Jump to content

Желимир Жилник

Желимир Жилник
Жильник и 2015 год.
Рожденный ( 1942-09-08 ) 8 сентября 1942 г. (81 год)
Образование Университет Нови-Сада
Занятие Кинорежиссер
Годы активности 1967 – настоящее время
Супруг Сарита Матиевич
Веб-сайт http://www.zilnikzelimir.net/

Желимир Жилник ( сербская кириллица : Желимир Жилник ; произносится [ʒɛ̌limiːr ʒîlniːk] ; родился 8 сентября 1942 года) — сербский кинорежиссёр, наиболее известный как одна из главных фигур югославского кинодвижения «Чёрная волна» 1960-х и 1970-х годов.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Жилник родился в 1942 году в гестапо управляемом концлагере Црвени Крст недалеко от города Ниш на юге оккупированной Сербии . [ 1 ] Оба его родителя были коммунистическими активистами и были казнены. [ 1 ] Его отец Конрад [ старший ] был словенцем , который был схвачен и убит четниками , [ 2 ] и посмертно удостоен звания Народного героя Югославии . [ 3 ] После того, как его мать Милица [ старший ] была казнена, он был освобожден и воспитан бабушкой и дедушкой по материнской линии. [ 2 ] В юности он был редактором коммунистического журнала « Трибина Младих» . [ 3 ] Будучи студентом, Жилник был выбран для участия в международной программе культурного обмена в Нью-Йорке , где он впервые увидел фильмы, посвященные социальной и политической критике. [ 3 ] По возвращении в Югославию он принял участие в кинокружке и был нанят ассистентом в фильме режиссера Душана Макавеева . [ 3 ]

Начиная с 1967 года Жилник стал сотрудничать с «Неопланта» кинокомпанией . Компания проложила путь к значительным изменениям в югославском кино, выпустив фильмы, в которых исследовалась социально-политическая критика, что в конечном итоге привело к югославской черной волне кинопроизводства. [ 4 ]

К тому времени, когда в 1969 году Жилник снял свой третий короткометражный фильм «Незапослены люди» ( «Безработные »), он уже стал признанным режиссером. «Незапосленые люди» подверглись критике со стороны Коммунистической партии Югославии за изображение рабочих и ситуации с безработицей в Югославии. [ 5 ]

В 1969 году Жилник выпустил художественный фильм « Ранние произведения » ( Rani radovi ). [ 6 ] Фильм, который был намеком на Карла Маркса , ранние произведения критиковал югославский коммунистический режим и изображал убийство молодой женщины по имени Югослава ее товарищами после того, как их революционные идеалы не были реализованы. [ 6 ] Кроме того, он «изображает прямую связь между сексом и политикой» с использованием обнаженного тела для шокирования, что в то время было широко табуировано. [ 7 ] После первоначального показа зрителям Жильник и продюсерская компания Avala Film получили приказ властей прекратить производство. [ 6 ] Жилник отказался и был доставлен в суд, где успешно защитил фильм. [ 7 ] Его отправили на 19-й Берлинский международный кинофестиваль , где он получил премию «Золотой берлинский медведь» . [ 8 ]

Запрет на выход его третьего фильма «Crni Film» (ироничный взгляд на дубляж «Черной волны») в 1971 году и последующих работ привел Жилника к изгнанию на короткое время в Западную Германию . [ 9 ] Там он снимал фильмы с критикой гастарбайтеров и затрагивал чувствительные темы немецкого общества. [ 10 ] Реакция Германии была отрицательной, и он был вынужден вернуться на родину. [ 2 ] [ 11 ]

Вернувшись в Югославию, он некоторое время работал в театральной постановке , но вскоре вернулся к своей прежней работе над документальными фильмами. С 1977 по 1990 год он снимал в основном телевизионные фильмы, а также два художественных фильма, а также мини-сериал и несколько короткометражных фильмов. [ 2 ]

В 1986 году он снял научно-фантастический фильм «Красотки, идущие по городу» ( Lijepe žene prolaze kroz grad ), постапокалиптический в котором предсказывалось, что националистическая напряженность в конечном итоге приведет к распаду Югославии. Его черная комедия 1988 года «Как закалялась сталь» ( Tako se kalio čelik ) была номинирована на премию «Золотой Георгий» на 16-м Московском международном кинофестивале в Советском Союзе . [ 12 ]

В 1994 году он написал сценарий (вместе с ведущим актером Драголюбом Любичичем ) и поставил фильм Тито «Второй раз среди сербов» ( Tito po Drugi put medju Srbima ). Его художественный фильм 1995 года «Мраморная задница» ( Dupe od mramora ) был взглядом на миф, построенный вокруг мужественности мужчины как воина и лидера. Он был представлен на 19-м Московском международном кинофестивале . [ 13 ]

Наследие

[ редактировать ]
Жилник читает лекцию (2016)

Жилник считается одним из самых известных режиссеров югославского движения «Черная волна» 1960-х и 1970-х годов. [ 14 ] [ 15 ]

