Рожденный убивать (фильм, 1947 год)
Рожденный убивать | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза Уильяма Роуза | |
Режиссер | Роберт Уайз |
Автор сценария | Ева Грин Ричард Маколей |
На основе | Смертоноснее, чем мужчина роман 1942 года Джеймс Ганн |
Продюсер: | Герман Шлом |
В главных ролях | Лоуренс Тирни Клэр Тревор Уолтер Слезак Филип Терри Одри Лонг |
Кинематография | Роберт Де Грасс |
Под редакцией | Милбруки |
Музыка | Пол Сотелл |
Производство компания | |
Распространено | Снимки Радио РКО |
Дата выпуска |
|
Время работы | 92 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
«Рожденный убивать» (выпущенный в Великобритании как «Леди обмана» и в Австралии как «Смертельнее, чем самец» ) — RKO Pictures американский нуар в главных ролях 1947 года с Лоуренсом Тирни , Клэр Тревор и Уолтером Слезаком , а также Эстер Ховард , Элиша Кук-младший и Одри Лонг. в ролях второго плана. Этот фильм стал режиссера Роберта Уайза первой постановкой в стиле нуар, предшествовавшей его более поздним работам над «Подставой» (1949) и «Пленный город» (1952). [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]Светская львица из Сан-Франциско Хелен Брент поселилась в Рино, штат Невада, чтобы получить решение о разводе, и живет в пансионе, принадлежащем дерзкой миссис Крафт. Хелен знакомится с Лори Палмер, ближайшей соседкой и лучшей подругой миссис Крафт, которая признается, что согласилась на свидание с мужчиной по имени Дэнни, чтобы вызвать ревность у своего нового кавалера Сэма Уайлда.
Сэм видит их вместе в тот вечер. Позже он входит в дом Лори и противостоит Дэнни. Он забивает Дэнни до смерти, а затем убивает Лори.
Хелен обнаруживает тела и сбегает в Сан-Франциско , но не обращается в полицию. Она встречает Сэма, и ее привлекает его самоуверенность. Ни один из них не знает участия другого в событиях. Вернувшись в Рино, миссис Крафт нанимает частного детектива Альберта Арнетта, чтобы тот нашел убийцу Лори.
Несколько дней спустя Сэм неожиданно приезжает в особняк, где живет Хелен. Он принадлежит Джорджии Стейплс, богатой приемной сестре Хелен и наследнице газеты ее отца. Джорджия находит Сэма привлекательным, и Сэм говорит своему другу Марти Уотерману, что женится на Джорджии из-за ее денег и возможности добиться более высокого социального положения. Хелен расстроена их свадьбой.
Хелен говорит Сэму, что любит свою сестру, но ненавидит ее из-за денег, а затем Сэм целует ее. Марти поехал в Сан-Франциско на свадьбу, и детектив Арнетт следил за ним там. После допроса персонала Хелен раскрывает информацию о деятельности Сэма.
Джорджия и Сэм спорят из-за его требования руководить газетой, поскольку она знает, что у него нет соответствующего опыта. Однако он хочет получить эту работу, чтобы иметь возможность манипулировать людьми. Он говорит, что Хелен понимает это, потому что «твои корни здесь, где мои», и что они родственные души. Признавшись Хелен, что женился на Джорджии не по любви, и заявив, что у нее схожие отношения со своим женихом Фредом Гровером, Сэм страстно целует Хелен.
Подслушав звонок Хелен из Рино, Сэм считает, что она замышляет заговор против него, но Хелен тайно подкупает Арнетта, чтобы тот проигнорировал роль Сэма в убийствах. После того, как миссис Крафт едет в Сан-Франциско, чтобы встретиться с Арнеттом, Марти навещает ее. Затем он навещает Хелен и болтает с ней, но Сэм начинает ревновать, увидев, как он выходит из ее комнаты. Он ведет ее к дюнам на окраине города, и незадолго до того, как Марти успевает нанести ей удар, появляется Сэм и убивает его.
