Чопсоки
Чопсоки (или чоп-сокки [1] ) — разговорный термин для обозначения фильмов о боевых искусствах и кунг-фу, снятых в основном гонконгскими боевиками в период с конца 1960-х по начало 1980-х годов. Этот термин был придуман американским журналом о киноиндустрии Variety после бурного роста количества фильмов этого жанра, выпущенных в 1973 году в США после успеха фильма « Пять пальцев смерти» . [1] [2] Это слово представляет собой игру на чоп-суэй , сочетающую в себе «чоп» (как в каратэ-чоп, обозначающий удар ребром руки) и «носок» (как в ударе ).
Фильмы Чопсока обычно характеризуются раздутыми сюжетными линиями, чрезмерными спецэффектами (особенно преувеличенными, а иногда и причудливыми звуковыми эффектами во время реальных боевых сцен) и чрезмерным насилием. Жанр также известен своим корявым дубляжом . Хотя термин «чопсоки» обычно используется в качестве названия кино о боевых искусствах в средствах массовой информации, это слово также может носить пренебрежительный характер. Другое распространенное значение — это обобщение фильмов о боевых искусствах из Азии или, в частности, Гонконга, не обязательно имеющее негативный оттенок. Журнал Variety , создатель этого термина, определил «Чопсоки» просто как фильм о боевых искусствах без негативного подтекста. [3]
-фу (1970–1980-е годы Увлечение кунг )
Международное влияние гонконгского боевика первоначально пришло в виде фильмов о боевых искусствах , особенно фильмов о кунг-фу 1970-х годов и особенно фильмов о Брюсе Ли . [4] Его первые попытки представить на Западе свой бренд гонконгского кино о боевых искусствах были в форме американских телешоу , таких как «Зеленый шершень» (дебют в 1966 году) и «Кунг-фу» (дебют в 1972 году). [5] «Увлечение кунг-фу» началось в начале 1973 года, когда гонконгские фильмы о боевых искусствах имели беспрецедентный кассовый успех за рубежом. [4] Он распространился по Азии, а затем по Европе, где Брюс Ли стал самой кассовой кинозвездой этого жанра, прежде чем к началу 1973 года повальное увлечение достигло Северной Америки. Первоначально фильмы назывались « боевые науки » или « китайские боксеры ». в то время как главных героев боевых искусств называли « чау-мейн шпионами » или « китайскими супергероями »-агентами, что сравнивало их с более ранним увлечением спагетти-вестерном . [6]
«Король боксер» ( «Пять пальцев смерти ») с индонезийского актером происхождения Ло Лием в главной роли стал первым гонконгским фильмом, который возглавил кассовые сборы США, проложив путь к прорыву Брюса Ли с «Большим боссом» ( «Кулаки ярости» ), возглавившим кассовые сборы США. В мае 1973 года гонконгский боевик вошел в историю кассовых сборов США: три иностранных фильма впервые заняли первые три места: «Кулаки ярости» , «Леди Вихрь» ( «Глубокий выпад ») и «Пять пальцев смерти» . Ли продолжил свой успех с фильмом «Кулак ярости» ( «Китайская связь» ), который в следующем месяце также возглавил кассовые сборы в США. [4]
Выпуск фильмов о кунг-фу в Соединенных Штатах первоначально был ориентирован на американскую аудиторию азиатского происхождения, а затем стал сенсационным успехом среди более широкой афроамериканской и латиноамериканской аудитории. [7] а затем среди белых американцев рабочего класса . [8] Фильмы о кунг-фу также имели глобальный успех в Азии , Европе и странах третьего мира . [8] В конечном итоге это проложило путь к посмертному прорыву Ли в голливудском фильме с совместным производством Гонконга и США «Выход дракона» (1973). Гонконгское кино о боевых искусствах впоследствии вдохновило волну западных фильмов и телешоу о боевых искусствах на протяжении 1970–1990-х годов (положив начало карьере западных звезд боевых искусств, таких как Жан-Клод Ван Дамм , Стивен Сигал и Чак Норрис ), а также более общая интеграция азиатских боевых искусств в западные боевики и телешоу к 1990-м годам, [5] такие как Юэнь Ву-Пином поставленная трилогия «Матрица», .
