Реформа мышления и психология тотализма
![]() Обложка книги, издание 1963 года. | |
Автор | Роберт Джей Лифтон , доктор медицинских наук |
---|---|
Переводчик | Ричард Джаффе ( китаец ) |
Художник обложки | Шелли Грюндлер |
Язык | Английский |
Предмет | Психология Промывание мозгов Контроль над разумом |
Жанр | Научная литература |
Издатель | Нортон , Нью-Йорк (1961, первое издание) Издательство Университета Северной Каролины (перепечатка) |
Дата публикации | 1961, 1989 (перепечатка UNC Press) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Мягкая обложка |
Страницы | 524 (переиздание 1989 г.) |
ISBN | 0-8078-4253-2 |
ОКЛК | 19388265 |
153.8/53/0951 19 | |
Класс ЛК | БФ633.Л5 1989 г. |
Реформа мышления и психология тотализма: исследование «промывания мозгов» в Китае — научно-популярная книга психиатра Роберта Джея Лифтона о психологии « промывания мозгов » .
Исследование Лифтона для книги началось в 1953 году с серии интервью с американскими военнослужащими, находившимися в плену во время Корейской войны . Помимо интервью с 25 американцами, Лифтон также взял интервью у 15 китайцев, которые покинули свою родину после того, как подверглись идеологической обработке в китайских университетах. Из этих интервью, которые в некоторых случаях проводились регулярно на протяжении более года, Лифтон определил тактику, используемую китайскими коммунистами, чтобы вызвать радикальные изменения во мнениях и личности и «промыть мозги» американским солдатам, заставив их делать явно ложные утверждения.
Книга была впервые опубликована в 1961 году издательством Norton в Нью-Йорке. [1] Репринтное издание 1989 года было опубликовано издательством University of North Carolina Press . [2] Лифтон — заслуженный профессор психиатрии Колледжа уголовного правосудия Джона Джея Городского университета Нью-Йорка .
Основные моменты
[ редактировать ]В книге Лифтон излагает «Восемь критериев реформы мышления» :
- Контроль среды . Группа или ее лидеры контролируют информацию и общение как внутри окружающей среды, так и, в конечном итоге, внутри личности, что приводит к значительной степени изоляции от общества в целом.
- Мистическая манипуляция . Группа манипулирует событиями, которые кажутся спонтанными, чтобы продемонстрировать божественную власть, духовное продвижение или какой-то исключительный талант или проницательность, которые отличают лидера и/или группу от человечества и позволяют по-новому интерпретировать исторические события, Священные Писания и другой опыт. Совпадения и случайности интерпретируются как предзнаменования или пророчества.
- Требование чистоты . Группа постоянно призывает участников рассматривать мир как черно-белый, соответствовать групповой идеологии и стремиться к совершенству. Вызывание чувства вины и/или стыда является мощным средством контроля, используемым здесь.
- Признание . Группа определяет грехи, в которых участники должны исповедоваться либо перед личным наблюдателем, либо публично перед группой. Конфиденциальности нет; лидеры обсуждают и используют «грехи», «отношения» и «недостатки» членов.
- Священная наука . Доктрина или идеология группы считается высшей Истиной, не подлежащей никаким сомнениям и спорам. Истину нельзя найти вне группы. Лидер как представитель Бога или всего человечества также находится вне критики.
- Загрузка языка . Группа интерпретирует или использует слова и фразы по-новому, так что внешний мир часто их не понимает. Этот жаргон состоит из клише, прерывающих мышление , которые служат для изменения мыслительных процессов участников в соответствии с образом мышления группы.
- Учение о человеке . Личный опыт членов подчинен священной науке; члены должны отрицать или переосмысливать любой противоположный опыт, чтобы он соответствовал групповой идеологии.
