели ограниченную продолжительность горения, обычно были твердотопливными и подходили только для одноразового использования и должны были выпадать после израсходования.
Большинство экспериментов ZELL, включая переоборудование нескольких фронтовых боевых самолетов для испытаний системы, проводились в 1950-х годах, в годы становления холодной войны . Как предполагалось, при оперативном использовании ZELL будут использоваться мобильные стартовые платформы для рассредоточения и сокрытия самолетов, что снизит их уязвимость по сравнению с централизацией вокруг установленных авиабаз с хорошо известными местоположениями. Хотя летные испытания доказали возможность использования таких систем для боевых самолетов, ни один самолет с конфигурацией ZELL никогда не использовался в эксплуатации. Появление постоянно боеспособных ракет значительно снизило стратегическую необходимость использования самолетов для нанесения ядерного удара , хотя свою роль также сыграли вопросы практичности.
История
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Германия экспериментировала с Bachem Ba 349 , но из-за поражения в войне разработка была прервана.
По словам автора авиации Тони Мура, концепция пусковой системы нулевой длины стала популярной среди военных планировщиков и стратегов в первые годы того, что сейчас известно как « холодная война» . [ 1 ] Считалось, что обычные самолеты, опирающиеся на крупные и хорошо зарекомендовавшие себя авиабазы, слишком легко вывести из строя в первые часы крупного конфликта между сверхдержавами , поэтому возможность устранить эту зависимость от длинных взлетно-посадочных полос и авиабаз была очень привлекательной. [ 1 ] В 1950-х годах различные державы начали экспериментировать с различными методами запуска вооруженных истребителей, обычно с использованием той или иной конструкции ракетных двигателей . В некоторых концепциях такой истребитель мог запускаться из трейлера практически из любого места, включая те, которые могли быть замаскированы или иным образом скрыты. до момента запуска [ 1 ]
Основным преимуществом системы запуска нулевой длины является устранение исторической зависимости от уязвимых аэродромов для облегчения воздушных операций. [ 2 ] В случае внезапного нападения военно-воздушные силы, оснащенные такими системами, смогут обеспечить эффективную противовоздушную оборону и нанести собственные авиаудары, даже если их собственные авиабазы будут разрушены в результате ранней ядерной атаки . [ 1 ] Хотя запуск самолетов с использованием ракетных ускорителей оказался относительно беспроблемным, взлетно-посадочная полоса по-прежнему требовалась для того, чтобы эти самолеты могли приземлиться или в противном случае были вынуждены разбиться. [ 2 ] Мобильные пусковые платформы также оказались дорогими в эксплуатации и несколько громоздкими, что обычно затрудняло их транспортировку. Безопасность самих мобильных пусковых установок сама по себе была бы серьезной ответственностью, особенно в случае, если бы такие пусковые установки были оснащены ударными истребителями с ядерным вооружением. [ 2 ]

, ВВС США Люфтваффе и Бундесвера советские ВВС проводили эксперименты по запуску ракеты нулевой длины. Первым пилотируемым самолетом, запущенным компанией ZELL, был F-84G в 1955 году. [ 3 ] Основной интерес Советов к ZELL заключался в точечной защите аэродромов и критических целей с использованием МиГ-19 . Американские испытания F-84 начались с использования Martin MGM-1 Matador твердотопливного турбодвигателя с тягой около 240 килоньютон (52 000 фунтов силы), который сгорал через несколько секунд после зажигания и через секунду или две отбрасывался от пилотируемого истребителя. позже. [ 4 ] [ 5 ] В испытаниях более крупных F-100 Super Sabre и SM-30 (МиГ-19) (при этом SM-30 использовал разгонную установку ПРД-22Р советской разработки) использовались аналогичные твердотопливные турбодвигатели короткого сгорания, хотя и гораздо большей мощности. мощные уровни тяги класса 600 кН (135 000 фунтов силы). [ 6 ] [ 7 ]
Испытания показали, что F-100 способен запустить ZELL, даже имея на борту как внешний топливный бак, так и одно ядерное оружие, установленное на его точках крепления . [ 1 ] Задуманный профиль миссии заключался в том, чтобы пилот нанес ответный ядерный удар по нападавшему перед попыткой вернуться на любую доступную дружественную авиабазу или должен был катапультироваться из самолета, если не удалось достичь безопасного места приземления. [ 1 ] Несмотря на чрезвычайно высокую тягу, создаваемую ракетным двигателем, F-100, как сообщается, подвергал своего пилота ускорению максимум в 4g на этапе взлета, достигая скорости примерно 300 миль в час до того, как ракетный двигатель исчерпал свои возможности. [ 8 ] После того, как все топливо будет израсходовано, ракетный двигатель должен был соскользнуть назад из точек крепления и упасть с самолета. Однако испытания показали, что иногда при этом не удается отсоединиться или наносить незначительные повреждения нижней части самолета. [ 9 ] Несмотря на такие трудности, система ZELL на F-100 считалась осуществимой, но идея ее развертывания со временем стала менее привлекательной. [ 10 ]
В конце концов, все проекты с участием самолетов ZELL были заброшены, в основном из-за логистических проблем, а также из-за повышения эффективности управляемых ракет , что сделало принятие таких самолетов менее важным в глазах специалистов по стратегическому планированию. [ 2 ] Кроме того, желание использовать боевые самолеты, которые не зависели бы от относительно уязвимых взлетно-посадочных полос, побудило разработку нескольких самолетов, способных выполнять полеты либо с вертикальным взлетом/посадкой ( СВВП ), либо с коротким взлетом/посадкой ( КВП ); такие истребители включали серийные самолеты, такие как британский Hawker Siddeley Harrier и советский Як-38 , а также экспериментальные прототипы, такие как американский McDonnell Douglas F-15 STOL/MTD . [ 2 ]
ZELMAL (МА запуска нулевой длины при посадке)
[ редактировать ]Программа ZELMAL исследовала возможность посадки нулевой длины. Программа проводилась в 1953 и 1954 годах. В ней участвовали самолет Republic F-84 и надувной резиновый коврик. Самолет будет выполнять посадку нулевой длины, цепляясь за тормозной трос хвостовым крюком, как при посадке на авианосец.
