Jump to content

История фильмов ужасов

Страница полузащищена

Плакат к фильму «Le Manoir du diable» (1896), который иногда называют первым фильмом ужасов.

историю фильмов ужасов описал Автор Зигберт Соломон Правер как трудную для чтения линейную историческую траекторию, жанр которой менялся на протяжении десятилетий в зависимости от состояния кино , вкусов аудитории и современных мировых событий .

Фильмы до 1930-х годов , такие как раннее немецкое экспрессионистское кино и трюковые фильмы , ретроспективно описывались как фильмы ужасов , поскольку этот жанр не стал кодифицированным жанром до выхода «Дракулы» (1931). «Дракула» имел кассовый успех, что привело к тому, что Universal и несколько других американских киностудий начали разрабатывать и популяризировать фильмы ужасов вплоть до 1940-х годов . К 1950-м годам ужасы часто создавались на темы научной фантастики , а к концу десятилетия ужасы стали более распространенным жанром в международных постановках.

В 1960-е годы произошло дальнейшее развитие: материал был основан на современных произведениях, а не на классической литературе. Выпуск таких фильмов, как «Психо» , «Черное воскресенье» и «Ночь живых мертвецов», привел к увеличению количества насилия и эротических сцен в этом жанре. В 1970 -е годы эти темы были расширены с помощью фильмов, которые углублялись в более жуткие картины, а также фильмов, которые были почти или прямыми порнографии гибридами . Жанровые циклы в эту эпоху включают в себя фильмы ужасов и появление фильмов-слэшеров, которые получили распространение в начале 1980-х годов . К 1990-м годам постмодернизм вошел в жанр ужасов, а в число крупнейших хитов десятилетия вошли японские фильмы с успехом «Ринг» (1998).

В 21 веке потоковые медиа популяризировали тенденции ужасов, в то время как такие тенденции включали порно с пытками, на которое повлиял успех «Пилы» , фильмы с использованием техники « найденных кадров », а также независимые постановки, такие как сериалы «Прочь » , «Наследие» и « Коварный» , ставшие кассовыми хитами. .

Фон

В своей книге « Дети Калигари: фильм как ужасная сказка» (1980) автор Зигберт Соломон Правер заявил, что фильмы ужасов нельзя интерпретировать как следующие линейным историческим путем. Историки и критики, такие как Карлос Кларенс, отмечали, что, хотя некоторые кинозрители в то время с предельной серьезностью воспринимали фильмы Тода Браунинга с Белой Лугоши в главной роли, другие постановки из других стран рассматривали материал, предназначенный для пародии, как детское развлечение или ностальгические воспоминания. [1] Джон Кеннет Мьюир в своих книгах, посвященных истории фильмов ужасов в последние десятилетия 20-го века, повторил это утверждение, заявив, что фильмы ужасов отражают тревоги «своего возраста и своей аудитории», заключив, что «если ужасы не имеют отношения к повседневной жизни, жизнь... она не ужасна». [2]

Перед выходом « Дракулы» (1931) историк Гэри Дон Роудс объяснил, что идея фильма ужасов как систематизированного жанра еще не существовала, и хотя критики использовали термин «ужасы» для описания фильмов в рецензиях до «Дракулы » . релиза, этот термин к настоящему времени еще не получил широкого распространения как название жанра. [3] Жанр детективных фильмов был в моде, и ранняя информация о том, что Дракула рекламировался как детективный фильм, была обычным явлением, несмотря на то, что роман, пьеса и сюжет фильма основывались на сверхъестественном. [4]

Ранние влияния

Предварительный фильм

Храм, посвященный Мае Нак Пхра Кханонг , призраку тайской культуры , снимавшемуся во многих тайских фильмах ужасов . Легенды фольклора многих культур впоследствии повлияли на развитие кино в жанре ужасов.

Формы кинопроизводства, которые впоследствии стали жанрами кино, в основном определялись в других средствах массовой информации до того, как Томас Эдисон изобрел кинетограф в конце 1890-х годов. [5] Такие жанры, как приключения, детективы и вестерны, развивались как художественная литература, а мюзиклы были основой театра. [5] Автор и критик Ким Ньюман заявил, что если бы в 1890 году что-то называлось фильмом ужасов, никто бы не понял, что это означает как конкретный жанр, при этом отмечая, что фильмы такого типа снимались, но не были отнесены к такой категории в время. [5] Ранние источники материала, которые повлияли на фильмы ужасов, включали ужасные или фантастические элементы в « Эпосе о Гильгамеше» , где герои сражаются с монстрами, и в Библии , где эпидемии и апокалипсисы . обсуждаются [6] Вера в призраков , демонов и сверхъестественное издавна существовала в фольклоре многих культур и религий и впоследствии стала неотъемлемым элементом фильмов ужасов. [7] [8] Зомби , например, произошли из гаитянского фольклора . [9] В «Азиатских ужасах » Энди Ричардс предполагает, что во многих азиатских культурах существует «широко распространенное и укоренившееся признание сверхъестественных сил», и предполагает, что это связано с анимистическими , пантеистическими и кармическими религиозными традициями, как в буддизме и синтоизме ; в дальнейшем они окажут сильное влияние на кино ужасов в регионе. [8] Классические драмы также включают элементы, позже расширенные в фильмах ужасов, таких как «Гамлет» , который включает в себя мстительные призраки, эксгумированные черепа, многочисленные ножевые ранения и персонажей, впадающих в безумие. [10]

Ранняя готическая фантастика, такая как «Замок Отранто» (1764 г.) и произведения Энн Рэдклифф, посвящена историям, связанным с кажущимися сверхъестественными действиями и притягательными, но отталкивающими злодеями, действие которых происходит в замках, но с их сверхъестественными притворствами, которые в конце часто объясняются. [10] Самым известным из этих готических романов был «Франкенштейн» (1818), по которому было снято несколько экранизаций. [11] Американский писатель Эдгар Аллан По в 1830-х и 1840-х годах написал несколько рассказов, которые в будущем будут переведены на киноэкран. В их число вошли « Черная кошка », « Убийства на улице Морг », « Яма и маятник », « Падение дома Ашеров » и « Маска Красной Смерти ». [11] [12] В рассказах По часто представлены мертвые, умирающие или призрачные женщины, сосредоточенные на навязчивых идеях своих главных героев-мужчин. [12]

В конце 1800-х и начале 1900-х годов будет создано больше ключевых текстов ужасов, чем за все предыдущие столетия, в том числе: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Портрет Дориана Грея» (1890), «Трилби» (1894), » (1894). « Трилби Король в желтом (1895), Остров доктора Моро (1896), Дракула (1897), Человек-невидимка (1897), Поворот винта (1898), Собака Баскервилей (1902), Истории о привидениях Антиквар (1904 г.) и «Призрак оперы» (1911 г.). [12] Когда создавались эти и многие другие подобные романы и рассказы, в 1890-х годах началось развитие кинематографа. [5] Многие из этих историй не были конкретно посвящены ужасам, но задержались в массовой культуре благодаря своим ужасающим элементам и декорациям, которые впоследствии стали основными продуктами кино. [13]

Ранний фильм

Продолжительность: 3 минуты 19 секунд.
Дом дьявола (1896)


В девятнадцатом веке слово «ужас» стало использоваться как родовое обозначение, хотя и редкое. В раннем кино фильмы-трюки иногда описывались различными терминами: американская компания Mutscope and Bigraph Company иногда называла свои фильмы «фантастическими», компания Selig Polyscope Company называла такие фильмы «мифическими и загадочными», а Vitagraph Studios - одновременно «загадочными» и «волшебными». [14] В эпоху выставок Nickelodeon экспоненты использовали ярлык «странный», при этом Франкенштейн (1910) рекламировался как «странный и чудесный», а Артуро Амбросио ( «Трагическая маска» 1911) — как «странная история». [15] Ньюман описал Жоржа Мельеса «Мануар дю дьявола» как первый фильм ужасов, образы которого взяты из столетий книг, легенд и театральных постановок, включая образы демонов, призраков, ведьм, скелета и замка с привидениями, который превращается в дьявола . [16] серия трюков и водевилей . В фильме нет сюжета, но снята [16] В период с 1886 по 1914 год Мельес снял более пятисот фильмов, включая исторические воссоздания, религиозные фильмы, драмы, литературные адаптации и фальшивую кинохронику. [16]

