Американская готическая фантастика
Американская готическая фантастика — поджанр готической фантастики . Элементы, характерные для американской готики, включают: рациональность против иррационального , пуританство , чувство вины , сверхъестественное ( das unheimliche ), нелюди , призраки и монстры .
Анализ основных тем
[ редактировать ]Неспособность многих готических персонажей преодолеть извращенность с помощью рационального мышления является квинтэссенцией американской готики. [ 1 ] Нередко главный герой оказывается втянутым в царство безумия из-за своей склонности к иррациональному. Подобная тенденция бросает вызов высшему разуму и, кажется, высмеивает мышление Просвещения 18-го века , изложенное в «Здравом смысле» и «Эре разума» . Также нельзя игнорировать современные готические темы механизмов и автоматизации, к которым ведут рационализм и логика.
Пуританские образы, особенно образ ада , служили мощной конфеткой для мозга таких авторов XIX века, как Эдгар Аллан По и Натаниэль Хоторн . [ 2 ] Темные и кошмарные видения пуританской культуры осуждения, подкрепленные стыдом и виной, оказали длительное воздействие на коллективное сознание . Представления о предопределении и первородном грехе усугубляли мрачность и мрачность традиционных пуританских ценностей. Эта точка зрения и лежащее в ее основе влияние на американское общество способствовали расцвету таких историй, как Рэйчел Дайер (первый роман о процессах над салемскими ведьмами ), [ 3 ] « Яма и маятник », « Молодой Гудман Браун » и «Алая буква» .
Подземелья и бесконечные коридоры, являющиеся визитной карточкой европейской готики, далеки от американской готики, в которой замки заменены пещерами. Ллойд-Смит дает новую интерпретацию Моби Дика, чтобы убедительно доказать эту точку зрения. [ 4 ] Ранние поселенцы были склонны к страху, связанному с неизведанной территорией, которая окружала их, а в некоторых случаях и поглощала. Страх перед неизведанным, проистекающий из таких факторов окружающей среды, как тьма и необъятность, заметен в романе Чарльза Брокдена Брауна « Эдгар Хантли» .
Появление «нечеловека» в американской готической фантастике было тесно связано с появлением Чарльза Дарвина . теории эволюции [ 5 ] Идеи эволюции или деградации вида, новые биологические знания и технологический прогресс создали благодатную среду для многих, чтобы усомниться в своей сущности человечности. Параллели между человеком и другими живыми существами на планете стали очевидными из вышесказанного. Это проявляется в таких рассказах, как » Лавкрафта « Чужой и » Николсона Бейкера « Недра . Призраки и монстры тесно связаны с этой темой; они функционируют как духовный эквивалент нечеловеческого и могут напоминать о невидимых реальностях, как в «Бостонцах» .
Юлии Кристевой Идеи о наслаждении и отвращении используются американскими готическими авторами, такими как Шарлотта Перкинс Гилман . [ 6 ] Кристева предполагает, что изгнание всего оскверняющего, подобно трупу, является распространенным механизмом выживания человечества. [ 6 ] » Гилмана « Желтые обои используют эту концепцию. Кроме того, «Желтые обои» можно рассматривать как социальный комментарий к репрессивным условиям, от которых женщины страдали в своей семейной жизни на рубеже 20-го века.
Ранняя американская готика
[ редактировать ]
Ранние американские готические писатели были особенно обеспокоены беспокойством о приграничной дикой природе и долгосрочными последствиями существования пуританского общества. « Легенда о Сонной Лощине » Вашингтона Ирвинга, пожалуй, самый известный образец готической фантастики американской колониальной эпохи. Чарльз Брокден Браун был глубоко затронут этими обстоятельствами, как можно видеть на примере Виланда . Этот роман вдохновил Логана на Джона Нила . [ 7 ] который примечателен отказом от традиций британской готики в пользу чисто американских материалов. [ 8 ]
Эдгара Аллана По, Натаниэля Хоторна и Вашингтона Ирвинга часто объединяют в группы. [ 2 ] Они представляют впечатляющие, хотя и тревожные, портреты человеческого опыта. По достиг этого через призму болезненного и депрессивного увлечения угрюмыми людьми, Ирвинг — с острым обаянием искусного рассказчика, а Хоторн — с помощью семейных связей с прошлыми мерзостями, такими как Салемские процессы над ведьмами , о которых он говорит в «Таможне».
