Токусацу

Токусацу ( спецэффекты , букв. « специальная фотография » ) — японский термин, обозначающий игровые фильмы или телевизионные программы, в которых широко используются практические спецэффекты . Приписанный режиссеру спецэффектов Эйдзи Цубурая , токусацу в основном относится к научной фантастике , войне , фэнтези или средствам массовой информации ужасов , использующим такие технологии, но также иногда его называют и самим жанром. Его современное использование зародилось в японских средствах массовой информации примерно в 1958 году для объяснения спецэффектов в простой для понимания форме и было популяризировано во время « первого монстр-бума » (1966-1968). До бума монстров оно было известно в Японии как Токусю гидзюцу ( 特殊技術 , букв. « особая технология » ) или сокращенно Токуги ( 特技 , букв. « особое умение » ) .
Известные поджанры токусацу включают кайдзю , такие как сериалы «Годзилла» и «Гамера» ; супергерои, такие как серии Kamen Rider и Metal Hero ; и такие механизмы , как Гигантский Робо и Супер Робот Красный Барон . Некоторые телевизионные программы токусацу сочетают в себе несколько этих поджанров, например сериалы «Ультрачеловек» и «Супер Сентай» .
Токусацу — одна из самых популярных форм японских развлечений, но лишь небольшая часть фильмов и телевизионных программ токусацу широко известна за пределами Японии. Тем не менее, некоторые объекты недвижимости приобрели популярность за пределами Японии; Годзилла фигурирует в популярных фильмах американского производства, а сериал Super Sentai был адаптирован в сериал Power Rangers и транслировался по всему миру, начиная с 1993 года.
Фантастика |
---|
СМИ |
Жанровые исследования |
Поджанры |
|
Фэндом |
Категории |
История [ править ]
: 1908–1933 развитие Раннее
Токусацу берет свое начало в раннем японском театре , особенно в кабуки (с его боевыми сценами и боевыми сценами) и в бунраку , где использовались некоторые из самых ранних форм спецэффектов, в частности кукольный театр . [ нужна ссылка ] японского кинематографа Пионер Сёдзо Макино считается отцом-основателем техники токусацу снял несколько дзидайгэки фильмов спецэффектами со , он в главной роли . [1] Работа Макино по эффектам вдохновила режиссера Ёсиро Эдамаса использовать такую технологию в своих собственных фильмах, особенно «Путешествие на Запад» (1917) и «Прибытие Великого Будды» (1934). [1]
Влияние Кинг-Конга и усилия военного времени 1933–1945 :

После исследования спецэффектов, представленных в «Кинг-Конге» (1933), Эйдзи Цубурая начал разрабатывать токусацу и совершил прорыв в фильмах «Принцесса Кагуя» (1935) и «Дочь самурая» (1937). [2] Однако современное токусацу начало формироваться только в конце 1940-х годов. [3]
1954 – настоящее время Широкое : признание
Цубурая и режиссер Иширо Хонда стали движущей силой «Годзиллы» 1954 года . Цубурая, вдохновленный американским фильмом «Кинг-Конг» , сформулировал многие приемы, которые впоследствии стали основными в этом жанре, такие как так называемый костюмированный костюм — использование актера-человека в костюме для роли гигантского монстра — в сочетании с использованием миниатюры и уменьшенные городские наборы. Годзилла навсегда изменил ландшафт японской научной фантастики, фэнтези и кино, создав уникальное японское видение жанра, в котором обычно доминирует американское кино. [4] работодателю Цубураи, Этот фильм также помог компании Toho, зарекомендовать себя как самая успешная компания по производству эффектов в мире. [5]
Годзилла положил начало жанру кайдзю в Японии, создав «Бум монстров», который оставался чрезвычайно популярным в течение нескольких десятилетий, а такие персонажи, как вышеупомянутый Годзилла, Гамера и король Гидора, лидировали на рынке. [6] Однако в 1957 году Синтохо выпустил первый сериал с участием супергероя СуперГиганта , сигнализируя об изменении популярности героев в масках, а не гигантских монстров, под названием «Бум Хеншин», начатый Каменом Райдером в 1971 году, хотя гигантские монстры, инопланетяне и гуманоидные существа дублированный лит. « Странный человек» , или « 怪人 » , или « кайдзин » оставались неотъемлемой частью жанра. Наряду с аниме «Astro Boy» сериалы «Супергигант» оказали глубокое влияние на мир токусацу . В следующем году состоялась премьера «Лунной маски» , первая из многочисленных телевизионных драм о супергероях, которые составят один из самых популярных поджанров токусацу . [7] Созданный Коханом Каваучи , он продолжил свой успех токусацу супергеройскими шоу «Семь цветных масок» (1959) и «Посланник Аллаха» (1960), в которых главную роль сыграл молодой Сонни Чиба .