В начале 20-го века, когда фильмы стали популярны во всем мире, производство фильмов было настолько беспокойным, что часто рассказанные истории создавались, а затем переделывались с разницей в несколько месяцев. [17] Адаптации произведений По часто применялись во Франции, такие как «Le Puits dett le Pendule» (1909) и «Америка с запечатанной комнатой» (1909), «Ворон» (1912) и «Яма и маятник» (1913). [18] В ту эпоху дебютировали в кино и другие известные персонажи ужасов, в том числе монстр Франкенштейна в фильмах Эдисона «Франкенштейн» (1910), «Жизнь без души» (1915) и итальянская постановка «Il Mostro di Frankenstein» (1921). [18] Несколько адаптаций других романов, таких как «Портрет Дориана Грея», были адаптированы по всему миру, включая Данию (« Портрет Дориана Грея» (1910)), Россию ( Портрет Дориана Грейя (1915)), Германию ( Das Bildnis des Dorian Grey ) и Венгрию ( Аз) . Элет Кираля (1918)). [18] Самой адаптированной историей ужасов стала «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» , в которую вошли ранние адаптации, такие как » Уильяма Селига « Доктор Джекилл и мистер Хайд (1908). За этим последовало несколько версий, в том числе британская версия истории ( «Двойственность человека» (1910)), датская постановка ( «Den skæbnesvangre Opfindelse» (1910)) и еще один американский фильм « Доктор Джекил и мистер Хайд» 1912 года. . [17] В 1920 году были выпущены три версии: » Дж. Чарльза Хейдона , «Доктор Джекил и мистер Хайд « Джона С. Робертсона » Доктор Джекилл и мистер Хайд и Ф. В. Мурнау » «Янускопф . [17]

Лишь немногие актеры и режиссеры начали специализироваться именно на этом жанре. В их число входил немецкий актер и режиссер Пауль Вегенер , который сыграет Балдуина в «Пражском студенте» (1913), истории в духе По о сделке с Дьяволом и смертоносным двойником. Вегенер часто работал над историями с участием еврейского сказочного персонажа Голема , над «Големом» (1915), продолжением, которое также было пародией на «Голема и танцующую девушку» (1917), и приквелом «Голем: как он пришел в мир». (1920). [18] Немецкий фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920) был описан Ньюманом как имеющий «прорывные выступления» актеров Вернера Краусса и Конрада Вейдта . Вейдт также работал в фильмах «Граф фон Калиостро» (1920), «Руки Орлака» (1924), а Вейдт и Краусс работали вместе в «Пражском студенте» (1926) и «Восковые работы» (1924), где Краусс изобразил Дьявола и Джека-Потрошителя. соответственно. [19] Мурнау, ранее адаптировавший доктора Джекила и мистера Хайда , сделал адаптацию « Дракулы» с «Носферату» (1922). Ньюман заявил, что эта адаптация «является единственной экранизацией Дракулы , в которой в первую очередь интересуют ужасы, поскольку из-за крысиных черт характера и тонкого тела этот фильм даже в большей степени, чем Калигари », стал «образцом для фильма ужасов». " [19] Голливуд не смог бы в полной мере вырастить звезд фильмов ужасов, но актер и визажист Лон Чейни часто изображал монстров в кино, таких как человек-обезьяна в «Сделке вслепую» (1922), Квазимодо в «Горбуне из Нотр-Дама» (1923). и Эрик в «Призраке оперы» (1925) и ложный вампир в «Лондоне после полуночи» (1927). Чейни не был настоящей звездой фильмов ужасов и был в основном известен благодаря мелодрамам, которые он снял с режиссером Тодом Браунингом, таким как «Неизвестный» (1927), где он играет убийцу. [20] Ужас иногда использовался как прилагательное к таким фильмам Лона Чейни , как «Неизвестный» (1927) и «К западу от Занзибара» (1928). [21] Этот термин по-прежнему использовался в различных интерпретациях, например, в газете Evening Star , которая сообщала читателям, что « фильмы ужасов могут быть запрещены [в] транзите», что является отсылкой к законопроекту сенатора США Томаса Гора , который запрещал транспортировку фильмов между штатами, демонстрировалась «деятельность бывших заключенных, бандитов, грабителей поездов и других преступников». [22] В 1928 году газета «Уоррен Трибьюн» из Пенсильвании сделала рецензию на фильм « Что-то всегда случается» (1928) и сравнила его «Летучая мышь» (1926) и «Волшебник» (1927) с «другими фильмами того же типа» в статье под названием «Ужасы».Фильм вызывает острые ощущения у зрителей в Колумбии». [22] (1927), использовались разные описания Роудс отметил, что для таких фильмов, как «Летучая мышь» , «Волшебник » и «Кот и Канарейка» , но чаще всего их называли детективными фильмами ». [23]

1930-е годы

Постер фильма «Дракула» (1931), фильма, вызвавшего волну американских фильмов ужасов 1930-х годов.

В 1924 году британский продюсер Гамильтон Дин представил сценическую версию «Дракулы» в Большом театре Дерби, Англия . [24] Премьера американской версии состоялась на Бродвее в 1927 году, в ней актер Бела Лугоши сыграл графа Дракулы . [25] [24] Роудс охарактеризовал пьесу как «взятие штурмом Америки». [26] В июне 1930 года Universal Studios официально приобрела права как на пьесу, так и на роман «Дракула» . [24] [27] Премьера «Дракулы» снова состоялась 12 февраля 1931 года в театре Рокси в Нью-Йорке с Лугоши в главной роли. [28] [25] Современная критическая реакция на Дракулу была описана Томом Уивером, Майклом Брунасом и Джоном Брунасом, авторами книги «Универсальные ужасы », как «однозначно положительная, а некоторые даже хвалебная» и как «одна из наиболее принятых критиками среди всех картин ужасов Universal». ." [29] Сообщается, что Universal была удивлена ​​высокими кассовыми сборами и похвалой критиков за фильм, и двинулась вперед, чтобы создать аналогичные постановки «Франкенштейна» (1931) и «Убийства на улице Морг» (1932), в которых Лугоши также сыграет главную роль в сезоне 1931–1932 годов. [30] [31] Британский режиссер Джеймс Уэйл поставил «Франкенштейна» с Борисом Карлоффом в роли Монстра в главной роли, а также оказался хитом для Universal, в результате чего и Дракула , и Франкенштейн сделали Лугоши и Карлоффа кинозвездами соответственно. [32] Хотя у Карлоффа не было никаких диалогов во «Франкенштейне» , ему разрешили выступить в фильме Universal «Мумия» (1932), фильме, который Ньюман описал как студию, знающую, «что они получают», создавая фильм, близкий к сюжету Дракулы , в то время как историк Грегори В. Мэнк назвал «ударом один-два, который нужен Борису Карлоффу после Франкенштейна, чтобы повысить свою славу». [33] [32] Лугоши и Карлофф вместе снимались в нескольких экранизациях По в 1930-х годах, включая «Черную кошку» (1934) и «Ворон» (1935), а также в других фильмах ужасов, таких как «Невидимый луч» (1936). [34]

После выхода « Дракулы » газета «Вашингтон Пост» заявила, что кассовый успех фильма привел к созданию цикла подобных фильмов, а «Нью-Йорк таймс» заявила в обзоре 1936 года, что «Дракула» и появление звукового кино положили начало «настоящему триумфу этих призрачных триллеров». ". [35] Другие студии начали разработку собственных проектов ужасов: Metro-Goldwyn-Mayer сняла «Доктора Джекила и мистера Хайда» (1931) и « Безумная любовь » (1935), а Paramount Pictures «Остров потерянных душ» (1932) и «Убийства в зоопарке» (1933). и Warner Bros. с «Доктором Икс» (1932) и «Тайна музея восковых фигур» (1933). [36] Universal также продолжит работу над фильмами Кита «Старый темный дом» (1932), «Человек-невидимка» (1933) и «Невеста Франкенштейна» (1935). [32] [36] RKO Pictures также разработала свой собственный фильм о монстрах с «Кинг-Конгом» (1933), который, по мнению Ньюмана, больше принадлежал Артура Конан Дойля » «Затерянному миру , чем циклу Дракулы-Франкенштейна . [37] В число других постановок входили независимые продюсеры в Соединенных Штатах, такие как Организация Гальперина, снявшая «Белого зомби» (1933) с Лугоши, чей успех привел к созданию серии фильмов, связанных с ву-ду, таких как «Барабаны о вуду» (1934), «Черная луна» (1934) и Уанга . [34] Также было снято несколько постановок за пределами Америки, например, британский фильм «Вурдалак» (1933) с Карлоффом в главной роли и фильмы Тода Слотера . [38]

Многие фильмы ужасов той эпохи вызвали общественный резонанс, и цензоры вырезали многие из наиболее жестоких и ужасных сцен из таких фильмов, как «Франкенштейн» , «Остров потерянных душ» и «Черная кошка» . [39] [40] В 1933 году Британский совет киноцензоров (BBFC) ввел рейтинг «H» для фильмов с пометкой «Ужасающие» для «любых фильмов, которые могут напугать или ужаснуть детей в возрасте до 16 лет». [41] В 1935 году президент BBFC Эдвард Шортт написал: «Хотя для этих [ужасающих] фильмов была создана отдельная категория, мне жаль узнать, что их количество растет... Я надеюсь, что продюсеры и арендаторы примут это». Слово предупреждения и, насколько это возможно, пресекать подобные темы». [41] Поскольку Соединенное Королевство было важным рынком для Голливуда, американские продюсеры прислушались к предупреждению Шортта, и в 1936 году количество фильмов ужасов, снятых в Голливуде, уменьшилось. [41] Газета Variety сообщила, что отказ Universal Studios от фильмов ужасов после выхода « Дочери Дракулы» (1936) заключался в том, что «европейские страны, особенно Англия, относятся к этому типу фильмов предвзято [ так в оригинале ]». [41] Во второй половине десятилетия Карлофф снимал малобюджетные фильмы для Monogram Pictures, а Лугоши находился на социальном обеспечении . [38] В конце десятилетия прибыльный переиздание «Дракулы и Франкенштейна» побудило Universal выпустить «Сын Франкенштейна» (1939) с участием Лугоши и Карлоффа, положив начало возрождению фильма ужасов, которое продолжалось до середины 1940-х годов. [42]

1940-е годы

Постер фильма «Люди-кошки» (1942), первого фильма продюсера Вэла Льютона , создавшего новый стиль фильмов ужасов.

