Jump to content

Внутреннее пространство (научная фантастика)

Внутреннее пространство в контексте научной фантастики относится к произведениям психологической научной фантастики, фокусирующимся на внутренних, психических переживаниях. Произведения этого жанра появились в рамках зарождения « Новой волны» в научной фантастике 1960-х годов.

Характеристики

[ редактировать ]

Английский писатель Дж. Баллард , которому приписывают популяризацию этой концепции в 1960-е годы, предложил такое определение жанра внутреннего пространства: «воображаемая сфера, в которой, с одной стороны, внешний мир реальности, а с другой — внутренний мир разум встречается и сливается». [1] : 240 

Польские ученые-фантасты Анджей Невядовский [ pl ] и Антони Смушкевич [ pl ] определили внутреннее пространство как «категорию, введенную в научную фантастику представителями Новой волны для обозначения внутренних, психических переживаний как воображаемых миров, не связанных с реальным миром». Они также отмечают, что «фантастические образы, написанные [художниками новой волны], являются... проекциями психических состояний, символами невыразимых стремлений и тревог современных людей». [2] : 308 

Немецкий исследователь-фантаст Вера Грааф писала, что внутреннее пространство «является полемическим заявлением против научно-фантастической концепции «космического пространства» – космоса » . [3] Она отмечает, что этот жанр возник, когда некоторые писатели стали критиковать плохо определенные героические персонажи и «романтическую идеализацию космического «пограничья»». Далее она пишет, что «это пространство воображения, где внешний реальный мир и внутренний мир духа встречаются и сливаются в одно», а авторы, связанные с этим жанром, «очарованы наблюдением и расшифровкой» Внутренняя вселенная» и «пейзажи души». Она также пишет, что этот жанр, «в отличие от традиционной научной фантастики, в которой основное внимание уделяется математическим и естественным наукам, выдвигает на первый план психологию и психоанализ . Полученные произведения она связывает с «миром». психоделические переживания, мир «поп-музыки и искусства». [4] : 164–166 

Это понятие родственно, но не является синонимом понятия психологической научной фантастики . [5] [6] : 41  Термин «внутреннее пространство» в научной фантастике также используется в контекстах, отличных от психологических, в том числе в работах о киберпространстве или подводных регионах. [7] : 489–490  [8]

По мнению Джона Клюта , Дэвида Лэнгфорда и Питера Николлса , пишущих в «Энциклопедии научной фантастики» , в контексте научной фантастики этот термин, вероятно, впервые был использован Робертом Блохом в речи на Worldcon в 1948 году, хотя на Worldcon этот термин не приобрел популярности. в тот раз. [8] Клют, Лэнгфорд и Николлс, а также Брайан М. Стейблфорд также отмечают, что этот термин впоследствии был популяризирован Дж. Б. Пристли в статье «Они пришли из внутреннего космоса» ( New Statesman , 1954). В этой статье Пристли раскритиковал научную фантастику за описание космических приключений, а не за исследование внутреннего космоса человеческой психологии, назвав такие темы, как космические путешествия и исследования , «детскими», и призвал к созданию работ, «исследующих самих себя, скрытую жизнь психика». [7] : 489–490  [8] Стейблфорд также отметил, что растущая популярность этого термина могла быть реакцией на популярность произведений, использующих термин «космическое пространство», таких как фильм « Оно пришло из космоса » (1953). [7] : 489–490 

Однако чаще всего именно Дж. Г. Балларду приписывают популяризацию этой концепции и придание ей большего значения. [7] : 415  [8] [1] : 260  Дон Д'Аммасса даже приписал Балларду создание этой концепции. [9] :  23 Баллард, ведущая фигура, связанная с «Новой волной» в научной фантастике, в своей статье «Какой путь во внутреннее пространство?» опубликованная в 1962 году в журнале « Новые миры », постулировала, как и Пристли десятилетием ранее, что, как позже резюмировала Доминика Орамус, создатели «амбициозной научной фантастики должны отказаться от повторяющихся космических историй и исследовать внутреннее пространство человеческого разума». [7] : 489–490  [8] [10] [11]

Этот термин стал популярным в творчестве писателей «Новой волны» в середине 1960-х годов. [2] : 308  Балларда и Майкла Муркока часто называют главными фигурами, связанными с этим развитием. [4] : 164–166  Одной из первых работ, в которых эта концепция упоминалась по имени, был рассказ Говарда Коха «Вторжение из внутреннего пространства» (1959), хотя критики расходятся во мнениях относительно того, отражают ли рассказ Коха о психологии искусственного интеллекта и последующие работы о киберпространстве измерение психологических проблем человека, описанное Пристли и Баллардом. [7] : 489–490  [8]

Брайан Эш отметил, что научно-фантастические произведения, посвященные психологическим темам, существовали до того, как эта концепция была придумана и стала популярной. Самый ранний пример, на который он указывает, - это Герберта Уэллса роман « Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» (1928), описывающий его как «прототип внутреннего пространства [истории]». [12] : 238  Роб Мэйо прослеживает истоки жанра в Питера Филлипса рассказе « Мечты священны » (1948), произведении, которое положило начало научно-фантастическому тропу « взлома снов » и было описано как пример «путешествий с помощью технологий в гипотетический Внутренний мир». Пространство человеческого разума». [1] : 241  [5] [13] Мэйо утверждает, что темы прото-внутреннего пространства существовали до работ Питера Филлипа, включая средневековый жанр «Психомахия» (взятый из одноименного стихотворения ), который имеет дело с душой человека (действуя аналогично функции разума в жанр). Кроме того, механика «аргумента мельницы» Готфрида Вильгельма Лейбница указывает на тематику проникновения внутрь работающего разума, как если бы это было физическое пространство. [1]

