Ретрофутуризм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2008 г. ) |
Ретрофутуризм (прилагательное ретрофутуристический или ретрофутуризм ) — движение в творческом искусстве, показывающее влияние изображений будущего, созданных в более раннюю эпоху. Если футуризм иногда называют «наукой», стремящейся предвидеть то, что произойдет, то ретрофутуризм — это запоминание этого предвкушения. [1] Ретрофутуризм , характеризующийся сочетанием старомодных « ретро-стилей » с футуристическими технологиями, исследует темы напряжения между прошлым и будущим, а также между отчуждающим и расширяющим возможности технологиями . Ретрофутуризм, отраженный в первую очередь в художественных произведениях и модифицированных технологиях, реализующих воображаемые артефакты параллельной реальности, можно рассматривать как «оживляющий взгляд на мир». [2]
Этимология
[ редактировать ]Слово ретрофутуризм образовано добавлением приставки «ретро» из латинского языка, которая придает значение «назад» слову «будущее», слову, также происходящему из латыни.
Согласно Оксфордскому словарю английского языка , раннее использование этого термина появляется в рекламе Bloomingdales в выпуске The New York Times за 1983 год . В рекламе говорится об украшениях, которые «соединены из посеребренной стали и гладкого серого цвета, создавая ретро-футуристический вид». В примере, более связанном с ретрофутуризмом как исследованием прошлых видений будущего, этот термин появляется в форме «ретрофутурист» в рецензии на фильм « Бразилия» 1984 года в журнале The New Yorker . [3] Критик Полин Кель пишет: «[Терри Гиллиам] представляет ретро-футуристическое фэнтези». [4]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2023 г. ) |
Историография
[ редактировать ]Ретрофутуризм основывается на идеях футуризма , но последний термин функционирует по-разному в нескольких разных контекстах. В авангардных художественных , литературных и дизайнерских кругах футуризм — давний и устоявшийся термин. [ нужна ссылка ] Но в своей более популярной форме футуризм (иногда называемый футурологией ) — это «ранний оптимизм, сосредоточенный на прошлом и уходящий корнями в девятнадцатый век, «золотой век» начала двадцатого века, который продолжался вплоть до 1960-х годов». Космическая эра ». [5]
Ретрофутуризм в первую очередь основан на современных, но меняющихся представлениях о «будущем». Как отмечает Гаффи, ретрофутуризм — это «недавний неологизм », но он «основан на лихорадочных представлениях футуристов о космических колониях с летающими автомобилями , роботами-слугами и межзвездными путешествиями ; там, где футуристы приняли свои обещания как нечто само собой разумеющееся, возник ретрофутуризм». как более скептическую реакцию на эти сны». [6] Свой нынешний вид он принял в 1970-х годах, когда технологии быстро менялись. С момента появления персонального компьютера до рождения первого ребенка из пробирки этот период характеризовался интенсивными и быстрыми технологическими изменениями. Но многие представители широкой общественности начали задаваться вопросом, достигнет ли прикладная наука своего прежнего обещания — что жизнь неизбежно улучшится благодаря технологическому прогрессу. После войны во Вьетнаме , разрушения окружающей среды и энергетического кризиса многие комментаторы начали подвергать сомнению преимущества прикладной науки. Но они также удивлялись, иногда с благоговением, иногда с недоумением, научному позитивизму, проявленному предыдущими поколениями. Ретрофутуризм «просочился в академическую и массовую культуру в 1960-х и 1970-х годах», отсылая Джорджа Лукаса » как к «Звездным войнам , так и к картинам поп-художника Кенни Шарфа . [7] Исследуя оптимистический футуризм начала двадцатого века, историки Джо Корн и Брайан Хорриган напоминают нам, что ретрофутуризм — это «история идеи или системы идей — идеологии. Будущее, конечно, не существует иначе, как как действие». веры или воображения». [8]
Характеристики
[ редактировать ]Ретрофутуризм включает в себя две пересекающиеся тенденции, которые можно резюмировать как будущее, увиденное из прошлого , и прошлое, увиденное из будущего .