Эти оригинальные постановки предшествовали первому токусацу сериалу на цветном телевидении «Посол Магмы» и «Ультрачеловек» , который провозгласил поджанр «Герой Кёдай» , в котором главный герой обычного размера вырастает до больших размеров, чтобы сражаться с такими же большими монстрами. [8] Популярные шоу супергероев токусацу в 1970-х годах включали Камен Райдер (1971), Воин любви, Радужный человек (1972), Супер Сентай (1975, зарегистрированная торговая марка в 1979 году) и Человек-паук (1978).
Техники [ править ]
Миниатюры [ править ]
Токусацу известен своим интенсивным использованием миниатюрных наборов, особенно в поджанре Kyodai Hero. Миниатюры размещены с точки зрения камеры, чтобы создать иллюзию того, что персонажи крупнее, чем они есть на самом деле. [9]
Костюмирование [ править ]
Суитмация ( スーツメーション , Sūtsumēshon ) — термин, используемый для описания процесса в фильмах токусацу и телевизионных программах, используемый для изображения монстра в костюме. Точное происхождение этого термина остается неизвестным. По крайней мере, его использовали для продвижения костюма Годзиллы из «Возвращение Годзиллы» . [ нужна ссылка ]
и Франшизы производство
Многие постановки сериалов токусацу имеют общие темы, общие для разных групп.
Kaiju[editКайдзю
В постановках кайдзю ( 怪獣 , kaijū , буквально «таинственный зверь») в основном используются монстры или гигантские монстры ( 大怪獣 , daikaijū ) . К таким сериалам относятся «Ультрачеловек» , серия фильмов о Годзилле , серия «Гамера» , серия «Даймаджин» , а также такие фильмы, как «Мотра» , «Война Гаргантюа» и «Икс из космоса » ( 宇宙大怪獣ギララ , Учу Дайкайдзю Гирара ) .
Кайджин [ править ]
В постановках Кайдзин ( 怪人 , буквально «загадочный человек») центральными персонажами в основном являются суперзлодеи. Сюда входят такие фильмы, как «Невидимый мститель» , «Получеловек» , «Человек-Ч» , «Тайна телегиана » и «Человеческий пар» .
Популярные франшизы [ править ]

Примерно с 1960 года несколько продолжительных телесериалов объединили в себе различные другие темы. Компания Tsuburaya Productions выпустила серию Ultraman, начиная с Ultra Q и Ultraman в 1966 году. P Productions начала свой набег на токусацу в 1966 году с сериала Ambassador Magma . Они также принимали участие в сериале Lion-Maru , который завершился в ноябре 2006 года.
У компании Toei есть несколько сериалов, которые подпадают под категорию программ Toei Superheroes , начиная с 1958 года с серии фильмов «Лунная маска» . Затем они выпустили еще несколько продолжительных сериалов, начиная с Сётаро Исиномори » сериала «Камен Райдер в 1971 году, сериала «Super Sentai» в 1975 году, сериала «Metal Hero» в 1982 году и комедийного сериала «Toei Fushigi» в 1981 году. Toei также продюсировал несколько другие телесериалы по произведениям Исиномори, включая Android Kikaider и Kikaider 01 , Robot Detective , Inazuman и Inazuman Flash , а также Kaiketsu Zubat . Тоэй также участвовал в телесериале «Человек-паук» , который повлиял на их последующий сериал Super Sentai. В 2003 году телеканал TV Asahi начал транслировать сериалы Super Sentai и Kamen Rider часовым блоком, выходящим в эфир каждую неделю и известным как Super Hero Time . Тохо , создатели «Годзиллы» , также приложили руку к созданию программ Chouseishin Series с 2003 по 2006 год и франшизы Zone Fighter .
