Японский киберпанк
Японский киберпанк — это художественная литература в стиле киберпанк, созданная в Японии. Существует два различных поджанра японского киберпанка: японские киберпанк-фильмы с живыми актерами и киберпанк- манга и аниме . [1]
Японское киберпанк- кино , также называемое экстремальным японским киберпанком, относится к поджанру андеграундного кино, производимого в Японии , начиная с 1980-х годов. «низкой жизни и высоких технологий» Это имеет некоторое сходство с киберпанком , как его понимают на Западе; однако он отличается представлением индустриальных и металлических образов и непонятным повествованием. Основными режиссерами, связанными с японским киберпанк-движением, являются Синья Цукамото , Сёзин Фукуи и Сого Исии . [2] Истоки этого жанра можно проследить до фильма 1982 года « Взрывной город» , до того, как жанр был в первую очередь определен фильмом 1989 года «Тэцуо: Железный человек» . [3] Он имеет корни в японской панк-субкультуре , которая возникла на японской панк- музыкальной сцене в 1970-х годах, а Сого Исии конца панк-фильмы 1970-х - начала 1980-х годов представили эту субкультуру японскому кино и проложили путь японскому киберпанку.
Японский киберпанк также относится к поджанру манги и аниме на темы киберпанка. Этот поджанр зародился в 1982 году с дебютом Кацухиро Отомо « манги Акира » с его аниме-экранизацией 1988 года (режиссером которой был Отомо), позже популяризировавшей поджанр. Акира вдохновил волну японских киберпанк-работ, включая мангу и аниме- сериалы, такие как «Призрак в доспехах» , «Боевой ангел Алита» , «Ковбой Бибоп » и «Серийные эксперименты Лэйн» . [4] Киберпанк-аниме и манга оказали влияние на мировую популярную культуру , вдохновив на создание множества работ в области анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и видеоигр. [5] [6]
Японские фильмы о киберпанке [ править ]
Стиль [ править ]
Японский киберпанк обычно предполагает, что персонажи, особенно главный герой, переживают чудовищные, непостижимые метаморфозы в индустриальной обстановке. Во многих из этих фильмов есть сцены, относящиеся к жанру экспериментального кино ; они часто включают в себя чисто абстрактные или визуальные последовательности, которые могут относиться или не относиться к персонажам и сюжету. Повторяющиеся темы включают: мутации, технологии, дегуманизацию, репрессии и сексуальные отклонения. [7]
Прекурсоры [ править ]
В отличие от западного киберпанка, уходящего корнями в научно-фантастическую литературу «Новой волны» , японский киберпанк имеет корни в андеграундной музыкальной культуре, в частности, в японской панк-субкультуре , возникшей на японской панк -музыкальной сцене в 1970-х годах. Режиссер Сого Исии представил эту субкультуру японскому кинематографу своими панк-фильмами « Средняя школа паники» (1978) и «Дорога безумного грома» (1980), в которых изображены бунт и анархия, связанные с панком, и впоследствии они стали очень влиятельными в андеграундных кинокругах. «Дорога безумного грома» В частности, стала влиятельным байкерским фильмом с эстетикой панк- байкерских банд , которая проложила путь для Кацухиро Отомо » « Акиры . Следующим фильмом Исии стал безумный «Перетасовка» (1981), неофициальная короткометражная экранизация манги- комикса Отомо. [8] По словам Пола Граветта , когда «Акира» начала издаваться, киберпанк-литература еще не была переведена на японский язык, у Отомо есть явные источники вдохновения, такие как Мицутеру Ёкоямы манга «Тэцудзин 28-го » (1956–1966) и «Мебиус» . [9]
Самым влиятельным фильмом Исии стал «Взрывной город» (1982). [8] С момента своего выхода он оказал сильное влияние на андеграундную японскую киносцену. [10] В нем снялся Сигэру Изумия , который четыре года спустя стал режиссером своего собственного киберпанковского фильма « Порошок смерти » в 1986 году. Ранние короткометражные фильмы Шинья Цукамото , такие как «Приключения мальчика с электрическим стержнем» (1987). [11] и Призрак обычного размера (1986) [12] (ремейком которого был Тецуо ), часто считаются предшественниками движения.