Первая тенденция, собственно ретрофутуризм, напрямую вдохновлена воображаемым будущим, которое существовало в умах писателей, художников и кинематографистов в период до 1960-х годов, которые пытались предсказать будущее, либо в серьезных проекциях существующих технологий (например, в журналах, например «Наука и изобретения» ) или в научно-фантастических романах и рассказах. Такие футуристические видения обновляются и обновляются с учетом настоящего и предлагают ностальгический, контрфактический образ того, каким будущее могло бы быть, но не является.
Вторая тенденция является противоположностью первой: футуристическое ретро . Он начинается с ретро-привлекательности старых стилей искусства, одежды, нравов, а затем привносит в него современные или футуристические технологии, создавая смесь элементов прошлого, настоящего и будущего. Стимпанк , термин, применимый как к ретропроекции футуристических технологий в альтернативную викторианскую эпоху, так и к применению нео-викторианских стилей к современным технологиям, является весьма успешной версией этой второй тенденции. В фильме «Космическая станция 76 » (2014) человечество достигло звезд, но одежда, технологии, мебель и, прежде всего, социальные табу намеренно сильно напоминают середину 1970-х годов.
На практике эти две тенденции невозможно четко разделить, поскольку они взаимно способствуют схожим взглядам. Ретрофутуризм первого типа неизбежно находится под влиянием научного, технологического и социального сознания настоящего, и современные ретрофутуристические творения никогда не являются просто копиями своих вдохновений до 1960 года; скорее, им придается новый (часто ироничный) поворот, если рассматривать их с современной точки зрения.
Точно так же футуристическое ретро во многом обязано своим ароматом ранней научной фантастике (например, произведениям Жюля Верна и Герберта Уэллса ), и в поисках стилистической аутентичности оно может продолжать опираться на писателей и художников желаемого периода.
Обе ретрофутуристические тенденции сами по себе не относятся к конкретному времени. Когда для истории указан период времени, это может быть контрфактическим подарком с уникальной технологией; фантастическая версия будущего; или альтернативное прошлое, в котором воображаемые (вымышленные или предполагаемые) изобретения прошлого были действительно реальными.
Значение ретрофутуризма в последние годы стало предметом серьезных дискуссий. Некоторые, например немецкий архитектурный критик Никлас Маак, рассматривают ретрофутуризм как «не более чем петлю эстетической обратной связи, напоминающую утраченную веру в прогресс, старые образы некогда радикально нового». [9] Брюс Макколл называет ретрофутуризм «фальшивой ностальгией» — ностальгией по будущему, которого никогда не было. [10]
Темы
[ редактировать ]Хотя ретрофутуризм из-за различных временных периодов и футуристических представлений, на которые он намекает, не обеспечивает единой тематической цели или опыта, общей чертой является неудовлетворенность или дискомфорт настоящим, которому ретрофутуризм представляет собой ностальгический контраст.
Похожая тема – неудовлетворенность самим современным миром. Мир высокоскоростного воздушного транспорта, компьютеров и космических станций (по любым прошлым стандартам) «футуристичен»; однако поиск альтернативного и, возможно, более многообещающего будущего вызывает ощущение, что желаемое или ожидаемое будущее не материализовалось. Ретрофутуризм предлагает альтернативный путь и помимо чистой ностальгии может служить напоминанием о старых, но ныне забытых идеалах. Это недовольство также проявляется в политических комментариях в ретрофутуристической литературе. [11] в котором призрачная ностальгия парадоксальным образом связана с утопическим будущим, смоделированным на основе консервативных ценностей. [12] как видно на примере использования Fox News эстетики BioShock в трансляции 2014 года. [13] [14]
Ретрофутуризм также подразумевает переоценку технологий. В отличие от полного отказа от постсредневековых технологий, встречающихся в большинстве жанров фэнтези , или принятия любых и всех возможных технологий, встречающихся в некоторой научной фантастике, ретрофутуризм требует создания технологии человеческого масштаба, в значительной степени понятной, поддающейся доработке и менее непрозрачной, чем современная технология «черного ящика».