Полиция допрашивает домочадцев по поводу убийства Марти, и Хелен неохотно предоставляет Сэму алиби. Хелен встречается с миссис Крафт, которая теперь знает, что Сэм убил Лори, и угрожает ее жизни, если она сообщит об этом в полицию. Напуганная миссис Крафт понимает, что ей следует отказаться от поисков убийцы Лори, но, уходя, плюет на Хелен.
Хелен встречает Сэма и сообщает ему, что она получит деньги, чтобы заплатить Арнетту, у Фреда. Однако Фред отменяет помолвку, обвиняя Хелен в том, что она потеряла сердце, и она паникует. Когда Хелен не может заплатить Арнетту, он говорит ей, что за Сэмом скоро приедет полиция. Она рассказывает об убийствах Сэма Джорджии, которая отказывается ей верить и понимает, что Хелен не говорила правду о Сэме, пока не потеряла Фреда. Джорджия гневно обвиняет Хелен в том, что она любит ее только из-за денег. Чтобы продемонстрировать, что Сэм не любит Джорджию, Хелен целует его, когда он входит в комнату. Хелен восклицает Сэму, что Джорджию необходимо уничтожить, чтобы они были счастливы. Приезжает полиция, и Джорджия сообщает, что им позвонила Хелен. Сэм стреляет в Хелен незадолго до того, как его застреливает полиция.
На следующий день Арнетт читает заголовок газеты, в котором сообщается, что Хелен была убита Сэмом.
Бросать
[ редактировать ]- Лоуренс Тирни в роли Сэма Уайлда
- Клэр Тревор в роли Хелен Брент
- Уолтер Слезак в роли Альберта Арнетта
- Филип Терри в роли Фреда Гровера
- Одри Лонг в роли Джорджии Стейплс
- Элиша Кук-младший в роли Марти Уотермана
- Изабель Джуэлл в роли Лори Палмер
- Эстер Ховард, как миссис Крафт
- Кэтрин Кард в роли Грейс
- Тони Барретт, как Дэнни
- Грандон Роудс, как инспектор Уилсон
- Марта Хайер в роли горничной (в титрах не указана)
- Эллен Корби в роли горничной (в титрах не указана)
- Джейсон Робардс старший — дирижер (в титрах не указан)
- Наполеон Уайтинг в роли Портера (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Подготовка фильма началась в начале февраля 1945 года, более чем за два года до его выхода. RKO наняла писателя Стива Фишера для написания сценария по роману Джеймса Ганна 1943 года «Смертельнее, чем мужчина» . [ 2 ] [ 3 ] К апрелю студия сменила Фишера и привлекла сценаристов Еву Грин и Ричарда Маколея, чтобы они вместе написали сценарий и руководили им на этапе производства. [ 4 ] [ 5 ]
Кастинг начался в августе 1945 года, и Лоуренс Тирни был RKO первым выбором после его мощной игры в фильме «Диллинджер» , вышедшем четырьмя месяцами ранее. [ 6 ] Хотя RKO хотела Таллулу Бэнкхед на роль Хелен Брент, она была недоступна. В январе 1946 года роль досталась Клэр Тревор , чья работа в прошлогоднем фильме «Мое сладкое убийство» произвела впечатление на руководителей студии. [ 7 ] Рабочим названием проекта по-прежнему было Deadlier Than the Male , которое появилось в серии официальных релизных чартов. [ 8 ] RKO официально не меняла название на Born to Kill для внутреннего выпуска до декабря 1946 года.