В 2006 году Кейты Амемия « Гаро» была выпущена взрослая ночная драма токусацу , положившая начало франшизе, состоящей из нескольких телесериалов и фильмов. Затем последовали другие взрослые ночные сериалы, в том числе возрождение Льва-Мару в Lion-Maru G , «Даймаджин Канон» телесериал (основанный на сериале «Даймаджин» ) и Сёгеки Горайган!! (также созданный Амемией).
Токусацу Фильмы [ править ]
Различные фильмы, классифицируемые как токусацу , могут включать в себя фильмы-катастрофы научно -фантастические фильмы К ним относятся «Предупреждение из космоса» 1956 ( « ) ( , Три сокровища» и ) . Ниппон Тандзё ) , «Вторжение людей Нептуна» ( «Космический быстрый корабль» , «Учу Кайсокусен» , «Высокоскоростной космический корабль») . ) , Последняя война ( World Great War , Sekai Daisenso , The Great World War ) , The Green Slime ( Gamma No. 3 Space Operation , Ganmā daisan go: uchū daisakusen , Ganma 3 Space Mission) , Submersing of Japan ( Japan Sinks , Нихон Тинбоцу , Япония тонет) , Война в космосе ( Планетарная война , Вакусэй Дайсэнсо , Война планет) , Вирус ( День воскрешения , Фуккацу но Хи , День воскресения) , Прощай Юпитер ( Сайонара Юпитер , Сайонара Юпитер ) , и Samurai Commando: Mission 1549 ( Силы самообороны Сэнгоку 1549 , Сэнгоку Цзеитай 1549 , Силы самообороны Сэнгоку 1549) .
Подобные постановки [ править ]
Нетрадиционные токусацу постановки
В нетрадиционных фильмах и телевизионных программах токусацу не могут использоваться обычные спецэффекты или в главных ролях не могут быть актеры-люди. Хотя костюмирование является типичным для токусацу , в некоторых постановках для анимации монстров вместо этого может использоваться покадровая анимация , например, Маджин Хантер Мицуруги в 1973 году. В телешоу могут использоваться традиционные техники токусацу , но в них используются куклы или марионетки: Uchuusen Silica (1960); Гинга Сёнен Тай (1963); Кучуу Тоши 008 (1969); и Го Нагаи ( X Bomber 1980). Некоторые токусацу могут использовать анимацию в дополнение к компонентам живых выступлений: Tsuburaya Productions « Экспедиционная команда динозавров Bornfree » (1976), «Война динозавров Изенборг» (1977) и «Звезда рестлинга Ацтекайзер» (1976).
фильмы Японские фанатские
Поскольку популярность токусацу несколько проектов фан-фильмов в Японии росла, за эти годы было снято . Хидеаки Анно , Ёсиюки Садамото , Таками Акаи и Синдзи Хигучи создали фанатскую группу под названием Daicon Film, которую они в 1985 году переименовали в Gainax и превратили в анимационную студию. Помимо аниме-сериалов, они также выпустили серию короткометражных фильмов токусацу, пародирующих фильмы о монстрах и шоу супергероев. В число этих постановок входят «Быстрый герой Ноутенки» (1982), «Патриотическая эскадрилья Дай-Ниппон» (1983), «Возвращение Ультрачеловека» (1983) и «Восьмиголовый гигантский змей наносит ответный удар» (1985).
За пределами Японии [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2023 г. ) |
Техники токусацу распространились за пределы Японии благодаря популярности фильмов о Годзилле .
Адаптации [ править ]
Годзилла, король монстров! впервые появился на английском языке в 1956 году. Эта работа представляла собой не просто дубляж японоязычного оригинала, а полностью отредактированную версию, в которой был реструктурирован сюжет, включив в него нового персонажа, которого сыграл англоговорящий актер Рэймонд Берр . Ультрачеловек приобрел популярность, когда United Artists озвучили его для американской аудитории в 1960-х годах.
