Африканскийфутуризм
Африканский футуризм — это культурная эстетика и философия науки , которая сосредоточена на слиянии африканской культуры , истории, мифологии и точки зрения с технологиями, базирующимися в Африке и не ограничивающимися диаспорой. [1] [2] Оно было придумано американским писателем нигерийского происхождения Ннеди Окорафором в 2019 году в сообщении в блоге как одно слово. Ннеди Окорафор определяет африканский футуризм как подкатегорию научной фантастики , которая «непосредственно уходит корнями в африканскую культуру, историю, мифологию и точку зрения… и… не отдает предпочтение Западу и не центрирует его », а сосредоточена на оптимистическом подходе. видения будущего», и написан (и посвящен) «людьми африканского происхождения», укоренившимися на африканском континенте . Таким образом, его центром является Африка, часто простирается на Африканский континент и включает в себя черную диаспору , включая фэнтези, действие которого происходит в будущем, что делает повествование «скорее научной фантастикой, чем фэнтези» и обычно имеет мистические элементы. [3] Он отличается от афрофутуризма , который ориентирован в основном на африканскую диаспору, особенно на США. Работы африканфутуризма включают научную фантастику , фэнтези , альтернативную историю , ужасы и магический реализм .
Среди писателей африканского футуризма Ннеди Окорафор , Точи Онебучи , Огенеховве Дональд Экпеки , Тейд Томпсон , Намвали Серпелл , Воле Талаби , Суйи Дэвис Окунгбова . [4] [5]
История
[ редактировать ]Раннее начало
[ редактировать ]Произведения африканфутуризма существовали издавна и были отнесены к афрофутуризму. Темы африканского футуризма можно проследить до романа Бучи Эмечеты 1983 года « Похищение Шави» и романа Бена Окри 1991 года «Голодная дорога» . [6]
21 век
[ редактировать ]
В 2019 и 2020 годах африканские писатели начали отвергать термин афрофутуризм из-за различий между обоими жанрами: африканский футуризм больше уделял внимания африканской точке зрения, культуре, темам и истории, в отличие от афрофутуризма, который охватывает историю, культуру и темы африканской диаспоры. [7] Журнал спекулятивной фантастики представленная Африканским обществом спекулятивной фантастики, запущенная в 2017 году , Omenana и премия Nommo Awards, помогли расширить содержание жанра. [8]
В августе 2020 года Хоуп Вабуке, писательница и доцент Университета английского языка и творческого письма Небраски-Линкольна , отметила, что афрофутуризм, придуманный Марком Дери белым критиком в 1993 году, рассматривает афроамериканские темы и проблемы в «контекст технокультуры двадцатого века», который позже был расширен Алондрой Нельсоном Дери , утверждая, что концепция черноты возникла в 1619 году и «отмечена исключительно последующими 400 годами насилия со стороны белизны», которое он изображал как «потенциально непоправимое». [6] Критически отозвавшись об этом определении, заявив, что ему не хватает качеств «воображения чернокожей американской диаспоры» и способности представить «черноту вне чернокожей американской диаспоры» или быть независимой от белизны , она отметила, что «африканский футуризм» отличается, потому что, согласно Ннеди Окорафору , более глубоко укоренившемуся в «африканской культуре, истории, мифологии и точке зрения, поскольку она затем разветвляется на черную диаспору, и она не отдает привилегию и не центрирует Запад», одновременно объясняя африканский джуджуизм как подкатегорию фэнтези. Далее Вабуке объясняет, что африканский футуризм является более конкретным и избавляется от «иного взгляда белых и фактического колониального западного мышления », свободен от того, что она называет « взглядом белого запада », и говорит, что это главное различие «между афрофутуризмом и Африканский футуризм». Она добавляет, что, по ее мнению, африканский футуризм имеет иные взгляды и перспективы, чем «основная западная и американская научная фантастика и фэнтези » и даже афрофутуризм, который «женат на Белый западный взгляд ». Вабуке продолжает объяснять темы африканфутуризма и африканджуджуизма в книгах Окорафора «Кто боится смерти» и «Захра Искательница Ветра » , Акваке Эмези » «Питомец и Бучи Эмечеты » «Похищение Шави . [6]
В феврале 2021 года Айгнер Лорен Уилсон из Tor.com объяснила сложность поиска книг этого поджанра, поскольку многие учреждения «относятся к африканскому футуризму и афрофутуризму как к одному и тому же», хотя различие между ними очевидно. Она сказала, что африканский футуризм «сосредоточен на Африке и ее людях», в то время как афрофутуризм - это научно-фантастическая подкатегория, посвященная «черным людям в диаспоре», часто включающая истории людей за пределами Африки, в том числе в «колонизированных западных обществах». . [9] Окорафора» Другой рецензент назвал «Лагуну , которая «рассказывает историю прибытия инопланетян в Нигерию», африканским футуристическим произведением, требующим от читателя «активного участия в создании альтернативного будущего, которое строит роман», имея в виду, что читатель становится участником «творческой беседы». [10]
Литература и комиксы
[ редактировать ]Литература африканского футуризма представляет собой спекулятивную художественную литературу, в которой события, происходящие в Африке, повествуются с африканской, а не западной точки зрения. Произведения литературы африканфутуризма до сих пор ошибочно относят к афрофутуризму. [ нужна ссылка ]
Работы американской писательницы нигерийского происхождения Ннеди Окорафор часто относятся к жанру африканского футуризма: «Кто боится смерти» , «Лагуна» , «Пульт дистанционного управления» , «Книга Феникса» и «Нур» . Она получила премию «Хьюго и Небула» за свою новеллу «Бинти» , первую из «Бинти» трилогии , в которой рассказывается о уроженке племени Химба из Намибии в космосе. [11] Тейд Томпсон получил премию Артура Кларка за свой африканский футуристский роман «Розовая вода » об инопланетном куполе в Нигерии. [12] книга замбийского писателя Намвали Серпелла » « Старый дрифт ту же награду получила .
