Jump to content

Культ Судного дня

Культ Судного дня — это культ , который верит в апокалиптику и милленаризм , включая как те, которые предсказывают катастрофу , так и те, которые пытаются уничтожить всю вселенную. [1] Социолог Джон Лофланд ввел термин «культ Судного дня» в своем исследовании 1966 года группы членов, принадлежащих к Церкви Объединения Соединенных Штатов : «Культ Судного дня: исследование обращения, прозелитизма и поддержания веры» . В 1958 году Леон Фестингер опубликовал исследование группы с катастрофическими предсказаниями: « Когда пророчество терпит неудачу: социальное и психологическое исследование современной группы, которая предсказала разрушение мира» . [2] [3] [4]

Фестингер и другие исследователи попытались объяснить приверженность членов культа Судного дня после того, как пророчества лидера оказались ложными. Фестингер объяснил это явление методом преодоления диссонанса , формой рационализации . [2] Члены группы часто с новой энергией посвящают себя делу группы после неудавшегося пророчества, оправдывая себя такими объяснениями, как вера в то, что их действия предотвратили катастрофу, или постоянная вера в лидера, когда дата катастрофы переносится. [2]

Некоторые исследователи полагают, что использование этого термина правительством и средствами массовой информации может привести к самоисполняющемуся пророчеству , в котором действия властей усиливают апокалиптические убеждения группы, что, в свою очередь, может спровоцировать дальнейшие противоречивые действия. Лидеры групп сами возражали против сравнений между одной группой и другой, и были проведены параллели между концепцией самоисполняющегося пророчества и теорией спирали усиления отклонений .

Этимология

[ редактировать ]

в названии научного исследования группы Церкви Объединения членов Термин «культ Судного дня» впервые был использован Джоном Лофландом , проведенного в 1966 году и озаглавленного: «Культ Судного дня: исследование обращения, прозелитизма и поддержания веры» . [1] [5] Лофланд опубликовал свои выводы в 1964 году в виде докторской диссертации под названием «Спасители мира: полевое исследование культовых процессов», а в 1966 году в виде книги Прентис-Холла . [6] Это считается одним из наиболее важных и широко цитируемых исследований процесса религиозного обращения , а также одним из первых современных социологических исследований нового религиозного движения . [7] [8] Джеймс Ричардсон пишет в «Энциклопедии религии и общества» , что после публикации работы Лофланда «термин « культ Судного дня» стал частью повседневного разговорного языка, используемого средствами массовой информации для обозначения апокалиптических религиозных групп». [9] [10]

Психологические исследования

[ редактировать ]

Психологическое исследование , проведенное Фестингером, Рикеном и Шахтером, показало, что люди обратились к катастрофическому мировоззрению после того, как им неоднократно не удавалось найти смысл в основных движениях. [11] Леон Фестингер и его коллеги наблюдали за членами группы в течение нескольких месяцев и записывали их разговоры как до, так и после неудавшегося пророчества их харизматического лидера. [12] Группа сформировалась вокруг системы убеждений, которая предсказывала, что большая часть Западного полушария будет уничтожена катастрофическим наводнением 21 декабря 1955 года. [13] [14] Их работа была позже опубликована в книге 1956 года « Когда пророчество терпит неудачу: социальное и психологическое исследование современной группы, предсказавшей разрушение мира» . [2] [15]

Социологи обнаружили, что, хотя некоторые члены группы уходят после того, как дата, предсказанная лидером, пройдёт без происшествий, другие действительно ощущают, что их вера и приверженность группе укрепляются. Часто, когда пророчества или предсказания группы о конце света не сбываются, лидер группы просто устанавливает новую дату надвигающегося конца или предсказывает катастрофу другого типа на другую дату. [16] Нидерхоффер и Кеннер говорят: «Когда вы зашли слишком далеко и за вами последовало так много людей, и есть много « невозвратных издержек », как сказали бы экономисты, трудно признать, что вы были неправы». [17]

В книге «Эксперименты с людьми: откровения социальной психологии» Абельсон, Фрей и Грегг объясняют это далее: «...продолжение обращения в свою веру от имени культа Судного дня, пророчества которого были опровергнуты, хотя это не имеет большого логического смысла, имеет много психологического смысла. если люди уже провели месяцы, обращаясь в свою веру от имени культа. Настойчивость позволяет им избежать смущения из-за того, насколько они были неправы». [18] Распространенная вера в катастрофическое событие, которое произойдет в будущем, может привести к укоренению у последователей чувства уникальности и цели. [19] Кроме того, после неудавшегося пророчества члены могут попытаться объяснить результат посредством рационализации и уменьшения диссонанса . [11] [20] [21]