Ретрофутуризм имеет две основные точки зрения, которые проистекают либо из оптимистической точки зрения, либо из пессимистической точки зрения . Ретрофутуризм, основанный на оптимистической точке зрения, представляет собой воображаемое футуристическое общество, возникшее в результате развития технологий с целью исследований ради науки. Ретрофутуризм не всегда оптимистичен, и когда его ориентиры касаются мрачных периодов, таких как Вторая мировая война , или паранойи холодной войны , он сам может стать мрачным и антиутопическим. Этот пессимистический ретрофутуризм часто представляют, как технологический прогресс является либо крахом человечества, либо последней надеждой человечества. В таких случаях альтернативная реальность вселяет страх, а не надежду, хотя она все еще может сочетаться с ностальгией по миру большей моральной и механической прозрачности. Утверждалось, что ретрофутуризм, находя надежду в разочарованиях и антиутопиях и используя эту надежду для продвижения к светлому будущему, может быть оптимистичным. Точно так же утопические видения, изображенные в ретрофутуристических произведениях, могут вновь вселить эту надежду в утратившую ее аудиторию. [15]
Жанры
[ редактировать ]Жанры ретрофутуризма включают киберпанк , стимпанк , дизельпанк , атомпанк и готику Raygun , каждый из которых относится к технологии определенного периода времени.
Первым из них, который был назван и признан отдельным жанром, был киберпанк, зародившийся в начале-середине 1980-х годов в литературе с работами Брюса Бетке , Уильяма Гибсона , Брюса Стерлинга и Пэта Кэдигана . Его сеттинг почти всегда представляет собой антиутопическое будущее, с сильным упором либо на преступников, взламывающих механизмы футуристического мира (часто компьютеры и компьютерные сети), либо даже на постапокалиптический сеттинг. Постапокалиптический вариант обычно ассоциируется с ретрофутуризмом, где персонажи будут полагаться на смесь старых и новых технологий. Кроме того, синтвейв и вапорвейв — это ностальгические, юмористические и зачастую ретрофутуристические возрождения ранней эстетики киберпанка. [ нужна ссылка ]
Термин «стимпанк» был одним из [16] [17] признаны ранние поджанры, возникшие в конце 1980-х годов. В целом он представляет собой более оптимистичный и яркий взгляд на мир по сравнению с киберпанком. Действие стимпанка обычно происходит в альтернативной истории, очень напоминающей нашу собственную, начиная с конца 18-го века, особенно эпохи Регентства и далее, примерно до 1914 года. Однако он отличается от истории тем, что предполагает 20-й век или даже футуристические технологии, работающие на паре .
Одной из повторяющихся тем этого жанра является увлечение электричеством как таинственной силой, которую часто считают утопическим источником энергии будущего. Иногда его изображают обладающим мистическими целебными свойствами, подобно тому, как воспринималась ядерная энергия в середине 20-го века. Стимпанк имеет сходство с оригинальными научными романами и утопическими романами таких авторов, как Герберт Уэллс и Жюль Верн .
Современную форму стимпанк-литературы можно проследить до таких произведений, как » Мервина Пика « Титус один (1959), » Рональда Кларка « Бомба королевы Виктории (1967), Майкла Муркока. » « Кочевник мира « Потоки времени » (1971–1981), » К. Джетера « Ночь Морлока » Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга (1979) и « Разностная машина (1990). В сфере кино ранними примерами являются «Машина времени» (1960) и « Небесный замок » (1986).
Ранний пример стимпанка в комиксах можно найти во франко-бельгийской серии графических романов «Les Cités obscures», инициированной создателями Франсуа Шуйтеном и Бенуа Петерсом в начале 1980-х годов. Стоит отметить, что иногда стимпанк стирает границы с жанром Weird West.
