Призраки (фильм, 1963 год)
Призраки | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Роберт Уайз |
Автор сценария | Нельсон Гиддинг |
На основе | Призраки дома на холме роман 1959 года Ширли Джексон |
Продюсер: | Роберт Уайз [ 1 ] |
В главных ролях | |
Кинематография | Дэвис Бултон |
Под редакцией | Эрнест Уолтер |
Музыка | Хамфри Сирл |
Производство компания | Аргайл Энтерпрайзис [ 1 ] |
Распространено | Метро-Голдвин-Майер |
Даты выхода |
|
Время работы | 114 минут [ 2 ] |
Страна |
«Призраки» — фильм ужасов 1963 года , режиссёр и продюсер Роберт Уайз , адаптированный Нельсоном Гиддингом из романа Ширли Джексон 1959 года «Призраки дома на холме» . В главных ролях Джули Харрис , Клэр Блум , Ричард Джонсон и Расс Тэмблин . В фильме рассказывается об опыте небольшой группы людей, приглашенных исследователем паранормальных явлений для исследования дома, предположительно населенного привидениями .
Сценарист Гиддинг, работавший с режиссером Уайзом над фильмом 1958 года « Я хочу жить!» , начал шестимесячное написание сценария после прочтения книги, которую ему дал Уайз. Он считал, что книга больше посвящена психическому расстройству, чем призракам , и хотя после встречи с автором Ширли Джексон ему сообщили, что это во многом сверхъестественный роман, в фильм были введены элементы психического расстройства. Фильм был снят на студии MGM-British Studios недалеко от Лондона, Великобритания, с бюджетом в 1,05 миллиона долларов США, а экстерьеры и территория снимались в парке Эттингтон (ныне отель Ettington Park) в деревне Эттингтон , Уорикшир . Джули Харрис была выбрана Уайзом, который нашел свой идеал психологически хрупкой Элеоноры, хотя во время съемок она страдала от депрессии и у нее были непростые отношения с коллегами по фильму. Внутренние декорации были созданы Эллиотом Скоттом , который, по мнению Уайза, сыграл важную роль в создании «Призраков» . Они были спроектированы так, чтобы быть ярко освещенными, без темных углов и углублений; во всех комнатах были потолки, что создавало в фильме эффект клаустрофобии. При съемках использовались многочисленные приемы и приемы. Уайз использовал 30 мм. анаморфотная , с широкоугольным объективом камера Panavision которая была технически не готова к использованию и вызывала искажения. Его передали Уайзу только при условии, что он подпишет меморандум, в котором признает несовершенство объектива. Уайз и оператор Дэвис Бултон спланировали сцены, в которых камера постоянно двигалась, используя кадры под низким углом, а также необычные панорамы и следящие кадры .
Фильм был выпущен 18 сентября 1963 года. В 2010 году газета The Guardian поставила его на 13-е место среди лучших фильмов ужасов всех времен. [ 6 ] Режиссер Мартин Скорсезе поставил «Призраки» на первое место в своем списке 11 самых страшных фильмов ужасов всех времен. [ 7 ] «Призраки» были выпущены на DVD в исходном экранном формате с комментариями в 2003 году и выпущены на Blu-ray 15 октября 2013 года. В 1999 году фильм был переделан режиссером Яном де Бонтом с Лиамом Нисоном , Лили Тейлор , Кэтрин Зета- Джонс и Оуэн Уилсон , но эта версия получила в целом негативные отзывы критиков.
Сюжет
[ редактировать ]Доктор Джон Маркуэй рассказывает историю 90-летнего дома на холме, который был построен в Массачусетсе Хью Крэйном для своей жены. Она умерла, когда ее карета врезалась в дерево, когда она впервые приближалась к дому. Крейн снова женился, но его вторая жена умерла в доме, упав с лестницы. Дочь Крейна Эбигейл прожила в этом доме всю оставшуюся жизнь, ни разу не выйдя из детской . Она умерла, зовя свою спутницу-медсестру. Спутница унаследовала дом, но повесилась на винтовой лестнице в библиотеке. Хилл-хаус унаследовала миссис Саннерсон, дальняя родственница компаньона, хотя дом некоторое время стоял пустым.
Маркуэй хочет изучить сообщения о паранормальной активности в Хилл-Хаусе и рассылает людям приглашения присоединиться к его расследованию; Миссис Саннерсон требует, чтобы Маркуэй позволил ее наследнику Люку Саннерсону присоединиться. Только двое других людей соглашаются — Теодора, экстрасенс, и Элеонора Лэнс, которая испытала полтергейст в детстве . Элеонора провела свою взрослую жизнь, заботясь о своей матери-инвалиде, недавняя смерть которой вызвала у Элеоноры сильное чувство вины.

Группа обнаруживает, что стены особняка были построены под перекошенными углами, в результате чего перспективы были смещены от центра , а двери открывались и закрывались сами по себе. В свою первую ночь в доме Элеонора и Тео приходят в ужас от стуков в дверь и слышат угрожающий смех. Однако Люк и доктор сообщают, что для них в доме было тихо. Утром на стене нацарапаны слова «Помогите Элеоноре вернуться домой», что расстраивает Элеонору. Группа исследует дом и обнаруживает огромную мраморную статую, предположительно изображающую Святого Франциска, исцеляющего прокаженных, которая, кажется, перекликается с последовательностью персонажей, живших в доме (Хью Крейн, Эбигейл и компаньон), но также напоминает доктора Маркуэй, Люк, Тео и Элеонора.
Доктор, Люк и Теодора исследуют библиотеку по коварной винтовой лестнице, но у Элеоноры серьезная реакция, которая не позволяет ей войти. Перегнувшись через веранду, чтобы посмотреть на башню библиотеки, у нее кружится голова, и ее ловит Маркуэй, который предполагает, что ему следует отправить ее домой, но Элеонора протестует. Доктор Маркуэй обнаруживает холодное место возле детской. Несмотря на эти происшествия, Элеонора чувствует близость к Хилл-Хаусу.
