Космическая опера

Космическая опера — поджанр научной фантастики. [1] в нем особое внимание уделяется космической войне с использованием мелодраматических , рискованных космических приключений, отношений и рыцарской романтики . Действие происходит в основном или полностью в космическом пространстве . В нем представлены технологические и социальные достижения (или их отсутствие) в области путешествий со скоростью, превышающей скорость света , футуристическое оружие и сложные технологии на фоне галактических империй и межзвездных войн с вымышленными инопланетянами , часто в вымышленных мирах. галактики. Этот термин не относится к оперной музыке , а вместо этого первоначально относился к мелодраме, масштабу и шаблонности опер, во многом так же, как он использовался в « конной опере », фразе 1930-х годов, обозначающей шаблонный и шаблонный вестерн-фильм . [2] и « мыльная опера », мелодраматический телесериал. Космические оперы появились в 1930-х годах и продолжают создаваться в литературе, кино, комиксах, телевидении, видеоиграх и настольных играх.
Ранним фильмом, основанным на комиксах о космических операх, был «Флэш Гордон» (1936) , созданный Алексом Рэймондом . [3] Перри Родан (1961–) — самая успешная серия книг о космической опере из когда-либо написанных. [4] [5] Сериал «Звездный путь» (1966–) Джина Родденберри и фильмы «Звездные войны» (1977–) Джорджа Лукаса привлекли большое внимание к этому поджанру. [6] После ломающей традиции «новой волны», за которой последовал огромный успех франшиз, космическая опера снова стала критически приемлемым поджанром. На протяжении 1982–2002 годов премия Хьюго за лучший роман часто вручалась номинантам на космическую оперу. [7]
Определения [ править ]

Космическая опера определяется как «телевизионная или радиодрама или фильм, представляющий собой научно-фантастический приключенческий рассказ». [9] Некоторые критики различают космическую оперу и планетарный роман . [10] В обоих рассказывается о приключениях в экзотических местах, но космическая опера делает упор на космические путешествия, а планетарные романы сосредоточены на инопланетных мирах. С этой точки зрения марсианские, венерианские и лунные истории Эдгара Райса Берроуза будут планетарными романами (и одними из самых ранних), как и Ли Брэкетта , написанные под влиянием Берроуза об Эрике Джоне Старке рассказы .
Термин «космическая опера» был придуман в 1941 году писателем-фанатом и писателем Уилсоном Такером как уничижительный термин в статье в Le Zombie научной фантастики ( журнал для фанатов ). [11] В то время сериальные радиопостановки в Соединенных Штатах стали широко известны как мыльные оперы, поскольку многие из них спонсировались производителями мыла. [12] Термин « конная опера » также стал использоваться для описания шаблонных западных фильмов . Такер определил космическую оперу как эквивалент научной фантастики: «хакерская, скрежетающая, вонючая, изношенная пряжа космического корабля». [13] [11] Поклонники и критики отмечают, что сюжеты космических опер иногда были взяты из конных опер и просто перенесены в космическую среду, как это классно пародируется на задней обложке первого выпуска Galaxy Science Fiction . [8] В конце 1920-х — начале 1930-х годов, когда рассказы печатались в научно-фантастических журналах, их часто называли «сверхнаучными эпопеями». [2]
Начиная с 1960-х годов и получив широкое признание к 1970-м годам, космическая опера была переопределена в соответствии с Брайана Олдисса определением в « Космической опере» (1974) как - в перефразировании Хартвелла и Крамера - «старого доброго материала». [7] : 10–18 Однако вскоре после его нового определения оно начало подвергаться сомнению, например, в редакционной практике и маркетинге Джуди-Линн дель Рей , а также в обзорах ее мужа и коллеги Лестера дель Рей . [7] : 10–18 В частности, они оспаривали утверждения о том, что космические оперы устарели, а издательство Del Rey Books назвало переиздания более ранних работ Ли Брэкетта космической оперой. [7] : 10–18 К началу 1980-х годов определение космических опер снова было пересмотрено, и этот ярлык был прикреплен к крупным произведениям популярной культуры, таким как «Звездные войны» . [7] : 10–18 Лишь в начале 1990-х годов термин «космическая опера» стал признаваться законным жанром научной фантастики. [7] : 10–18
