Сценарий
Драма ( произносится [ʃenedˈdʒaːta] , мн. драмы) или неаполитанской драмы ( произносится [ʃenedˈdʒaːata napoleˈtaːna] ) — форма музыкальной драмы, типичная для Неаполя . Начавшись как форма музыкального театра после Первой мировой войны , он также был адаптирован для кино; Фильмы Sceneggiata стали особенно популярными в 1970-х годах и способствовали тому, что этот жанр стал более широко известен за пределами Неаполя. [2] Самыми известными актерами, сыгравшими драмы, были Марио Мерола , Марио Треви и Нино Д'Анджело . [3]
Sceneggiata песнями можно грубо охарактеризовать как «музыкальную мыльную оперу», где действие и диалог перемежаются неаполитанскими . Сюжеты вращаются вокруг мелодраматических тем, заимствованных из неаполитанской культуры и традиций, включая страсть, ревность, предательство, личный обман и предательство, честь, месть и жизнь в мире мелких преступлений. Песни и диалоги изначально были на неаполитанском диалекте , хотя, особенно в кинопроизводстве, итальянскому иногда предпочтение отдавалось , чтобы охватить более широкую аудиторию. За пределами Италии сценаджиата наиболее известна в районах, населенных итальянскими иммигрантами . Помимо Неаполя, второй родиной сценыджьяты, вероятно, является Маленькая Италия в Нью-Йорке . [4]
и эволюция История
Золотой век: гг . 1920-1940
Сценаджиата . уходит корнями в дешевые популярные театральные представления, и ученые полагают, что экономические соображения сыграли решающую роль в ее развитии [5] Это также верно в отношении наиболее часто встречающихся предшественников этого жанра, таких как произведения Паскуале Альтавилла (1806–1875), который разработал многие из своих комедий на основе успешных песен, чтобы привлечь более широкую аудиторию. После Первой мировой войны итальянское правительство увеличило налогообложение развлекательных шоу , что заставило многих авторов разработать смешанный тип шоу, в котором песни дополнялись бы драматической игрой, чтобы обойти такие пошлины. [5] Этот эскамотаж иногда приписывают Энцо Лучио Муроло , который явно написал песню «Surriento gentile» с намерением создать вокруг нее сцену и представить ее в театрах в такой форме ( сцена была исполнена компанией Cafiero-Fumo в 1920 году). . [6]
Одним из первых известных примеров Sceneggiata является Pupatella (1918), основанная на одноименной песне Либеро Бовио и исполненная театральной труппой под руководством Джованни Д'Алессио . В последующие годы сцена быстро развивалась с появлением специализированных компаний, таких как компания, основанная Сальваторе Кафьеро (бывшим автором варьете) и Эухенио Фумо (бывшим популярным драматургом), а также специализированных площадок, таких как Трианон и Сан-Фердинандо. театры, ставшие «храмами» жанра. [6] Компания Cafiero-Fumo (в которой, в частности, снималась Нино Таранто ) во многом способствовала установлению параметров жанра. Типичная сцена включала монологи, диалоги, песни, танцы, а ее сюжет был сосредоточен на сильных эмоциях, таких как любовь, страсть, ревность, честь, предательство, прелюбодеяние, месть и борьба добра со злом. Стандартным образцом был «треугольник», состоящий из isso («он», герой), essa («она», героиня) и o malamente («злодей»). [7] [6]
Sceneggiata оставалась чрезвычайно популярной в Неаполе с 1920-х по 1940-е годы. В эту эпоху доминировало относительно небольшое количество авторов, которых называли поэти ди компанья («поэты компании»), которые написали большую часть сценариев; в их число входили Энцо Лучио Муроло (1898–1975), Оскар Ди Майо , Гаспаре ди Майо (1872–1930) и Рафаэле Кьюрацци .
