Желимир Жилник
Желимир Жилник | |
---|---|
Жильник и 2015 год. | |
Рожденный | |
Образование | Университет Нови-Сада |
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1967 – настоящее время |
Супруг | Сарита Матиевич |
Веб-сайт | http://www.zilnikzelimir.net/ |
Желимир Жилник ( сербская кириллица : Желимир Жилник ; произносится [ʒɛ̌limiːr ʒîlniːk] ; родился 8 сентября 1942 года) — сербский кинорежиссёр, наиболее известный как одна из главных фигур югославского кинодвижения «Чёрная волна» 1960-х и 1970-х годов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Жилник родился в 1942 году в гестапо управляемом концлагере Црвени Крст недалеко от города Ниш на юге оккупированной Сербии . [ 1 ] Оба его родителя были коммунистическими активистами и были казнены. [ 1 ] Его отец Конрад был словенцем , который был схвачен и убит четниками , [ 2 ] и посмертно удостоен звания Народного героя Югославии . [ 3 ] После того, как его мать Милица была казнена, он был освобожден и воспитан бабушкой и дедушкой по материнской линии. [ 2 ] В юности он был редактором коммунистического журнала « Трибина Младих» . [ 3 ] Будучи студентом, Жилник был выбран для участия в международной программе культурного обмена в Нью-Йорке , где он впервые увидел фильмы, посвященные социальной и политической критике. [ 3 ] По возвращении в Югославию он принял участие в кинокружке и был нанят ассистентом в фильме режиссера Душана Макавеева . [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Начиная с 1967 года Жилник стал сотрудничать с «Неопланта» кинокомпанией . Компания проложила путь к значительным изменениям в югославском кино, выпустив фильмы, в которых исследовалась социально-политическая критика, что в конечном итоге привело к югославской черной волне кинопроизводства. [ 4 ]
К тому времени, когда в 1969 году Жилник снял свой третий короткометражный фильм «Незапослены люди» ( «Безработные »), он уже стал признанным режиссером. «Незапосленые люди» подверглись критике со стороны Коммунистической партии Югославии за изображение рабочих и ситуации с безработицей в Югославии. [ 5 ]
В 1969 году Жилник выпустил художественный фильм « Ранние произведения » ( Rani radovi ). [ 6 ] Фильм, который был намеком на Карла Маркса , ранние произведения критиковал югославский коммунистический режим и изображал убийство молодой женщины по имени Югослава ее товарищами после того, как их революционные идеалы не были реализованы. [ 6 ] Кроме того, он «изображает прямую связь между сексом и политикой» с использованием обнаженного тела для шокирования, что в то время было широко табуировано. [ 7 ] После первоначального показа зрителям Жильник и продюсерская компания Avala Film получили приказ властей прекратить производство. [ 6 ] Жилник отказался и был доставлен в суд, где успешно защитил фильм. [ 7 ] Его отправили на 19-й Берлинский международный кинофестиваль , где он получил премию «Золотой берлинский медведь» . [ 8 ]
Запрет на выход его третьего фильма «Crni Film» (ироничный взгляд на дубляж «Черной волны») в 1971 году и последующих работ привел Жилника к изгнанию на короткое время в Западную Германию . [ 9 ] Там он снимал фильмы с критикой гастарбайтеров и затрагивал чувствительные темы немецкого общества. [ 10 ] Реакция Германии была отрицательной, и он был вынужден вернуться на родину. [ 2 ] [ 11 ]
Вернувшись в Югославию, он некоторое время работал в театральной постановке , но вскоре вернулся к своей прежней работе над документальными фильмами. С 1977 по 1990 год он снимал в основном телевизионные фильмы, а также два художественных фильма, а также мини-сериал и несколько короткометражных фильмов. [ 2 ]
В 1986 году он снял научно-фантастический фильм «Красотки, идущие по городу» ( Lijepe žene prolaze kroz grad ), постапокалиптический в котором предсказывалось, что националистическая напряженность в конечном итоге приведет к распаду Югославии. Его черная комедия 1988 года «Как закалялась сталь» ( Tako se kalio čelik ) была номинирована на премию «Золотой Георгий» на 16-м Московском международном кинофестивале в Советском Союзе . [ 12 ]
В 1994 году он написал сценарий (вместе с ведущим актером Драголюбом Любичичем ) и поставил фильм Тито «Второй раз среди сербов» ( Tito po Drugi put medju Srbima ). Его художественный фильм 1995 года «Мраморная задница» ( Dupe od mramora ) был взглядом на миф, построенный вокруг мужественности мужчины как воина и лидера. Он был представлен на 19-м Московском международном кинофестивале . [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]
Жилник считается одним из самых известных режиссеров югославского движения «Черная волна» 1960-х и 1970-х годов. [ 14 ] [ 15 ]
