Jump to content

Чопсоки

Чопсоки (или чоп-сокки [1] ) — разговорный термин для обозначения фильмов о боевых искусствах и кунг-фу, снятых в основном гонконгскими боевиками в период с конца 1960-х по начало 1980-х годов. Этот термин был придуман американским журналом о киноиндустрии Variety после бурного роста количества фильмов этого жанра, выпущенных в 1973 году в США после успеха фильма « Пять пальцев смерти» . [1] [2] Это слово представляет собой игру на чоп-суэй , сочетающую в себе «чоп» (как в каратэ-чоп, обозначающий удар ребром руки) и «носок» (как в ударе ).

Фильмы Чопсока обычно характеризуются раздутыми сюжетными линиями, чрезмерными спецэффектами (особенно преувеличенными, а иногда и причудливыми звуковыми эффектами во время реальных боевых сцен) и чрезмерным насилием. Жанр также известен своим корявым дубляжом . Хотя термин «чопсоки» обычно используется в качестве названия кино о боевых искусствах в средствах массовой информации, это слово также может носить пренебрежительный характер. Другое распространенное значение — это обобщение фильмов о боевых искусствах из Азии или, в частности, Гонконга, не обязательно имеющее негативный оттенок. Журнал Variety , создатель этого термина, определил «Чопсоки» просто как фильм о боевых искусствах без негативного подтекста. [3]

-фу (1970–1980-е годы Увлечение кунг )

Международное влияние гонконгского боевика первоначально пришло в виде фильмов о боевых искусствах , особенно фильмов о кунг-фу 1970-х годов и особенно фильмов о Брюсе Ли . [4] Его первые попытки представить на Западе свой бренд гонконгского кино о боевых искусствах были в форме американских телешоу , таких как «Зеленый шершень» (дебют в 1966 году) и «Кунг-фу» (дебют в 1972 году). [5] «Увлечение кунг-фу» началось в начале 1973 года, когда гонконгские фильмы о боевых искусствах имели беспрецедентный кассовый успех за рубежом. [4] Он распространился по Азии, а затем по Европе, где Брюс Ли стал самой кассовой кинозвездой этого жанра, прежде чем к началу 1973 года повальное увлечение достигло Северной Америки. Первоначально фильмы назывались « боевые науки » или « китайские боксеры ». в то время как главных героев боевых искусств называли « чау-мейн шпионами » или « китайскими супергероями »-агентами, что сравнивало их с более ранним увлечением спагетти-вестерном . [6]

«Король боксер» ( «Пять пальцев смерти ») с индонезийского актером происхождения Ло Лием в главной роли стал первым гонконгским фильмом, который возглавил кассовые сборы США, проложив путь к прорыву Брюса Ли с «Большим боссом» ( «Кулаки ярости» ), возглавившим кассовые сборы США. В мае 1973 года гонконгский боевик вошел в историю кассовых сборов США: три иностранных фильма впервые заняли первые три места: «Кулаки ярости» , «Леди Вихрь» ( «Глубокий выпад ») и «Пять пальцев смерти» . Ли продолжил свой успех с фильмом «Кулак ярости» ( «Китайская связь» ), который в следующем месяце также возглавил кассовые сборы в США. [4]

Выпуск фильмов о кунг-фу в Соединенных Штатах первоначально был ориентирован на американскую аудиторию азиатского происхождения, а затем стал сенсационным успехом среди более широкой афроамериканской и латиноамериканской аудитории. [7] а затем среди белых американцев рабочего класса . [8] Фильмы о кунг-фу также имели глобальный успех в Азии , Европе и странах третьего мира . [8] В конечном итоге это проложило путь к посмертному прорыву Ли в голливудском фильме с совместным производством Гонконга и США «Выход дракона» (1973). Гонконгское кино о боевых искусствах впоследствии вдохновило волну западных фильмов и телешоу о боевых искусствах на протяжении 1970–1990-х годов (положив начало карьере западных звезд боевых искусств, таких как Жан-Клод Ван Дамм , Стивен Сигал и Чак Норрис ), а также более общая интеграция азиатских боевых искусств в западные боевики и телешоу к 1990-м годам, [5] такие как Юэнь Ву-Пином поставленная трилогия «Матрица», .