После успеха фильма «Сын Франкенштейна» (1939) фильмы ужасов Universal получили то, что автор фильма ужасов Рик Уорланд назвал «вторым дыханием», и фильмы ужасов продолжали производиться лихорадочными темпами до середины 1940-х годов. [43] Universal изучила их фильмы ужасов 1930-х годов, чтобы разработать новые продолжения, такие как «Возвращение человека-невидимки» (1940) и «Рука мумии» (1941). [44] «Человек, созданный монстр» (1941) стал ключевым релизом для фильмов ужасов Universal, представив актера Лона Чейни-младшего. Чейни-младший привлек внимание своей игрой в роли Ленни Смолла в фильме «О мышах и людях» (1939). Universal увидела потенциал в том, чтобы сделать Чейни новой звездой, которая заменит Карлоффа, поскольку он не отличился ни в фильмах A, ни в B. [45] Чейни-младший стал звездой ужасов на десятилетие, снявшись в фильмах из серии «Человек-волк» , трижды сыграв Мумию в сериале « Мумия» , «Монстр Франкенштейна» в «Призраке Франкенштейна» (1942) и в роли графа Дракулы в « Сыне Дракулы» (1943). ). [44] Universal также создала новые сериалы ужасов, такие как полнометражный фильм из трех картинок о женщине-обезьяне Пауле, начиная с «Плененной дикой женщины» (1943). Universal начала объединять свои хоррор-франшизы в фильмах, которые в просторечии называли «ралли монстров». [46] [44] Начиная с «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943), в котором монстр Франкенштейна встретился с «Человеком-волком», дальнейшие кроссоверы, включавшие графа Дракулу, продолжились в 1940-х годах с «Домом Франкенштейна» (1944) и «Домом Дракулы» (1945). [44] Студия B-Picture также разработала фильмы, имитирующие стиль фильмов ужасов Universal. Карлофф работал с Columbia Pictures, снимаясь в различных фильмах в роли персонажей типа « Безумного доктора », начиная с «Человека, которого они не могли повесить» (1939), в то время как Лугоши работал между Universal и студиями бедности , такими как Producers Releasing Corporation (PRC) для The Devil Bat. (1941) и «Монограмма» для девяти художественных фильмов. [47]

В марте 1942 года продюсер Вэл Льютон разорвал свои рабочие отношения с независимым продюсером Дэвидом О. Селзником , чтобы работать на RKO Radio Pictures Чарльза Кернера , став главой нового подразделения, созданного для разработки категории B. художественных фильмов ужасов [48] [49] По словам ДеВитта Бодина , сценариста первого фильма ужасов Льютона « Люди-кошки» (1942), Бодин смотрел британские и американские фильмы ужасов и саспенс, которые, по его мнению, были «типичными для того, чего мы не хотели делать». [50] в то время как режиссер Жак Турнер вспоминал, как Льютон решил снимать не «дешевый фильм ужасов, которого ожидала студия, а что-то умное и с хорошим вкусом». [50] Позже Ньюман охарактеризовал «Людей-кошек» и другие постановки Льютона в жанре ужасов, такие как «Я гулял с зомби» (1943) и «Седьмая жертва » (1943), как «отточенные, мрачные, поэтические», а кинокритик Роджер Эберт фильмы, снятые Льютоном в 1940-е годы были «вехой в истории американского кино». [51] В нескольких фильмах ужасов 1940-х годов, заимствованных у «Людей-кошек» , в частности, присутствует женский персонаж, который опасается, что она унаследовала склонность превращаться в монстра или пытается воспроизвести призрачный визуальный стиль фильма « Женщина из джунглей» (1944), «Душа «Монстр» (1944), «Женщина, которая вернулась» (1945), «Лондонская волчица» (1946), «Кот ползет» (1946) и «Крипер» (1948). [52]

В апреле 1946 года газета Hollywood Reporter объявила, что фильмы ужасов пользуются «более большим покровительством взрослых» и получают «всеобщую привлекательность» из-за более высоких бюджетов и более высоких стандартов. [53] Роудс и Каффенбергер отметили в статье эластичность термина «ужастик», особо упомянув такие фильмы, как «Винтовая лестница» и «Бедлам» (1946). [54] Журнал также упомянул Альфреда Хичкока » такие фильмы, как «Зачарованные , и несколько иностранных фильмов, таких как «Девушка и дьявол» (1944) и «Мертвая ночь» (1945). под этим термином [54] В 1946 году Курт Сиодмак , сценарист таких фильмов, как «Человек-волк» (1941), заявил: «Когда ужас входит в позолоченные ворота высшего производства, его прославляют как « психологический триллер ». Но роза под другим именем». [55] Между 1947 и 1951 годами в Голливуде почти не снималось новых фильмов ужасов. [56] В этот период американские студии переиздавали свой каталог фильмов ужасов, снятых такими студиями, как Universal и Monogram. [57] Кассовые сборы резко упали из-за снижения посещаемости кинотеатров, в результате чего газета Motion Picture Herald сообщила, что семь из одиннадцати крупных компаний-продюсеров-дистрибьюторов, включая MGM, Paramount, RKO, 20th Century Fox, Universal, Warner Bros. и PRC, возобновят свою деятельность. выпустить фильмы предыдущих сезонов. [57] В период с 1947 по 1951 год в кинотеатрах было переиздано не менее 25 фильмов ужасов Белы Лугоши. [58]

1950-е годы

Постер фильма « Существо из другого мира» (1951), фильма, который отодвинул фильмы ужасов от стиля, установленного Universal в 1930-х годах.

Хотя исследования показывают, что готический ужас вышел из моды в период между выходом «Дома Дракулы» (1945) и «Проклятия Франкенштейна» (1957), небольшие проблески этого жанра появились в таких фильмах, как « Сын доктора Джекила» (1951), «Странная дверь» (1951), «Черный замок» (1952) и «Дом восковых фигур» (1953). [59] До выпуска готических фильмов Hammer Film Productions в последних готических фильмах ужасов 1950-х годов часто фигурировали такие пожилые звезды, как Бела Лугоши , Лон Чейни-младший и Борис Карлофф , в фильмах, снятых малобюджетными независимыми кинорежиссерами, такими как Эд Вуд или Реджинальд ЛеБорг или такие продюсеры, как Говард В. Кох . [60] Первоначально Хаммер начал разработку научно-фантастических фильмов в американском стиле в начале 1950-х годов, но позже перешел к ужасам, выпустив цветные фильмы «Проклятие Франкенштейна и Дракулы» (1958). [60] [61] В этих фильмах родились две звезды фильмов ужасов: Кристофер Ли и Питер Кушинг . [61] Наряду с более ориентированным на научную фантастику сериалом Хаммера «Куатермасс» , как готические, так и научно-фантастические фильмы Хаммера в течение многих лет создали множество похожих фильмов. [61]

Среди самых влиятельных фильмов ужасов 1950-х годов был «Существо из другого мира» (1951), где Ньюман заявил, что бесчисленные научно-фантастические фильмы ужасов 1950-х годов будут следовать его стилю, а фильм « Человек с планеты X » (1951) был еще в долгу у Universal ужасов в стиле съемок с бородатым ученым и туманными декорациями. [62] В течение пяти лет после выхода «Существа из другого мира » почти каждый фильм с участием инопланетян, динозавров или радиоактивных мутантов был посвящен реальным персонажам, как это показано в «Существе из другого мира» . [62] Даже фильмы, адаптированные для персонажей старшего возраста, имели научно-фантастический уклон, такие как «Вампир» (1957), «Оборотень» (1956) и «Франкенштейн 1970» (1958), находившиеся под влиянием атомных монстров той эпохи. [63] фильмы на тему «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»: Также появились «Неандерталец» (1953), «Муха» (1958), «Монстр в кампусе» (1958) и «Ужасный солнечный демон» (1958). [63] Меньшие тенденции также включали в себя производство Universal-International фильма «Культ кобры» (1955), который создал короткую волну фильмов ужасов с участием моделей в стиле пин-ап, таких как мутанты, такие как «Женщина-пиявка» (1960) и «Женщина-оса» (1959). [60]

