Дело Джейсона Скотта
Скотт против Росса | |
---|---|
![]() | |
Суд | Апелляционный суд девятого округа США |
Полное название дела | Джейсон Скотт против Рика Росс , он же Рики Аллен Росс; Марк Уоркман; Чарльз Симпсон и Cult Awareness Network, Калифорнийская некоммерческая корпорация. |
Решенный | Сентябрь 1995 г. (вердикт присяжных) 8 апреля 1998 г. (решение Апелляционного суда) |
Цитирование | 140 F.3d 1275 (9-й округ 1998 г.) |
История болезни | |
Предварительные действия | Вердикт присяжных в пользу истца |
Последующие действия | В повторном слушании En Banc отказано, 26 августа 1998 г., 151 F.3d 1247. Сертиорари отказано 22 марта 1999 г., 526 US 1033. |
Членство в суде | |
Судьи сидят | Мэри М. Шредер , Роберт Бизер и Уильям Шварцер |
Мнения по делу | |
Большинство : Бизер Несогласие : Черный |
Дело Джейсона Скотта представляло собой США гражданский иск , возбужденный против депрограммиста Рика Росса , двух его соратников и Cult Awareness Network (CAN) за похищение и неудачное депрограммирование Джейсона Скотта, члена Международной объединенной пятидесятнической церкви . На момент похищения Скотту было восемнадцать лет, и, таким образом, он был совершеннолетним по закону. CAN был сообвиняемым, поскольку контактное лицо CAN направило мать Скотта к Рику Россу. В суде Джейсона Скотта представлял Кендрик Моксон , известный адвокат -саентолог .
Присяжные из девяти членов единогласно признали подсудимых ответственными за заговор с целью лишить Скотта его гражданских прав и религиозных свобод . Кроме того, присяжные постановили, что Росс и его соратники (но не КАН) «намеренно или по неосторожности действовали настолько возмутительно по своему характеру и настолько крайними по степени, что выходили за все возможные границы приличия и считались зверскими и совершенно жестокими». невыносимо в цивилизованном обществе». По делу было присуждено 875 000 долларов в качестве компенсации за ущерб и штрафных санкций в размере 1 000 000 долларов США против CAN, 2 500 000 долларов США против Росса и 250 000 долларов США против каждого из двух партнеров Росса.
В результате этого дела Сеть осведомленности о культах обанкротилась, а ее имя, номер телефона, записи и файлы были получены саентологами. [1] [2]
Предыдущие события
[ редактировать ]В январе 1991 года, во время неудачной попытки депрограммирования , Джейсон Скотт из Белвью, штат Вашингтон , был 18-летним членом Церкви Скинии Жизни, связанной с Международной объединенной пятидесятнической церковью . [3] [4] Мать Скотта, Кэтрин Тонкин, была членом церкви, но вышла из нее. [5] Джейсон и двое ее младших сыновей не согласились с ее решением и настояли на том, чтобы остаться в церкви. [5] [6] [7]
Затем два младших сына покинули дом Тонкина: самый младший, тринадцати лет, собирался жить с бабушкой, а второй младший, шестнадцати лет, переехал к другой семье из церкви. [5] Джейсон сначала остался дома, но впоследствии переехал к бабушке. [5]
Тонкин, которая считала, что пастор церкви повел себя неподобающим образом по отношению к одному из ее младших сыновей, впоследствии позвонила на горячую линию местной Сети распространения информации о культах (CAN). [4] [5] [7] Контактное лицо CAN, Ширли Ланда, направила ее к Рику Россу; основываясь на ее поддержке Росса, Тонкин наняла его, чтобы депрограммировать ее сыновей. [5] [6] [7] В то время Росс все еще проводил насильственное депрограммирование, о чем Ланда знал. [4] [7] У Ланды были давние отношения с CAN; она основала предшественницу организации и была бывшим членом правления CAN. [7]
Депрограммирование