В 1990-х годах Хаим Сабан приобрел права на распространение сериала Super Sentai у компании Toei Company и объединил оригинальные японские кадры боевиков с новыми кадрами с участием американских актеров, в результате чего появилась Power Rangers. франшиза [10] который с тех пор продолжился в сериале-сиквеле ( премьера Power Rangers Beast Morphers состоится в 2019 году). [11] и премьера Power Rangers Cosmic Fury состоится в 2023 году; франшиза перезагружается в 2025 году), комиксы, [12] видеоигры и три художественных фильма, а также запланирована дополнительная кинематографическая вселенная. [13] После успеха Power Rangers Сабан приобрел права на большую часть библиотеки Toei, создав VR Troopers и Big Bad Beetleborgs из нескольких шоу Metal Hero Series и Masked Rider из кадров Kamen Rider Series . DIC Entertainment присоединилась к этому буму, приобретя права на Gridman the Hyper Agent и превратив его в Superhuman Samurai Syber-Squad .
В 2002 году компания 4Kids Entertainment купила права на Ultraman Tiga , но просто произвела дубляж японских кадров, транслировавшихся на FoxBox . А в 2009 году Adness Entertainment 2002 года взяла фильм «Камен Райдер Рюки» и превратила его в «Камен Райдер: Рыцарь Дракона », который начал транслироваться на канале CW4Kids в 2009 году. Он получил первую дневную премию «Эмми» за «Выдающуюся координацию трюков» за оригинальные сцены. [14] [15]
В 2023 году сеть GMA выпустила Voltes V: Legacy , адаптацию оригинального Voltes V , в которой использовались спецэффекты и компьютерная графика, сильно напоминающие те, что можно найти в традиционных шоу токусацу, с добавлением некоторых западных влияний.
Оригинальные постановки [ править ]
В 1961 году английские кинематографисты сняли фильм « Горго » в стиле Годзиллы , в котором использовалась та же ситуационная техника, что и в фильмах о Годзилле. году студия Saga Studios датская В том же сняла еще один фильм о гигантских монстрах в стиле Годзиллы, «Рептиликус» , воплотив монстра в жизнь с помощью марионетки на миниатюрной площадке. В 1967 году Южная Корея выпустила свой фильм-монстр под названием «Ёнггари» . В 1975 году братья Шоу сняли фильм о супергероях под названием «Супер Инфрамамен» , основанный на огромном успехе там Ультрачеловека и Кеймена Райдера. в фильме снялся Дэнни Ли В главной роли . Хотя в Гонконге было несколько подобных постановок о супергероях, «Супер Инфрамаэн» занял первое место. С помощью японских художников по спецэффектам под руководством Садамасы Арикавы они также сняли фильм о монстрах в японском стиле «Могучий пекинец» в 1977 году .
Одновременно с работой над Superhuman Samurai Syber-Squad компания DIC попыталась реализовать оригинальную концепцию, основанную на популярности Могучих Рейнджеров в фильме 1994 года «Татуированные подростки-инопланетные истребители из Беверли-Хиллз» . В 1998 году появилось видео из попытки рейнджеров» адаптации «Сейлор Мун» в стиле « Могучих , в котором оригинальные кадры с участием американских актрис сочетались с оригинальными анимационными эпизодами.
Сабан также попытался создать свою собственную уникальную токусацу серию под названием «Мистические рыцари Тир На Нога» , действие которой происходит в средневековой Ирландии и в которой фигурируют четыре, а затем и пять рыцарей, которые трансформируются, используя силу стихий (по большей части), защищая свое королевство от зла. . Сэбан также продюсировал «Черепашки-ниндзя» сериал с живым действием « Черепашки-ниндзя: Следующая мутация» , который был известен в фандоме черепах тем, что представил женскую черепаху, эксклюзивную для этого сериала, под названием « Венера Милосская» , и исключил тот факт, что другие черепахи были братья. В шоу в основном участвовали актеры в костюмах, но были представлены такие же хореографические бои, как и в других шоу токусацу .
Также, как и другие компании Tokusatsu Productions, Syndicated Big Wolf on Campus Nickelodeon и Animorphs также описываются как «Американские Токусацу» из-за использованных ими техник. Фудзияма Итибан — веб-сериал 2013 года, снятый в Лос-Анджелесе .
