История фильмов ужасов

Часть серии о Фильмы ужасов |
---|
![]() |
Спекулятивная фантастика |
---|
![]() |
историю фильмов ужасов описал Автор Зигберт Соломон Правер как трудную для чтения линейную историческую траекторию, жанр которой менялся на протяжении десятилетий в зависимости от состояния кино , вкусов аудитории и современных мировых событий .
Фильмы до 1930-х годов , такие как раннее немецкое экспрессионистское кино и трюковые фильмы , ретроспективно описывались как фильмы ужасов , поскольку этот жанр не стал кодифицированным жанром до выхода «Дракулы» (1931). «Дракула» имел кассовый успех, что привело к тому, что Universal и несколько других американских киностудий начали разрабатывать и популяризировать фильмы ужасов вплоть до 1940-х годов . К 1950-м годам ужасы часто создавались на темы научной фантастики , а к концу десятилетия ужасы стали более распространенным жанром в международных постановках.
В 1960-е годы произошло дальнейшее развитие: материал был основан на современных произведениях, а не на классической литературе. Выпуск таких фильмов, как «Психо» , «Черное воскресенье» и «Ночь живых мертвецов», привел к увеличению количества насилия и эротических сцен в этом жанре. В 1970 -е годы эти темы были расширены с помощью фильмов, которые углублялись в более жуткие картины, а также фильмов, которые были почти или прямыми порнографии гибридами . Жанровые циклы в эту эпоху включают в себя фильмы ужасов и появление фильмов-слэшеров, которые получили распространение в начале 1980-х годов . К 1990-м годам постмодернизм вошел в жанр ужасов, а в число крупнейших хитов десятилетия вошли японские фильмы с успехом «Ринг» (1998).
В 21 веке потоковые медиа популяризировали тенденции ужасов, в то время как такие тенденции включали порно с пытками, на которое повлиял успех «Пилы» , фильмы с использованием техники « найденных кадров », а также независимые постановки, такие как сериалы «Прочь » , «Наследие» и « Коварный» , ставшие кассовыми хитами. .
Фон
В своей книге « Дети Калигари: фильм как ужасная сказка» (1980) автор Зигберт Соломон Правер заявил, что фильмы ужасов нельзя интерпретировать как следующие линейным историческим путем. Историки и критики, такие как Карлос Кларенс, отмечали, что, хотя некоторые кинозрители в то время с предельной серьезностью воспринимали фильмы Тода Браунинга с Белой Лугоши в главной роли, другие постановки из других стран рассматривали материал, предназначенный для пародии, как детское развлечение или ностальгические воспоминания. [1] Джон Кеннет Мьюир в своих книгах, посвященных истории фильмов ужасов в последние десятилетия 20-го века, повторил это утверждение, заявив, что фильмы ужасов отражают тревоги «своего возраста и своей аудитории», заключив, что «если ужасы не имеют отношения к повседневной жизни, жизнь... она не ужасна». [2]
Перед выходом « Дракулы» (1931) историк Гэри Дон Роудс объяснил, что идея фильма ужасов как систематизированного жанра еще не существовала, и хотя критики использовали термин «ужасы» для описания фильмов в рецензиях до «Дракулы » . релиза, этот термин к настоящему времени еще не получил широкого распространения как название жанра. [3] Жанр детективных фильмов был в моде, и ранняя информация о том, что Дракула рекламировался как детективный фильм, была обычным явлением, несмотря на то, что роман, пьеса и сюжет фильма основывались на сверхъестественном. [4]
Ранние влияния
Предварительный фильм
Формы кинопроизводства, которые впоследствии стали жанрами кино, в основном определялись в других средствах массовой информации до того, как Томас Эдисон изобрел кинетограф в конце 1890-х годов. [5] Такие жанры, как приключения, детективы и вестерны, развивались как художественная литература, а мюзиклы были основой театра. [5] Автор и критик Ким Ньюман заявил, что если бы в 1890 году что-то называлось фильмом ужасов, никто бы не понял, что это означает как конкретный жанр, при этом отмечая, что фильмы такого типа снимались, но не были отнесены к такой категории в время. [5] Ранние источники материала, которые повлияли на фильмы ужасов, включали ужасные или фантастические элементы в « Эпосе о Гильгамеше» , где герои сражаются с монстрами, и в Библии , где эпидемии и апокалипсисы . обсуждаются [6] Вера в призраков , демонов и сверхъестественное издавна существовала в фольклоре многих культур и религий и впоследствии стала неотъемлемым элементом фильмов ужасов. [7] [8] Зомби , например, произошли из гаитянского фольклора . [9] В «Азиатских ужасах » Энди Ричардс предполагает, что во многих азиатских культурах существует «широко распространенное и укоренившееся признание сверхъестественных сил», и предполагает, что это связано с анимистическими , пантеистическими и кармическими религиозными традициями, как в буддизме и синтоизме ; в дальнейшем они окажут сильное влияние на кино ужасов в регионе. [8] Классические драмы также включают элементы, позже расширенные в фильмах ужасов, таких как «Гамлет» , который включает в себя мстительные призраки, эксгумированные черепа, многочисленные ножевые ранения и персонажей, впадающих в безумие. [10]
Ранняя готическая фантастика, такая как «Замок Отранто» (1764 г.) и произведения Энн Рэдклифф, посвящена историям, связанным с кажущимися сверхъестественными действиями и притягательными, но отталкивающими злодеями, действие которых происходит в замках, но с их сверхъестественными притворствами, которые в конце часто объясняются. [10] Самым известным из этих готических романов был «Франкенштейн» (1818), по которому было снято несколько экранизаций. [11] Американский писатель Эдгар Аллан По в 1830-х и 1840-х годах написал несколько рассказов, которые в будущем будут переведены на киноэкран. В их число вошли « Черная кошка », « Убийства на улице Морг », « Яма и маятник », « Падение дома Ашеров » и « Маска Красной Смерти ». [11] [12] В рассказах По часто представлены мертвые, умирающие или призрачные женщины, сосредоточенные на навязчивых идеях своих главных героев-мужчин. [12]
В конце 1800-х и начале 1900-х годов будет создано больше ключевых текстов ужасов, чем за все предыдущие столетия, в том числе: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Портрет Дориана Грея» (1890), «Трилби» (1894), » (1894). « Трилби Король в желтом (1895), Остров доктора Моро (1896), Дракула (1897), Человек-невидимка (1897), Поворот винта (1898), Собака Баскервилей (1902), Истории о привидениях Антиквар (1904 г.) и «Призрак оперы» (1911 г.). [12] Когда создавались эти и многие другие подобные романы и рассказы, в 1890-х годах началось развитие кинематографа. [5] Многие из этих историй не были конкретно посвящены ужасам, но задержались в массовой культуре благодаря своим ужасающим элементам и декорациям, которые впоследствии стали основными продуктами кино. [13]
Ранний фильм
В девятнадцатом веке слово «ужас» стало использоваться как родовое обозначение, хотя и редкое. В раннем кино фильмы-трюки иногда описывались различными терминами: американская компания Mutscope and Bigraph Company иногда называла свои фильмы «фантастическими», компания Selig Polyscope Company называла такие фильмы «мифическими и загадочными», а Vitagraph Studios - одновременно «загадочными» и «волшебными». [14] В эпоху выставок Nickelodeon экспоненты использовали ярлык «странный», при этом Франкенштейн (1910) рекламировался как «странный и чудесный», а Артуро Амбросио ( «Трагическая маска» 1911) — как «странная история». [15] Ньюман описал Жоржа Мельеса «Мануар дю дьявола» как первый фильм ужасов, образы которого взяты из столетий книг, легенд и театральных постановок, включая образы демонов, призраков, ведьм, скелета и замка с привидениями, который превращается в дьявола . [16] серия трюков и водевилей . В фильме нет сюжета, но снята [16] В период с 1886 по 1914 год Мельес снял более пятисот фильмов, включая исторические воссоздания, религиозные фильмы, драмы, литературные адаптации и фальшивую кинохронику. [16]
