Jump to content

Солнечные часы

Солнечные часы
Первое издание
Автор Ширли Джексон
Язык Английский
Жанр Готическая фантастика
Издатель Фаррар, Штраус и Каддахи
Дата публикации
1958
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать

Солнечные часы — роман американской писательницы Ширли Джексон, вышедший в 1958 году .

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Солнечные часы рассказывают историю жителей дома Хэллорана и открываются вечером в день похорон Лайонела Хэллорана, хозяина дома. Жена Лайонела, Мэриджейн, убеждена, что Лайонела столкнула с лестницы и убила его мать, Орианна Холлоран, которая собирается унаследовать дом; Всего через несколько часов после похорон Мэриджейн научила свою маленькую дочь Фэнси повторять фразу «Бабушка убила моего папу». В доме Хэллоранов также жил пожилой Ричард Хэллоран, которому требовалась инвалидная коляска, чтобы передвигаться, и его содержала медсестра; Эссекс, молодой человек, нанятый для каталогизации библиотеки (и, более конкретно, подразумевается, что он был нанят на содержание старшей миссис Хэллоран); Фанни, сестра Ричарда Холлорана; и мисс Огилви, гувернантка юной Фэнси.

Менее очевидный, но, тем не менее, впечатляющий персонаж романа — сам дом Хэллоранов. Дом, построенный человеком, который в конце своей жизни разбогател, щедр до кричащей, а бесконечные детали территории и интерьеров тщательно описаны Джексоном, пока они не ошеломят как персонажей, так и читателя. Одна из таких деталей — одноименные солнечные часы , стоящие асимметричным бельмом на глазу посреди математически совершенной территории и несущие на себе надпись «ЧТО ТАКОЕ ЭТО МИР?» (цитата из Чосера «Кентерберийских рассказов» , в « Повести рыцаря »).

Сразу после смерти сына Орианна захватывает дом и начинает применять свою власть над его обитателями: мисс Огилви и Эссекс должны быть уволены, Мэриджейн отослана, а Фанни разрешено жить в доме только по милости Орианны. . Юная Фэнси, которая, по утверждению Орианны, унаследует дом после смерти бабушки, останется. На фоне шума, последовавшего за этим объявлением, Фанни во время прогулки по садам Хэллорана получает видение: призрак ее отца предупреждает ее, что миру скоро придет конец и что только тех, кто находится в доме Хэллоранов пощадят . Когда Фанни рассказывает остальным о грядущем разрушении, на полу появляется змея; это воспринимается как предзнаменование призрака отца Фанни. Потрясенная Орианна передумывает и позволяет всем остаться в доме.

Вскоре после этого Орианна посылает за миссис Уиллоу, «старой подругой» Орианны. Приезжает миссис Уиллоу со своими двумя дочерьми, Джулией и Арабеллой; все три женщины, похоже, полны решимости заполучить деньги халлоранцев, но пугаются, когда слышат о грядущих разрушениях, и отказываются отсылать их. Всего через несколько дней приезжает еще одна молодая женщина по имени Глория. Глории семнадцать, она дочь двоюродной сестры Орианны, которая просит остаться с холлорцами, пока ее отец уезжает из страны. Тем временем миссис Уиллоу предлагает попытаться увидеть будущее через промасленное зеркало — салонная игра из ее подростковых лет. Глория добровольно соглашается попробовать это и описывает видения конца света и рая, подобного Эдему , который наступит после него. Видения пугают Глорию, и остальным приходится давить на нее, чтобы она увидела их. Наконец, в дом приводят последнего члена компании: незнакомца, которого Фанни и мисс Огилви случайно встречают в деревне. При знакомстве тетя Фанни окрестила его «капитаном Скарабомбардоном». Выясняется, что его настоящее имя - Гарри.

Поначалу небольшая группа взволнована, используя возможность потратить деньги Хэллорана, чтобы запастись предметами для «следующего мира». Они сжигают книги в библиотеке, чтобы освободить место для припасов. Поначалу предметы полезны, но постепенно, когда изнеженные жители начинают думать о роскоши, которой им может не хватать в «Эдеме», припасы становятся причудливыми до нелепости. Вскоре Орианна начинает издавать указы и законы, касающиеся поведения после конца света, провозглашая себя царицей грядущего рая. Чем больше она командует и принимает позы, тем больше другие игнорируют ее, поскольку они все больше и больше увлекаются все более подробными видениями Глории о красоте загробного мира. Когда Орианна снова выражает сомнение, мертвому отцу Фанни приписывают еще одно предзнаменование - спонтанное разрушение окна с видом на солнечные часы.

В группе есть как минимум два несогласных. Джулия, которая считает идею конца света нелепой, хочет уйти с капитаном. Орианна, понимая, что Капитан - лишь один из двух мужчин, которые войдут в новый мир, подкупает его достаточным количеством денег, чтобы убедить его остаться, утверждая, что она не верит, что у него будет достаточно времени, чтобы потратить все это. Джулия продолжает путь одна, но после поездки с ужасающим таксистом- садистом (возможно, хотя и почти не предполагается, что этот человек мог быть нанят Орианной исключительно для того, чтобы напугать Джулию), она убегает обратно в безопасный дом. Тем временем Глория подружилась с Эссексом и рассказывает о своей мечте прожить остаток своей жизни — какой бы короткой она ни была — в реальном мире, а не в искусственном, изолированном мире поместья Хэллоран. Эссекс предает Глорию, предупреждая Орианну о планах молодой женщины уйти.

