Киберпанк
Киберпанк — это поджанр научной фантастики в футуристическом антиутопическом сеттинге, который имеет тенденцию фокусироваться на «комбинации бедной жизни и высоких технологий ». [1] демонстрируя футуристические технологические и научные достижения, такие как искусственный интеллект и киберпрограммы , в сочетании с социальным коллапсом , антиутопией или упадком. [2] Большая часть киберпанка уходит корнями в научно-фантастическое движение «Новая волна» 1960-х и 1970-х годов, когда такие писатели, как Филип К. Дик , Майкл Муркок , Роджер Желязны , Джон Бруннер , Дж. Баллард , Филип Хосе Фармер и Харлан Эллисон, исследовали влияние культуры наркотиков. , технологии и сексуальная революция , избегая при этом утопических тенденций ранней научной фантастики.
Комиксы, исследующие темы киберпанка, начали появляться еще в «Судье Дредде» , впервые опубликованном в 1977 году. [3] Выпущенный в 1984 году Уильяма Гибсона влиятельный дебютный роман «Нейромант» помог укрепить киберпанк как жанр, черпая влияние панк-субкультуры и ранней хакерской культуры . » Фрэнка Миллера — «Ронин образец графического романа в стиле киберпанк. Среди других влиятельных писателей-киберпанков были Брюс Стерлинг и Руди Ракер . Японский поджанр киберпанка зародился в 1982 году с дебютом Кацухиро Отомо « манги Акира » с его аниме-экранизацией 1988 года (также снятой Отомо), позже популяризировавшей поджанр.
К ранним фильмам этого жанра относится фильм Ридли Скотта 1982 года «Бегущий по лезвию» , одно из нескольких произведений Филипа К. Дика, которые были адаптированы в кино (в данном случае « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» ). «Первый телесериал в стиле киберпанк» [4] Это сериал «Макс Хэдрум» 1987 года, действие которого разворачивается в футуристической антиутопии, которой правит олигархия телевизионных сетей, и где компьютерный взлом играет центральную роль во многих сюжетных линиях. Фильмы Джонни Мнемоник (1995) [5] и отель New Rose (1998), [6] [7] оба основаны на рассказах Уильяма Гибсона и потерпели коммерческий и критический провал, а «Матрица» трилогия (1999–2003) и «Судья Дредд» (1995) были одними из самых успешных фильмов в стиле киберпанк.
Новые киберпанк-медиа включают «Бегущий по лезвию 2049» (2017), продолжение оригинального фильма 1982 года; Дредд (2012), который не был продолжением оригинального фильма; Призрак в доспехах (2017); Алита: Боевой ангел (2019), основанный на японской манге 1990-х годов «Боевой ангел Алита» ; 2018 года Netflix сериал «Видоизмененный углерод» , основанный на Ричарда К. Моргана 2002 года одноименном романе ; и видеоигра Cyberpunk 2077 (2020), основанная на 1988 года от R. Talsorian Games настольной ролевой игре Cyberpunk .
Предыстория [ править ]
Лоуренс Персон попытался определить содержание и дух литературного движения киберпанк, заявив:
Классические персонажи киберпанка были маргинализированными, отчужденными одиночками, которые жили на окраине общества в обычно антиутопическом будущем, где на повседневную жизнь влияли быстрые технологические изменения, повсеместная информационная сфера компьютеризированной информации и инвазивная модификация человеческого тела.
Сюжеты киберпанка часто включают в себя конфликты между искусственным интеллектом , хакерами и мегакорпорациями и, как правило, разворачиваются в ближайшем будущем на Земле , а не в далеком будущем или галактических перспективах, которые можно найти в таких романах, как Айзека Азимова » «Фонд или Фрэнка Герберта. Дюна . [9] Сеттинг обычно представляет собой постиндустриальную антиутопию , но, как правило, характеризуется необычайным культурным брожением и использованием технологий способами, которые никогда не предполагались их первоначальными изобретателями («улица находит свое собственное применение вещам»). [10] Большая часть атмосферы жанра перекликается с фильмом нуар , а в написанных произведениях этого жанра часто используются приемы детективной фантастики . [11] Есть источники, которые считают, что киберпанк перешел из литературного движения в жанр научной фантастики из-за ограниченного числа писателей и перехода к более обобщенной культурной формации. [12] [13] [14]
История и происхождение [ править ]
Истоки киберпанка уходят корнями в научно-фантастическое движение «Новая волна» 1960-х и 1970-х годов, когда « Новые миры » под редакцией Майкла Муркока начали приглашать и поощрять рассказы, в которых исследовались новые стили письма, техники и архетипы . Реагируя на традиционное повествование, авторы «Новой волны» пытались представить мир, в котором общество сталкивается с постоянными потрясениями новых технологий и культуры, обычно с антиутопическими последствиями. Такие писатели, как Роджер Желязны , Дж. Г. Баллард , Филип Хосе Фармер , Сэмюэл Р. Делани и Харлан Эллисон, часто исследовали влияние наркокультуры, технологий и продолжающейся сексуальной революции, черпая темы и влияние из экспериментальной литературы авторов бит-поколения, таких как Уильям С. Берроуз и художественные движения типа дадаизма . [15] [16]
Баллард , известный критик литературных архетипов в научной фантастике, вместо этого использует метафизические и психологические концепции, стремясь к большей актуальности для современных читателей. Считается, что работы Балларда оказали глубокое влияние на развитие киберпанка. [17] О чем свидетельствует термин «беллардиан», который стал использоваться для обозначения литературного мастерства в социальных кругах научной фантастики. [18]
Баллард вместе с Желязны и другими продолжили популярное развитие «реализма» в этом жанре. [19]
Сэмюэля Р. Делани « Нова Роман » 1968 года считается предшественником киберпанк-литературы. [20] включает в себя нейронные имплантаты, популярный сейчас киберпанк- троп для человеко-компьютерных интерфейсов. [21] и оказал влияние на один из самых известных жанров киберпанк-романов — «Нейромант» Уильяма Гибсона .
