призракология
Призраки ( сочетание призраков или и онтологии , а также спектральных исследований , призрачностей призрачного поворота ) — это ряд идей, относящихся к возвращению или сохранению элементов из социального или культурного прошлого, как в случае с призраком. Этот термин представляет собой неологизм, впервые введенный французским философом Жаком Деррида в его книге «Призраки Маркса» 1993 года . С тех пор к нему обращаются в таких областях, как изобразительное искусство, философия, электронная музыка , антропология , политика, художественная литература и литературная критика . [1]
Хотя Кристин Брук-Роуз ранее каламбурила слово «дехонтологический» (от «деонтологический») в «Амальгамемноне » (1984), [2] Первоначально Деррида использовал «привидение» для своей идеи об авременной природе марксизма и его тенденции «преследовать западное общество из загробного мира». [3] Он описывает ситуацию временного и онтологического разъединения, в которой присутствие , особенно социальное и культурное, заменяется отложенным не-происхождением. [1] Эта концепция вытекает из деконструкции , при которой любая попытка определить происхождение идентичности или истории неизбежно должна оказаться зависимой от всегда уже существующего набора языковых условий. [4] Несмотря на то, что слово призракология находится в центре внимания «Призраков Маркса» , оно встречается в книге всего три раза, и в том, как другие авторы определяют этот термин, нет единообразия. [5]
В 2000-х годах этот термин был применен к музыкантам теоретиками Саймоном Рейнольдсом и Марком Фишером , которые, как говорили, исследовали идеи, связанные с временным разделением, ретрофутуризмом , культурной памятью и постоянством прошлого. Призраки использовались в качестве критической линзы в различных формах средств массовой информации и теории , включая музыку, эстетику, политическую теорию , архитектуру, африканский футуризм , афрофутуризм , неофутуризм , метамодернизм , антропологию и психоанализ . [1] [ не удалось пройти проверку ] [6] [ нужна страница ] Из-за сложности понимания этой концепции нет единообразия в том, как другие авторы определяют этот термин. [5]
Разработка
[ редактировать ]Прекурсоры
[ редактировать ]Истории о привидениях и привидениях существовали на протяжении тысячелетий и достигли своего расцвета на Западе в 19 веке. [7] В культурных исследованиях Терри Касл (в «Призрачной лесбиянке ») и Энтони Видлер (в «Жуткой архитектуре ») предшествовали Дерриде. [8]
Призраки Маркса
[ редактировать ]«Призраки» берут свое начало из обсуждения Деррида Карла Маркса в «Призраках Маркса» , в частности из заявления Маркса о том, что « призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» в «Коммунистическом манифесте » . Деррида обращается к шекспировскому «Гамлету» , в частности к фразе, произнесенной главным героем: «Время вышло из строя». [4] Это слово действует как преднамеренный почти омофон слова « онтология » на родном французском языке Деррида (ср. «Hantologie» , [ɑ̃tɔlɔʒi] и «ontologie» , [ɔ̃tɔlɔʒi] ). [9]
Предыдущие работы Деррида по деконструкции , в частности по концепциям следа и различия , служат основой его формулировки призракологии. [1] фундаментально утверждая, что не существует временной точки чистого происхождения, а есть только « всегда-уже отсутствующее настоящее». [10] Деррида считает, что призракология не только более мощна, чем онтология, но и что «она содержит в себе сами эсхатологию и телеологию ». [11] Его работы в «Призраках» отмечены озабоченностью «смертью» коммунизма после падения Советского Союза в 1991 году , особенно после того, как такие теоретики, как Фрэнсис Фукуяма, заявили, что капитализм окончательно одержал победу над другими политико-экономическими системами и достиг «конца». истории» . [4]
Несмотря на то, что слово призракология находится в центре внимания «Призраков Маркса» , оно встречается в книге всего три раза. [5] Питер Бьюс и Эндрю Скотт, обсуждая концепцию призракологии Деррида, объясняют:
Призраки приходят из прошлого и появляются в настоящем. Однако нельзя с полным основанием сказать, что призрак принадлежит прошлому... Действительно ли «исторический» человек, отождествляемый с призраком, принадлежит настоящему? Конечно, нет, поскольку идея возвращения из смерти разрушает все традиционные концепции временности. Таким образом, временность, которой подвержены призраки, парадоксальна: они сразу же «возвращаются» и дебютируют в призрачном виде [...] любая попытка изолировать происхождение языка обнаружит, что ее первый момент уже зависит от системы языковых различий, которые были установлены до «первоначального» момента (11). [4]
