Jump to content

Депрограммирование

Депрограммирование — спорная тактика, целью которой является отговорить кого-либо от «твёрдых убеждений». [1] например, религиозные убеждения. Депрограммирование призвано помочь человеку, который придерживается определенной системы убеждений (которая считается вредной для тех, кто инициирует депрограммирование), изменить эти убеждения и разорвать связи с связанной с ними группой. [2] [3] [4] Обычно людей, называющих себя депрограммистами, нанимают родственники человека, часто родители взрослых детей. Субъекта депрограммирования обычно заставляют пройти процедуру, которая может длиться несколько дней или недель, против его воли.

Методы и практики депрограммирования разнообразны, но часто включают в себя похищение людей и ложное тюремное заключение . [4] [5] которые иногда приводили к уголовным обвинительным приговорам. [5] [6] [7] Эта практика привела к разногласиям по поводу свободы религии , гражданских прав , преступности и применения насилия. [8] Сторонники депрограммирования представляют эту практику как необходимую контрмеру систематическим процедурам «промывания мозгов», предположительно применяемым религиозными группами, которые, по их утверждениям, лишают человека возможности свободного выбора.

В США в начале 1970-х годов росло число новых религиозных движений . Тед Патрик , «отец депрограммирования», сформировал организацию, которую он назвал «Фонд гражданской свободы», и начал предлагать услуги «депрограммирования» людям, которые хотели разорвать связь члена семьи с НРД. Методы Патрика включали похищение, физическое сдерживание, содержание под стражей в течение нескольких дней или недель при постоянном присутствии с жертвой, лишение еды и сна, длительное словесное и эмоциональное насилие, а также осквернение символов веры жертвы. [9] [10]

Депрограммисты оправдывали свои действия, применяя теорию « промывания мозгов » к новым религиозным движениям. [11] [12] Теория «промывания мозгов» отрицала возможность подлинного духовного выбора для члена НРМ, предполагая вместо этого, что такие люди подвергаются систематическим программам контроля над разумом, которые подавляют их способность к независимому волеизъявлению. [13] : 56  Теория «промывания мозгов» Теда Патрика заключалась в том, что люди были загипнотизированы мозговыми волнами, исходящими из глаз и кончиков пальцев вербовщика, после чего состояние поддерживалось постоянной идеологической обработкой, тоталитарной средой и самогипнозом. [13] : 59  Однако большинство академических исследований показало, что причины, по которым люди присоединяются, остаются в НРД или покидают их, являются сложными, варьируются от группы к группе и от человека к человеку и в целом отражают постоянное наличие способности к индивидуальной ответственности и выбору. [13] : 43, 61 

Фонд гражданской свободы, который позже стал известен как Сеть осведомленности о культах , стал самой заметной группой в зарождающемся национальном антикультовом движении 1970-х и 80-х годов. Антикультовое движение лоббировало законодательные меры штата и страны для легитимизации своей деятельности, и хотя это имело очень ограниченный успех, движение, тем не менее, смогло создать союзы с рядом правительственных учреждений. В первую очередь это произошло на фоне пропаганды идеологии «промывания мозгов» и контроля над сознанием, которая сумела превратить принадлежность к НРД в проблему общественного, а не частного интереса, и придала антикультистам псевдолегитимность, более крайние претензии и действия.

Хотя CFF и CAN выступали за депрограммирование, они дистанцировались от этой практики с конца 1970-х годов. [14] Однако, несмотря на этот очевидный отказ, они продолжили эту практику. CFF и CAN направляли тысячи платящих клиентов к членам-активистам, которые вели списки депрограммистов. Общее число произошедших неизвестно, но в 1980 году Тед Патрик утверждал, что его нанимали в качестве профессионального похитителя более 2000 раз. [15] Как во время, так и после периода его деятельности появилось множество других операторов, многие из которых обучались у него. [13] : 59  Практика депрограммирования была неотъемлемой частью антикультовой идеологии и экономики и рассматривалась как эффективный ответ на требования, исходящие от людей, которые хотели извлечь члена семьи, но она также противоречила потребности антикультовых организаций в позиционируют себя как «образовательные» ассоциации (например, CFF получил статус безналогового образовательного фонда). Это, наряду с его шатким правовым и моральным статусом, означало, что депрограммирование, как правило, публично отвергалось, в то время как его практика продолжалась тайно. [16]