Саша Матушак из Vice сказал, что «Выход дракона » «упоминается во всех средствах массовой информации, сюжетная линия и персонажи продолжают влиять на рассказчиков и сегодня, и это влияние особенно ощущалось в революционном способе изображения в фильме афроамериканцев , азиатов и традиционных боевых искусств». ." [9] Куан-Синг Чен и Бенг Хуат Чуа отметили, что сцены боя в гонконгских фильмах, таких как «Выход дракона» , оказали влияние на то, как они представили «элементарную историю добра против зла в такой насыщенной зрелищностью». [10]
В Японии манга и аниме- франшизы «Кулак Полярной звезды» (1983–1988) и «Жемчуг дракона» (1984–1995) находились под влиянием гонконгских фильмов о боевых искусствах, особенно фильмов о кунг-фу 1970-х годов, таких как «Выход дракона» Брюса Ли и «Выход дракона » Джеки Чана. Пьяный мастер (1978). [11] [12] В свою очередь, «Кулаку Полярной звезды» и особенно «Жемчугу дракона» приписывают определение тенденций для популярной сёнэн-манги и аниме, начиная с 1980-х годов. [13] [14]
Точно так же в Индии гонконгские фильмы о боевых искусствах оказали влияние на на хинди фильмы масала . [15] После успеха фильмов Брюса Ли (таких как «Выход дракона ») в Индии, [16] Диваар (1975) и более поздние фильмы на хинди включали сцены боев, вдохновленные гонконгскими фильмами о боевых искусствах 1970-х годов вплоть до 1990-х годов. [17] Сцены в кино на хинди имитировали Гонконг, а не Голливуд, делая упор на акробатику и трюки и сочетая кунг-фу (в восприятии индийцев) с индийскими боевыми искусствами, такими как пехлвани . [18]
Гонконгские фильмы о боевых искусствах, такие как «Выход дракона», послужили основой для файтингов . [19] Франшиза Street Fighter видеоигры (дебют 1987 года) была вдохновлена « Выходом дракона» ; игровой процесс сосредоточен вокруг международного бойцовского турнира, а каждый персонаж обладает уникальным сочетанием этнической принадлежности, национальности и стиля боя. Street Fighter стал образцом для всех последующих файтингов. [20] Ранняя игра « Kung-Fu Master» Брюса Ли (1984) также была основана на «Игре смерти» Джеки Чана (1972) и «Колеса во время еды» (1984). [21]
Успех фильмов Брюса Ли помог популяризировать концепцию смешанных единоборств (ММА) на Западе через его систему Джит Кун До . В 2004 году основатель Ultimate Fighting Championship (UFC) Дана Уайт назвал Ли «отцом смешанных единоборств». [22] На паркур также повлияли акробатические выходки Джеки Чана в его гонконгских боевиках. [23] [24] а также философия Брюса Ли. [25]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б YourDictionary.com: «Чопсоки»
- ^ «Американская ярость от фильмов о Чоп-Сокки; Каратэ вырывается из китайского квартала». Разнообразие . 9 января 1974 г. с. 72.
- ^ «Языковой словарь» . Разнообразие .
- ^ Jump up to: а б с Дессер, Дэвид (2002). «Безумие кунг-фу: первый американский прием гонконгского кино» . В Фу, Пошек; Дессер, Дэвид (ред.). Кино Гонконга: история, искусство, идентичность . Издательство Кембриджского университета . стр. 19–43. ISBN 978-0-521-77602-8 .
- ^ Jump up to: а б Грин, Томас А.; Свинт, Джозеф Р. (2010). «Боевые СМИ» . Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО . стр. 527–64. ISBN 978-1-59884-244-9 .
- ^ Льюис, Дэн (22 апреля 1973 г.). «Новое увлечение кино: китайские агенты» . Новости Лимы . п. 30 . Проверено 15 апреля 2022 г. - из NewspaperArchive .
Сначала в Италии были сняты «спагетти-вестерны», а затем в дело вступили испанцы, и они стали «гаспачо-вестернами».
Теперь произойдет вторжение «шпионов чау-мейн». Это новейшая мода - китайский агент-супергерой, который одновременно сражается с 84 противниками и сбивает их с ног - без опасного оружия, кроме рук и ног.