Фильмы 1950-х годов отражали стили кинопроизводства той эпохи. В их число входили некоторые фильмы ужасов, снятые в 3D, такие как «Безумный волшебник» (1954), «Призрак улицы Морг» (1954) и «Лабиринт» (1953). [60] Режиссер Уильям Касл также привлекал зрителей ужасов своими фильмами ужасов на тему трюков, такими как «Тинглер» (1959) и «Дом на холме с привидениями» (1959), в которых использовался реквизит и эффекты, происходящие в кинотеатре. [61] Фильмы ужасов, ориентированные на молодую аудиторию, в которых участвуют подростки-монстры, стали популярными в 1950-х годах благодаря нескольким постановкам American International Pictures (AIP) и постановкам Германа Коэна с фильмами «Я был подростком-оборотнем » (1957) и «Я был подростком Франкенштейном» (1957). [61] Это привело к созданию более поздних постановок, таких как «Дочь доктора Джекила» (1957) и «Дочь Франкенштейна» (1958). [61] В 1950-х годах фильмы ужасов также стали выпускаться в международном масштабе, например, в мексиканском фильме « Эль вампиро» (1957). [61] В Италии Риккардо Фреда и Марио Бава разработали ранние итальянские фильмы ужасов: «Вампири» (1957) и «Калтики – Бессмертное чудовище» (1959). [64] Производство также распространилось на Филиппины ( «Террор - это мужчина» (1959)), Германию ( «Голова» (1959) и «Ужасы острова Паука» (1960)) и Францию ​​( «Глаза без лица » (1960)). [64]

1960-е годы

Постер фильма «Психо» (1960). Наряду с «Черным воскресеньем » эти два фильма 1960-х годов резко изменили тон фильмов ужасов, начиная с 1960-х годов.

Ньюману, что фильм ужасов кардинально изменился в 1960 году. В частности, с Альфреда Хичкока фильмом «Психо» (1960) по роману Роберта Блоха . Ньюман заявил, что фильм поднял идею серийного убийцы с множеством личностей, которая задала тон будущему фильму, который затрагивался только в более ранних мелодрамах и фильмах-нуарах, таких как «Похмельная площадь» (1945) и «Пока город спит» (1956). [65] [66] Выпуск «Психо» привел к появлению похожих картин о психозе персонажей, в том числе « Что случилось с Бэби Джейн?» по сценарию Блоха (1962) и « Смирительная рубашка» (1964) Уильяма Касла . [66] Влияние «Психо» продолжалось и в 1970-е годы, когда появились такие фильмы, как «Вкус страха» (1961), «Параноик» (1962) и «Симпатичный яд» (1968). [66] После «Психо» на короткое время вновь появились фильмы ужасов, которые Ньюман назвал «величественными, со вкусом», такие как « Джека Клейтона » Невинные (1961) и Уайза Роберта «Призраки» (1963). [67] За пределами Америки Япония выпустила фильмы, получившие признание критиков, такие как Масаки Кобаяши » «Квайдан (1965), который получил международные награды, включая специальный приз жюри на Каннском кинофестивале , и был номинирован на лучший фильм на иностранном языке на церемонии вручения премии Оскар . [68] Ньюман назвал Полански Романа «Ребенка Розмари» (1968) еще одним «событийным» фильмом ужасов 1960-х годов после «Психо» . [69] Влияние истории « Ребенка Розмари » , затрагивающей сатанинские темы, не ощущалось до 1970-х годов, когда появились такие фильмы, как «Изгоняющий дьявола» (1973) и «Омен» (1976). [69]

Роджер Корман убедил AIP разработать два дешевых черно-белых фильма ужасов и использовал бюджет этих двух фильмов для создания цветного фильма « Дом Ашеров» (1960). В фильме создан собственный цикл адаптаций По Кормана, в том числе «Яма и маятник» (1961), «Ужасные истории» (1962) и «Ворон» (1963), в которых были роли стареющих звезд ужасов, таких как Карлофф и Чейни-младший. Эти фильмы были созданы, чтобы конкурировать с британскими цветными фильмами ужасов от Hammer в Соединенном Королевстве с участием звезд ужасов Кушинга и Фишера. В период с 1958 по 1973 год Хаммер снял несколько фильмов из серии «Франкенштейн» , одновременно продюсируя такие единичные фильмы, как «Рептилия» (1966) и «Чума зомби» (1966). Конкурс на роль Хаммера появился в середине 1960-х годов в Соединенном Королевстве с компанией Amicus Productions, такой как «Дом ужасов доктора Террора» (1964), а также с участием актеров Кушинга и Ли. [65] В отличие от Хаммера, Амикус опирался на современные источники, такие как Блох ( «Череп» (1965) и «Сад пыток» (1967)), что привело к адаптации Хаммером работ Денниса Уитли ( «Дьявол выезжает» (1968)). [65]

Марио Бавы «Черное воскресенье» (1960) ознаменовало рост экранного насилия в кино. [70] До фильма Бавы ранние фильмы Фишера «Хаммер» пытались выйти за рамки привычного; В фильме «Проклятие Франкенштейна» ужас монстра изображался с помощью грима, самые жуткие сцены «Дракулы» были вырезаны Британским советом киноцензоров , а насилие в предыстории «Собаки Баскервилей» (1959) передавалось в основном через повествование. [71] Насилие в фильме «Психо» (1960), вышедшем на неделю раньше «Черного воскресенья» , было изображено посредством внушения, поскольку в его знаменитой « сцене в душе » использовалась быстрая монтажная работа . [70] «Черное воскресенье» , напротив, изображало насилие без всякого намека. [70] Этот уровень насилия позже можно было увидеть в других итальянских жанровых фильмах, таких как спагетти-вестерн и джалло Бавы , в том числе в « Крови и черном кружеве» (1964) и джали Дарио Ардженто и Лучио Фульчи . [70] Другие независимые постановки 1960-х годов расширили кровопролитие, показанное в фильмах в жанре, позже описанном как фильм с брызгами , с фильмами Гершелла Гордона Льюиса, такими как «Кровавый пир» , что привело к тому, что независимые режиссеры с аналогичными взглядами создали аналогичные работы, такие как Энди Миллиган и Тед Ви. Микельс . [69] Ньюман обнаружил, что настоящим прорывом этих независимых фильмов стала « » Джорджа А. Ромеро ( Ночь живых мертвецов 1968), которая задала новое отношение к фильму ужасов, подозрительному к авторитетным фигурам, нарушившему табу общества и носившему сатирический характер. между его более напряженными декорациями. [69]

«Черное воскресенье » фокусируется на сочетании эротики и ужаса, особенно эротики измученного тела — тенденции, которой и другие европейские режиссеры ужасов, такие как француз Жан Роллен и испанец Хесус Франко . последуют [70] Франко снял несколько фильмов ужасов, начиная с 1960-х годов, позаимствовав сюжет « Глаза без лица» (1960) для «Ужасного доктора Орлова» (1962), а сценарист и актер Хасинто Молина под именем Пол Нэши начал разрабатывать испанские фильмы ужасов, заимствуя персонажей. из универсальных объектов, таких как La Marca del Hombre Lobo (1968). [66]

1970-е годы

Джордж А. Ромеро Ромеро в 2009 году. «Ночь живых мертвецов» (1968) привела к тому, что Ньюман назвал «медленно горящим влиянием» на независимые и вдумчивые фильмы ужасов 1970-х годов. [72]

Историк Джон Кеннет Мьюир описал 1970-е годы как «поистине эклектичное время» для кино ужасов, отметив смесь свежих и более личных усилий в кино, в то время как другие были воскрешением старых персонажей, появившихся с 1930-х и 1940-х годов. [73] «Ночь живых мертвецов» оказала, по словам Ньюмана, «медленное жгучее влияние» на фильмы ужасов той эпохи: некоторые просто адаптировали структуру зомби, такую ​​​​как « Живые мертвецы в Манчестерском морге » (1974), в то время как другие стали тем, что Ньюман назвал « первый из жанровых авторов», обнаружив, что предыдущие великие жанровые режиссеры, такие как Уэйл, Льютон и Теренс Фишер, работали в студии. [74] В их число входили такие американские режиссеры, как Джон Карпентер , Тоуб Хупер , Уэс Крэйвен и Брайан Де Пальма, а также режиссеры, работающие за пределами Америки, такие как Боб Кларк , Дэвид Кроненберг и Дарио Ардженто . [74] До «Ночи живых мертвецов » монстров из фильмов ужасов можно было легко изгнать или победить к концу фильма, в то время как фильм Ромеро и фильмы других режиссеров часто предполагали, что другие ужасы все еще сохраняются после титров. [72]

