Депрограммирование
Депрограммирование — спорная тактика, целью которой является отговорить кого-либо от «твёрдых убеждений». [1] например, религиозные убеждения. Депрограммирование призвано помочь человеку, который придерживается определенной системы убеждений (которая считается вредной для тех, кто инициирует депрограммирование), изменить эти убеждения и разорвать связи с связанной с ними группой. [2] [3] [4] Обычно людей, называющих себя депрограммистами, нанимают родственники человека, часто родители взрослых детей. Субъекта депрограммирования обычно заставляют пройти процедуру, которая может длиться несколько дней или недель, против его воли.
Методы и практики депрограммирования разнообразны, но часто включают в себя похищение людей и ложное тюремное заключение . [4] [5] которые иногда приводили к уголовным обвинительным приговорам. [5] [6] [7] Эта практика привела к разногласиям по поводу свободы религии , гражданских прав , преступности и применения насилия. [8] Сторонники депрограммирования представляют эту практику как необходимую контрмеру систематическим процедурам «промывания мозгов», предположительно применяемым религиозными группами, которые, по их утверждениям, лишают человека возможности свободного выбора.
Фон
[ редактировать ]В США в начале 1970-х годов росло число новых религиозных движений . Тед Патрик , «отец депрограммирования», сформировал организацию, которую он назвал «Фонд гражданской свободы», и начал предлагать услуги «депрограммирования» людям, которые хотели разорвать связь члена семьи с НРД. Методы Патрика включали похищение, физическое сдерживание, содержание под стражей в течение нескольких дней или недель при постоянном присутствии с жертвой, лишение еды и сна, длительное словесное и эмоциональное насилие, а также осквернение символов веры жертвы. [9] [10]
Депрограммисты оправдывали свои действия, применяя теорию « промывания мозгов » к новым религиозным движениям. [11] [12] Теория «промывания мозгов» отрицала возможность подлинного духовного выбора для члена НРМ, предполагая вместо этого, что такие люди подвергаются систематическим программам контроля над разумом, которые подавляют их способность к независимому волеизъявлению. [13] : 56 Теория «промывания мозгов» Теда Патрика заключалась в том, что люди были загипнотизированы мозговыми волнами, исходящими из глаз и кончиков пальцев вербовщика, после чего состояние поддерживалось постоянной идеологической обработкой, тоталитарной средой и самогипнозом. [13] : 59 Однако большинство академических исследований показало, что причины, по которым люди присоединяются, остаются в НРД или покидают их, являются сложными, варьируются от группы к группе и от человека к человеку и в целом отражают постоянное наличие способности к индивидуальной ответственности и выбору. [13] : 43, 61
Фонд гражданской свободы, который позже стал известен как Сеть осведомленности о культах , стал самой заметной группой в зарождающемся национальном антикультовом движении 1970-х и 80-х годов. Антикультовое движение лоббировало законодательные меры штата и страны для легитимизации своей деятельности, и хотя это имело очень ограниченный успех, движение, тем не менее, смогло создать союзы с рядом правительственных учреждений. В первую очередь это произошло на фоне пропаганды идеологии «промывания мозгов» и контроля над сознанием, которая сумела превратить принадлежность к НРД в проблему общественного, а не частного интереса, и придала антикультистам псевдолегитимность, более крайние претензии и действия.