В 2020 году книга «Африканский футуризм: антология» под редакцией Воле Талаби была опубликована издательством Brittle Paper и по состоянию на конец 2022 года по-прежнему предлагается бесплатно на ее веб-сайте в честь 10-летия этого издателя, который был назван «деревенской площадью Африканская литература». [13] [14] Гэри К. Вулф написал рецензию на эту антологию в феврале 2021 года. [15] Он благодарит Ннеди Окорафор за создание «африканского футуризма», отмечая, что он описывает «более африканскоцентрированную научную фантастику», хотя и говорит, что не уверен, приживется ли ее термин «африканский футуризм», аналогичный термину для фэнтези. Говоря, что оба они полезны, он говорит, что ему не нравится, что они «имеют дело с корнем, а не с приставкой», а «футуризм» описывает лишь немного научной фантастики и фэнтези. Он по-прежнему называет книгу «солидной антологией», заявляя, что она бросает вызов идее рассматривать африканскую научную фантастику как монолитную. Рассказы в книге включают « Эголи » Т.Л. Хучу , « Ят Мадит » Дилмана Дила , « За нашими ирисами » Тлотло Цамаасе , « Форт Кваме » Дерека Лубангакене, « Производитель дождя » Мази Нвонву , « Плоды калебаса ». Рафиата Алию, « Лекки Лекки » Маме Бугумы Дьена и «Восход солнца» Ннеди Окорафора . [15]
Когда Tor.com представил список рассказов и книг этого жанра по состоянию на 2021 год, Tor также выделил «Африканский футуризм: антология» (под редакцией Воле Талаби ), а также отдельные произведения Намвали Серпелла « Старый дрейф » и Ннеди Окорафора . «Лагуна» Ники Дрейдена , «Добыча богов» , Огенечовве Дональда Экпеки «Ифе-Ийоку » , «Сказка об Имадеюнуагбоне » и Точи Онебучи » «Девочки войны . [9]
В комиксах по состоянию на конец 2022 года существует несколько комиксов в стиле африканского футуризма. Comic Republic Global Network , издатель из Лагоса , известен созданием африканских футуристических супергероев, таких как Guardian Prime . [16] [17] «Лагуардия » связан с африканским футуризмом. Комикс Ннеди Окорафора [18]
Фильмы и телевидение
[ редактировать ]Фильмов об африканском футуризме часто мало; [19] такие фильмы, как «Черная пантера», подверглись критике со стороны некоторых зрителей, [20] которые говорят, что их изображение Африки «мало отличается от колониального взгляда». [1] В последнее время в число африканских футуристских фильмов входят «Привет», «Рейн» , «Пумзи» и «Ратник» . Несколько романов в стиле африканского футуризма были выбраны для экранизации, в том числе «Бинти» и «Кто боится смерти» . [1] [19] В 2020 году студия Уолта Диснея и панафриканская компания Kugali объявили, что они будут совместно продюсировать африканский футуристический научно-фантастический мультсериал « Иважу» , вдохновленный городом Лагос . [21] [22]
5 июля 2023 года Кизази Мото: Поколение Огня , африканский футурист. [23] [24] [25] Премьера серии короткометражных анимационных антологий состоялась на Disney+ . [26] Питер Рэмси был выбран исполнительным продюсером, Тендайи Ньеке и Энтони Сильверстон руководили продюсерами, а Triggerfish была основной студией наряду с другими анимационными студиями в Африке. [27] [28] Каждый из десяти фильмов снят с африканской точки зрения, на такие темы, как социальные сети , двойственность, инвалидность , саморефлексия, общая человечность и другие темы, а также истории, включающие путешествия во времени , инопланетян и альтернативные вселенные. [29] [24] [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пиллинг, Дэвид (25 февраля 2021 г.). «Африканский футуризм — это отчасти попытка бороться с прошлым» . Файнэншл Таймс . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ «Афрофутуризм, африканский футуризм и написание черного будущего» . theportalist.com . 18 февраля 2021 г. Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Афрофутуризм или африканский футуризм? Что это?» . Африноменон . 03.10.2020. Архивировано из оригинала 08 октября 2021 г. Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Умезурике, Чуквуэбука (23 января 2022 г.). «Невоспетые герои новой нигерийской литературы» . Этот день . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Книги африканского футуризма, которые нужно прочитать каждому человеку» . Африноменон . 