Внешние видео | |
---|---|
![]() А-10 ИСТОРИЯ | |
![]() |
Затем самолет падал на резиновый коврик. Перед двумя пилотными испытаниями ZELMAL в 1954 году был проведен ряд беспилотных испытаний. В обоих случаях пилоты получили травмы позвоночника. После этого программа не получила продолжения. [ 11 ]
Пилотируемый самолет участвует в испытаниях ZELL
[ редактировать ]
- Республика F-84G Тандерджет
- Североамериканский F-100D Супер Сабля
- Локхид F-104 Звездный истребитель
- Mikoyan-Gurevich MiG-19 SM-30
- Avro Canada CF-105 Стрела [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Bachem Ba 349 — ракета-перехватчик вертикального старта времен Второй мировой войны.
- СТО
- САМ-корабль
- СВВП
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Мур 2008, с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д и Хурана 2009, с. 147.
- ^ «Самолет-истребитель запущен как ракета с платформы грузовика». «Популярная механика» , март 1955 г., с. 108.
- ^ Холдер 2007, с. 138.
- ^ Норман и Норрис 2009, с. 32.
- ^ Страница Грега Гебеля Air Vectors "Истребитель нулевой длины"
- ^ Хурана 2009, с. 126.
- ^ Мур 2008, стр. 72-73.
- ^ Мур 2008, стр. 73-74.
- ^ Мур 2008, стр. 74-75.
- ^ Маркман, Стив (2000). Прямо вверх: история вертикального полета . Уильям Г. Холдер. Атглен, Пенсильвания: Паб Schiffer. стр. 147–149. ISBN 0-7643-1204-9 . OCLC 46790785 .
К началу 1950-х годов для запуска первых крылатых ракет регулярно использовались короткие трапы. Инженеры полагали, что, возможно, эта концепция сработает и для пилотируемых самолетов. Но устранение взлетно-посадочной полосы для запуска решило только половину проблемы... еще одна взлетно-посадочная полоса понадобится для посадки. Но, возможно, нет. Так родилась программа ZELMAL (Запуск нулевой длины и приземление MAt). Ракета будет использоваться для запуска истребителя, а затем для приземления будет использоваться надувной резиновый коврик, тормозной трос и хвостовой крюк. Коврик, который они придумали, имел размеры 80 х 400 футов, толщину 30 дюймов и имел гладкую поверхность, покрытую смазкой, обеспечивающей плавное приземление. [...] Первое приземление на мат было произведено 2 июня 1954 года, но оказалось неудачным. Самолет, серийный номер 51-1225, пилотировал летчик-испытатель компании Martin Aircraft. Хвостовой крюк не попал в тормозные тросы и прорвал поверхность мата, разорвав три воздушные камеры. Очевидно, летчик-испытатель не знал, что F-84 имел систему соединения хвостового крюка и закрылков, которая автоматически убирала закрылки, когда хвостовой крюк касался тормозного троса, или что у него был переключатель ручного управления. Мгновенного контакта между хвостовым крюком и матом было достаточно, чтобы закрылки убирались и самолет слишком быстро садился на мат. Проблему усложняла медленная реакция двигателя на команду пилота дать полный газ. F-84 отскочил от мата, заскользил по дну озера и был поврежден, не подлежавший экономическому ремонту. Пилот получил травму спины, из-за которой он был отстранен от полетов на несколько месяцев.
- ^ http://central.bac-lac.gc.ca/.redirect?app=fonandcol&id=4824318&lang=eng
Библиография
[ редактировать ]- Холдер, Уильям Г. Потерянные истребители: история программ реактивных истребителей США, которые не достигли успеха . САЭ, 2007. ISBN 0-7680-1712-2 .
- Хурана, К.К. Авиационный менеджмент: глобальные перспективы . Глобальные публикации Индии, 2009. ISBN 9-3802-2839-2 .
- Мур, Тони. Аварии X-Plane: изучение инцидентов, аварий и мест крушения экспериментальных самолетов, ракетных самолетов и шпионских самолетов . Специализированное издательство, 2008. ISBN 1-5800-7222-4 .
- Полмар, Норман и Роберт Стэн Норрис. Ядерный арсенал США: история оружия и систем доставки с 1945 года . Издательство Военно-морского института, 2009. ISBN 1-5575-0681-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Истребитель нулевой длины» . ВОЗДУШНЫЕ ВЕКТОРЫ Грега Гебеля. Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года.
- «Мартин Матадор и ракеты Мейс» . 38-й тактический ракетный полк, место памяти.
- «Станция ВВС на мысе Канаверал. Стартовый комплекс 21» . 2 июня 2008 г. Недавние фотографии (вышедшие из употребления, но хорошо сохранившиеся) испытательных зданий для Мейса на твердой площадке.
- Видео запуска МиГ-19 в стиле ZELL