Югославская черная волна
Годы активности | 1963–1972 |
---|---|
Расположение | Югославия |
Основные цифры | Душан Макавеев , Жика Павлович , Саша Петрович , Желимир Жилник , Мика Антич , Лордан Зафранович , Мича Попович , Марко Бабац |
Югославская черная волна (также называемая Черной волной ; сербско-хорватский : Crni val / Crni val или Crni talas / Crni talas ) — общий термин для югославского кинодвижения 1960-х и начала 1970-х годов. Среди известных режиссеров - Душан Макавеев , Жика Павлович , Александр Петрович , Желимир Жилник , Мика Антич , Лордан Зафранович , Мича Попович , Хордже Кадиевич и Марко Бабац. Их фильмы известны своим нетрадиционным подходом к кинопроизводству, черным юмором и критическим анализом социалистического югославского общества.
История [ править ]
В начале 1960-х годов в Югославии было снято больше фильмов, чем когда-либо прежде. Экспорт фильмов резко возрос в этот период интенсивного творчества и экспериментов. Создателей фильма объединяло общее желание расширить свободу художественного самовыражения и реформировать кинематографический язык. Создатели фильма хотели иметь право показывать темную сторону человеческой психики и открыто критиковать политику социалистического государства. Этот поток привлек международное внимание, а также спровоцировал сильные противоречия внутри Югославии. Либерализация формы и выражения кино достигла своего апогея в 1967–68.
В последующие годы контрнаступление против нового движения усилилось. Черные фильмы подвергались нападкам за их пессимистический взгляд на югославское социалистическое развитие и либерализм в целом, а также за преувеличение анархических и индивидуалистических тенденций в обществе. Нападки на движение можно рассматривать как результат более широких политических событий того времени. В конце концов это привело к тому, что правительство запретило отдельные фильмы, а некоторые режиссеры были вынуждены покинуть страну. [1]
и Известные фильмы личности
Душан Макавеев считается лидером кинематографистов «Черной волны». [2] Его самым успешным фильмом стала политическая сатира 1971 года «WR: Тайны организма» , которую он снял и написал. Фильм был запрещен, и Макавеев бежал из страны и больше не работал там до 1988 года. Он снимал Sweet Movie в Канаде, Нидерландах и Франции. [3]
Александр «Саша» Петрович был еще одной крупной фигурой югославской «Черной волны». Он сделал движение широко известным в Югославии и за рубежом. Две его работы были номинированы на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке : три в 1966 году. [4] [5] и я даже встретил счастливых цыган ( собирателей перьев ) в 1967 году . [6] [7]
Желимира Жилника Ранние произведения (1969) показали основные тенденции югославской черной волны: неординарные формы, полемические методы, социально-критические проблемы, оппозиционная идеология и фаталистический финал. [8] В то же время это побудило писателя и журналиста Владимира Йовичича (который настаивал на позиции традиционной линии коммунистической партии) написать статью «Черная волна в нашем кино» ( Crni talas u našem Filmu ), опубликованную в «Борьбе» на 3 августа 1969 года, когда был придуман сам термин «Чёрная волна». Официальная контратака против югославской «черной волны» началась с этого фильма и этой статьи. [9] [10]
Хотя самые известные режиссеры и фильмы «Черной волны» были сербами, хорватское кино также было участником этого процесса. Самая важная классика черной волны из Хорватии — «Наручники» ( Лисице , 1969, Крсто Папич ), [10] первое художественное произведение, раскрывающее тайны разрыва между Иосипом Броз Тито и Иосифом Сталиным в 1948 году.
и Награды наследие
Волна — одно из самых успешных и всемирно признанных кинематографических движений Юго-Восточной Европы , помимо румынской Новой волны 2000-х годов. Фильмы этой волны завоевали множество международных признаний, в том числе « Золотого медведя» , «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру , Гран-при Канн , шесть номинаций на «Золотую пальмовую ветвь Канн» и четыре номинации на премию «Оскар» за лучший международный художественный фильм , причем успех продолжается до сих пор. режиссеров, вышедших из этой волны, в том числе две награды «Золотая пальмовая ветвь» в 1980-х и 1990-х годах. Сегодня несколько фильмов считаются классикой мирового кинематографа и были выпущены в рамках влиятельных сборников, таких как Criterion Collection в США. Историк кино Мина Радович представила первую международную ретроспективу югославской черной волны в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке в сентябре 2023 года. [11]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Гулдинг 2002 , с. 83.
- ^ Стерритт, Д. (2007). Сладкий фильм: Проснись! . Коллекция критериев
- ^ Воспоминания о нарушителе табу Душане Макавееве|The Current|The Criterion Collection
- ^ «Номинанты и победители 39-й церемонии вручения премии Оскар (1967)» . oscars.org . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ↑ Патрисия Нил вручает Оскар® за лучший фильм на иностранном языке фильму «Мужчина и женщина»: Оскар 1967 года.
- ^ «Номинанты и победители 40-й церемонии вручения премии Оскар (1968)» . oscars.org . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ "Внимательно наблюдаемые поезда" выиграли фильм на иностранном языке: Оскар 1968 года.
- ^ ДеКуир, Дж. (2008). Капитализм старой школы: интервью с Зелимиром Зильником . Cineaste Publishers. Архивировано 10 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Гулдинг 2002 , стр. 79–81.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Павичич, Юрица (4 марта 2017 г.). «Обвинение против культуры составлено неверно. Мы заново переживаем 1972 год» . Утренняя газета (на хорватском языке) . Проверено 07 марта 2017 г.
- ^ «Черная волна — белому лучу: югославский фильм 1960-х» . Музей современного искусства . Проверено 2 марта 2024 г.
Источники [ править ]
- Гулдинг, Дэниел Дж. (2002) [1985]. Освобожденное кино: опыт Югославии, 1945–2001 (2-е изд.). Издательство Университета Индианы .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Леви, Павел (2007). Дезинтеграция в кадрах: эстетика и идеология в югославском и постюгославском кино . Издательство Стэнфордского университета .
- Кирн, Гал; Секулич, Дубравка; Тестен, Жига, ред. (2011). На серфинге в черном: югославское кино «Черная волна» и его трансгрессивные моменты (PDF) . Академия Яна Ван Эйка . ISBN 978-90-72076-47-2 . Проверено 27 июля 2018 г.