Jump to content

Фэндом научной фантастики

Фэндом научной фантастики или фэндом научной фантастики — это сообщество или фандом людей, интересующихся научной фантастикой, которые контактируют друг с другом на основе этого интереса. Фэндом научной фантастики живет своей собственной жизнью, но не очень формальной организацией (хотя формальные клубы, такие как Футурианцы ( 1937–1945) и Общество научной фантастики Лос-Анджелеса (1934 – настоящее время), являются признанными примерами организованного фэндома). .

Чаще всего в сообществе его называют просто «фандомом», его можно рассматривать как отдельную субкультуру . [1] со своей собственной литературой и жаргоном ; Браки и другие отношения среди фанатов являются обычным явлением, как и семьи фанатов, состоящие из нескольких поколений.

Происхождение и история

[ редактировать ]
Банкет на 14-м Всемирном съезде научной фантастики в Нью-Йорке в 1956 году.
Зрители ждут церемонии вручения премии Хьюго на 75-м Всемирном съезде научной фантастики в Хельсинки , Финляндия , 2017 год.

Фандом научной фантастики зародился благодаря колонке писем в Хьюго Гернсбака художественных журналах не только . Поклонники писали комментарии к историям — они присылали свои адреса, и Гернсбек их публиковал. Вскоре фанаты стали писать друг другу письма и встречаться лично, когда они жили недалеко друг от друга или когда один из них мог организовать поездку. В Нью-Йорке Дэвид Лассер , главный редактор Gernsback, способствовал рождению небольшого местного клуба под названием Scienceers, который провел свое первое собрание в квартире в Гарлеме 11 декабря 1929 года. Почти все его члены были мальчиками-подростками. [2] Примерно в это же время в крупных городах США начали возникать еще несколько небольших местных групп, многие из которых связывались с другими энтузиастами через Клуб научной переписки . первый научно-фантастический журнал для фанатов «Комета В мае 1930 года чикагское отделение Клуба научной корреспонденции выпустило » под редакцией Рэймонда А. Палмера (позже известного и печально известного редактора научно-фантастического журнала) и Уолтера Денниса. [3] В январе 1932 года нью-йоркский кружок, в который к тому времени входили будущие комиксов редакторы Джулиус Шварц и Морт Вайзингер , выпустил первый выпуск своего собственного издания «Путешественник во времени» , в котором Форрест Дж. Акерман из зарождающейся группы из Лос-Анджелеса выступил в качестве пишущий редактор.

В 1934 году Гернсбак основал заочный клуб любителей фантастики под названием « Лига научной фантастики» — первую фанатскую организацию. Местные группы по всей стране могли присоединиться, заполнив заявку. Примерно в это же время возникло несколько клубов. LASFS ( Общество научной фантастики Лос-Анджелеса ) было основано в это время как местное отделение SFL, в то время как в Нью-Йорке возникло несколько конкурирующих местных отделений, которые сразу же начали враждовать между собой.

В 1935 году PSFS ( Филадельфийское общество научной фантастики было сформировано , 1935 – настоящее время). В следующем году полдюжины фанатов из Нью-Йорка приехали в Филадельфию, чтобы встретиться с членами PSFS в рамках первой Филадельфийской конференции научной фантастики, которую некоторые называют первой в мире конвенцией научной фантастики .

Вскоре после того, как фанаты начали напрямую общаться друг с другом, появились журналы для фанатов научной фантастики . Эти любительские издания могли обсуждать, а могли и не обсуждать научную фантастику, и обычно их продавали, а не продавали. Они варьировались от утилитарных или неумелых до печати и редактирования профессионального качества. В последние годы Usenet, группы новостей такие как Rec.arts.sf.fandom , [4] веб-сайты и блоги в некоторой степени вытеснили печатные журналы для фанатов как средство выражения мнения в фандоме, хотя многие популярные журналы для фанатов продолжают публиковаться. Поклонники научной фантастики были одними из первых пользователей компьютеров, электронной почты, персональных компьютеров и Интернета.

Многие профессиональные авторы научной фантастики начали интересоваться научной фантастикой как фанаты, а некоторые до сих пор издают свои собственные журналы для фанатов или вносят свой вклад в журналы, издаваемые другими.

