Jump to content

Посадка на живот

Боинг B-17 «Дочь герцогини» после приземления на брюхо. (6 июля 1944 г.)

Посадка на брюхо или приземление с поднятым шасси происходит, когда самолет приземляется с полностью выдвинутым шасси и использует свою нижнюю часть или днище в качестве основного посадочного устройства. Обычно термин «посадка с поднятым шасси» относится к случаям, когда пилот забывает выпустить шасси, а термин « посадка на брюхо» относится к случаям, когда механическая неисправность не позволяет пилоту выпустить шасси.

Во время приземления на брюхо самолет обычно получает серьезные повреждения. Приземление на брюхо сопряжено с риском того, что самолет может перевернуться, развалиться или загореться, если приземлится слишком быстро или слишком жестко. Необходима чрезвычайная точность, чтобы гарантировать, что самолет приземлится как можно более прямо и ровно, сохраняя при этом достаточную скорость для сохранения управления. Сильный боковой ветер, плохая видимость, повреждение самолета или неработающие приборы или органы управления значительно повышают опасность приземления на брюхо. Тем не менее, приземление на брюхо является одним из наиболее распространенных типов авиационных происшествий и обычно не приводит к летальному исходу, если выполнять его осторожно. [ нужна ссылка ]

Причины и профилактика

[ редактировать ]

Ошибка пилота

[ редактировать ]
C -17 Globemaster после приземления на брюхо на аэродроме Баграм , Афганистан (2009 г.). Позже выяснилось, что причиной этого стала ошибка пилота. [ 1 ] [ 2 ]

Наиболее распространенной причиной приземления с поднятым шасси является то, что пилот просто забывает выпустить шасси перед приземлением. пилота при посадке На любом самолете с убирающимся шасси опускание шасси является частью контрольного списка , который также включает в себя такие пункты, как установка закрылков, воздушного винта и органов управления смесью для посадки. Пилоты, которые ритуально выполняют подобные проверки перед посадкой, с меньшей вероятностью приземлятся с включенным шасси. Однако некоторые пилоты пренебрегают этими контрольными списками и выполняют задания по памяти, увеличивая вероятность забыть выпустить шасси. Даже осторожные пилоты подвергаются риску, поскольку они могут отвлечься и забыть выполнить контрольный список или быть прерваны в середине выполнения другими обязанностями, такими как предотвращение столкновений или другая чрезвычайная ситуация. На снимке, показанном выше, B-17 Dutchess' Daughter приземлился нормально, когда второй пилот случайно переключил переключатель шасси, чтобы убрать его. Шасси разрушилось ближе к концу посадочного разбега. [ 3 ]

Все самолеты с убирающимся шасси должны иметь возможность указывать состояние шасси, которое обычно представляет собой набор огней, меняющих цвет с красного на желтый и зеленый в зависимости от того, поднято ли шасси, находится в пути или опущено. . Однако отвлеченный пилот может забыть посмотреть на эти огни. Это привело к тому, что авиаконструкторы создали в самолетах дополнительные системы безопасности, чтобы снизить вероятность человеческой ошибки. В небольших самолетах это чаще всего принимает форму сигнальной лампы и звукового сигнала, которые срабатывают, когда какое-либо шасси не заблокировано и дроссельная заслонка любого из двигателей запаздывает ниже настройки крейсерской мощности. Однако звуковой сигнал был бесполезен в ситуациях, когда пилот был незнаком с самолетом и не знал, что должен означать звуковой сигнал. Пилоты иногда путают звуковой сигнал предупреждения о выпуске шасси и звуковой сигнал предупреждения о сваливании. В других случаях пилоты не слышат звуковой сигнал на старых самолетах из-за ношения современных средств шумоподавления. гарнитура .

В 1951 году рейс 601 авиакомпании Eastern Airlines, пилотируемый самолетом Lockheed L-749 Constellation, совершил успешную посадку на брюхо на ферме Керлс-Нек в Вирджинии во время шторма.

В более крупных самолетах система предупреждения обычно исключает настройку мощности двигателя и вместо этого предупреждает пилота, когда закрылки установлены на посадку, а шасси - нет. Альтернативная система использует систему предупреждения о близости земли или радиолокационный высотомер для включения предупреждения, когда самолет находится близко к земле и снижается с не опущенным шасси. Большинство авиалайнеров оснащены системой голосовых сообщений , которая устраняет двусмысленность звукового сигнала или зуммера и вместо этого дает пилоту четкий устный сигнал: «ШЕСТЕРНЯ НЕ ВЫКЛЮЧЕНА» . Кроме того, большие самолеты рассчитаны на управление двумя пилотами, работающими в команде . Один управляет самолетом и отвечает за связь и предотвращение столкновений, а другой управляет системами самолета. Это обеспечивает своего рода дублирование персонала, которое снижает рабочую нагрузку на любого члена экипажа и позволяет одному члену экипажа контролировать работу другого. Сочетание передовых систем предупреждения и эффективной подготовки экипажа сделало аварийные ситуации при приземлении больших самолетов крайне редкими.