[ редактировать ]Чтобы облегчить депрограммирование, Росс собрал «команду безопасности» из двух человек. [5] [8] Все трое отправились в дом бабушки, заперли двоих младших детей в подвале, и после нескольких дней споров и лекций мальчики отказались от своих пятидесятнических убеждений. [5] За депрограммирование Джейсона Росс потребовал большую плату, учитывая тот факт, что он был мощного телосложения и по закону совершеннолетний, что увеличивало риск судебного преследования. [5] Росс нанял по каратэ по имени Кларк Ротрофф. обладателя черного пояса для помощи в операции [5] Однажды вечером, когда Скотт вернулся в семейный дом, он был застигнут врасплох тремя сообщниками Росса, повалил его на землю и затащил в ожидающий фургон. [6] [9] [10]
Скотт боролся, но трое мужчин удержали его и сковали наручниками, заткнули рот клейкой лентой от уха до уха и связали его лодыжки веревкой. [6] [9] [10] [11] [12] [13] Когда он лежал лицом вниз, скованные руками под телом, один из мужчин весом 300 фунтов сел ему на спину. [5] Ноги, верхняя часть тела и спина Скотта получили множественные синяки и ссадины, когда его тащили в фургон по лестнице, полу и патио. [5]
Скотта отвезли в пляжный коттедж, где веревка на его лодыжках ослабла настолько, что он мог сделать шаг. [5] [6] [9] [13] Росс и его партнеры проводили его в дом: один из мужчин вел его на нейлоновом поводке, другой держал наручники. [5] Росс и его партнеры превратили дом в настоящую тюрьму; окна были закрыты толстыми нейлоновыми ремнями, образующими сетку, чтобы предотвратить побег. [5] Две двери в комнату, где его держали, охранялись. [5] Похитители также забрали его обувь и оборудовали комнату детекторами движения . [5] Согласно отчету Шупе и Дарнелла (2006) о показаниях в суде, Скотт потребовал, чтобы ему разрешили уйти, и спросил Росса, попытается ли он заставить его изменить свои религиозные убеждения. [5] Говорят, Росс ответил, что именно за это ему заплатили. [5] Когда Скотт угрожал Россу уголовным преследованием, Росс, как сообщается, угрожал Скотту, что приковает его наручниками к каркасу кровати. [5]
Скотт показал, что затем он пережил пять дней уничижительных комментариев о себе, своих убеждениях, своей девушке и пасторе, а также обличительных высказываний Росса о том, в чем христианство и консервативный протестантизм . ошибались [5] [6] Его запугивали, заставляли смотреть видео о культах и говорили, что его церковь такая же. [4] [13] Он сказал, что за ним следят 24 часа в сутки. [4] При каждом посещении туалета его сопровождали как минимум двое мужчин. [5] Каждый день Росс спорил со Скоттом о вопросах религии, не давая ему возможности сказать что-либо в ответ, часто стучал его или бил по голове, чтобы подчеркнуть свою точку зрения, в то время как Скотта сдерживали или внимательно наблюдали. [5] Скотту сказали, что он вернет себе свободу только после того, как депрограммирование завершится успешно и он откажется от своих убеждений. [5]
Через четыре дня Скотт начал делать вид, что передумал, симулируя слезы и раскаяние, в надежде, что это со временем даст ему шанс сбежать. [4] [5] [6] [9] Последний день своего заключения он провел за просмотром фильмов о религиях Нью Эйдж и ченнелинге , хотя ни один из них не имеет отношения к пятидесятничеству. [5] План Скотта в конечном итоге сработал; Росс, довольный очевидным успехом сеанса депрограммирования, предложил всем пойти на праздничный ужин с семьей Скотта. [4] [9] [11] В ресторане Скотту разрешили сходить в туалет одному; он выбежал и вызвал полицию, которая арестовала Росса и его товарищей по подозрению в незаконном тюремном заключении. [4] [6] [9] [11] Первоначально обвинения были сняты. [9]
Испытания
[ редактировать ]Уголовный
[ редактировать ]В 1993 году, два года спустя, Россу и двум его соратникам были предъявлены уголовные обвинения за незаконное лишение свободы во время депрограммирования. На суде адвокат Росса утверждал, что Росс «был нанят, чтобы депрограммировать Скотта, но другие, кто удерживал Скотта, не находились под контролем Росса». [14] Суд закончился оправданием Росса. [3] [5] [8] [9] [15] Присяжные заявили, что «прокуроры не доказали, что Росс участвовал в задержании Скотта». [16] Прокурор округа Грейс-Харбор Джо Уиллер сказал, что «он был удивлен вердиктом присяжных», вынесенным после двухчасового обсуждения. [16] Марк Уоркман и Чарльз Симпсон признали себя виновными по менее строгому обвинению в принуждении и были приговорены к одному году тюремного заключения с отсрочкой исполнения всех приговоров, кроме 30 дней. [3] [14] [16] Третий партнер, Кларк Ротрофф, также из Аризоны, дал показания в пользу обвинения, и ему не было предъявлено обвинение. [14]