Объяснения могут включать в себя утверждение о том, что члены группы неверно истолковали первоначальный план лидера, что само катастрофическое событие было перенесено лидером на более поздний срок или что деятельность самой группы предотвратила катастрофу. [11] В случае с исследованием Фестингера, когда пророчество о катастрофическом наводнении оказалось ложным, его участники заявили, что их вера в Бога предотвратила это событие. Затем они приступили к попыткам обратить новых членов с новой силой. [14]

В своей книге «Полития: видение справедливого общества » Эрик Карлтон обсуждает, подходит ли этот термин для описания этих типов групп. [22] Карлтон пишет, что это событие рассматривается только как «конец света» для «нечестивых и нераскаявшихся», тогда как члены самой группы часто рассматривают его как «день избавления» или «обновление мира». [22] Он считает эти группы «высшими по своей исключительности», и хотя будущее для неверующих будет мрачным из-за непредвиденного катаклизма , членам группы обещано существование в новой утопии . [22]

Освещение в СМИ

[ редактировать ]

В книге «Глобализация и будущее терроризма » Бриньяр Лиа отмечает, что «культы Судного дня не являются чем-то новым», но также утверждает, что их «относительно немного». [23] В книге «Мистики и Мессии » Дженкинс пишет, что в результате событий между 1993 и 1997 годами, включая осаду Вако с участием Давидианской ветви , насилие с участием Ордена Солнечного Храма , Аум Синрикё газовую атаку зарина в токийском метро и Небесную атаку Инцидент в воротах : «Сообщения о так называемых культах Судного Дня стали основой средств массовой информации, так же, как и сатанинские культы десять лет назад». Дженкинс считает Орден Храма Солнца скорее примером организованной преступности, чем культом Судного дня. [1]

В книге «Якудза: Преступный мир Японии » авторы также проводят сравнение с организованной преступностью, написав, что Аум Синрикё «...часто больше напоминала жаждущую прибыли банду рэкета, чем фанатичный культ Судного дня». [24] В книге Джеймса Р. Льюиса « Орден Храма Солнца » Жан-Франсуа Майер пишет, что средства массовой информации использовали термин «культ Судного дня» для характеристики движения, хотя бывшие члены и посторонние не знали, какое событие произойдет. [25] Некоторые рассматривают использование самого термина как самоисполняющееся пророчество , где характеристика того, что их называют культом Судного дня, может фактически повлиять на исход насильственных событий, связанных с группой. В отчете Канадской службы безопасности и разведки о религиозных культах Судного дня сообщается: [26] [27]

Санкции, применяемые властями, часто интерпретируются движением как враждебные его существованию, что усиливает их апокалиптические убеждения и приводит к дальнейшему уходу, мобилизации и девиантным действиям, что, в свою очередь, влечет за собой более жесткие санкции со стороны властей. Это запускает спираль усиления, поскольку каждое действие усиливает каждое действие, а применение насилия облегчается, поскольку группа считает, что это в конечном итоге приведет к реализации ее сценария конца света». [26]

Эйлин Баркер сравнила эти концепции с идеей спирали усиления девиаций в средствах массовой информации и ее влиянием на новые религиозные движения , а Джеймс Ричардсон также обсуждал этот эффект. [26] [28] В случае с « Обеспокоенными христианами » использование термина «культ Судного дня» в качестве характеристики группы послужило оправданием депортации ее членов израильским правительством . [29] [30]

В книге « Эффект подражания: как средства массовой информации и популярная культура вызывают хаос в заголовках завтрашних новостей » автор Лорен Л. Коулман обсуждает влияние, которое средства массовой информации могут оказать на, казалось бы, безобидные намерения французского культа Судного дня. [31] 5 сентября 2002 года Арно Мюсси сказал своим последователям, базирующимся в Нанте, Франция, что они с нетерпением ждут путешественников с Венеры , которые заберут их до конца света 24 октября 2002 года. [31] Хотя Мусси отрицал какие-либо планы массового самоубийства , и полиция, и средства массовой информации провели параллели с Орденом Солнечного Храма. [31] В «Наблюдении Апокалипсиса» авторы Холл, Шайлер и Трин обсуждают влияние средств массовой информации на события вокруг группы Ордена Солнечного Храма. [32]