Филипа Дика « Роман Мечтают ли андроиды об электроовцах?» «Робот », впервые опубликованный в 1968 году, разделяет общие антиутопические темы с более поздними работами Гибсона и Стерлинга, и его хвалят за «реалистическое» исследование идей и этики кибернетики и искусственного интеллекта, его выгодно сравнивают с предыдущими знаковыми работами, такими как « Робот» Исаака Азимова . [ нужна ссылка ]
Протеже и друг Дика К. В. Джетер написал в 1972 году роман под названием «Доктор Аддер» , который, посетовал Дик, мог бы иметь большее влияние в этой области, если бы в то время ему удалось найти издателя. Она не публиковалась до 1984 года, после чего Джетер сделал ее первой книгой трилогии, за которой последовали «Стеклянный молот» (1985) и «Оружие смерти» (1987). Джетер написал еще несколько отдельных романов в стиле киберпанк, прежде чем приступить к написанию трех авторизованных продолжений книги « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» под названием «Бегущий по лезвию 2: Грань человека» (1995), «Бегущий по лезвию 3: Ночь репликантов» (1996) и «Бегущий по лезвию 4: Глаз и коготь» . [ нужна ссылка ]
Этимология [ править ]
Термин «киберпанк» впервые появился в названии рассказа Брюса Бетке , написанного в 1980 году и опубликованного в журнале «Удивительные истории» в 1983 году. [22] [23] Название было подхвачено Гарднером Дозуа , редактором журнала Айзека Азимова «Научная фантастика» , и популяризировано в его редакционных статьях. [24] [25]
Бетке говорит, что он составил два списка слов: один для технологий, другой для нарушителей спокойствия, и экспериментировал с их различным объединением в составные слова, сознательно пытаясь создать термин, который охватывал бы как панк-отношения, так и высокие технологии. Он описал эту идею так:
Дети, которые разгромили мой компьютер; их дети должны были стать Святыми Ужасами, сочетающими в себе этическую бессодержательность подростков с техническим знанием, о котором мы, взрослые, могли только догадываться. Более того, родители и другие влиятельные взрослые фигуры начала 21 века были ужасно плохо подготовлены к тому, чтобы иметь дело с первым поколением подростков, которые выросли по-настоящему «говорящими на компьютере». [26]
Впоследствии Дозуа начал использовать этот термин в своих собственных работах, особенно в статье в Washington Post , где он сказал: люди, которых иногда называют «киберпанками» — Стерлинг, Гибсон, Шайнер, Кэдиган, Беар». [27]
Примерно в это же время, в 1984 году, был опубликован роман Уильяма Гибсона « Нейромант» , дающий представление о будущем, охваченном тем, что стало архетипом «виртуальной реальности» киберпанка, когда человеческий разум получает световые мировые ландшафты через компьютерный интерфейс. Некоторые, возможно, по иронии судьбы, включая самого Бетке, в то время утверждали, что писателей, чей стиль олицетворяли книги Гибсона, следует называть «Нейромантиками», каламбур от названия романа плюс « Новые романтики », термин, используемый для поп-музыки Новой волны. движение, которое только что произошло в Британии, но этот термин не прижился. Позже Бетке перефразировал аргументацию Майкла Суонвика в пользу этого термина: «Авторов движения следует правильно называть нейромантиками, поскольку многое из того, что они делали, явно имитировало Нейроманта ».

Стерлинг был еще одним писателем, сыгравшим центральную роль, часто сознательно, в жанре киберпанка, который по-разному рассматривался как либо удерживающий его на правильном пути, либо искажающий его естественный путь, превращая его в застойную формулу. [29] В 1986 году он отредактировал сборник рассказов о киберпанке под названием Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology , попытку установить, что такое киберпанк с точки зрения Стерлинга. [30]
В последующее десятилетие мотивы «Нейроманта» Гибсона стали шаблонными, достигнув кульминации в сатирических крайностях « » Нила Стивенсона в Снежного крушения 1992 году.
Завершая эпоху киберпанка, Бетке сам опубликовал в 1995 году роман под названием «Headcrash» , похожий на «Snow Crash» , сатирическую атаку на излишества жанра. Соответственно, он получил награду имени духовного основателя киберпанка — премию Филипа К. Дика . Он высмеивал жанр следующим образом:
...полном молодых парней без социальной жизни, без сексуальной жизни и без надежды когда-либо выбраться из подвалов своих матерей... Они полные придурки и неудачники, которые предаются мессианским фантазиям о том, чтобы когда-нибудь свести счеты с миром через почти волшебные навыки работы с компьютером, но фактическое использование Сети сводится к дозвону на форум скатофилов и загрузке нескольких отвратительных картинок. Знаете, киберпанки. [31]
Стиль и этос [ править ]
Основными фигурами киберпанк-движения являются Уильям Гибсон, Нил Стивенсон, Брюс Стерлинг, Брюс Бетке, Пэт Кэдиган , Руди Ракер и Джон Ширли . Филип К. Дик (автор книги « Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» , по мотивам которой был адаптирован фильм «Бегущий по лезвию» ) также рассматривается некоторыми как прообраз этого движения. [32]
«Бегущий по лезвию» можно рассматривать как типичный пример стиля и темы киберпанка. [9] Видеоигры , настольные игры и настольные ролевые игры , такие как Cyberpunk 2020 и Shadowrun , часто содержат сюжетные линии, на которые сильно повлияли сценарии и фильмы о киберпанке. С начала 1990-х некоторые направления в моде и музыке также стали называть киберпанком. Киберпанк также широко представлен в аниме и манге ( японский киберпанк ), «Акира» , «Призрак в доспехах» и «Ковбой Бибоп» . среди наиболее заметных из которых являются [33]
Настройка [ править ]
Писатели-киберпанки склонны использовать элементы криминальной фантастики — особенно крутых детективов и фильмов-нуар — и постмодернистской прозы, чтобы описать часто нигилистическую подпольную сторону электронного общества. Представление жанра о беспокойном будущем часто называют антитезой обычно утопических представлений о будущем, популярных в 1940-х и 1950-х годах. Гибсон определил антипатию киберпанка к утопической научной фантастике в своем рассказе 1981 года « Континуум Гернсбека », который высмеивает и, в определенной степени, осуждает утопическую научную фантастику. [35] [36] [37]
В некоторых произведениях о киберпанке большая часть действий происходит онлайн , в киберпространстве , стирая грань между реальной и виртуальной реальностью . [38] Типичным примером таких работ является прямая связь между человеческим мозгом и компьютерными системами. Сеттинг киберпанка — это антиутопии с коррупцией, компьютерами и компьютерными сетями. Гигантские транснациональные корпорации по большей части заменили правительства в качестве центров политической, экономической и даже военной мощи. [ оригинальное исследование? ]
Экономическое и технологическое состояние Японии — постоянная тема в киберпанк-литературе 1980-х годов. О влиянии Японии на этот жанр Уильям Гибсон сказал: «Современная Япония — это просто киберпанк». [39] жанра Киберпанк часто разворачивается в урбанизированных искусственных ландшафтах, а «уходящие огни города» были использованы Гибсоном как одна из первых метафор для киберпространства и виртуальной реальности. [40]
Городские пейзажи Гонконга [41] оказал большое влияние на городской фон, атмосферу и обстановку во многих произведениях киберпанка, таких как Blade Runner и Shadowrun . Ридли Скотт представлял киберпанковский Лос-Анджелес в «Бегущем по лезвию» как «Гонконг в очень плохой день». [42] Уличные пейзажи фильма «Призрак в доспехах» были созданы на основе Гонконга. Режиссер Мамору Осии считал, что странные и хаотичные улицы Гонконга, где «старое и новое существуют в запутанных отношениях», хорошо соответствуют теме фильма. [41] Гонконгский город-крепость Коулун особенно примечателен своей неорганизованной гиперурбанизацией и нарушением традиционного городского планирования, что послужило источником вдохновения для киберпанк-пейзажей. Во время британского правления Гонконгом эта территория игнорировалась как британской администрацией, так и администрацией Цин, воплощая элементы либерализма в антиутопическом контексте. Изображения Восточной Азии и азиатов в западном киберпанке подвергались критике как востоковедные и пропагандирующие расистские стереотипы, играющие на американских и европейских страхах перед доминированием Восточной Азии; [43] [44] это было названо «техноориентализмом». [45]
Общество и правительство [ править ]