Хартвелл и Крамер определяют космическую оперу как:
... красочное, драматическое, масштабное научно-фантастическое приключение, грамотно, а иногда и красиво написанное, обычно сосредоточенное на симпатичном, героическом центральном персонаже и сюжетном действии, действие которого обычно происходит в относительно отдаленном будущем, в космосе или в других мирах, характерно оптимистичный тон. Часто речь идет о войне, пиратстве, военных достоинствах и очень масштабных действиях, больших ставках. [7] : 10–18
Автор А. К. Дюбофф определяет космическую оперу как:
Настоящая космическая опера эпична по своим масштабам и личным персонажам. Речь идет о людях, которые берутся за что-то большее, чем они сами, и о их борьбе за победу. Хотя место действия за пределами Земли является центральным, пребывание на космическом корабле или посещение другой планеты — не единственный критерий. Также должна быть драматургия и достаточно большой размах, чтобы превратить историю из просто космической оперы в настоящую космическую оперу. [14]
Космическую оперу можно в общих чертах противопоставить « жесткой научной фантастике », в которой упор делается на последствия технического прогресса и изобретений, а обстановка тщательно проработана, чтобы подчиняться законам физики, космологии, математики и биологии. Примеры можно увидеть в произведениях Аластера Рейнольдса или фильме «Последний звездный истребитель» . В других случаях космическая опера может соперничать с научной фантастикой и отличаться от мягкой научной фантастики , вместо этого сосредотачиваясь на научной точности, как, например, «Возрожденная империя» Скотта Вестерфельда . Другие произведения космической оперы можно определить как баланс между жесткой и мягкой научной фантастикой или одновременно, например, «Дюна серия приквелов » Кевина Дж. Андерсона и Брайана Герберта или серия «Звездные войны» , созданная Джорджем Лукасом . [15]
История [ править ]
Ранние произведения, предшествовавшие этому поджанру, содержали множество элементов того, что впоследствии стало космической оперой. Сегодня их называют протокосмической оперой. [16] Ранняя протокосмическая опера была написана несколькими французскими авторами XIX века, например, « Les Posthumes » (1802) Николя-Эдме Ретифа , [17] Звезда или Пси Кассиопеи: чудесная история одного из миров космоса (1854 г.) К.И. Дефонтенэ и Люмен (1872 г.) Камиля Фламмариона .
Не получившие широкой популярности протокосмические оперы, тем не менее, время от времени писались в эпоху поздней викторианской и эдвардианской научной фантастики. Примеры можно найти в работах Перси Грега , Гаррета П. Сервисса , Джорджа Гриффита и Роберта Кроми . [18] Ученый-фантаст Э. Ф. Блейлер » цитирует Роберта Уильяма Коула как «Борьбу за империю: историю 2236 года» первую космическую оперу в своем справочном труде 1990 года «Научная фантастика: ранние годы . [18] В романе изображен межзвездный конфликт между солнечными людьми Земли и жестокой гуманоидной расой, штаб-квартира которой находится на Сириусе . Однако идея романа возникла в националистическом жанре художественной литературы, популярном с 1880 по 1914 год, который назывался «беллетристика о войне будущего». [19]