Хотя CFF и CAN выступали за депрограммирование, они дистанцировались от этой практики с конца 1970-х годов. [14] Однако, несмотря на этот очевидный отказ, они продолжили эту практику. CFF и CAN направляли тысячи платящих клиентов к членам-активистам, которые вели списки депрограммистов. Общее число произошедших неизвестно, но в 1980 году Тед Патрик утверждал, что его нанимали в качестве профессионального похитителя более 2000 раз. [15] Как во время, так и после периода его деятельности появилось множество других операторов, многие из которых обучались у него. [13] : 59 Практика депрограммирования была неотъемлемой частью антикультовой идеологии и экономики и рассматривалась как эффективный ответ на требования, исходящие от людей, которые хотели извлечь члена семьи, но она также противоречила потребности антикультовых организаций в позиционируют себя как «образовательные» ассоциации (например, CFF получил статус безналогового образовательного фонда). Это, наряду с его шатким правовым и моральным статусом, означало, что депрограммирование, как правило, публично отвергалось, в то время как его практика продолжалась тайно. [16]
Применение насилия
[ редактировать ]Депрограммирование стало спорной практикой из-за насильственного и незаконного характера некоторых его методов. Различные ученые прокомментировали эту практику. Социолог Энсон Д. Шуп и другие писали, что депрограммирование сравнимо с экзорцизмом как по методологии, так и по проявлениям. [17] Профессор социологии и юридических исследований Джеймс Т. Ричардсон описал депрограммирование как «частный процесс самопомощи, в ходе которого участников непопулярных новых религиозных движений (НРД) насильно удаляли из группы, заключали в тюрьму и подвергали радикальным процессам ресоциализации, которые должны были в результате они согласились покинуть группу». [18] Профессор права Дуглас Лэйкок , автор книги «Религиозная свобода: пункт о свободном исполнении» , писал:
Начиная с 1970-х годов, многие родители отреагировали на первоначальное обращение «депрограммированием». Суть депрограммирования заключалась в том, чтобы физически похитить новообращенного, изолировать его и физически удержать его, а также засыпать его непрерывными аргументами и нападками на его новую религию, угрожая удерживать его вечно, пока он не согласится покинуть ее. [19]
Депрограммисты обычно действовали исходя из предположения, что люди, за которых им заплатили за выведение из религиозных организаций, были жертвами контроля над разумом или «промывания мозгов». Поскольку теория заключалась в том, что такие люди неспособны к рациональному мышлению, крайние меры считались оправданными ради их же блага, вплоть до применения преступного насилия. Теда Патрика в конечном итоге судили и признали виновным в нескольких уголовных преступлениях, связанных с похищением людей и неправомерным тюремным заключением депрограммирующих субъектов. [6]
Насилие той или иной степени характерно для всех рассказов о депрограммировании. Есть многочисленные свидетельства людей, которые описывают, как им угрожали оружием, избивали, отказывали в еде и сне, а также подвергали сексуальному насилию. [20] В этих рассказах депрограммирование обычно начинается с того, что жертву загоняют в машину и везут в место, где она изолируется от всех, кроме похитителей. Им говорят, что их не освободят, пока они не откажутся от своих убеждений, а затем подвергают дням, а иногда и неделям словесного, эмоционального, психологического и/или физического давления до тех пор, пока не будут удовлетворены требования их похитителей. [21]
По словам социолога Эйлин Баркер , «не обязательно полагаться на жертв в рассказах о насилии: Тед Патрик, один из самых известных депрограммистов, используемых CAG [группами культового сознания] (который провел несколько сроков в тюрьме за свои подвиги) ) открыто хвастается некоторыми проявлениями насилия, которые он применил». Ряд других видных членов «групп культового сознания» были осуждены за насильственные преступления, совершенные в ходе депрограммирования. [20]
Кэрол Джамбальво , которая работала в Сети по информированию о культах в 1980-х годах (позже выступая за «добровольное консультирование по поводу выхода» и «консультации по реформированию мышления»), сказала, что, хотя похищения, безусловно, имели место, более распространенной практикой было насильственное задержание людей в их собственных домах. или в каюте или номере мотеля. Джамбальво рассказывает о «ужасных историях» об усмирении, избиениях, использовании наручников и оружия, сексуальном насилии и даже изнасилованиях, хотя она утверждает, что они использовались лишь в меньшинстве случаев и что депрограммирование «помогло освободить многих людей». [22]
Обоснование и эффективность
[ редактировать ]Кэрол Джамбальво так описала причину депрограммирования:
Считалось, что власть «промывания мозгов» над когнитивными процессами члена культа необходимо сломать – или «сломать», как некоторые это называли – средствами, которые шокировали бы или напугали культиста, заставив его снова задуматься. По этой причине в некоторых случаях фотографии лидеров культов сжигались или между депрограммистами и культистами происходили крайне конфронтационные взаимодействия. Часто искали эмоциональную реакцию на информацию, шок, страх и конфронтацию. [22]
Другой соратник Теда Патрика, Сильвия Буфорд, выделила пять стадий депрограммирования, которые в идеале должны привести субъекта к осознанию своего состояния:
- Дискредитация авторитетного лица
- Представление противоречий – сравнение идеологии с реальностью; например: «Как он может проповедовать любовь, если эксплуатирует людей?»