В 1970-е годы фильмы ужасов продолжали сниматься по всему миру. [75] В Соединенном Королевстве Amicus сосредоточила свое производство на юмористических антологиях ужасов, таких как «Сказки из склепа» (1972). [76] Студия прекратила производство фильмов ужасов к середине 1970-х годов и закрылась в 1977 году. [77] К 1970-м годам Hammer Films продвигала свои фильмы в разных направлениях, например, в новом сериале, в котором вампиры подразумеваются лесбиянками в «Любовниках вампиров» (1970), «Жажда вампира» (1970) и «Близнецы зла» (1971). [78] Серия Хаммера «Дракула» была обновлена ​​до современных условий с помощью «Дракулы 1972 г. н.э.» (1972) и ее продолжения «Сатанинские обряды Дракулы» (1973), после чего Ли ушел из роли Дракулы. [79] Хаммер прекратил производство художественных фильмов в 1970-х годах. [76] Среди других небольших бумов в итальянской киноиндустрии - фильм Ардженто « Птица с хрустальным оперением» (1970), который создал в Италии тенденцию к фильму джалло . [80] [81] В Италии распространились и другие более мелкие тенденции, такие как фильмы с участием каннибалов , зомби и нацистов , которые Ньюман назвал «позорным безумием». [75] Некоторые фильмы 1970-х годов довели эротизм до гибридов фильмов ужасов и порнографических фильмов . [74] Рост количества фильмов о зомби в конце десятилетия был вызван продолжением Ромеро фильма « Ночь » - «Рассвет мертвецов» (1978). [82]

Ремейки оказались популярным выбором для фильмов ужасов в 1970-х годах, с такими фильмами, как «Вторжение похитителей тел» (1978) и рассказами, основанными на Дракуле , которые продолжались в конце 1970-х годов с » Джона Бэдэма ( «Дракулой 1979) и Вернера Херцога » «Носферату . Вампир (1979). [83] [84] Другие американские постановки также поместили вампиров в современную обстановку: «Граф Йорга», «Вампир» (1970) и «Блакула» (1972). [79] [85] Блакула положил начало циклу, сочетающему в себе фильмы о черной эксплуатации и фильмы ужасов с такими названиями, как «Крик Блакула Крик» (1973), «Блэкенштейн» (1973) и «Гянджа и Хесс» (1973). [85] В европейском производстве также продолжали появляться «Дракула» и «Франкенштейн», такие как Пола Моррисси » «Кровь для Дракулы (1974) и «Плоть для Франкенштейна» (1973), оба из которых углубились в эротизм своих историй. [85] » (1979) , последний кассовый фильм ужасов десятилетия, хотя и не является официальным ремейком, «Чужой взял элементы фильмов категории категории «Б» из таких фильмов, как «Оно!». Террор из-за пределов космоса (1958). [82]

«Экзорцист» (1973) был фильмом, который Ньюман описал как возвращение Голливуда к производству фильмов ужасов. [75] Наряду с « Ребенком Розмари » Ньюман описал фильм как обладающий «твердостью и реализмом», которые были частью движения Нового Голливуда того периода, с «тонкой игрой» и незвездными актерами. [75] несколько фильмов с религиозными мотивами «Экзорциста» В семидесятых годах в Америке последовало , таких как «Эбби» (1974) и «Омен» (1976), а также в Италии такие фильмы, как «Черная лента для Деборы» (1974). [75] В 1988 году Ньюман позже описал цикл как «мгновенно сгоревший»: фильмы в основном заимствованы из « Ребенка Розмари» , а последним из цикла, заимствованным из «Экзорциста» , является «Амитивилль 2: Одержимость» (1982). [86]

В 1963 году Хичкок определил новый жанр, мстящий человечеству, в фильме «Птицы» (1963), который превратился в тенденцию в 1970-е годы. После успеха «Уиллард» фильма о крысах-убийцах (1971) в 1972 году появились аналогичные фильмы со «Стэнли» (1972) и официальное продолжение «Бен» (1972). [87] Затем последовали и другие фильмы, такие как «Ночь зайца» (1972), «Лягушки» (1972), «Ошибка» (1975), «Извращение» (1976) и то, что Мьюир назвал «поворотным моментом» в жанре, с фильмом «Челюсти» (1975), который стал самый кассовый фильм на тот момент и переместил жанры нападений животных «в сторону менее фантастического пути» с меньшим количеством гигантских животных и более реальными существами, такими как Гризли (1976) и Ночное существо (1977), Орка (1977), и Челюсти 2 (1978). [87] [88] [89] Ньюман описал «Челюсти » как «шоковый концерт», отметив его запоминающуюся музыкальную тему и то, что его монстр не является продуктом общества, как Норман Бейтс в «Психо», или семьи, как в «Техасской резне бензопилой» (1974). Эти элементы были перенесены в «Хэллоуин Карпентера» (1978). [75] Ньюман описал, что наряду с такими кассовыми фильмами, как «Чужой» , «Челюсти» и «Хэллоуин», были хитами, основанными на «безжалостных саспенс-машинах с высокой визуальной сложностью». [82] Наряду с другим популярным фильмом-хитом Де Пальмы «Кэрри» (1976), «Хэллоуин» положил начало тенденции, когда подростки становятся постоянными главными героями в фильмах ужасов, в то время как сама «Кэрри» была фильмом, который Ньюман описал как имеющий «логику сна» в своем сверхъестественном сюжете. который был распространен на сюжет таких фильмов Ардженто, как «Суспирия» (1977) и «Инферно» (1980), чья повествовательная логика была доведена до такой степени, что Ньюман описал их сюжеты как «не имеющие повествовательного смысла». [90]

1980-е годы

Лицо мужчины в очках
В 1980-е годы наблюдался всплеск фильмов по произведениям Стивена Кинга (на фото).

1980-е ознаменовали собой первый с начала 1960-х годов рост фэндома фильмов ужасов с гораздо более рыхлым организованным сообществом фанатов за счет увеличения публикации фэнзинов и журналов, таких как Cinefantastique , Fangoria и Starburst, а также фестивалей фильмов ужасов, таких как Shock Round the Clock и Dead by Рассвет развивается. [91] С появлением домашнего видео фильмы ужасов подверглись в Соединенном Королевстве нападкам как « видео-гадости », в результате чего полиция конфисковала их коллекции, а некоторых людей посадили в тюрьму за продажу или владение некоторыми фильмами ужасов. [92] Ньюман описал, как реакция на неприятную проблему с видео привела к тому, что фильмы ужасов стали «тупее, чем в предыдущее десятилетие», и хотя фильмы были не менее кровавыми, они были «более легкими [...] становились более одноразовыми, менее личными произведениями». [93] [92] Ньюман отметил, что эти режиссеры, создавшие оригинальный материал в 1970-х годах, такие как Карпентер, Кроненберг и Хупер, все, по крайней мере, на короткое время «перестраховались» с адаптациями Стивена Кинга или ремейками фильмов ужасов 1950-х годов. [94]

В Италии итальянская киноиндустрия постепенно перейдет к созданию фильмов для телевидения. [95] Десятилетие началось с высокобюджетной постановки « Ада» Ардженто (1980), а после смерти Марио Бавы Фульчи стал тем, кого историк Роберто Курти назвал «самым выдающимся итальянским режиссером фильмов ужасов начала 1980-х». [96] В начале 80-х годов в стране было снято несколько фильмов о зомби Фульчи и других, в то время как Ардженто продолжал снимать и продюсировать фильмы для других, таких как Ламберто Бава . [96] Поскольку к концу десятилетия здоровье Фульчи ухудшилось, многие режиссеры обратились к созданию фильмов ужасов для компании Джо Д'Амато Filmirage, независимых фильмов или работ для телевидения и домашнего видео. [97] [98]

В 1980-е годы старые персонажи ужасов Дракулы и монстра Франкенштейна редко появлялись в кино, за исключением ностальгических фильмов, таких как «Отряд монстров» (1987) и «Восковая фигура» (1988). Фильмы на тему вампиров часто продолжают традиции таких авторов, как Энн Райс , где вампиризм становится выбором образа жизни, а не чумой или проклятием. [99] Это отразилось в таких фильмах, как «Голод» (1983), «Пропавшие мальчики» (1986) и «Близкая тьма» (1986). [99] В 1980-е годы было выпущено несколько фильмов о трансформации тела и превращении мужчин в волков. [100] Художники по спецэффектам и гриму, такие как Роб Боттин и Рик Бейкер, позволили создать более подробные и графические сцены трансформации таких существ, как оборотни, в таких фильмах, как «Американский оборотень в Лондоне » и «Вой», а также в таких фильмах, как «Измененные состояния» (1980) и «Нечто» (1982). ), «Видеодром» (1983) и «Муха» (1986) покажут человеческое тело в различных формах трансформации. [101] Несколько других сиквелов возродили 3D-фильмы в 1980-х годах после неожиданного хита Comin 'at Ya! (1981). В их число входили «Пятница, 13-е, часть III» (1982), «Паразит» (1982) и «Челюсти 3-D» (1983). [102]