Гражданский
[ редактировать ]Помимо уголовного процесса, гражданский иск о возмещении ущерба. против Росса, двух осужденных сообщников и CAN подал Кендрик Моксон , давний член и советник Церкви Саентологии , от имени Джейсона Скотта [3] [7] Моксон взялся за дело на общественных началах . [17] Этот случай привел к возобновлению дебатов по вопросу депрограммирования. [3] На суде присяжным было поручено решить, нарушили ли обвиняемые гражданские права Скотта, включая право «исповедовать и верить в религию по своему выбору, без применения силы, насилия, угроз, возмездия или запугивания». [3] Энсон Шуп выступил на суде в качестве научного эксперта-свидетеля Скотта. [4] давая показания о «предпринимательском характере депрограммирования и его истоках в религиозной нетерпимости». [18]
Адвокат Росса утверждал, что, поскольку Скотт был сильным человеком, имело смысл взять с собой других «в целях безопасности», но роль Росса «ограничивалась консультированием и предоставлением информации». [19] «Г-н Росс не имел физического контакта с г-ном Скоттом», - сказал его адвокат. [19] «Он сделал то, что должен был сделать – предоставил информацию». [19] Защита CAN утверждала, что никто из руководителей или сотрудников CAN не знал о депрограммировании. [19]
В сентябре 1995 года жюри из девяти членов единогласно признало подсудимых ответственными за халатность и заговор с целью лишить Скотта его гражданских прав и религиозных свобод . [20] [21] [22] Что касается обвинения в халатности, присяжные отнесли 70% общей совокупной халатности к Россу и по 10% к Кэну и двум его сообщникам. [23] Кроме того, присяжные признали подсудимых, за исключением КАН, ответственными за умышленное причинение эмоционального страдания, установив, что они «намеренно или по неосторожности действовали настолько возмутительно по своему характеру и настолько крайними по своей степени, что выходили за все возможные границы приличия и рассматриваться как зверство и совершенно нетерпимое в цивилизованном обществе». [5] [12] [20] [24] [25]
Описания насильственного характера попытки похищения и депрограммирования, похоже, произвели впечатление на присяжных. [26] который присудил 875 000 долларов в качестве компенсации Джейсону Скотту, а также штрафные санкции в размере 1 000 000 долларов против CAN, 2 500 000 долларов против Росса и 250 000 долларов против каждого из двух сообвиняемых Росса. [21] [27] Суд установил, что волонтеры CAN регулярно направляли звонивших к депрограммистам. [7] [28]
После решения жюри Скотт сказал, что «по его мнению, сумма награды оправдана». [29] Моксон сказал, что, по его мнению, «это решение и крупная компенсация за штрафные санкции создают важный прецедент и будут сдерживать других религиозных депрограммистов». [29] Окружной судья США Джон К. Когенур назвал приговор «вполне разумным». [29] и отклонил ходатайство о назначении нового судебного разбирательства, заявив: [26]
Наконец, суд отмечает кажущуюся неспособность каждого из обвиняемых осознать злонамеренность своего поведения по отношению к г-ну Скотту. Скорее, на протяжении всего судебного процесса они пытались представить себя жертвами предполагаемых планов адвоката г-на Скотта. Таким образом, крупная сумма компенсации, присужденная присяжным как CAN, так и г-ну Россу, представляется разумно необходимой для обеспечения выполнения решения присяжных о репрессивности действий ответчиков и предотвращения подобного поведения в будущем. [5] [10] [12]