Той ночью, по настоянию Маркуэя, Тео переезжает в комнату Элеоноры, и они засыпают на двух односпальных кроватях, сдвинутых вместе. Элеонору просыпает голос говорящего мужчины и смеющейся женщины. В страхе она просит Тео держать ее за руку. Услышав плач девочки, она кричит. Тео просыпается и обнаруживает, что Элеонора перешла с кровати на диван, и Элеонора понимает, что она держала не руку Тео.
На следующий день Тео рассказывает Элеоноре о ее чувствах к доктору Маркуэю, и Элеонора набрасывается на Тео за его «неестественность», подразумевая либо экстрасенсорную способность Тео знать, о чем думает Элеонора, либо ее влечение к Элеоноре. Скептически настроенная жена доктора Маркуэя Грейс прибывает с планами присоединиться к группе на время расследования, к ужасу Элеоноры, которая начала испытывать чувства к Маркуэю, не подозревая, что он женат. Грейс требует комнату в детской, несмотря на предупреждение мужа о том, что, скорее всего, это центр беспорядков. Той ночью в гостиной группа слышит громкий стук, и невидимый злоумышленник пытается прорваться в комнату, в результате чего дверь выпирает внутрь. Стук приближается к детской, где слышны звуки разрушения. Грейс пропадает. Психическая нестабильность Элеоноры ухудшается, когда она входит в библиотеку и поднимается по винтовой лестнице, за ней следует Маркуэй, который пытается уговорить ее спуститься. Наверху Элеонора внезапно видит лицо Грейс через люк. Пораженная, она чуть не падает насмерть, прежде чем Маркуэй спасает ее.
Маркуэй встревожен одержимостью Элеоноры Хилл-Хаусом. Элеонора умоляет остаться, но он настаивает, чтобы она ушла. Элеонора уезжает к главным воротам. Руль начинает вращаться сам по себе, и она отдается незримой силе. Перед машиной внезапно появляется женская фигура, в результате чего Элеонора врезается в дерево и умирает. Маркуэй и остальные прибывают и обнаруживают, что это Грейс говорит, что Дом намеренно держал ее потерянной. Она оказалась на чердаке, когда пыталась найти дорогу назад, и Элеонора увидела ее. Она не знает, как ей удалось выйти из дома или оказаться перед машиной Элеоноры. Люк замечает, что Элеонора намеренно направила машину на дерево, но Маркуэй утверждает, что с ней в машине что-то было. Он отмечает, что это было то же самое дерево, на котором умерла миссис Крейн. Тео отмечает, что Элеонора получила то, что хотела — остаться в доме. Убежденный в сверхъестественных силах, над которыми он когда-то насмехался, Лука говорит о доме: «Его следует сжечь, а землю засеять солью».
Производство
[ редактировать ]Роберт Уайз находился на стадии подготовки к съемкам (Уайз ошибочно назвал это «пост-продакшном») « Вестсайдской истории» рецензию на , когда он прочитал в журнале Time писательницы Ширли Джексон роман «Призраки дома на холме» . [ 8 ] Уайз прочитал книгу и нашел ее пугающей; он передал его коллеге-сценаристу Нельсону Гиддингу, с которым он работал над фильмом « Я хочу жить!» (1958). [ 9 ] Гиддинг полностью обработал историю Уайза, прежде чем приступить к работе над адаптацией. [ 10 ] Работая над сценарием, Гиддинг пришел к выводу, что роман вовсе не история о привидениях, а скорее сборник безумных мыслей главной героини, Элеоноры Вэнс. Он предположил, что у Вэнс случился нервный срыв , предусмотрев сценарий, в котором Хилл Хаус — это больница, в которой она содержится, Маркуэй — ее психиатр, холод, стук и насилие — результаты шоковой терапии , а открытие и закрытие больницы двери отражали открытие и закрытие больничных дверей. [ 11 ] Уайз и Гиддинг отправились в Беннингтон, штат Вермонт , чтобы встретиться с Джексоном, который сказал им, что это хорошая идея, но роман определенно о сверхъестественном. [ 12 ] Тем не менее, элементы концепции безумия остались в сценарии, так что зрителям оставалось только задаваться вопросом, были ли сверхъестественные события в фильме задуманы Элеонорой или они были реальными. [ 10 ] Также во время своего визита к Джексону Уайз и Гиддинг выбрали название для фильма. Поскольку они не хотели сохранять название книги, они спросили Джексон, рассматривала ли она альтернативное название. Она предложила «Призраки» , которые Уайз и Гиддинг немедленно приняли. [ 13 ]
Скрипт
[ редактировать ]Написание сценария заняло около полугода. В этот период Гиддинг работал один, и хотя он передал часть своей работы Уайзу, чтобы показать ему, что работа над сценарием продвигается хорошо, в остальном он и Уайз не сотрудничали над сценарием. [ 10 ] Сценарий внес в историю и другие изменения. Число персонажей было сокращено, предыстория значительно сокращена, большинство сверхъестественных событий, изображенных в романе, остались за кадром, а большая часть действия развернулась внутри дома, чтобы усилить у зрителей чувство клаустрофобии. [ 9 ] Также подчеркивалась роль Элеоноры как изгоя. Персонажу Теодоры было придано более острое и немного более жестокое чувство юмора, чтобы сделать ее контрастом для Элеоноры, а также повысить статус аутсайдера Элеоноры. Роль Люка стала более легкомысленной, а доктор Маркуэй (Монтегю в романе) — более уверенным в себе персонажем. [ 14 ] Сценарий был закончен сразу после того, как Уайз завершил работу над «Вестсайдской историей» . [ 15 ]