- Переломный момент, когда субъект начинает принимать позицию депрограммиста и начинает сомневаться в идеологии.
- Самовыражение: субъект начинает высказывать критику и жалобы на культ.
- Идентификация и перенос: субъект начинает идентифицировать себя с депрограммистами, думая как противник культа, а не как его член. [23]
Однако, по мнению Джамбальво и других, депрограммирование часто не приводило к желаемому результату и часто приносило значительный вред. Хотя некоторые сторонники заявляют о высоких показателях успеха, исследования показывают, что показатели естественной отсева на самом деле выше, чем те, которые достигаются с помощью мер по депрограммированию. [24]
Профессор психиатрии Сол В. Левин предполагает, что сомнительно, что депрограммирование помогает многим людям, и далее говорит, что оно на самом деле причиняет вред жертве по самой природе депрограммирования. Чтобы депрограммирование сработало, жертву необходимо убедить в том, что она присоединилась к религиозной группе против своей воли. Затем они должны отказаться от ответственности и признать, что каким-то таинственным образом их разум находится под контролем. Он утверждает, что депрограммирование разрушает личность человека и, вероятно, создаст постоянную тревогу по поводу свободы выбора и оставит депрограммированного субъекта зависимым от руководства и советов других. [25]
( Международный центр диалога DCI) — крупная христианская контркультовая организация, основанная в 1973 году датским профессором миссиологии и экуменического богословия , Йоханнесом Огардом отвергает депрограммирование, считая, что оно контрпродуктивно, неэффективно и может навредить отношениям между членами культа. и обеспокоенные члены семьи. [26]
Правительство
[ редактировать ]Депрограммисты иногда действовали при явной или молчаливой поддержке сотрудников правоохранительных и судебных органов. [27] [28] Ричардсон считает, что участие правительства в депрограммировании происходит в континууме от неявного одобрения до активного участия. В Соединенных Штатах, где существует защита религиозных групп Первой поправкой, правительственные чиновники и агентства часто «закрывают глаза» на деятельность депрограммистов. В Китае правительственные учреждения время от времени продвигали действия, напоминающие депрограммирование, чтобы навязать официальные взгляды на «правильные» убеждения и поведение, например, при подавлении движения Фалуньгун . [18] Это может включать в себя «энергичные, даже насильственные усилия, направленные на то, чтобы отговорить людей от участия в группах, которые считаются неприемлемыми для правительства» и которые «получены юридическими санкциями путем принятия законов, которые объявляют незаконными деятельность или даже убеждения непопулярного движения или группы». будучи мишенью». [18]
В Соединенных Штатах – в Нью-Йорке, Канзасе, Небраске, Коннектикуте, Иллинойсе, Нью-Джерси, Огайо, Орегоне и Техасе – законодатели безуспешно пытались легализовать принудительное депрограммирование либо посредством законопроекта о депрограммировании, либо закона об опеке. В Нью-Йорке законодательным органом фактически были приняты два законопроекта (в 1980 и 1981 годах), но на оба наложил вето губернатор Хью Кэри из-за нарушения ими религиозных и других конституционных свобод. В других штатах законопроекты не прошли законодательный орган. [29]
Споры и связанные с ними проблемы
[ редактировать ]В Соединенных Штатах с середины 1970-х и на протяжении 1980-х годов теория контроля над разумом была широко признанной в общественном мнении теорией, и подавляющее большинство газетных и журнальных сообщений о депрограммировании предполагало, что родственники новобранцев имели вполне оправданное стремление добиваться опекунства и нанимать сотрудников. депрограммисты. [30]