В некоторых случаях пилот может быть предупрежден о небезопасном состоянии шасси по летным характеристикам самолета. Часто очень гладкие, высокопроизводительные самолеты будет очень трудно замедлить до безопасной посадочной скорости без аэродинамического сопротивления выпущенного шасси. [ нужна ссылка ]

Механическая неисправность

[ редактировать ]
А -10 после приземления на брюхо на базе ВВС Эдвардс (2008 г.)

Механическая неисправность — еще одна причина приземления на брюхо. Большинство шасси приводятся в действие электродвигателями или гидравлическими приводами . Обычно предусматривается многократное резервирование, чтобы предотвратить выход из строя всего процесса выпуска шасси из-за одного отказа. Шасси, независимо от того, имеет ли оно электрическое или гидравлическое управление, обычно может получать питание от нескольких источников. В случае сбоя в энергосистеме всегда доступна система аварийного расширения. Это может быть рукоятка или насос с ручным управлением или механический механизм свободного падения, который отключает фиксаторы и позволяет шасси упасть и зафиксироваться под действием силы тяжести и/или воздушного потока.

В тех случаях, когда не выдвигается только одна стойка шасси, пилот может выбрать убирать все шасси и выполнять посадку на брюхо, поскольку он или она может полагать, что легче управлять самолетом во время выкатывания вообще без шасси, чем с одним. шестерня отсутствует.

Некоторые самолеты, такие как A-10 Thunderbolt II , специально разработаны для более безопасной посадки на брюхо. В случае с А-10 убранные основные колеса выступают из гондол, поэтому самолет практически перекатывается при посадке на брюхо.

Беспилотная посадка на брюхо

[ редактировать ]
Бомбардировщик «Корнфилд» перед возвращением с места приземления (1970 г.)

Есть примеры, когда самолеты сравнительно успешно приземлялись на брюхо после того, как экипаж бросил их в полете.

Немецкий бомбардировщик Юнкерс Ju 88 после нападения на советское судоходство в апреле 1942 года был брошен экипажем и упал на склоне холма в Гардеварре в Финнмарке на крайнем севере Норвегии. Он был восстановлен в 1988 году и в настоящее время выставлен в Norsk Luftfartsmuseum , Норвежском музее авиации в аэропорту Будё . [ 4 ]

27 сентября 1956 года экспериментальный самолет Bell X-2 , установив рекорд скорости полета 3,2 Маха, приземлился без экипажа в пустыне после серии сваливания и планирования. Он был признан лишь поверхностно поврежденным и при ударе развалился на три части. Пилот воспользовался системой эвакуации на высоте около 40 000 футов (12 000 м) после потери контроля над самолетом. Он погиб, когда его капсула упала в пустыню. [ 5 ]

Вероятно, самым известным является самолет Convair F-106 Delta Dart ВВС США , бортовой номер 58-0787 . В феврале 1970 года самолет вошел в штопор над Монтаной. После катапультирования пилота вращение самолета стабилизировалось, и «Дельта Дарт» пролетел несколько миль, пока не упал в поле недалеко от Биг-Сэнди, штат Монтана . Самолет (позже получивший прозвище « Корнфилд-бомбардировщик ») был отремонтирован и возвращен в строй. После вывода F-106 из эксплуатации самолет был передан Национальному музею ВВС США . [ 6 ]

29 сентября 1940 года, во время столкновения в воздухе Броклсби в 1940 году , два Авро Ансона после столкновения оказались зажатыми друг на друге. Оба двигателя верхнего самолета вышли из строя в результате столкновения, но двигатели нижнего самолета продолжали работать на полную мощность. Пилот нижнего Энсона был ранен и спасся, но пилот верхнего Ансона Леонард Грэм Фуллер обнаружил, что он может управлять парой самолетов с помощью своих элеронов и закрылков. Ему удалось проехать 8 километров (5 миль) после столкновения, прежде чем он совершил успешную аварийную посадку на брюхо в большом загоне в 6 километрах (4 мили) к юго-западу от Броклсби, Новый Южный Уэльс , Австралия.