01.09.2020 . Проверено 8 октября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вабуке, Хоуп (27 августа 2020 г.). «Афрофутуризм, африканский футуризм и язык черной спекулятивной литературы» . Обзор книг Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 29 августа 2020 года . Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ «В центре внимания Месяца черной истории: афрофутуризм и африканский футуризм» . com.comicyears.com . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Лос-Анджелесское обозрение книг» . Лос-Анджелесский обзор книг . 02.10.2017 . Проверено 8 октября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилсон, Айгнер Лорен (10 февраля 2021 г.). «Ваш путеводитель по африканской футуристической научной фантастике» . Тор.com . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Нкубе, Гибсон. «Пришельцы в Лагосе: научно-фантастический роман «Лагуна» предлагает смелое новое будущее» . Разговор . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Окорафор, Ннеди (26 января 2012 г.), «Цветные писатели» , The Cambridge Companion to Fantasy Literature , Cambridge University Press, стр. 179–189, doi : 10.1017/ccol9780521429597.017 , ISBN 9780521429597 , получено 8 октября 2021 г.
- ^ «Африканская спекулятивная фантастика наконец-то получила должное» . Вашингтонпост . Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 г. Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Brittle Paper предлагает африканский футуризм: бесплатная антология в честь 10-летия издателя» . BrittlePaper.com . Хрупкая бумага . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Уденве, Обинна. « «Восстание хрупкой бумаги: деревенская площадь африканской литературы» » . Журнал Village Square . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вулф, Гэри К. (16 февраля 2021 г.). «Гэри К. Вулф рассматривает африканский футуризм: антология под редакцией Воле Талаби» . Журнал Локус . Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 года . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Африканские мстители: создатели комиксов меняют жанр супергероев» . Хранитель . 03 февраля 2016 г. Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Цифровые комиксы меняют взгляд мира на Африку — видео CNN , получено 8 октября 2021 г.
- ^ «Ла Гуардия» Ннеди Окорафора получила премию Хьюго 2020 года за лучший графический рассказ или комикс» . Хрупкая бумага . 12 августа 2020 г. Проверено 8 октября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коллинз, Джейсон (07 сентября 2021 г.). «Что появление на HBO фильма Ннеди Окорафора «Кто боится смерти» может означать для принятия африканского футуризма в мейнстриме» . Черные девушки-ботаны . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ «Черная пантера, побелка: идеалы колониализма и неоколониализма в «Черной пантере» Marvel - написание антологии» . Central.edu . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Аиша Салаудин. «Disney объявляет о «первом в своем роде» сотрудничестве с африканской развлекательной компанией» . CNN . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Анси: Дисней и африканский Кугали представляют новые подробности об «Иваджу» - The Hollywood Reporter» . 16.06.2021. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 г. Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Kizazu Moto Generation Fire демонстрирует 10 футуристических видений Африки» . Комикон.com . 12 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
Kizazi Moto: Generation Fire добавляет новые истории в жанр африканского футуризма
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иган, Туссен (2 мая 2023 г.). «Афрофутуристический мультсериал «Кизази Мото: Поколение огня» выйдет на Disney Plus» . Полигон . Архивировано из оригинала 3 мая 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
анимационная антология, посвященная представлению будущего с точки зрения Африки.
- ^ Вурлиас, Кристофер (17 июня 2021 г.). «Дисней привлекает лучших африканских мультяшных талантов для анимационной антологии «Кизази Мото» (ЭКСКЛЮЗИВ)» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 9 мая 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
представляет 10 смелых, совершенно оригинальных видений будущего с явно африканской точки зрения.