- Распределение существования . Группа имеет прерогативу решать, кто имеет право на существование, а кто нет. Обычно это не буквально, а означает, что те, кто находится во внешнем мире, не спасены, непросвещены, бессознательны и должны быть обращены в идеологию группы. Если они не присоединяются к группе или критикуют группу, то они должны быть отвергнуты участниками. Таким образом, внешний мир теряет всякое доверие. Кроме того, если какой-либо участник покинет группу, он или она также должны быть отвергнуты. [3]
Клише, останавливающее мысли
[ редактировать ]«Реформа мышления» и «Психология тотализма» популяризировали термин «клише, прекращающее мышление». Это относится к клише , которое является широко используемой фразой, или народной мудростью, иногда используемой для подавления когнитивного диссонанса . Хотя эта клишированная фраза сама по себе может быть применима в определенных контекстах, именно ее применение в качестве средства отклонения инакомыслия или оправдания ошибочной логики делает ее завершающей мысль.
Примеры: «Все происходит по какой-то причине», «Почему? Потому что я так сказал» (Ошибка голого утверждения), «Я родитель, вот почему» (Апелляция к авторитету), «Каждому свое», «Это вопрос мнения!», «Живешь только один раз» ( YOLO) и «Нам придется согласиться не согласиться».
Язык тоталитарной среды характеризуется клише, завершающим мысль. Самые далеко идущие и сложные человеческие проблемы сжаты в краткие, весьма сокращенные, четко звучащие фразы, легко запоминающиеся и легко выражаемые. Они становятся началом и завершением любого идеологического анализа.
В романе Джорджа Оруэлла 1949 года « Девятнадцать восемьдесят четыре» вымышленный искусственный язык новояз предназначен для устранения способности выражать неортодоксальные мысли. Общество Олдоса Хаксли « О дивный новый мир» использует уничтожающие мысли клише в более традиционной манере, особенно в отношении наркотической сомы , а также модифицированные версии реальных банальностей, таких как «Доктор в день держит джем подальше». .
В своей книге «Эйхман в Иерусалиме » 1963 года Ханна Арендт описала Адольфа Эйхмана как псевдоинтеллектуала, который использовал клише и банальности для оправдания своих действий и роли, которую он сыграл в еврейском геноциде во время Второй мировой войны. Для нее эти фразы являются симптомом отсутствия мысли. Она писала: «Столкнувшись с ситуациями, для которых не существовало таких рутинных процедур, он [Эйхман] был беспомощен, и его пронизанный клише язык создавал на трибуне, как это, очевидно, и в его официальной жизни, своего рода жуткую комедию. Клише, стандартные фразы, приверженность общепринятым, стандартизированным кодексам выражения и поведения имеют социально признанную функцию защиты нас от реальности, то есть от претензий на наше мыслительное внимание, которые все события и факты предъявляют своим существованием». [6]
См. также
[ редактировать ]- Модное словечко
- Коммунизм
- Культ
- идеологическая обработка
- Загруженный язык
- Промывание мозгов
- Банальность
- Пропаганда
- Самокритика (марксизм-ленинизм)
- Сеанс борьбы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация о холдинге CLIO» . Clio.cul.columbia.edu:7018 . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Лифтон, Роберт Джей. «UNC Press – Реформа мышления и психология тотализма» . Uncpress.unc.edu . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Восемь критериев реформы мышления доктора Роберта Дж. Лифтона , Лифтон, издание 1989 года.
- ^ Лифтон, Роберт Дж. (1989). Реформа мышления и психология тотализма: исследование «промывания мозгов» в Китае . УНК Пресс. п. 429. ИСБН 978-0-8078-4253-9 .
- ^ Хенке, Дэвид (2001), «Использование контроля над разумом в религиозных культах (часть вторая)» , The Watchman Expositor , vol. 20, служение Watchman Fellowship , получено 28 марта 2012 г.
- ^ Арендт, Ханна (1978). Мэри Маккарти (ред.). Думая . Жизнь Разума. Том. И. Харкорт Брейс Йованович. п. 4. ISBN 978-0151518951 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Реформа мышления Лифтона описывает восемь методов Лифтона.
- Реформа мышления и психология тоталитаризма; исследование «промывания мозгов» в Китае