CAN подала иск в свою страховую компанию, и страховая компания выплатила CAN компенсацию. Но вместо того, чтобы удовлетворить решение, CAN использовала деньги для финансирования апелляции на решение. [30] [31] Коллегия из трех судей 9-го окружного апелляционного суда США оставила решение в силе в апреле 1998 года: двое из трех судей вынесли решение против CAN, а третий судья выразил несогласие. [7] [28] В августе 1998 года весь 9-й окружной суд проголосовал против повторного рассмотрения дела. [28] [32] Верховный суд США отклонил окончательную апелляцию CAN в марте 1999 года. [28]
Не имея возможности выплатить судебное решение из оставшихся средств и будучи обремененной судебными исками со стороны других предполагаемых жертв и членов (некоторые из которых финансировались Церковью Саентологии), CAN объявила о банкротстве в 1996 году. Церковь Саентологии выкупила CAN все ее активы от конкурсного управляющего, о чем более подробно сказано ниже. [5] [33] [34] Росс также объявил о банкротстве. [9]
Исход
[ редактировать ]В ноябре 1996 года название, логотип и номер телефона CAN были куплены в суде по делам о банкротстве другим адвокатом-саентологом, Стивеном Хейсом, чей партнер Тимоти Боулз когда-то был партнером Moxon. [8] [35] [36] По словам Моксона, Скотт на тот момент не получил никакой части своего судебного решения, поскольку и CAN, и Росс объявили о банкротстве. [35] В начале декабря Скотт помирился со своей матерью и договорился с Россом о 5000 долларов и 200 часах профессиональных услуг, которые должен предоставить Росс. [37] [38] Моксон подал безуспешные ходатайства о чрезвычайном положении, утверждая, что Скотта, должно быть, подвергли принуждению, но признал, что у него нет доказательств этого. [8] [35] В декабре 1996 года Скотт заменил Моксона на посту своего адвоката оппонентом Церкви Саентологии Грэмом Берри. [35] [38] [39]
Информация о соглашении между Скоттом и Россом просочилась в газету Washington Post , что, как сообщается, разозлило Скотта. [8] Берри, его новый адвокат, сказал, что «было бы ошибкой предполагать, что решение Скотта использовать время Росса было оправданием Росса или его методов депрограммирования», и отказался сообщить, какие услуги Росс будет предоставлять по соглашению. [8] Берри также отметил, что Церковь Саентологии «вела давнюю кампанию по уничтожению Сети распространения информации о культах», и заявил, что уничтожение CAN было в интересах главного клиента Моксона, Церкви Саентологии, а не в интересах Скотта. интерес. [8]
Дело Джейсона Скотта привело к упадку «Старой CAN», ознаменовав конец культовых войн в Северной Америке. [1] [2] Споры вокруг новых религиозных движений продолжаются, но дебаты в основном перешли на другие арены, а не в суды. [1] [40] С решением Скотта депрограммирование почти полностью остановилось в Северной Америке. [40] [41] и от этой практики в значительной степени отказались в пользу добровольного консультирования по выходу . [42] Получив название и номер телефона CAN, Церковь Саентологии основала «Новую CAN», которая служит информационным и сетевым центром по нетрадиционным религиям; [43] им управляют бывшие противники «Старого CAN». [36]
По словам религиоведа Дж. Гордона Мелтона , главы Института изучения американской религии в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, «дело Скотта фактически остановило депрограммирование в этой стране». линии, которые позволяют депрограммированию идти вперед» [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Галлахер, Юджин В.; Эшкрафт, В. Майкл (2006). Введение в новые и альтернативные религии в Америке . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . п. 139. ИСБН 0-275-98712-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Каплан, Джеффри (1997). «Падение стены?» . Нова Религио . 