Основные фильмы
Некоторые определяющие фильмы в этом жанре включают: [13]
- Взрывной город (1982)
- Смертельный порошок (1986)
- Акира (1988)
- Тецуо: Железный человек (1989)
- 964 Пиноккио (1991)
- Тецуо II: Молот для тела (1992)
- Призрак в доспехах (1995)
- Любитель резины (1996)
- Электрический дракон 80 000 В (2001)
фильмы Периферийные
Похожие фильмы включают:
- Морская свинка 5: Андроид из Нотр-Дама (1988)
- Анатомическое вымирание (1995)
- ИКУ (2001)
- Хеллеватор: Дураки в бутылках (2004)
- Цубуро-но гара (2004)
- Машина с фрикадельками (2005)
- Токийская полиция крови (2008)
влияния Западные
- Голова-ластик (1977)
- Бегущий по лезвию (1982)
- Видеодром (1983)
японским киберпанком вдохновленные Западные фильмы ,
- Денди Даст (1998)
- Ультратоксичный (2005)
- Зоотроп (1999)
- Автоматы (2006)
- Хикикомори: Токио Пластик (2004)
- Плотский компьютер (2014)
- Компьютерные сердца (2015) (с прямой цитатой из «Тэцуо: Железный человек»)
- Затрудненное дыхание (2017)
манга и Киберпанк аниме -
Японский киберпанк также относится к поджанру манги и аниме на темы киберпанка. Этот поджанр зародился в 1982 году с дебютом манги « , Акира» а его аниме-экранизация 1988 года позже популяризировала поджанр. Акира вдохновил волну японских киберпанк-работ, включая мангу и аниме- сериалы, такие как «Призрак в доспехах» , «Боевой ангел Алита» , «Ковбой Бибоп » и «Серийные эксперименты Лэйн» . [4]
Темы киберпанка широко заметны в аниме и манге . В Японии , где косплей популярен и не только подростки демонстрируют такой модный стиль, киберпанк был принят, и его влияние широко распространено. » Уильяма Гибсона , Действие фильма «Нейромант влияние которого доминировало в раннем киберпанк-движении, также происходило в Тибе , одном из крупнейших промышленных районов Японии.
Киберпанк-аниме и манга основаны на футуристическом видении, имеющем общие элементы с западной научной фантастикой и поэтому получившем широкое международное признание за пределами Японии. «Концептуализация киберпанка — это скорее движение вперед, взгляд на новую глобальную культуру. Это культура, которая не существует в данный момент, поэтому японская концепция будущего киберпанка кажется столь же обоснованной, как и западная, особенно Западный киберпанк часто включает в себя множество японских элементов». [14] Уильям Гибсон стал частым гостем в Японии, где увидел, что многие из его представлений о Японии стали реальностью:
Современная Япония просто была киберпанком. знали Сами японцы это и радовались этому. Я помню, как впервые увидел Сибую , когда один из молодых токийских журналистов, который отвез меня туда, с лицом, залитым светом тысячи медиа-солнц – всего этого возвышающегося, оживленного потока коммерческой информации – сказал: «Видите? Видишь? Это город Бегущего по лезвию ». И это было так. Это было так очевидно. [15]
Список киберпанк- манги и аниме
- Акира (1982–1990)
- Яблочное семя (1985)
- Мегазона 23 (1985)
- Грязная пара (1985)
- Кризис жевательной резинки (1987)
- Гоку Полуночный глаз (1987)
- Нео Токио (1987)
- Призрак в доспехах (1989)
- Полиция AD: Город-тупик (1989)
- Хранитель кибернетики (1989)
- Файлы полиции AD (1990)
- Ганнм (Боевой ангел Алита) (1990)
- Кибер-город Оэдо 808 (1991)
- Ай но Кусаби (1992)
- Геноцибер (1993)
- Армитидж III (1995)
- Экстра (1996)
- Уничтожитель вирусов Серж (1997)
- Обвинять! (1997)
- Серийные эксперименты Лейн (1998)
- Технолиз (2003)
- Паприка (2006) [16]
- Психопаспорт (2012)
- Измерение Ш (2016)
- Акудама Драйв (2020)
Влияние [ править ]
«Акира» (манга 1982 года) и ее аниме-экранизация 1988 года повлияли на многочисленные произведения в области анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и видеоигр. [5] [6] Акира был назван человеком, оказавшим большое влияние на голливудские фильмы , такие как «Матрица» и «Матрица» . [17] Темный город , [18] Хроника , [19] Лупер , [20] «Полночный выпуск» и «Начало » [5] телевизионные шоу, такие как «Очень странные дела» , [21] и видеоигры, такие как Хидео Кодзимы . Snatcher [22] и Метал Гир Солид , [4] Valve. от Half-Life Серия [23] [24] и » Dontnod Entertainment « Помни меня . [25] Джон Гаэта назвал Акиру художественным вдохновителем эффекта времени пули в «Матрица» фильмах . [17] Акире также приписывают влияние на франшизу «Звездных войн» , включая трилогию-приквел , а также «Войны клонов» . фильм и телесериал [26] Акира также повлиял на творчество таких музыкантов, как Канье Уэст , который отдал дань уважения Акире в « Stronger ». клипе [5] и Лупе Фиаско , чей альбом Tetsuo & Youth назван в честь Тецуо Сима. [27] Популярный мотоцикл из фильма «Мотоцикл Канеды» появляется в Стивена Спилберга « фильме Первому игроку приготовиться» . [28] и от CD Projekt видеоигра Cyberpunk 2077 . [29] Deus Ex: Mankind Divided Разработчик видеоигр Eidos Montréal также отдал дань уважения афише фильма. [30]