В начале 20-го века, когда фильмы стали популярны во всем мире, производство фильмов было настолько беспокойным, что часто рассказанные истории создавались, а затем переделывались с разницей в несколько месяцев. [17] Адаптации произведений По часто применялись во Франции, такие как «Le Puits dett le Pendule» (1909) и «Америка с запечатанной комнатой» (1909), «Ворон» (1912) и «Яма и маятник» (1913). [18] В ту эпоху дебютировали в кино и другие известные персонажи ужасов, в том числе монстр Франкенштейна в фильмах Эдисона «Франкенштейн» (1910), «Жизнь без души» (1915) и итальянская постановка «Il Mostro di Frankenstein» (1921). [18] Несколько адаптаций других романов, таких как «Портрет Дориана Грея», были адаптированы по всему миру, включая Данию (« Портрет Дориана Грея» (1910)), Россию ( Портрет Дориана Грейя (1915)), Германию ( Das Bildnis des Dorian Grey ) и Венгрию ( Аз) . Элет Кираля (1918)). [18] Самой адаптированной историей ужасов стала «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» , в которую вошли ранние адаптации, такие как » Уильяма Селига « Доктор Джекилл и мистер Хайд (1908). За этим последовало несколько версий, в том числе британская версия истории ( «Двойственность человека» (1910)), датская постановка ( «Den skæbnesvangre Opfindelse» (1910)) и еще один американский фильм « Доктор Джекил и мистер Хайд» 1912 года. . [17] В 1920 году были выпущены три версии: » Дж. Чарльза Хейдона , «Доктор Джекил и мистер Хайд « Джона С. Робертсона » Доктор Джекилл и мистер Хайд и Ф. В. Мурнау » «Янускопф . [17]
Лишь немногие актеры и режиссеры начали специализироваться именно на этом жанре. В их число входил немецкий актер и режиссер Пауль Вегенер , который сыграет Балдуина в «Пражском студенте» (1913), истории в духе По о сделке с Дьяволом и смертоносным двойником. Вегенер часто работал над историями с участием еврейского сказочного персонажа Голема , над «Големом» (1915), продолжением, которое также было пародией на «Голема и танцующую девушку» (1917), и приквелом «Голем: как он пришел в мир». (1920). [18] Немецкий фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920) был описан Ньюманом как имеющий «прорывные выступления» актеров Вернера Краусса и Конрада Вейдта . Вейдт также работал в фильмах «Граф фон Калиостро» (1920), «Руки Орлака» (1924), а Вейдт и Краусс работали вместе в «Пражском студенте» (1926) и «Восковые работы» (1924), где Краусс изобразил Дьявола и Джека-Потрошителя. соответственно. [19] Мурнау, ранее адаптировавший доктора Джекила и мистера Хайда , сделал адаптацию « Дракулы» с «Носферату» (1922). Ньюман заявил, что эта адаптация «является единственной экранизацией Дракулы , в которой в первую очередь интересуют ужасы, поскольку из-за крысиных черт характера и тонкого тела этот фильм даже в большей степени, чем Калигари », стал «образцом для фильма ужасов». " [19] Голливуд не смог бы в полной мере вырастить звезд фильмов ужасов, но актер и визажист Лон Чейни часто изображал монстров в кино, таких как человек-обезьяна в «Сделке вслепую» (1922), Квазимодо в «Горбуне из Нотр-Дама» (1923). и Эрик в «Призраке оперы» (1925) и ложный вампир в «Лондоне после полуночи» (1927). Чейни не был настоящей звездой фильмов ужасов и был в основном известен благодаря мелодрамам, которые он снял с режиссером Тодом Браунингом, таким как «Неизвестный» (1927), где он играет убийцу. [20] Ужас иногда использовался как прилагательное к таким фильмам Лона Чейни , как «Неизвестный» (1927) и «К западу от Занзибара» (1928). [21] Этот термин по-прежнему использовался в различных интерпретациях, например, в газете Evening Star , которая сообщала читателям, что « фильмы ужасов могут быть запрещены [в] транзите», что является отсылкой к законопроекту сенатора США Томаса Гора , который запрещал транспортировку фильмов между штатами, демонстрировалась «деятельность бывших заключенных, бандитов, грабителей поездов и других преступников». [22] В 1928 году газета «Уоррен Трибьюн» из Пенсильвании сделала рецензию на фильм « Что-то всегда случается» (1928) и сравнила его «Летучая мышь» (1926) и «Волшебник» (1927) с «другими фильмами того же типа» в статье под названием «Ужасы».Фильм вызывает острые ощущения у зрителей в Колумбии». [22] (1927), использовались разные описания Роудс отметил, что для таких фильмов, как «Летучая мышь» , «Волшебник » и «Кот и Канарейка» , но чаще всего их называли детективными фильмами ». [23]
1930-е годы

В 1924 году британский продюсер Гамильтон Дин представил сценическую версию «Дракулы» в Большом театре Дерби, Англия . [24] Премьера американской версии состоялась на Бродвее в 1927 году, в ней актер Бела Лугоши сыграл графа Дракулы . [25] [24] Роудс охарактеризовал пьесу как «взятие штурмом Америки». [26] В июне 1930 года Universal Studios официально приобрела права как на пьесу, так и на роман «Дракула» . [24] [27] Премьера «Дракулы» снова состоялась 12 февраля 1931 года в театре Рокси в Нью-Йорке с Лугоши в главной роли. [28] [25] Современная критическая реакция на Дракулу была описана Томом Уивером, Майклом Брунасом и Джоном Брунасом, авторами книги «Универсальные ужасы », как «однозначно положительная, а некоторые даже хвалебная» и как «одна из наиболее принятых критиками среди всех картин ужасов Universal». ." [29] Сообщается, что Universal была удивлена высокими кассовыми сборами и похвалой критиков за фильм, и двинулась вперед, чтобы создать аналогичные постановки «Франкенштейна» (1931) и «Убийства на улице Морг» (1932), в которых Лугоши также сыграет главную роль в сезоне 1931–1932 годов. [30] [31] Британский режиссер Джеймс Уэйл поставил «Франкенштейна» с Борисом Карлоффом в роли Монстра в главной роли, а также оказался хитом для Universal, в результате чего и Дракула , и Франкенштейн сделали Лугоши и Карлоффа кинозвездами соответственно. [32] Хотя у Карлоффа не было никаких диалогов во «Франкенштейне» , ему разрешили выступить в фильме Universal «Мумия» (1932), фильме, который Ньюман описал как студию, знающую, «что они получают», создавая фильм, близкий к сюжету Дракулы , в то время как историк Грегори В. Мэнк назвал «ударом один-два, который нужен Борису Карлоффу после Франкенштейна, чтобы повысить свою славу». [33] [32] Лугоши и Карлофф вместе снимались в нескольких экранизациях По в 1930-х годах, включая «Черную кошку» (1934) и «Ворон» (1935), а также в других фильмах ужасов, таких как «Невидимый луч» (1936). [34]
После выхода « Дракулы » газета «Вашингтон Пост» заявила, что кассовый успех фильма привел к созданию цикла подобных фильмов, а «Нью-Йорк таймс» заявила в обзоре 1936 года, что «Дракула» и появление звукового кино положили начало «настоящему триумфу этих призрачных триллеров». ". [35] Другие студии начали разработку собственных проектов ужасов: Metro-Goldwyn-Mayer сняла «Доктора Джекила и мистера Хайда» (1931) и « Безумная любовь » (1935), а Paramount Pictures — «Остров потерянных душ» (1932) и «Убийства в зоопарке» (1933). и Warner Bros. с «Доктором Икс» (1932) и «Тайна музея восковых фигур» (1933). [36] Universal также продолжит работу над фильмами Кита «Старый темный дом» (1932), «Человек-невидимка» (1933) и «Невеста Франкенштейна» (1935). [32] [36] RKO Pictures также разработала свой собственный фильм о монстрах с «Кинг-Конгом» (1933), который, по мнению Ньюмана, больше принадлежал Артура Конан Дойля » «Затерянному миру , чем циклу Дракулы-Франкенштейна . [37] В число других постановок входили независимые продюсеры в Соединенных Штатах, такие как Организация Гальперина, снявшая «Белого зомби» (1933) с Лугоши, чей успех привел к созданию серии фильмов, связанных с ву-ду, таких как «Барабаны о вуду» (1934), «Черная луна» (1934) и Уанга . [34] Также было снято несколько постановок за пределами Америки, например, британский фильм «Вурдалак» (1933) с Карлоффом в главной роли и фильмы Тода Слотера . [38]
Многие фильмы ужасов той эпохи вызвали общественный резонанс, и цензоры вырезали многие из наиболее жестоких и ужасных сцен из таких фильмов, как «Франкенштейн» , «Остров потерянных душ» и «Черная кошка» . [39] [40] В 1933 году Британский совет киноцензоров (BBFC) ввел рейтинг «H» для фильмов с пометкой «Ужасающие» для «любых фильмов, которые могут напугать или ужаснуть детей в возрасте до 16 лет». [41] В 1935 году президент BBFC Эдвард Шортт написал: «Хотя для этих [ужасающих] фильмов была создана отдельная категория, мне жаль узнать, что их количество растет... Я надеюсь, что продюсеры и арендаторы примут это». Слово предупреждения и, насколько это возможно, пресекать подобные темы». [41] Поскольку Соединенное Королевство было важным рынком для Голливуда, американские продюсеры прислушались к предупреждению Шортта, и в 1936 году количество фильмов ужасов, снятых в Голливуде, уменьшилось. [41] Газета Variety сообщила, что отказ Universal Studios от фильмов ужасов после выхода « Дочери Дракулы» (1936) заключался в том, что «европейские страны, особенно Англия, относятся к этому типу фильмов предвзято [ так в оригинале ]». [41] Во второй половине десятилетия Карлофф снимал малобюджетные фильмы для Monogram Pictures, а Лугоши находился на социальном обеспечении . [38] В конце десятилетия прибыльный переиздание «Дракулы и Франкенштейна» побудило Universal выпустить «Сын Франкенштейна» (1939) с участием Лугоши и Карлоффа, положив начало возрождению фильма ужасов, которое продолжалось до середины 1940-х годов. [42]
1940-е годы