Съемки начались 6 мая 1946 года, сначала на пляже Эль-Сегундо снимались внешние сцены. [ 9 ] а затем в Сан-Франциско . Еще в июле сообщалось, что фильм готов к выпуску. [ 10 ] Эти уведомления оказались преждевременными, поскольку студия с задержками выработала удовлетворительную окончательную версию. В октябре 1946 года РКО объявило, что запланированные на 7 ноября показы на национальной торговой выставке и в обменных центрах откладываются. [ 11 ] Общая дата выпуска 10 ноября 1946 года также была перенесена. [ 12 ]
Проблемы с постпродакшеном сохранялись до последних недель перед выходом фильма в кинотеатры. [ 13 ]
Темы
[ редактировать ]«Рожденный убивать» — редкий фильм-нуар , поскольку он показан глазами женщины. Эта женская субъективность позволяет более тонко взглянуть на роковую женщину , центральный мотив нуара, а не на то, что типично для этого жанра. Хотя в архетипическом фильме «нуар» сексуальность роковой женщины часто является просто инструментом манипулирования мужчинами ради материальной выгоды, Хелен — более сложная фигура. Ее привлекает жестокость Сэма, хотя ее также интересуют деньги Фреда. Вместо того, чтобы вести главного героя-мужчину во тьму и руины, Сэм скомпрометировал ее. [ 14 ]
Выпускать
[ редактировать ]
За день до официального выхода фильма Тирни попал в заголовки газет из-за своего участия в пьяной драке и нарушения испытательного срока, связанного с ранее вынесенным приговором за пьянство в общественных местах. [ 15 ] [ 16 ] Частые проблемы Тирни за кадром также привлекли к его фильмам более пристальное внимание со стороны государственных обзорных комиссий и местных цензоров, некоторые из которых стремились запретить « Рожденные убивать» в своих сообществах.
Цензоры в таких местах, как Огайо, Чикаго и Мемфис, отвергли фильм. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Национальный легион приличия счел фильм нежелательным из-за признания развода, но не осудил его напрямую. [ 20 ]
Хотя некоторые отраслевые издания предсказывали фильму кассовый успех, [ 21 ] [ 22 ] Руководитель производства RKO Доре Шари публично дистанцировал студию от фильма всего через несколько дней после его выхода. Шари пообещал уменьшить «произвольное применение насилия» в фильмах RKO [ 23 ] и пообещал, что студия больше не будет выпускать «гангстерские картины», такие как « Рождённый убивать » . [ 24 ] [ 25 ] RKO сообщила о чистом убытке в размере 243 000 долларов после первого показа фильма. [ 21 ] [ 22 ]
Шум вокруг «Рожденных убивать» и вышедшего в том же году фильма «Стреляй на убийство» побудил Американскую ассоциацию киноискусства (MPAA) пересмотреть свой производственный кодекс , чтобы ужесточить ограничения, касающиеся криминальных фильмов. [ 26 ] [ 27 ] На заседании совета директоров 3 декабря 1947 года MPAA проголосовало за исключение из театрального переиздания 14 «нежелательных и неподходящих» фильмов, выпущенных в период с 1928 по 1947 год, включая « Рождённый убивать» . [ 26 ] [ 28 ] MPAA также одобрило немедленное удаление из своего официального реестра названий более двух десятков фильмов, названия которых считаются «непристойными или непристойными». [ 26 ]
В 1948 году 12-летний Говард Лэнг был осужден за то, что с помощью выкидного ножа и куска бетона убил семилетнего мальчика недалеко от Чикаго . в прошлом году [ 29 ] Адвокаты Ланга утверждали, что он посмотрел «Рожденный убивать» менее чем за три недели до убийства. [ 30 ] и что насилие в фильме вызвало форму временного безумия. [ 31 ] Верховный суд Иллинойса отменил приговор Лэнгу, посчитав, что он слишком молод, чтобы понимать свои действия. [ 32 ] Затем он был оправдан после повторного судебного разбирательства, но судья рекомендовал принять законы о цензуре фильмов о насилии и привлечении руководителей кинотеатров к ответственности за их показ. [ 33 ]
Прием
[ редактировать ]
В современной рецензии для The New York Times критик Босли Кроутер назвал фильм «грязной бульварной басней» и «полтора часа показного порока», заключив: «Конечно, этот фильм вряд ли привлечет разборчивых людей. Но именно потому, что он создан для того, чтобы потворствовать низшим уровням вкуса, он предосудителен». [ 34 ]