Саша Матушак из Vice сказал, что «Выход дракона » «упоминается во всех средствах массовой информации, сюжетная линия и персонажи продолжают влиять на рассказчиков и сегодня, и это влияние особенно ощущалось в революционном способе изображения в фильме афроамериканцев , азиатов и традиционных боевых искусств». ." [9] Куан-Синг Чен и Бенг Хуат Чуа отметили, что сцены боя в гонконгских фильмах, таких как «Выход дракона» , оказали влияние на то, как они представили «элементарную историю добра против зла в такой насыщенной зрелищностью». [10]

В Японии манга и аниме- франшизы «Кулак Полярной звезды» (1983–1988) и «Жемчуг дракона» (1984–1995) находились под влиянием гонконгских фильмов о боевых искусствах, особенно фильмов о кунг-фу 1970-х годов, таких как «Выход дракона» Брюса Ли и «Выход дракона » Джеки Чана. Пьяный мастер (1978). [11] [12] В свою очередь, «Кулаку Полярной звезды» и особенно «Жемчугу дракона» приписывают определение тенденций для популярной сёнэн-манги и аниме, начиная с 1980-х годов. [13] [14]

Точно так же в Индии гонконгские фильмы о боевых искусствах оказали влияние на на хинди фильмы масала . [15] После успеха фильмов Брюса Ли (таких как «Выход дракона ») в Индии, [16] Диваар (1975) и более поздние фильмы на хинди включали сцены боев, вдохновленные гонконгскими фильмами о боевых искусствах 1970-х годов вплоть до 1990-х годов. [17] Сцены в кино на хинди имитировали Гонконг, а не Голливуд, делая упор на акробатику и трюки и сочетая кунг-фу (в восприятии индийцев) с индийскими боевыми искусствами, такими как пехлвани . [18]

Гонконгские фильмы о боевых искусствах, такие как «Выход дракона», послужили основой для файтингов . [19] Франшиза Street Fighter видеоигры (дебют 1987 года) была вдохновлена ​​« Выходом дракона» ; игровой процесс сосредоточен вокруг международного бойцовского турнира, а каждый персонаж обладает уникальным сочетанием этнической принадлежности, национальности и стиля боя. Street Fighter стал образцом для всех последующих файтингов. [20] Ранняя игра « Kung-Fu Master» Брюса Ли (1984) также была основана на «Игре смерти» Джеки Чана (1972) и «Колеса во время еды» (1984). [21]