Применение насилия

[ редактировать ]

Депрограммирование стало спорной практикой из-за насильственного и незаконного характера некоторых его методов. Различные ученые прокомментировали эту практику. Социолог Энсон Д. Шуп и другие писали, что депрограммирование сравнимо с экзорцизмом как по методологии, так и по проявлениям. [17] Профессор социологии и юридических исследований Джеймс Т. Ричардсон описал депрограммирование как «частный процесс самопомощи, в ходе которого участников непопулярных новых религиозных движений (НРД) насильно удаляли из группы, заключали в тюрьму и подвергали радикальным процессам ресоциализации, которые должны были в результате они согласились покинуть группу». [18] Профессор права Дуглас Лэйкок , автор книги «Религиозная свобода: пункт о свободном исполнении» , писал:

Начиная с 1970-х годов, многие родители отреагировали на первоначальное обращение «депрограммированием». Суть депрограммирования заключалась в том, чтобы физически похитить новообращенного, изолировать его и физически удержать его, а также засыпать его непрерывными аргументами и нападками на его новую религию, угрожая удерживать его вечно, пока он не согласится покинуть ее. [19]

Депрограммисты обычно действовали исходя из предположения, что люди, за которых им заплатили за выведение из религиозных организаций, были жертвами контроля над разумом или «промывания мозгов». Поскольку теория заключалась в том, что такие люди неспособны к рациональному мышлению, крайние меры считались оправданными ради их же блага, вплоть до применения преступного насилия. Теда Патрика в конечном итоге судили и признали виновным в нескольких уголовных преступлениях, связанных с похищением людей и неправомерным тюремным заключением депрограммирующих субъектов. [6]

Насилие той или иной степени характерно для всех рассказов о депрограммировании. Есть многочисленные свидетельства людей, которые описывают, как им угрожали оружием, избивали, отказывали в еде и сне, а также подвергали сексуальному насилию. [20] В этих рассказах депрограммирование обычно начинается с того, что жертву загоняют в машину и везут в место, где она изолируется от всех, кроме похитителей. Им говорят, что их не освободят, пока они не откажутся от своих убеждений, а затем подвергают дням, а иногда и неделям словесного, эмоционального, психологического и/или физического давления до тех пор, пока не будут удовлетворены требования их похитителей. [21]

По словам социолога Эйлин Баркер , «не обязательно полагаться на жертв в рассказах о насилии: Тед Патрик, один из самых известных депрограммистов, используемых CAG [группами культового сознания] (который провел несколько сроков в тюрьме за свои подвиги) ) открыто хвастается некоторыми проявлениями насилия, которые он применил». Ряд других видных членов «групп культового сознания» были осуждены за насильственные преступления, совершенные в ходе депрограммирования. [20]

Кэрол Джамбальво , которая работала в Сети по информированию о культах в 1980-х годах (позже выступая за «добровольное консультирование по поводу выхода» и «консультации по реформированию мышления»), сказала, что, хотя похищения, безусловно, имели место, более распространенной практикой было насильственное задержание людей в их собственных домах. или в каюте или номере мотеля. Джамбальво рассказывает о «ужасных историях» об усмирении, избиениях, использовании наручников и оружия, сексуальном насилии и даже изнасилованиях, хотя она утверждает, что они использовались лишь в меньшинстве случаев и что депрограммирование «помогло освободить многих людей». [22]

Обоснование и эффективность

[ редактировать ]

Кэрол Джамбальво так описала причину депрограммирования:

Считалось, что власть «промывания мозгов» над когнитивными процессами члена культа необходимо сломать – или «сломать», как некоторые это называли – средствами, которые шокировали бы или напугали культиста, заставив его снова задуматься. По этой причине в некоторых случаях фотографии лидеров культов сжигались или между депрограммистами и культистами происходили крайне конфронтационные взаимодействия. Часто искали эмоциональную реакцию на информацию, шок, страх и конфронтацию. [22]