Последний названный и признанный ретрофутуристический жанр — это дизельпанк, также известный как декоденс (термин дизельпанк часто ассоциируется с более мягкой формой, а декоденс, названный в честь современного художественного движения ар-деко , с более сложной формой), представленный в альтернативных версиях ретрофутуристического жанра. эпоха, расположенная примерно в периоде 1920–1950-х годов. Ранние примеры включают концептуальные альбомы 1970-х годов, их дизайн и маркетинговые материалы немецкой группы Kraftwerk (см. ниже), персонажа комиксов Ракетчика (впервые появившегося в собственной серии в 1982 году), Fallout серию видеоигр и такие фильмы, как как Бразилия (1985), Бэтмен (1989), Ракетчик (1991), Бэтмен возвращается (1992), Прокси Хадсакера (1994), Город потерянных детей (1995) и Темный город (1998). Особенно низшая часть жанра сильно имитирует литературу той эпохи (например, фильм 2004 года « Небесный капитан и мир завтрашнего дня »), а фильмы этого жанра часто отсылают к кинематографическим стилям нуара и немецкого экспрессионизма. . Иногда этот жанр пересекается с жанром альтернативной истории другой Второй мировой войны , например, с победой Оси .
Дизайн и искусство
[ редактировать ]Хотя ретрофутуризм слабо связан с футуризмом начала двадцатого века, он опирается на более широкий круг источников. Конечно, ретрофутуристское искусство и литература часто опираются на фабрики, здания, города и транспортные системы века машин. Но можно сказать, что футуристическое видение 20-го века нашло свое окончательное выражение в развитии архитектуры Googie или дизайна Populuxe . Применительно к художественной литературе этот вид ретрофутуристического визуального стиля начал формироваться в рассказе Уильяма Гибсона «Континуум Гернсбека». Здесь и в других местах он упоминается как Raygun Gothic , общий термин для визуального стиля, который включает в себя различные аспекты архитектурных стилей Googie, Streamline Moderne и Art Deco применительно к ретрофутуристической научно-фантастической среде.
Хотя Raygun Gothic больше всего похожа на стиль Googie или Populuxe и иногда является его синонимом, это название в первую очередь применяется к изображениям научной фантастики. Этот стиль по-прежнему популярен для научной фантастики в стиле ретро в кино и видеоиграх. [18] Основное влияние на Raygun Gothic оказали декорации Кеннета Стрикфадена и Фрица Ланга . [ нужна ссылка ] Этот термин был придуман Уильямом Гибсоном в его рассказе « Континуум Гернсбака »: «Коэн представил нас и объяснил, что Диалта [известный историк поп-арта] была инициатором последнего проекта Баррис-Уотфорд, иллюстрированной истории того, что она под названием «Американский модернизированный модерн», Коэн назвал его «готикой лучевого оружия». Их рабочее название было «Эйрстрим Футурополис: Завтра, которого никогда не было » . [19]
Аспекты этой формы ретрофутуризма также могут быть связаны с возрождением неоконструктивизма конца 1970-х и начала 1980-х годов, возникшим в кругах искусства и дизайна. Такие дизайнеры, как Дэвид Кинг в Великобритании и Паула Шер в США, имитировали крутой, футуристический облик русского авангарда в годы, последовавшие за русской революцией.
В трех своих альбомах 1970-х годов немецкая группа Kraftwerk воплотила более широкое ретрофутуристское видение, объединив свою футуристическую новаторскую электронную музыку с ностальгическими визуальными эффектами. Ретрофутуризм Kraftwerk в их визуальном языке 1970-х годов был назван немецким литературным критиком Уве Шютте, читателем Астонского университета в Бирмингеме, «ясным ретро-стилем». [20] а в трехчасовом документальном фильме 2008 года «Крафтверк и электронная революция » ирландско-британский музыковед Марк Дж. Прендергаст упоминает своеобразную «ностальгию по будущему» группы Kraftwerk, явно намекая на «межвоенную [прогрессивную] Германию, которой никогда не было, но которая могла бы быть». , и теперь [благодаря их влиянию как группы], надеюсь, это может произойти снова». Историк дизайна Элизабет Гаффи писала, что, хотя образы машин Kraftwerk были взяты из мотивов русского дизайна, которые когда-то считались футуристическими, они также представляли «убедительное, хотя и несколько пугающее, видение мира, в котором музыкальный экстаз становится крутым, механическим и точным. " [21] Три ретрофутуристских альбома Kraftwerk:
- На обложке альбома Kraftwerk Radio-Activity 1975 года было изображено радио 1930-х годов, а на вставке (которая для более позднего переиздания компакт-диска была широко расширена в виде буклета, иллюстрированного в том же ностальгическом стиле) была изображена черно-белая фотография группы со старомодными фотографиями. костюмы и прически, а музыка в его инструментах, а также его неоднозначные тексты были (помимо другой очевидной темы ядерного распада и ядерной энергии, на которую ссылается титульный каламбур альбома) в знак уважения к «Radio Stars», то есть пионерам электронная музыка первой половины 20-го века, такие как Гульельмо Маркони , Леон Термен , Пьер Шеффер и Карлхайнц Штокхаузен (из-за которых группа называла себя «вторым поколением» электронной музыки).