Одним из тревожных аспектов с гражданских прав точки зрения было то, что люди, нанимавшие депрограммистов, использовали обман или другие сомнительные с этической точки зрения методы, включая похищение людей , чтобы передать своего родственника в руки депрограммистов, не позволяя им прибегать к помощи собственного адвоката или психиатра. выбирая. Раньше сначала проводилось слушание о вменяемости, а только потом принималось решение о предоставлении убежища или принудительной терапии. Но с депрограммированием судьи обычно предоставляли родителям юридическую власть над своими взрослыми детьми без слушания. [31]
Критики утверждают, что депрограммирование и консультирование по выходу начинаются с ложной предпосылки . [32] [33] Юристы некоторых групп, потерявших членов из-за депрограммирования, а также некоторые защитники гражданских свобод, социологи и психологи утверждают, что не религиозные группы, а скорее депрограммисты обманывают людей и манипулируют ими. [33] [34] [35] [36]
В 1990-е годы на депрограммиста Рика Росса подал в суд Джейсон Скотт , бывший член пятидесятнической группы под названием «Церковь Скинии Жизни», после неудачной попытки депрограммирования. В 1995 году присяжные присудили Скотту долларов США 875 000 в качестве компенсации за ущерб и 2 500 000 долларов США в качестве штрафных санкций против Росса, которые позже были урегулированы в размере 5 000 долларов США и 200 часов услуг. Что еще более важно, присяжные также установили, что ведущая антикультовая группа, известная как Cult Awareness Network (CAN), была соучастником преступления, и оштрафовали CAN на сумму около 1 000 000 долларов США в качестве штрафных санкций, что привело группу к банкротству . [37] [38] Этот случай часто рассматривается как фактически закрывающий дверь практике принудительного депрограммирования в Соединенных Штатах. [9]
Реферальная и откатная система
[ редактировать ]Антикультовые группы играют центральную роль в поддержании подпольной сети коммуникаций, направлений, транспорта и жилья, необходимых для дальнейшего депрограммирования. [39]
Сеть осведомленности о культах управляла реферальной схемой ( NARDEC ), в которой они направляли людей к депрограммистам в обмен на «откат» в виде пожертвований или комиссионных. [40] Такие депрограммисты, как Рик Алан Росс , Стивен Хассан и Кэрол Джамбальво, были среди депрограммистов, рекомендованных CAN. [39]
Исторические примеры
[ редактировать ]Год | Предмет | Группа | Описание | Депрограммировать |
---|---|---|---|---|
1974 | Кэти Крэмптон [41] | Люблю семью | Похищение и депрограммирование транслировались по телевидению на всей территории Соединенных Штатов; вскоре после того, что считалось «успешным» депрограммированием, она вернулась в группу. Депрограммиста обвинили в похищении, но оправдали. | Тед Патрик |
1980 | Сьюзан Вирт, 35-летняя учительница, живущая в Сан-Франциско. | Коалиция по борьбе со смертной казнью; Комитет солидарности африканского народа; антиядерный [30] | Четверо похитителей забрали ее на улице и затолкали в фургон по наущению ее родителей. [30] [42] Родители заплатили 27 000 долларов США за депрограммирование, которое включало в себя затыкание рта, приковывание наручниками к кровати на две недели, отказ в еде и воде и неоднократные угрозы. [43] Несмотря на это испытание, Вирт осталась верной своим целям и выступила против депрограммирования, но отказалась выдвигать юридические обвинения против своих родителей. [44] | Тед Патрик |
