Jump to content

Хорватская научная фантастика

Хорватская научная фантастика состоит в основном из литературы, романов и рассказов, опубликованных в различных журналах и сборниках рассказов, а также из некоторых фильмов и графических романов. Первое появление научной фантастики в Хорватии произошло в 1919 году, и с тех пор этот регион стал свидетелем рождения и смерти нескольких стран/государств. Эта динамика оставила след в жанре.

Начало (1919–1940)

[ редактировать ]

Первые элементы научной фантастики в хорватской литературе появились в романе Марии Юрич-Загорка «Црвени океан» («Красный океан») . Загорка был почти исключительно популярным автором, а «Црвенский океан» был приключенческим романом с редкими элементами научной фантастики. [1] Именно поэтому обычно считается, что первым «настоящим» хорватским научно-фантастическим романом стал «На Тихом океане 2255». («В Тихом океане в 2255 году») Милана Шуффлея. [2] Если Загорка лишь затронул научно-фантастические мотивы с целью приключенческого рассказа, Шуффлей погрузился в жанр со всем его аппаратом: технологическими достижениями и социальными и политическими изменениями. Как следует из названия, действие романа происходит в далеком будущем, после краха западной цивилизации.

Довоенная эпоха закончилась появлением еще нескольких авторов и романов, в основном публикуемых в газетах, таких как «Господин Човек» («Человек высокого роста») Мато Ханжековича в 1932 году и «Мури Массанга - человек, покоривший мир». » Младена Хорвата в 1927 году, причем последний даже был напечатан в Германии как «Der Neger Muri» («Черный человек Мури»). Йосип Смолчич использовал псевдоним Алдион Дегаль для публикации нескольких романов: «Атомская ракета» («Атомная ракета») в 1939 году, «Зраке смрти» («Лучи смерти») в 1932 году и «Смарагдни скарабей» («Изумрудный скарабей»). ) в 1938 году. Также был популярен «Majstor Omega osvaja svijet» («Мастер Омега покоряет мир»), вышедший в сериале в 1940 году и подписанный «Стэном Рейгером» (псевдоним Станко Радовановича и Звонимира Фуртингера). [3] [4]

После Второй мировой войны (1950–1975)

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны было мало возможностей для публикации какой-либо литературы, и в конечном итоге Хорватия оказалась в состоянии политического хаоса. Как только ситуация стабилизировалась, жанр начал восстанавливаться, сначала за счет публикации научно-фантастических произведений из США и Советского Союза, а затем произведений одного из вышеупомянутых авторов - Звонимира Фуртингера, который начал тандем с Младеном Бьяжичем и опубликовал за последние годы несколько романов. течение десятилетия, начиная с 1959 г.

Широкий спектр тем можно почерпнуть уже из названий: «Осваяч 2 се не явля» («Победитель-два не отвечает») в 1959 году, «Швемирска невеста» («Космическая невеста»), «Варамунга – таянствени град» ( «Варамунга - Таинственный город»), роман для молодежи «Загонетни строй профессора Кружича» («Таинственная машина профессора Кружича») в 1960 году, «Мртви се врачаю» («Мертвое возвращение») в 1965 году, «Ништа без Божене» («Ничего без Божены» — фактически расширенная версия «Профессора Кружича») в 1970 году. [4] Темы варьировались от инопланетян, космических катастроф, искусственного интеллекта, репликации материи и так далее. Бьяжич и Фуртингер достигли высокого уровня популярности, по сути проложив путь к последующему росту НФ не только в Хорватии, но и в Югославии в целом.

В отличие от более или менее классической, жесткой научной фантастики, Анджело Ритиг написал два романа: «Сасвим необично буденье» («Совершенно необычное пробуждение») в 1961 году и «Любовь у небодеру» («Любовь в небоскребе») в 1961 году. 1965 года, которые были больше направлены на психологию и развитие характера. [3] [4]

Годы Сириуса (1976–1989)

[ редактировать ]

1976 год стал решающим годом для хорватской и югославской научной фантастики. [3] Этот год принес два события, которые задали тон жанру во всем регионе на следующие несколько десятилетий. Первым было создание SFera, фан-клуба научной фантастики в Загребе. [5] Вторым стало основание журнала «Сириус» , который публиковал научно-фантастические рассказы, в основном происходящие из США и Великобритании, но иногда выбирающие лучшие произведения из других стран, в основном, но не исключительно, из Советского Союза. [3]

Сириус был опубликован Vjesnik , [3] [4] центральная новостная и журнальная компания в Хорватии. Под крышей «Весника» было большое количество различных изданий: от различных развлекательных, телевизионных, загадочных журналов до выпусков, специализирующихся на различных хобби, и вплоть до жанровой литературы, такой как вестерны, любовные или криминальные истории. Первым редактором «Сириуса» , фактически его основателем, был Боривой Юркович, который занимал эту должность в течение нескольких лет.