- Европейская версия альбома группы 1977 года Trans-Europe Express имела на обложке аналогичную черно-белую фотографию участников группы в стиле 1930-х годов (в американской версии даже была обложка с цветной фотографией в винтажном стиле в стиле Золотого века). голливудских звезд), стиль оформления обложки, а также дизайн рекламных материалов, связанных с альбомом, были созданы под влиянием Баухауза , ар-деко и Streamline Moderne , пластинка сопровождалась большим, тонированным вручную черно-белым плакатом с изображением участники группы были в костюмах в стиле начала 1930-х годов (где участник группы Карл Бартос позже сказал в «Kraftwerk and the Electronic Revolution» , что их намерением было визуально напоминать «электрифицированный межвоенный струнный оркестр» и что фоном должна была быть живописная Швейцария, где группа делала остановку для отдыха между двумя этапами своего европейского турне на одноименном Trans-Europe Express ), текст песни отсылает к «элегантности и декадансу» городской Европы между двумя мировыми войнами, а в промо-клипе, сделанном для названия альбома песня (специально снятая в черно-белом цвете) и другие рекламные материалы одноименной Трансъевропейский экспресс был изображен на Schienenzeppelin, впервые использовавшемся на Немецкой рейхсбане в 1931 году (кадры большого оригинала использовались для съемок на открытом воздухе, а его миниатюрная модель использовалась для кадров, где TEE двигался по футуристическому городскому пейзажу, сильно напоминающему Фильм Фрица Ланга » 1927 года «Метрополис ).
- Обложка и дизайн обложки альбома 1978 года «Человек-машина» демонстрируют очевидный стилистический намек на конструктивизм таких художников 1920-х годов, как Эль Лисицкий , Александр Родченко и Ласло Мохой-Надь (из-за чего участники группы также называли его « русский альбом»), а одна песня снова отсылает к фильму «Метрополис» . Начиная с этого альбома, Kraftwerk также стали использовать своих «манекенов из выставочного зала», то есть роботов-двойников, на сцене и в рекламных материалах, а также увеличили использование слегка манерного макияжа на участниках группы, который также напоминал экспрессионистский макияж 1920-х годов, который до в меньшей степени уже появлялись в рекламных материалах к их альбому 1977 года Trans-Europe Express .
Начиная со своего альбома Computer World 1981 года , Kraftwerk в значительной степени отказались от своих ретро-представлений и выглядят в основном только в футуристическом стиле. Единственные отсылки к их более раннему ретро-стилю сегодня появляются в отрывках из их промо-клипов 1970-х годов, которые проецируются между более современными фрагментами их сценических выступлений во время исполнения этой старой песни.
Мода
[ редактировать ]Ретрофутуристическая одежда — это особое воображаемое видение одежды, которую можно будет носить в далеком будущем, обычно встречающееся в научной фантастике и научно-фантастических фильмах 1940-х годов, а также в журналистике и другой популярной культуре. Предполагаемая одежда чаще всего представляла собой либо цельную одежду , либо облегающую одежду , либо и то, и другое, обычно в конечном итоге выглядело как комбинезон или трико , которые часто носили вместе с пластиковыми ботинками. Во многих случаях существует предположение, что одежда будущего будет максимально однородной .