В 2000-х годах продюсерские компании в других странах Восточной Азии начали производить свои собственные оригинальные токусацу телесериалы, вдохновленные Таиланде в : «Sport Ranger» и в Южной Корее в «Erexion» 2006 году; Филиппинский (сам по себе « Зайдо»: Пулис Пангкалавакан санкционированный спин-офф космического шерифа Шайдера компании Toei ) в 2007 году; [16] Китайский ( герой доспехов пиньинь : Кай пиньинь ( zhàn Giant Цзи Юн Ши ) в 2008 году, : : Giant Saver ( jí duì Jùshén ) Team Saver ) 2012 году, Metal Kaiser китайский : 五龙奇剑士 ; Battle Strike в Лонг Ци Цзян Ши ); и индонезийский проект «Бима Сатриа Гаруда», который начался в 2013 году. [17] [18]
1 июля 2019 года вьетнамская студия Transform Studio, сотрудничающая с Dive Into Eden, анонсировала собственную оригинальную токусацу « серию Могучий страж» ( вьетнамский : Chiến Thần ). Первый сезон сериала - «Могучий страж: Потерянная птица» ( вьетнамский : Chiến Thần Lạc Hồng ), используется вьетнамская мифология . в качестве основной концепции которого [19] [20] [21] [22]
Влияние [ править ]
кайдзю и токусацу Фильмы , особенно «Предупреждение из космоса» (1956), пробудили Стэнли Кубрика интерес к научно-фантастическим фильмам и повлияли на фильм «2001: Космическая одиссея» (1968). По словам его биографа Джона Бакстера , несмотря на «неуклюжие модельные эпизоды, фильмы часто хорошо фотографировались в цвете… а их мрачные диалоги транслировались в хорошо продуманных и хорошо освещенных декорациях». [23]
Стивен Спилберг назвал Годзиллу источником вдохновения для создания «Парка Юрского периода» (1993), в частности Годзиллу, короля монстров! (1956), на просмотре которого он вырос. [24] Во время съемок Спилберг описал Годзиллу как «самый мастерский из всех фильмов о динозаврах, потому что он заставляет поверить, что это происходит на самом деле». [25] Годзилла также повлиял на фильм Спилберга « Челюсти» (1975). [26] [27]
Японские фильмы токусацу также повлияли на одну из первых видеоигр Spacewar ! (1961), вдохновив его на научно-фантастическую тему. По словам программиста игры Мартина Греца, «мы отправлялись в один из самых захудалых кинотеатров Бостона , чтобы посмотреть последний хлам от Тохо », поскольку японские студии «штамповали постоянную диету из кинематографической нездоровой пищи, среди которой Родан и Годзилла — лишь наиболее известные примеры». [28]
и пародия Дань уважения
вдохновленный Power Rangers и Super Sentai бразильский веб-комикс под названием Combo Rangers, В 1998 году в Интернете был опубликован , созданный японско-бразильским писателем Фабио Ябу. Популярность веб-комикса позволила ему стать печатным комиксом до 2004 года, а в 2010-х годах он был перезагружен в виде графических романов. [29]
В 2001 году Buki X-1 Productions, французская продюсерская компания, основанная фанатами, выпустила собственный сериал Jushi Sentai France Five (теперь он называется Shin Kenjushi France Five ), дань уважения давней Super Sentai серии от Toei. Малобюджетный телесериал « Большая битва Кайдзю» напрямую пародирует фильмы и сериалы о монстрах и героях Кёдай , погружая их собственных костюмированных персонажей в профессиональные борцовские поединки среди картонных зданий. В 2006 году «Могучих Рейнджеров Эмо» в Интернете состоялась премьера как пародия на Могучих Рейнджеров быстро подхватил его , но MTV UK для трансляции. [30] Популярность токусацу в Бразилии в 90-е годы обеспечила в стране множество поклонников, которые даже пытались снять инди-сериал, наиболее заметным из которых стал Insector Sun (малобюджетный трибьют Камену Райдеру ). [31] и ТаймерМан . [32]
Пейтон Рид , режиссер фильмов о Человеке-муравье в кинематографической вселенной Marvel , сказал, что на дизайн костюмов Человека-муравья повлияли два супергероя токусацу , Ультрачеловек и Инфрамамен . [33]
В 2015 году бразильская инди-студия Behold Studios разработала Power Ranger и Super Sentai , вдохновленную игру Chroma Squad . [34]
Токусацу также оказал большое влияние на западную анимацию. Художник Томас Перкинс углубился в работу, в которой упоминается токусацу. Это наиболее заметно в дизайне персонажа Way Big из «Бен 10» , который поразительно похож на Ультрачеловека. [35]
В марте 2024 года Оксфордский словарь английского языка включил слово Токусацу в качестве заимствованного слова наряду с другими словами из японской культуры . [36]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ежегодник энциклопедии [ Ежегодник энциклопедии ] (на японском языке, Хейбонша , 1984 г., стр. 100 - через Google Книги ).