См. также

[ редактировать ]

Словарное определение гибели в Викисловаре
Словарное определение культа в Викисловаре

  1. ^ Jump up to: а б с Дженкинс, Филипп (2000). Мистики и мессии: культы и новые религии в американской истории . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 216, 222. ISBN.  0195145968 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Доусон, Лорн Л. (октябрь 1999 г.). «Когда пророчество терпит неудачу, а вера сохраняется: теоретический обзор» (PDF) . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 3 (1). Беркли : Издательство Калифорнийского университета : 60–82. дои : 10.1525/номер.1999.3.1.60 . ISSN   1092-6690 . LCCN   98656716 . Проверено 20 сентября 2021 г.
  3. ^ Спилка, Бернард (2003). Психология религии: эмпирический подход . Гилфорд Пресс. п. 356. ИСБН  1572309016 . «Классическое исследование Фестингера и его коллег называлось « Когда пророчество терпит неудачу ».
  4. ^ Гудвин, К. Джеймс (1998). Исследования в области психологии: методы и дизайн . Дж. Уайли. п. 376 . ISBN  0471199869 . «Чтобы узнать больше об этом классическом исследовании того, что происходит, когда пророчество не сбывается…»
  5. ^ Лофланд, Джон (1966). Культ Судного дня: исследование обращения, прозелитизма и поддержания веры . Прентис-Холл . ISBN  978-0829000955 .
  6. ^ Обращение , Церковь Объединения , Энциклопедия религии и общества , Хартфордский институт религиозных исследований, Хартфордская семинария
  7. ^ Введение в новые и альтернативные религии в Америке: традиции африканской диаспоры и другие американские инновации , Том 5 книги «Введение в новые и альтернативные религии в Америке», У. Майкл Эшкрафт, Greenwood Publishing Group, 2006 г. ISBN   978-0275987176 , с. 180
  8. ^ Исследование новых религий ,Проблемы современной религии, Джордж Д. Криссайдс, Международная издательская группа Continuum, 2001 г. ISBN   978-0826459596 с. 1
  9. ^ Сватос, Уильям Х.; Джеймс Ричардсон (1998). «Культ Судного дня». Энциклопедия религии и общества . Роуман Альтамира. п. 142. ИСБН  0761989560 .
  10. Исследование атмосферы гибели. Архивировано 23 апреля 2012 г., в Wayback Machine , Рич Лоури, 19 декабря 2009 г. «Фраза «культ Судного дня» вошла в наш коллективный словарный запас после того, как Джон Лофланд опубликовал свое исследование 1966 года «Культ Судного дня: исследование». обращения, прозелитизма и поддержания веры». Лофланд писал о Церкви Объединения».
  11. ^ Jump up to: а б с Паргамент, Кеннет И. (1997). «Убедительное преодоление культа Судного дня». Психология религии и преодоления трудностей: теория, исследования, практика . Гилфорд Пресс. стр. 150–153, 340. ISBN.  1572306645 .
  12. ^ Стангор, Чарльз (2004). «Когда пророчество терпит неудачу». Социальные группы в действии и взаимодействии . Психология Пресс. стр. 42–43. ISBN  184169407X .
  13. ^ Ньюман, доктор Дэвид М. (2006). Социология: исследование архитектуры повседневной жизни . Пресс Пайн Фордж. п. 86. ИСБН  1412928141 .
  14. ^ Jump up to: а б Петти, Ричард Э.; Джон Т. Качиоппо (1996). «Эффект неподтверждения важного убеждения». Отношения и убеждение: классические и современные подходы . Вествью Пресс. п. 139. ИСБН  081333005X .
  15. ^ Фестингер, Леон ; Генри В. Рикен ; Стэнли Шахтер (1956). Когда пророчество терпит неудачу: социальное и психологическое исследование современной группы, предсказавшей разрушение мира . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  1591477271 .
  16. ^ Сноу, Роберт Л. (2003). Смертельные культы: преступления истинно верующих . Прегер/Гринвуд. стр. 70, 79, 108, 111 . ISBN  0275980529 .