После успеха фильма «Сын Франкенштейна» (1939) фильмы ужасов Universal получили то, что автор фильма ужасов Рик Уорланд назвал «вторым дыханием», и фильмы ужасов продолжали производиться лихорадочными темпами до середины 1940-х годов. [43] Universal изучила их фильмы ужасов 1930-х годов, чтобы разработать новые продолжения, такие как «Возвращение человека-невидимки» (1940) и «Рука мумии» (1941). [44] «Человек, созданный монстр» (1941) стал ключевым релизом для фильмов ужасов Universal, представив актера Лона Чейни-младшего. Чейни-младший привлек внимание своей игрой в роли Ленни Смолла в фильме «О мышах и людях» (1939). Universal увидела потенциал в том, чтобы сделать Чейни новой звездой, которая заменит Карлоффа, поскольку он не отличился ни в фильмах A, ни в B. [45] Чейни-младший стал звездой ужасов на десятилетие, снявшись в фильмах из серии «Человек-волк» , трижды сыграв Мумию в сериале « Мумия» , «Монстр Франкенштейна» в «Призраке Франкенштейна» (1942) и в роли графа Дракулы в « Сыне Дракулы» (1943). ). [44] Universal также создала новые сериалы ужасов, такие как полнометражный фильм из трех картинок о женщине-обезьяне Пауле, начиная с «Плененной дикой женщины» (1943). Universal начала объединять свои хоррор-франшизы в фильмах, которые в просторечии называли «ралли монстров». [46] [44] Начиная с «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943), в котором монстр Франкенштейна встретился с «Человеком-волком», дальнейшие кроссоверы, включавшие графа Дракулу, продолжились в 1940-х годах с «Домом Франкенштейна» (1944) и «Домом Дракулы» (1945). [44] Студия B-Picture также разработала фильмы, имитирующие стиль фильмов ужасов Universal. Карлофф работал с Columbia Pictures, снимаясь в различных фильмах в роли персонажей типа « Безумного доктора », начиная с «Человека, которого они не могли повесить» (1939), в то время как Лугоши работал между Universal и студиями бедности , такими как Producers Releasing Corporation (PRC) для The Devil Bat. (1941) и «Монограмма» для девяти художественных фильмов. [47]
В марте 1942 года продюсер Вэл Льютон разорвал свои рабочие отношения с независимым продюсером Дэвидом О. Селзником , чтобы работать на RKO Radio Pictures Чарльза Кернера , став главой нового подразделения, созданного для разработки категории B. художественных фильмов ужасов [48] [49] По словам ДеВитта Бодина , сценариста первого фильма ужасов Льютона « Люди-кошки» (1942), Бодин смотрел британские и американские фильмы ужасов и саспенс, которые, по его мнению, были «типичными для того, чего мы не хотели делать». [50] в то время как режиссер Жак Турнер вспоминал, как Льютон решил снимать не «дешевый фильм ужасов, которого ожидала студия, а что-то умное и с хорошим вкусом». [50] Позже Ньюман охарактеризовал «Людей-кошек» и другие постановки Льютона в жанре ужасов, такие как «Я гулял с зомби» (1943) и «Седьмая жертва » (1943), как «отточенные, мрачные, поэтические», а кинокритик Роджер Эберт фильмы, снятые Льютоном в 1940-е годы были «вехой в истории американского кино». [51] В нескольких фильмах ужасов 1940-х годов, заимствованных у «Людей-кошек» , в частности, присутствует женский персонаж, который опасается, что она унаследовала склонность превращаться в монстра или пытается воспроизвести призрачный визуальный стиль фильма « Женщина из джунглей» (1944), «Душа «Монстр» (1944), «Женщина, которая вернулась» (1945), «Лондонская волчица» (1946), «Кот ползет» (1946) и «Крипер» (1948). [52]
В апреле 1946 года газета Hollywood Reporter объявила, что фильмы ужасов пользуются «более большим покровительством взрослых» и получают «всеобщую привлекательность» из-за более высоких бюджетов и более высоких стандартов. [53] Роудс и Каффенбергер отметили в статье эластичность термина «ужастик», особо упомянув такие фильмы, как «Винтовая лестница» и «Бедлам» (1946). [54] Журнал также упомянул Альфреда Хичкока » такие фильмы, как «Зачарованные , и несколько иностранных фильмов, таких как «Девушка и дьявол» (1944) и «Мертвая ночь» (1945). под этим термином [54] В 1946 году Курт Сиодмак , сценарист таких фильмов, как «Человек-волк» (1941), заявил: «Когда ужас входит в позолоченные ворота высшего производства, его прославляют как « психологический триллер ». Но роза под другим именем». [55] Между 1947 и 1951 годами в Голливуде почти не снималось новых фильмов ужасов. [56] В этот период американские студии переиздавали свой каталог фильмов ужасов, снятых такими студиями, как Universal и Monogram. [57] Кассовые сборы резко упали из-за снижения посещаемости кинотеатров, в результате чего газета Motion Picture Herald сообщила, что семь из одиннадцати крупных компаний-продюсеров-дистрибьюторов, включая MGM, Paramount, RKO, 20th Century Fox, Universal, Warner Bros. и PRC, возобновят свою деятельность. выпустить фильмы предыдущих сезонов. [57] В период с 1947 по 1951 год в кинотеатрах было переиздано не менее 25 фильмов ужасов Белы Лугоши. [58]
1950-е годы

Хотя исследования показывают, что готический ужас вышел из моды в период между выходом «Дома Дракулы» (1945) и «Проклятия Франкенштейна» (1957), небольшие проблески этого жанра появились в таких фильмах, как « Сын доктора Джекила» (1951), «Странная дверь» (1951), «Черный замок» (1952) и «Дом восковых фигур» (1953). [59] До выпуска готических фильмов Hammer Film Productions в последних готических фильмах ужасов 1950-х годов часто фигурировали такие пожилые звезды, как Бела Лугоши , Лон Чейни-младший и Борис Карлофф , в фильмах, снятых малобюджетными независимыми кинорежиссерами, такими как Эд Вуд или Реджинальд ЛеБорг или такие продюсеры, как Говард В. Кох . [60] Первоначально Хаммер начал разработку научно-фантастических фильмов в американском стиле в начале 1950-х годов, но позже перешел к ужасам, выпустив цветные фильмы «Проклятие Франкенштейна и Дракулы» (1958). [60] [61] В этих фильмах родились две звезды фильмов ужасов: Кристофер Ли и Питер Кушинг . [61] Наряду с более ориентированным на научную фантастику сериалом Хаммера «Куатермасс» , как готические, так и научно-фантастические фильмы Хаммера в течение многих лет создали множество похожих фильмов. [61]
Среди самых влиятельных фильмов ужасов 1950-х годов был «Существо из другого мира» (1951), где Ньюман заявил, что бесчисленные научно-фантастические фильмы ужасов 1950-х годов будут следовать его стилю, а фильм « Человек с планеты X » (1951) был еще в долгу у Universal ужасов в стиле съемок с бородатым ученым и туманными декорациями. [62] В течение пяти лет после выхода «Существа из другого мира » почти каждый фильм с участием инопланетян, динозавров или радиоактивных мутантов был посвящен реальным персонажам, как это показано в «Существе из другого мира» . [62] Даже фильмы, адаптированные для персонажей старшего возраста, имели научно-фантастический уклон, такие как «Вампир» (1957), «Оборотень» (1956) и «Франкенштейн 1970» (1958), находившиеся под влиянием атомных монстров той эпохи. [63] фильмы на тему «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»: Также появились «Неандерталец» (1953), «Муха» (1958), «Монстр в кампусе» (1958) и «Ужасный солнечный демон» (1958). [63] Меньшие тенденции также включали в себя производство Universal-International фильма «Культ кобры» (1955), который создал короткую волну фильмов ужасов с участием моделей в стиле пин-ап, таких как мутанты, такие как «Женщина-пиявка» (1960) и «Женщина-оса» (1959). [60]
Фильмы 1950-х годов отражали стили кинопроизводства той эпохи. В их число входили некоторые фильмы ужасов, снятые в 3D, такие как «Безумный волшебник» (1954), «Призрак улицы Морг» (1954) и «Лабиринт» (1953). [60] Режиссер Уильям Касл также привлекал зрителей ужасов своими фильмами ужасов на тему трюков, такими как «Тинглер» (1959) и «Дом на холме с привидениями» (1959), в которых использовался реквизит и эффекты, происходящие в кинотеатре. [61] Фильмы ужасов, ориентированные на молодую аудиторию, в которых участвуют подростки-монстры, стали популярными в 1950-х годах благодаря нескольким постановкам American International Pictures (AIP) и постановкам Германа Коэна с фильмами «Я был подростком-оборотнем » (1957) и «Я был подростком Франкенштейном» (1957). [61] Это привело к созданию более поздних постановок, таких как «Дочь доктора Джекила» (1957) и «Дочь Франкенштейна» (1958). [61] В 1950-х годах фильмы ужасов также стали выпускаться в международном масштабе, например, в мексиканском фильме « Эль вампиро» (1957). [61] В Италии Риккардо Фреда и Марио Бава разработали ранние итальянские фильмы ужасов: «Вампири» (1957) и «Калтики – Бессмертное чудовище» (1959). [64] Производство также распространилось на Филиппины ( «Террор - это мужчина» (1959)), Германию ( «Голова» (1959) и «Ужасы острова Паука» (1960)) и Францию ( «Глаза без лица » (1960)). [64]