Уайз обратился к United Artists с этим проектом, но после долгой задержки они ему отказали. Затем агент Уайза предположил, что, поскольку Уайз задолжал Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) фильм по старому контракту, Уайз должен взять проект там. MGM согласилась, но предоставила Уайзу бюджет только в 1 миллион долларов. Уайз знал, что не сможет снимать фильм на студии MGM в Калвер-Сити (ныне Sony Pictures Studios ), поэтому отвез его в Англию, поскольку Иди Леви предоставил налоговые льготы и финансирование снятым там фильмам в качестве способа субсидирования и продвижения британского фильма. промышленность. [ 16 ] Кто-то предложил Уайзу обратиться в дочернюю компанию MGM Borehamwood Studios . Уайза попросили приехать в Соединенное Королевство на представление Королевского командования « Вестсайдской истории» , и во время поездки он сделал предложение о финансировании MGM Borehamwood. Они предложили бюджет в 1,050 миллиона долларов. [ 16 ] Благодаря поддержке Иди Леви это позволило продолжить производство фильма в Соединенном Королевстве. [ 10 ]
Кастинг
[ редактировать ]Актер | Роль | |
---|---|---|
Джули Харрис | Элеонора «Нелл» Лэнс | |
Клэр Блум | Теодора «Тео» | |
Ричард Джонсон | Доктор Джон Маркуэй | |
Расс Тэмблин | Люк Саннерсон | |
Фэй Комптон | Миссис. Саннерсон | |
Розали Кратчли | миссис Дадли | |
Лоис Максвелл | Грейс Маркуэй | |
Валентин Дьялл | г-н Дадли | |
Дайан Клэр | Кэрри Фредерикс | |
Рональд Адам | Элдридж Харпер | |
Эми Дэлби | Эбигейл Крейн – 80 лет. | |
Пол Максвелл | Бад Фредерикс | |
Мавис Вильерс | Хозяйка |
Хотя сообщалось, что Сьюзен Хейворд претендовала на одну из двух главных женских ролей, Джули Харрис была выбрана на роль Элеоноры Вэнс. [ 17 ] Уайз видела Харрис на сцене и чувствовала, что она подходит на роль психологически хрупкой Элеоноры. [ 9 ] Харрис согласился сняться в фильме отчасти потому, что роль была сложной, а идея о том, что дом завладеет разумом Элеоноры, была интересной. Но она выбрала это еще и потому, что давно интересовалась парапсихологией . [ 13 ] На роль Тео была выбрана английская актриса Клэр Блум. Однако отчасти решение взять на роль Блума и Джонсона было связано с требованием Иди Леви , чтобы актерский состав был частично британским. [ 18 ] Чтобы персонаж Блума выглядел более богемным, модный модельер Мэри Квант была нанята для разработки одежды специально для персонажа Теодоры. [ 19 ]
Ричард Джонсон по контракту с MGM был выбран на роль доктора Маркуэя. Уайз видел Джонсона в Королевской шекспировской труппы постановке «Дьяволов» . Впечатленный его игрой, он предложил ему роль. Позже Джонсон сказал, что получил от Уайза бесценный совет по актерскому мастерству. Уайз посоветовал ему держать глаза неподвижно, меньше моргать и стараться не рассчитывать время своих действий (Уайз сказал, что позаботится об этом в монтажной). Джонсон также выразил благодарность Уайзу за то, что он помог ему создать гораздо более естественную актерскую игру. [ 13 ] Расс Тэмблин , также действовавший по контракту с MGM, первоначально отказался от роли Люка, потому что чувствовал, что персонаж «придурок», хотя и считал сценарий очень хорошим. Студия заставила его пересмотреть свое решение, пригрозив отстранением. [ 9 ] В 1995 году Тэмблин рассказал британскому киножурналу Film Review , что, читая сценарий во второй раз, он понял, что персонаж гораздо интереснее. «В этом ирония судьбы, — сказал он, — это оказался один из моих любимых фильмов, в которых я снимался!» [ 13 ]
Исполнительница трюков Конни Тилтон появляется в фильме дважды. Она изображает смерть «Второй миссис Крейн», бросившись назад по лестнице. [ 20 ] Неуказанная в титрах актриса Фреда Норр видна на кадрах до и после падения; именно ее лицо у зрителей ассоциируется со «Второй миссис Крейн». Тилтон также появляется, когда медсестра-компаньонка Эбигейл Крейн вешается наверху винтовой лестницы в библиотеке. Хотя незарегистрированная актриса Розмари Доркен поднимается по лестнице и проходит мимо камеры, в кадре внезапно снова появляется тело Тилтон, когда Медсестра-компаньонка вешается. [ 20 ]
Съемки
[ редактировать ]
Уайз назвал «Призраки» одним из десяти или двенадцати своих любимых фильмов, которые он снял, отметив, что это его любимый опыт кинопроизводства. [ 21 ] Эттингтон-парк (ныне отель «Эттингтон-парк»), расположенный недалеко от деревни Эттингтон , в Уорикшире использовался для внешних съемок Хилл-Хауса. [ 22 ] Художник-постановщик Эллиот Скотт совершил поездку по стране, чтобы посмотреть возможных кандидатов на роль «Хилл-Хауса», и Уайз одобрил выбор Скотта Эттингтон-парка. [ 21 ] [ 23 ] Некоторые актеры и съемочная группа находились в Эттингтон-парке во время съемок на открытом воздухе. [ 21 ] Однако это место не понравилось Харрису и Блуму, которые по прибытии в Эттингтон-парк подумали, что «страшно смотреть на улицу», и Уайзу пришлось их успокаивать. [ 24 ] Внутренние декорации были построены и сняты на студии MGM-British Studios в Борэмвуде , Хартфордшир . [ 8 ] Интерьерные декорации были разработаны Эллиотом Скоттом , которого Уайз назвал «основным участником» The Haunting . [ 25 ] [ 26 ] Декорации были спроектированы так, чтобы быть ярко освещенными, без темных углов и углублений, и оформлены в стиле рококо . Во всех комнатах были потолки, создающие клаустрофобный эффект при просмотре фильма (это было необычно, поскольку на большинстве съемочных площадок нет потолков для освещения и съемок). Актер Ричард Джонсон сказал, что жуткая обстановка создала «приглушенную атмосферу» среди актеров и съемочной группы. [ 9 ]