Другой соратник Теда Патрика, Сильвия Буфорд, выделила пять стадий депрограммирования, которые в идеале должны привести субъекта к осознанию своего состояния:

  1. Дискредитация авторитетного лица
  2. Представление противоречий – сравнение идеологии с реальностью; например: «Как он может проповедовать любовь, если эксплуатирует людей?»
  3. Переломный момент, когда субъект начинает принимать позицию депрограммиста и начинает сомневаться в идеологии.
  4. Самовыражение: субъект начинает высказывать критику и жалобы на культ.
  5. Идентификация и перенос: субъект начинает идентифицировать себя с депрограммистами, думая как противник культа, а не как его член. [23]

Однако, по мнению Джамбальво и других, депрограммирование часто не приводило к желаемому результату и часто приносило значительный вред. Хотя некоторые сторонники заявляют о высоких показателях успеха, исследования показывают, что показатели естественной отсева на самом деле выше, чем те, которые достигаются с помощью мер по депрограммированию. [24]

Профессор психиатрии Сол В. Левин предполагает, что сомнительно, что депрограммирование помогает многим людям, и далее говорит, что оно на самом деле причиняет вред жертве по самой природе депрограммирования. Чтобы депрограммирование сработало, жертву необходимо убедить в том, что она присоединилась к религиозной группе против своей воли. Затем они должны отказаться от ответственности и признать, что каким-то таинственным образом их разум находится под контролем. Он утверждает, что депрограммирование разрушает личность человека и, вероятно, создаст постоянную тревогу по поводу свободы выбора и оставит депрограммированного субъекта зависимым от руководства и советов других. [25]

( Международный центр диалога DCI) — крупная христианская контркультовая организация, основанная в 1973 году датским профессором миссиологии и экуменического богословия , Йоханнесом Огардом отвергает депрограммирование, считая, что оно контрпродуктивно, неэффективно и может навредить отношениям между членами культа. и обеспокоенные члены семьи. [26]

Правительство

[ редактировать ]

Депрограммисты иногда действовали при явной или молчаливой поддержке сотрудников правоохранительных и судебных органов. [27] [28] Ричардсон считает, что участие правительства в депрограммировании происходит в континууме от неявного одобрения до активного участия. В Соединенных Штатах, где существует защита религиозных групп Первой поправкой, правительственные чиновники и агентства часто «закрывают глаза» на деятельность депрограммистов. В Китае правительственные учреждения время от времени продвигали действия, напоминающие депрограммирование, чтобы навязать официальные взгляды на «правильные» убеждения и поведение, например, при подавлении движения Фалуньгун . [18] Это может включать в себя «энергичные, даже насильственные усилия, направленные на то, чтобы отговорить людей от участия в группах, которые считаются неприемлемыми для правительства» и которые «получены юридическими санкциями путем принятия законов, которые объявляют незаконными деятельность или даже убеждения непопулярного движения или группы». будучи мишенью». [18]

В Соединенных Штатах – в Нью-Йорке, Канзасе, Небраске, Коннектикуте, Иллинойсе, Нью-Джерси, Огайо, Орегоне и Техасе – законодатели безуспешно пытались легализовать принудительное депрограммирование либо посредством законопроекта о депрограммировании, либо закона об опеке. В Нью-Йорке законодательным органом фактически были приняты два законопроекта (в 1980 и 1981 годах), но на оба наложил вето губернатор Хью Кэри из-за нарушения ими религиозных и других конституционных свобод. В других штатах законопроекты не прошли законодательный орган. [29]

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах с середины 1970-х и на протяжении 1980-х годов теория контроля над разумом была широко признанной в общественном мнении теорией, и подавляющее большинство газетных и журнальных сообщений о депрограммировании предполагало, что родственники новобранцев имели вполне оправданное стремление добиваться опекунства и нанимать сотрудников. депрограммисты. [30]