Они приезжают сюда под названием «боевые науки», объединяющим все восточные искусства самообороны, такие как каратэ, джиу-джитсо, кунг-фу и так далее.
Они сняты в Гонконге, и самым большим героем из всех на данный момент и, безусловно, самой кассовой достопримечательностью там является лицо, довольно знакомое американской телеаудитории. Помните Брюса Ли, стремительного и ловкого восточного шофера из «Зеленого шершня»?
(...) Ли уже снялся в трех картинах с китайскими боксерами (другой лейбл), и на международном рынке доступно еще несколько десятков других. Сообщается, что они захватывают европейский рынок и только начали проникать на американскую сцену.
Компания Warner Brothers только что выпустила фильм под названием «Пять пальцев смерти» и вместе с Фредом Вайнтраубом в качестве продюсера сейчас участвует в первом американо-китайском производстве фильма о боевых науках, фильме с Брюсом (Като) Ли в главной роли. - ^ Кук, Дэвид А. (2002). Утраченные иллюзии: американское кино в тени Уотергейта и Вьетнама, 1970–1979 гг . Издательство Калифорнийского университета . стр 266–267 . . ISBN 978-0-520-23265-5 .
- ^ Jump up to: а б Йип, Ман-Фунг (2017). Кино боевых искусств и современность Гонконга: эстетика, репрезентация, распространение . Издательство Гонконгского университета . п. 145. ИСБН 978-988-8390-71-7 .
- ^ Матушак, Саша (1 июля 2015 г.). «Последние слова Брюса Ли: появление дракона и взрыв боевых искусств» . Порок . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Чен, Куан-Синг; Чуа, Бенг Хуат (2015). Читатель межазиатских культурных исследований . Рутледж . п. 489. ИСБН 978-1-134-08396-1 .
- ^ «Новый кулак Полярной звезды : Интервью с Буронсоном» . АДВ фильмы . Архивировано из оригинала 18 февраля 2007 г. Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ Легенда Dragon Ball Z: квест продолжается . DH Publishing Inc. 2004. с. 7 . ISBN 9780972312493 .
- ^ Дженсен, К. Тор (2 октября 2018 г.). «Абсурдное, блестящее насилие Кулака Полярной звезды » . Geek.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Томпсон, Джейсон (10 марта 2011 г.). «Манга Дом 1000 Джейсона Томпсона – Жемчуг дракона » . Сеть новостей аниме . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Штадтман, Тодд (2015). Фанк-Болливуд: дикий мир индийского боевика 1970-х годов . ФАБ Пресс. ISBN 9781903254776 .
- ^ «Брюс Ли снова штурмует Бомбей с «Возвращением дракона»» . Индия сегодня . 15 сентября 1979 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Хайде, Уильям Ван дер (2002). Малайзийское кино, азиатское кино: переходы границ и национальные культуры . Издательство Амстердамского университета . ISBN 9789053565803 .
- ^ Моррис, Миган; Ли, Сиу Люн; Чан, Стивен Чинг-киу (2005). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Издательство Гонконгского университета . п. 149. ИСБН 9781932643190 .
- ^ Капелл, Мэтью Вильгельм (2015). Разница между игрой и историей в исследованиях игр: критические эссе . МакФарланд и компания . п. 166. ИСБН 978-1-4766-2309-2 .
- ^ Трэшер, Кристофер Дэвид (2015). Боевые виды спорта и американская мужественность: спасение в насилии с 1607 года по настоящее время . МакФарланд. п. 208. ИСБН 978-1-4766-1823-4 .
- ^ «Спартанец Х» . История аркад . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Викерт, Марк. 2004. Дана Уайт и будущее UFC . kucklepit.com. См в Wikiquotes . . текст
- ^ Стратфорд, Элейн (2014). География, мобильность и ритмы на протяжении жизни: приключения в интервале . Рутледж . п. 79. ИСБН 9781135117429 .
- ^ Хант, Леон; Винг-Фай, Люн (2010). Кинотеатры Восточной Азии: исследование транснациональных связей в кино . ИБ Таурис . ISBN 9780857712271 .
- ^ «История паркура» . Поколения паркура . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Проверено 13 марта 2019 г.