Широко признанную (хотя и не безошибочную) историю фэндома 1930-х годов можно найти в книге Сэма Московица « Бессмертный шторм: история фэндома научной фантастики» (Hyperion Press, 1988, ISBN   0-88355-131-4 ; оригинальное издание The Atlanta Science Fiction Organization Press, Атланта, Джорджия, 1954). Московиц сам был замешан в некоторых зафиксированных инцидентах и ​​имеет собственную точку зрения, которая часто подвергалась критике.

По стране

[ редактировать ]

Организованный фандом в Швеции («Сверифэндом») возник в начале 1950-х годов. Первый шведский журнал для любителей научной фантастики появился в начале 1950-х годов. Старейший из ныне существующих клубов Club Cosmos [ sv ] в Гетеборге был основан в 1954 году. [5] а первый шведский научно-фантастический съезд LunCon прошел в Лунде в 1956 году.

Сегодня в стране существует ряд клубов научной фантастики, в том числе Скандинавское общество научной фантастики [ sv ] (чей клубный журнал для фанатов Science Fiction Forum когда-то редактировал Стиг Ларссон , член правления и одно время его председатель), Linköpings Science Fiction-Förening и Sigma Terra Corps . Ежегодно в Швеции проводится от одного до четырех съездов научной фантастики, в том числе Swecon , ежегодный национальный шведский конвент. Ежегодная премия вручается тому, кто внес вклад в развитие национального фэндома, от Фонда Мемориальной премии Алвара Аппельтоффта [ sv ] . [6] [7]

Великобритания

[ редактировать ]

Фэндом научной фантастики в Великобритании имеет тесные связи с фандомом в США. В Великобритании существует несколько конвенций. Крупнейшим регулярным съездом литературного фэндома НФ (книжной тематики) является Британский национальный съезд или Истеркон . Как ни странно, это проводится в пасхальные выходные. Состав и местонахождение комитета меняются каждый год. Лицензия на использование названия «Истеркон» сроком на год выдается голосованием на деловом собрании «Истеркона» двумя годами ранее. Фэндомы проводят множество других местных или периодических съездов, таких как серия «Мексиканцы», проходившая с 1984 по 1994 год.

Британские медиафанаты проводят гораздо более крупные мероприятия, а коммерческие организации также проводят «выходные шоу» (коммерческие операции с оплачиваемым персоналом). Великобритания также несколько раз принимала Worldcon, последний раз в 2014 году. Новости о мероприятиях в Великобритании появляются в журнал для фанатов Ansible, выпускаемый Дэвидом Лэнгфордом каждый месяц.

Начало итальянского фэндома научной фантастики можно отнести к концу 1950-х - началу 1960-х годов, когда такие журналы, как Oltre il Cielo и Futuro, начали публиковать письма читателей, продвигать переписку и создавать клубы в различных городах. [8] Среди первых журналов для фанатов Futuria Fantasia был выпущен в Милане в 1963 году на велосипеде Луиджи Коцци (позже ставшим кинорежиссером), его название отдает дань уважения одноименному журналу для фанатов Рэя Брэдбери; В «L'Aspidistra» , издаваемом Риккардо Левеги в Тренто, начиная с 1965 года, были представлены материалы Джанфранко де Турриса, Джана Луиджи Стаффилано и Себастьяно Фуско, будущих редакторов профессиональных журналов и книжных серий; также Луиджи Навильо, редактор в 1965 году журнала для фанатов Nuovi Orizzonti , вскоре стал автором журнала I Romanzi del Cosmo . В последующие годы журналы для фанатов продолжали служить тренировочной площадкой для будущих редакторов и писателей, и общая тенденция заключалась в улучшении качества и продолжительности жизни (например, «Машина времени» выпустила 50 номеров, начиная с 1975 года, «Интерком» — 149 номеров в период с 1979 по 1999 год, а затем его миграция в Интернет в виде электронного журнала до 2003 года, затем в виде веб-сайта). [8]

В 1963 году состоялся первый Триестский фестиваль научно-фантастического кино, предвосхищавший первые съезды как возможность для общенационального общественного собрания. Неофициальные встречи были организованы в Милане, Турине и Карраре в период с 1965 по 1967 год. В 1972 году в Триесте был организован первый европейский конгресс Еврокон, в ходе которого также была учреждена премия Италии. Еврокон вернулся в Италию в 1980 и 2009 годах (в 1989 году Еврокон проводился в Сан-Марино).