Сесилия Агер из PM написала:
Самая отвратительная и бездарная демонстрация преднамеренного потворства сенсациям, какая когда-либо запятнала киноэкран. RKO сделало это, офис Джонсона [в Голливуде] санкционировал это, Palace теперь играет это. Это путает их всех с позором... Если бы Рожденные Убивать были просто третьесортной картиной, надеющейся, тем не менее, развлекать, то ее можно было бы пройти мимо со вздохом. Но это третьесортное стремление - и с мушкетом - шокировать, и поэтому оно вызывает содрогание, а не страх. [ 35 ]
Ирвинг Каплан из Motion Picture Daily обнаружил «слабые места в нескольких аспектах» «тяжелой мелодрамы». [ 21 ] хотя свое внимание он сосредоточил на выступлениях «жесткого и безжалостного» Тирни и «обаятельного и расчетливого» Тревора:
Сама картина представляет собой одно из тех событий, которые заканчиваются пятью трупами... В изображениях обычно обнаруживается тенденция к переигрыванию и гротескным акцентам, возможно, для достижения общей мелодрамы, в то время как диалоги местами кажутся натянутыми и отягощенными процветает. [ 21 ]
The Film Daily предупредила владельцев кинотеатров о «драме об убийстве», назвав ее «сексуальной, наводящей на размышления историей о преступлениях с наказанием, предназначенной исключительно для взрослых». [ 36 ] Уильям Р. Уивер из Motion Picture Herald [ 37 ] нашел общий вид фильма «кропотливым и безупречным», а режиссуру Роберта Уайза удалось сохранить «стабильный темп». [ 37 ] но заключил: «Созданный для поклонников мелодрамы, [фильм] содержит достаточно убийств для всех, но дает для этого менее чем адекватные причины». [ 37 ]
Некоторые современные кинокритики рассматривают «Рождённых убивать» в положительном свете. Автор Майкл Кини описывает фильм как захватывающий, несмотря на «трудный для восприятия сюжет». [ 38 ] заявляя: «Это все Тирни. Он выдающийся как один из самых жестоких психов во всем фильме-нуар, давая возможность даже Роберту Райану в Crossfire побороться за свои деньги». [ 38 ]
Рецензируя фильм в 2006 году для журнала Slant Magazine , критик Фернандо Ф. Кроче сосредоточил внимание на Уайзе:
Обычно кроткий Роберт Уайз меняет свой хамелеонический вкус на полную джазовую мизантропию в этой отвратительной мелодраме... Уайз плавает в аморальности жанра, устраивая кухонную драку под мелодии биг-бэнда по радио, терроризируя пьяную матрону во время ночной стычки на пляже. и оставив последнее слово за веселым коррумпированным детективом Уолтера Слезака. [ 39 ]
В статье для Film Monthly в 2009 году Роберт Уэстон также похвалил режиссуру Уайза:
Это был первый и самый противный из нуаров, снятых Робертом Уайзом... Уайз пришел в этот жанр, имея опыт работы в команде ужасов Вэла Льютона и экспрессионистских фильмах Орсона Уэллса , поэтому он был подходящим инструментом для работы, когда нужно было пришел к фильму-нуар... Как следует из названия, « Рожденный убивать » — это фильм о самых мрачных уголках человеческого существования, о злом месте, где секс, коррупция и насилие идут рука об руку и румба кружится во тьме. [ 40 ]
Режиссер Гильермо дель Торо считает, что «Рожденные убивать» оказали основное влияние на его фильм « Аллея кошмаров» 2021 года , отметив, что «несколько убийств в фильме шокируют даже в 2022 году». [ 41 ]
Был показан в шоу Turner Classic Movies «Нуар Аллея» с Эдди Мюллером .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Рожденный убивать (1947)» , каталог, Американский институт кино (AFI), Лос-Анджелес, Калифорния. Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Белл, Талия. «Голливуд» , Motion Picture Daily , 6 февраля 1945 г., стр. 9. Интернет-архив. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Копье, Ирвинг. Новостной сюжет под заголовком «Кларенс Браун собирается продюсировать «Ангела-хранителя» для Metro» , кассовые сборы (Канзас-Сити, Миссури), 10 февраля 1945 г., стр. 36. Интернет-архив. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «26 писателей RKO заняты сценариями 20 постановок» , The Showmen's Trade Review , 28 апреля 1945 г., стр. 68. Интернет-архив. Проверено 17 сентября 1945 года.