1980 | Роберта МакЭлфиш, 26-летняя официантка из Тусона . [7] | Семья Уэсли Томаса | Похищенная на улице родственниками, которые думали, что она присоединилась к секте, МакЭлфиш сумела сбежать до того, как ей было проведено депрограммирование. [45] Депрограммист, осужденный за заговор , похищение людей и незаконное тюремное заключение ; приговорен к одному году тюремного заключения и штрафу в размере 5000 долларов США. [46] | Тед Патрик |
1981 | Стефани Ритмиллер, жившая в Огайо. | лесбийские отношения | Похищена депрограммистами, нанятыми ее родителями; ее якобы удерживали против ее воли и неоднократно насиловали. Выдвинула гражданские обвинения против своих родителей и депрограммистов, которые были отклонены в ходе судебного разбирательства, вызвавшего некоторую полемику в средствах массовой информации. [30] [47] [48] | |
1981 | Томас Уорд | Церковь Объединения | Содержался в плену 35 дней и подвергался физическому и психологическому насилию со стороны депрограммистов и членов семьи. В гражданском иске Уорда 4-й окружной апелляционный суд США постановил, что федеральные законы о гражданских правах защищают от религиозной дискриминации. Решение противоречило (тогда распространенному) принципу «родительской неприкосновенности» в таких случаях. [31] | |
1982 | Клэр Шато, 21 год, Дижон, Франция. | Церковь Объединения | Похищенный днем на центральной улице Дижона, Шато затащили в движущуюся машину и кричали о помощи. Медико-психологическая экспертиза показала, что у нее хорошее психическое здоровье, следов «промывания мозгов» нет. Семь человек — члены семьи и «профессиональные депрограммисты» ADFI — были обвинены в похищении региональным управлением уголовных расследований Дижона на основании §341 Уголовного кодекса Франции . [49] [50] Этот случай способствовал постепенному отказу от похищений и попыток депрограммирования. [51] | 7 человек: ADFI и члены семьи |
1990 | Карен Левер, 33-летний директор компьютерной консалтинговой компании. | Семинары Рамы | Трое мужчин схватили и затолкали в фургон в аэропорту Сиэтла. Удерживалась в плену в течение 8 дней (охранялась 24 часа в сутки без соблюдения конфиденциальности) 7 депрограммистами, нанятыми ее родителями. После полного провала своего предприятия депрограммисты вернули Левер в ее машину в аэропорту. Полиция Сиэтла сообщила, что у нее есть основания выдвинуть обвинения в похищении и незаконном тюремном заключении. [52] | Джозеф Симхарт |
1990 | Эльма Миллер, амиш женщина- | либеральная секта | Ее муж нанял депрограммистов, чтобы вернуть ее ему и церкви амишей. Против мужа, брата и еще двух человек были возбуждены уголовные обвинения в заговоре, но позже они были сняты по ее просьбе прокурору. [53] [54] | Тед Патрик |
1990-е годы | Джейсон Скотт | Пятидесятническая группа под названием «Скиния жизни» (часть Международной объединенной пятидесятнической церкви ) | Неудачное депрограммирование. Скотт стал бывшим участником и подал в суд. [55] Жюри присудило Скотту 875 000 долларов США в качестве компенсации за ущерб , 1 000 000 долларов США в качестве штрафных санкций против Cult Awareness Network (CAN) и 2 500 000 долларов США против Росса (позже было решено выплатить 5 000 долларов США и 200 часов услуг «в качестве эксперта-консультанта и специалиста по вмешательству»). . [55] | Рик Росс |
Выходное консультирование
[ редактировать ]Сторонники «консультирования по выходу» отличают его от принудительных форм депрограммирования. Фундаментальное различие состоит в том, что принудительное депрограммирование предполагает принудительное заключение человека, тогда как при консультировании по выходу он может уйти в любой момент. Считается, что отсутствие физического принуждения увеличивает вероятность установления взаимопонимания и предотвращения отчуждения, гнева или страха субъекта. Консультанты по выходу обычно привлекаются во время «семейного вмешательства », где они объясняют свою роль и пытаются изменить отношение субъекта к своей религиозной группе посредством рассуждений и убеждения. [56]