Манн (2010) говорит, что Жилник «выступает свободно и независимо как гуманист, не связанный какой-либо политической системой или государством, не связанный формальностями отрасли и не связанный никакими традиционная форма художественного выражения» и что «с самого начала его фильмы были вызывающими, бесстыдными, преувеличенными, откровенно ироничными, эротическими, кровавыми, антиромантическими, антиидеальными, разоблачающими, нарушающими табу, малобюджетными, и весьма спорный». [ 16 ] . Ученый Роланд Сюй из Стэнфордского университета пишет, что «вероятно, нет режиссера, который исследовал бы динамику послевоенной европейской политики, экономики и культуры с большей настойчивостью и энергией», чем Жилник. [ 17 ] Его особый стиль режиссуры считается новаторским в жанре документальной драмы или «документальной фантастики». [ 1 ] [ 2 ] Многие из его фильмов рассматриваются как пророчество будущих событий, таких как распад Югославии , экономический переход от социализма к неолиберализму , эрозия прав трудящихся и более широкие проблемы, связанные с трудом и миграцией. [ 18 ]
В 2019 году Жилнику была проведена крупная ретроспектива карьеры в Центре Помпиду в Париже , которая включала заказ на новую работу. Ближе к концу 2019 года Жилник также прошел опрос на позднем этапе карьеры в Центре фильмов крупным планом в Лондоне . [ 19 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]Год | Фильм | Директор | Писатель | Продюсер | Награды / Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1968 | Nezaposleni Ljudi The UnemployedБезработные | Да | Да | Нет | Короткометражный фильм; Первая премия на Международном фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене в 1968 году. [ 5 ] |
1969 | Ранние произведения ( Рани Радови ) | Да | Да | Нет | Премия «Золотой берлинский медведь» на 19-м Берлинском международном кинофестивале. |
1971 | Crni filmЧерный фильм | Да | Да | Нет | Короткометражный фильм |
1986 | по городу прогуливающиеся Красивые женщины, | Да | Да | Нет | |
1988 | Как закалялась сталь | Да | Да | Нет | Номинант премии «Золотой Георгий» 16-го Московского международного кинофестиваля. |
1994 | сербов раз Тито во второй среди | Да | Да | Нет | Документальный фильм |
1995 | Marble Ass ( Dupe od mramora ) | Да | Да | Нет | Премия «Золотой берлинский медведь» на 45-м Берлинском международном кинофестивале. [ 20 ] Номинант премии «Золотой Георгий» XIX Московского международного кинофестиваля. |
2006 | возвращается Кенеди домой | Да | Да | Нет | Документальный фильм |
2009 | капитализма школа Старая | Да | Да | Нет | |
2018 | мире в страна Самая красивая | Да | Да | Показывающий час 29 ноября |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ким, Гал (2020). Партизанский контрархив: прослеживая разрывы искусства и памяти в народно-освободительной борьбе Югославии . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11068-215-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Зелимир Зельник и Черная волна» . Harvardfilmarchive.org . Гарвардский киноархив. 2017.
- ^ Jump up to: а б с д Манн 2010 , с. 36.
- ^ Манн 2010 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Манн 2010 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Муртик, Дино (2015). Постюгославское кино: на пути к космополитическому воображению . Спрингер. п. 43. ИСБН 978-1-13752-035-7 .
- ^ Jump up to: а б Манн 2010 , с. 42.
- ^ Манн 2010 , с. 43.
- ^ Манн 2010 , стр. 45–49.
- ^ Манн 2010 , стр. 49–53.
- ^ Манн 2010 , с. 54.
- ^ «16-й Московский международный кинофестиваль (1989)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 г. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ «19-й Московский международный кинофестиваль (1995)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 22 марта 2013 г. Проверено 16 марта 2013 г.
- ^ Макдональд, Скотт; Циммерман, Патрисия Р., ред. (2021). Флэш Флаэрти: Рассказы с киносеминара . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-25305-401-2 .
- ^ Хотц-Дэвис, Ингрид; Бергманн, Франциска; Фогт, Георг, ред. (2017). Темная сторона лагерной эстетики: странная экономия грязи, пыли и патины . Рутледж. ISBN 978-1-35180-951-1 .
- ^ Манн 2010 , с. 55.
- ^ Сюй, Роланд (2010). Этническая Европа: мобильность, идентичность и конфликты в глобализированном мире . Издательство Стэнфордского университета. п. 104. ИСБН 978-0-80476-946-4 .
- ^ Апостол, Корина Л.; Томпсон, НАТО (2019). Делая другой мир возможным: 10 саммитов Creative Time, 10 глобальных проблем, 100 арт-проектов . Рутледж. ISBN 978-0-42988-939-4 .
- ^ «КРУПНЫЙ ПЛАН | Жилник 21 века» . www.closeupfilmcentre.com . Архивировано из оригинала 03.10.2020 . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ Хаггерти, Джордж; Циммерман, Бонни, ред. (2003). Энциклопедия историй и культур лесбиянок и геев . Гирляндная наука. п. 1479. ИСБН 978-1-13557-871-8 .
Источники
[ редактировать ]- Манн, Лена Килкка (2010). «Провокационный Желимир Жилник: от черной волны Югославии до Королевских ВВС Германии» (PDF) . Судславистик Онлайн (2): 35–57. ISSN 1868-0348 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]