- ^ «Смертельнее, чем мужчина» , Boxoffice Barometer (приложение, опубликованное Boxoffice ), ноябрь 1946 г., стр. 196. Интернет-архив. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Верховое стадо на Студийном новостном диапазоне», The Film Daily , 29 августа 1945 г., стр. 8. Интернет-архив. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «РКО-РАДИО», Кинобюллетень , 15 октября 1945, с. 26. IA Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ "RKO Inks Claire Trevor" , Variety (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 30 января 1946 г., стр. 8; «Производственные заметки из студии» , Showmen's Trade Review , 2 февраля 1946 г., стр. 29. Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «RKO устанавливает два фильма» , Showmen's Trade Review , 4 мая 1946 г., стр. 42; «Самый оживленный участок RKO в городе» , Showmen's Trade Review , 25 мая 1946 г., стр. 38. Интернет-архив. Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Готовы к датам выпуска» , The Film Daily , 3 июля 1946 г., стр. 8. Интернет-архив. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ "RKO Tradeshow Off" , Motion Picture Daily , 28 октября 1946 г., стр. 3. Интернет-архив. Проверено 16 сентября 2030 г.
- ^ «ГРАФИК ВЫПУСКА / Смертоноснее, чем мужчина...» , «Раздел дайджеста продукта» журнала Motion Picture Herald , 19 октября 1946 г., стр. 3266. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «График выпусков РКО-РАДИО / Рожденный убивать...» , Кинобюллетень , 17 февраля 1947, стр. 31. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Линдпор, С. (март 2016 г.). «Женская субъективность, сексуальность и роковая женщина в «Рожденной убивать» . Ежеквартальный обзор кино и видео . 33 (4): 322–31. дои : 10.1080/10509208.2016.1144026 . S2CID 193103456 . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Тирни борется с братом; получает 90 дней в тюрьме», Los Angeles Times , 2 мая 1947 г., стр. 2. Исторические газеты ProQuest , Анн-Арбор, Мичиган; доступ по подписке через библиотеку Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
- ^ «Диллинджер Тирни снова в беде», Конституция Атланты , 2 мая 1947 г., стр. 1. ПроКвест.
- ^ «Цензоры Огайо отвергают фильм RKO «Рожденный убивать»» , The Film Daily (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 19 апреля 1947 г., стр. 4. Интернет-архив. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Рожденным убивать» цензоры запретили въезд в Огайо» , Showmen's Trade Review , 12 апреля 1947 г., стр. 8.
- ^ «Рожденный убивать» присоединяется к запрещенному фильму «Мемфис» , The Film Daily , 25 апреля 1947 г., стр. 1, 3. Интернет-архив; «Мемфис запрещает еще один фильм», The New York Times , 25 апреля 1947 г., стр. 29. ПроКвест.