Южноамериканская готика
[ редактировать ]Южная готика включает в себя истории, действие которых происходит на юге Соединенных Штатов , особенно после Гражданской войны , и происходит в период экономического и культурного упадка, охватившего этот регион. Истории южной готики, как правило, сосредотачиваются на падении экономического, образовательного и жизненного уровня Юга после Гражданской войны . Часто большое внимание уделяется расовым и классовым отношениям, в то время как сельская среда обеспечивает эффективную замену традиционной готической обстановки Старого Света; например, плантационные поместья выполняют роль европейских замков. Некоторые авторы южной готики включают Уильяма Фолкнера , Фланнери О'Коннор и Юдору Велти .
Новая американская готика
[ редактировать ]К авторам, подпадающим под категорию «Новая американская готика», относятся: Фланнери О'Коннор , Джон Хоукс , Дж. Д. Сэлинджер и Ширли Джексон . Эти писатели полагаются на использование частных миров для плетения своих готических интриг, поскольку разрушение семейной ячейки является обычным явлением в Новой американской готике. Психика становится обстановкой микрокосма, создаваемого этим конкретным видом ужасов. [ 9 ] Обычно в таких историях есть своего рода « антигерой »; охваченный тревогой человек, обладающий малой замечательной силой. Эти особенности заметны в таких рассказах, как « Хорошего человека трудно найти », « Смеющийся человек », « Мудрая кровь » , «Ветка лайма» , «Призраки дома на холме » и «Нога жука ».
Примечание : Фланнери О'Коннор упоминается как автор южной готики.
Яркие примеры
[ редактировать ]- Виланд (1798) Чарльза Брокдена Брауна
- Эдгар Хантли (1799) Чарльза Брокдена Брауна
- « Легенда о Сонной лощине » (1820) Вашингтона Ирвинга
- « Молодой Гудман Браун » (1835) Натаниэля Хоторна
- « Черная вуаль министра » (1836) Натаниэля Хоторна
- Повествование об Артуре Гордоне Пиме из Нантакета (1838) Эдгара Аллана По
- « Падение дома Ашеров » (1839) Эдгара Аллана По ( Полный текст в Wikisource )
- « Сердце-обличитель » (1843) Эдгара Аллана По ( полный текст в Wikisource )
- Дом с семью фронтонами (1851) Натаниэля Хоторна
- Моби-Дик (1851) Германа Мелвилла
- « Желтые обои » (1892) Шарлотты Перкинс Гилман ( полный текст в Project Gutenberg )
- « После (рассказ) » (1910) Эдит Уортон ( Полный текст )
- « Крысы в стенах » (1924) Лавкрафта .
- Авессалом, Авессалом! (1936) Уильяма Фолкнера
- « Лотерея » (1948) Ширли Джексон
- Призраки дома на холме (1959) Ширли Джексон
- Убить пересмешника (1960) Харпер Ли
- Мы всегда жили в замке (1962) Ширли Джексон
- Дитя Божье (1973) Кормака Маккарти
- Интервью с вампиром (1976) Энн Райс
- Сияние (1977) Стивена Кинга
- Возлюбленные (1987) Тони Моррисон
- Дом листьев (2000) Марка З. Данилевски
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аллан Ллойд Смит, Американская готическая фантастика: Введение, стр. 65–69 (Continuum International Publishing Group, 2003)
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Парсонс Латоп, Исследование Хоторна, стр. 300–309 (Scholarly Press, 1970)
- ^ Сирс, Дональд А. (1978). Джон Нил . Бостон, Массачусетс: Twayne Publishers. п. 82. ИСБН 978-0-8057-7230-2 .
- ^ Аллан Ллойд Смит, Американская готическая фантастика: Введение, стр. 79–87 (Continuum International Publishing Group, 2004)
- ^ Аллан Ллойд Смит, Американская готическая фантастика: Введение, стр. 114 (Continuum International Publishing Group, 2004)
- ^ Перейти обратно: а б Аллан Ллойд Смит, Американская готическая фантастика: Введение, стр. 94–108 (Continuum International Publishing Group, 2004).
- ^ Лиз, Бенджамин (1972). Этот дикий парень Джон Нил и американская литературная революция . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 90. ИСБН 9780226469690 .
- ^ Уэлч, Эллен Баффорд (2021). «Литературный национализм и отказ от британской готической традиции в романах Джона Нила» . Ранняя американская литература . 56 (2): 484. doi : 10.1353/eal.2021.0039 . S2CID 243142175 .
- ^ Малин, Ирвинг. «Новая американская готика», стр. 5–12 (Карбондейл: Southern Illinois Press, 1962)