1960-е годы

Ньюману, что фильм ужасов кардинально изменился в 1960 году. В частности, с Альфреда Хичкока фильмом «Психо» (1960) по роману Роберта Блоха . Ньюман заявил, что фильм поднял идею серийного убийцы с множеством личностей, которая задала тон будущему фильму, который затрагивался только в более ранних мелодрамах и фильмах-нуарах, таких как «Похмельная площадь» (1945) и «Пока город спит» (1956). [65] [66] Выпуск «Психо» привел к появлению похожих картин о психозе персонажей, в том числе « Что случилось с Бэби Джейн?» по сценарию Блоха (1962) и « Смирительная рубашка» (1964) Уильяма Касла . [66] Влияние «Психо» продолжалось и в 1970-е годы, когда появились такие фильмы, как «Вкус страха» (1961), «Параноик» (1962) и «Симпатичный яд» (1968). [66] После «Психо» на короткое время вновь появились фильмы ужасов, которые Ньюман назвал «величественными, со вкусом», такие как « Джека Клейтона » Невинные (1961) и Уайза Роберта «Призраки» (1963). [67] За пределами Америки Япония выпустила фильмы, получившие признание критиков, такие как Масаки Кобаяши » «Квайдан (1965), который получил международные награды, включая специальный приз жюри на Каннском кинофестивале , и был номинирован на лучший фильм на иностранном языке на церемонии вручения премии Оскар . [68] Ньюман назвал Полански Романа «Ребенка Розмари» (1968) еще одним «событийным» фильмом ужасов 1960-х годов после «Психо» . [69] Влияние истории « Ребенка Розмари » , затрагивающей сатанинские темы, не ощущалось до 1970-х годов, когда появились такие фильмы, как «Изгоняющий дьявола» (1973) и «Омен» (1976). [69]
Роджер Корман убедил AIP разработать два дешевых черно-белых фильма ужасов и использовал бюджет этих двух фильмов для создания цветного фильма « Дом Ашеров» (1960). В фильме создан собственный цикл адаптаций По Кормана, в том числе «Яма и маятник» (1961), «Ужасные истории» (1962) и «Ворон» (1963), в которых были роли стареющих звезд ужасов, таких как Карлофф и Чейни-младший. Эти фильмы были созданы, чтобы конкурировать с британскими цветными фильмами ужасов от Hammer в Соединенном Королевстве с участием звезд ужасов Кушинга и Фишера. В период с 1958 по 1973 год Хаммер снял несколько фильмов из серии «Франкенштейн» , одновременно продюсируя такие единичные фильмы, как «Рептилия» (1966) и «Чума зомби» (1966). Конкурс на роль Хаммера появился в середине 1960-х годов в Соединенном Королевстве с компанией Amicus Productions, такой как «Дом ужасов доктора Террора» (1964), а также с участием актеров Кушинга и Ли. [65] В отличие от Хаммера, Амикус опирался на современные источники, такие как Блох ( «Череп» (1965) и «Сад пыток» (1967)), что привело к адаптации Хаммером работ Денниса Уитли ( «Дьявол выезжает» (1968)). [65]
Марио Бавы «Черное воскресенье» (1960) ознаменовало рост экранного насилия в кино. [70] До фильма Бавы ранние фильмы Фишера «Хаммер» пытались выйти за рамки привычного; В фильме «Проклятие Франкенштейна» ужас монстра изображался с помощью грима, самые жуткие сцены «Дракулы» были вырезаны Британским советом киноцензоров , а насилие в предыстории «Собаки Баскервилей» (1959) передавалось в основном через повествование. [71] Насилие в фильме «Психо» (1960), вышедшем на неделю раньше «Черного воскресенья» , было изображено посредством внушения, поскольку в его знаменитой « сцене в душе » использовалась быстрая монтажная работа . [70] «Черное воскресенье» , напротив, изображало насилие без всякого намека. [70] Этот уровень насилия позже можно было увидеть в других итальянских жанровых фильмах, таких как спагетти-вестерн и джалло Бавы , в том числе в « Крови и черном кружеве» (1964) и джали Дарио Ардженто и Лучио Фульчи . [70] Другие независимые постановки 1960-х годов расширили кровопролитие, показанное в фильмах в жанре, позже описанном как фильм с брызгами , с фильмами Гершелла Гордона Льюиса, такими как «Кровавый пир» , что привело к тому, что независимые режиссеры с аналогичными взглядами создали аналогичные работы, такие как Энди Миллиган и Тед Ви. Микельс . [69] Ньюман обнаружил, что настоящим прорывом этих независимых фильмов стала « » Джорджа А. Ромеро ( Ночь живых мертвецов 1968), которая задала новое отношение к фильму ужасов, подозрительному к авторитетным фигурам, нарушившему табу общества и носившему сатирический характер. между его более напряженными декорациями. [69]
«Черное воскресенье » фокусируется на сочетании эротики и ужаса, особенно эротики измученного тела — тенденции, которой и другие европейские режиссеры ужасов, такие как француз Жан Роллен и испанец Хесус Франко . последуют [70] Франко снял несколько фильмов ужасов, начиная с 1960-х годов, позаимствовав сюжет « Глаза без лица» (1960) для «Ужасного доктора Орлова» (1962), а сценарист и актер Хасинто Молина под именем Пол Нэши начал разрабатывать испанские фильмы ужасов, заимствуя персонажей. из универсальных объектов, таких как La Marca del Hombre Lobo (1968). [66]
1970-е годы

Историк Джон Кеннет Мьюир описал 1970-е годы как «поистине эклектичное время» для кино ужасов, отметив смесь свежих и более личных усилий в кино, в то время как другие были воскрешением старых персонажей, появившихся с 1930-х и 1940-х годов. [73] «Ночь живых мертвецов» оказала, по словам Ньюмана, «медленное жгучее влияние» на фильмы ужасов той эпохи: некоторые просто адаптировали структуру зомби, такую как « Живые мертвецы в Манчестерском морге » (1974), в то время как другие стали тем, что Ньюман назвал « первый из жанровых авторов», обнаружив, что предыдущие великие жанровые режиссеры, такие как Уэйл, Льютон и Теренс Фишер, работали в студии. [74] В их число входили такие американские режиссеры, как Джон Карпентер , Тоуб Хупер , Уэс Крэйвен и Брайан Де Пальма, а также режиссеры, работающие за пределами Америки, такие как Боб Кларк , Дэвид Кроненберг и Дарио Ардженто . [74] До «Ночи живых мертвецов » монстров из фильмов ужасов можно было легко изгнать или победить к концу фильма, в то время как фильм Ромеро и фильмы других режиссеров часто предполагали, что другие ужасы все еще сохраняются после титров. [72]
В 1970-е годы фильмы ужасов продолжали сниматься по всему миру. [75] В Соединенном Королевстве Amicus сосредоточила свое производство на юмористических антологиях ужасов, таких как «Сказки из склепа» (1972). [76] Студия прекратила производство фильмов ужасов к середине 1970-х годов и закрылась в 1977 году. [77] К 1970-м годам Hammer Films продвигала свои фильмы в разных направлениях, например, в новом сериале, в котором вампиры подразумеваются лесбиянками в «Любовниках вампиров» (1970), «Жажда вампира» (1970) и «Близнецы зла» (1971). [78] Серия Хаммера «Дракула» была обновлена до современных условий с помощью «Дракулы 1972 г. н.э.» (1972) и ее продолжения «Сатанинские обряды Дракулы» (1973), после чего Ли ушел из роли Дракулы. [79] Хаммер прекратил производство художественных фильмов в 1970-х годах. [76] Среди других небольших бумов в итальянской киноиндустрии - фильм Ардженто « Птица с хрустальным оперением» (1970), который создал в Италии тенденцию к фильму джалло . [80] [81] В Италии распространились и другие более мелкие тенденции, такие как фильмы с участием каннибалов , зомби и нацистов , которые Ньюман назвал «позорным безумием». [75] Некоторые фильмы 1970-х годов довели эротизм до гибридов фильмов ужасов и порнографических фильмов . [74] Рост количества фильмов о зомби в конце десятилетия был вызван продолжением Ромеро фильма « Ночь » - «Рассвет мертвецов» (1978). [82]
Ремейки оказались популярным выбором для фильмов ужасов в 1970-х годах, с такими фильмами, как «Вторжение похитителей тел» (1978) и рассказами, основанными на Дракуле , которые продолжались в конце 1970-х годов с » Джона Бэдэма ( «Дракулой 1979) и Вернера Херцога » «Носферату . Вампир (1979). [83] [84] Другие американские постановки также поместили вампиров в современную обстановку: «Граф Йорга», «Вампир» (1970) и «Блакула» (1972). [79] [85] Блакула положил начало циклу, сочетающему в себе фильмы о черной эксплуатации и фильмы ужасов с такими названиями, как «Крик Блакула Крик» (1973), «Блэкенштейн» (1973) и «Гянджа и Хесс» (1973). [85] В европейском производстве также продолжали появляться «Дракула» и «Франкенштейн», такие как Пола Моррисси » «Кровь для Дракулы (1974) и «Плоть для Франкенштейна» (1973), оба из которых углубились в эротизм своих историй. [85] » (1979) , последний кассовый фильм ужасов десятилетия, хотя и не является официальным ремейком, «Чужой взял элементы фильмов категории категории «Б» из таких фильмов, как «Оно!». Террор из-за пределов космоса (1958). [82]