Киберпанк может быть предназначен для того, чтобы обеспокоить читателей и побудить их к действию. Оно часто выражает чувство бунта, что позволяет предположить, что его можно описать как своего рода культурную революцию в научной фантастике. По словам автора и критика Дэвида Брина :
... более пристальный взгляд [авторов киберпанка] показывает, что они почти всегда изображают общества будущего, в которых правительства стали слабыми и жалкими ... Популярные научно-фантастические рассказы Гибсона, Уильямса, Кэдигана и других действительно изображают оруэлловское накопление власти в в следующем столетии, но почти всегда находится в тайных руках богатой или корпоративной элиты . [46]
Истории о киберпанке также рассматривались как вымышленные прогнозы эволюции Интернета . Самые ранние описания глобальной коммуникационной сети появились задолго до того, как Всемирная паутина стала широко известна, но не раньше, чем традиционные писатели-фантасты, такие как Артур Кларк , и некоторые социальные комментаторы, такие как Джеймс Берк, начали предсказывать, что такие сети в конечном итоге сформируются. [47]
Некоторые наблюдатели отмечают, что киберпанк имеет тенденцию маргинализировать такие слои общества, как женщины и цветные люди. Утверждается, что, например, киберпанк изображает фантазии, которые в конечном итоге усиливают мужественность, используя фрагментарную и децентрализованную эстетику, кульминацией которой является мужской жанр, населенный мужчинами-преступниками. [48] Критики также отмечают отсутствие каких-либо упоминаний об Африке или чернокожих персонажах в типичном киберпанк-фильме « Бегущий по лезвию» . [12] в то время как другие фильмы укрепляют стереотипы. [49]
СМИ [ править ]
Литература [ править ]
Писатель из Миннесоты Брюс Бетке ввёл этот термин в 1983 году для своего рассказа « Киберпанк », который был опубликован в выпуске журнала Amazing Science Fiction Stories . [50] Этот термин был быстро присвоен в качестве ярлыка для работ Уильяма Гибсона , Брюса Стерлинга , Пэта Кэдигана и других. Из них Стерлинг стал главным идеологом движения благодаря своему журналу для фанатов «Дешевая правда» . Джон Ширли написал статьи о значении Стерлинга и Ракера. [51] Роман Джона Бруннера 1975 года «Наездник на ударной волне» многими считается [ ВОЗ? ] стать первым романом в стиле киберпанк, в котором присутствует множество образов , обычно связанных с этим жанром, примерно за пять лет до того, как этот термин был популяризирован Дозуа. [52]
Уильям Гибсон с его романом «Нейромант» (1984), пожалуй, самый известный писатель, связанный с термином «киберпанк». Он сделал упор на стиль, увлечение поверхностями и атмосферу, а не на традиционные научно-фантастические образы. Считается новаторским, а иногда и «архетипическим произведением киберпанка». [8] «Нейромант» был удостоен премий Хьюго , Небулы и Филипа К. Дика . «Граф Ноль» (1986) и «Мона Лиза Овердрайв» (1988) последовали за популярным дебютным романом Гибсона. Согласно Jargon File , «почти полное незнание Гибсоном компьютеров и современной хакерской культуры позволило ему размышлять о роли компьютеров и хакеров в будущем способами, которые с тех пор хакеры нашли одновременно раздражающе наивными и чрезвычайно стимулирующими». [53]
Вначале киберпанк воспринимался как радикальный отход от стандартов научной фантастики и новое проявление жизненной силы. [54] Однако вскоре после этого появились некоторые критики, которые поставили под сомнение его статус как революционного движения. Эти критики заявили, что научная фантастика « Новая волна» 1960-х годов была гораздо более новаторской с точки зрения приемов и стилей повествования. [55] Более того, хотя Нейроманта рассказчик « » , возможно, обладал необычным для научной фантастики «голосом», можно найти гораздо более старые примеры: повествовательный голос Гибсона, например, напоминает голос обновленного Рэймонда Чендлера , как в его романе «Большой сон » (1939). ). [54] Другие отметили, что почти все черты, которые, как утверждается, являются уникальными для киберпанка, на самом деле можно найти в произведениях старых писателей, часто ссылаясь на Дж. Г. Балларда , Филипа К. Дика , Харлана Эллисона , Станислава Лема , Сэмюэля Р. Делани и даже Уильяма С. Берроуза . [54] Например, работы Филипа К. Дика содержат повторяющиеся темы социального упадка, искусственного интеллекта, паранойи и размытости границ между объективной и субъективной реальностью. [56] Влиятельный киберпанк-фильм «Бегущий по лезвию» (1982) основан на его книге « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» . [57] Люди, связанные с машинами, встречаются в «Волчьей губе» Пола и Корнблута (1959) и Роджера Желязны в «Существах света и тьмы» (1968). [ нужна ссылка ]
В 1994 году ученый Брайан Стоунхилл предположил, что роман Томаса Пинчона 1973 года «Радуга гравитации » «не только проклинает, но и предвещает то, что мы теперь бойко называем киберпространством». [58] Другими важными предшественниками являются Альфреда Бестера два самых знаменитых романа : «Разрушенный человек» и «Звезды — моя цель» . [59] а также Вернора Винджа новелла «Истинные имена» . [60]
и влияние Прием
Писатель-фантаст Дэвид Брин описывает киберпанк как «лучшую бесплатную рекламную кампанию, когда-либо проводившуюся от имени научной фантастики». Возможно, оно не привлекло «настоящих панков», но оно привлекло многих новых читателей и создало такое движение, которое постмодернистские литературные критики находили привлекательным. Киберпанк сделал научную фантастику более привлекательной для ученых, утверждает Брин; кроме того, это сделало научную фантастику более прибыльной для Голливуда и изобразительного искусства в целом. Хотя «самонадеянная риторика и нытье о преследованиях» со стороны фанатов киберпанка в худшем случае раздражали, а в лучшем случае смешили, Брин заявляет, что «повстанцы действительно встряхнули ситуацию. Мы в их долгу». [61]
Фредрик Джеймсон считает киберпанк «высшим литературным выражением если не постмодернизма , то самого позднего капитализма ». [62]
Киберпанк вдохновил многих более поздних писателей включить идеи киберпанка в свои произведения. [ нужна ссылка ] например, « Джорджа Алека Эффингера » Когда гравитация терпит неудачу . Журнал Wired , созданный Луи Россетто и Джейн Меткалф, смешивает новые технологии, искусство, литературу и актуальные темы, чтобы заинтересовать сегодняшних фанатов киберпанка, что, по словам Паулы Ю, «доказывает, что заядлые хакеры, любители мультимедиа, киберпанки и фанаты сотовой связи готовы захватить мир». [63]
Кино и телевидение [ править ]
Действие фильма «Бегущий по лезвию» (1982) происходит в 2019 году в антиутопическом будущем, в котором искусственные существа, называемые репликантами, являются рабами, используемыми в космических колониях, и законной добычей на Земле различных охотников за головами, которые «увольняют» (убивают) их. Хотя «Бегущего по лезвию» первый прокат в кинотеатрах не увенчался успехом, он нашел аудиторию на рынке домашнего видео и стал культовым фильмом . [64] Поскольку в фильме отсутствуют религиозные и мифические элементы оригинального романа Дика (например, ящики сочувствия и Уилбур Мерсер), он в большей степени относится к жанру киберпанка, чем сам роман. Уильям Гибсон позже рассказал, что при первом просмотре фильма он был удивлен тем, насколько внешний вид этого фильма соответствовал его видению «Нейроманта» , книги, над которой он тогда работал. Тон фильма с тех пор стал основой многих фильмов о киберпанке, таких как трилогия «Матрица» (1999–2003), в которой используются самые разные элементы киберпанка. Продолжение «Бегущего по лезвию» вышло в 2017 году.
Телесериал «Макс Хэдрум» (1987) — культовое произведение в стиле киберпанк, действие которого происходит в футуристической антиутопии, которой правит олигархия телевизионных сетей. Компьютерный взлом сыграл центральную роль во многих сюжетных линиях. Макса Хэдрума назвали «первым телесериалом в стиле киберпанк». [4]
Количество фильмов этого жанра неуклонно росло со времен «Бегущего по лезвию» . Некоторые работы Филипа К. Дика были адаптированы для киноэкрана. Фильмы Джонни Мнемоник [5] (1995) и отель New Rose [6] [7] (1998), оба основанные на рассказах Уильяма Гибсона, провалились коммерчески и критически. Другие фильмы о киберпанке включают «Робокоп» (1987), «Вспомнить все» (1990), «Аппаратное обеспечение» (1990), «Газонокосильщик» (1992), «12 обезьян» (1995), «Хакеры» (1995) и «Странные дни» (1995). Некоторые фильмы о киберпанке называют технуаром , гибридным жанром, сочетающим неонуар и научную фантастику или киберпанк.
