Внутреннее пространство (научная фантастика)
Внутреннее пространство в контексте научной фантастики относится к произведениям психологической научной фантастики, фокусирующимся на внутренних, психических переживаниях. Произведения этого жанра появились в рамках зарождения « Новой волны» в научной фантастике 1960-х годов.
Характеристики
[ редактировать ]Английский писатель Дж. Баллард , которому приписывают популяризацию этой концепции в 1960-е годы, предложил такое определение жанра внутреннего пространства: «воображаемая сфера, в которой, с одной стороны, внешний мир реальности, а с другой — внутренний мир разум встречается и сливается». [1] : 240
Польские ученые-фантасты Анджей Невядовский и Антони Смушкевич определили внутреннее пространство как «категорию, введенную в научную фантастику представителями Новой волны для обозначения внутренних, психических переживаний как воображаемых миров, не связанных с реальным миром». Они также отмечают, что «фантастические образы, написанные [художниками новой волны], являются... проекциями психических состояний, символами невыразимых стремлений и тревог современных людей». [2] : 308
Немецкий исследователь-фантаст Вера Грааф писала, что внутреннее пространство «является полемическим заявлением против научно-фантастической концепции «космического пространства» – космоса » . [3] Она отмечает, что этот жанр возник, когда некоторые писатели стали критиковать плохо определенные героические персонажи и «романтическую идеализацию космического «пограничья»». Далее она пишет, что «это пространство воображения, где внешний реальный мир и внутренний мир духа встречаются и сливаются в одно», а авторы, связанные с этим жанром, «очарованы наблюдением и расшифровкой» Внутренняя вселенная» и «пейзажи души». Она также пишет, что этот жанр, «в отличие от традиционной научной фантастики, в которой основное внимание уделяется математическим и естественным наукам, выдвигает на первый план психологию и психоанализ . Полученные произведения она связывает с «миром». психоделические переживания, мир «поп-музыки и искусства». [4] : 164–166
Это понятие родственно, но не является синонимом понятия психологической научной фантастики . [5] [6] : 41 Термин «внутреннее пространство» в научной фантастике также используется в контекстах, отличных от психологических, в том числе в работах о киберпространстве или подводных регионах. [7] : 489–490 [8]
История
[ редактировать ]По мнению Джона Клюта , Дэвида Лэнгфорда и Питера Николлса , пишущих в «Энциклопедии научной фантастики» , в контексте научной фантастики этот термин, вероятно, впервые был использован Робертом Блохом в речи на Worldcon в 1948 году, хотя на Worldcon этот термин не приобрел популярности. в тот раз. [8] Клют, Лэнгфорд и Николлс, а также Брайан М. Стейблфорд также отмечают, что этот термин впоследствии был популяризирован Дж. Б. Пристли в статье «Они пришли из внутреннего космоса» ( New Statesman , 1954). В этой статье Пристли раскритиковал научную фантастику за описание космических приключений, а не за исследование внутреннего космоса человеческой психологии, назвав такие темы, как космические путешествия и исследования , «детскими», и призвал к созданию работ, «исследующих самих себя, скрытую жизнь психика». [7] : 489–490 [8] Стейблфорд также отметил, что растущая популярность этого термина могла быть реакцией на популярность произведений, использующих термин «космическое пространство», таких как фильм « Оно пришло из космоса » (1953). [7] : 489–490
Однако чаще всего именно Дж. Г. Балларду приписывают популяризацию этой концепции и придание ей большего значения. [7] : 415 [8] [1] : 260 Дон Д'Аммасса даже приписал Балларду создание этой концепции. [9] : 23 Баллард, ведущая фигура, связанная с «Новой волной» в научной фантастике, в своей статье «Какой путь во внутреннее пространство?» опубликованная в 1962 году в журнале « Новые миры », постулировала, как и Пристли десятилетием ранее, что, как позже резюмировала Доминика Орамус, создатели «амбициозной научной фантастики должны отказаться от повторяющихся космических историй и исследовать внутреннее пространство человеческого разума». [7] : 489–490 [8] [10] [11]
Этот термин стал популярным в творчестве писателей «Новой волны» в середине 1960-х годов. [2] : 308 Балларда и Майкла Муркока часто называют главными фигурами, связанными с этим развитием. [4] : 164–166 Одной из первых работ, в которых эта концепция упоминалась по имени, был рассказ Говарда Коха «Вторжение из внутреннего пространства» (1959), хотя критики расходятся во мнениях относительно того, отражают ли рассказ Коха о психологии искусственного интеллекта и последующие работы о киберпространстве измерение психологических проблем человека, описанное Пристли и Баллардом. [7] : 489–490 [8]
Брайан Эш отметил, что научно-фантастические произведения, посвященные психологическим темам, существовали до того, как эта концепция была придумана и стала популярной. Самый ранний пример, на который он указывает, - это Герберта Уэллса роман « Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» (1928), описывающий его как «прототип внутреннего пространства [истории]». [12] : 238 Роб Мэйо прослеживает истоки жанра в Питера Филлипса рассказе « Мечты священны » (1948), произведении, которое положило начало научно-фантастическому тропу « взлома снов » и было описано как пример «путешествий с помощью технологий в гипотетический Внутренний мир». Пространство человеческого разума». [1] : 241 [5] [13] Мэйо утверждает, что темы прото-внутреннего пространства существовали до работ Питера Филлипа, включая средневековый жанр «Психомахия» (взятый из одноименного стихотворения ), который имеет дело с душой человека (действуя аналогично функции разума в жанр). Кроме того, механика «аргумента мельницы» Готфрида Вильгельма Лейбница указывает на тематику проникновения внутрь работающего разума, как если бы это было физическое пространство. [1]