Одним из тревожных аспектов с гражданских прав точки зрения было то, что люди, нанимавшие депрограммистов, использовали обман или другие сомнительные с этической точки зрения методы, включая похищение людей , чтобы передать своего родственника в руки депрограммистов, не позволяя им прибегать к помощи собственного адвоката или психиатра. выбирая. Раньше сначала проводилось слушание о вменяемости, а только потом принималось решение о предоставлении убежища или принудительной терапии. Но с депрограммированием судьи обычно предоставляли родителям юридическую власть над своими взрослыми детьми без слушания. [31]

Критики утверждают, что депрограммирование и консультирование по выходу начинаются с ложной предпосылки . [32] [33] Юристы некоторых групп, потерявших членов из-за депрограммирования, а также некоторые защитники гражданских свобод, социологи и психологи утверждают, что не религиозные группы, а скорее депрограммисты обманывают людей и манипулируют ими. [33] [34] [35] [36]

В 1990-е годы на депрограммиста Рика Росса подал в суд Джейсон Скотт , бывший член пятидесятнической группы под названием «Церковь Скинии Жизни», после неудачной попытки депрограммирования. В 1995 году присяжные присудили Скотту долларов США 875 000 в качестве компенсации за ущерб и 2 500 000 долларов США в качестве штрафных санкций против Росса, которые позже были урегулированы в размере 5 000 долларов США и 200 часов услуг. Что еще более важно, присяжные также установили, что ведущая антикультовая группа, известная как Cult Awareness Network (CAN), была соучастником преступления, и оштрафовали CAN на сумму около 1 000 000 долларов США в качестве штрафных санкций, что привело группу к банкротству . [37] [38] Этот случай часто рассматривается как фактически закрывающий дверь практике принудительного депрограммирования в Соединенных Штатах. [9]

Реферальная и откатная система

[ редактировать ]

Антикультовые группы играют центральную роль в поддержании подпольной сети коммуникаций, направлений, транспорта и жилья, необходимых для дальнейшего депрограммирования. [39]

Сеть осведомленности о культах управляла реферальной схемой ( NARDEC ), в которой они направляли людей к депрограммистам в обмен на «откат» в виде пожертвований или комиссионных. [40] Такие депрограммисты, как Рик Алан Росс , Стивен Хассан и Кэрол Джамбальво, были среди депрограммистов, рекомендованных CAN. [39]

