Черная технология
Технуар (также известный как кибер-нуар , нуар будущего и нуар научной фантастики ) — гибридный жанр художественной литературы, в частности кино, сочетающий в себе фильм-нуар и научную фантастику , воплощенный в фильме Ридли Скотта « Бегущий по лезвию» (1982). [1] и Джеймса Кэмерона » «Терминатор (1984). [2] Технуар представляет «технологии как разрушительную и антиутопическую силу, которая угрожает каждому аспекту нашей реальности». [3]
Происхождение
[ редактировать ]Кэмерон придумал этот термин в «Терминаторе» , используя его как название ночного клуба , а также чтобы вызвать ассоциации как с жанром нуар, так и с футуристической научной фантастикой. [4]
Прекурсоры
[ редактировать ]Слово «нуар» происходит от «film noir» и является французским термином (буквально «черный фильм» или «мрачный фильм»), обозначающим американские черно-белые фильмы 1940-х и 1950-х годов, действие которых всегда происходило ночью, в городском пейзаже. , с достаточно мрачной тематикой, хотя трактовка часто бывает сексуальной и гламурной, а также стилизованной и жестокой. Жанр был основан на множестве криминальных романов, Рэймонда Чендлера яркими примерами которых являются «Большой сон» и «Прощание, моя любимая» . Классический стиль нуар, который часто называют криминальными триллерами с героем-частным детективом и рядом привлекательных, смертоносных героинь, также можно назвать «детективным нуаром».
Отсюда возникли различные родственные и извращенные термины, такие как нео-нуар (возрождение этой формы в Америке 1960-х и 1970-х годов); нуар холодной войны (эксплуатирующий напряженность и паранойю ядерного века); фильмы о черной эксплуатации , которые некоторые называют черным нуаром; Скандинавский нуар , действие которого разворачивается в суровых пейзажах и, казалось бы, безвкусной социальной среде скандинавских стран, но раскрывает темное наследие жестокого женоненавистничества, жестоких сексуальных репрессий и убийств. Из того же источника происходит кибер-нуар, также называемый техно-нуаром, который может иметь дело с интригами и преступными предприятиями либо в реальном мире компьютеров и высоких технологий, либо в виртуальных ландшафтах созданного техно преступного мира, а иногда и в том и в другом.
Научная фантастика нуар
[ редактировать ]Начиная с 1960-х годов наиболее значительная тенденция в кроссоверах или гибридах фильмов в стиле нуар связана с научной фантастикой. В фильме Жана-Люка Годара « Альфавиль » (1965) Лемми Коушен — это имя частного сыщика старой закалки в городе завтрашнего дня. В центре сюжета «Заговора земной звезды» (1972) — другой непримиримый сыщик, страдающий амнезией, по имени Уэллс. Сойлент Грин (1973), первый крупный американский пример, изображает антиутопический мир ближайшего будущего через очевидно нуарный сюжет; в главной роли с Чарлтоном Хестоном (главная роль в фильме «Прикосновение зла »), в нем также участвуют классические дублеры в стиле нуар Джозеф Коттен , Эдвард Дж. Робинсон и Уит Бисселл . Режиссером фильма стал Ричард Флейшер , который за два десятилетия до этого снял несколько сильных фильмов категории B noir, в том числе «Ограбление бронемашины» (1950) и «Узкая граница» (1952).
Кибер-черный
[ редактировать ]Кибер-нуар, также называемый технуаром, касается либо темных махинаций в мире компьютеров, либо высокотехнологичных суперботаников; или виртуальные пейзажи преступного мира, созданного техно; или оба. Этот термин представляет собой сумку , описывающую сочетание технологий и научной фантастики: кибер- как киберпанк и нуар как фильм-нуар.
Родственный жанр киберпанка сам по себе является еще одним чемоданом: кибер- — префикс, используемый в кибернетике , изучении коммуникации и управления в живых организмах, машинах и организациях, хотя обычно понимается как интерфейс человека и машины; от греческого κυβερνήτης kubernetes, рулевой. В сочетании с панком, изначально афроамериканским сленгом, обозначавшим молодого мужчину-проститутку, впоследствии ставшего аутсайдером в обществе, а затем мишень и предмет панк-музыки и субкультуры, где ключевым словом является отчуждение.
Развитие технуара
[ редактировать ]Циничная и стильная перспектива классического нуара оказала формирующее влияние на киберпанк жанр научной фантастики , возникший в начале 1980-х годов. Самым непосредственным влиянием на киберпанк стал фильм «Бегущий по лезвию» (1982). [5] Режиссер Ридли Скотт , который на протяжении всего фильма отдает явную и запоминающуюся дань уважения классическому стилю нуар. (Впоследствии Скотт стал режиссером криминальной мелодрамы в стиле неонуар 1987 года « Кто-то, кто будет следить за мной ».)
Сильные элементы технуара также присутствуют в Терри Гиллиама «антиутопической сатире» « Бразилия » (1985) и «Городе потерянных детей » (1995), одном из двух «гиллиамских» фильмов Жан-Пьера Жене и Марка Каро , созданных под влиянием Работы Гиллиама в целом и Бразилии в частности (вторая — Delicatessen ). Ученый Джамалуддин бин Азиз наблюдал, как «тень Филипа Марлоу сохраняется» в таких других фильмах «будущего нуара», как « 12 обезьян » (Гиллиам, 1995), « Темный город» (1998) и «Отчет меньшинства» (2002). [6] Герой является объектом расследования в фильме «Гаттака» (1997), в котором мотивы нуара соединяются со сценарием, обязанным «О дивному новому миру» . «Тринадцатый этаж» (1999), как и «Бегущий по лезвию» , представляет собой явную дань уважения классическому нуару, в данном случае включающую в себя размышления о виртуальной реальности . Научная фантастика, нуар и анимация объединены в японских фильмах «Призрак в доспехах» (1995) и «Призрак в доспехах 2: Невинность» (2004), оба режиссера Мамору Осии , а также в таких фильмах, как ренессанс «Французский » (2006). ) и диснеевский сиквел «Трон: Наследие» (2010) из Америки. [7]
См. также
[ редактировать ]- Артхаусный боевик
- Новый Голливуд
- Антиутопическая фантастика
- Синтвейв
- Художественный фильм
- Минималистическое и максималистическое кино.
- Постмодернистский фильм
- Нео-черный
- Черная мякоть
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шерлок, Бен (21 февраля 2021 г.). «Один фильм изобрел и усовершенствовал техно-нуар» . Игра Рэнт .
- ^ Хуртген, Йозеф. «Научно-фантастический нуар: Терминатор и технонуар» . Быстрая передача . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Оже, Эмили (2011). Фильм в стиле технуар: теория развития популярных жанров . ООО "Интеллект" с. 21. ISBN 978-1841504247 .
- ^ 10 захватывающих дух научно-фантастических неонуаров, которые стоит посмотреть, если вам нравится «Бегущий по лезвию» – Screen Rant
- ^ Тех-Нуар: Слияние научной фантастики и нуара | Показ прошлого
- ^ Азиз (2005), раздел «Будущий нуар и постмодернизм: ирония начинается».
- ^ Поджанр - Технуар|AllMovie
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Технуар» (PDF) . Художники, использующие науку и технологии . 23 (2). Январь – февраль 2003 г.
- Огер, Эмили Э. (2011): Фильм в стиле технуар. Теория развития популярных жанров. Портленд: Интеллект, ISBN 9781841504247