Лангоне, написавший в 1993 году, подсчитал, что затраты на депрограммирование обычно достигают как минимум 10 000 долларов США по сравнению с консультированием по выходу, которое обычно стоит от 2 000 до 4 000 долларов США, хотя случаи, требующие обширного исследования малоизвестных групп, могут стоить гораздо дороже. Депрограммирование, особенно когда оно терпит неудачу, также влечет за собой значительный юридический и психологический риск (например, постоянное отчуждение субъекта от своей семьи). При консультировании по выходу эти психологические и юридические риски снижаются. Хотя депрограммисты готовят членов семьи (кроме субъекта) к процессу, консультанты по выходу, как правило, работают с такими членами семьи напрямую, ожидая, что те, кто просит о вмешательстве, внесут свой вклад в процесс. Консультирование по выходу требует, чтобы семьи установили разумный и уважительный уровень общения со своим любимым человеком до начала самой программы. Поскольку депрограммирование основано на принуждении (которое является незаконным, за исключением случаев консервации , и обычно рассматривается как неэтичное), критика религиозной организации со стороны депрограммистов, как правило, вызывает меньше доверия у субъекта, чем аргументы консультантов по выходу. [57]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение ДЕПРОГРАММЫ» . www.merriam-webster.com . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (1999). Новые религиозные движения . Нью-Йорк: Рутледж . п. 218. ИСБН 0-415-20049-0 .
- ^ Шупе, Энсон (2005). Энциклопедия религии под редакцией Линдси Джонс, 2291–2293 гг. Том. 4. 2-е изд. Справочник Макмиллан , США.
- ^ Jump up to: а б Нил, Линн С. (2012). «Депрограммирование». Энциклопедия религиозных противоречий в Соединенных Штатах . Под редакцией Билла Дж. Леонарда и Джилл И. Крейншоу . Том. 1. 2-е изд. Денвер, Колорадо: ABC-CLIO .
- ^ Jump up to: а б «Примечания: культы, депрограммисты и защита необходимости» . Обзор законодательства штата Мичиган . 80 (2): 271–311. Декабрь 1981 г. doi : 10.2307/1288050 . JSTOR 1288050 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Хантер, Ховард О.; Прайс, Полли Дж. (2001). «Регулирование религиозного прозелитизма в США» . Обзор права Университета Бригама Янга . 2001 (2).
- ^ Jump up to: а б «Тед Патрик осужден за захват женщины, которая, как утверждается, присоединилась к секте; сбежал от похитителей» . Нью-Йорк Таймс . 30 августа 1980 года.
- ^ Икемото, Кейко; Накамура, Масакадзу (2004). «Принудительное депрограммирование от религии и психического здоровья: отчет о посттравматическом стрессовом расстройстве». Международный журнал права и психиатрии . 27 (2): 147–155. дои : 10.1016/j.ijlp.2004.01.005 . ПМИД 15063639 .
- ^ Jump up to: а б Макаллистер, Шон (1999). «Священные войны: принудительное депрограммирование как оружие против культов». Обзор закона Тергуда Маршалла 24 (2): 359–85
- ^ ЛеМулт, Джон (1 января 1978 г.). «Депрограммирование членов религиозных сект» . Обзор закона Фордхэма . 46 (4): 599.
- ^ Криссайдс, Джордж (1999). Изучение новых религий . Международная издательская группа «Континуум» . стр. 346–348. ISBN 0-8264-5959-5 .
- ^ Криссайдс, Джордж Д .; Зеллер, Бенджамин Э. (ред.) (2014). Блумсберийский спутник новых религиозных движений. Товарищи Блумсбери. Лондон: Издательство Блумсбери .
- ^ Jump up to: а б с д Бромли, Дэвид Г. (2006). «Карьера присоединения и дисаффилирования в новых религиозных движениях». В Галлахере, Юджин В .; Эшкрафт, В. Майкл (ред.). Введение в новые и альтернативные религии в Америке: Том 1: История и противоречия . Гринвуд Пресс. ISBN 0275987132 . ОЛ 10289608М .