Исторические примеры

[ редактировать ]
Год Предмет Группа Описание Депрограммировать
1974 Кэти Крэмптон [41] Люблю семью Похищение и депрограммирование транслировались по телевидению на всей территории Соединенных Штатов; вскоре после того, что считалось «успешным» депрограммированием, она вернулась в группу. Депрограммиста обвинили в похищении, но оправдали. Тед Патрик
1980 Сьюзан Вирт, 35-летняя учительница, живущая в Сан-Франциско. Коалиция по борьбе со смертной казнью; Комитет солидарности африканского народа; антиядерный [30] Четверо похитителей забрали ее на улице и затолкали в фургон по наущению ее родителей. [30] [42] Родители заплатили 27 000 долларов США за депрограммирование, которое включало в себя затыкание рта, приковывание наручниками к кровати на две недели, отказ в еде и воде и неоднократные угрозы. [43] Несмотря на это испытание, Вирт осталась верной своим целям и выступила против депрограммирования, но отказалась выдвигать юридические обвинения против своих родителей. [44] Тед Патрик
1980 Роберта МакЭлфиш, 26-летняя официантка из Тусона . [7] Семья Уэсли Томаса Похищенная на улице родственниками, которые думали, что она присоединилась к секте, МакЭлфиш сумела сбежать до того, как ей было проведено депрограммирование. [45] Депрограммист, осужденный за заговор , похищение людей и незаконное тюремное заключение ; приговорен к одному году тюремного заключения и штрафу в размере 5000 долларов США. [46] Тед Патрик
1981 Стефани Ритмиллер, жившая в Огайо. лесбийские отношения Похищена депрограммистами, нанятыми ее родителями; ее якобы удерживали против ее воли и неоднократно насиловали. Выдвинула гражданские обвинения против своих родителей и депрограммистов, которые были отклонены в ходе судебного разбирательства, вызвавшего некоторую полемику в средствах массовой информации. [30] [47] [48]
1981 Томас Уорд Церковь Объединения Содержался в плену 35 дней и подвергался физическому и психологическому насилию со стороны депрограммистов и членов семьи. В гражданском иске Уорда 4-й окружной апелляционный суд США постановил, что федеральные законы о гражданских правах защищают от религиозной дискриминации. Решение противоречило (тогда распространенному) принципу «родительской неприкосновенности» в таких случаях. [31]
1982 Клэр Шато, 21 год, Дижон, Франция. Церковь Объединения Похищенный днем ​​на центральной улице Дижона, Шато затащили в движущуюся машину и кричали о помощи. Медико-психологическая экспертиза показала, что у нее хорошее психическое здоровье, следов «промывания мозгов» нет. Семь человек — члены семьи и «профессиональные депрограммисты» ADFI — были обвинены в похищении региональным управлением уголовных расследований Дижона на основании §341 Уголовного кодекса Франции . [49] [50] Этот случай способствовал постепенному отказу от похищений и попыток депрограммирования. [51] 7 человек: ADFI и члены семьи
1990 Карен Левер, 33-летний директор компьютерной консалтинговой компании. Семинары Рамы Трое мужчин схватили и затолкали в фургон в аэропорту Сиэтла. Удерживалась в плену в течение 8 дней (охранялась 24 часа в сутки без соблюдения конфиденциальности) 7 депрограммистами, нанятыми ее родителями. После полного провала своего предприятия депрограммисты вернули Левер в ее машину в аэропорту. Полиция Сиэтла сообщила, что у нее есть основания выдвинуть обвинения в похищении и незаконном тюремном заключении. [52] Джозеф Симхарт
1990 Эльма Миллер, амиш женщина- либеральная секта Ее муж нанял депрограммистов, чтобы вернуть ее ему и церкви амишей. Против мужа, брата и еще двух человек были возбуждены уголовные обвинения в заговоре, но позже они были сняты по ее просьбе прокурору. [53] [54] Тед Патрик
1990-е годы Джейсон Скотт Пятидесятническая группа под названием «Скиния жизни» (часть Международной объединенной пятидесятнической церкви ) Неудачное депрограммирование. Скотт стал бывшим участником и подал в суд. [55] Жюри присудило Скотту 875 000 долларов США в качестве компенсации за ущерб , 1 000 000 долларов США в качестве штрафных санкций против Cult Awareness Network (CAN) и 2 500 000 долларов США против Росса (позже было решено выплатить 5 000 долларов США и 200 часов услуг «в качестве эксперта-консультанта и специалиста по вмешательству»). . [55] Рик Росс

Выходное консультирование

[ редактировать ]

Сторонники «консультирования по выходу» отличают его от принудительных форм депрограммирования. Фундаментальное различие состоит в том, что принудительное депрограммирование предполагает принудительное заключение человека, тогда как при консультировании по выходу он может уйти в любой момент. Считается, что отсутствие физического принуждения увеличивает вероятность установления взаимопонимания и предотвращения отчуждения, гнева или страха субъекта. Консультанты по выходу обычно привлекаются во время «семейного вмешательства », где они объясняют свою роль и пытаются изменить отношение субъекта к своей религиозной группе посредством рассуждений и убеждения. [56]