- ^ Рагон, август (6 мая 2014 г.). Эйдзи Цубурая: Повелитель монстров (изд. в мягкой обложке). Книги летописи . стр. 24–27. ISBN 978-1-4521-3539-7 .
- ^ «Появление человека-невидимки (1949) | Человек-невидимка против человеческой мухи (1957)» . Рейтинг кадров . 12 марта 2021 г. Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Миллениальные монстры: японские игрушки и глобальное воображение , стр. 47–48. ISBN 0-520-24565-2
- ^ Рагон, август (6 мая 2014 г.). Эйдзи Цубурая: Повелитель монстров (изд. в мягкой обложке). Книги летописи . п. 44. ИСБН 978-1-4521-3539-7 .
- ^ Роберт Гринбергер (2005). Знакомьтесь, Годзилла (1-е изд.). Нью-Йорк: Паб Rosen. ISBN 1-4042-0269-2 .
- ^ Japan Pop!: Внутри мира японской популярной культуры , с. 262 ISBN 0-7656-0560-0
- ^ Портер, Хэл. Действующие лица: образ новой Японии , с. 168 ISBN 0-207-95014-8
- ^ «Люди, которые создали Ультрачеловека ». Режиссеры Акио Диссодзи и Такамичи Ямада, Tsuburaya Production, 1989 г.
- ^ Хеффли, Линн (25 ноября 1993 г.). «Низкие технологии равны высоким рейтингам: необычный сериал Fox «Могучие рейнджеры-морфины» тренирует свои детские мышцы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 августа 2012 г.
- ^ Келли, Шамус (17 февраля 2018 г.). «Могучие рейнджеры подтвердили существование морферов зверей» . Логово Компьютерщика! . Архивировано из оригинала 17 февраля 2018 года . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ «Комиксы о Могучих Морфинах Могучие Рейнджеры от BOOM! Studios» . 25 сентября 2015 года . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Новые фильмы о Могучих Рейнджерах появятся после того, как Hasbro приобретет франшизу у Lionsgate» . Цифровой шпион . 1 июня 2018 года . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ «ПОБЕДИТЕЛИ: Премия «Эмми» в области дневных развлечений и творческих искусств» . 26 июня 2010 года . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ «KAMEN RIDER DRAGON KNIGHT» получил награду за лучшую постановку трюков на 37-й церемонии вручения премии «Эмми»! | Toei [TV]» . 29 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2010 г. Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ «ГМА-7 приобретает эксклюзивные права на «Шайдер» » . бодрость духа . Проверено 20 сентября 2007 г.
- ^ Репортер: Наниен Юниар (7 мая 2013 г.). «Bandai делает игрушку BIMA Satria Garuda» . Новости Антары . Проверено 08.06.2013 .
- ^ Репортер: Наниен Юниар (7 мая 2013 г.). «БИМА Сатрия Гаруда, Черный стальной рыцарь Индонезии» . Новости Антары . Проверено 08.06.2013 .
- ^ «Могучий страж – Могучий страж» . Фейсбук . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Бог войны Лак Хонг» — кинопроект назван сообществом «5 вьетнамских братьев-супергероев » . Game4V . 04.09.2019 . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ БОГ ВОЙНЫ ЛАК ХОНГ | МОГУЧИЙ ХРАНИТЕЛЬ: ПОТЕРЯННАЯ ПТИЦА | ТИЗЕР-ТРЕЙЛЕР , получено 26 сентября 2019 г.
- ^ Alpha_Prime. "Анонс нового вьетнамского току-сериала — Mighty Guardian: Lost Avian — Babylon Fiction" (in Russian) . Retrieved 2019-09-26 .
