Будапештская школа
Будапештская школа , или документализм , — венгерское кинодвижение, процветавшее примерно с 1972 по 1984 год. Движение зародилось в студии Béla Balázs Studios, малобюджетном киносообществе, целью которого было объединить молодых авангардных и андеграундных кинематографистов Венгрии и дать им возможность делать экспериментальные работы без государственной цензуры. Студия Балаша в начале 1970-х годов породила два основных движения: экспериментальную авангардную группу (возглавляемую такими людьми, как Габор Боди ) и группу документалистов, главной целью которых было изображение абсолютной социальной реальности на экране. Итальянский кинокритик на европейском кинофестивале назвал это движение «Будапештской школой». Вскоре они приняли это название.
Основными основателями и руководителями группы были Иштван Дардай , Дьердь Салаи , Юдит Эмбер и Пал Шиффер . Многие молодые, а иногда и любительские артисты были приглашены в группу коллегами-кинематографистами, особенно Бела Тарр , который снял свой дебютный фильм в возрасте 22 лет при финансовой поддержке студии Бела Балаж.
Фильмы о движении обычно (но не всегда) снимались любительским оборудованием, в основном ручными камерами, и обычно двумя или более камерами одновременно. Были выбраны непрофессиональные актеры, обычно социально похожие на своих персонажей. В этих фильмах также избегались заранее написанные сценарии: заранее были написаны только базовый сценарий и определенные элементы сюжета, а реакции актеров импровизировались на съемочной площадке. Большинство фильмов были сняты за очень короткий период времени с очень ограниченным бюджетом или вообще без него. Их центральными темами были в основном жизнь рабочего класса и бедняков в городской Венгрии и их борьба за достойное существование. Основная цель движения заключалась в том, чтобы показать на экране абсолютную реальность, а не ложный эскапизм, демонстрируемый коммерческими и популярными фильмами.
Школьное движение в Будапеште очень напоминало Cinema Verité . Первым полнометражным фильмом, снятым в такой манере, стал Jutalomutazás (« Призовое путешествие ») (1975) Иштвана Дардая и Дьердь Салаи. Самым известным примером движения является « Családi tűzfészek » (« Семейное гнездо ») (1979) Белы Тарра.