Аниме и манга [ править ]
Японский поджанр киберпанка зародился в 1982 году с дебютом Кацухиро Отомо « манги Акира » с его аниме-экранизацией 1988 года , которую Отомо снял, позже популяризировав поджанр. Акира вдохновил волну японских киберпанк-работ, включая мангу и аниме- сериалы, такие как «Призрак в доспехах» , «Боевой ангел Алита» и «Ковбой Бибоп» . [65] Другие ранние японские киберпанк-работы включают фильм 1982 года « Взрывной город» , оригинальную анимационную видео-видео «Мегазону 23» 1985 года и фильм 1989 года «Тэцуо: Железный человек» .
По словам Пола Граветта , когда «Акира» начала издаваться, киберпанк-литература еще не была переведена на японский язык, у Отомо есть явные источники вдохновения, такие как Мицутеру Ёкоямы манга «Тэцудзин 28-го » (1956–1966) и «Мебиус» . [66]
В отличие от западного киберпанка, уходящего корнями в научно-фантастическую литературу «Новой волны», японский киберпанк имеет корни в андеграундной музыкальной культуре, в частности, в японской панк-субкультуре , возникшей на японской панк -музыкальной сцене в 1970-х годах. Режиссер Сого Исии представил эту субкультуру японскому кино в панк-фильме « Средняя школа паники» (1978) и панк- байкерском фильме « Безумная дорога грома » (1980), в которых изображены бунт и анархия, связанные с панком, а в последнем — банда панк- байкеров. эстетичный. Панк-фильмы Исии проложили путь к оригинальной киберпанк-работе Отомо «Акира» . [67]
Темы киберпанка широко распространены в аниме и манге. В Японии , где косплей популярен и не только подростки демонстрируют такой модный стиль, киберпанк был принят, и его влияние широко распространено. Действие «Нейроманта» Уильяма Гибсона , влияние которого доминировало в раннем киберпанк-движении, также происходило в Тибе , одном из крупнейших промышленных районов Японии, хотя на момент написания романа Гибсон не знал местонахождения Тибы и понятия не имел, насколько идеально оно соответствует его видение в некотором роде. Знакомство с идеями и художественной литературой киберпанка в 1980-х годах позволило ему проникнуть в японскую культуру.
Киберпанк-аниме и манга основаны на футуристическом видении, имеющем общие элементы с западной научной фантастикой и поэтому получившем широкое международное признание за пределами Японии. «Концептуализация киберпанка — это скорее движение вперед, взгляд на новую глобальную культуру. Это культура, которая не существует в данный момент, поэтому японская концепция будущего киберпанка кажется столь же обоснованной, как и западная, особенно Западный киберпанк часто включает в себя множество японских элементов». [68] Уильям Гибсон теперь часто бывает в Японии и увидел, что многие из его представлений о Японии стали реальностью:
Современная Япония просто была киберпанком. знали Сами японцы это и радовались этому. Я помню, как впервые увидел Сибую , когда один из молодых токийских журналистов, который отвез меня туда, с лицом, залитым светом тысячи медиа-солнц – всего этого возвышающегося, оживленного потока коммерческой информации – сказал: «Видите? Видишь? Это город Бегущего по лезвию ». И это было так. Это было так очевидно. [39]
Влияние [ править ]
«Акира» (манга 1982 года) и ее аниме-экранизация 1988 года повлияли на многочисленные произведения в области анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и видеоигр. [69] [70] Акира был назван человеком, оказавшим большое влияние на голливудские фильмы , такие как «Матрица» и «Матрица» . [71] Хроника , [72] Лупер , [73] «Полночный выпуск» и «Начало » [69] а также видеоигры с элементами киберпанка, такие как Хидео Кодзимы . Snatcher [74] и Метал Гир Солид , [65] Valve. от Half-Life Серия [75] [76] и » Dontnod Entertainment « Помни меня . [77] Акира также повлиял на творчество таких музыкантов, как Канье Уэст , который отдал дань уважения Акире в « Stronger ». клипе [69] и Лупе Фиаско , чей альбом Tetsuo & Youth назван в честь Тецуо Сима. [78] Популярный мотоцикл из фильма «Мотоцикл Канеды» появляется в Стивена Спилберга « фильме Первому игроку приготовиться» . [79] и от CD Projekt видеоигра Cyberpunk 2077 . [80]

«Призрак в доспехах» (1995) оказал влияние на ряд выдающихся режиссеров, особенно на семью Вачовски в «Матрице» (1999) и ее продолжениях. [81] Серия «Матрица» взяла несколько концепций из фильма, в том числе цифровой дождь «Матрица» , вдохновленный вступительными титрами « Призрака в доспехах» , и журнал о суши, который жена старшего дизайнера анимации Саймона Уитли держала на кухне в ресторане «Матрица». время., [82] и то, как персонажи получают доступ к Матрице через дыры в затылке. [83] Другие параллели были проведены с » Джеймса Кэмерона , «Аватаром искусственным Стивена Спилберга интеллектом и Джонатана Мостоу суррогатами . [83] Джеймс Кэмерон назвал «Призрака в доспехах» источником вдохновения: [84] ссылаясь на это как на влияние на Аватар . [85]
Оригинальная видеоанимация «Мегазона 23» (1985) имеет ряд сходств с «Матрицей» . [86] Боевой ангел Алита (1990) оказал заметное влияние на режиссера Джеймса Кэмерона, который планировал экранизировать его в фильме с 2000 года. Это повлияло на его сериал « Темный ангел» , и он является продюсером экранизации «Алита» 2019 года. : Боевой ангел . [87]
Комиксы [ править ]
В 1975 году художник Мебиус сотрудничал с писателем Дэном О’Бэнноном над рассказом под названием «Долгое завтра» , опубликованным во французском журнале Métal Hurlant . Одна из первых работ, в которой присутствуют элементы, которые сейчас рассматриваются как примеры киберпанка. Она сочетает в себе влияние нуара и крутой криминальной фантастики с отдаленной научно-фантастической средой. [88] Автор Уильям Гибсон заявил, что иллюстрации Мебиуса к сериалу, наряду с другими визуальными эффектами из «Метал Хурлант» , сильно повлияли на его роман 1984 года «Нейромант» . [89] Сериал оказал далеко идущее влияние на жанр киберпанка. [90] упоминается как оказавший влияние на фильмы Ридли Скотта « Чужой » (1979) и «Бегущий по лезвию» . [91] Позже Мебиус расширил «Долгого завтра» эстетику «Инкал» в графическом романе , написанном в сотрудничестве с Алехандро Ходоровски и опубликованном с 1980 по 1988 год. История сосредоточена вокруг подвигов детектива по имени Джон Дифул в различных научно-фантастических сеттингах, но не ограничивается образы киберпанка, он включает в себя множество элементов этого жанра. [92] Мебиус был одним из создателей фильма «Трон» (1982), в котором показан мир внутри компьютера. [93]
Одновременно со многими другими основополагающими произведениями в области киберпанка, с 1983 по 1984 год DC Comics опубликовала мини-сериал Фрэнка Миллера » из шести выпусков. «Ронин Действие сериала, включающего в себя аспекты самурайской недалекого будущего культуры, фильмов о боевых искусствах и манги, происходит в антиутопическом Нью-Йорке . . В нем исследуется связь между древним японским воином и апокалиптическим, разрушающимся городским пейзажем, в котором он оказался. Комикс также имеет некоторые сходства с Акирой . [94] с очень могущественными телепатами, играющими центральные роли, а также демонстрирующими множество ключевых визуальных эффектов. [95]
Ронин оказал влияние на многие более поздние произведения, в том числе «Самурай Джек». [96] и Черепашки-ниндзя , [97] а также видеоигры, такие как Cyberpunk 2077 . [98] Два года спустя Миллер сам включил несколько смягченных элементов Ронина в свой знаменитый мини-сериал 1986 года «Возвращение Темного рыцаря» , в котором вышедший на пенсию Брюс Уэйн снова принимает мантию Бэтмена в Готэме, который становится все более мрачным. [99]
Книга Пола Поупа « Бэтмен: Год 100» , опубликованная в 2006 году, также демонстрирует несколько черт, типичных для киберпанк-фантастики, таких как главный герой-бунтарь, выступающий против будущего авторитарного государства, и отчетливая ретрофутуристская эстетика, которая отсылает как к «Возвращению Темного рыцаря», так и к оригиналу Бэтмена. выступления в 1940-х годах. [100]
Игры [ править ]
Существует множество в стиле киберпанк видеоигр . Популярные серии включают в себя серию Megami Tensei , Kojima's Snatcher и Metal Gear серии , серию Deus Ex , Syndicate серию , а также System Shock и ее продолжение . Другие игры, такие как «Бегущий по лезвию» , «Призрак в доспехах » и серия «Матрица» , основаны на жанровых фильмах или ролевых играх (например, различных играх Shadowrun ).