В эту золотую эпоху сцены этот жанр также экспортировался за границу, особенно в сообществах итальянских иммигрантов неаполитанского происхождения. Нью-Йорке в В частности, Маленькая Италия стала своего рода второй родиной сцены с такими известными компаниями, как Маджо-Коруццоло-Чиарамелла , Маркетелло-Диас , и компанией, которую возглавляла Джильда Миньонетт (1890–1953), -называемая «Королевой эмигрантов». [8]
Помимо постановок в театрах, сцены с первых лет кинематографа были адаптированы для кино. Известной Sceneggiata киностудией была Miramare Film , основанная Эмануэле Ротонно , которая в период с 1919 по 1927 год выпустила более 100 весьма успешных фильмов. Эта эра фильмов сценджиата , между прочим, заложила традицию фильмов, основанных на хитах, которая сохранилась в итальянском кинопроизводстве еще долгое время после упадка самой сцены . Одним из наиболее известных разработок этой традиции является поджанр музыкарелло , который стал популярным в 1950–1960-х годах в Италии, благодаря чему многие популярные певцы и авторы песен (например, Джанни Моранди , Аль Бано , Адриано Челентано , Литтл Тони и другие) также будут актерами в фильмах, связанных с их главными хитами.
: 1970-1990 . Возрождение гг
Сценеджиата Второй почти исчезла во время мировой войны . В 1969 году эту традицию продолжил единственный театр Неаполя (Театро Дуэмила).
Тем не менее, в 1970-е годы жанр получил новый импульс. Хотя это возрождение было в основном вызвано успешными фильмами Sceneggiata с участием популярных певцов и актеров, таких как Марио Мерола , Марио Треви и Нино Д'Анджело , Sceneggiata также снова появилась в кинотеатрах. Мерола, в частности, стал настолько популярен благодаря таким фильмам, как «Сгарро алла каморра» или «Заппаторе» (самый успешный фильм сцены ), что заслужил титул «короля сцены». [1] Мерола, особенно за пределами Неаполя, на сегодняшний день является самым известным представителем жанра Sceneggiata , и его часто упоминают как относящегося к Sceneggiata через антономазию .
Sgarro alla camorra (т.е. «Оскорбление Каморры » , 1973), в частности, написанный и поставленный Этторе Марией Фиццаротти и с Марио Меролой в главной роли во время его кинодебюта, считается первым сценарным фильмом и прототипом этого жанра. [9] [10] Он был снят в Четаре , провинция Салерно . [10]
В эпоху возрождения сцены тоже были свои «компании поэтов», которые работали либо в театрах, либо в кино, либо в обоих случаях. Среди выдающихся представителей этого поколения сценджиаты авторов — Альберто Шотти (1925–1998), Аниелло Ланджелла (1919–1995), Франческо Мартинелли , Елена Каннио и Гаэтано Ди Майо (1927–1991).
Каноны сценария [ править ]
Четко определены каноны, в рамках которых темы, вынесенные на сцену авторами неаполитанской сцены, такие как любовь, предательство, честь - иногда преступный мир - суммированы в триноме главных героев: [11]
- иссо («он»), также называемый «тенор», положительный герой;
- Эсса («она»), также называемая «первой певицей», героиня;
- ' o malamente (злодей), антагонист.
В популярной культуре [ править ]
- Сцена из Senza Mamma , Sceneggiata, написанная дедом Фрэнсиса Форда Копполы Франческо Пеннино, включена во вторую часть фильма Копполы «Крестный отец» .
- Итальянский порнорежиссер Марио Сальери выпустил свою «Наполетскую сцену» , в которой сексуальная активность под фоновую музыку берет на себя роль обычных музыкальных интерлюдий формы.
Сноски [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марио Мерола мертв - Il Corriere della Sera. Архивировано 30 декабря 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ «КантаНаполи: драма Марио Меролы» . июль 2020 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ «Нино Д'Анджело: шоу к его 60-летию. Интервью» . 13 июня 2017 г. Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Казелли, Роберто (2018). История итальянской песни (на итальянском языке). Хоепли. ISBN 978-8820384913 . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паскуале Скиало, Неаполитанская песня , Ньютон, 1994, страницы 45–48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Это, то и плохо, эпичность сценария
- ^ Неаполитанский театр
- ^ Гильда Миньонетт
- ^ Роберто Поппи (2002). Режиссеры: 1930-е по настоящее время . Gremese Editore, 2002. с. 180. ИСБН 8884401712 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роберто Курти (22 октября 2013 г.). Итальянская криминальная фильмография, 1968–1980 гг . МакФарланд, 2013. ISBN. 978-0786469765 .
- ^ «Марио Мерола: король драмы, который был грузчиком с приглашениями в Белый дом, переводами на арабский язык (и предупреждениями)» (на итальянском языке). 11 ноября 2019 года . Проверено 20 декабря 2022 г.