В музыке
[ редактировать ]В 2000-х годах этот термин был использован критиками в отношении парадоксов, обнаруженных в постмодерне , в частности, постоянной переработки современной культурой ретро -эстетики и неспособности избежать старых социальных форм. [4] Такие писатели, как Марк Фишер и Саймон Рейнольдс, использовали этот термин для описания музыкальной эстетики, озабоченной этим временным разобщением и ностальгией по «потерянному будущему». [3] Так называемые «призрачные» музыканты описываются как исследующие идеи, связанные с временным разделением, ретрофутуризмом , культурной памятью и устойчивостью прошлого. [12] [13] [4]
В антропологии
[ редактировать ]Антропология стала свидетелем широкого использования призракологии как методологии в этнографии , археологии и психологической антропологии . В 2019 году «Этос журнал Общества психологической антропологии » посвятил призракологии целый выпуск под названием «Призраки в психологической антропологии» , и с тех пор по этой теме появилось множество книг и журнальных статей. В книге под названием «Призраки повседневной жизни » психологический антрополог Садек Рахими утверждает: «Сам опыт повседневной жизни построен вокруг процесса, который мы можем назвать призракогенным, и основным побочным продуктом которого является постоянный поток призраков». [14]
Как метод
[ редактировать ]Джастин Армстронг, опираясь на Деррида, предлагает «спектральную этнографию», которая «выходит за рамки фактического разговорного языка и прямого человеческого контакта к взаимодействию между пространством, местом, объектами и временностью». [15] Джефф Феррелл и Тео Кидинис, опираясь на Армстронга, развили дальнейшие идеи «этнографии призраков». [16]
Первичные и вторичные призраки
[ редактировать ]Антропологи Марта и Брюс Линкольн проводят различие между первичными призраками, при которых привидения признают реальность и автономию метафизических сущностей относительно некритическим, буквальным образом; и вторичные призраки, которые идентифицируют «текстовые остатки» истории или являются тропами «коллективных интрапсихических состояний», таких как травма и горе. В качестве примера они используют пример вторичного привидения Ба Чука , когда в контролируемых государством музеях выставлены черепа умерших и памятные вещи, в отличие от традиционных вьетнамских погребальных обычаев. Это контрастирует с «первичным привидением» Ба Чука, паранормальной активностью, которая, как говорят, происходит на месте казни, отмеченном деревом. [17] Точно так же Кит Баузерман отмечает, что для литературных и критических теоретиков призрак - это «чистая метафора» и «вымышленный сосуд, который использует их социальную программу», тогда как этнографы и антропологи «подходят ближе всего к привлечению призраков как существ». [18]
Некоторые ученые утверждают, что «четкое различие быстро теряется при этнографическом анализе» и что «далеко не ясно, является ли присутствие призраков как метафизических сущностей первичным». [19]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Галликс, Эндрю (17 июня 2011 г.). «Призраки: не такое уж новое критическое проявление» . Хранитель .
- ^ Брук-Роуз, Кристина (1984). Амальгамемнон . Каркане Пресс. п. 138. ИСБН 9780856355394 .
Далеко в дехонтологической кампании из зоны в зону, зигзагом на север и юг, на восток и на запад, будут странствовать влюбленные...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альбиез, Шон (2017). Энциклопедия мировой популярной музыки Блумсбери, том 11 . Блумсбери. стр. 347–349. ISBN 9781501326103 . Проверено 10 января 2020 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фишер, Марк. «Метафизика кракла: афрофутуризм и призракология» . Танцевальный культ .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уайман, Том (31 июля 2019 г.). «Призраки нашей жизни» . Новый государственный деятель . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Фишер, Марк. Призраки моей жизни: сочинения о депрессии, призракологии и потерянном будущем . Ноль книг, 30 мая 2014 г. ISBN 978-1-78099-226-6
- ^ Бланко и Пирен 2013 , с. 2.