Несмотря на такое, казалось бы, раннее начало, только в конце 1920-х годов сама космическая опера стала регулярно появляться в таких журналах, как Amazing Stories . [7] : 10–18 [16] В кино этот жанр, вероятно, начался с датского фильма 1918 года «Химмельскибет» . [20] В отличие от более ранних историй о космических приключениях, которые либо рассказывали о вторжении на Землю инопланетян, либо концентрировались на изобретении космического корабля гениальным изобретателем, чистая космическая опера просто воспринимала космические путешествия как нечто само собой разумеющееся (обычно действие происходит в далеком будущем). ), пропустил предварительные этапы и сразу же перешел к рассказам о безрассудных действиях среди звезд. К ранним рассказам этого типа относятся Дж. Шлосселя «Захватчики извне» ( «Weird Tales» , январь 1925 г.), [18] «Второй рой» ( «Удивительные истории ежеквартально» , весна 1928 г.) и «Звездные похитители» ( «Weird Tales» , февраль 1929 г.), Рэя Каммингса » «Таррано Завоеватель » Эдмонда Гамильтона (1925 г.), а также «Через космос (1926 г.) и «Сокрушающие солнца» ( «Weird Tales» , август– сентябрь 1928 г.). [16] Подобные рассказы других писателей повторялись в 1929 и 1930 годах. К 1931 году космическая опера прочно утвердилась как основной поджанр научной фантастики. [ нужна ссылка ]
Однако в качестве истинного отца жанра чаще всего называют Э. Э. «Док» Смита . Его первую опубликованную работу «Космический жаворонок» ( «Удивительные истории» , август–октябрь 1928), написанную в сотрудничестве с Ли Хокинсом Гарби , часто называют первой великой космической оперой. [16] В нем традиционная история об ученом, изобретающем космический двигатель, сочетается с планетарной романтикой в стиле Эдгара Райса Берроуза . [7] : 10–18 Более поздняя серия Смита о Ленсмане и работы Эдмонда Гамильтона , Джона В. Кэмпбелла и Джека Уильямсона в 1930-х и 1940-х годах пользовались популярностью среди читателей и многим подражали другим писателям. К началу 1940-х годов повторяемость и экстравагантность некоторых из этих историй привели к возражениям со стороны некоторых фанатов и возвращению этого термина в его первоначальном и уничижительном смысле. [ нужна ссылка ]
Однако со временем любовь к лучшим образцам жанра привела к переоценке этого термина и возрождению традиций поджанра. Такие писатели, как Пол Андерсон и Гордон Р. Диксон, поддерживали форму крупномасштабных космических приключений на протяжении 1950-х годов, за ними следовали такие писатели, как М. Джон Харрисон и Си Джей Черри в 1970-х годах. К этому времени «космическая опера» стала для многих читателей уже не оскорблением, а простым описанием особого рода научно-фантастического приключенческого рассказа. [7] : 10–18
По словам автора Пола Дж. Маколи , ряд писателей, в основном британских, начали заново изобретать космическую оперу в 1970-х годах. [21] (хотя большинство небританских критиков склонны оспаривать претензии Великобритании на доминирование на новой арене космической оперы). [7] : 10–18 Значительные события в этом процессе включают публикацию книги М. Джона Харрисона « Центаврианское устройство» в 1975 году и редакционную статью «призыва к оружию» Дэвида Прингла и Колина Гринланда в летнем выпуске журнала Interzone за 1984 год ; [21] и финансовый успех «Звездных войн» , который следует некоторым традиционным традициям космической оперы. [7] : 10–18 Эта «новая космическая опера», которая развивалась примерно в то же время, когда возник киберпанк и находилась под его влиянием, более мрачна, отходит от шаблона «триумфа человечества» старой космической оперы, включает в себя новые технологии и имеет более сильные характеристики, чем космическая опера. опера старины. [21] Хотя он сохраняет межзвездный масштаб и размах традиционной космической оперы, он также может быть строгим с научной точки зрения. [21]
Новая космическая опера была реакцией на старую. [22] Сторонники «новой космической оперы» утверждают, что этот жанр сосредоточен на развитии персонажей, прекрасном письме, высоких литературных стандартах, правдоподобии и моральном исследовании современных социальных проблем. [22] Маколи и Майкл Леви опознают Иэна М. Бэнкса , Стивена Бакстера , М. Джона Харрисона , Аластера Рейнольдса , самого МакОли , [21] Кен МакЛауд , Питер Ф. Гамильтон , Энн Леки и Джастина Робсон как наиболее известные исполнители новой космической оперы. [22] [21] Одно из самых известных издательств Baen Books специализируется на космической опере и военной научной фантастике. [23] публикация многих из вышеупомянутых авторов, получивших премию Хьюго.