На смену монстру Франкенштейну и Дракуле пришли новые популярные персонажи с более общими именами, такие как Джейсон Вурхис ( «Пятница, 13-е» ), Майкл Майерс ( «Хэллоуин» ) и Фредди Крюгер ( «Кошмар на улице Вязов» ). В отличие от персонажей прошлого, которые были вампирами или созданы сумасшедшими учёными, эти персонажи, казалось бы, были людьми с обычными именами, которые развили жанр слэшеров той эпохи. [103] В своей книге об этом жанре автор Адам Рокофф утверждает, что эти злодеи представляют собой «изгой жанр» фильмов с «жесткими, проблемными и крайне индивидуалистическими». [104] После финансового успеха «Пятницы 13-го» (1980) только в 1980 году появилось по меньшей мере 20 других слэшеров. [92] Эти фильмы обычно вращались вокруг пяти объектов: уникальных социальных условий (лагеря, школы, каникулы), совершенного преступления из прошлого (случайное утопление, измена, презираемый любовник) и готовой группы жертв (вожатые лагеря, студенты, свадьба). партии). [105] Этот жанр высмеивался некоторыми современными кинокритиками той эпохи, такими как Эберт, и часто приносил очень прибыльные кассовые сборы. [106]

Другие, более традиционные стили, продолжавшиеся и в 1980-е годы, такие как фильмы на сверхъестественную тематику, связанные с домами с привидениями, призраками и одержимостью демонами. [107] Среди самых популярных фильмов этого стиля были Стэнли Кубрика » «Сияние (1980), кассовый «Полтергейст» Хупера (1982) и фильмы из франшизы фильмов ужасов Амитивилля . [108] После выхода фильмов по Стивена Кинга книгам , таких как «Сияние» и «Кэрри», появились дальнейшие экранизации его романов, таких как «Куджо» (1983), «Кристина» (1983), «Мертвая зона» (1983) и «Поджигатель» (1984) и Дети кукурузы (1984). [109] [110] Кинг даже снял свой собственный фильм с «Максимальной перегрузкой» в 1986 году. [111]

1990-е годы

Некоторые актеры и члены съемочной группы «Проекта ведьмы из Блэр» (1999), одного из самых кассовых фильмов ужасов 1990-х годов.

Фильмы ужасов 1990-х годов также не смогли привлечь столько новых крупных режиссеров этого жанра, сколько это было в 1960-х или 1970-х годах. [112] Молодые начинающие режиссеры, такие как Кевин Смит , Ричард Линклейтер , Майкл Мур и Квентин Тарантино, ворвались в кино вне жанра на нежанровых фестивалях, таких как кинофестиваль «Сандэнс» . [113] Ньюман отметил, что начало 1990-х было «неподходящим временем для ужасов», отметив чрезмерное количество сиквелов, таких как «Экзорцист III» (1990), «Амитивилль 1992: Самое время» (1992) и возвращение сиквелов « Техасской резни бензопилой» и « Пятница «13-е» и «Кошмар на улице Вязов» . [114] Мьюир отметил, что в 1990-х годах после окончания Холодной войны у Соединенных Штатов на самом деле не было «серьезного врага» на международном уровне, что привело к тому, что фильмы ужасов адаптировались к вымышленным врагам преимущественно внутри Америки, с американским правительством, крупным бизнесом, организованной религией. и высший класс, а также сверхъестественные и оккультные предметы, такие как вампиры или сатанисты, изображающие злодеев ужасов 1990-х годов. [115]

Мьюир описал 1990-е годы лучше, чем любое десятилетие до того, как они размыли жанры и вышли за рамки существующих. Это привело к появлению постмодернистских фильмов ужасов, таких как «Новый кошмар» Уэса Крэйвена (1994), в котором исследуются фильмы ужасов в американском обществе, «В пасти безумия» (1995), который превращает реальность в фильм ужасов, и «Крик » (1996), в котором снято несколько фильмов ужасов. отсылки к фильмам ужасов прошлого. [116] Выпуск фильма «Крик » по сценарию Кевина Уильямсона привел к кратковременному возрождению фильмов-слэшеров, включая фильм « Я знаю, что вы сделали прошлым летом» по сценарию Уильямсона (1997). [117] Другими стилями подросткового ужаса, которые были популярны в 1990-е годы, но пользовались меньшей популярностью, чем фильмы после «Крика» , были фильмы о сверхъестественной молодежи, такие как «Зеркало», «Зеркало» (1990) и «Сморщенные головы » (1994), причем наиболее популярными из этих фильмов были будучи «Ремеслом» (1996). [118] Культурные конфликты 1990-х годов стали фоном для нескольких фильмов ужасов той эпохи. [119] Начиная от проблем, связанных с абортами, которые можно увидеть в таких фильмах, как «Нерожденный» (1991) и «Чужой 3» (1992), политкорректности ( «Похитители тел» (1993)), до вопросов, связанных с позитивными действиями , благосостоянием и расой, которые можно увидеть в «Люди под лестницей» (1991). , «Байки из квартала» (1995) и «Деревня проклятых» (1995). [120] Распространение других телевизионных шоу, таких как Inside Edition , «Самые разыскиваемые в Америке» и «Шоу Джерри Спрингера» , «Джеральдо и Донахью» , в фильмах ужасов часто включало ведущих женщин и ведущих телевизионных таблоидов в качестве главных героев или второстепенных персонажей в таких фильмах, как «Лучший друг человека» (1993), «Крик » (1993). 1996) и «Ночной летчик» (1997). [121] Быстрый рост технологий в 1990-е годы с появлением Интернета и опасения, что проблема 2000 года приведет к концу света, нашли отражение в сюжетах таких фильмов, как «Газонокосильщик» (1992), «Сканирование мозга» (1994) и «Конец дней » (1999). . [122]

После выхода на экраны фильма Фрэнсиса Форда Копполы « Дракула Брэма Стокера» (1992) в 1990-х годах была выпущена небольшая волна высокобюджетных готических романтических фильмов ужасов. В их число вошли «Интервью с вампиром» (1994), «Франкенштейн» Мэри Шелли (1994), Вольф (1994) и Мэри Рейли (1996). [123] К концу 1990-х годов были выпущены три фильма, которые Ньюман назвал «культурными феноменами». [124] В их число входит Хидео Накаты » « Кольцо (1998), которое наряду с южнокорейским фильмом «Шепчущие коридоры» (1998) стало главным хитом в Азии, что привело к появлению сиквелов и подобных историй о привидениях в азиатских странах. Фильм проник в западный мир только после 1990-х годов. Вторым крупным хитом стало «Шестое чувство» , еще одна история о привидениях, которую Ньюман описал как «мгновенное клише» с неожиданными финалами . [124] Финальным хитом стал малобюджетный независимый фильм «Проект ведьмы из Блэр» (1999). [124]

2000-е

Режиссер Рубен Фляйшер и актеры «Зомбилэнда» (2009) на Comic-Con в Сан-Диего в 2009 году . Этот фильм был одним из многих фильмов на тему зомби конца 2000-х.

Ньюман описал первую тенденцию фильмов ужасов 2000-х годов, последовавшую за успехом «Проекта ведьмы из Блэр» , но преимущественно в пародийном формате: «Проект фальшивой ведьмы» (2000), «Проект Блэр Андервуд» (2000) и порнографический «Проект эротической ведьмы» (2000). 2000). Среди других фильмов были такие же малобюджетные имитаторы, как «Эксперимент в Сент-Фрэнсисвилле» (2000) с сюжетом, похожим на «Проект ведьмы из Блэр» . [125] Александра Хеллер-Николас отметила, что популярность таких сайтов, как YouTube, в 2006 году вызвала интерес к любительским медиа, что привело к созданию новых фильмов в жанре ужасов в конце десятилетия, таких как Rec (2007), Diary of the Dead ( 2007), Кловерфилд (2008) и особенно успешный в финансовом отношении «Паранормальное явление» (2007). [126] После «Паранормального явления » этот стиль был известен не возможной аутентичностью отснятого материала, как это было с «Ведьмой из Блэр» , а скорее специфическим стилем фильма. [126]

Постмодернистские фильмы ужасов продолжались и в 2000-е годы, например, «Черри-Фолс» (2000) и «Пляжная вечеринка в стиле психо» (2000), но вскоре перешли исключительно на территорию комедий и пародий с серией фильмов «Очень страшное кино» и «Визг, если вы знаете, что я сделал в прошлую пятницу». 13-е (2000 г.). [127] [118] Другие сериалы, ориентированные на подростков, начались в эпоху « Пункта назначения» , а успех ремейка 1999 года « Дома Уильяма Касла на холме с привидениями» привел к появлению серии ремейков за это десятилетие: «Призраки Ти13ен» (2001), «Уиллард » (2003), «Рассвет мертвецов». (2004), «Туман» (2005), «Выпускной вечер» (2008) и «Последний дом слева» (2009). [128] Несколько сериалов, долгое время остававшихся бездействующими, были возрождены в 2000-х годах: «Джейсон Икс» (2001), «За гранью реаниматора» (2003), «Экзорцист: Начало» (2004) и «Земля мертвых» (2005). Популярность и новаторский подход Зомби, увиденные в фильмах «28 дней спустя» (2002), «Мертвый Шон» (2004) и «Рассвет мертвецов» (2004), привели к возрождению фильмов о зомби в 2000-х годах, таких как «Я легенда» (2007), «Зомбилэнд» (2009), «Мертвые». Сноу (2009) и Понтипул (2008). [129] [130] [131]