На пике популярности «Сириус» достиг тиража почти 40 000 экземпляров (для сравнения, в Югославии проживало около 20 миллионов человек), что делало его третьим по величине научно-фантастическим журналом в мире того времени. Кроме того, в 1980 и 1984 гг. [6] «Сириус» был признан лучшим европейским научно-фантастическим журналом. За 13 лет существования на его страницах было опубликовано около 500 рассказов хорватских авторов. Помимо вышеупомянутых Бьяжича и Фуртингера, появились новые имена, которые стали краеугольными камнями хорватской научной фантастики. В их число входили Предраг Раос, Дарко Мачан, Вера Ивосич-Санто (позже известная как Вероника Санто), Бранко Пихач, Живко Проданович, Невен Античевич (который впоследствии стал основателем одного из крупнейших издательств и сетей книжных магазинов в Хорватии), Радован Девлич (в основном автор комиксов), Дамир Микуличич, Дарие Докич и многие другие.

Параллельно со всем этим, SFera сразу же переросла свою первоначальную роль фан-клуба научной фантастики. На второй год своего существования SFera запустила журнал для фанатов Parsek . [7] У Парсека была концепция, аналогичная западным журналам для фанатов, которые, в свою очередь, были аналогичны концепции профессиональных журналов, чтобы воспитывать писателей и заниматься теоретической работой, а также выступать в качестве бюллетеня для членов клуба. С 1979 года SFera также организует SFeraKon, свой ежегодный съезд в жанре научной фантастики, который сразу же стал крупнейшим собранием фанатов и профессионалов в регионе. [8]

Кроме того, Сфера учредила первую литературную премию в Хорватии под названием «Премия Сфера». Впервые «Сфера» была награждена в 1981 году и с тех пор активно действует. В 1996 году SFera также запустила молодежную программу, организовав национальный конкурс рассказов и литературных произведений для всех учащихся начальных и средних школ по всей стране. [9] Ежегодно пересматривается несколько сотен работ, причем последнее количество работ превысило тысячу. Некоторые из более поздних авторов получили свой первый прорыв в этом конкурсе.

Война за независимость и ее последствия (1990–2000 гг.)

[ редактировать ]

Война за независимость привела к распаду Югославии и последовавшему за этим краху социалистической системы. Фрагментация рынка на шесть более мелких республик (некоторые из которых находились в состоянии войны друг с другом) нанесла ущерб издательским проектам, которые стали более рискованными и сомнительными по прибыльности. После первоначального потрясения, вызванного войной, научная фантастика вскоре начала подавать признаки жизни. После того, как СФераКон 1991 года был пропущен из-за войны, съезд возобновился в 1992 году.

Сириус был погашен в 1989 году тиражом около 10 000 экземпляров. Было трехлетнее затишье, а затем, в 1992 году, небольшое частное издательство запустило , который должен был стать духовным наследником Сириуса журнал под названием Futura . [3] Его первым редактором был Влатко Юрич Кокич (позже он присоединился к «Сфере» и даже участвовал в организации «СФераКон»), но начиная с 6-го номера весной 1993 года его заменил Крсто А. Мажуранич, один из основателей «Сферы». [5] С тех пор Futura регулярно публикует как минимум один рассказ хорватского автора каждый месяц. Учитывая меньший рынок и неблагоприятные культурные условия, Futura постоянно боролась на грани существования: ее тираж редко (если вообще когда-либо) достигал 1000 проданных экземпляров и обычно составлял около 500 на выпуск.

В 1995 году - хотя это было запланировано на 1994 год - SFera начала публиковать ежегодный сборник рассказов исключительно хорватских авторов. [3] Серия, инициированная Дарко Маканом и Татьяной Ямбришак, а Макан был первым редактором, положила начало новому поколению хорватских писателей, некоторые из которых станут широко известны в последующие годы и даже десятилетия. Наряду с Маканом, который уже публиковал рассказы в «Сириусе» , наиболее важным является Александр Жиляк, плодовитый автор, который ранее публиковал рассказы в хорватских ежедневных газетах и ​​журналах, а также в журнале для фанатов «Сфера» « Парсек» .

К 2000 году было создано несколько съездов и клубов SF: Кутикон в Кутине , Эссекон в Осиеке (Эссек — венгерское название города), РиКон в Риеке (организованный клубом Аврора) и Истракон в Пазине (организованный Альбусом). клуб).

21 век (с 2001 г.)