Успех фильмов Брюса Ли помог популяризировать концепцию смешанных единоборств (ММА) на Западе через его систему Джит Кун До . В 2004 году основатель Ultimate Fighting Championship (UFC) Дана Уайт назвал Ли «отцом смешанных единоборств». [22] На паркур также повлияли акробатические выходки Джеки Чана в его гонконгских боевиках. [23] [24] а также философия Брюса Ли. [25]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б YourDictionary.com: «Чопсоки»
  2. ^ «Американская ярость от фильмов о Чоп-Сокки; Каратэ вырывается из китайского квартала». Разнообразие . 9 января 1974 г. с. 72.
  3. ^ «Языковой словарь» . Разнообразие .
  4. ^ Jump up to: а б с Дессер, Дэвид (2002). «Безумие кунг-фу: первый американский прием гонконгского кино» . В Фу, Пошек; Дессер, Дэвид (ред.). Кино Гонконга: история, искусство, идентичность . Издательство Кембриджского университета . стр. 19–43. ISBN  978-0-521-77602-8 .
  5. ^ Jump up to: а б Грин, Томас А.; Свинт, Джозеф Р. (2010). «Боевые СМИ» . Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО . стр. 527–64. ISBN  978-1-59884-244-9 .
  6. ^ Льюис, Дэн (22 апреля 1973 г.). «Новое увлечение кино: китайские агенты» . Новости Лимы . п. 30 . Проверено 15 апреля 2022 г. - из NewspaperArchive . Сначала в Италии были сняты «спагетти-вестерны», а затем в дело вступили испанцы, и они стали «гаспачо-вестернами».
    Теперь произойдет вторжение «шпионов чау-мейн». Это новейшая мода - китайский агент-супергерой, который одновременно сражается с 84 противниками и сбивает их с ног - без опасного оружия, кроме рук и ног.
    Они приезжают сюда под названием «боевые науки», объединяющим все восточные искусства самообороны, такие как каратэ, джиу-джитсо, кунг-фу и так далее.
    Они сняты в Гонконге, и самым большим героем из всех на данный момент и, безусловно, самой кассовой достопримечательностью там является лицо, довольно знакомое американской телеаудитории. Помните Брюса Ли, стремительного и ловкого восточного шофера из «Зеленого шершня»?
    (...) Ли уже снялся в трех картинах с китайскими боксерами (другой лейбл), и на международном рынке доступно еще несколько десятков других. Сообщается, что они захватывают европейский рынок и только начали проникать на американскую сцену.
    Компания Warner Brothers только что выпустила фильм под названием «Пять пальцев смерти» и вместе с Фредом Вайнтраубом в качестве продюсера сейчас участвует в первом американо-китайском производстве фильма о боевых науках, фильме с Брюсом (Като) Ли в главной роли.
  7. ^ Кук, Дэвид А. (2002). Утраченные иллюзии: американское кино в тени Уотергейта и Вьетнама, 1970–1979 гг . Издательство Калифорнийского университета . стр 266–267 . . ISBN  978-0-520-23265-5 .
  8. ^ Jump up to: а б Йип, Ман-Фунг (2017). Кино боевых искусств и современность Гонконга: эстетика, репрезентация, распространение . Издательство Гонконгского университета . п. 145. ИСБН  978-988-8390-71-7 .
  9. ^ Матушак, Саша (1 июля 2015 г.). «Последние слова Брюса Ли: появление дракона и взрыв боевых искусств» . Порок . Проверено 23 марта 2020 г.
  10. ^ Чен, Куан-Синг; Чуа, Бенг Хуат (2015). Читатель межазиатских культурных исследований . Рутледж . п. 489. ИСБН  978-1-134-08396-1 .
  11. ^ «Новый кулак Полярной звезды : Интервью с Буронсоном» . АДВ фильмы . Архивировано из оригинала 18 февраля 2007 г. Проверено 5 мая 2010 г.
  12. ^ Легенда Dragon Ball Z: квест продолжается . DH Publishing Inc. 2004. с. 7 . ISBN  9780972312493 .
  13. ^ Дженсен, К. Тор (2 октября 2018 г.). «Абсурдное, блестящее насилие Кулака Полярной звезды » . Geek.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
  14. ^ Томпсон, Джейсон (10 марта 2011 г.). «Манга Дом 1000 Джейсона Томпсона – Жемчуг дракона » . Сеть новостей аниме . Проверено 31 января 2014 г.
  15. ^ Штадтман, Тодд (2015). Фанк-Болливуд: дикий мир индийского боевика 1970-х годов . ФАБ Пресс. ISBN  9781903254776 .
  16. ^ «Брюс Ли снова штурмует Бомбей с «Возвращением дракона»» . Индия сегодня . 15 сентября 1979 года . Проверено 20 января 2015 г.
  17. ^ Хайде, Уильям Ван дер (2002). Малайзийское кино, азиатское кино: переходы границ и национальные культуры . Издательство Амстердамского университета . ISBN  9789053565803 .
  18. ^ Моррис, Миган; Ли, Сиу Люн; Чан, Стивен Чинг-киу (2005). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Издательство Гонконгского университета . п. 149. ИСБН  9781932643190 .
  19. ^ Капелл, Мэтью Вильгельм (2015). Разница между игрой и историей в исследованиях игр: критические эссе . МакФарланд и компания . п. 166. ИСБН  978-1-4766-2309-2 .
  20. ^ Трэшер, Кристофер Дэвид (2015). Боевые виды спорта и американская мужественность: спасение в насилии с 1607 года по настоящее время . МакФарланд. п. 208. ИСБН  978-1-4766-1823-4 .
  21. ^ «Спартанец Х» . История аркад . Проверено 22 января 2016 г.
  22. ^ Викерт, Марк. 2004. Дана Уайт и будущее UFC . kucklepit.com. См в Wikiquotes . . текст
  23. ^ Стратфорд, Элейн (2014). География, мобильность и ритмы на протяжении жизни: приключения в интервале . Рутледж . п. 79. ИСБН  9781135117429 .
  24. ^ Хант, Леон; Винг-Фай, Люн (2010). Кинотеатры Восточной Азии: исследование транснациональных связей в кино . ИБ Таурис . ISBN  9780857712271 .
  25. ^ «История паркура» . Поколения паркура . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Проверено 13 марта 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c51167debb2ef228ce801547a21e47ec__1703437860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/ec/c51167debb2ef228ce801547a21e47ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chopsocky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)