«Экзорцист» (1973) был фильмом, который Ньюман описал как возвращение Голливуда к производству фильмов ужасов. [75] Наряду с « Ребенком Розмари » Ньюман описал фильм как обладающий «твердостью и реализмом», которые были частью движения Нового Голливуда того периода, с «тонкой игрой» и незвездными актерами. [75] несколько фильмов с религиозными мотивами «Экзорциста» В семидесятых годах в Америке последовало , таких как «Эбби» (1974) и «Омен» (1976), а также в Италии такие фильмы, как «Черная лента для Деборы» (1974). [75] В 1988 году Ньюман позже описал цикл как «мгновенно сгоревший»: фильмы в основном заимствованы из « Ребенка Розмари» , а последним из цикла, заимствованным из «Экзорциста» , является «Амитивилль 2: Одержимость» (1982). [86]
В 1963 году Хичкок определил новый жанр, мстящий человечеству, в фильме «Птицы» (1963), который превратился в тенденцию в 1970-е годы. После успеха «Уиллард» фильма о крысах-убийцах (1971) в 1972 году появились аналогичные фильмы со «Стэнли» (1972) и официальное продолжение «Бен» (1972). [87] Затем последовали и другие фильмы, такие как «Ночь зайца» (1972), «Лягушки» (1972), «Ошибка» (1975), «Извращение» (1976) и то, что Мьюир назвал «поворотным моментом» в жанре, с фильмом «Челюсти» (1975), который стал самый кассовый фильм на тот момент и переместил жанры нападений животных «в сторону менее фантастического пути» с меньшим количеством гигантских животных и более реальными существами, такими как Гризли (1976) и Ночное существо (1977), Орка (1977), и Челюсти 2 (1978). [87] [88] [89] Ньюман описал «Челюсти » как «шоковый концерт», отметив его запоминающуюся музыкальную тему и то, что его монстр не является продуктом общества, как Норман Бейтс в «Психо», или семьи, как в «Техасской резне бензопилой» (1974). Эти элементы были перенесены в «Хэллоуин Карпентера» (1978). [75] Ньюман описал, что наряду с такими кассовыми фильмами, как «Чужой» , «Челюсти» и «Хэллоуин», были хитами, основанными на «безжалостных саспенс-машинах с высокой визуальной сложностью». [82] Наряду с другим популярным фильмом-хитом Де Пальмы «Кэрри» (1976), «Хэллоуин» положил начало тенденции, когда подростки становятся постоянными главными героями в фильмах ужасов, в то время как сама «Кэрри» была фильмом, который Ньюман описал как имеющий «логику сна» в своем сверхъестественном сюжете. который был распространен на сюжет таких фильмов Ардженто, как «Суспирия» (1977) и «Инферно» (1980), чья повествовательная логика была доведена до такой степени, что Ньюман описал их сюжеты как «не имеющие повествовательного смысла». [90]
1980-е годы

1980-е ознаменовали собой первый с начала 1960-х годов рост фэндома фильмов ужасов с гораздо более рыхлым организованным сообществом фанатов за счет увеличения публикации фэнзинов и журналов, таких как Cinefantastique , Fangoria и Starburst, а также фестивалей фильмов ужасов, таких как Shock Round the Clock и Dead by Рассвет развивается. [91] С появлением домашнего видео фильмы ужасов подверглись в Соединенном Королевстве нападкам как « видео-гадости », в результате чего полиция конфисковала их коллекции, а некоторых людей посадили в тюрьму за продажу или владение некоторыми фильмами ужасов. [92] Ньюман описал, как реакция на неприятную проблему с видео привела к тому, что фильмы ужасов стали «тупее, чем в предыдущее десятилетие», и хотя фильмы были не менее кровавыми, они были «более легкими [...] становились более одноразовыми, менее личными произведениями». [93] [92] Ньюман отметил, что эти режиссеры, создавшие оригинальный материал в 1970-х годах, такие как Карпентер, Кроненберг и Хупер, все, по крайней мере, на короткое время «перестраховались» с адаптациями Стивена Кинга или ремейками фильмов ужасов 1950-х годов. [94]
В Италии итальянская киноиндустрия постепенно перейдет к созданию фильмов для телевидения. [95] Десятилетие началось с высокобюджетной постановки « Ада» Ардженто (1980), а после смерти Марио Бавы Фульчи стал тем, кого историк Роберто Курти назвал «самым выдающимся итальянским режиссером фильмов ужасов начала 1980-х». [96] В начале 80-х годов в стране было снято несколько фильмов о зомби Фульчи и других, в то время как Ардженто продолжал снимать и продюсировать фильмы для других, таких как Ламберто Бава . [96] Поскольку к концу десятилетия здоровье Фульчи ухудшилось, многие режиссеры обратились к созданию фильмов ужасов для компании Джо Д'Амато Filmirage, независимых фильмов или работ для телевидения и домашнего видео. [97] [98]
В 1980-е годы старые персонажи ужасов Дракулы и монстра Франкенштейна редко появлялись в кино, за исключением ностальгических фильмов, таких как «Отряд монстров» (1987) и «Восковая фигура» (1988). Фильмы на тему вампиров часто продолжают традиции таких авторов, как Энн Райс , где вампиризм становится выбором образа жизни, а не чумой или проклятием. [99] Это отразилось в таких фильмах, как «Голод» (1983), «Пропавшие мальчики» (1986) и «Близкая тьма» (1986). [99] В 1980-е годы было выпущено несколько фильмов о трансформации тела и превращении мужчин в волков. [100] Художники по спецэффектам и гриму, такие как Роб Боттин и Рик Бейкер, позволили создать более подробные и графические сцены трансформации таких существ, как оборотни, в таких фильмах, как «Американский оборотень в Лондоне » и «Вой», а также в таких фильмах, как «Измененные состояния» (1980) и «Нечто» (1982). ), «Видеодром» (1983) и «Муха» (1986) покажут человеческое тело в различных формах трансформации. [101] Несколько других сиквелов возродили 3D-фильмы в 1980-х годах после неожиданного хита Comin 'at Ya! (1981). В их число входили «Пятница, 13-е, часть III» (1982), «Паразит» (1982) и «Челюсти 3-D» (1983). [102]
На смену монстру Франкенштейну и Дракуле пришли новые популярные персонажи с более общими именами, такие как Джейсон Вурхис ( «Пятница, 13-е» ), Майкл Майерс ( «Хэллоуин» ) и Фредди Крюгер ( «Кошмар на улице Вязов» ). В отличие от персонажей прошлого, которые были вампирами или созданы сумасшедшими учёными, эти персонажи, казалось бы, были людьми с обычными именами, которые развили жанр слэшеров той эпохи. [103] В своей книге об этом жанре автор Адам Рокофф утверждает, что эти злодеи представляют собой «изгой жанр» фильмов с «жесткими, проблемными и крайне индивидуалистическими». [104] После финансового успеха «Пятницы 13-го» (1980) только в 1980 году появилось по меньшей мере 20 других слэшеров. [92] Эти фильмы обычно вращались вокруг пяти объектов: уникальных социальных условий (лагеря, школы, каникулы), совершенного преступления из прошлого (случайное утопление, измена, презираемый любовник) и готовой группы жертв (вожатые лагеря, студенты, свадьба). партии). [105] Этот жанр высмеивался некоторыми современными кинокритиками той эпохи, такими как Эберт, и часто приносил очень прибыльные кассовые сборы. [106]
Другие, более традиционные стили, продолжавшиеся и в 1980-е годы, такие как фильмы на сверхъестественную тематику, связанные с домами с привидениями, призраками и одержимостью демонами. [107] Среди самых популярных фильмов этого стиля были Стэнли Кубрика » «Сияние (1980), кассовый «Полтергейст» Хупера (1982) и фильмы из франшизы фильмов ужасов Амитивилля . [108] После выхода фильмов по Стивена Кинга книгам , таких как «Сияние» и «Кэрри», появились дальнейшие экранизации его романов, таких как «Куджо» (1983), «Кристина» (1983), «Мертвая зона» (1983) и «Поджигатель» (1984) и Дети кукурузы (1984). [109] [110] Кинг даже снял свой собственный фильм с «Максимальной перегрузкой» в 1986 году. [111]
1990-е годы

Фильмы ужасов 1990-х годов также не смогли привлечь столько новых крупных режиссеров этого жанра, сколько это было в 1960-х или 1970-х годах. [112] Молодые начинающие режиссеры, такие как Кевин Смит , Ричард Линклейтер , Майкл Мур и Квентин Тарантино, ворвались в кино вне жанра на нежанровых фестивалях, таких как кинофестиваль «Сандэнс» . [113] Ньюман отметил, что начало 1990-х было «неподходящим временем для ужасов», отметив чрезмерное количество сиквелов, таких как «Экзорцист III» (1990), «Амитивилль 1992: Самое время» (1992) и возвращение сиквелов « Техасской резни бензопилой» и « Пятница «13-е» и «Кошмар на улице Вязов» . [114] Мьюир отметил, что в 1990-х годах после окончания Холодной войны у Соединенных Штатов на самом деле не было «серьезного врага» на международном уровне, что привело к тому, что фильмы ужасов адаптировались к вымышленным врагам преимущественно внутри Америки, с американским правительством, крупным бизнесом, организованной религией. и высший класс, а также сверхъестественные и оккультные предметы, такие как вампиры или сатанисты, изображающие злодеев ужасов 1990-х годов. [115]