- ^ Вурлиас, Кристофер (26 июня 2023 г.). «Почему сериал научно-фантастических антологий Disney+ «Кизази Мото: Поколение огня» стал «переломным моментом» для африканской анимации» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Шрайбфедер, Лиза (27 июня 2021 г.). «Анимационная антология «Кизази Мото: Поколение огня» от ведущих африканских создателей выйдет на Disney+ в 2022 году» (пресс-релиз). Бербанк, Калифорния: Дисней . Дисней Плюс. Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Тартальоне, Нанси (17 июня 2021 г.). «Disney+ выпускает анимационную научно-фантастическую антологию «Кидзази Мото: Поколение огня», включающую «Кия и герои Кимоджи» — Анси» . Крайний срок . Архивировано из оригинала 20 мая 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Корналл, Фло (27 июня 2023 г.). « Кизази Мото: Поколение огня» привносит афрофутуризм в Disney+» . CNN . Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Рэмси, Питер; Форстер, Лесего; Могаджане, Исаак; Грин, Кэтрин (26 июня 2023 г.). «Кизази Мото: Питер Рэмси из Generation Fire и режиссеры нового африканского научно-фантастического сериала Disney+» . ЦБ РФ (интервью). Беседовал Серхио Перейра. Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Университет Калабара, Одзима из Нигерии, статья Натаниэля и Йонаса Эгбуду Акунга 2022 года «Афрофутуризм и африканский футуризм: черные спекулятивные сочинения в поисках смысла и критериев» в Research Journal in Advanced Humanities, преимущественно поддерживающая «африканский футуризм» Окорафора «потому что Дери». . ." неприличный". . . «Афрофутуризм явно является афроамериканским значением, которое не оставляет места для африканского воображаемого», тогда их внимание направлено на поиск большей полноты в «другом наборе критериев для оценки и категоризации обеих концепций и предлагает критерии из пяти пунктов - опыт, авторство». , язык, черный героизм и технологии их оценки.».
- Статья AfrikaIsWoke 2021 года «Разница между африканским футуризмом и афрофутуризмом» , в которой предполагается, что «черный» - это, пожалуй, общий общий термин, включающий в себя то, что сужается в терминах «африканец» и «афро», когда они используются в качестве этнических или расовых терминов, исходя из замбийского квириста. Выделение автора-футуриста Масиялети Мбеве о том, что «различия между африканским футуризмом и афрофутуризмом лучше всего можно понимать как естественный побочный продукт того факта, что африканцы в Африке и чернокожие в диаспоре имеют разный жизненный опыт, который проистекает исключительно из того факта, что они существуют в разных частях мира».
- Диссертация Бретта Тейлора Бэнкса из Университета Квазулу-Натала в 2021 году на тему «Органическая фантазия Окорафора: африканский футуристический подход к научной фантастике и гендеру в лагуне ». европейско-африканцем, напоминая нам, что африканцы теперь не только черные и оливковые на Севере, точно так же, как американцы на протяжении полутысячелетия были не только красными, но теперь черными, желтыми, белыми и коричневыми, поэтому геополитические ярлыки в Современная эпоха повсеместного презумпции желательности демократии считает межрасовое и генетическое общество политкорректным. Обзорная страница с аннотацией и ссылкой на копию самой диссертации, которую можно загрузить. Примечательно, что Бэнкс «адаптирует веселую теорию Фрэнсиса Ньямнджо (2015), чтобы отделить постмодернизм от его западного контекста, предоставив африканский критический словарь».
- Статья чернокожей нигерийско-финской и шведской Минны Салами из Университета Ганы «Жидкое пространство, где встречаются африканский феминизм и африканский футуризм» в Feminist Africa , 2021, журнал Института африканских исследований и Университета Ганы, автор SOAS, Университет Ганы. Лондонская межкультурная писательница, называющая себя «мисс Афрополит» и получившая почетную стипендию в области писательского мастерства Гонконгского баптистского университета.
- Глава городского колледжа Нью-Йорка Дэмиона Карима Скотта 2021 года «Афрофутуризм и черный футуризм: некоторые онтологические и семантические соображения» в журнале Critical Black Futures , под ред. П. Батлер.
- Африканский футуризм: антология под редакцией Воле Талаби, 2020 г., Brittle Paper, определяющая коллекция этих недавно названных жанров, с октября 2020 г. и в настоящее время все еще предлагается бесплатно на веб-сайте издателя в честь 10-летия этого издательства, которое было называют «деревенской площадью африканской литературы».
- Статья Памелы Фацимо Санструм из Йоркского университета, родившейся в Ботсване, в 2013 году «Афромифология и африканский футуризм: политика воображения и методологии современных творческих исследовательских практик» в специальном издании Paradoxa № 25 – Africa SF , под ред. Марк Боулд из UWE Bristol, предшествовавший нынешней дикции до того, как слова «африканский» и «футуризм» были объединены в новый термин, хотя в названиях ее коллег в этом сборнике в 2013 году используются названия «Технобудущее», «Афрофутуризм» и «АфроSF», а во введении Боулд используется «Африка SF».