Клише футуристической одежды теперь стало частью идеи ретрофутуризма. Футуристическая мода играет на этих ныне избитых стереотипах и перерабатывает их в качестве элементов при создании реальных моделей одежды.
«На самом деле, мы видели, как этот образ появился на подиуме еще в 1995 году, хотя он не пользовался широкой популярностью и не был приемлемым уличным одеждой даже в 2008 году», — сказала Брук Келли, редактор отдела моды и автор журнала Glamour . «За последние 20 лет мода пересматривала времена прошлого, десятилетие за десятилетием, и то, что мы видим сейчас, — это сочетание разных эпох в одном целостном образе. Мода будущего — это стиль, превосходящий все, что мы еще осмелились носить. , и это будет рай для законодателей моды». [11]
Архитектура
[ редактировать ]Ретрофутуризм появился в некоторых примерах постмодернистской архитектуры . Для таких критиков, как Никлас Маак, этот термин предполагает, что «стиль будущего» — это «простая цитата из собственной иконографической традиции», а ретрофутуризм — не более чем «петля эстетической обратной связи». [22] В примере справа верхняя часть здания не предназначена для интеграции со зданием, а скорее выглядит как отдельный объект — огромный летающую тарелку, , похожий на космический корабль лишь случайно прикрепленный к обычному зданию. Похоже, это сделано не для того, чтобы пробудить хотя бы отдаленно возможное будущее, а скорее для прошлого воображения этого будущего или воспоминания о футуристическом видении архитектуры Гуги .
Некогда футуристическое международного аэропорта Лос-Анджелеса тематическое здание было построено в 1961 году как выражение тогдашней новой эры реактивных самолетов и космоса , включая то, что позже стало известно как элементы дизайна Googie и Populuxe. В планах расширения LAX, обнародованных в 2008 году, были включены ретрофутуристские темы летающих тарелок и космических кораблей в предложениях по созданию новых терминалов и залов ожидания . [23]
Видеоигры
[ редактировать ]Этот раздел может содержать непроверенную или неразборчивую информацию во встроенных списках . ( август 2015 г. ) |
Ретрофутуризм также применялся к видеоиграм, например:
- Атомное сердце
- Чужой: Изоляция
- Кредо убийцы III
- БиоШок
- Call of Duty: Блэк Опс II
- Command & Conquer: Red Alert
- Багровые небеса
- Киберпанк 2077
- Клаудпанк
- Проклятие
- Смертельная петля
- Компания Deceive Inc.
- Опозоренный
- Обесчещенный 2
- Dishonored: Смерть чужака
- Выпадать
- Far Cry 3: Кровавый Дракон
- Фростпанк
- Грим Фанданго
- Гранд кражи авто 2
- Печально известный второй сын
- Джазпанк
- Смертельная компания
- Металлический механизм
- Ниндзя Гайден
- Ниндзя Гайден II: Темный меч хаоса
- Ниндзя Гайден III: Древний корабль судьбы
- Ниндзя Гайден Тень
- наблюдатель
- Портал
- Добыча
- Психонавты
- Психонавты 2
- Психонавты в Ромбе Руин
- Сопротивление [24]
- Звездолет Титаник
- Стаббс зомби в фильме «Бунтарь без пульса»
- Смертоносная башня монстров
- Непобедимый
- Внешние миры
- TimeShift
- Пустошь 2 [25]
- Мы счастливы немногие
- вольфенштейн
- X-COM: Апокалипсис
- Люди Икс: Судьба
- Ю-Ги-О! Международное издание: Лестница к предначертанной дуэли
Музыка
[ редактировать ]- Современный электро-стиль, находящийся под влиянием исполнителей из Детройта начала 80-х (таких как Drexciya, Aux 88, Cybotron). Этот стиль сочетает в себе старое аналоговое оборудование (Roland Tr-808 и синтезаторы) и методы сэмплирования 80-х с современным подходом электро. В этом путешествии участвовали звукозаписывающие компании AMZS Recording, Gosu, Osman, Traffic Records и многие другие.