- ^ «Легион порядочности рассматривает пять новых постановок» , The Motion Picture Herald , 17 мая 1947 г., стр. 44. Интернет-архив. Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Каплан, Ирвинг. «Рецензии: «Рожденный убивать»» , Motion Picture Daily (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 21 апреля 1947 г., стр. 7. Интернет-архив , Сан-Франциско, Калифорния. Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Джуэлл, Ричард Б. (2016) Медленное переход к черному: упадок радиокартин RKO , Беркли, Калифорния: University of California Press. ISBN 9780520289673
- ^ «Материал для хорошей истории дефицитен» , Motion Picture Herald , 10 мая 1947 г., стр. 19. Интернет-архив. Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Заброшенные фильмы о насилии: Шари» , Motion Picture Daily (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 6 мая 1947 г., стр. 1, 6. Интернет-архив. Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Реакция на« Рожденный убивать »повлияет на новый продукт RKO - Шари» , Showmen's Trade Review , 10 мая 1947 г., стр. 5, 18.
- ^ Jump up to: а б с «MPA ужесточает кодекс названий и криминальных фильмов», Motion Picture Herald , 6 декабря 1947 г., стр. 20.
- ^ «Изменения кода стали переизданием 14 фильмов» , The Motion Picture Daily , 5 декабря 1947 г., стр. 1, 4. Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ «Бар кинопроизводителей, прославляющий преступление», The New York Times , 4 декабря 1947 г., стр. 64.
- ^ Начинается суд по делу об убийстве 12-летнего мальчика из Чикаго», Los Angeles Times , 17 февраля 1948 г., стр. 2. ProQuest.
- ^ «Запретить фильм в суде» , кассовые сборы , 6 апреля 1948 г., стр. 64. Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ «Фильм «Рожденный убивать» упоминается в качестве смягчения наказания за убийцу мальчиков Лэнга», Chicago Daily Tribune , 20 марта 1948 г., стр. 3. ПроКвест.
- ^ «Верховный суд Иллинойса», новость, «Санкт-Петербург Таймс» (Флорида), 20 января 1949 г., стр. 1.
- ^ «Лэнг оправдан судьей в суде по делу об убийстве 2D: штат планирует новый шаг по его заключению», Chicago Daily Tribune , 27 апреля 1949. стр. 7.
- ^ Кроутер, Босли (1 мая 1947 г.). " "Экран" (рецензия)" . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ «Рожденный убивать: РКО-Радио» , Бюллетень независимых экспонентов , 26 мая 1947 г., стр. 27. Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Обзоры: «Рожденный убивать»» , The Film Daily (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 17 апреля 1947 г., стр. 7. Интернет-архив. Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Уивер, Уильям Р. «Рожденный убивать: Радио RKO - Мелодрама об убийстве» , Motion Picture Herald (Нью-Йорк), 19 апреля 1947 г., стр. 3585. Интернет-архив. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кирни, Майкл. Путеводитель по фильмам нуар: 745 фильмов классической эпохи, 1940–1959 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., 2003, стр. 63–64.
- ^ Кроче, Фернандо Ф. (2006) «Рожденный убивать (Роберт Уайз, 1947)» (обзор) Slant Magazine . Последний доступ: 19 января 2019 г.
- ^ Уэстон, Роберт (2 октября 2001 г.) «Рожденный убивать (1947)» (обзор) Film Monthly . Последний доступ: 1 декабря 2009 г.
- ^ Пим, Оливия (21 января 2022 г.). «Гильермо Дель Торо о пяти фильмах в стиле нуар, вдохновивших «Кошмарную аллею» » . Эсквайр . Херст Великобритания . Проверено 4 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1947 года
- Криминальные драмы 1947 года
- Американские черно-белые фильмы
- Американские криминальные драмы
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильм нуар
- Фильмы по американским романам
- Фильмы Роберта Уайза
- Фильмы, написанные Полом Сотеллом
- Действие фильмов происходит в Рино, Невада.
- Фильмы, действие которых происходит в Сан-Франциско
- Фильмы, снятые в Неваде
- Фильмы, снятые в Сан-Франциско
- РКО Пикчерз фильмы
- Американские фильмы 1940-х годов