Роб Мэйо писал, что 1980-е годы были вторым «золотым веком» внутреннего пространства, связанным с такими писателями, как Пэт Кэдиган и Грег Беар ; он также отмечает фильм «Пейзаж снов» (1984), который называет «первым фильмом о внутреннем космосе». Он отмечает, что жанр вновь вернулся в 2000-е, отметив при этом фильмы «Клетка» (2000) и «Начало» (2010), а также видеоигру «Психонавты» (2005). Он отмечает, что «Начало» ознаменовало «переход художественной литературы о внутреннем пространстве от маргинального жанра ( научно-фантастическая литература ) к жизнеспособному мейнстриму ( голливудское кино )». [1] : 240, 254, 260
Представители писателей
[ редактировать ]К писателям, чьи произведения часто ассоциируются с жанром внутреннего пространства, относятся:
- Брайан В. Олдисс [12] : 237
- Дж. Г. Баллард [12] : 237 [14]
- Баррингтон Дж. Бэйли [14]
- Грег Беар [1] : 240
- Джон Бруннер [1] : 240 [12] : 237
- Пэт Кэдиган [1] : 240
- Филип К. Дик [12] : 238–239 [14]
- Томас М. Диш [12] : 237
- Харлан Эллисон [12] : 237
- Филип Джозеф Фармер [14]
- Урсула К. Ле Гуин [12] : 245–246 [14]
- Дорис Лессинг [14]
- Майкл Муркок [12] : 237
- Кристофер Прист [12] : 246
- Роберт Сильверберг [12] : 245
- Джон Т. Сладек [12] : 237
- Норман Спинрад [12] : 237
- Джеймс Типтри мл. [12] : 246
- Роджер Желязны [1] : 240
См. также
[ редактировать ]- Innerspace ) — американский научно-фантастический комедийный фильм 1987 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мэйо, Роб (16 сентября 2019 г.). «Миф о взломе снов и «внутреннем пространстве» в научной фантастике, 1948–2010». В Тейлоре, Стивен Дж.; Брамби, Элис (ред.). Здоровый разум в двадцатом веке: в приюте и за его пределами (PDF) . Психическое здоровье в исторической перспективе. Спрингер Природа. стр. 239–265. дои : 10.1007/978-3-030-27275-3_11 . ISBN 978-3-030-27275-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Невядовский, Анджей; Смушкевич, Антони (1990). Лексикон польской научно-фантастической литературы . СФ. Познань: Видав. Познань. ISBN 978-83-210-0892-9 .
- ^ Саласек, Филип (2013). «Поэтика пустого города. Городские пейзажи в катастрофической фантастике» [Поэтика пустого города. Городские пейзажи в катастрофической научной фантастике] (PDF) . Annales Universitatis Paedagogicae Cracoviensis (на польском языке). 145 : 148. ISSN 1689-9903 .
Вера Грааф понимает эти концепции как часть повестки дня научной фантастики новой волны: «Внутреннее пространство» — это полемическое заявление против пристрастия, которое научная фантастика и ее читатели находят в космическом пространстве. Термин, от которого произошло название нового направления, был введен Дж. Г. Баллардом: «Внутреннее пространство — это пространство воображения, в котором внешний реальный мир и внутренний мир духа встречаются и концентрируются в одно целое». Баллард увлечен наблюдением и расшифровкой внутренней Вселенной, пейзажами души, чьи фантастические контуры и формы можно сравнить с картинами сюрреалистов», В. Грааф, Homo Futurus. Анализ современной научной фантастики в переводе З. . Фонферко, Варшава 1975, с. [ нужен перевод ]
- ^ Перейти обратно: а б Грааф, Вера (1975). Homo futurus: анализ современной научной фантастики (на польском языке). Национальный издательский институт.
- ^ Перейти обратно: а б Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2021). «Психология» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Букатман, Скотт (1993). Терминальная идентичность: виртуальный субъект в постмодернистской научной фантастике . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-1340-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стейблфорд, Брайан (2006). Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-97460-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Клют, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Николлс, Питер (2015). «Внутреннее пространство» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Баллард, Дж. Г.» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN 978-0-8160-5924-9 .
- ^ Орамус, Доминика (23 декабря 2020 г.). «Карты внутреннего пространства: «Загон для рептилий» Дж. Г. Балларда в свете «Политики опыта» Р. Д. Лэйнга» . Roczniki Humanistyczne (на польском языке). 68 (11): 211–224. дои : 10.18290/rh206811-13 . ISSN 2544-5200 .
- ^ Лэтэм, Роб (2012). «Из космоса во внутреннее: научная фантастика новой волны и сингулярность» . Научно-фантастические исследования . 39 (1): 28–39. doi : 10.5621/sciefictstud.39.1.0028 . ISSN 0091-7729 . JSTOR 10.5621/sciefictstud.39.1.0028 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Эш, Брайан , изд. (1977). «Внутреннее пространство» . Визуальная энциклопедия научной фантастики . Книги Гармонии. ISBN 0-517-53174-7 . ОСЛК 2984418 .
- ^ Лэнгфорд, Дэвид (2023). «Взлом мечты» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Саркар, Рейкс (2018). «Между трансцендентностью и падением»: исследование художественной литературы Дорис Лессинг о внутреннем пространстве» (PDF) . Индийский обзор мировой литературы на английском языке . 14 (1). Индийский институт английских исследований.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лэтэм, Роб (2008). «Дж. Дж. Баллард и переход во внутреннее пространство» . В «Семени», Дэвид (ред.). Спутник научной фантастики . Джон Уайли и сыновья. стр. 207–209. ISBN 978-0-470-79701-3 .