(1998) появилось несколько фильмов из Гонконга, Южной Кореи , Таиланда и Японии После успеха фильма «Звонок» . [132] В этих фильмах преимущественно участвовали женщины-детективы, использующие различные формы расследования для разгадки тайн злобных женских призраков . В их число вошли «Глаз» (2002 г.), «Темная вода» (2002 г.) и «В зеркало» (2003 г.). [132] Эта тенденция нашла отражение на Западе в таких фильмах, как «FeardotCom» (2002), «Они» (2002) и «Готика» (2003). Голливуд также начал переделывать эти японские фильмы с «Звонка» (2002), «Темной воды» (2005). [133] Помимо японских историй о привидениях, азиатская киноиндустрия также начала разработку того, что Ньюман назвал «причудливыми» фильмами ужасов с Узумаки (2000), Стейси (2001) и несколькими фильмами Такаши Миике . [133]

Ньюман заявил, что в 2000-х годах произошло «скромное возрождение» британских фильмов ужасов, с небольшой тенденцией к военными фильмами фильмам ужасов, связанным с , такими как «Бункер» (2001), «Собаки-солдаты» производства Голливуда (2002) и «Ниже» (2002). [133] Помимо нескольких независимых фильмов и фильмов, пытающихся использовать стиль ужасов, которые Dimension Films снимала в 1990-х годах, Ньюман чувствовал, что прорывами нового британского ужаса были «Мой маленький глаз» (2002), «28 дней спустя» (2002), «Мертвый Шон» ( 2004) и «Спуск» (2005). [133]

На рубеже тысячелетий движение во французском кино, известное как « Новая французская крайность», было названо кинопрограммистом Джеймсом Квандтом , первоначально описывающим артхаусные фильмы, которые «решили нарушить все табу, пробраться в реки внутренностей и пены спермы, наполнить каждую рамку плотью, сексуальной или корявой, и подвергнуть ее всевозможным проникающим увечьям и осквернению» [134] В своей книге «Фильмы новой французской крайности » Александра Уэст обнаружила, что некоторые режиссеры начали снимать фильмы ужасов, которые по-прежнему соответствовали бы стандартам их арт-хауса, такие как « Клэр Дени » Проблемы каждый день (2001) и » Марины де Ван « В моей коже . (2002), что побудило других режиссеров снять больше фильмов, которые Уэст назвал «откровенными фильмами ужасов», таких как « » Александра Ажа ( Высокое напряжение 2003) и Генса Ксавье «Граница(и)» (2007). Некоторые из этих фильмов ужасов движения «Новые французские крайности» регулярно попадают в списки «Лучших» жанров, такие как «Мученики» (2008), «Внутри» (2007) и «Высокое напряжение» . [135] Уэст описал журналистов и фанатов, которые считают фильмы этого движения, более ориентированные на ужасы, «интеллектуальным братом» развивающейся тенденции « порно с пытками ». [135]

Дэвид Эдельштейн из The New York Times в статье 2006 года придумал термин для жанра, который он назвал «порно с пытками», как ярлык для фильмов, описанных, часто задним числом, к более чем 40 фильмам с 2003 года. [136] Эдельштейн объединил такие фильмы, как «Пила» (2004), «Отверженные дьявола» (2005) и «Вулф-Крик» (2005), под этим баннером, предлагая зрителям «возбуждающее и шокирующее» подталкивание зрителей к грани разврата, чтобы «что-то почувствовать». [137] Ярлык был описан как «интенсивные телесные действия и видимые телесные проявления», вызывающие непростую реакцию. [137] Кевин Ветмор, используя серию фильмов «Пила» , предположил, что эти предложенные фильмы отражают отношение после 11 сентября к растущему пессимизму, в частности, отношение «нет искупления, нет надежды, нет ожиданий, что «с нами все будет в порядке»». [138] Ньюман также отметил тенденцию после 11 сентября историй, которые имеют тенденцию переделывать или переделывать реальность, с которой было слишком трудно справиться, подобно таким фильмам, как «Шестое чувство» или «Матрица» . Фильмы ужасов, которые следовали этой тенденции, включали истории о привидениях, такие как «Другие» (2001) и «Приют» (2007). [132]

2010-е годы

Шведский режиссер и сценарист Йоханнес Нихольм (справа) представляет свой фильм ужасов «Коко-ди Коко-да» на Международном фестивале независимого кино в Буэнос-Айресе 2019.

После того, как киностудия Blumhouse добилась успеха с фильмом «Паранормальное явление» (2007), студия продолжила снимать фильмы, которые стали хитами 2010-х годов, благодаря сериалу « Коварный» . [139] Это привело к тому, что Ньюман назвал политикой компании «коммерческая смекалка с тематическим риском, которая часто окупается», включая « Прочь » (2017), «Человек-невидимка» (2020), «Счастливый день смерти » (2017) и такие сериалы, как «Чистка» . [139] [140] Лаура Брэдли в своей статье для Vanity Fair отметила, что успех Blumhouse начали замечать как большие, так и маленькие киностудии, в том числе A24 , которая не специализировалась на фильмах ужасов или жанровых фильмах, сделала свои имена популярными благодаря таким фильмам, как «Ведьма » (2015), «Наследственность» (2018). ) и Мидсоммар (2019). [139] Брэдли прокомментировал, что некоторые из этих фильмов были классифицированы как « повышенные ужасы », заявив, что «поклонники ужасов и некоторые критики отвергают представление о том, что эти фильмы делают что-то совершенно новое». отмечая свои корни в таких фильмах, как «Ночь живых мертвецов» (1968) и «Ребенок Розмари» (1968). [139]

В начале 2010-х годов возникла волна фильмов ужасов, в которых было показано то, что, по словам Виржини Селави, имело психоделическую тенденцию, вдохновленную экспериментами 1970-х годов и их поджанрами, в частности народными ужасами . [141] Тенденция началась с двух фильмов: «Вход в пустоту» (2009) и «За черной радугой» (2010). После этих фильмов была выпущена серия фильмов, которые Селави описал как «катастрофическое путешествие или жуткие сны», такие как Berberian Sound Studio (2011), Under the Skin (2013) и We Are the Flesh (2016) и Climax. (2018). [141] Эти фильмы не всегда разделяют расширяющий сознание дух 1960-х и 1970-х годов. [141] Причины этих тенденций, как правило, исходили от кинематографистов, выросших в 1970-х годах, а также от дистрибьюторов домашнего видео, таких как Arrow Video , Shameless и Nucleus Films, выпускающих реставрации наиболее диковинных и забытых фильмов оригинальной психоделической эпохи. [141]

Считается, что расширение международных сервисов потокового мультимедиа привело к росту популярности фильмов ужасов. [142] Несколько телесериалов ужасов на Netflix, такие как «Призраки дома на холме», стали успешными для платформы, Blumhouse стала партнером Amazon Prime Video для распространения, [142] и Shudder , стриминговый сервис, предназначенный в основном для фильмов ужасов, был запущен в 2015 году и в последующие годы его популярность росла. [143] Потоковое вещание было названо средством привлечения повышенного международного внимания к фильмам ужасов Юго-Восточной Азии, особенно к индонезийским фильмам, таким как Джоко Анвара » «Рабы Сатаны и «Импетигор» . [144] и Ро из Малайзии. [7]

Экранизация Стивена Кинга романа «Оно» (2017) установила рекорд кассовых сборов среди фильмов ужасов , собрав 123,1 миллиона долларов в первые выходные в США и почти 185 миллионов долларов во всем мире. [145] Успех « Оно» привел к адаптации дальнейших романов Кинга, в том числе «Оно, глава вторая» (2019), «Кладбище домашних животных» (2019) и «Доктор Сон» (2019). [146] На рубеже тысячелетия азиатских фильмов ужасов южнокорейские фильмы ужасов . возродились [ нужны разъяснения ] с фильмами о зомби, включая «Поезд в Пусан» (2016), «Странная семья: Зомби в продаже » (2019) «Полуостров» (2020), а также с фильмами, не связанными с зомби, такими как «Плач» (2016). [147]

2020-е годы

Режиссер Джулия Дюкурно (в центре) с актерами фильма ужасов «Титан» на Каннском кинофестивале 2021 года . Титан выиграл Золотую пальмовую ветвь . на этом мероприятии [135] [148]

Пандемия COVID-19 , начавшаяся в 2020 году, разрушила киноиндустрию , что привело к отложению выхода нескольких фильмов ужасов, таких как «Тихое место, часть 2» (2020) и «Кэндимэн» (2021), в то время как другие фильмы, такие как «Цензор» (2021), были отложены. производство остановлено. [149] Во время карантина увеличилось количество просмотров фильмов о вымышленных апокалипсисах. [150] Найденные кадры ужасов оказались внедрены в фильмы, действие которых происходит на настольных компьютерах во время встреч Zoom с Хозяином (2020), фильма, снятого и действие которого происходит во время карантинного периода 2020 года, что, по словам Ньюмана, еще больше усиливает аспект жанра «это действительно произошло». [151] В последующие годы за фильмами, основанными на интернет-культуре, последовали такие фильмы, как Dashcam (2021), «Мы все собираемся на Всемирную ярмарку» (2021), «Дэдстрим» (2022) и «Тела, тела, тела» (2022). [152] Ньюман заявил, что одна из самых грандиозных тем фильмов ужасов 21-го века - это коллапс, с ужасающими эффектами, образами и звуками, подавляющими традиционное повествование в пользу логики кошмара. [153]