Существует несколько ролевых игр под названием Cyberpunk : Cyberpunk , Cyberpunk 2020 , Cyberpunk v3.0 и Cyberpunk Red, написанные Майком Пондсмитом и опубликованные R. Talsorian Games , и GURPS Cyberpunk , опубликованные Steve Jackson Games как модуль семейства GURPS ролевых игр . Cyberpunk 2020 был разработан с учетом произведений Уильяма Гибсона и в некоторой степени с его одобрения. [101] в отличие от подхода, использованного FASA при создании трансжанровой игры Shadowrun и ее различных сиквелов, в которой киберпанк сочетается с элементами фэнтези , такими как магия, и фэнтезийными расами, такими как орки и эльфы . Действие обоих происходит в ближайшем будущем, в мире, где кибернетика занимает видное место. Кроме того, Iron Crown Enterprises выпустила ролевую игру под названием Cyberspace , которая не выпускалась в течение нескольких лет, а затем была переиздана в онлайн-формате PDF. 10 декабря 2020 года компания CD Projekt Red выпустила Cyberpunk 2077 , киберпанк с открытым миром (RPG) от первого лица -шутер / ролевую видеоигру , основанную на настольной ролевой игре Cyberpunk 2020 . [102] [103] [104] В 1990 году, в результате слияния киберпанк-искусства и реальности, Секретная служба США совершила рейд на штаб-квартиру Steve Jackson Games и конфисковала все их компьютеры. Официальные лица отрицали, что целью был справочник по киберпанку GURPS , но Джексон позже напишет, что он и его коллеги «никогда не смогли добиться возврата всей рукописи; [...] Секретная служба сначала категорически отказалась что-либо вернуть». – затем согласились позволить нам скопировать файлы, но когда мы пришли к ним в офис, ограничили нас одним набором устаревших файлов – затем согласились сделать для нас копии, но сказали «завтра» каждый день с 4 по март 26. 26 марта мы получили комплект дисков, на которых якобы были наши файлы, но материал был запоздалым, неполным и практически бесполезным». [105] Стив Джексон Геймс выиграл иск против Секретной службы при поддержке нового фонда Electronic Frontier Foundation . Это событие приобрело своего рода известность, которая распространилась и на саму книгу. Все опубликованные издания GURPS Cyberpunk имеют на передней обложке слоган, который гласит: «Книга, конфискованная Секретной службой США!» Внутри книги содержится краткое изложение рейда и его последствий.
Киберпанк также послужил источником вдохновения для создания нескольких настольных , миниатюрных и настольных игр, таких как Necromunda от Games Workshop . Netrunner — коллекционная карточная игра , представленная в 1996 году и основанная на Cyberpunk 2020 ролевой игре . Tokyo NOVA , дебютировавшая в 1993 году, представляет собой ролевую игру в стиле киберпанк, в которой используются игральные карты вместо игральных костей .
, Cyberpunk 2077 установил новый рекорд по наибольшему количеству одновременных игроков в одиночной игре: сразу после запуска 10 декабря было зарегистрировано 1 003 262 игрока Steam По данным базы данных . Это превышает предыдущий рекорд Steam в 472 962 игрока, установленный Fallout 4 еще в 2015 году. [106]
Музыка [ править ]
«Большая часть тяжелого индастриал-танцевального «Киберпанка», записанного в студии Билли Айдола , управляемой Macintosh, вращается вокруг темы Idol о простом человеке, восстающем на борьбу с безликим, бездушным корпоративным миром».
— Джули Романдетта [107]
Неизменно истоки киберпанк-музыки лежат в синтезаторных тяжелых партитурах киберпанк-фильмов, таких как «Побег из Нью-Йорка» (1981) и «Бегущий по лезвию» (1982). [108] Некоторые музыканты и исполнители были отнесены к киберпанку из-за их эстетического стиля и музыкального содержания. Часто речь идет об антиутопических видениях будущего или биомеханических темах, некоторые из них более точно подходят под эту категорию, чем другие. Группы, чья музыка была классифицирована как киберпанк, включают Psydoll , Front Line Assembly , Clock DVA , Angelspit и Sigue Sigue Sputnik . [ нужна ссылка ]
Некоторые музыканты, обычно не связанные с киберпанком, иногда вдохновлялись на создание концептуальных альбомов, исследующих подобные темы. Такие альбомы, как британского музыканта и автора песен Гэри Ньюмана , Replicas The Pleasure Principal и Telekon, были во многом вдохновлены произведениями Филипа К. Дика. Kraftwerk Оба альбома The Man-Machine и Computer World исследовали тему зависимости человечества от технологий. Nine Inch Nails Концептуальный альбом Year Zero также попадает в эту категорию. Концептуальные альбомы Fear Factory во многом основаны на антиутопии будущего, кибернетике, столкновении человека и машины, виртуальных мирах. Билли Айдола » «Киберпанк во многом опирался на киберпанковскую литературу и киберделическую контркультуру. 1. «Outside» , концептуальный альбом Дэвида Боуи , наполненный повествованием в стиле киберпанк , был тепло встречен критиками после его выпуска в 1995 году. Многие музыканты также черпали вдохновение из конкретных киберпанк-работ или авторов, включая Sonic Youth , чьи альбомы Sister и Daydream Nation черпать влияние из работ Филипа К. Дика и Уильяма Гибсона соответственно. Мадонны 2001 года Мировое турне открылось секцией киберпанка, где костюмы, эстетика и сценический реквизит использовались, чтобы подчеркнуть антиутопический характер театрального концерта. Леди Гага использовала образ киберпанка и визуальный стиль для своего шестого студийного альбома Chromatica (2020). [ нужна ссылка ]
Vaporwave и Synthwave также находятся под влиянием киберпанка. Первый вдохновлен одним из посланий киберпанка и интерпретируется как антиутопия. [109] критика капитализма [110] в духе киберпанка, причем последний носит более поверхностный характер, вдохновленный только эстетикой киберпанка как ностальгического ретрофутуристического возрождения аспектов истоков киберпанка.