«Призрак в доспехах» (1989) оказал влияние на ряд выдающихся режиссеров. Семья Вачовски , создатели «Матрицы» (1999) и ее сиквелов, показали аниме-экранизацию « Призрака в доспехах» 1995 года продюсеру Джоэлу Сильверу , сказав: «Мы хотим сделать это по-настоящему». [31] Серия «Матрица» взяла из фильма несколько концепций, в том числе цифровой дождь «Матрица» , вдохновленный вступительными титрами « Призрака в доспехах» , и то, как персонажи получают доступ к Матрице через дыры в затылке. [32] Другие параллели были проведены с Джеймса Кэмерона » «Аватаром , Стивена Спилберга » «Искусственным интеллектом и Джонатана Мостоу » «Суррогатами ; [32] Кэмерон назвал « Призрака в доспехах» оказавшим влияние на «Аватар» . [33] «Призрак в доспехах» также повлиял на видеоигры, такие как серия Metal Gear Solid . [34] Деус Экс , [35] Oni , [36] [37] [38] и Киберпанк 2077 . [39] [40]
Оригинальная видеоанимация «Мегазона 23» (1985) с ее концепцией моделируемой реальности имеет ряд сходств с «Матрицей» . [41] Темный город и существование . [42] Боевой ангел Алита (1990) оказал заметное влияние на режиссера Джеймса Кэмерона, который планировал экранизировать его в фильме с 2000 года. Это повлияло на его сериал « Темный ангел» , и он является продюсером экранизации 2018 года «Алита». : Боевой ангел . [43] Художник комиксов Андре Лима Араужо отметил, что киберпанк-манга и аниме, такие как «Акира» , «Призрак в доспехах» , «Евангелион» и «Ковбой Бибоп», оказали большое влияние на его творчество, в том числе комиксы Marvel , такие как «Эра Альтрона» , «Мстители AI» , Spider-Verse «Паук-вселенные» и «The ». Нелюди . [44]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «С чего начать японский киберпанк» . Британский институт кино . 1 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2021 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Ошеломленный (08.05.2020). «Путеводитель по японскому киберпанк-кино с тремя его режиссерами-провидцами» . Ошеломленный . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ «Экстремальный японский киберпанк» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2008 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Что такое киберпанк?» . Полигон . 30 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Как «Акира» повлиял на все ваши любимые телепередачи, фильмы и музыку» . ПОРОК . 21 сентября 2016. Архивировано из оригинала 30 июля 2017 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б « Акиру часто называют влиятельным человеком. Почему?» . Киношкола отвергает . 3 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Игрок, Марк. «Постчеловеческие кошмары: мир японского киберпанк-кино» . Полуночный глаз. Архивировано из оригинала 6 ноября 2011 г. Проверено 31 октября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Игрок, Марк (13 мая 2011 г.). «Постчеловеческие кошмары – мир японского киберпанк-кино» . Полуночный глаз . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Кацухиро Отомо | ПОЛ ГРАВЕТТ» . www.paulgravett.com . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Браун, Тодд. «Обзор Burst City / Electric Dragon 80000V» . ТвичФильм . Архивировано из оригинала 10 июля 2009 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ Цукамото, Синья (30 августа 2008 г.), Дэнчу кодзо но бокен (комедия, ужасы, научная фантастика), Кей Фудзивара, Нобу Канаока, Н. Сенба, Томоро Тагучи, Театр Кайдзю, заархивировано из оригинала в 2021 году. 24 января , получено 03 января 2021 г.
- ^ Цукамото, Синья, Фуцу сайдзу но кайдзин (короткометражный фильм, ужасы, научная фантастика), Кей Фудзивара, Нобу Канаока, Томоро Тагучи, Синья Цукамото, Театр Кайдзю, заархивировано из оригинала 02 июня 2019 г. , получено в 2021 г. -01-03
- ^ «ЯПОНСКИЙ КИБЕР-УЖАС» . fright.com . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 4 мая 2009 г.
- ^ Ру, Брайан (2000), « Освобождение Cels: формы женщины в японской киберпанк-анимации. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine ». AnimeResearch.com, декабрь 2000 г.