С момента своего основания в 2013 году ассоциация World SF Italia координирует организацию ежегодного национального конгресса (Italcon) и наград (Premio Italia – с тридцатью двумя номинациями в различных средствах массовой информации – и Premio Vegetti – лучший итальянский роман и эссе). [8] [9]

Конвенции

[ редактировать ]

С конца 1930-х годов фанаты научной фантастики организовывают съезды , некоммерческие собрания, на которых фанаты (некоторые из которых также являются профессионалами в этой области) встречаются, чтобы обсудить НФ и в целом развлечься. (Некоторые фанатские пары проводили свои свадьбы на съездах.) 1-й Всемирный съезд научной фантастики или Worldcon проводился одновременно со Всемирной выставкой в ​​Нью-Йорке 1939 года и проводился ежегодно после окончания Второй мировой войны . Worldcon уже более полувека является главным съездом фэндомов; именно на этом съезде премии Хьюго вручаются , а посещаемость может приближаться к 8000 и более.

Писатель научной фантастики Кори Доктороу называет научную фантастику «возможно, самым социальным из всех литературных жанров» и заявляет: «Научная фантастика движима организованным фэндомом, волонтерами, которые каждые выходные в году проводят сотни литературных съездов в каждом уголке земного шара». ." [10]

Конвенции научной фантастики могут варьироваться от минималистских «релакс-конференций» с сотней или около того участников до тщательно запрограммированных мероприятий с четырьмя-шестью или более одновременными программными треками, таких как WisCon и Worldcons.

Коммерческие шоу, посвященные областям, связанным с научной фантастикой, иногда называют «конвенциями научной фантастики», но они проводятся как коммерческие предприятия с ориентацией на пассивных зрителей, а не на вовлеченных фанатов, и с тенденцией пренебрегать или игнорировать написанную НФ в пользу телевидения, кино, комиксов, видеоигр и т. д. Одним из крупнейших из них является ежегодный Dragon*Con в Атланте, штат Джорджия, который с 2000 года посетило более 20 000 человек.

Научно-фантастические общества

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах многие научно-фантастические общества были созданы как отделения Лиги научной фантастики , и, когда она ушла в историю, некоторые из первоначальных отделений Лиги остались жизнеспособными и впоследствии были включены в качестве независимых организаций. Наиболее примечательным среди бывших отделений Лиги, которые были выделены, было Филадельфийское общество научной фантастики , которое послужило моделью для последующих обществ научной фантастики, сформированных независимо от истории Лиги.

Научно-фантастические общества, чаще называемые «клубами», за исключением самых формальных случаев, образуют круглогодичную базу мероприятий для любителей научной фантастики. Они часто связаны с конвенцией или группой конвенций научной фантастики, но сохраняют отдельное существование как культурные учреждения в определенных географических регионах. Некоторые из них приобрели недвижимость и поддерживают постоянные коллекции научно-фантастической литературы, доступной для исследования, как в случае с Обществом научной фантастики Лос-Анджелеса , Ассоциацией научной фантастики Новой Англии и Обществом научной фантастики Балтимора . Другие общества научной фантастики ведут более неформальное существование, встречаясь в общественных местах или домах отдельных членов, например, Ассоциация научной фантастики района Залива .

Ответвления и подсообщества

[ редактировать ]
охраняет 501-й легион бюст Оби-Вана на Звездных войн праздновании IV .

Как сообщество, посвященное обсуждению и исследованию новых идей, фандом стал инкубатором для многих групп, которые начинали как особые интересы внутри фандома, некоторые из которых частично разделились на независимые целевые сообщества, не связанные напрямую с научной фантастикой. Среди этих групп — фандом комиксов , медиа-фандом , Общество творческого анахронизма , игровой и фурри-фандом . [11] иногда их собирательно называют «маргинальными фандомами», подразумевая, что первоначальный фандом, основанный на научно-фантастических текстах (журналах, а затем книгах и журналах для фанатов), является «истинным» или «основным» фандомом. Фэндом также приветствует и разделяет интерес с другими группами, включая ЛГБТ- сообщества, либертарианцев , неоязычников и группы космических активистов, такие как Общество L5 , среди многих других. Некоторые группы существуют почти полностью внутри фандома, но представляют собой отдельные и сплоченные субкультуры, такие как филкеры , костюмеры и организаторы конгрессов (иногда называемые « SMOF »).

Фэндом включает в себя подгруппу фанатов, которые в основном интересуются одним писателем или поджанром, например, фандом Толкина и «Звездного пути фандом » (« Trekkies »). Даже у недолговечных телесериалов могут быть преданные поклонники, например, поклонники телесериала Джосса Уидона « Светлячок » и фильма «Безмятежность » , известные как «Коричневые пальто» .