Мьюир описал 1990-е годы лучше, чем любое десятилетие до того, как они размыли жанры и вышли за рамки существующих. Это привело к появлению постмодернистских фильмов ужасов, таких как «Новый кошмар» Уэса Крэйвена (1994), в котором исследуются фильмы ужасов в американском обществе, «В пасти безумия» (1995), который превращает реальность в фильм ужасов, и «Крик » (1996), в котором снято несколько фильмов ужасов. отсылки к фильмам ужасов прошлого. [116] Выпуск фильма «Крик » по сценарию Кевина Уильямсона привел к кратковременному возрождению фильмов-слэшеров, включая фильм « Я знаю, что вы сделали прошлым летом» по сценарию Уильямсона (1997). [117] Другими стилями подросткового ужаса, которые были популярны в 1990-е годы, но пользовались меньшей популярностью, чем фильмы после «Крика» , были фильмы о сверхъестественной молодежи, такие как «Зеркало», «Зеркало» (1990) и «Сморщенные головы » (1994), причем наиболее популярными из этих фильмов были будучи «Ремеслом» (1996). [118] Культурные конфликты 1990-х годов стали фоном для нескольких фильмов ужасов той эпохи. [119] Начиная от проблем, связанных с абортами, которые можно увидеть в таких фильмах, как «Нерожденный» (1991) и «Чужой 3» (1992), политкорректности ( «Похитители тел» (1993)), до вопросов, связанных с позитивными действиями , благосостоянием и расой, которые можно увидеть в «Люди под лестницей» (1991). , «Байки из квартала» (1995) и «Деревня проклятых» (1995). [120] Распространение других телевизионных шоу, таких как Inside Edition , «Самые разыскиваемые в Америке» и «Шоу Джерри Спрингера» , «Джеральдо и Донахью» , в фильмах ужасов часто включало ведущих женщин и ведущих телевизионных таблоидов в качестве главных героев или второстепенных персонажей в таких фильмах, как «Лучший друг человека» (1993), «Крик » (1993). 1996) и «Ночной летчик» (1997). [121] Быстрый рост технологий в 1990-е годы с появлением Интернета и опасения, что проблема 2000 года приведет к концу света, нашли отражение в сюжетах таких фильмов, как «Газонокосильщик» (1992), «Сканирование мозга» (1994) и «Конец дней » (1999). . [122]
После выхода на экраны фильма Фрэнсиса Форда Копполы « Дракула Брэма Стокера» (1992) в 1990-х годах была выпущена небольшая волна высокобюджетных готических романтических фильмов ужасов. В их число вошли «Интервью с вампиром» (1994), «Франкенштейн» Мэри Шелли (1994), Вольф (1994) и Мэри Рейли (1996). [123] К концу 1990-х годов были выпущены три фильма, которые Ньюман назвал «культурными феноменами». [124] В их число входит Хидео Накаты » « Кольцо (1998), которое наряду с южнокорейским фильмом «Шепчущие коридоры» (1998) стало главным хитом в Азии, что привело к появлению сиквелов и подобных историй о привидениях в азиатских странах. Фильм проник в западный мир только после 1990-х годов. Вторым крупным хитом стало «Шестое чувство» , еще одна история о привидениях, которую Ньюман описал как «мгновенное клише» с неожиданными финалами . [124] Финальным хитом стал малобюджетный независимый фильм «Проект ведьмы из Блэр» (1999). [124]
2000-е

Ньюман описал первую тенденцию фильмов ужасов 2000-х годов, последовавшую за успехом «Проекта ведьмы из Блэр» , но преимущественно в пародийном формате: «Проект фальшивой ведьмы» (2000), «Проект Блэр Андервуд» (2000) и порнографический «Проект эротической ведьмы» (2000). 2000). Среди других фильмов были такие же малобюджетные имитаторы, как «Эксперимент в Сент-Фрэнсисвилле» (2000) с сюжетом, похожим на «Проект ведьмы из Блэр» . [125] Александра Хеллер-Николас отметила, что популярность таких сайтов, как YouTube, в 2006 году вызвала интерес к любительским медиа, что привело к созданию новых фильмов в жанре ужасов в конце десятилетия, таких как Rec (2007), Diary of the Dead ( 2007), Кловерфилд (2008) и особенно успешный в финансовом отношении «Паранормальное явление» (2007). [126] После «Паранормального явления » этот стиль был известен не возможной аутентичностью отснятого материала, как это было с «Ведьмой из Блэр» , а скорее специфическим стилем фильма. [126]
Постмодернистские фильмы ужасов продолжались и в 2000-е годы, например, «Черри-Фолс» (2000) и «Пляжная вечеринка в стиле психо» (2000), но вскоре перешли исключительно на территорию комедий и пародий с серией фильмов «Очень страшное кино» и «Визг, если вы знаете, что я сделал в прошлую пятницу». 13-е (2000 г.). [127] [118] Другие сериалы, ориентированные на подростков, начались в эпоху « Пункта назначения» , а успех ремейка 1999 года « Дома Уильяма Касла на холме с привидениями» привел к появлению серии ремейков за это десятилетие: «Призраки Ти13ен» (2001), «Уиллард » (2003), «Рассвет мертвецов». (2004), «Туман» (2005), «Выпускной вечер» (2008) и «Последний дом слева» (2009). [128] Несколько сериалов, долгое время остававшихся бездействующими, были возрождены в 2000-х годах: «Джейсон Икс» (2001), «За гранью реаниматора» (2003), «Экзорцист: Начало» (2004) и «Земля мертвых» (2005). Популярность и новаторский подход Зомби, увиденные в фильмах «28 дней спустя» (2002), «Мертвый Шон» (2004) и «Рассвет мертвецов» (2004), привели к возрождению фильмов о зомби в 2000-х годах, таких как «Я легенда» (2007), «Зомбилэнд» (2009), «Мертвые». Сноу (2009) и Понтипул (2008). [129] [130] [131]
(1998) появилось несколько фильмов из Гонконга, Южной Кореи , Таиланда и Японии После успеха фильма «Звонок» . [132] В этих фильмах преимущественно участвовали женщины-детективы, использующие различные формы расследования для разгадки тайн злобных женских призраков . В их число вошли «Глаз» (2002 г.), «Темная вода» (2002 г.) и «В зеркало» (2003 г.). [132] Эта тенденция нашла отражение на Западе в таких фильмах, как «FeardotCom» (2002), «Они» (2002) и «Готика» (2003). Голливуд также начал переделывать эти японские фильмы с «Звонка» (2002), «Темной воды» (2005). [133] Помимо японских историй о привидениях, азиатская киноиндустрия также начала разработку того, что Ньюман назвал «причудливыми» фильмами ужасов с Узумаки (2000), Стейси (2001) и несколькими фильмами Такаши Миике . [133]
Ньюман заявил, что в 2000-х годах произошло «скромное возрождение» британских фильмов ужасов, с небольшой тенденцией к военными фильмами фильмам ужасов, связанным с , такими как «Бункер» (2001), «Собаки-солдаты» производства Голливуда (2002) и «Ниже» (2002). [133] Помимо нескольких независимых фильмов и фильмов, пытающихся использовать стиль ужасов, которые Dimension Films снимала в 1990-х годах, Ньюман чувствовал, что прорывами нового британского ужаса были «Мой маленький глаз» (2002), «28 дней спустя» (2002), «Мертвый Шон» ( 2004) и «Спуск» (2005). [133]
На рубеже тысячелетий движение во французском кино, известное как « Новая французская крайность», было названо кинопрограммистом Джеймсом Квандтом , первоначально описывающим артхаусные фильмы, которые «решили нарушить все табу, пробраться в реки внутренностей и пены спермы, наполнить каждую рамку плотью, сексуальной или корявой, и подвергнуть ее всевозможным проникающим увечьям и осквернению» [134] В своей книге «Фильмы новой французской крайности » Александра Уэст обнаружила, что некоторые режиссеры начали снимать фильмы ужасов, которые по-прежнему соответствовали бы стандартам их арт-хауса, такие как « Клэр Дени » Проблемы каждый день (2001) и » Марины де Ван « В моей коже . (2002), что побудило других режиссеров снять больше фильмов, которые Уэст назвал «откровенными фильмами ужасов», таких как « » Александра Ажа ( Высокое напряжение 2003) и Генса Ксавье «Граница(и)» (2007). Некоторые из этих фильмов ужасов движения «Новые французские крайности» регулярно попадают в списки «Лучших» жанров, такие как «Мученики» (2008), «Внутри» (2007) и «Высокое напряжение» . [135] Уэст описал журналистов и фанатов, которые считают фильмы этого движения, более ориентированные на ужасы, «интеллектуальным братом» развивающейся тенденции « порно с пытками ». [135]
Дэвид Эдельштейн из The New York Times в статье 2006 года придумал термин для жанра, который он назвал «порно с пытками», как ярлык для фильмов, описанных, часто задним числом, к более чем 40 фильмам с 2003 года. [136] Эдельштейн объединил такие фильмы, как «Пила» (2004), «Отверженные дьявола» (2005) и «Вулф-Крик» (2005), под этим баннером, предлагая зрителям «возбуждающее и шокирующее» подталкивание зрителей к грани разврата, чтобы «что-то почувствовать». [137] Ярлык был описан как «интенсивные телесные действия и видимые телесные проявления», вызывающие непростую реакцию. [137] Кевин Ветмор, используя серию фильмов «Пила» , предположил, что эти предложенные фильмы отражают отношение после 11 сентября к растущему пессимизму, в частности, отношение «нет искупления, нет надежды, нет ожиданий, что «с нами все будет в порядке»». [138] Ньюман также отметил тенденцию после 11 сентября историй, которые имеют тенденцию переделывать или переделывать реальность, с которой было слишком трудно справиться, подобно таким фильмам, как «Шестое чувство» или «Матрица» . Фильмы ужасов, которые следовали этой тенденции, включали истории о привидениях, такие как «Другие» (2001) и «Приют» (2007). [132]