Роб Мэйо писал, что 1980-е годы были вторым «золотым веком» внутреннего пространства, связанным с такими писателями, как Пэт Кэдиган и Грег Беар ; он также отмечает фильм «Пейзаж снов» (1984), который называет «первым фильмом о внутреннем космосе». Он отмечает, что жанр вновь вернулся в 2000-е, отметив при этом фильмы «Клетка» (2000) и «Начало» (2010), а также видеоигру «Психонавты» (2005). Он отмечает, что «Начало» ознаменовало «переход художественной литературы о внутреннем пространстве от маргинального жанра ( научно-фантастическая литература ) к жизнеспособному мейнстриму ( голливудское кино )». [1] : 240, 254, 260 

Представители писателей

[ редактировать ]

К писателям, чьи произведения часто ассоциируются с жанром внутреннего пространства, относятся:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мэйо, Роб (16 сентября 2019 г.). «Миф о взломе снов и «внутреннем пространстве» в научной фантастике, 1948–2010». В Тейлоре, Стивен Дж.; Брамби, Элис (ред.). Здоровый разум в двадцатом веке: в приюте и за его пределами (PDF) . Психическое здоровье в исторической перспективе. Спрингер Природа. стр. 239–265. дои : 10.1007/978-3-030-27275-3_11 . ISBN  978-3-030-27275-3 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Невядовский, Анджей; Смушкевич, Антони (1990). Лексикон польской научно-фантастической литературы . СФ. Познань: Видав. Познань. ISBN  978-83-210-0892-9 .
  3. ^ Саласек, Филип (2013). «Поэтика пустого города. Городские пейзажи в катастрофической фантастике» [Поэтика пустого города. Городские пейзажи в катастрофической научной фантастике] (PDF) . Annales Universitatis Paedagogicae Cracoviensis (на польском языке). 145 : 148. ISSN   1689-9903 . Вера Грааф понимает эти концепции как часть повестки дня научной фантастики новой волны: «Внутреннее пространство» — это полемическое заявление против пристрастия, которое научная фантастика и ее читатели находят в космическом пространстве. Термин, от которого произошло название нового направления, был введен Дж. Г. Баллардом: «Внутреннее пространство — это пространство воображения, в котором внешний реальный мир и внутренний мир духа встречаются и концентрируются в одно целое». Баллард увлечен наблюдением и расшифровкой внутренней Вселенной, пейзажами души, чьи фантастические контуры и формы можно сравнить с картинами сюрреалистов», В. Грааф, Homo Futurus. Анализ современной научной фантастики в переводе З. . Фонферко, Варшава 1975, с. [ нужен перевод ]
  4. ^ Перейти обратно: а б Грааф, Вера (1975). Homo futurus: анализ современной научной фантастики (на польском языке). Национальный издательский институт.
  5. ^ Перейти обратно: а б Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2021). «Психология» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 5 марта 2024 г.
  6. ^ Букатман, Скотт (1993). Терминальная идентичность: виртуальный субъект в постмодернистской научной фантастике . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-1340-3 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стейблфорд, Брайан (2006). Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-97460-8 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Клют, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Николлс, Питер (2015). «Внутреннее пространство» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 5 марта 2024 г.
  9. ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Баллард, Дж. Г.» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN  978-0-8160-5924-9 .
  10. ^ Орамус, Доминика (23 декабря 2020 г.). «Карты внутреннего пространства: «Загон для рептилий» Дж. Г. Балларда в свете «Политики опыта» Р. Д. Лэйнга» . Roczniki Humanistyczne (на польском языке). 68 (11): 211–224. дои : 10.18290/rh206811-13 . ISSN   2544-5200 .
  11. ^ Лэтэм, Роб (2012). «Из космоса во внутреннее: научная фантастика новой волны и сингулярность» . Научно-фантастические исследования . 39 (1): 28–39. doi : 10.5621/sciefictstud.39.1.0028 . ISSN   0091-7729 . JSTOR   10.5621/sciefictstud.39.1.0028 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Эш, Брайан , изд. (1977). «Внутреннее пространство» . Визуальная энциклопедия научной фантастики . Книги Гармонии. ISBN  0-517-53174-7 . ОСЛК   2984418 .
  13. ^ Лэнгфорд, Дэвид (2023). «Взлом мечты» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 5 марта 2024 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Саркар, Рейкс (2018). «Между трансцендентностью и падением»: исследование художественной литературы Дорис Лессинг о внутреннем пространстве» (PDF) . Индийский обзор мировой литературы на английском языке . 14 (1). Индийский институт английских исследований.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efd929d0a329b0d11df3803f04e4f675__1716154020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/75/efd929d0a329b0d11df3803f04e4f675.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inner space (science fiction) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)