Blumhouse укрепила свои отношения с Universal Pictures, запланировав фильмы с аналогичным бюджетом, такие как «Человек-невидимка» (2020), после приостановки запуска сериала «Темная вселенная» с выходом «Мумии» (2017). [140] [154] Дальнейшими частями франшизы и повторениями старых историй стали фильмы-продолжения с участием Дракулы, экзорцизма и других частей таких серий, как «Зловещие мертвецы» , «Коварные» , «Крик» и «Пила» . [153]

См. также

Ссылки

  1. ^ Правер 1989 , с. 16.
  2. ^ Мьюир 2011 , с. 3.
  3. ^ Родос 2014 , с. 91.
  4. ^ Родос 2014 , с. 90.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 11.
  6. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 711.
  7. ^ Перейти обратно: а б Феррарезе, Марко. « Новые виды монстров: рост популярности фильмов ужасов в Юго-Восточной Азии» . Аль Джазира . Проверено 19 января 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Ричардс, Энди (21 октября 2010 г.). Азиатский ужастик . Книги Олдкасла. ISBN  978-1-84243-408-6 .
  9. ^ Дендл, Питер (1 января 2007 г.). Зомби как барометр культурной тревоги . Брилл. ISBN  978-94-012-0481-1 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 12.
  11. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 13.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 14.
  13. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 15.
  14. ^ Родос 2018 , с. 95.
  15. ^ Родос 2018 , с. 96.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 17.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 18.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 19.
  19. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 20.
  20. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 21.
  21. ^ Родос 2018 , с. 98.
  22. ^ Перейти обратно: а б Родос 2018 , с. 99.
  23. ^ Родос 2018 , с. 100.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 23.
  25. ^ Перейти обратно: а б Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 21.
  26. ^ Родос 2014 , с. 40.
  27. ^ «Валлийский из Universal; Леммле-младший берет на себя управление». Фильм Ежедневно . 24 мая 1929 г. с. 1.
  28. ^ Родос 2014 , с. 245.
  29. ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 31.
  30. ^ Родос 2014 , с. 278.
  31. ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 47.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 30.
  33. ^ Отсутствие 2010 , с. 134.
  34. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 32.
  35. ^ Родос 2014 , с. 289.
  36. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 31-32.
  37. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 31.
  38. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 33.
  39. ^ Баумгартнер и Дэвис 2008 , с. 217.
  40. ^ Принц 2004 , с. 6.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д Chibnall & Petley 2002 , p. 59.
  42. ^ Мир 2007 , с. 68.
  43. ^ Мир 2007 , с. 69.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 53.
  45. ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 242.
  46. ^ Харди 1995 , с. 74.
  47. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 54.
  48. ^ Фудзивара 2000 , с. 72.
  49. ^ Ньюман 2009 , с. 7.
  50. ^ Перейти обратно: а б Ньюман, 2009 г. , стр. 8–9.
  51. ^ Эберт 2006 .
  52. ^ Ньюман 2009 , с. 69.
  53. ^ Родос и Каффенбергер, 2016 , 551.
  54. ^ Перейти обратно: а б Родос и Каффенбергер, 2016 , 562.
  55. ^ Родос и Каффенбергер, 2016 , 571.
  56. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 55.
  57. ^ Перейти обратно: а б Родос и Каффенбергер 2016 , 2115.
  58. ^ Родос и Каффенбергер 2016 , 2103.
  59. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 68.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 69.
  61. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 70.
  62. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 65.
  63. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 66.
  64. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 71.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 91.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 92.
  67. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 93.
  68. ^ Гэлбрейт 2008 , с. 215.
  69. ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 95.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д и Курти 2015 , с. 38.
  71. ^ Курти 2015 , стр. 38–9.
  72. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 140.
  73. ^ Мьюир 2012 , с. 9.
  74. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 139.
  75. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 141.
  76. ^ Перейти обратно: а б Мьюир 2012 , с. 12.
  77. ^ Мьюир 2012 , с. 13.
  78. ^ Мьюир 2012 , с. 11.
  79. ^ Перейти обратно: а б Мьюир 2012 , с. 10.
  80. ^ Лукас 2013 , с. 557.
  81. ^ Лукас 2013 , с. 558.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 143.
  83. ^ Мьюир 2012 , с. 15.
  84. ^ Мьюир 2012 , с. 16-17.
  85. ^ Перейти обратно: а б с Мьюир 2012 , с. 14.
  86. ^ Ньюман 2011 , с. 62.
  87. ^ Перейти обратно: а б Мьюир 2012 , с. 17.
  88. ^ Мьюир 2012 , с. 19.
  89. ^ Мьюир 2012 , с. 20.
  90. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 142.
  91. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 217-218.
  92. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 218.
  93. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 217.
  94. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 219.
  95. ^ Курти 2019 , с. 4.
  96. ^ Перейти обратно: а б Коротко 2019 , с. 6.
  97. ^ Курти 2019 , с. 8.
  98. ^ Курти 2019 , с. 191.
  99. ^ Перейти обратно: а б Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 220.
  100. ^ Мьюир 2007 , с. 36.
  101. ^ Мьюир 2007 , с. 37-38.
  102. ^ Мьюир 2007 , с. 42-43.
  103. ^ Мьюир 2007 , с. 16.
  104. ^ Мьюир 2007 , с. 17.
  105. ^ Мьюир 2007 , с. 21.
  106. ^ Мьюир 2007 , с. 18-19.
  107. ^ Мьюир 2007 , с. 34.
  108. ^ Мьюир 2007 , с. 35.
  109. ^ Мьюир 2007 , с. 38.
  110. ^ Мьюир 2007 , с. 39-40.
  111. ^ Мьюир 2007 , с. 40.
  112. ^ Мьюир 2011 , с. 13.
  113. ^ Мьюир 2011 , с. 12.
  114. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 271.
  115. ^ Мьюир 2011 , с. 4-5.
  116. ^ Мьюир 2011 , с. 11.
  117. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 274.
  118. ^ Перейти обратно: а б Shary 2005 , p. 103.
  119. ^ Мьюир 2011 , с. 6.
  120. ^ Мьюир 2011 , с. 5-6.
  121. ^ Мьюир 2011 , с. 7.
  122. ^ Мьюир 2011 , с. 8.
  123. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 272.
  124. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 275.
  125. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 305.
  126. ^ Перейти обратно: а б Хеллер-Николас 2014 , с. 4.
  127. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 308.
  128. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 308-309.
  129. ^ Marriott & Newman 2018 , с. 309.
  130. ^ Ньюби, Ричард (29 июня 2018 г.). «Как «28 дней спустя» изменили жанр ужасов» . Голливудский репортер . Проверено 28 марта 2022 г.
  131. ^ Барбер, Николас. «Почему зомби до сих пор так популярны?» . Би-би-си . Проверено 28 марта 2022 г.
  132. ^ Перейти обратно: а б с Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 306.
  133. ^ Перейти обратно: а б с д Марриотт и Ньюман, 2018 г. , с. 307.
  134. ^ Запад 2016 , с. 5.
  135. ^ Перейти обратно: а б с Запад 2016 , с. 6.
  136. ^ Джонс 2013 , с. 1.
  137. ^ Перейти обратно: а б Астон и Уоллисс 2013 , с. 2.
  138. ^ Астон и Уоллисс 2013 , с. 4.
  139. ^ Перейти обратно: а б с д Брэдли 2019 .
  140. ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2020 , с. 47.
  141. ^ Перейти обратно: а б с д Селави 2020 , с. 48.
  142. ^ Перейти обратно: а б Александр, Юлия (04.11.2020). «Голливуд от ужаса задрал нос — теперь стримеры мчатся к очередному большому панику» . Грань . Проверено 26 января 2022 г.
  143. ^ «Что такое сервис потоковой передачи фильмов ужасов Shudder? Вот все, что вам нужно знать и как его получить» . Шотландец . 25 октября 2021 г. Проверено 26 января 2022 г.
  144. ^ «Новая волна фильмов ужасов делает индонезийское кино популярным» . Никкей Азия . Проверено 26 января 2022 г.
  145. ^ Мендельсон 2017 .
  146. ^ Ньюман 2020c , с. 33.
  147. ^ Бител 2020 , с. 49.
  148. ^ ЛаКава 2021 .
  149. ^ Ньюман 2020 , с. 42.
  150. ^ Ньюман 2020 , с. 44.
  151. ^ Ньюман 2020b , с. 22.
  152. ^ Ньюман 2022 .
  153. ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2023 .
  154. ^ Ньюман 2020 , с. 48.

Источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7346258d7bf5bcb83366ae009d6c644d__1722343560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/4d/7346258d7bf5bcb83366ae009d6c644d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of horror films - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)