Уайз говорит, что в его контракте с MGM было указано, что картину можно снимать только в черно-белом режиме, что Уайз предпочитал для фильмов этого жанра. [ 26 ] Он попытался придать Эттингтон-парку более зловещий вид с помощью различных световых эффектов и настроек камеры, но это ему не удалось. [ 27 ] Затем Уайзу и Бултону пришла в голову идея использовать инфракрасную пленку для съемки дома. Запасы инфракрасной пленки были быстро доставлены на место съемок из Бельгии. [ 27 ] Новый фильм удался. Уайз почувствовал, что инфракрасная пленка подчеркивает «полосы камня» и делает особняк похожим на «дом-монстр». [ 22 ] [ 28 ] Уайз очень хотел сделать «Призраки» данью уважения Вэлу Льютону , продюсеру и сценаристу, под руководством которого Уайз снял свой первый фильм (сверхъестественный ужастик « Проклятие народа-кошки »). [ 24 ] Уайз говорит, что теория ужаса Льютона заключалась в том, что люди больше боялись неизвестного, чем того, что они могли видеть. Решение показывать мало сверхъестественного было принято еще на стадии подготовки к съемкам картины. [ 29 ] Уайз и оператор Дэвис Бултон также хотели, чтобы расстояния в фильме (например, коридоры) выглядели длиннее и темнее, чем ожидали зрители. Уайз обратился к компании Panavision с просьбой создать анаморфотный объектив широкоугольный . Единственный объектив, который был у Panavision, был 40 мм. Уайз узнал, что компания работает над 30-мм объективом, но он содержит искажения и не готов. Уайз продолжал настаивать, и в конце концов Panavision передала 30-мм объектив при условии, что Уайз подпишет меморандум, в котором он признает его несовершенство. [ 30 ] Уайз и Бултон также планировали кадры, в которых камера постоянно двигалась, использовали снимки с низкого ракурса и использовали необычные с панорамированием и кадры отслеживанием . Это привело к одним из самых активных движений камеры за всю кинокарьеру Уайза. [ 31 ] Чтобы подчеркнуть ощущение, что дом живой, кадры снаружи были сняты так, что окна казались глазами. [ 24 ]
Во время съемок Харрис страдала от депрессии и считала, что ее коллеги не восприняли фильм так серьезно, как она. [ 32 ] Иногда она плакала в кресле для макияжа перед съемками. Другие актеры помнят ее как отстраненную, не участвовавшую в их общении и шутках, а Харрис не разговаривал с Блум во время съемок, что озадачило Блум. После этого Харрис сказала Блум, что отсутствие взаимодействия помогло ей добиться успеха, и две женщины помирились. [ 9 ] Харрис включила в свое выступление собственную депрессию. Уайз усилил ощущение конфликта персонажей, заставляя персонажей «наступать на линии друг друга», позволяя одному персонажу начать говорить до того, как другой закончит. Иногда персонажи просто разговаривают одновременно. [ 14 ]
Чтобы улучшить игру актеров в сценах, в которых они реагируют на голоса или звуки за сценой, Уайз и его звукорежиссеры создали «заранее озвученный» саундтрек из голосов и шумов. Они воспроизводились во время съемок, и Уайз говорит, что они значительно улучшили актерскую игру. [ 21 ] Хотя некоторые звуки были заменены во время постпродакшена, «заранее озвученные» звуки остались в саундтреке в том виде, в котором их услышали актеры. [ 18 ] Звукорежиссеры в течение недели собирали и создавали звуки в пустом усадебном доме, чтобы создать предварительную партитуру. [ 27 ] Некоторые звуки очень низкие в басовом диапазоне, [ 33 ] что может вызвать физические ощущения при высокой громкости.
Эффекты и редактирование
[ редактировать ]В фильме присутствует ряд спецэффектов , многие из которых были достигнуты способами, не сразу очевидными для зрителя. В одной из сцен сверхъестественная сила толкает большую дверь гостиной, неоднократно изгибая ее внутрь. Хотя некоторым зрителям кажется, что дверь сделана из латекса, на самом деле она была сделана из ламинированного дерева; странное коробление было просто результатом того, что сильный член экипажа сильно прижал к нему кусок дерева. [ 18 ]
Чтобы винтовая лестница в библиотеке выглядела устрашающе, были использованы два физических эффекта. В одной из сцен камера, кажется, быстро поднимается по лестнице. Уайз добился этого эффекта, используя перила лестницы в качестве импровизированной тележки : к перилам прикрепляли камеру, а затем медленно позволяли ей скользить вниз, при этом скорость спуска контролировалась проводом, прикрепленным к камере. Затем последовательность была изменена на противоположную и воспроизведена на высокой скорости, что придало финальной версии ощущение неземного. [ 30 ] В другой сцене лестница, кажется, становится нестабильной и поддается, когда Люк Саннерсон поднимается по ней. Позже Элеонора поднимается по лестнице в состоянии транса, и доктор Маркуэй спасает ее, хотя лестница, кажется, вот-вот рухнет. Эффект разрушающейся лестницы был создан слесарем из студии Borehamwood. [ 29 ] Эффект был создан путем привязки частей ступеней и перил к тросу, проложенному внутри центральной опорной колонны лестницы. При ослаблении троса элементы лестницы расшатывались и свободно двигались. И наоборот, когда трос был натянут, лестница выглядела прочной и устойчивой. [ 9 ] Эффект настолько встревожил актеров, что Роберту Уайзу пришлось подняться по трясущейся лестнице, чтобы доказать, что она безопасна. [ 29 ]