- ^ Кларк, П. и RMHFP Кларк. 2004. Энциклопедия новых религиозных движений: Тейлор и Фрэнсис.
- ^ «Религия: Культнапер» . Время . Время США . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Льюис, Джеймс Р. (2004). Оксфордский справочник новых религиозных движений . Издательство Оксфордского университета. п. 191.
- ^ Шупе, Энсон Д.; Шпильманн, Роджер; Стигалл, Сэм (июль 1977 г.). «Депрограммирование: Новый экзорцизм». Американский учёный-бихевиорист . 20 (6): 941–956. дои : 10.1177/000276427702000609 . S2CID 220680074 .
- ^ Jump up to: а б с Ричардсон, Джеймс Т. (2011). «Депрограммирование: от частной самопомощи к репрессиям, организованным государством». Преступность, закон и социальные изменения . 55 (4): 321–336. дои : 10.1007/s10611-011-9286-5 . S2CID 145343864 .
- ^ Лэйкок, Дуглас (2011). Религиозная свобода, Том 2: Статья о свободе вероисповедания . Том. 2. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 746. ИСБН 978-0-8028-6522-9 .
- ^ Jump up to: а б Баркер, Эйлин (2002). «Наблюдение за насилием: сравнительный анализ ролей пяти типов групп, наблюдающих за культом». В книге «Культы, религия и насилие » под редакцией Дэвида Г. Бромли и Дж. Гордона Мелтона , 123–48. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- ^ ЛеМулт, Джон Э. (1978). «Депрограммирование членов религиозных сект» . Обзор закона Фордхэма . 46 (4): 599–640.
- ^ Jump up to: а б Джамбальво, Кэрол (1998). «От депрограммирования к консультации по реформе мышления» . Международная ассоциация культовых исследований . Проверено 05 сентября 2022 г.
- ^ Стоунер, Кэрролл; Парк, Джо Энн (1977). Дети всех богов: опыт культа – спасение или рабство? . Рэднор, Пенсильвания : Чилтон.
- ^ Гомес, Алан В. (1995). Разоблачение культов . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван . ISBN 9780310704416 .
- ^ Левин, Сол В. (1979). «Роль психиатрии в феномене культов». Канадский журнал психиатрии . 24 (7): 593–603. дои : 10.1177/070674377902400703 . ПМИД 519625 . S2CID 27997894 .
- ^ Криссайдс, Исследование новых религий , 353–54.
- ^ Бромли, Дэвид ; Мелтон, Дж. Гордон (2002). Культы, религия и насилие . Вест-Ньяк , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Ричардсон, Джеймс Т. (октябрь 1991 г.). «Рефлексивность и объективность в изучении спорных новых религий». Религия . 21 (4): 305–18. дои : 10.1016/0048-721X(91)90034-N .
- ^ Роббинс, Томас; Шеперд, Уильям К.; Макбрайд, Джеймс (1985). Культы, культура и закон: перспективы новых религиозных движений . Чико, Калифорния: Scholars Press. стр. 17, 108–110.
- ^ Jump up to: а б с д Рашер, Уильям А. (28 мая 1983 г.). «Депрограммирование позора свободного общества» . Гадсден Таймс . п. А4 . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Хайер, Марджори. «Законы о правах судов защищают от религиозной дискриминации» . Вашингтон Пост . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ Бромли, Дэвид Г.; Шупе, Энсон Д. (1981). Странные боги: Великая американская культовая угроза . Бостон: Beacon Press . стр. 198–204. ISBN 0807032565 .
- ^ Jump up to: а б Роббинс, Томас; Энтони, Дик (февраль 1982 г.). «Депрограммирование, промывание мозгов и медикализация девиантных религиозных групп» . Социальные проблемы . 29 (3): 283–97. дои : 10.2307/800160 . JSTOR 800160 – через JSTOR.
- ^ Энтони, Дик; Роббинс, Томас (зима 1992 г.). «Право, социальные науки и исключение из первой поправки о «промывании мозгов»». Поведенческие науки и право . 10 (1): 5–29. дои : 10.1002/bsl.2370100103 .