Социальное влияние [ править ]
Искусство и архитектура [ править ]

Писатели Дэвид Судзуки и Холли Дрессел описывают кафе, фирменные магазины и видео-залы Sony Center на Потсдамской площади в Берлине , Германия , как «видение киберпанковского корпоративного городского будущего». [111]
Общество контркультура и
Некоторые субкультуры были вдохновлены фантастикой о киберпанке. К ним относится киберделическая контркультура конца 1980-х — начала 1990-х годов. Киберделика, приверженцы которой называли себя «киберпанками», попыталась смешать психоделическое искусство и движение наркотиков с технологиями киберкультуры . Среди первых приверженцев были Тимоти Лири , Марк Фрауэнфельдер и Р.У. Сириус . Это движение в значительной степени затухло после краха пузыря доткомов в 2000 году. [ нужна ссылка ]
Кибергот — это модная и танцевальная субкультура, черпающая вдохновение из художественной литературы о киберпанке, а также рейв- и готических субкультур. Кроме того, в последние годы возникла отдельная мода на киберпанк. [ когда? ] который отвергает рейверское и готическое влияние киберготики и черпает вдохновение из городской уличной моды, «постапокалипсиса», функциональной одежды, высокотехнологичной спортивной одежды, тактической униформы и многофункциональности. Эта мода носит такие названия, как «техническая одежда», «готический ниндзя» или «технический ниндзя». [ нужна ссылка ]
в Город-крепость Коулун Гонконге ( снесенный в 1994 году) часто называют образцом киберпанковских/антиутопических трущоб, поскольку, учитывая плохие условия жизни в то время в сочетании с политической, физической и экономической изоляцией города, многие представители академических кругов стали очарован изобретательностью его нереста. [112]
Производные киберпанка [ править ]
По мере того как все больше писателей начали работать с концепциями киберпанка, появились новые поджанры научной фантастики, некоторые из которых можно было рассматривать как игру, выходящую за рамки киберпанка, а другие можно рассматривать как законные исследования новой территории. Они по-разному фокусировались на технологиях и их социальных последствиях. Одним из известных поджанров является « стимпанк », действие которого происходит в альтернативной истории викторианской эпохи киберпанка в стиле нуар , сочетающей анахроничные технологии с мрачным мировоззрением . Первоначально этот термин был придуман примерно в 1987 году как шутка для описания некоторых романов Тима Пауэрса , Джеймса П. Блейлока и К.В. Джетера , но к тому времени, когда Гибсон и Стерлинг вошли в этот поджанр со своим совместным романом «Разностная машина», этот термин уже использовался. использовал также серьезно. [113]
Другой поджанр — это « биопанк » (темы киберпанка, в которых доминируют биотехнологии ) начала 1990-х годов, производный стиль, основанный на биотехнологиях, а не на информационных технологиях. В этих историях люди каким-то образом изменяются не механическим путем, а путем генетических манипуляций .
Статус зарегистрированной торговой марки [ править ]
В Соединенных Штатах термин «Киберпанк» является зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим компании CD Projekt SA , которая получила его от предыдущего владельца R. Talsorian Games Inc., который первоначально зарегистрировал его для своей настольной ролевой игры . [114] R. Talsorian Games в настоящее время использует товарный знак по лицензии CD Projekt SA для настольной ролевой игры. [115]
В Европейском Союзе торговая марка Cyberpunk принадлежит двум сторонам: CD Projekt SA для «игр и игровых онлайн-сервисов». [116] (особенно для адаптации первого к видеоиграм ) и Sony Music для использования вне игр. [117]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Стерлинг, Брюс (1986). "Предисловие". «Горящий хром», Уильям Гибсон . Харпер Коллинз. п. xiv.
- ^ Томас Мишо, «Научная фантастика и политика: научная фантастика киберпанка как политическая философия», стр. 65–77 в Хасслер, Дональд М. (2008). Новые границы в политической научной фантастике . Издательство Университета Южной Каролины . ISBN 978-1-57003-736-8 . См. стр. 75–76.
- ^ «Библиография по киберпанку ГУРПС» . sjgames.com . Игры Стива Джексона . Проверено 13 июля 2019 г.
Мир британского судьи Дредда — это квинтэссенция киберпанка...
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаага, Анджела (2002). Телепародия: предсказание/предотвращение телевизионного дискурса завтрашнего дня . Лондон, Нью-Йорк: Wallflower Press. п. 68. ИСБН 1-903364-39-6 . OCLC 50497381 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «CTheory.net» . CTheory.net. Архивировано из оригинала 22 июля 2009 г. Проверено 20 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Обзор DVD-вердикта - New Rose Hotel» . DVDverdict.com. 10 января 2000 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2008 г. Проверено 20 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Отель New Rose: корпоративная интрига, горячее соблазнение» . Нью-Йорк Таймс . 01.10.1999 . Проверено 20 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Персон, Лоуренс (8 октября 1999 г.). «Заметки к манифесту посткиберпанка» . Слэшдот . Первоначально опубликовано в журнале Nova Express , выпуск 16 (1998 г.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грэм, Стивен (2004). Читатель Кибергородов . Рутледж . п. 389. ИСБН 978-0-415-27956-7 .
- ^ Гибсон, Уильям (1981). Горящий Хром .
- ^ Гиллис, Стейси (2005). Трилогия «Матрица: Киберпанк: Перезагрузка» . Уолфлауэр Пресс. п. 75. ИСБН 978-1-904764-32-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мерфи, Грэм; Шмейнк, Ларс (2017). Киберпанк и визуальная культура . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-351-66515-5 .
- ^ Лэндон, Брукс (2014). Научная фантастика после 1900 года: от парохода к звездам . Нью-Йорк: Рутледж. п. 164. ИСБН 978-0-415-93888-4 .
- ^ Гиллис, Стейси (2005). Трилогия «Матрица: Киберпанк: Перезагрузка» . Лондон: Wallflower Press. п. 3. ISBN 978-1-904764-33-5 .
- ^ Паркер, Джон Р. ПаркерДжон Р. (20 августа 2011 г.). « Новые миры»: один из самых влиятельных научно-фантастических журналов возвращается этой осенью» . КомиксАльянс . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Маккаффери, Ларри (1991). Штурмуя студию реальности: сборник примеров киберпанка и постмодернистской научной фантастики . Издательство Университета Дьюка. п. 216. дои : 10.2307/j.ctv1168ch3 . ISBN 978-0-8223-9822-6 . JSTOR j.ctv1168ch3 . ОСЛК 972009012 .
- ^ Эльхефнави, Надер (14 июня 2015 г.). Киберпанк, стимпанк и волшебство: научная фантастика с 1980 года . Надер Эльхефнави.
- ^ « Немигающий, клинический»: от Балларда до киберпанка» . Баллардиан.com . 26 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 г. Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Эшли, Майк (01 июля 2016 г.). Научно-фантастические бунтовщики . doi : 10.5949/Ливерпуль/9781781382608.001.0001 . ISBN 9781781382608 .
- ^ Маккаффери, Ларри (1991). Штурмуя студию реальности: сборник примеров киберпанка и постмодернистской научной фантастики . Издательство Университета Дьюка. стр. 20, 208, 216, 264, 279, 331. ISBN. 978-0-8223-9822-6 . ОСЛК 972009012 .