- Клип канадской группы Alvvays "Dreams Tonite", включающий архивные кадры выставки Expo 67 в Монреале , был описан группой как "фетишизирующий ретрофутуризм". [26]
- Английская группа Electric Light Orchestra выпустила свой концептуальный альбом Time в 1981 году. Этот альбом повествует о человеке, который просыпается в 2095 году, и о том, как он реагирует на это внезапное изменение, а также на свое стремление вернуться в 1981 год. Существует множество описаний жизни. и какими будут технологии в 2095 году.
Кино и телевидение
[ редактировать ]- Режиссер Брэд Берд описывает свой Pixar фильм 2004 года «Суперсемейка» как «похожий на то, каким мы думали, что будущее обернется в 1960-е годы». [27]
- Британский режиссер Ричард Айоаде отметил, что его фильм «Двойник» 2013 года был разработан с намерением выглядеть как «будущее, придуманное кем-то в прошлом, кто ошибся». [28]
- 2015 года Диснеевский фильм «Земля будущего» , основанный на , Диснейленда одноимённом аттракционе снятый режиссёром Брэдом Бёрдом, имеет ретрофутуристическую эстетику.
- TVA . в MCU телешоу 2021 года «Локи» напоминает офисное здание 60-х годов с множеством футуристических устройств, разбросанных повсюду
- 2024 года Fallout Действие сериала , основанного на одноименной франшизе видеоигр , разворачивается в ретробудущем Raygun Gothic и Atompunk, вдохновленном 1950-ми годами .
См. также
[ редактировать ]- Анахронизм – Хронологическое несоответствие
- Атомный век - период истории с 1945 года.
- Bonk Business – Арт-концепт Альвара Гуллишена
- Киберпанк и производные от киберпанка
- Дизельпанк — жанр научной фантастики.
- Футурама (Всемирная выставка в Нью-Йорке) - выставка General Motors 1939 года.
- призракология
- Джетсоны - американский мультсериал.
- Список историй, действие которых происходит в будущем, которое уже прошло
- Неофутуризм – Архитектурно-художественное направление и стиль.
- Рэйган Готика
- Ретротроника - создание электрических цепей или приборов с использованием старых электрических компонентов.
- Автомобиль в стиле ретро
- Стимпанк - жанр научной фантастики, вдохновленный промышленными паровыми машинами XIX века.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Элизабет Гаффи и Кейт С. Лемей, «Ретрофутуризм и стимпанк», Оксфордский справочник по научной фантастике , Oxford University Press, 2014, стр. 434.
- ^ Роберт Лэнхэм, «Введение», Оксфордский справочник по научной фантастике , Oxford University Press, 2014, стр. 14
- ^ « Бразилия » . Житель Нью-Йорка . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ "ретро, прил. и №2." ОЭД онлайн. Издательство Оксфордского университета, июнь 2005 г. Интернет. 30 июня 2018 г.
- ^ Элизабет Гаффи и Кейт С. Лемей, «Ретрофутуризм и стимпанк», Оксфордский справочник по научной фантастике, Oxford University Press, 2014, стр. 435.
- ^ Элизабет Гаффи, «Создание вчерашнего завтра: ретро-футуризм, стимпанк и творчество в XXI веке», Journal of Modern Craft 7.3 (ноябрь 2014 г.), стр. 254.
- ^ Элизабет Гаффи, Ретро: Культура возрождения (Реакция: 2006): 155–157
- ^ Джозеф Дж. Корн и Брайан Хорриган, Вчерашнее завтра: прошлые видения американского будущего (Johns Hopkins Press: 1984): xii.
- ^ Никлас Маак, «Прощай, ретрофутуризм · Прощай, наша вечная ностальгия по будущему». 032c9 (лето 2005 г.): с. 117
- ^ Макколл, Брюс (19 марта 2009 г.), Что такое ретрофутуризм? , получено 18 февраля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ретро-футуризм — последняя модная сенсация» . EDGE США . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 г.
- ^ «Стимпанк 101: Об импорте ретрофутуризма. — Разговор на TED.com» . ted.com .
- ^ «По-видимому, Fox News очень понравился логотип BioShock Infinite» . ИГН . 3 июля 2014 г.