- ^ Коулман, Ли (1984). «Новые религии и миф о контроле над разумом». Американский журнал ортопсихиатрии . 54 (2): 322–5. дои : 10.1111/j.1939-0025.1984.tb01499.x . ПМИД 6731597 .
- ^ Блау, Элеонора (6 февраля 1977 г.). «ПОМОЩНИК ACLU ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ЗАХВАТЕ КУЛЬТИСТОВ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 05 сентября 2022 г.
- ^ Криссайдс, Исследование новых религий , 348.
- ^ «Сеть осведомленности о культах обанкротилась». Христианский век . 14–21 августа 1996 г. с. 777.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Дерек Х.; Хэнкинс, Барри (2003). Новые религиозные движения и религиозная свобода в Америке. Уэйко, Техас: Издательство Университета Бэйлора .
- ^ Шупе, Энсон ; Дарнелл, Сьюзен Э. (2006). Агенты раздора: депрограммирование, псевдонаука и американское антикультовое движение. Нью-Брансуик, Нью-Джерси : Издатели транзакций .
- ^ «Тед Патрик Фрид в фильме «Похищение на побережье». Нью-Йорк Таймс . 12 декабря 1974 г.
- ^ «Дочь похитили из-за политики» . Таймс округа Бивер . Ассошиэйтед Пресс . 2 июля 1980 г. с. А-13 . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Почтовая страница, Стивен Гаррард (1993). Исследования по биоэтике. Нью-Йорк: Издательство Джорджтаунского университета . п. 71. ISBN 978-0-87840-538-1
- ^ «Опасаясь похищения, она примиряется с матерью», Merced Sun-Star , 29 июля 1980 г.
- ^ «Культовый депрограммист признан виновным», Толедо Блейд , 30 августа 1980 г.
- ^ «Тед Патрик приговорен к аресту члена культа». Нью-Йорк Таймс . 27 сентября 1980 г.
- ^ Комсток, Гард Дэвид (1995). Насилие в отношении лесбиянок и геев . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 201. ISBN 978-0-231-07331-8 .
- ^ « Депрограммированная женщина хранит костюм» . Гадсден Таймс . 10 декабря 1981 г. с. 1 . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Бирман, Патрисия (1 апреля 2005 г.). «Духовные границы и национальные границы: борьба с сектами во Франции» . Мана (на португальском языке). 11 :7–39. дои : 10.1590/S0104-93132005000100001 . ISSN 0104-9313 .
- ^ «В Безансоне предъявлены обвинения семи людям в похищении последователя Муна. Секта намерена подать гражданский иск. Драма в трёх действиях» . Le Monde.fr (на французском языке). 09.03.1982 . Проверено 06 апреля 2024 г.
- ^ Бирман_Патриция (06 апреля 2024 г.). «Верования и вещи: французские дебаты» . ethnographies.org (на французском языке) . Проверено 06 апреля 2024 г.
- ^ Шупе, Энсон; Дарнелл, Сьюзен (2006). Агенты раздора: депрограммирование, псевдонаука и американское антикультовое движение . Нью-Джерси: Издатели транзакций. п. 56.
- ^ "Женщина-амишка обвиняет в депрограммировании", Pittsburgh Press , 30 ноября 1990 г.
- ^ «Женщина-амиши просит прокурора снять обвинения в похищении», Madison Courier. 8 декабря 1990 года.
- ^ Jump up to: а б Шупе и Дарнелл, Агенты раздора , 180–4.
- ^ Лангоне, Майкл Д. (1995). Восстановление после культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия . Нью-Йорк: WW Нортон . стр. 166, 171–4. ISBN 9780393313215 .
- ^ Лангоне, Майкл Д. и Пол Р. Мартин (1993). «Депрограммирование, консультирование по поводу выхода и этика – прояснение путаницы» . www.iclnet.org . Проверено 7 апреля 2019 г.