2010-е годы

После того, как киностудия Blumhouse добилась успеха с фильмом «Паранормальное явление» (2007), студия продолжила снимать фильмы, которые стали хитами 2010-х годов, благодаря сериалу « Коварный» . [139] Это привело к тому, что Ньюман назвал политикой компании «коммерческая смекалка с тематическим риском, которая часто окупается», включая « Прочь » (2017), «Человек-невидимка» (2020), «Счастливый день смерти » (2017) и такие сериалы, как «Чистка» . [139] [140] Лаура Брэдли в своей статье для Vanity Fair отметила, что успех Blumhouse начали замечать как большие, так и маленькие киностудии, в том числе A24 , которая не специализировалась на фильмах ужасов или жанровых фильмах, сделала свои имена популярными благодаря таким фильмам, как «Ведьма » (2015), «Наследственность» (2018). ) и Мидсоммар (2019). [139] Брэдли прокомментировал, что некоторые из этих фильмов были классифицированы как « повышенные ужасы », заявив, что «поклонники ужасов и некоторые критики отвергают представление о том, что эти фильмы делают что-то совершенно новое». отмечая свои корни в таких фильмах, как «Ночь живых мертвецов» (1968) и «Ребенок Розмари» (1968). [139]
В начале 2010-х годов возникла волна фильмов ужасов, в которых было показано то, что, по словам Виржини Селави, имело психоделическую тенденцию, вдохновленную экспериментами 1970-х годов и их поджанрами, в частности народными ужасами . [141] Тенденция началась с двух фильмов: «Вход в пустоту» (2009) и «За черной радугой» (2010). После этих фильмов была выпущена серия фильмов, которые Селави описал как «катастрофическое путешествие или жуткие сны», такие как Berberian Sound Studio (2011), Under the Skin (2013) и We Are the Flesh (2016) и Climax. (2018). [141] Эти фильмы не всегда разделяют расширяющий сознание дух 1960-х и 1970-х годов. [141] Причины этих тенденций, как правило, исходили от кинематографистов, выросших в 1970-х годах, а также от дистрибьюторов домашнего видео, таких как Arrow Video , Shameless и Nucleus Films, выпускающих реставрации наиболее диковинных и забытых фильмов оригинальной психоделической эпохи. [141]
Считается, что расширение международных сервисов потокового мультимедиа привело к росту популярности фильмов ужасов. [142] Несколько телесериалов ужасов на Netflix, такие как «Призраки дома на холме», стали успешными для платформы, Blumhouse стала партнером Amazon Prime Video для распространения, [142] и Shudder , стриминговый сервис, предназначенный в основном для фильмов ужасов, был запущен в 2015 году и в последующие годы его популярность росла. [143] Потоковое вещание было названо средством привлечения повышенного международного внимания к фильмам ужасов Юго-Восточной Азии, особенно к индонезийским фильмам, таким как Джоко Анвара » «Рабы Сатаны и «Импетигор» . [144] и Ро из Малайзии. [7]
Экранизация Стивена Кинга романа «Оно» (2017) установила рекорд кассовых сборов среди фильмов ужасов , собрав 123,1 миллиона долларов в первые выходные в США и почти 185 миллионов долларов во всем мире. [145] Успех « Оно» привел к адаптации дальнейших романов Кинга, в том числе «Оно, глава вторая» (2019), «Кладбище домашних животных» (2019) и «Доктор Сон» (2019). [146] На рубеже тысячелетия азиатских фильмов ужасов южнокорейские фильмы ужасов . возродились [ нужны разъяснения ] с фильмами о зомби, включая «Поезд в Пусан» (2016), «Странная семья: Зомби в продаже » (2019) «Полуостров» (2020), а также с фильмами, не связанными с зомби, такими как «Плач» (2016). [147]
2020-е годы

Пандемия COVID-19 , начавшаяся в 2020 году, разрушила киноиндустрию , что привело к отложению выхода нескольких фильмов ужасов, таких как «Тихое место, часть 2» (2020) и «Кэндимэн» (2021), в то время как другие фильмы, такие как «Цензор» (2021), были отложены. производство остановлено. [149] Во время карантина увеличилось количество просмотров фильмов о вымышленных апокалипсисах. [150] Найденные кадры ужасов оказались внедрены в фильмы, действие которых происходит на настольных компьютерах во время встреч Zoom с Хозяином (2020), фильма, снятого и действие которого происходит во время карантинного периода 2020 года, что, по словам Ньюмана, еще больше усиливает аспект жанра «это действительно произошло». [151] В последующие годы за фильмами, основанными на интернет-культуре, последовали такие фильмы, как Dashcam (2021), «Мы все собираемся на Всемирную ярмарку» (2021), «Дэдстрим» (2022) и «Тела, тела, тела» (2022). [152] Ньюман заявил, что одна из самых грандиозных тем фильмов ужасов 21-го века - это коллапс, с ужасающими эффектами, образами и звуками, подавляющими традиционное повествование в пользу логики кошмара. [153]
Blumhouse укрепила свои отношения с Universal Pictures, запланировав фильмы с аналогичным бюджетом, такие как «Человек-невидимка» (2020), после приостановки запуска сериала «Темная вселенная» с выходом «Мумии» (2017). [140] [154] Дальнейшими частями франшизы и повторениями старых историй стали фильмы-продолжения с участием Дракулы, экзорцизма и других частей таких серий, как «Зловещие мертвецы» , «Коварные» , «Крик» и «Пила» . [153]
См. также
- История фантастики ужасов
- История научно-фантастических фильмов
- История ужасов
- Иллюстрированная история фильма ужасов
- Horror Noire: История черного ужаса
- Наследие ужасов
Ссылки
- ^ Правер 1989 , с. 16.
- ^ Мьюир 2011 , с. 3.
- ^ Родос 2014 , с. 91.
- ^ Родос 2014 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 11.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 711.
- ^ Перейти обратно: а б Феррарезе, Марко. « Новые виды монстров: рост популярности фильмов ужасов в Юго-Восточной Азии» . Аль Джазира . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардс, Энди (21 октября 2010 г.). Азиатский ужастик . Книги Олдкасла. ISBN 978-1-84243-408-6 .
- ^ Дендл, Питер (1 января 2007 г.). Зомби как барометр культурной тревоги . Брилл. ISBN 978-94-012-0481-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 14.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 15.
- ^ Родос 2018 , с. 95.
- ^ Родос 2018 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 20.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 21.
- ^ Родос 2018 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Родос 2018 , с. 99.
- ^ Родос 2018 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 21.
- ^ Родос 2014 , с. 40.
- ^ «Валлийский из Universal; Леммле-младший берет на себя управление». Фильм Ежедневно . 24 мая 1929 г. с. 1.
- ^ Родос 2014 , с. 245.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 31.
- ^ Родос 2014 , с. 278.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 30.
- ^ Отсутствие 2010 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 32.
- ^ Родос 2014 , с. 289.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 31-32.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 33.
- ^ Баумгартнер и Дэвис 2008 , с. 217.
- ^ Принц 2004 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Chibnall & Petley 2002 , p. 59.
- ^ Мир 2007 , с. 68.
- ^ Мир 2007 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 53.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 242.
- ^ Харди 1995 , с. 74.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 54.
- ^ Фудзивара 2000 , с. 72.
- ^ Ньюман 2009 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман, 2009 г. , стр. 8–9.
- ^ Эберт 2006 .
- ^ Ньюман 2009 , с. 69.
- ^ Родос и Каффенбергер, 2016 , 551.
- ^ Перейти обратно: а б Родос и Каффенбергер, 2016 , 562.
- ^ Родос и Каффенбергер, 2016 , 571.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Родос и Каффенбергер 2016 , 2115.
- ^ Родос и Каффенбергер 2016 , 2103.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 92.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 93.
- ^ Гэлбрейт 2008 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Курти 2015 , с. 38.
- ^ Курти 2015 , стр. 38–9.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 140.
- ^ Мьюир 2012 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Мьюир 2012 , с. 12.
- ^ Мьюир 2012 , с. 13.
- ^ Мьюир 2012 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Мьюир 2012 , с. 10.
- ^ Лукас 2013 , с. 557.
- ^ Лукас 2013 , с. 558.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 143.
- ^ Мьюир 2012 , с. 15.
- ^ Мьюир 2012 , с. 16-17.