- ^ Эрик Кейн (3 июля 2014 г.). «Fox News использует логотип BioShock Infinite, Кен Левин называет его иронией » . Форбс . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года.
- ^ Дэвидсон, Джо П.Л. (2 ноября 2019 г.). «Взрыв из прошлого: обнадеживающий ретрофутуризм в научно-фантастическом фильме» . Континуум . 33 (6): 729–743. дои : 10.1080/10304312.2019.1668352 . ISSN 1030-4312 . S2CID 204359340 .
- ^ админ (10 августа 2023 г.). «Обзор XPENG G9, цена, характеристики и производительность» . Футуристические автомобили . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ «ОБЗОР XPENG G9, ЦЕНА, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ» .
- ^ Шэрон Росс (8 июня 2009 г.). «Ретро-футуризм в лучшем виде: проекты и руководства» . Разрушительный журнал . Архивировано из оригинала 12 августа 2010 года.
- ^ "Континуум Гернсбака" в Гибсон, Уильям (1986). Горящий Хром . Нью-Йорк: Арбор Хаус. ISBN 978-0-87795-780-5 .
- ^ Шютте, Уве (4 февраля 2015 г.). «Почему я хочу предложить университетский курс по Kraftwerk» . Разговор . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Гаффи, 141.
- ^ Сделать, цит.
- ^ Любелл, Сэм (26 ноября 2008 г.). «Re-LAX: Международный аэропорт Лос-Анджелеса представляет амбициозные планы расширения» . Газета Архитектора . Архивировано из оригинала 17 апреля 2014 г.
- ^ Гроссман, Лев (20 декабря 2006 г.). «10 лучших игр 2006 года: Resistance: Fall of Man (для PS3)» . Время . ISSN 0040-781X . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Рецензия: Пустошь 2» . Деструктоид . 23 сентября 2014 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Посмотрите новое видео Альввайса «Dreams Tonite» — Pitchfork» . Pitchfork.com . 13 сентября 2017 года . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ «Суперсемейка – пример модернизма середины века – кино и мебель» . Кино и мебель . 07.08.2014 . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ «Ричард Айоаде: Создание фильмов волнует – и пугает» . Хранитель . 23 марта 2014 г. Проверено 25 ноября 2018 г.
Дальнейшее чтение
- Бростерман, Норман (ноябрь 2000 г.). Вне времени: проекты будущего двадцатого века . Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-2939-2 .
- Кукуруза, Джозеф Дж.; Брайан Хорриган; Кэтрин Чемберс (1996). Вчерашнее завтра: прошлые видения американского будущего . Джу Пресс. ISBN 0-8018-5399-0 .
- Канто, Кристоф; Одиль Фалиу (1993). История будущего: образы XXI века . Фламмарион. ISBN 2-08-013544-9 .
- Килгор, Де Витт Дуглас (2003). Астрофутуризм: наука, раса и видения утопии в космосе . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1847-7 .
- Хейманн, Джим (2002). Будущее Идеально . Кельн, Лондон: Сумки. ISBN 3-8228-1566-7 .
- Ходж, Брук (2002). Ретрофутуризм: автомобильный дизайн Дж. Мэйса . Музей современного искусства. ISBN 0-7893-0822-3 .
- Оноско, Тим (1979). Разве будущее не было чудесным?: Взгляд на тенденции и технологии 1930-х годов . Даттон. ISBN 0-525-47551-6 .
- Шекли, Роберт (1978). Футурополис: невозможные города научной фантастики и фэнтези . Нью-Йорк: Визуальная библиотека A&W. ISBN 0-89104-123-0 .
- Уилсон, Дэниел Х .; Ричард Хорн (2007). Где мой реактивный ранец?: Путеводитель по удивительному научно-фантастическому будущему, которое так и не наступило . Блумсбери США. ISBN 978-1-59691-136-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интересная инженерия 17 февраля 2021 г. Увлекательные взгляды на наше настоящее более 100 лет назад
- Чудо-город, который вы, возможно, увидите вживую – 1950 год, каким он был в 1925 году.
- Retro-futurismus.de – немецкий сайт с многочисленными иллюстрациями (щелкните по названию).