Симбиоз в художественной литературе
Симбиоз (мутуализм) выступает в художественной литературе, особенно в научной фантастике , как сюжетный прием. Он отличается от паразитизма в художественной литературе (аналогичная тема) взаимной выгодой для участвующих организмов, тогда как паразит наносит вред своему хозяину. [1]
Отношения
[ редактировать ]Отношения между видами в ранней научной фантастике часто были образно паразитическими : паразиты истощали жизненную энергию своих человеческих хозяев и захватывали их разум, как в романе Артура Конан Дойля 1895 года «Паразит» . [1]
После Второй мировой войны научная фантастика перешла к более мутуалистическим отношениям, как в книге Теда Уайта 1970 года «Одержимые фуриями» ; Брайан Стейблфорд утверждает, что Уайт сознательно выступал против ксенофобии в книге Роберта Хайнлайна 1951 года «Хозяева Марионеток» , которая включала паразитические отношения, близкие к одержимости демонами , с более позитивным отношением к инопланетянам. [1] Стейблфорд, однако, отмечает, что Октавии Батлер 1984 года «Ковчег Клэя» и другие ее работы, такие как «Птенец» , [2] и Дэна Симмонса 1989 года «Гиперион» занимают двойственную позицию, согласно которой инопланетяне могут наделить такие силы, как способность Гипериона постоянно регенерировать, но за это приходится платить, в данном случае постепенной потерей интеллекта при каждой регенерации. [1]
В «Звездном пути » Триллы — раса гуманоидов, включающая в себя долгоживущего симбионта. Один из них был главным героем сериала «Звездный путь: Глубокий космос девять» .
В сериале «Звездные врата SG-1» как главные злодеи, Гоаулды, так и их доброжелательные версии, Ток'ра, были симбионтами, внедрившимися в нервную систему человека.
Сила во вселенной «Звездных войн» описана вымышленным провидцем Оби-Ваном Кеноби как «энергетическое поле, созданное всеми живыми существами». В «Скрытой угрозе » Куай-Гон Джинн говорит, что микроскопические формы жизни, называемые мидихлорианами, находящиеся внутри всех живых клеток, позволяют персонажам, в клетках которых достаточно этих симбионтов, чувствовать и использовать Силу. [3]
В Дугласа Адамса юмористическом романе «Автостопом по Галактике» 1978 года вавилонская рыба живет в ухе своего хозяина-человека, питаясь энергией мозговых волн своего хозяина, в свою очередь переводя любой язык в пользу хозяина. [4]
В сериале «Ультрачеловек» главные инопланетяне берут человеческие тела, чтобы отдохнуть и спрятаться среди общества, в то время как хозяева обретают нечеловеческий уровень скорости и силы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Стейблфорд, Брайан М. (10 января 2016 г.). «Паразитизм и симбиоз» . Энциклопедия научной фантастики . Голланц . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Санчес-Тейлор, Джой (ноябрь 2017 г.). «Птенцы, симбиоз и разрыв между природой и культурой». Научно-фантастические исследования . 44 (3): 486–505. doi : 10.5621/sciefictstud.44.3.0486 .
- ^ Брукс, Терри (1999). «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» . Книги Баллантайна .
- ↑ «Автостопом по галактике: подходит для первой программы BBC Radio 4», трансляция 8 марта 1978 г.