Другие эффекты также основывались на простых приемах кино. В начале фильма зрители видят лежащую в постели Эбигейл Крейн, превращающуюся из маленького ребенка в старуху. Над кроватью была закреплена камера, и четыре разные актрисы (каждая разного возраста) позировали на кровати под камерой. Затем растворы использовались для иллюстрации процесса старения. [ 29 ] В другой сцене персонажи сталкиваются с «холодным пятном» в особняке с привидениями. Изначально Уайз хотел, чтобы актеры просто обыграли «качество [быть] холода» в [этом] эпизоде», но он быстро понял, что необходим дополнительный визуальный эффект, чтобы более четко подчеркнуть падение температуры. [ 27 ] Чтобы решить уникальную проблему, связанную с необходимостью «фотографировать «ничего » », Уайз поручил грим-отделу нанести на актеров специальный грим. Этот макияж содержал соединение, которое обычно было невидимо невооруженным глазом, но проявлялось при определенных фильтрах. Когда пришло время съемок, актеры подошли к той части съемочной площадки, которая должна была изображать холодную точку, и эти фильтры постепенно закрыли освещение съемочной площадки. Это создавало визуальное впечатление, что персонажи побледнели из-за падения температуры. [ 27 ]
Операторская работа и монтаж используются с целью еще больше усилить устрашающие качества фильма. Элеонору часто видят сверху, и в одной из сцен камера так плотно приближается к ней, что ее отбрасывает назад через перила. [ 9 ] Точка зрения Элеоноры часто сочетается с жуткими видами дома, как если бы обе точки зрения были одинаковыми. [ 9 ] [ 14 ] Многие варианты монтажа в фильме также использовались для усиления дискомфорта зрителей. В фильме есть несколько быстрых переходов , которые лишают зрителя чувства пространственной ориентации, а голландские ракурсы используются, чтобы показать, что реальность не в порядке. Точно так же часто нарушается обрезка действия - например, показано, как персонажи выходят из комнаты справа только для того, чтобы показать, как они входят в следующую комнату слева - так что зритель не может получить четкое представление о том, какие комнаты и коридоры соединены между собой. друг другу. [ 9 ] В фильме также отсутствуют временные подсказки, и есть несколько кадров, в которых зрители могут посмотреть в окно, чтобы определить, ночь сейчас или день. В других случаях окна видны, но мало что делают для установления временности: например, когда доктор Маркуэй спасает Элеонору на нестабильной винтовой лестнице, из некоторых окон поблизости льется яркий солнечный свет, а из других видно темноту снаружи. [ 9 ]
«Призраки» примечательны своим лесбийским персонажем Теодорой. Хотя лесбиянство персонажа неявно упоминается в романе, в фильме это явно. [ 34 ] Этот фильм также является одним из немногих голливудских фильмов того времени, в котором лесбиянки изображены женственными, а не хищническими. [ 35 ] Лесбиянство Теодоры помогает создать конфликт в картине. Если бы Теодора была гетеросексуальной, растущее влечение Элеоноры к Маркуэю не угрожало бы ей. Но поскольку Теодора явная лесбиянка, Маркуэй становится угрозой, вызывающей конфликт между экстрасенсом и следователем. [ 14 ] Первоначально сценарий Гиддинга содержал сцену в начале фильма, в которой Теодора показана в своей городской квартире. Из контекста понятно, что она только что порвала со своей возлюбленной: на зеркале помадой написано «Я тебя ненавижу». Теодора выкрикивает ей ругательства из окна и многое другое. Однако Уайз решил вырезать эту сцену, посчитав ее слишком откровенной для фильма, в котором все было сделано неявно. [ 30 ] [ 36 ] По словам Харриса, цензоры фильма потребовали, чтобы Тео никогда не прикасался к Элеоноре, чтобы лесбиянство было менее очевидным. [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Во многом атональная оркестровая партитура к фильму была написана уроженцем Оксфорда композитором Хамфри Сирлом (1915–1982), учеником модерниста композитора- Антона Веберна . Сирл считается одним из выдающихся пионеров серийной музыки в Соединенном Королевстве. Хотя Сирл также написал музыку к другим фильмам, он прежде всего известен как композитор концертной музыки, включая симфонии, балеты и камерную музыку . Как позже продемонстрировало использование Уильямом Фридкиным музыки Кшиштофа Пендерецкого в «Экзорцисте» (1973) и Стэнли Кубрика в «Сиянии» (1980), атональная музыка часто эффективно используется, чтобы подчеркнуть фильмы ужасов. [ 37 ] «Призраки» — один из первых фильмов ужасов, в котором используется оригинальная музыка, написанная на этом языке. [ 38 ] Музыка Сирла никогда не выпускалась как коммерческий альбом саундтреков. [ 39 ] [ ненадежный источник? ] однако Вестминстерский филармонический оркестр под управлением Кеннета Олвина записал отрывок из партитуры, реконструированный Филипом Лейном. [ 40 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] , вошедший в сборник Horror! Silva Screen Records 1996 года. [ 41 ] [ нужен лучший источник ]
Выпускать
[ редактировать ]Критический прием
[ редактировать ]«Призраки» открылись в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе 18 сентября 1963 года. [ 42 ] Зрители были напуганы этим. Кинокритик Дора Джейн Хэмблин рассказала, как четыре ее подруги пошли посмотреть фильм, который оказался настолько пугающим, что после этого группа потратила 15 минут на поиски содержимого своих сумочек, которое во время фильма вылилось на пол. женщины от страха вскочили со своих мест. [ 43 ] В Хьюстоне , штат Техас , местный кинотеатр рекламировал фильм как настолько пугающий, что провел конкурс, чтобы определить, кто из четырех посетителей сможет высидеть до конца полуночного показа; приз составил 100 долларов. [ 44 ] Несмотря на эти трюки, «Призраки» имели средний успех в прокате. [ 45 ]