Менее очевидным несогласным является Фэнси. Избалованный и пугающий ребенок, Фэнси возмущается мыслью, что мир будет разрушен прежде, чем у нее появится шанс жить в нем, и одержимо играет в свой кукольный домик (который сам по себе является маленькой моделью дома Хэллоранов), получая столько же удовольствия от распоряжается своими куклами, пока Орианна берет на себя управление жителями Дома Холлоран. Фэнси близко к сердцу приняла обещание своей бабушки о наследстве и утверждает, что разобьет кукольный домик, когда ее бабушка умрет, потому что он ей «больше не понадобится».

Вечером перед наступлением конца света Орианна планирует большую вечеринку (на открытом воздухе, чтобы никто не комментировал приготовления внутри дома) и приглашает всю деревню присутствовать на заключительном пиру. Эта вечеринка приобретает вид коронации , когда Орианна появляется в маленькой золотой короне, символизирующей ее положение в загробном мире. Орианна клянется никогда не снимать корону, пока не передаст ее Фэнси. На следующий день после вечеринки отправьте слуг и закройте окна дома, чтобы никто не увидел разрушений, которые произойдут той ночью.

Начинается сильный шторм, гаснет свет, жители готовятся собраться на ночь в одной комнате. Спускаясь вниз, группа обнаруживает мертвую Орианну на лестничной площадке. «Меня, конечно, интересовали все эти ее инструкции и правила», - замечает один персонаж. «Я все думала , может быть, она собиралась в другое место, чем наше». Пока они размышляют о том, что могло произойти, Фэнси бросается вниз, чтобы снять корону с головы бабушки и надеть ее на себя. Двое мужчин выдерживают шторм и несут тело Орианны к солнечным часам, где подразумевается, что она будет унесена разрушением. Тогда все игроки собираются вместе, чтобы дождаться наступающего утра, и роман заканчивается.

Темы и критика

[ редактировать ]

Как и многие произведения Джексона, «Солнечные часы» заканчиваются рядом оставшихся без ответа вопросов и тревожных предположений: неясно, наступит ли конец света после того, как ураган пройдет, но если это произойдет, унаследуют ли эти неприятные люди землю? Джексон не дает никаких гарантий.

Прочитав современную рецензию на «Солнечные часы» , в которой утверждалось, что дом представляет католическую церковь , а ссорящиеся персонажи представляют несогласные протестантские фракции, Джексон, сама агностик , заметила, что она очень мало знала о католической церкви, но была рада, что ей каким-то образом удалось столько всего впитал.

Сама Джексон любила шутить о « архитектурном гене », который возникал в ее семье раз в несколько поколений, и дом, представленный в «Солнечных часах», мог быть предвестником печально известного Дома на холме из «Призраков дома на холме» . Между этими двумя домами есть много поразительного сходства: и Хилл-хаус, и Хэллоран-хаус были построены мужьями в качестве подарков женам, которые умерли незадолго до или вскоре после того, как впервые увидели дом, и оба дома становятся источником конфликтов между различными семьями. члены, оспаривавшие право собственности на дом. «Математически совершенная» территория и резкие солнечные часы могут снова напомнить читателям о Хилл-Хаусе, где, как говорят, все полы и стены слегка смещены от центра. Хэллоран-Хаус, хотя и никогда открыто не «населен привидениями» в том смысле, в котором утверждал Хилл-Хаус, является местом, по крайней мере, двух призраков посещений .

«Солнечные часы» , как и более ранний роман Джексона «Дорога сквозь стену» , содержат большое количество персонажей, ни один из которых не вызывает особого сочувствия. наполняет обилие неприятных персонажей — помимо одиннадцати главных героев есть еще несколько второстепенных персонажей, которые появляются на протяжении всего романа в качестве комического рельефа Повествование .

Джон Дж. Парк в своей статье «В ожидании конца: «Солнечные часы» Ширли Джексон» указывает на несколько случаев «ограничивающего нарциссизма» со стороны главных героев романа. [ 1 ] Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти » резюмировал эту концепцию как «растущую одержимость собственными проблемами; обращение внутрь себя вместо роста вовне». [ 2 ] На протяжении всего романа большинство разговоров персонажей представляют собой на самом деле конкурирующие монологи, которые никто не слушает; более того, и Орианна, и тетя Фанни пытаются манипулировать другими взрослыми так же, как Фэнси управляет своими куклами.

См. также Ричард Паскаль, «Миниатюры нового мира: Солнечные часы Ширли Джексон и послевоенное американское общество». Журнал американских и сравнительных культур, том 23, стр. 99 - осень 2000 г.

  1. ^ Джон Г. Парк, «В ожидании конца: «Солнечные часы» Ширли Джексон» в «В ожидании конца: «Солнечные часы» Ширли Джексон» в «Критике», том XIX, № 3, 1978 г. .
  2. ^ Книги Беркли (1983), 281.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9771dd040d352241a0fa76a8cb24efe__1696502940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/fe/c9771dd040d352241a0fa76a8cb24efe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Sundial - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)