1 (1): 139–149. дои : 10.1525/номер.1997.1.1.139 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 года . Проверено 15 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хейнс, Томас В. (21 сентября 1995 г.). « Депрограммист» предстал перед судом: мужчина из Белвью заявляет о похищении и принуждении» . Сиэтл Таймс . Проверено 14 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кент, Стивен А .; Кребс, Тереза (1998). «Когда ученые знают грех. Альтернативные религии и их академические сторонники». Скептик . 6 (3).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Шупе, Энсон ; Дарнелл, Сьюзен Э. (2006). Агенты раздора . Нью-Брансуик (США), Лондон (Великобритания): Transaction Publishers . стр. 180–184. ISBN 0-7658-0323-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кокберн, Александр (26 августа 1996 г.). «Оправдание II: Этот дурак Адольф» . Нация . 263 (6). Национальная компания LP: 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД США ДЕВЯТОГО ОКРУГА: ДЖЕЙСОН СКОТТ, истец-апеллянт против РИКА РОССА, A/K/A/ РИККИ АЛЛЕН РОСС, МАРК УОРМАН, ЧАРЛЬЗ СИМПСОН, ответчики, СЕТЬ ОСВЕДОМЛЕНИЯ О КУЛЬТЕ, ответчик-апеллянт» . ЦСНУР . Проверено 13 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ортега, Тони (19 декабря 1996 г.). «Сколько стоят 2,995 миллиона долларов между бывшими врагами?» . Феникс Нью Таймс . Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ортега, Тони (30 ноября 1995 г.). «Тише, тише, милые шарлатаны. Клиенты депрограммиста Рика Росса называют его спасителем. Возможно, именно поэтому люди, которых он заклеймил лидерами культа, хотят его распять» . Феникс Нью Таймс . Проверено 27 апреля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бромли, Дэвид Г. (2003). Политика религиозного отступничества . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . стр. 99–100. ISBN 0-275-95508-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Нарински, Джуди (1 ноября 1995 г.). «Вопросы и ответы с промытыми мозгами. Рик Росс говорит о депрограммировании членов религиозных культов». Неделя Уилламетта.
- ^ Перейти обратно: а б с Скотт против Росса и др.: Постановление судьи Джона К. Когенура от 29 ноября 1995 г., стр. 2, 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Сноу, Роберт Л. (2003). Смертельные культы . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . п. 177. ИСБН 0-275-98052-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с « Разрушитель культов» оправдан по делу о похищении» . Сиэтл Таймс . 19 января 1994 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- ^ «Депрограммисты не признают себя виновными в том, что удерживали подростка из Бельвью в течение 5 дней против его воли» . Сиэтл Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 17 августа 1993 года . Проверено 14 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Истсайдский журнал - рад, что все закончилось» . Сиэтл Таймс . 21 января 1994 года . Проверено 17 октября 2008 г.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (6 декабря 2012 г.). Крессвелл, Джейми; Уилсон, Брайан (ред.). Новые религиозные движения: вызов и ответ . Рутледж. п. 229. ИСБН 9781134636969 .
- ^ Шварц, Мартин А.; Кирклин, Джон Э. (1997). Раздел 1983. Судебные разбирательства . Издательство Аспен . п. 309. ИСБН 0-471-11761-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Голдсмит, Стивен (22 сентября 1995 г.). «Член секты дает показания по иску о культе» . Сиэтл Пост разведчик . Проверено 21 ноября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Скотт против Росса, Уоркмана, Симпсона, Сети распространения информации о культах: форма приговора» . ЦСНУР . Проверено 12 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Скотт против Росса, Уоркмана, Симпсона, Сети распространения информации о культах: форма приговора (стр. 3)» . ЦСНУР . Проверено 16 октября 2008 г.
- ^ «Скотт против Росса, Уоркмана, Симпсона, Сети распространения информации о культах: форма приговора (стр. 6)» . ЦСНУР . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ «Скотт против Росса, Уоркмана, Симпсона, Сети распространения информации о культах: форма приговора (стр. 2)» . ЦСНУР . Проверено 21 ноября 2008 г.