«Призраки» были встречены неоднозначно, по общему мнению, это был стильный фильм, но с серьезными недостатками в сюжете и отсутствием ажиотажа. Variety назвал актерскую игру эффективной, операторскую работу Дэвиса Бултона необычайно ловкой и визуально захватывающей, а постановку «чудовищного» дома Эллиотта Скотта определенно стал звездой фильма. Однако неназванный рецензент посчитал, что сценарий Гиддинга имел «серьезные недостатки»: сюжет был местами непонятен, а мотивация персонажей была плохой. [ 46 ] Босли Кроутер из The New York Times назвал «Призраки» «одним из самых уважаемых фильмов о домах с привидениями, когда-либо созданных», но предположил, что «в этом действительно нет никакого смысла». [ 47 ] В статье для журнала The Atlantic критик Полин Кель назвала фильм «в меру элегантным, грамотным и дорогим», но раскритиковала Расса Тэмблина за то, что он «слабый [и] трусливо-комичный». [ 48 ] Она считала, что этот фильм превосходит Альфреда Хичкока » «Птицы , также выпущенный в 1963 году, но не считала его великим фильмом. [ 49 ] фильм, но я бы точно не подумал, что он может кого-то оскорбить Кель сказал об этом: «Это был не лучший . принимая на себя интересы, которых у них не было, они заставляли их чувствовать себя обиженными или неполноценными. Я никогда не чувствовал этого среди зрителей по отношению к грубым, плохим фильмам… Но несколько разрозненных людей в «Призраках» были беспокойными и разговорчивыми, а пара, сидевшая рядом со мной, спорила. — мужчина грозился уйти, женщина уверяла его, что что-то произойдет. По их словам, их обманули: ничего не произошло. И, конечно, они все время не замечали происходящего, возможно, из-за нервного нетерпения или примитивного представления о том, что. настоящие вещи являются физическими». [ 49 ]
Рецензию, от смешанной до отрицательной, дала Ширли Джексон, автор исходного романа. Посмотрев фильм на предварительном показе, она сказала родителям, что «на самом деле это очень плохой фильм, сюжет книги радикально изменился, слишком много разговоров», хотя и признала, что в фильме есть несколько пугающих сцен и похвала за художественное оформление и операторскую работу. После второго просмотра несколько недель спустя она сказала своей подруге Либби Берк, что они с сыном Барри «почти заснули», и что самой страшной частью дня было то, что она получила штраф за парковку, находясь в театре. [ 50 ]
Популярность фильма и число его поклонников неуклонно росли с момента его первого выпуска. [ 45 ] Режиссер Мартин Скорсезе поставил «Призраки» на первое место в своем списке 11 самых страшных фильмов ужасов всех времен. [ 51 ] Ричард Джонсон говорит, что Стивен Спилберг считает «Призраки» одним из «плодотворных фильмов» своей юности, а Роберт Уайз говорит, что Спилберг сказал ему, что «Призраки» были «самым страшным фильмом, когда-либо созданным!» [ 29 ] Ричард Армстронг в «Грубом путеводителе по кино» (2007) назвал его «одним из самых пугающих фильмов, когда-либо созданных», и сказал, что игра Джули Харрис сыграна «с интенсивностью, которая сама по себе пугает». [ 52 ] В 2010 году газета The Guardian поставила его на 13-е место среди лучших фильмов ужасов всех времен. [ 53 ] Однако не все критики так высоко оценивают фильм; Йорам Аллон и Нил ЛаБут заявили, что, по их мнению, фильм «откровенно переоценен». [ 54 ] а режиссер Рассел Эванс утверждает, что мало кто находит фильм действительно шокирующим или тревожным. [ 55 ] Веб-сайт агрегатора рецензий Rotten Tomatoes оценивает фильм с рейтингом 87% на основе 45 рецензий со средней оценкой 8/10. По мнению критиков, «Призраки» — это и психологическое, и сверхъестественное исследование персонажей, которое пугает». [ 56 ] Фильм был номинирован на премию «Золотой глобус» за лучшую режиссуру (Роберт Уайз).
В 2010 году журнал Cinema Retro провел показ фильма в Эттингтон-парке , загородном доме, который использовался для съемок экстерьера Hill House. Ричард Джонсон был специальным гостем мероприятия и принял участие в вопросах и ответах перед показом. Джонсон сказал, что на самом деле он ни разу не заходил в зал во время съемок и что это был первый раз, когда он действительно находился внутри помещения. [ 57 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В 1990 году медиамагнат Тед Тернер объявил, что начнет раскрашивать черно-белые фильмы, чтобы сделать их более приятными для зрителей, смотрящих его кабельные каналы. Это заявление вызвало широкую полемику. Осматривая мастерскую Тернера по колоризации в качестве члена Гильдии режиссеров , Уайз узнал, что Тернер раскрашивал «Призраков» . Уайз смог предотвратить раскрашивание, указав на свой контракт, в котором говорилось, что изображение может быть только черно-белым. [ 29 ]
Warner Home Video выпустила фильм на VHS в формате панорамирования и сканирования в 1998 году. [ 58 ] Он был выпущен на DVD в исходном формате экрана в 2003 году. DVD-релиз включал закадровые комментарии Уайза, Гиддинга, Блума, Харриса, Джонсона и Тэмблина. [ 59 ] Фильм был выпущен на Blu-ray с тем же комментарием 15 октября 2013 года. [ 60 ]
Ремейки
[ редактировать ]Ремейк Стивеном фильма был предпринят в начале 1990-х годов автором ужасов Кингом . Кинг представил проект под названием Rose Red Стивену Спилбергу . [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Проект пошел на поправку , и был написан полный сценарий, но Спилберг требовал больше острых ощущений и боевых сцен, а Кинг хотел больше ужасов. [ 61 ] [ 63 ] Кинг и Спилберг после нескольких лет работы согласились отложить проект, и Кинг выкупил права на сценарий. [ 61 ] Кинг вернулся к проекту в 1999 году, завершил доработанный сценарий и успешно представил его продюсеру Марку Карлинеру. [ 63 ] [ 64 ] Пересмотренный сценарий Кинга был показан в виде мини-сериала под названием «Красная роза» в 2002 году, но имеет лишь поверхностное сходство с «Призраками» .