4 июля 2000 года Malév Flight 262 самолет Ту-154 авиакомпании случайно приземлился на повышенную передачу и занесло на взлетно-посадочной полосе, но смог нормально взлететь и приземлиться после ухода на второй круг . О травмах не сообщалось. [ 7 ] [ 8 ]

9 апреля 2006 года водный бомбардировщик Canadair CL-215 , проданный авиакомпанией Buffalo Airways брюху турецкого правительства, приземлился на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Измира имени Аднана Мендереса, когда турецкие пилоты не выпустили шасси. В результате крушения корпус был поврежден, пострадавших не было, но Buffalo пришлось прилететь в новые откидные двери, чтобы заменить те, которые были повреждены в результате крушения. [ 9 ]

ВВС США 8 мая 2006 года стратегический бомбардировщик B-1 Lancer приземлился на атолле Диего-Гарсия в Индийском океане , не опустив шасси. [ 10 ] Возник пожар, но он был потушен с незначительными травмами персонала. Сообщается, что пилоты отключили систему оповещения, которая должна была предупредить их о недосмотре, и не заметили красную сигнальную лампу на приборной панели во время приземления. Самолет после ремонта стоимостью почти 8 миллионов долларов был возвращен в эксплуатацию в следующем году.

1 ноября 2011 года рейс 016 LOT Polish Airlines , Боинг 767 , капитан Тадеуш Врона объявил чрезвычайную ситуацию с потерей шасси на пути из международного аэропорта Ньюарк Либерти в варшавский аэропорт имени Шопена . Используемый самолет был новейшим планером модели 767 в парке. Он совершил посадку на брюхо в Варшаве с небольшим пожаром, но все пассажиры и экипаж были эвакуированы без травм. После этого аэропорт был закрыт более суток. [ 11 ]

22 мая 2020 года рейс 8303 Пакистанских международных авиалиний , самолет Airbus A320 , совершил посадку на брюхо, шасси не было выпущено из-за ошибки пилота. Хотя экипаж попытался уйти на второй круг, при приземлении на брюхо были повреждены оба двигателя, которые после ухода вышли из строя. Самолет врезался в густонаселенный жилой район недалеко от международного аэропорта Карачи Аллама Икбал , в результате чего погибли 97 из 99 человек, находившихся на борту, а также один на земле.

5 октября 2023 года FedEx рейс 1376 , Боинг 757, вылетевший из столичного аэропорта Чаттануги и направлявшийся в международный аэропорт Мемфиса , был вынужден вернуться и совершить посадку на брюхо после того, как его шасси не смогло опуститься. Он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, находившийся на борту экипаж не пострадал. [ 12 ]

  1. ^ Ченчиотти, Дэвид (8 мая 2009 г.). «С-17 готовится к посадке: результаты расследования» . Авиационист . Проверено 16 августа 2014 г.
  2. ^ «Отчет Комиссии по расследованию авиационных происшествий». Архивировано 16 октября 2012 года в Комиссии по расследованию авиационных происшествий ВВС США Wayback Machine , 5 мая 2009 года. Дата обращения: 3 сентября 2010 года.
  3. ^ http://www.303rdbg.com/missionreports/197.pdf - 303-я бомбардировочная группа, 8-я воздушная армия, отчет о миссии 197, 6 июля 1944 г.
  4. ^ Соренсен, Кьелл. «Юнкерс Ju 88 А-4 Гарддеварре Финнмарк». Архивировано 1 сентября 2012 года на сайте Wayback Machine Flyvrak — места крушения самолетов времен Второй мировой войны в Норвегии и других странах. Проверено: 11 сентября 2012 г.
  5. ^ NASA.gov стр.15
  6. ^ «Информационные бюллетени - Convair F-106A Delta Dart» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 27 июля 2011 г.
  7. ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
  8. ^ Жирнихин, Сергей (8 августа 2002 г.). "Экипаж несет ответственность за аварию при посадке Ту-154 венгерской авиакомпании MALEV" (на русском языке). РИАН . Проверено 2 июня 2008 г.
  9. ^ Рантер, Харро. «Инцидент Canadair CL-215 C-FTXB, 9 апреля 2009 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 13 июля 2022 г.
  10. ^ «Отчет: ошибка пилота привела к крушению B-1B». Архивировано 9 августа 2012 года в Wayback Machine Air Combat Command по связям с общественностью , ВВС США, 18 сентября 2006 года. Дата обращения: 27 мая 2012 года.
  11. ^ «ЛОТ приземления на живот в Варшаве» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
  12. ^ Паре, Майк (5 октября 2023 г.). «СМОТРЕТЬ: Федеральный следователь прибывает в аэропорт Чаттануги после аварийной посадки» . Свободная пресса Чаттануга Таймс . Проверено 9 октября 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f7f816e88ba09f7d316e6aaca037ddc__1715195880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/dc/6f7f816e88ba09f7d316e6aaca037ddc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belly landing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)