- ^ Браун, Алан (29 марта 2018 г.). «Разрушение и обновление: Нова Сэмюэля Р. Делани» . Тор.com . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «Определение киберпанка» . www.merriam-webster.com . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ «Киберпанк» . www.sf-энциклопедия.com . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Круз, Десио Торрес (2014). «Стирание жанров: растворение литературы и кино в «Бегущем по лезвию»» . Постмодернистские метанарративы . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 30, 32. doi : 10.1057/9781137439734_4 . ISBN 978-1-349-49431-6 . Проверено 08 января 2023 г.
- ^ Лавин, Карлен (2013). Киберпанк-женщины, феминизм и научная фантастика: критическое исследование . МакФарланд и компания. п. 9. ISBN 978-0-7864-6653-5 . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ «Ранняя жизнь слова «киберпанк» — неоновая антиутопия» . NeonDystopia.com . 13 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 г. . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Дозуа, Гарднер (30 декабря 1984 г.). «Научная фантастика восьмидесятых» . Проверено 28 декабря 2017 г. - через www.WashingtonPost.com.
- ^ Стерлинг, Брюс (ноябрь 2023 г.). "Предисловие". Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology (бесплатно в Интернете и в электронной книге) . Проверено 15 декабря 2023 г.
Зеркальные солнцезащитные очки были тотемом движения с первых дней 1982 года.
- ^ «Постмодернистские метанарративы: Бегущий по лезвию и литература в эпоху изображений» (PDF) . АтабаскаU.ca . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2018 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Джесси (27 января 2013 г.). «Рассуждения...: Рецензия на «Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology» под редакцией Брюса Стерлинга» . Speculiction.Blogspot.com . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Бетке разрушает систему киберпанка — 8 октября 1997 года» . wc.arizona.edu . Архивировано из оригинала 14 ноября 2015 года.
- ^ «Движение Киберпанк – авторы Киберпанка» . Институт передовых гуманитарных технологий и информации . Архивировано из оригинала 20 июля 2009 г. Проверено 20 марта 2009 г.
- ^ Чаудхури, Шохини (2005). Современное мировое кино: Европа, Ближний Восток, Восточная Азия и Южная Азия . Издательство Эдинбургского университета . п. 104. ИСБН 978-0-7486-1799-9 .
- ^ Чаплин, Джулия (17 июня 2007 г.). «Скрытый Токио» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Джеймс, Эдвард ; Мендлесон, Фара (2003). Кембриджский спутник научной фантастики . Издательство Кембриджского университета . п. 221. ИСБН 978-0-521-01657-5 .
- ^ Кэмпбелл, Нил (2000). Культуры нового американского Запада . Рутледж . п. 159. ИСБН 978-1-57958-288-3 .
- ^ Сид, Дэвид (2005). Публикация . Блэквелл . п. 220. ИСБН 978-1-4051-1218-5 .
- ^ «Киберпанк 2021» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2009 г. Проверено 20 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гибсон, Уильям (30 апреля 2001 г.). «Идеальное будущее» . Время .
- ^ Гибсон, Уильям (август 1984 г.). Нейромант . Книги Эйса. п. 69 . ISBN 978-0-441-56956-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Редмонд, Шон (2004). Жидкий металл: Читатель научно-фантастических фильмов . Уолфлауэр Пресс. стр. 101–112.
- ^ Уил, Найджел (1995). Постмодернистское искусство: вводный читатель . Рутледж. п. 107. ИСБН 978-0-415-07776-7 . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ Хасимото, Кадзума (30 января 2021 г.). «Жанр киберпанка десятилетиями был ориенталистским, но это не обязательно» . Полигон . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Ян, Джордж. «Ориентализм, «Киберпанк 2077» и желтая опасность в научной фантастике» . Проводной . ISSN 1059-1028 . Получено 24 сентября 2021 г. - через www.wired.com.
- ^ Гарагозли, Саба (19 мая 2021 г.). «Вред техноориентализма» . Отпечаток . Университет Ватерлоо . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Дэвид, Брин (1999). Прозрачное общество: заставят ли технологии нас выбирать между конфиденциальностью и свободой? . Основные книги. ISBN 978-0-465-02790-3 . OCLC 798534246 .
- ^ Кларк, Артур К. (1956). «Последний вопрос». Ежеквартальный журнал научной фантастики .
- ^ Фланаган, Мэри; Бут, Остин (2002). Перезагрузка: Переосмысление женщин + киберкультура . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 7–8. ISBN 978-0-262-06227-5 .
- ^ Лавин, Карлен (2013). Киберпанк-женщины, феминизм и научная фантастика: критическое исследование . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., Издательства. п. 51. ИСБН 978-0-7864-6653-5 .
- ^ «Киберпанк — рассказ Брюса Бетке» . www.infinityplus.co.uk . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «Ведущие мировые авторы жанра ужасов: лучшая подборка 🤓| Studyfy» . Studyfy.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Синий, Фиолетовый (6 августа 2015 г.). Wetware: Cyberpunk Erotica (Первое изд.). Цифровые публикации . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ «Определение жаргонного файла» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брайанс, Пол (1984). Учебное пособие для Уильяма Гибсона: Нейромант . Университет штата Вашингтон. Архивировано из оригинала 24 декабря 2006 г.
- ^ Джеймс, Эдвард. Научная фантастика в 20 веке , Oxford University Press, Оксфорд и Нью-Йорк, 1994. с. 197
- ^ Эйсс, Гарри Эдвин (25 марта 2014 г.). Электрические овцы, приближающиеся к Вифлеему: спекулятивная фантастика в постмодернистском мире . Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-5636-2 . Проверено 26 ноября 2016 г.
- ^ Мостюад, Том (21 августа 1994 г.). «Темное видение сохраняется в «Бегущем по лезвию» 15 лет спустя» . Эсбери Парк Пресс . Далласские утренние новости . п. 75 . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ «Пророчества Пинчона о киберпространстве, эссе Брайана Стоунхилла» . www.pynchon.pomona.edu . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Букер, М. Кейт (2001). Монстры, грибные облака и холодная война: американская научная фантастика и корни постмодернизма, 1946–1964 . Издательская группа Гринвуд . п. 60. ИСБН 978-0-313-31873-3 .
- ^ Гребович, Маргрет (2007). Научная фантастика мысленным взором: чтение науки через научную фантастику . Издательская компания «Открытый суд» . п. 147. ИСБН 978-0-8126-9630-1 .
- ↑ Дэвид Брин , Обзор «Матрицы», заархивировано 22 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Джеймсон, Фредрик (1991). Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма (PDF) . Издательство Университета Дьюка. п. 419. ИСБН 978-1-61723-002-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 г.
- ^ «Киберпанк — в печати — поколение хакеров знакомится с новым журналом | The Seattle Times» . archive.seattletimes.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Керман, Джудит (1997). Модернизация «Бегущего по лезвию»: проблемы в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта и Филипа Дика Мечтают ли андроиды об электроовцах? . Популярная пресса. п. 132. ИСБН 978-0-87972-510-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Что такое киберпанк?» . Полигон . 30 августа 2018 г.
- ^ «Кацухиро Отомо | ПОЛ ГРАВЕТТ» . www.paulgravett.com . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Игрок, Марк (13 мая 2011 г.). «Постчеловеческие кошмары – мир японского киберпанк-кино» . Полуночный глаз . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Ру, Брайан (декабрь 2000 г.). «Освобождение клеток: формы женщины в японской киберпанк-анимации» . AnimeResearch.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Как «Акира» повлиял на все ваши любимые телепередачи, фильмы и музыку» . ПОРОК . 21 сентября 2016 г.
- ^ « Акиру часто называют влиятельным человеком. Почему?» . Киношкола отвергает . 3 апреля 2017 г.
- ^ «200 вещей, которые потрясли наш мир: время пули». Империя (200). EMAP : 136. Февраль 2006 г.