Лангоне, написавший в 1993 году, подсчитал, что затраты на депрограммирование обычно достигают как минимум 10 000 долларов США по сравнению с консультированием по выходу, которое обычно стоит от 2 000 до 4 000 долларов США, хотя случаи, требующие обширного исследования малоизвестных групп, могут стоить гораздо дороже. Депрограммирование, особенно когда оно терпит неудачу, также влечет за собой значительный юридический и психологический риск (например, постоянное отчуждение субъекта от своей семьи). При консультировании по выходу эти психологические и юридические риски снижаются. Хотя депрограммисты готовят членов семьи (кроме субъекта) к процессу, консультанты по выходу, как правило, работают с такими членами семьи напрямую, ожидая, что те, кто просит о вмешательстве, внесут свой вклад в процесс. Консультирование по выходу требует, чтобы семьи установили разумный и уважительный уровень общения со своим любимым человеком до начала самой программы. Поскольку депрограммирование основано на принуждении (которое является незаконным, за исключением случаев консервации , и обычно рассматривается как неэтичное), критика религиозной организации со стороны депрограммистов, как правило, вызывает меньше доверия у субъекта, чем аргументы консультантов по выходу. [57]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Определение ДЕПРОГРАММЫ» . www.merriam-webster.com . Проверено 17 сентября 2022 г.
  2. ^ Мелтон, Дж. Гордон (1999). Новые религиозные движения . Нью-Йорк: Рутледж . п. 218. ИСБН  0-415-20049-0 .
  3. ^ Шупе, Энсон (2005). Энциклопедия религии под редакцией Линдси Джонс, 2291–2293 гг. Том. 4. 2-е изд. Справочник Макмиллан , США.
  4. ^ Jump up to: а б Нил, Линн С. (2012). «Депрограммирование». Энциклопедия религиозных противоречий в Соединенных Штатах . Под редакцией Билла Дж. Леонарда и Джилл И. Крейншоу . Том. 1. 2-е изд. Денвер, Колорадо: ABC-CLIO .
  5. ^ Jump up to: а б «Примечания: культы, депрограммисты и защита необходимости» . Обзор законодательства штата Мичиган . 80 (2): 271–311. Декабрь 1981 г. doi : 10.2307/1288050 . JSTOR   1288050 – через JSTOR.
  6. ^ Jump up to: а б Хантер, Ховард О.; Прайс, Полли Дж. (2001). «Регулирование религиозного прозелитизма в США» . Обзор права Университета Бригама Янга . 2001 (2).
  7. ^ Jump up to: а б «Тед Патрик осужден за захват женщины, которая, как утверждается, присоединилась к секте; сбежал от похитителей» . Нью-Йорк Таймс . 30 августа 1980 года.
  8. ^ Икемото, Кейко; Накамура, Масакадзу (2004). «Принудительное депрограммирование от религии и психического здоровья: отчет о посттравматическом стрессовом расстройстве». Международный журнал права и психиатрии . 27 (2): 147–155. дои : 10.1016/j.ijlp.2004.01.005 . ПМИД   15063639 .
  9. ^ Jump up to: а б Макаллистер, Шон (1999). «Священные войны: принудительное депрограммирование как оружие против культов». Обзор закона Тергуда Маршалла 24 (2): 359–85
  10. ^ ЛеМулт, Джон (1 января 1978 г.). «Депрограммирование членов религиозных сект» . Обзор закона Фордхэма . 46 (4): 599.
  11. ^ Криссайдс, Джордж (1999). Изучение новых религий . Международная издательская группа «Континуум» . стр. 346–348. ISBN  0-8264-5959-5 .
  12. ^ Криссайдс, Джордж Д .; Зеллер, Бенджамин Э. (ред.) (2014). Блумсберийский спутник новых религиозных движений. Товарищи Блумсбери. Лондон: Издательство Блумсбери .
  13. ^ Jump up to: а б с д Бромли, Дэвид Г. (2006). «Карьера присоединения и дисаффилирования в новых религиозных движениях». В Галлахере, Юджин В .; Эшкрафт, В. Майкл (ред.). Введение в новые и альтернативные религии в Америке: Том 1: История и противоречия . Гринвуд Пресс. ISBN  0275987132 . ОЛ   10289608М .