- ^ Гибсон, Уильям (30 апреля 2001 г.). «Идеальное будущее» . Время . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Перпер, Т.; Корног, М. (2009). Кон Сатоши «Психоаналитический киберпанк «Сон в летнюю ночь: Паприка » . Мехадемия . 4 : 326–329. дои : 10.1353/mec.0.0051 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «200 вещей, которые потрясли наш мир: время пули». Империя (200). EMAP : 136. Февраль 2006 г.
- ^ Пройас, Алекс . «Тёмный город DC: Оригинальный финал!?» . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 29 августа 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . Форум Тайных Часов. Проверено 29 июля 2006 г. - ^ Вернер, Мередит (2 февраля 2012 г.). «Хроника отражает фантазии каждого подростка о том, как дать отпор, — говорят создатели фильма» . ио9 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ «Райан Джонсон рассказывает о работе с Джозефом Гордоном-Левиттом над LOOPER, отсутствием оригинальности в Голливуде, будущими проектами и многим другим» . Коллайдер . 25 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Внутри «Очень странных дел»: Братья Даффер о том, как они сделали летний телевизионный хит. Архивировано 6 мая 2017 г. в Wayback Machine , The Daily Beast , 7 августа 2016 г.
- ^ Хоппер, Бен (20 февраля 2001 г.). «Великий похититель игр» . GameCritics.com . Архивировано из оригинала 21 октября 2011 г. Проверено 24 августа 2011 г.
- ^ «Half-Life содержит различные ссылки на Акиру» . MeriStation (на испанском языке). Диарио АС . 29 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «Самые впечатляющие моды для ПК, когда-либо созданные» . ТехРадар . 14 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «ФУНКЦИЯ: Интервью «Жизнь странна» и практические впечатления» . Кранчиролл . 28 января 2015. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «КИНО ЗА ЗВЕЗДНЫМИ ВОЙНАМИ: АКИРА» . StarWars.com . Архивировано из оригинала 30 июля 2017 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Тэцуо и молодежь» Лупе Фиаско, избегающие политики - Rolling Stone» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 17 ноября 2014 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Франциско, Эрик. « Пасхальные яйца аниме «Первому игроку приготовиться» включают Гандама, Вольтрона и многое другое» . inverse.com . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «Разработчики Cyberpunk 2077 «будут значительно более открытыми » . PCGamesN . 12 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «Вот несколько изящных неиспользованных произведений искусства Deus Ex: Mankind Divided, вдохновленных Акирой» . Котаку . 17 июля 2017. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ↑ Джоэл Сильвер , интервью в короткометражке «Создание Матрицы » на DVD «Матрица» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роуз, Стив (19 октября 2009 г.). «Голливуд преследует «Призрак в доспехах» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Шродт, Пол (1 апреля 2017 г.). «Как оригинальный «Призрак в доспехах» изменил научную фантастику и наше представление о будущем» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 26 августа 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Хидео Кодзима о философии «Призрака в доспехах» » . Гликсель . Апрель 2017 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2017 г. Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ «Призрак в доспехах (2017) — обзор Blu-ray» . Какой Hi-Fi? Звук и видение . 7 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Кушнер, Дэвид (июнь 2000 г.). «Призрак в машине» . ВРАЩАТЬСЯ . 16 (6): 86. ISSN 0886-3032 .
- ^ Аль-Шакарчи, Гарри. «Интервью с ведущим инженером Брентом Пизом» . Bungie.org. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 г. Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Аль-Шакарчи, Гарри. «Интервью с концепт-художником Алексом Окитой» . Bungie.org. Архивировано из оригинала 14 марта 2016 г. Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ «Разработчики Cyberpunk 2077 черпали вдохновение из «Бегущего по лезвию» и «Призрака в доспехах»» . ГеймингБолт . 13 января 2019 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Кондитт, Джессика (1 августа 2012 г.). «Киберпанк» от CD Projekt Red, вдохновленный System Shock, Blade Runner [обновление]» . Engadget . Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года.
- ^ «Мегазона 23 – Ретроактивное влияние» . АД Видение . Архивировано из оригинала 4 февраля 2005 г. Проверено 20 марта 2010 г.
- ^ Пеллитери, Марко; Буиссу, Жан-Мари; Фратта, Джанлука Ди; Марторелла, Криштиану; Сувилай, Баунтави (2010). Дракон и блеск: модели, стратегии и особенности японского воображения: европейская перспектива . Тунуэ. п. 607. ИСБН 9788889613894 .
- ^ «Живой боевик «Алита: Боевой ангел» наконец показал свою руку» . Кранчиролл . 8 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 16 января 2020 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «Интервью - Андре Лима Араужо говорит с человеком: Плюс» . Мерцающий миф . 24 января 2016 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 г. Проверено 16 октября 2018 г.