- ^ Вернер, Мередит (2 февраля 2012 г.). «Хроника отражает фантазии каждого подростка о том, как дать отпор, — говорят создатели фильма» . ио9 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ «Райан Джонсон рассказывает о работе с Джозефом Гордоном-Левиттом над LOOPER, отсутствием оригинальности в Голливуде, будущими проектами и многим другим» . Коллайдер . 25 сентября 2012 г.
- ^ Хоппер, Бен (20 февраля 2001 г.). «Великий похититель игр» . GameCritics.com . Проверено 24 августа 2011 г.
- ^ «Half-Life содержит различные ссылки на Акиру» . MeriStation (на испанском языке). Диарио АС . 29 августа 2018 г.
- ^ «Самые впечатляющие моды для ПК, когда-либо созданные» . ТехРадар . 14 июня 2018 г.
- ^ «Очерк: Интервью и практические впечатления «Жизнь странна»» . Кранчиролл . 28 января 2015 г.
- ^ «Тэцуо и молодежь» Лупе Фиаско, избегающие политики - Rolling Stone» . Роллинг Стоун . 25 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2014 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Франциско, Эрик (30 марта 2018 г.). « Пасхальные яйца аниме «Первому игроку приготовиться» включают Гандама, Вольтрона и многое другое» . inverse.com .
- ^ «Разработчики Cyberpunk 2077 «будут значительно более открытыми » . PCGamesN . 12 июня 2018 г.
- ^ Сильвер, Джоэл. "дал интервью в короткометражке "Making The Matrix " на DVD "Матрица " (интервью).
- ^ «Рецепт суши «Матричный код»» . Проводной .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуз, Стив (19 октября 2009 г.). «Голливуд преследует «Призрак в доспехах» . Хранитель . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Роуз, Стив (19 октября 2009 г.). «Голливуд преследует «Призрак в доспехах » . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ Шродт, Пол (1 апреля 2017 г.). «Как оригинальный «Призрак в доспехах» изменил научную фантастику и наше представление о будущем» . Бизнес-инсайдер . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Мегазона 23 – Ретроактивное влияние» . АД Видение . Архивировано из оригинала 4 февраля 2005 г. Проверено 20 марта 2010 г.
- ^ «Живой боевик «Алита: Боевой ангел» наконец показал свою руку» . Кранчиролл . 8 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 16 января 2020 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «Долгое завтра – Одиссея Мебиуса» . 30 августа 2017 г.
- ^ Пордзик, Ральф (2009). Пейзажи будущего: космос в утопических и научно-фантастических дискурсах . Родопи. ISBN 978-90-420-2602-5 .
- ^ «Глубокое влияние Мебиуса на искусство и эстетику киберпанка #cyberpunk» . 10 апреля 2020 г.
- ^ Фрауэнфельдер, Марк. «Мебиус» . Проводной .
- ^ «Инкал: классический, странный французский комикс о космической опере, нарисованный Мебиусом, переизданный на английском языке» . 13 февраля 2012 г.
- ^ Баучер, Джефф (2 апреля 2011 г.). «Мебиус о своем искусстве, угасающем зрении и легенде: «Я подобен единорогу » . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Обзор Ронина: Самураи, демоны и искусственный интеллект Фрэнка Миллера выходят из-под контроля в Нью-Йорке» . 28 августа 2013 г.
- ^ «Кацухиро Отомо, Акира» 12 декабря 2018 г.
- ^ «15 вещей, которые вы не знали о Самурае Джеке» . Экранная ругань . 17 февраля 2017 г.
- ^ «Хэви-метал — иллюстрированный журнал о фэнтези-арте для взрослых» . MetalTV.com . Архивировано из оригинала 3 января 2010 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «Как Ронин Фрэнка Миллера повлиял на Cyberpunk 2077» . 27 декабря 2020 г.
- ^ «Популярная культура и экологическая готика: Бэтмен Фрэнка Миллера: Возвращение Темного рыцаря - Документ - Gale Academic OneFile» .
- ^ «Обзор: Бэтмен: 100-й год Пола Поупа и Хосе Вильяррубиа» . TheGuardian.com . 4 марта 2007 г.
- ^ Эллисон, Питер Рэй (26 февраля 2020 г.). « Создание Cyberpunk Red чуть не убило нас»: Майк Пондсмит о возвращении настольной ролевой игры, догоняющем будущее 2020 года и Cyberpunk 2077» . Разрушитель костей . Архивировано из оригинала 13 июля 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
Хотя многие полагают, что «Нейромант» Уильяма Гибсона послужил источником вдохновения для Киберпанка, Пондсмит прочитал новаторский роман Гибсона лишь намного позже. Вместо этого дизайнер ссылается на свои собственные ключевые ориентиры для игры, такие как фильм «Бегущий по лезвию» и роман «Hardwired» Уолтера Джона Уильямса, который также помогал тестировать ролевую игру.
- ^ «Все, что мы знаем о Cyberpunk 2077» . компьютерный геймер . Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Филлари, Алессандро (14 июня 2018 г.). «E3 2018: вот почему Cyberpunk 2077 должна была быть игрой от первого лица» . ГеймСпот . Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ «Cyberpunk 2077 — следующая игра CD Projekt Red» . IGN.com . 18 октября 2012 г. Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ «Набег на SJ Games! Проверка реальности киберпанка GURPS» . www.sjgames.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Дент, Стив (11 декабря 2020 г.). « Cyberpunk 2077» устанавливает рекорд Steam по количеству одновременных игроков в один миллион» . Engadget . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Романдетта, Джули (25 июня 1993 г.). «Киберзвук: старомодный рок получает шок от новых технологий». Бостон Геральд . Бостон, Массачусетс, США.
- ^ «Киберпанк-музыка: истоки и эволюция» . Shellzine.net. 26 декабря 2019 года . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Хэм, Роберт. «Экзо-привратник» . Вся музыка . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Уорд, Кристиан (29 января 2014 г.). «Вапорвейв: саундтрек к жесткой экономии» . Stylus.com . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Сузуки, Дэвид (2003). Хорошие новости для перемен: как обычные люди помогают планете . Книги Грейстоуна. п. 332. ИСБН 978-1-55054-926-3 .
- ^ «Новый взгляд на город-крепость Коулун, любимые киберпанк-трущобы Интернета» . 03 апреля 2014 г.
- ^ Шпион, Слово. «стимпанк — Word Spy» . wordpy.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «Торговая марка CYBERPUNK CD PROJEKT SA - Регистрационный номер 5184170 - Серийный номер 85681741 :: Торговые марки Justia» . товарные знаки.justia.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Как видно из заявления об авторских правах в PDF-файлах настольной ролевой игры Cyberpunk, например https://rtalsoriangames.com/wp-content/uploads/2022/11/RTG-CPR-TalesoftheRed-Erratav1.0.pdf .
- ^ «Киберпанк» . Ведомство интеллектуальной собственности Европейского Союза . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 г.
- ^ Фрэнк, Аллегра (6 апреля 2017 г.). «Студия «Ведьмак» развеивает опасения по поводу торговой марки «Киберпанк»» . Полигон . Вокс Медиа . Проверено 14 мая 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Киберпанк в Энциклопедии научной фантастики
- The Cyberpunk Directory — обширный каталог ресурсов по киберпанку.
- Архив киберпанк-медиа Архив киберпанк-медиа
- The Cyberpunk Project — проект, посвященный поддержанию базы данных, библиотеки и другой информации в стиле киберпанк.
- cyberpunks.com Веб-сайт, посвященный новостям и СМИ на тему киберпанка.