  14. ^ Кларк, П. и RMHFP Кларк. 2004. Энциклопедия новых религиозных движений: Тейлор и Фрэнсис.
  15. ^ «Религия: Культнапер» . Время . Время США . Проверено 24 октября 2023 г.
  16. ^ Льюис, Джеймс Р. (2004). Оксфордский справочник новых религиозных движений . Издательство Оксфордского университета. п. 191.
  17. ^ Шупе, Энсон Д.; Шпильманн, Роджер; Стигалл, Сэм (июль 1977 г.). «Депрограммирование: Новый экзорцизм». Американский учёный-бихевиорист . 20 (6): 941–956. дои : 10.1177/000276427702000609 . S2CID   220680074 .
  18. ^ Jump up to: а б с Ричардсон, Джеймс Т. (2011). «Депрограммирование: от частной самопомощи к репрессиям, организованным государством». Преступность, закон и социальные изменения . 55 (4): 321–336. дои : 10.1007/s10611-011-9286-5 . S2CID   145343864 .
  19. ^ Лэйкок, Дуглас (2011). Религиозная свобода, Том 2: Статья о свободе вероисповедания . Том. 2. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 746. ИСБН  978-0-8028-6522-9 .
  20. ^ Jump up to: а б Баркер, Эйлин (2002). «Наблюдение за насилием: сравнительный анализ ролей пяти типов групп, наблюдающих за культом». В книге «Культы, религия и насилие » под редакцией Дэвида Г. Бромли и Дж. Гордона Мелтона , 123–48. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  21. ^ ЛеМулт, Джон Э. (1978). «Депрограммирование членов религиозных сект» . Обзор закона Фордхэма . 46 (4): 599–640.
  22. ^ Jump up to: а б Джамбальво, Кэрол (1998). «От депрограммирования к консультации по реформе мышления» . Международная ассоциация культовых исследований . Проверено 05 сентября 2022 г.
  23. ^ Стоунер, Кэрролл; Парк, Джо Энн (1977). Дети всех богов: опыт культа – спасение или рабство? . Рэднор, Пенсильвания : Чилтон.
  24. ^ Гомес, Алан В. (1995). Разоблачение культов . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван . ISBN  9780310704416 .
  25. ^ Левин, Сол В. (1979). «Роль психиатрии в феномене культов». Канадский журнал психиатрии . 24 (7): 593–603. дои : 10.1177/070674377902400703 . ПМИД   519625 . S2CID   27997894 .
  26. ^ Криссайдс, Исследование новых религий , 353–54.
  27. ^ Бромли, Дэвид ; Мелтон, Дж. Гордон (2002). Культы, религия и насилие . Вест-Ньяк , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета .
  28. ^ Ричардсон, Джеймс Т. (октябрь 1991 г.). «Рефлексивность и объективность в изучении спорных новых религий». Религия . 21 (4): 305–18. дои : 10.1016/0048-721X(91)90034-N .
  29. ^ Роббинс, Томас; Шеперд, Уильям К.; Макбрайд, Джеймс (1985). Культы, культура и закон: перспективы новых религиозных движений . Чико, Калифорния: Scholars Press. стр. 17, 108–110.
  30. ^ Jump up to: а б с д Рашер, Уильям А. (28 мая 1983 г.). «Депрограммирование позора свободного общества» . Гадсден Таймс . п. А4 . Проверено 14 ноября 2013 г.
  31. ^ Jump up to: а б Хайер, Марджори. «Законы о правах судов защищают от религиозной дискриминации» . Вашингтон Пост . Проверено 3 октября 2023 г.
  32. ^ Бромли, Дэвид Г.; Шупе, Энсон Д. (1981). Странные боги: Великая американская культовая угроза . Бостон: Beacon Press . стр. 198–204. ISBN  0807032565 .
  33. ^ Jump up to: а б Роббинс, Томас; Энтони, Дик (февраль 1982 г.). «Депрограммирование, промывание мозгов и медикализация девиантных религиозных групп» . Социальные проблемы . 29 (3): 283–97. дои : 10.2307/800160 . JSTOR   800160 – через JSTOR.
  34. ^ Энтони, Дик; Роббинс, Томас (зима 1992 г.). «Право, социальные науки и исключение из первой поправки о «промывании мозгов»». Поведенческие науки и право . 10 (1): 5–29. дои : 10.1002/bsl.2370100103 .