Определения в отличие от [ править ]
Некоторые части космической оперы пересекаются с военной научной фантастикой, концентрируясь на крупномасштабных космических сражениях с использованием футуристического оружия в межзвездной войне . Многие серии можно считать принадлежащими к двум жанрам или даже частично перекрывающими их, например, серия «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда или «Вселенная Хонор» Дэвида Вебера . С одной стороны, этот жанр используется для размышлений о будущих войнах, связанных с космическими путешествиями, или о влиянии такой войны на людей; с другой стороны, он состоит из использования сюжетов военной фантастики с некоторыми поверхностными атрибутами научной фантастики на вымышленных планетах с вымышленными цивилизациями и вымышленными инопланетянами . Термин «военная космическая опера» иногда используется для обозначения этого поджанра, как это использовал, например, критик Сильвия Келсо при описании « Лоис Макмастер Буджолд » Саги о Форкосиганах . [7] : 251 Другие примеры военно-космической оперы включают франшизу «Звездный крейсер «Галактика»» и роман Роберта А. Хайнлайна 1959 года «Звёздный десант» . Ключевое отличие военной научной фантастики от космической оперы как части космической войны в научной фантастике заключается в том, что главными героями космической оперы являются не военные, а гражданские лица или военизированные формирования . Их объединяет то, что военная научная фантастика, как и космическая опера, часто касается межзвездной войны . Однако военная научная фантастика не обязательно всегда включает в себя космическое пространство или многопланетную обстановку, такую как космическая опера и космический вестерн. [24]
Space Western также может подчеркнуть освоение космоса как «последний рубеж». Эти западные темы могут быть явными, например, ковбои в космосе, или иметь более тонкое влияние в космической опере. [25] Джин Родденберри описал «Звездный путь: Оригинальный сериал» как космический вестерн (или, более поэтично, как « Поезд к звездам»). [26] «Светлячок» и его кинематографическое продолжение «Серенити» буквально воплотили западные аспекты жанра, популяризированного «Звездным путем» : в нем использовались приграничные города, лошади и стиль классических Джона Форда . вестернов [27] [28] Миры, которые были терраформированы, могут быть изображены как представляющие собой те же проблемы, что и пограничные поселения в классическом вестерне. [29] Шестизарядники и лошади могут быть заменены лучевыми пушками и ракетами. [30]
Пародии [ править ]
Гарри Харрисона , «Билл, Галактический герой» и «Разрушители звезд из «Галактических рейнджеров»» « Мела Брукса » Космические шары , «В поисках галактики» и , Гриффины » « Смейтесь , трилогия «Фаззбол» пародируют условности классической космической оперы. [31]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Агафонова, Карина и др. «Как люди читают научную фантастику и почему она популярна: общие тенденции и сравнительный анализ». Материалы семинара CEUR, 2021.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Прингл, Дэвид (2000). «Что это за штука, называемая космической оперой?» . В Вестфале, Гэри (ред.). Космос и за его пределами: пограничная тема в научной фантастике (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 36. ISBN 978-0313308468 . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Нельсон, Мерри Р. (2013). Американский спорт: история икон, кумиров и идей . Гринвуд. п. 310. ИСБН 978-0313397523 .
- ^ Раштатт (июль 1996 г.). «Пресс-релиз к 35-летию Перри Родана» . Домашняя страница Перри Родана на английском языке . Архивировано из оригинала 30 апреля 2008 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Фрайстеттер, Флориан (15 апреля 2021 г.). История Вселенной в 100 звездах . Кверкус . ISBN 9781529410136 . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Чайлд, Бен (20 февраля 2017 г.). «Современная космическая опера: избежали ли «Звездные войны» мировоззрения Джорджа Лукаса?» . Хранитель . Проверено 24 марта 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Хартвелл, Дэвид Г. и Крамер, Кэтрин (2006). Возрождение космической оперы (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Tor Books. ISBN 0765306174 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Черутти, Вера; Голд, HL, ред. (октябрь 1950 г.). «Вы никогда не увидите этого в Галактике » . Журнал «Галактика» . Том. 1, нет. 1. п. 163 (задняя обложка) . Проверено 12 марта 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Космическая опера» . Словарь.com . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Шейдлоуэр, Джесси, изд. (6 июля 2008 г.). «Планетарный романс» . Джесси Шейдлоуэр . Цитаты из научной фантастики в Оксфордском словаре английского языка . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стоукс, Кейт (январь 1941 г.). «Отдел предложений» . Отд. интерьера. Ле Зомби . № 36. с. 9 . Проверено 24 марта 2017 г. - через Mid American Conventions.
- ^ Тернер, Грэм; Каннингем, Стюарт (2000). Книга австралийского телевидения . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. п. 200. ИСБН 1741153727 .