Манн (2010) говорит, что Жилник «выступает свободно и независимо как гуманист, не связанный какой-либо политической системой или государством, не связанный формальностями отрасли и не связанный никакими традиционная форма художественного выражения» и что «с самого начала его фильмы были вызывающими, бесстыдными, преувеличенными, откровенно ироничными, эротическими, кровавыми, антиромантическими, антиидеальными, разоблачающими, нарушающими табу, малобюджетными, и весьма спорный». [ 16 ] . Ученый Роланд Сюй из Стэнфордского университета пишет, что «вероятно, нет режиссера, который исследовал бы динамику послевоенной европейской политики, экономики и культуры с большей настойчивостью и энергией», чем Жилник. [ 17 ] Его особый стиль режиссуры считается новаторским в жанре документальной драмы или «документальной фантастики». [ 1 ] [ 2 ] Многие из его фильмов рассматриваются как пророчество будущих событий, таких как распад Югославии , экономический переход от социализма к неолиберализму , эрозия прав трудящихся и более широкие проблемы, связанные с трудом и миграцией. [ 18 ]

В 2019 году Жилнику была проведена крупная ретроспектива карьеры в Центре Помпиду в Париже , которая включала заказ на новую работу. Ближе к концу 2019 года Жилник также прошел опрос на позднем этапе карьеры в Центре фильмов крупным планом в Лондоне . [ 19 ]

Избранная фильмография

[ редактировать ]
Год Фильм Директор Писатель Продюсер Награды / Примечания
1968 Nezaposleni LjudiThe UnemployedБезработные Да Да Нет Короткометражный фильм; Первая премия на Международном фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене в 1968 году. [ 5 ]
1969 Ранние произведения ( Рани Радови ) Да Да Нет Премия «Золотой берлинский медведь» на 19-м Берлинском международном кинофестивале.
1971 Crni filmЧерный фильм Да Да Нет Короткометражный фильм
1986 по городу прогуливающиеся Красивые женщины, Да Да Нет
1988 Как закалялась сталь Да Да Нет Номинант премии «Золотой Георгий» 16-го Московского международного кинофестиваля.
1994 сербов раз Тито во второй среди Да Да Нет Документальный фильм
1995 Marble Ass ( Dupe od mramora ) Да Да Нет Премия «Золотой берлинский медведь» на 45-м Берлинском международном кинофестивале. [ 20 ]
Номинант премии «Золотой Георгий» XIX Московского международного кинофестиваля.
2006 возвращается Кенеди домой Да Да Нет Документальный фильм
2009 капитализма школа Старая Да Да Нет
2018 мире в страна Самая красивая Да Да Показывающий час 29 ноября
  1. ^ Jump up to: а б с Ким, Гал (2020). Партизанский контрархив: прослеживая разрывы искусства и памяти в народно-освободительной борьбе Югославии . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11068-215-1 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Зелимир Зельник и Черная волна» . Harvardfilmarchive.org . Гарвардский киноархив. 2017.
  3. ^ Jump up to: а б с д Манн 2010 , с. 36.
  4. ^ Манн 2010 , стр. 37–38.
  5. ^ Jump up to: а б Манн 2010 , с. 39.
  6. ^ Jump up to: а б с Муртик, Дино (2015). Постюгославское кино: на пути к космополитическому воображению . Спрингер. п. 43. ИСБН  978-1-13752-035-7 .
  7. ^ Jump up to: а б Манн 2010 , с. 42.
  8. ^ Манн 2010 , с. 43.
  9. ^ Манн 2010 , стр. 45–49.
  10. ^ Манн 2010 , стр. 49–53.
  11. ^ Манн 2010 , с. 54.
  12. ^ «16-й Московский международный кинофестиваль (1989)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 г. Проверено 24 февраля 2013 г.
  13. ^ «19-й Московский международный кинофестиваль (1995)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 22 марта 2013 г. Проверено 16 марта 2013 г.
  14. ^ Макдональд, Скотт; Циммерман, Патрисия Р., ред. (2021). Флэш Флаэрти: Рассказы с киносеминара . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-25305-401-2 .
  15. ^ Хотц-Дэвис, Ингрид; Бергманн, Франциска; Фогт, Георг, ред. (2017). Темная сторона лагерной эстетики: странная экономия грязи, пыли и патины . Рутледж. ISBN  978-1-35180-951-1 .
  16. ^ Манн 2010 , с. 55.
  17. ^ Сюй, Роланд (2010). Этническая Европа: мобильность, идентичность и конфликты в глобализированном мире . Издательство Стэнфордского университета. п. 104. ИСБН  978-0-80476-946-4 .
  18. ^ Апостол, Корина Л.; Томпсон, НАТО (2019). Делая другой мир возможным: 10 саммитов Creative Time, 10 глобальных проблем, 100 арт-проектов . Рутледж. ISBN  978-0-42988-939-4 .
  19. ^ «КРУПНЫЙ ПЛАН | Жилник 21 века» . www.closeupfilmcentre.com . Архивировано из оригинала 03.10.2020 . Проверено 23 октября 2021 г.
  20. ^ Хаггерти, Джордж; Циммерман, Бонни, ред. (2003). Энциклопедия историй и культур лесбиянок и геев . Гирляндная наука. п. 1479. ИСБН  978-1-13557-871-8 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac19b6f11e2342527fac012958b17228__1722372180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/28/ac19b6f11e2342527fac012958b17228.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Želimir Žilnik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)