  35. ^ Коулман, Ли (1984). «Новые религии и миф о контроле над разумом». Американский журнал ортопсихиатрии . 54 (2): 322–5. дои : 10.1111/j.1939-0025.1984.tb01499.x . ПМИД   6731597 .
  36. ^ Блау, Элеонора (6 февраля 1977 г.). «ПОМОЩНИК ACLU ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ЗАХВАТЕ КУЛЬТИСТОВ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 05 сентября 2022 г.
  37. ^ Криссайдс, Исследование новых религий , 348.
  38. ^ «Сеть осведомленности о культах обанкротилась». Христианский век . 14–21 августа 1996 г. с. 777.
  39. ^ Jump up to: а б Дэвис, Дерек Х.; Хэнкинс, Барри (2003). Новые религиозные движения и религиозная свобода в Америке. Уэйко, Техас: Издательство Университета Бэйлора .
  40. ^ Шупе, Энсон ; Дарнелл, Сьюзен Э. (2006). Агенты раздора: депрограммирование, псевдонаука и американское антикультовое движение. Нью-Брансуик, Нью-Джерси : Издатели транзакций .
  41. ^ «Тед Патрик Фрид в фильме «Похищение на побережье». Нью-Йорк Таймс . 12 декабря 1974 г.
  42. ^ «Дочь похитили из-за политики» . Таймс округа Бивер . Ассошиэйтед Пресс . 2 июля 1980 г. с. А-13 . Проверено 14 ноября 2013 г.
  43. ^ Почтовая страница, Стивен Гаррард (1993). Исследования по биоэтике. Нью-Йорк: Издательство Джорджтаунского университета . п. 71. ISBN   978-0-87840-538-1
  44. ^ «Опасаясь похищения, она примиряется с матерью», Merced Sun-Star , 29 июля 1980 г.
  45. ^ «Культовый депрограммист признан виновным», Толедо Блейд , 30 августа 1980 г.
  46. ^ «Тед Патрик приговорен к аресту члена культа». Нью-Йорк Таймс . 27 сентября 1980 г.
  47. ^ Комсток, Гард Дэвид (1995). Насилие в отношении лесбиянок и геев . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 201. ISBN   978-0-231-07331-8 .
  48. ^ « Депрограммированная женщина хранит костюм» . Гадсден Таймс . 10 декабря 1981 г. с. 1 . Проверено 14 ноября 2013 г.
  49. ^ Бирман, Патрисия (1 апреля 2005 г.). «Духовные границы и национальные границы: борьба с сектами во Франции» . Мана (на португальском языке). 11 :7–39. дои : 10.1590/S0104-93132005000100001 . ISSN   0104-9313 .
  50. ^ «В Безансоне предъявлены обвинения семи людям в похищении последователя Муна. Секта намерена подать гражданский иск. Драма в трёх действиях» . Le Monde.fr (на французском языке). 09.03.1982 . Проверено 06 апреля 2024 г.
  51. ^ Бирман_Патриция (06 апреля 2024 г.). «Верования и вещи: французские дебаты» . ethnographies.org (на французском языке) . Проверено 06 апреля 2024 г.
  52. ^ Шупе, Энсон; Дарнелл, Сьюзен (2006). Агенты раздора: депрограммирование, псевдонаука и американское антикультовое движение . Нью-Джерси: Издатели транзакций. п. 56.
  53. ^ "Женщина-амишка обвиняет в депрограммировании", Pittsburgh Press , 30 ноября 1990 г.
  54. ^ «Женщина-амиши просит прокурора снять обвинения в похищении», Madison Courier. 8 декабря 1990 года.
  55. ^ Jump up to: а б Шупе и Дарнелл, Агенты раздора , 180–4.
  56. ^ Лангоне, Майкл Д. (1995). Восстановление после культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия . Нью-Йорк: WW Нортон . стр. 166, 171–4. ISBN  9780393313215 .
  57. ^ Лангоне, Майкл Д. и Пол Р. Мартин (1993). «Депрограммирование, консультирование по поводу выхода и этика – прояснение путаницы» . www.iclnet.org . Проверено 7 апреля 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bed411326df230878c8ff256eb0588a1__1718257800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/a1/bed411326df230878c8ff256eb0588a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deprogramming - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)