Формально The Haunting был переделан в 1999 году под тем же названием . режиссер ужасов Уэс Крэйвен , но отказался от него. Над проектом изначально работал [ 65 ] В этой адаптации режиссера Яна де Бонта снимались Лиам Нисон , Кэтрин Зета-Джонс , Оуэн Уилсон и Лили Тейлор в ролях Маркуэя (теперь его зовут Мэрроу), Тео, Люка и Элеоноры. [ 66 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Призраки». Ежемесячный кинобюллетень . 31 (360). Британский институт кино : 4–5. Январь 1964 года.
- ^ « ПРИЯТИЯ (X)» . Метро-Голдвин-Майер . Британский совет классификации фильмов . 28 марта 1963 года.
- ^ «ПРИЯТИЯ (1963)» . Люмьер . Европейская аудиовизуальная обсерватория .
- ^ Хатчингс, Питер (1993). «Молот и дальше: Британский фильм ужасов» . Манчестер, Англия: Издательство Манчестерского университета . п. 15. ISBN 978-0-7190-3720-7 .
- ^ «Основные особенности аренды 1963 года», Variety , 8 января 1964 г., стр. 71. Обратите внимание, что цифры представляют собой арендную плату, а не общую валовую прибыль.
- ^ Наследие, Стюарт. «Призраки: 13-й лучший фильм ужасов всех времен» .
- ^ Пулвер, Эндрю (12 ноября 2013 г.). «Мартин Скорсезе назвал свои самые страшные фильмы всех времен» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б Ригби 2000 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Марриотт 2012 , с. 1959 год
- ^ Перейти обратно: а б с д Гиддинг и Уивер 2001 , с. 65.
- ^ Гиддинг и Уивер 2001 , с. 64.
- ^ Гиддинг и Уивер 2001 , стр. 64-65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Слоан 1995 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кизи, Пэм (январь 2002 г.). «Призраки и сила внушения: почему шедевр Роберта Уайза продолжает приносить пользу современной аудитории» . МонстрЗин . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Бансак 1995 , с. 481.
- ^ Перейти обратно: а б Бансак 1995 , стр. 481, 482.
- ^ Гиддинг и Уивер 2001 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Моррис 2009 , с. 58.
- ^ Шойер, Филип К. (11 декабря 1962 г.). «Джули Харрис считается «призрачным» хитом» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б « В кино «Смерть» может быть жизнью. Призраки » . Прессбук. Метро-Голдвин-Майер, 1963, с. 2. Через классические фильмы Тернера . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бансак 1995 , с. 482.
- ^ Перейти обратно: а б Ригби 2000 , с. 121.
- ^ Слоан 1995 , с. 22-23.
- ^ Перейти обратно: а б с Слоан 1995 , с. 23.
- ^ Уайз и Лиманн 1995 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Себин, Фредерик К. «Звук крика». Cinefantastique , 29:4/5 (октябрь 1997 г.), с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Как ничего не фотографировать? Роберт Уайз находит уникальное решение. Призраки » . Прессбук. Метро-Голдвин-Майер, 1963, с. 2., через Turner Classic Movies . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Сильвер и Мудрый 2002 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Слоан 1995 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с Уайз и Лиманн 1995 , с. 177.
- ^ Буш 2010 , с. 41.
- ^ «В обзоре: «Призраки»» . Синефантастика . 35:4 (2003), с. 68.
- ^ Альзен и Сонг 2003 , стр. 162.
- ^ Касл 1993 , с. 246, н. 15.
- ^ Уайт 1999 , с. 78-91.
- ^ Себин, Фредерик К. «Звук крика». Синефантастика . 29:4/5 (октябрь 1997 г.), с. 140.
- ^ Арагон, Винсент Г. «Музыка для убийств: саундтреки к фильмам ужасов на протяжении всей истории» .
- ^ Гримшоу-Огард, Марк (26 июля 2019 г.). Оксфордский справочник по звуку и воображению, том 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-046018-1 .
- ^ "Haunting, The - Подробности саундтрека - SoundtrackCollector.com" . www.soundtrackcollector.com . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ jonman492000 (25 августа 2013 г.). «ХАМФРИ СИРЛ» . КИНО МУЗЫКА МЕЖДУНАРОДНЫЙ. (ММИ) . Проверено 25 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Кеннет Олвин / Вестминстерский филармонический оркестр * - Ужас» . Дискогс .
- ^ «Призраки» . Американский институт кино . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Хэмблин, Дора Джейн (30 августа 1963 г.). «Отличный новый страшный фильм» . Жизнь . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Веллинг 2007 , с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б Бансак 1995 , с. 479.
- ^ «Рецензии на фильм: «Призраки» » . Разнообразие . 31 декабря 1962 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Кроутер, Босли (19 сентября 1963 г.). «Призраки (1963)» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Кель, Полина (ноябрь 1964 г.). «Кино разваливается?» . Атлантика .
- ^ Перейти обратно: а б Хокинс 2000 , с. 54.
- ^ Джексон 2021 , с. 565-567.
- ^ Скорсезе, Мартин (28 октября 2009 г.). «11 самых страшных фильмов ужасов всех времен» . Ежедневный зверь .
- ^ Армстронг и др. 2007 , с. 609.
- ^ Наследие, Стюарт (21 октября 2010 г.). «Призраки: 13-е место в списке лучших фильмов ужасов всех времён» . Хранитель . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Аллон, Каллен и Паттерсон 2002 , стр. 129.
- ^ Эванс 2005 , с. 219.
- ^ «Призраки (1963)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ «Магический тур Cinema Retro воссоединяет Ричарда Джонсона с Hill House» . Кино Ретро. 8 мая 2010 г.
- ^ Сотрудники Боукера 1998 , с. 565.
- ^ Хафлидасон, Альмар (29 сентября 2003 г.). «Фильмы - Рецензия - DVD «Призраки»» . Би-би-си .
- ^ «Призраки» . Blu-ray.com . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с МакГарригл, Дейл. (4 января 2002 г.). «Дом с привидениями, который мог» . Бангор Дейли Ньюс .
- ^ Виатер, Голден и Вагнер, с. 402.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерфи, Ким (27 января 2002 г.). «Хозяин дома» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 октября 2012 г.