- ^ Бланко и Пирен 2013 , с. 10.
- ^ «Полужизнь» . Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ Структуралистская полемика: языки критики и науки о человеке. Эд. Ричард Макси и Эухенио Донато (Балтимор, 1970), с. 254
- ^ Деррида, Дж. (1994). Призраки Маркса: состояние долга, работа траура и Новый Интернационал. Рутледж.
- ^ Уайтли, Шейла; Рамбарран, Шара (22 января 2016 г.). Оксфордский справочник по музыке и виртуальности . Издательство Оксфордского университета. п. 412.
- ^ Штатные авторы Stone Blue (11 сентября 2015 г.). Уильям Басински: Снимки музыкантов . СБЭ Медиа. стр. Глава 3.
- ^ Рахими, Садек (2021). Призраки повседневной жизни . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 3. дои : 10.1007/978-3-030-78992-3 . ISBN 978-3-030-78992-3 .
- ^ Армстронг, Джастин (26 января 2010 г.). «О возможности спектральной этнографии». Культурология ↔ Критические методологии . 10 (3). Публикации SAGE: 243–250. дои : 10.1177/1532708609359510 . ISSN 1532-7086 . S2CID 144608146 .
- ^ Киндинис, Тео (17 сентября 2017 г.). «Раскопки призраков: городские исследования как археология граффити» . Преступность, СМИ, Культура . 15 (1). Публикации SAGE: 25–45. дои : 10.1177/1741659017730435 . ISSN 1741-6590 . S2CID 149232587 .
- ^ Линкольн, Марта; Линкольн, Брюс (2015). «К критической призракологии: голая загробная жизнь и призраки Ба Чука». Сравнительные исследования в обществе и истории . 57 (1). Издательство Кембриджского университета (CUP): 191–220. дои : 10.1017/s0010417514000644 . ISSN 0010-4175 . S2CID 147023375 .
- ^ Баузерман, Кит (12 сентября 2022 г.). «Видеть призраков и разговаривать с ними: пределы призракологии для понимания призраков как существ» . Блог JHI . Издательство Пенсильванского университета . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Хорошо, Байрон Дж.; Кьовенда, Андреа; Рахими, Садек (24 октября 2022 г.). «Антропология призраков: о возникновении антропологической призракологии». Ежегодный обзор антропологии . 51 (1). Годовые обзоры: 437–453. doi : 10.1146/annurev-anthro-101819-110224 . ISSN 0084-6570 . S2CID 251145093 .
Ссылки
[ редактировать ]- Уайт, Мария Колонна; Пирен, Эстер (2013). Читатель призрачностей: призраки и призраки в современной теории культуры . Нью-Йорк. ISBN 978-1-4411-2478-4 . OCLC 859160150 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бус П. и Скотт А. (ред.). Призраки: деконструкция, психоанализ, история . Лондон: Макмиллан, 1999. ISBN 9780333711439 .
- Призраки - ПРИЗРАКИ ПРОШЛОГО БУДУЩЕГО Мерлина Коверли. 2020. ISBN 9780857304193
- Призраки в психологической антропологии. Специальный выпуск «Этос: журнал Общества психологической антропологии», посвященный призракологии (том 47, выпуск 4, декабрь 2019 г.).
- Призраки Маркса, состояние долга, Работа скорби и Новый Интернационал , перевод Пегги Камуф, Routledge, 1994. ISBN 9780415389570 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив BBC (1 марта 2019 г.). «Идеи BBC: Что такое призракология? И почему она повсюду вокруг нас?» . www.bbc.co.uk. Би-би-си . Проверено 1 мая 2020 г.
- Фишер, Марк (17 января 2006 г.). «К-панк: Призраки сегодня» . k-punk.abstractdynamics.org .
- Рейнольдс, Саймон (15 октября 2017 г.). «ReynoldsRetro: HAUNTOLOGY: этикетка GHOST BOX (Frieze, 2005)» . РейнольдсРетро . Проверено 1 мая 2020 г.
- https://web.archive.org/web/20211202154716/https://fastcapitalism.journal.library.uta.edu/index.php/fastcapitalism/article/view/54