[ редактировать ]

В 2003 году СФера сделала еще один шаг вперед, начав издавать авторские антологии под общим названием «Библиотека СФера». За три года было опубликовано двенадцать антологий. Эти антологии представляли собой предыдущие 10–15 лет работы их авторов и послужили краеугольным камнем хорватской научной фантастики того десятилетия.

В 2006 году вышла «Ad Astra - антология хорватских научно-фантастических рассказов 1976–2006 годов», в которую вошли 30 рассказов 30 авторов, опубликованных за последние три десятилетия. [3]

Журналы для фанатов также начали процветать благодаря Prime (от Aurora), SFemir и некоторым другим. Кроме того, в 2002 году коллектив «Истракон» начал издавать собственный сборник миниатюрных рассказов (до 1000 слов). В том же году был учрежден Фестиваль фантастической литературы, который также проходит в городе Пазин, где каждый год, начиная с 2006 года, публикуется сборник рассказов. В 2006 году появился еще один фестиваль - Либурникон в Опатии .

После 30 лет существования единственной премии в области национальной научно-фантастической литературы вторая премия была учреждена в Риеке научно-фантастическим клубом «3. zmaj» («Третий дракон», преемник Авроры). [10] И СФЕРА, и Артефакт в нескольких категориях продолжают вручаться каждый год.

Новые фандомные и полупрофессиональные группы возникли с 2010 года: в Славонски-Броде возникла научно-фантастическая группа «Орион» с съездом под названием «Марсоникон» (в честь Марсонии, старого римского названия города), серии хорватских и региональных Серия ежегодных сборников научной фантастики под названием «Marsonic» началась в 2012 году, а журнал для фанатов «Svemirski Brod» - в 2013 году. К концу десятилетия город Сплит последовал этому примеру, выпустив FantaSTikon. [11] и еще одна серия ежегодных печатных сборников хорватской научной фантастики.

В 2020 году, через восемь лет после первого хорватского Еврокона , в Риеке вместе с Риконом прошел второй, получивший название Футурикон . [12] Из-за пандемии Covid-19 оно проводилось в основном в режиме онлайн, а лекции, беседы, панельные дискуссии и другие программные элементы транслировались через Discord и другие сети.

Проект, начатый небольшим издательством Hangar 7 , стал еще одним продолжением: проекта никогда не забытого Сириуса . Первый выпуск «Сириуса Б» увидел свет в 2011 году и продолжил старую концепцию: в основном переводились иностранные рассказы, причем большая часть, если не все, происходила из англоязычного мира – из-за нехватки средств, необходимых для перевода с других языков. языков, это был единственный вариант - и случайные рассказы хорватских авторов.

В 2019 году появился проект другого типа: Alienus издательство , основанное на самоокупаемости. Идея состоит в том, что вся прибыль от книги направляется на издание последующих книг, а работа над изданием новой книги начинается только тогда, когда имеется достаточно средств.

  • Сириус (1976–1989)
  • Футура (1992–2005)
  • Убик
  • Сириус Б
  • ящик Моры

Конвенции

[ редактировать ]

Общества

[ редактировать ]

Журналы для фанатов

[ редактировать ]
  1. ^ Грдешич, Маша; Якобович-Фрибец, Славица, ред. Неизвестная героиня: новые прочтения Загорки . Загреб: Центр женских исследований. ISBN  978-953-6955-19-0 . OCLC   429187630 .
  2. ^ Немец, Крешимир (1998). «Первая хорватская научная фантастика» . Croatica: журнал хорватского языка, литературы и культуры (45–46): 337–346.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шакич, Томислав, изд. (2006). Ad astra: антология хорватских научно-фантастических романов 1976–2006 гг . Сферная библиотека. Загреб: Наставник. ISBN  978-953-7113-22-3 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия фантастики (на сербском языке научной ). Образование. стр. 317–320. ISBN  86-07-00494-8 .
  5. ^ Jump up to: а б «Повиест Сфера» . Проверено 20 июля 2024 г.
  6. ^ «Премия ESFS 19080–1989» . Европейское научно-фантастическое общество . Проверено 21 июля 2024 г.
  7. ^ «Парсек» . Парсек . Проверено 21 июля 2024 г.
  8. ^ «Сферакон» . Сферакон . Проверено 21 июля 2024 г.
  9. ^ «Конкурс детских работ» . Сфера .
  10. ^ «Артефакт» . 3. дракон .
  11. ^ «Архив Фантастикона» . Фантастика .
  12. ^ «Прошлые евроконы» . Европейское научно-фантастическое общество .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 912d10d10942626b46f1df1271096d56__1722128940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/56/912d10d10942626b46f1df1271096d56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Croatian science fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)