- ↑ Ранер, Марк (31 октября 2000 г.). «Мини-сериал раскрывает страшную сторону» . Сиэтл Таймс .
- ^ Море 2004 , с. 33-34.
- ^ «Призраки» . Гнилые помидоры . Проверено 12 сентября 2013 г.
Библиография
- Аллон, Йорам; Каллен, Дел; Паттерсон, Ханна (2002). Современные североамериканские кинорежиссеры: критическое руководство Wallflower . Уолфлауэр Пресс. п. 129 . ISBN 978-1-903364-52-9 .
- Альцен, Ларс; Сонг, Кларенс (январь 2003 г.). Звуковой Blaster Live! Книга: Полное руководство по самой популярной звуковой карте в мире . Нет крахмального пресса. ISBN 978-1-886411-73-9 .
- Армстронг, Ричард; Благотворительность, Том; Хьюз, Ллойд; Винтер, Джессика (27 сентября 2007 г.). Грубое руководство по кино . Грубые гиды. ISBN 978-1-84353-408-2 .
- Бансак, Эдмунд Г. (1995). Боясь темноты: карьера Вэла Льютона . МакФарланд и Компания Инкорпорейтед. ISBN 978-0-89950-969-3 .
- Посох Боукера (1998). Полный каталог видео Боукера . Компания RR Bowker. ISBN 9780835241991 .
- Буш, Джастин Э.А. (2010). «Я» и общество в фильмах Роберта Уайза . Паб McFarland & Company Incorporated. ISBN 978-0-7864-5915-5 .
- Касл, Терри (1993). Призрачная лесбиянка: женский гомосексуализм и современная культура . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-07652-4 .
- Эванс, Рассел (2005). Практическое кинопроизводство DV (2-е изд.). Флоренс, Кентукки, США: Focal Press. ISBN 9780240807386 .
- Гиддинг, Нельсон; Уивер, Том (2001). «Нельсон Гиддинг». Я был режиссером фильмов-монстров: беседы с 22 режиссерами научной фантастики и фильмов ужасов . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 0786410000 .
- Хокинс, Джоан (2000). На острие: Арт-хоррор и ужасающий авангард . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-3414-9 .
- Джексон, Ширли (2021). Хайман, Лоуренс Джексон (ред.). Письма Ширли Джексон . Консультация Бернис М. Мерфи. Случайный дом . ISBN 978-0593134641 .
- Марриотт, Джеймс (2012). Фильмы ужасов . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 9780753512531 .
- Мьюир, Джон Кеннет (2004). Уэс Крэйвен: Искусство ужаса . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 0786405767 .
- Моррис, Гэри (2009). «Кто-то там наверху любит меня: Роберт Уайз, К. Джерри Катнер». Действие!: Интервью с режиссерами от классического Голливуда до современного Ирана . Гимн Пресс. ISBN 978-1-84331-329-8 .
- Пфайффер, Ли. Полное руководство идиота по классическим фильмам . Нью-Йорк: Альфа-Книги, 2006. ISBN 1592575579
- Ригби, Джонатан (2000). Английская готика: век кино ужасов . Лондон: Рейнольдс и Хирн. ISBN 1903111013 .
- Сильвер, Ален; Мудрый, Роберт (2002). «Роберт Уайз (1914-)». У Роберта Порфирио; Ален Сильвер; Джеймс Урсини (ред.). Film Noir Reader 3: Интервью с кинематографистами периода классического нуара . Нью-Йорк: В центре внимания. ISBN 0879109610 .
- Симмонс, Дэн (2003). Зимнее привидение . Нью-Йорк: Харперторч.
- Слоан, Джуди (июнь 1995 г.). «Вызовной лист». Обзор фильма . стр. 21–24.
- Веллинг, Дэвид (2007). Кинотеатр Хьюстон: от Никелодеона до Мегаплекса . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292717008 .
- Уайт, Патрисия (1999). Незваные: классическое голливудское кино и репрезентативность лесбиянок . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0253336414 .
- Виатер, Стэн; Голден, Кристофер; и Вагнер, Хэнк. Полная вселенная Стивена Кинга: Путеводитель по мирам Стивена Кинга . Переиздание преподобного под ред. Нью-Йорк: Макмиллан, 2006. ISBN 0312324901
- Мудрый, Роберт; Лиманн, Серджио (1995). Роберт Уайз о своих фильмах: от монтажной до режиссерского кресла . Лос-Анджелес: Силман-Джеймс. ISBN 187950524X .
- Вагнер, Джоанна М. «Но это происходит с тобой, Элеонора»: Призраки строительного романа». Готические героини на экране: представление, интерпретация и феминистские исследования, под редакцией Тамар Джефферс Макдональд и Фрэнсис А. Камм, Routledge, 2019, стр. 83–95. (ISBN 1138710997)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1963 года
- фильмы ужасов 1963 года
- Фильмы о призраках 1960-х годов
- Сверхъестественные фильмы ужасов 1960-х годов
- Психологические триллеры 1960-х годов
- Психологические фильмы ужасов 1960-х годов
- Фильмы 1963 года о ЛГБТ
- Британские черно-белые фильмы
- Британские фильмы о призраках
- Британские фильмы о домах с привидениями
- Британские фильмы о ЛГБТ
- Британские фильмы ужасов о сверхъестественном
- Британские психологические фильмы ужасов
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Фильмы по американским романам ужасов
- Фильмы по произведениям Ширли Джексон
- Фильмы Роберта Уайза
- Фильмы, написанные Хамфри Сирлом
- Фильмы, действие которых происходит в загородных домах
- Фильмы, действие которых происходит в Массачусетсе
- Фильмы, снятые в Великобритании
- Готические фильмы ужасов
- Фильмы лесбийской тематики
- Фильмы Метро-Голдвин-Майер
- Фильмы, снятые на MGM-British Studios
- Британские фильмы 1960-х годов
- Фильмы продюсера Роберта Уайза