Участие в фэндоме научной фантастики часто пересекается с другими схожими интересами, такими как фэнтезийные ролевые игры , комиксы и аниме , и в самом широком смысле поклонники этой деятельности ощущаются частью более широкого сообщества фэндома научной фантастики.

По всему миру существуют активные фандомы научной фантастики. Фэндом в неанглоязычных странах частично основан на местной литературе и средствах массовой информации, с минусами и другими элементами, напоминающими таковые у англоязычного фандома, но с отличительными местными особенностями. Например, Finncon национальное собрание Финляндии финансируется правительством, в то время как все съезды и мероприятия фанатов в Японии находятся под сильным влиянием аниме и манги .

научной фантастики и Фэндом фэнтези имеет свой собственный сленг или жаргон , иногда называемый «фанспиком» (термин используется как минимум с 1962 года). [12] ).

Фансспик состоит из аббревиатур , смешанных слов, непонятных шуток и стандартных терминов, используемых определенным образом. Некоторые термины, используемые в фанязе, распространились среди членов Общества творческого анахронизма («Скадианцы»), участников ярмарки Возрождения («Ренни»), хактивистов , а также любителей интернет -игр и чатов из-за социального и контекстуального пересечения между сообществами. Примеры фан-яза, используемого в этих более широких фан-сообществах, включают gafiate , термин, означающий отказ от общественной деятельности, связанной с научной фантастикой, с подразумеванием Get A Life . Это слово происходит от аббревиатуры «уйти от всего этого». Связанный с этим термин fafiate означает «отстраненный от всего этого». Подразумевается, что на самом деле хотелось бы по-прежнему участвовать в фандоме, но обстоятельства делают это невозможным.

Два других акронима, обычно используемых в сообществе, — это FIAWOL («Фэндом — это образ жизни») и противоположный ему FIJAGH («Фэндом — это просто проклятое хобби»), чтобы описать два способа взглянуть на место фандома в жизни человека.

Поклонники научной фантастики часто называют себя, используя неправильное множественное число «фен»: man/men, fan/fen.

В художественной литературе

[ редактировать ]

Когда поклонники научной фантастики стали профессиональными писателями, они начали включать в рассказы имена своих друзей. Уилсон «Боб» Такер включил в свои работы так много своих коллег-фанатов и авторов, что это называется такеризацией . [13] [14]

Поджанр « рекурсивной научной фантастики» имеет поддерживаемую фанатами библиографию на веб-сайте Ассоциации научной фантастики Новой Англии; часть из них посвящена поклонникам научной фантастики, часть нет. [15]

В рассказе Роберта Блоха «Образ жизни» 1956 года [16] Фэндом научной фантастики — единственный институт, переживший ядерную катастрофу и в конечном итоге ставший основой восстановления цивилизации. Действие научно-фантастического романа ) 1971 года «Соберитесь в Зале планет» К. М. О'Доннелла (он же Барри Н. Мальцберг происходит на научно-фантастическом съезде в Нью-Йорке и содержит широкие пародии на многих поклонников научной фантастики и авторов. Действие пары научно-фантастических романов Джина ДеВиза и Роберта «Бака» Коулсона « Теперь вы видите это/его/их» и «Чарльз Форт никогда не упоминал вомбатов» происходит на Worldcons; последний включает в себя « введение» Уилсона Такера (сам персонаж романа), которое представляет собой хитрую самопародию, граничащую с самоподтягиванием.

Научно-фантастический роман 1991 года « Падшие ангелы» Ларри Нивена , Джерри Пурнелла и Майкла Флинна представляет собой дань уважения фэндому научной фантастики. История включает в себя полулегальный вымышленный в Миннеаполисе Мировой конгресс в мире после катастрофы, где наука и, следовательно, фэндом подвергаются пренебрежению. Многие персонажи — едва заряженные фанаты, в основном из Большого Лос-Анджелеса .

писательницы детективов Маккрамб Шэрин «Бимбо Солнца Смерти» и «Зомби генофонда» — это загадки убийств, действие которых происходит на научно-фантастическом съезде и в рамках более широкой культуры фэндома соответственно. Хотя в основном они содержат отвратительные карикатуры на фанатов и фандом, некоторые фанаты воспринимают их с хорошим юмором; другие считают их порочными и жестокими.