  17. ^ Нидерхоффер, Виктор; Лорел Кеннер (2004). Практическое предположение . Джон Уайли и сыновья . стр. 117–118 . ISBN  0471443069 .
  18. ^ Абельсон, Роберт П.; Курт П. Фрей; Эйден П. Грегг (2003). Эксперименты над людьми: открытия социальной психологии . Рутледж. стр. 64–65. ISBN  0805828974 .
  19. ^ Рейнольдс, Майкл; Расс Винс; Джозеф А. Рэлин; М. Энн Уэлш; Гордон Э. Делер; Энн Канлифф; Марк Истерби-Смит (2004). Организация рефлексии . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 74. ИСБН  0754637476 .
  20. ^ Альбаррасин, Долорес; Блэр Т. Джонсон; Марк П. Занна; Ицек Айзен; Джон Н. Бассили; Пабло Бринол (2005). «Уменьшение диссонанса». Справочник отношений . Рутледж. п. 227. ИСБН  0805844937 .
  21. ^ Ким, Мин-Сун (2002). Незападные взгляды на человеческое общение: последствия для теории и практики . Sage Publications Inc., стр. 75–76. ISBN  0761923519 .
  22. ^ Jump up to: а б с Карлтон, Эрик (2006). Политея: Видение справедливого общества . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. стр. 23, 55–56 . ISBN  0838641024 .
  23. ^ Лия, Брынжар (2005). Глобализация и будущее терроризма: закономерности и прогнозы . Рутледж. стр. 165–169. ISBN  071465261X .
  24. ^ Каплан, Дэвид Э.; Алек Дубро (2003). Якудза: Преступный мир Японии . Издательство Калифорнийского университета. п. 208. ИСБН  0520215621 .
  25. ^ Майер, Жан-Франсуа (2006). «Опасности Просвещения: апокалиптические надежды и тревоги в Ордене Солнечного Храма». В Льюисе, Джеймсе Р. (ред.). Орден Солнечного Храма: Храм Смерти . Спорные новые религии. Олдершот: Издательство Ashgate . п. 96. ИСБН  978-0-7546-5285-4 .
  26. ^ Jump up to: а б с Каплан, Джеффри (2000). Миллениальное насилие: прошлое, настоящее и будущее . Рутледж. стр. 53–61, 114, 135, 228–229. ISBN  0714652946 .
  27. ^ «Религиозные движения Судного дня», Перспективы ,Публикация Канадской службы безопасности и разведки , отчет № 2000/03, 18 декабря 1999 г. Доступно в Интернете. Архивировано 8 октября 2008 г. на сайте Wayback Machine , последнее обновление 1 ноября 2000 г.
  28. ^ Баркер, Эйлин (2002). «Внедрение новых религиозных движений» . Лондонская школа экономики и политических наук . Fathom: источник онлайн-обучения. Архивировано из оригинала 14 октября 2007 г. Проверено 16 ноября 2007 г.
  29. ^ Горенберг, Гершом (2000). Конец дней: фундаментализм и борьба за Храмовую гору . Саймон и Шустер . п. 217. ИСБН  0743216210 .
  30. ^ Сеннотт, Чарльз М. (2001). Тело и Кровь . Связи с общественностью. п. 40 . ISBN  1891620959 .
  31. ^ Jump up to: а б с Коулман, Лорен Л. (2004). «Культовые подражатели». Эффект подражания: как средства массовой информации и популярная культура вызывают хаос в заголовках завтрашних новостей . Саймон и Шустер . стр. 88–89. ISBN  1416505547 .
  32. ^ Холл, Джон Р.; Филип Дэниел Шайлер; Сильвен Трин (2000). Наблюдение Апокалипсиса: религиозные движения и государство в Северной Америке, Европе и Японии . Рутледж. п. 132. ИСБН  0415192773 .
  33. ^ Роудс, Рон (2001). Вызов культов и новых религий . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. стр. 77–103 . ISBN  0-310-23217-1 .
  34. ^ Гомес, Алан В. (1995). Разоблачение культов . Зондерван. стр. 22, 23. ISBN.  0-310-70441-3 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f33a7e5465ea1aea2edfb94aa4de983__1720218060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/83/6f33a7e5465ea1aea2edfb94aa4de983.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Doomsday cult - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)