- ^ «Скотт против Росса, Уоркмана, Симпсона, Сети осведомленности о культах: форма приговора (стр. 5)» . ЦСНУР . Проверено 15 октября 2008 г.
- ^ Льюис, Джеймс Р. (2009). Саентология . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 279. ИСБН 978-0-19-533149-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Несбитт, Паула Д. (2001). Религия и социальная политика . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман Альтамира. п. 26. ISBN 0-7591-0089-6 .
- ^ Скотт против Росс ( Мнение комиссии девятого округа En Banc Opinions )
- ^ Перейти обратно: а б с д Персонал (22 марта 1996 г.). «Верховный суд вынес решение против антикультовой сети». Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Перейти обратно: а б с Бьорхус, Дженнифер (30 сентября 1995 г.). «Мужчина выиграл 5 миллионов долларов в иске по депрограммированию – мать пыталась вырвать сына из церкви Бельвью» . Сиэтл Таймс .
- ^ Льюис, Джеймс Р. (9 февраля 2009 г.). Саентология . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199887118 .
- ^ Дэвис, Дерек; Хэнкинс, Барри (1 января 2003 г.). Новые религиозные движения и религиозная свобода в Америке . Издательство Университета Бэйлора. ISBN 9780918954923 .
- ^ Эгелько, Боб (27 августа 1998 г.). «7 судей апелляционной инстанции протестуют против решения о депрограммировании» . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Кнапп, Дэн (19 декабря 1996 г.). «Группа, которая когда-то критиковала саентологов, теперь принадлежит одному человеку» . CNN .
- ^ 'The Cult Awareness Network , репортаж CBS News 60 Minutes , 28 декабря 1997 г. «60 минут — «Сеть распространения информации о культах» — 28.12.97» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 29 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гудштейн, Лори (23 декабря 1996 г.). «Новый поворот в антикультовой саге: враг теперь союзник: человек из Белвью, который довел группу до банкротства, увольняет саентологического адвоката» . Вашингтон Пост . Сиэтл Таймс . Проверено 20 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, Рон (9 сентября 1999 г.). «Месть Саентологии. В течение многих лет Сеть осведомленности о культах была самым большим врагом Церкви Саентологии. Но базирующаяся в Лос-Анджелесе религия покойного Л. Рона Хаббарда вылечила это, взяв ее под свой контроль» . Нью Таймс, Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 30 октября 2001 года . Проверено 7 мая 2007 г.
- ^ Беркитт, Джанет (23 марта 1999 г.). «Антикультовая группа должна выплатить компенсацию: дело о «депрограммировании» поддержано судом; продажа названия группы создает сложности» . Сиэтл Таймс . Проверено 15 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гудштейн, Лори (23 декабря 1996 г.). «Истец меняет позицию в отношении антикультовой группы: адвокат, связанный с саентологией, уволен из-за шага, который может поддержать работу сети» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ Прендергаст, Алан (6 марта 1997 г.). «Кошмар в сети» . Денвер Вестворд . Деревенский Голос Медиа . Проверено 20 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лукас, Филипп Чарльз; Роббинс, Томас (2004). Новые религиозные движения в XXI веке . Лондон, Великобритания/Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge . стр. 235–236. ISBN 0-415-96577-2 .
- ^ Уилсон, Брайан Р .; Крессвелл, Джейми (1999). Новые религиозные движения. Вызов и ответ . Лондон, Великобритания/Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge . п. 229. ИСБН 0-415-20050-4 .
- ^ Сноу, Роберт Л. (2003). Смертельные культы: преступления истинно верующих . Прегер/Гринвуд. п. 177 . ISBN 0-275-98052-9 .
- ^ Льюис, Джеймс Р. (2005). Культы: Справочник . АВС-КЛИО. п. 299. ИСБН 1-85109-618-3 .
- ↑ Будущее культовых бойцов под вопросом; судебные иски: Группа, имеющая противоречивые связи с депрограммистами, объявляет о банкротстве и может быть вынуждена закрыться после судебного решения о выплате 1 миллиона долларов. (1996, 29 июня). Лос-Анджелес Таймс
Внешние ссылки
[ редактировать ]