- ^ Бакстер, Джон (1997). Стэнли Кубрик: Биография . Нью-Йорк: Основные книги. п. 200 . ISBN 0786704853 .
- ^ Райфл, Стив (1998). Любимая мон-звезда Японии: Несанкционированная биография Большой Джи . ЕСВ Пресс. п. 15 . ISBN 9781550223484 .
- ^ Райфл, Стив (1998). Любимая мон-звезда Японии: несанкционированная биография «Большого Джи» . ЭКВ Пресс . п. 17 . ISBN 9781550223484 .
- ^ Фрир, Ян (2001). Полный Спилберг . Девственные книги . п. 48 . ISBN 9780753505564 .
- ^ Дерри, Чарльз (1977). Темные сны: психологическая история современного фильма ужасов . АС Барнс. п. 82 . ISBN 9780498019159 .
- ^ «Руководство для игроков по электронным научно-фантастическим играм» . Электронные игры . Том. 1, нет. 2. Март 1982 г. с. 36. ISSN 0730-6687 .
- ^ Сидни Гусман (30 октября 2002 г.). «Site dos Combo Rangers retorna com novo Visual e Pelo UOL» [Веб-сайт Combo Rangers возвращается в новом виде и через UOL]. Штаб-квартира Universo (на португальском языке). Архивировано из оригинала 3 февраля 2010 г. Проверено 18 мая 2010 г.
- ^ «Могучие Мошин Эмо Рейнджерс» . MTV Великобритании. Архивировано из оригинала 19 марта 2007 г. Проверено 16 мая 2013 г.
- ^ Кандидо, Младший (16 января 2023 г.). «В Бразилии есть свое собственное токусацу: Солнце-насекомое» . Аркада (на португальском языке).
- ^ Сын Сезар (18 января 2021 г.). «TimerMan: Национальный проект токусацу выпускает пилотную серию» . JBox (на бразильском португальском языке).
- ^ Келли, Шамус (2 октября 2018 г.). «Удивительное влияние Токусацу на Человека-муравья» . Логово Компьютерщика . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ "ДОМ" . Вот студии . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Гаэтос, Паула (16 мая 2014 г.). «Художник: Томас Перкинс» . Сеть Токусацу . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Зальцман, Броуди (31 марта 2024 г.). « Токусацу» добавлено в Оксфордский словарь английского языка . Сеть Токусацу . Проверено 18 июня 2024 г.
Библиография [ править ]
- Эллисон, Энн (2006). Миллениальные монстры: японские игрушки и мировое воображение . Азия – местные исследования/глобальные темы 13. Беркли, Калифорния: University of California Press. ISBN 0-520-24565-2 . OCLC 690263415 .
- Крейг, Тимоти Дж., изд. (2015) [2000]. Japan Pop!: Внутри мира японской популярной культуры (переиздание). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-7656-0560-3 . OCLC 1099932333 .
- Грейс, Кевин (лето 1990 г.). «Добро пожаловать в чудесный мир японского фэнтези». Маркалите: Журнал японского фэнтези . Том. 1. Кайдзю Продакшнс/Пасифик Рим Паблишинг.
- Годзишевский, Ред. (ноябрь – декабрь 1994 г.). «Создание Годзиллы». Г-ФАН . № 12. Дайкайдзю Энтерпрайзис.
- Мартинес, ДП, изд. (2003) [1998]. Миры японской популярной культуры: гендер, смещение границ и глобальные культуры . Современное японское общество (переиздание). Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN 0-521-63729-5 . OCLC 634442451 .
- Райфл, Стив (1999). Любимая мон-звезда Японии: несанкционированная биография «Большого Джи» . Торонто: ECW Press. ISBN 1-55022-348-8 . OCLC 38748971 . АКА Любимая мон-звезда Японии: Несанкционированная биография Годзиллы .
- Ёсида, Макото; Икеда, Нориёси; Рагон, август (лето 1990 г.). «Создание фильма «Годзилла против Биолланте» — они называют его «Токусацу» ». Маркалите: Журнал японского фэнтези . Том. 1. Кайдзю Продакшнс/Пасифик Рим Паблишинг.