- ^ Перейти обратно: а б с Мьюир 2012 , с. 14.
- ^ Ньюман 2011 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Мьюир 2012 , с. 17.
- ^ Мьюир 2012 , с. 19.
- ^ Мьюир 2012 , с. 20.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 142.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 217-218.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 218.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 217.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 219.
- ^ Курти 2019 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Коротко 2019 , с. 6.
- ^ Курти 2019 , с. 8.
- ^ Курти 2019 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 220.
- ^ Мьюир 2007 , с. 36.
- ^ Мьюир 2007 , с. 37-38.
- ^ Мьюир 2007 , с. 42-43.
- ^ Мьюир 2007 , с. 16.
- ^ Мьюир 2007 , с. 17.
- ^ Мьюир 2007 , с. 21.
- ^ Мьюир 2007 , с. 18-19.
- ^ Мьюир 2007 , с. 34.
- ^ Мьюир 2007 , с. 35.
- ^ Мьюир 2007 , с. 38.
- ^ Мьюир 2007 , с. 39-40.
- ^ Мьюир 2007 , с. 40.
- ^ Мьюир 2011 , с. 13.
- ^ Мьюир 2011 , с. 12.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 271.
- ^ Мьюир 2011 , с. 4-5.
- ^ Мьюир 2011 , с. 11.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 274.
- ^ Перейти обратно: а б Shary 2005 , p. 103.
- ^ Мьюир 2011 , с. 6.
- ^ Мьюир 2011 , с. 5-6.
- ^ Мьюир 2011 , с. 7.
- ^ Мьюир 2011 , с. 8.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 275.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б Хеллер-Николас 2014 , с. 4.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 308.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 308-309.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 309.
- ^ Ньюби, Ричард (29 июня 2018 г.). «Как «28 дней спустя» изменили жанр ужасов» . Голливудский репортер . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Барбер, Николас. «Почему зомби до сих пор так популярны?» . Би-би-си . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 307.
- ^ Запад 2016 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Запад 2016 , с. 6.
- ^ Джонс 2013 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Астон и Уоллисс 2013 , с. 2.
- ^ Астон и Уоллисс 2013 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брэдли 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2020 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с д Селави 2020 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Александр, Юлия (04.11.2020). «Голливуд от ужаса задрал нос — теперь стримеры мчатся к очередному большому панику» . Грань . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Что такое сервис потоковой передачи фильмов ужасов Shudder? Вот все, что вам нужно знать и как его получить» . Шотландец . 25 октября 2021 г. Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Новая волна фильмов ужасов делает индонезийское кино популярным» . Никкей Азия . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Мендельсон 2017 .
- ^ Ньюман 2020c , с. 33.
- ^ Бител 2020 , с. 49.
- ^ ЛаКава 2021 .
- ^ Ньюман 2020 , с. 42.
- ^ Ньюман 2020 , с. 44.
- ^ Ньюман 2020b , с. 22.
- ^ Ньюман 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2023 .
- ^ Ньюман 2020 , с. 48.
Источники
- Астон, Джеймс; Уоллисс, Джон (2013). Посмотреть фильмы «Пила» . McFarland & Company, Inc. ISBN 978-0-7864-7089-1 .
- Баумгартнер, Холли Линн; Дэвис, Роджер (2008). Хостинг Монстра . Родопи. ISBN 978-0-7864-0988-4 .
- Битель, Антон (ноябрь 2020 г.). «За пределами Северной Америки: три международных горячих точки ужасов за последнее десятилетие». Вид и звук . Том. 30, нет. 9. Британский институт кино.
- Брэдли, Лаура (17 декабря 2019 г.). «Это было десятилетие, когда ужасы стали «возвышенными» » . Ярмарка тщеславия . Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года . Проверено 2 января 2021 г.
- Чибналл, Стив; Петли, Джулиан (2002). Британский кинематограф ужасов . Рутледж. ISBN 0-415-23004-7 .
- Коллинз, Чарли (1 декабря 1930 г.). «Сцена». Чикаго Трибьюн .
- Курти, Роберто (2015). Итальянские готические фильмы ужасов, 1957–1969 гг . МакФарланд . ISBN 978-1-4766-1989-7 .
- Курти, Роберто (2017). Итальянские готические фильмы ужасов, 1970–1979 гг . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-2960-5 .
- Курти, Роберто (2019). Итальянские готические фильмы ужасов, 1980–1989 гг . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-7243-4 .
- Эберт, Роджер (12 марта 2006 г.). «Люди-кошки (1942)» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 28 августа 2014 года.
- Фудзивара, Крис (2000) [1-й паб. 1998]. Жак Турнер: Сумрачное кино . Балтимор, Мэриленд: Макфарланд. ISBN 0-8018-6561-1 .
- Гэлбрейт, Стюарт IV (2008). История Toho Studios: история и полная фильмография . Пугало Пресс. ISBN 978-1-4616-7374-3 .
- Харди, Фил , изд. (1995). Энциклопедия фильмов «Оверлук» . Том. 3. Не обращайте внимания на прессу . ISBN 0-87951-624-0 .
- Хеллер-Николас, Александра (2014). Найдены кадры фильмов ужасов . McFarland & Company, Inc. ISBN 978-0-7864-7077-8 .
- Джонс, Стив (2013). Порно с пытками: популярный хоррор после пилы . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-31941-7 .
- ЛаКава, Стефани (7 октября 2021 г.). «Жюлия Дюкурно на Титане» . Экранная доска . Проверено 20 января 2021 г.
- Лукас, Тим (2013). Марио Бава - Все цвета тьмы . Видео Сторожевой пес. ISBN 978-0-9633756-1-2 .
- Манк, Грегори Уильям (2010). Бела Лугоши и Борис Карлофф: расширенная история захватывающего сотрудничества с полной фильмографией их совместных фильмов . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-5472-3 .
- Марриотт, Джеймс ; Ньюман, Ким (2018) [1-й паб. 2006]. Полное руководство по фильмам ужасов . Лондон: Carlton Books . ISBN 978-1-78739-139-0 .
- Мендельсон, Скотт (11 сентября 2017 г.). «Кассовые сборы: фильм Стивена Кинга «Оно» напугал чудовищные выходные стоимостью 123 миллиона долларов» . Форбс . Проверено 13 июля 2018 г.
- Мьюир, Джон Кеннет (2007). Фильмы ужасов 1980-х годов . МакФарланд и компания. ISBN 978-0-7864-2821-2 .
- Мьюир, Джон Кеннет (2011). Фильмы ужасов 1990-х годов . МакФарланд и компания. ISBN 978-0-7864-4012-2 .
- Мьюир, Джон Кеннет (2012). Фильмы ужасов 1970-х годов . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9156-8 .
- Ньюман, Ким (2009) [1-й паб. 1999]. Люди-кошки . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-85170-741-9 .
- Ньюман, Ким (2011) [1-й паб. 1988]. Кошмарные фильмы . Блумсбери. ISBN 978-1-4088-0503-9 .
- Ньюман, Ким (ноябрь 2020 г.). «Планета террора: Год ужасов». Вид и звук . Том. 30, нет. 9. Британский институт кино .
- Ньюман, Ким (январь 2020c). «Этот год в ужасе». Вид и звук . Том. 30, нет. 1. Британский институт кино.
- Ньюман, Ким (ноябрь 2020b). «Широкий угол: изучение более широкой картины». Вид и звук . Том. 30, нет. 9. Британский институт кино .
- Ньюман, Ким (21 декабря 2022 г.). «2022: Год ужасов» . Вид и звук . Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
- Ньюман, Ким (11 декабря 2023 г.). «2023: Год ужасов» . Вид и звук . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 13 декабря 2023 года . Проверено 12 декабря 2023 г.
- Правер, Зигберт Соломон (1989) [1-й паб. 1980]. Дети Калигари: Фильм как ужасная сказка . Да Капо. ISBN 0-306-80347-Х .
- Принц, Стивен (2004). Фильм ужасов . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-3363-5 .
- Роудс, Гэри Д. (2014). Дракула Тода Браунинга . Томагавк Пресс. ISBN 978-0-9566834-5-8 .
- Роудс, Гэри Д.; Каффенбергер, Билл (2016). Путешественник не возвращается: потерянные годы Белы Лугоши (изд. Kindle). Медвежья Манор Медиа. ISBN 978-1-59393-285-5 .
- Роудс, Гэри Д. (апрель 2018 г.). « «Фильм ужасов»: как появился этот термин» (PDF) . Монструм . 1 (1). ISSN 2561-5629 . Проверено 14 октября 2022 г.
- Селави, Вирджиния (ноябрь 2020 г.). «Психоделический Ренессанс: устойчивое влияние ужасов 1970-х». Вид и звук . Том. 30, нет. 9. Британский институт кино.
- Шарий, Тимоти (2005). Подростковые фильмы: американская молодежь на экране . Желтофиоль. ISBN 1 904764-49-5 .
- Уивер, Том; Брунас, Майкл; Брунас, Джон (2007) [1990]. Универсальные ужасы (2-е изд.). МакФарланд и компания. ISBN 978-0-7864-2974-5 .
- Уэст, Александра (2016). Фильмы новой французской крайности . МакФарланд. ISBN 9781476663487 .
- Уорланд, Рик (2007). Фильм ужасов: краткое введение . Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-3902-1 .