В 1994 и 1996 годах две антологии научной фантастики по альтернативной истории с участием Всемирных конвенций научной фантастики под названием «Альтернативные мировые конвенции» и «Снова альтернативные мировые конвенции под редакцией Майка Резника были опубликованы ».

Фанаты - это сланы

[ редактировать ]

В романе А.Э. ван Фогта 1940 года «Слан» рассказывалось о мутантной разновидности людей, которые превосходят обычное человечество и поэтому их выслеживает и убивает нормальная человеческая популяция. Хотя эта история не имеет ничего общего с фэндомом, многие поклонники научной фантастики чувствовали себя очень близкими к главным героям, чувствуя, что их опыт ярких людей в обыденном мире отражает опыт мутантов; отсюда и сплоченный клич: «Фанаты - это сланы!»; и традиция, согласно которой здание, населенное преимущественно фанатами, можно назвать сланской хижиной .

Фигуры в истории фандома

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бэкон-Смит, Камилла (2000). Научно-фантастическая культура . Издательство Пенсильванского университета . ISBN  0-8122-1530-3 .
  2. ^ «Связчики времени - История ученых, Первый нью-йоркский клуб научной фантастики, 1929 год - Аллен Глассер» . Fanac.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
  3. ^ Московиц, Сэм ; Джо Сандерс (1994). «Истоки фэндома научной фантастики: реконструкция». Фэндом научной фантастики . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 17–36.
  4. ^ «через группы Google» .
  5. ^ Бенгтссон Райландер, Луиза [ред.] (2014). Научная фантастика в Гетеборге: 60 лет с Club Cosmos. ISBN   978-91-87669-93-4
  6. ^ «Фандом научной фантастики в Скандинавии» .
  7. ^ «Мемориальный фонд Альвара Аппельтоффта» .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Яннуцци, Джулия (1 января 2016 г.). «Электрический коллективный разум: итальянский фэндом научной фантастики в эпоху цифровых технологий» . Журнал романтических исследований . 16 (1). дои : 10.3828/jrs.2016.160107 . hdl : 11368/2943224 . ISSN   1473-3536 .
  9. ^ Яннуцци, Джулия; Паджетти, Карло. «Культура: Италия: СФЭ: Энциклопедия научной фантастики» . www.sf-энциклопедия.com . Проверено 25 апреля 2019 г.
  10. ^ «Отдать это» . Форбс . 1 декабря 2006 г.
  11. ^ Паттен, Фред (2006). Пушистый! Лучшая в мире антропоморфная фантастика . ibooks.
  12. ^ «Ключ к терминологии фэндома научной фантастики Д. Фрэнсона» . Fanac.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
  13. ^ Пручер, Джефф (2007). Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики . Издательство Оксфордского университета . стр. 342 . ISBN  978-0-19-530567-8 .
  14. ^ Баен, Джим. «Круг Такера» . Вселенная Джима Баена . Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 8 января 2012 г.
  15. ^ «Рекурсивная научная фантастика» Ассоциация научной фантастики Новой Англии; последнее обновление: 3 августа 2008 г.
  16. ^ «fantasticfiction.co.uk» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дженкинс, Генри (1992). Текстовые браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия . Исследования в области культуры и коммуникации. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 343 . ISBN  0-415-90571-0 .
  • Козинец, Роберт В. (2007), «Инно-племена: Звездный путь как Викимедиа» в Кова, Бернард, Роберт В. Козинец и Потребительские племена Ави Шанкара, Оксфорд и Берлингтон, Массачусетс: Баттерворт-Хайнеманн, 194–211.
  • Козинец, Роберт В. (2001), «Утопическое предприятие: формулирование значений культуры потребления из «Звездного пути», Journal of Consumer Research, 28 (июнь), 67–88.
  • «В памяти, но зеленой» Исаака Азимова (1979)
  • Футурианцы Дэймона Найта (1977)
  • Каким было будущее Фредерика Пола (1978)
  • Все наши вчерашние дни Гарри Уорнера-младшего (1969)
  • «Бессмертный шторм: история фэндома научной фантастики» Сэма Московица. Гиперион Пресс 1988 г. ISBN   0-88355-131-4 (оригинальное издание The Atlanta Science Fiction Organization Press, Атланта, Джорджия, 1954 г.)
  • Хансен, Роб ТОГДА Фэндом научной фантастики в США (Ansible Editions, 2016)K: 1930–1980
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 173d9128f2d036c3485345b6531d838a__1721180220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/8a/173d9128f2d036c3485345b6531d838a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science fiction fandom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)