- ^ Лэнгфорд, Дэвид (2005). Колонка «Секс» и другие опечатки . Уайлдсайд Пресс. стр. 167–168. ISBN 9781930997783 . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «АК ДюБофф {Автор книги «Архитекторы судьбы»)» . Гудриддс . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Бритт, Райан (28 февраля 2013 г.). «Как наследник империи Тимоти Зана превратил «Звездные войны» в научную фантастику» . Тор.com . Архивировано из оригинала 16 июня 2015 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дозуа, Гарднер и Страхан, Джонатан (2007). Новая космическая опера (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Эос. п. 2 . ISBN 9780060846756 .
- ^ Лэтэм, Роб (23 февраля 2017 г.). Критика научной фантастики: антология основных произведений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Bloomsbury. п. 133. ИСБН 9781474248624 . Проверено 30 июня 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Блейлер, Эверетт Ф. и Блейлер, Ричард Дж. (1990). Научная фантастика, Ранние годы . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета. стр. 147–148. ISBN 0873384164 .
Полное описание более 3000 научно-фантастических рассказов от древнейших времен до появления жанровых журналов в 1930 году, с указателями авторов, названий и мотивов.
- ^ Кларк, IF (ноябрь 1997 г.). «Художественная литература о войне будущего: первая основная фаза, 1871–1900» . Научно-фантастические исследования . 24 (74) . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ Харди, Фил (1995). Энциклопедия фильмов «Оверлук» (3-е изд.). Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press. п. 56. ИСБН 0879516267 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Маколи, Пол. «Вселенные свалки» . Пол Маколи . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 28 ноября 2017 г. - через Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Леви, Майкл (июнь 2008 г.). «Киберпанк против новой космической оперы». Голос молодых защитников . 31 (2): 132–133.
- ^ Уолтер, Дэмиен (29 августа 2014 г.). «Космическая опера снова открывает новую эру» . Хранитель . Проверено 13 января 2020 г. .
- ^ Ливингстон, Дэн (14 марта 2015 г.). «23 лучшие книги военной фантастики» . Лучшие научно-фантастические книги . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Грин, Пол (14 октября 2009 г.). Энциклопедия странных вестернов: элементы сверхъестественного и научной фантастики в романах, фильмах, комиксах, фильмах, телевидении и играх . МакФарланд . стр. 3–4. ISBN 9780786458004 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ «Первый показ пилотной серии «Звездного пути»» . Нью-Йорк Таймс . 22 июля 1986 г. с. 18 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Мюррей, Ноэль; Боуман, Донна (1 июня 2012 г.). «Светлячок: «Безмятежность» » . АВ-клуб . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Френч, Даррен. «12 признаков того, что это проект Джосса Уидона» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Боулд, Марк; Батлер, Эндрю; Робертс, Адам; Винт, Шерил (2009). Routledge Companion к научной фантастике . Рутледж . п. 508. ИСБН 9781135228361 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Лилли, Натан Э. (30 декабря 2009 г.). «Освобождение Бэта Дёрстона, или: «Я из Айовы, работаю только в космосе» » . Странные горизонты . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Хартвелл, Дэвид Г.; Крамер, Кэтрин (август 2003 г.). «Переосмысление космической оперы» . С. Ф. Реву (рецензия) . Проверено 8 февраля 2009 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Лэнгфорд, Дэйв (1996). «Веселье с бессмысленным насилием». Молчание Лэнгфорда . НЕСФА Пресс. ISBN 0-915368-62-5 .
- Сойер, Энди (2009). «Космическая опера». Routledge Companion к научной фантастике . Тейлор и Фрэнсис. стр. 505–509. ISBN 978-0-415-45378-3 .

- «Интервью с М. Джоном Харрисоном» . Локус . № 12. Декабрь 2003 г. Харрисон подробно обсуждает свой взгляд на природу космической оперы.
- Летсон, Рассел; Вулф, Гэри К.; Маклауд, Кен; Маколи, Пол Дж.; Джонс, Гвинет; Харрисон, М. Джон; Бакстер, Стивен (август 2003 г.). «Специальный раздел «Новая космическая опера» » . Локус . № 8.
- «Интервью с Аластером Рейнольдсом» . Локус . № 8. Август 2003 г.
- «Интервью с Чарльзом Строссом» . Локус . № 8. Август 2003 г.
- Вестфаль, Гэри (2003). «Космическая опера» . В Мендлсоне, Фара ; Джеймс, Эдвард (ред.). Кембриджский спутник научной фантастики . Издательство Кембриджского университета . п. 197. ИСБН 9780521016575 .