Брайан Р. Уилсон
Брайан Р. Уилсон | |
---|---|
Рожденный | Лидс , Англия | 25 июня 1926 г.
Умер | 9 октября 2004 г. Миддлтон Стоуни , Оксфордшир , Англия | (78 лет)
Заголовок | Читатель по социологии |
Академическое образование | |
Альма-матер | Лондонский университет Лондонская школа экономики |
Диссертация | Социальные аспекты религиозных сект: исследование некоторых современных групп в Великобритании с особым упором на город Мидленд (1955). |
Докторантура | Дональд Ганн Макрей |
Академическая работа | |
Дисциплина | Социолог |
Учреждения |
Брайан Рональд Уилсон (25 июня 1926 — 9 октября 2004) — британский социолог. Он был почетным доцентом социологии Оксфордского университета и президентом Международного общества социологии религии (1971–75). В 1963 году он стал членом колледжа All Souls в Оксфорде .
Уилсон был автором нескольких влиятельных книг о новых религиозных движениях , в том числе «Секты и общество: социологическое исследование скинии Елим», «Христианская наука и христадельфиане» (1961), «Магия и тысячелетие» (1973) и «Социальные аспекты сектантства» (1973). 1990).
Академическая жизнь
[ редактировать ]Уилсон родился в Лидсе. Он провел студенческие годы в Университетском колледже Лестера , получив степень бакалавра экономики (экономики) с отличием первого класса в Лондонском университете в 1952 году. [1] Он продолжил обучение под руководством Дональда Макрея в Лондонской школе экономики , где в 1955 году ему была присуждена докторская степень за диссертацию под названием « Социальные аспекты религиозных сект: исследование некоторых современных групп в Великобритании с особым акцентом на жителей Мидленда». город . [2] Его диссертация легла в основу его первой книги «Секты и общество» (1961). [1]
Он занял должность лектора в Университете Лидса, где он также был директором Сэдлер-холла, бывшего общежития для студентов Университета Лидса . Он занимал эти должности до 1962 года, когда стал преподавателем социологии в Оксфорде. Год спустя он стал членом организации All Souls и возвращался туда после каждого из своих многочисленных путешествий в Европу, Америку, Африку, Азию или Австралию в качестве исследователя или приглашенного профессора. В 1984 году Оксфордский университет присвоил ему степень DLitt. В 1992 году Католический университет Левена , Лувен, Бельгия, присвоил ему степень почетного доктора в знак признания его выдающегося вклада в социологию религии. [1]
Работа и наследие
[ редактировать ]Уилсон был одним из основателей Университетской ассоциации социологии религии. [3] С 1971 по 1975 год он был президентом ЦНСИ (ныне известного как Международное общество социологии религии или СНСИ). [3] На конференции 1991 года он стал первым ученым, получившим звание почетного президента Общества. [3] Он был европейским редактором журнала научного изучения религии, входил в редакционную коллегию Ежегодного обзора социальной науки религии и разделял ответственность за англоязычные статьи выпусков SISR журнала Social Compass. [3]
Вильсон оказал формирующее влияние на социологию религии в Великобритании. [4] Его статья 1959 года «Анализ развития сект» в American Sociological Review и его книга «Секты и общество» (1961) – исследование церквей «Елим», христадельфианцев и христианской науки – можно рассматривать как начало современного академическое исследование новых религиозных движений.
Уилсон создал социологическую типологию для анализа новых религиозных движений:
- Конверсионист. Сторонники сосредотачивают внимание на коррумпированности мира, вызванной коррумпированностью людей. Конверсионист стремится к сверхъестественному преобразованию себя, чтобы изменить мир.
- Революционер. Сторонники считают, что весь мир или существующий социальный порядок должны быть разрушены, чтобы спасти людей.
- Интроверсионист. Сторонники рассматривают мир как зло до глубины души; интроверсионистский ответ состоит в том, чтобы уйти от земли настолько полно, насколько это возможно.
- Гностик-манипулятор. Спасение возможно, когда люди овладеют правильными средствами и методами преодоления своих проблем.
- Волшебный. Люди ищут особых местных и магических устроений, которые позволят им уйти от проблем мира.
- Реформист. Люди должны искать сверхъестественные знания, которые позволят им направлять мир к добрым целям.
- Утопический. Люди, не прибегая к божественному вмешательству, должны создать совершенно новый социальный порядок, в котором зло не сможет проявиться. [5] [6]
Уилсон внес дальнейший вклад в свою влиятельную книгу «Социальные измерения сектантства: секты и новые религиозные движения в современном обществе» (1990). Он также был пионером исследований милленаризма, за много лет до того, как эта область приобрела нынешнюю известность, в книге «Магия и тысячелетие» (1973).
Уилсон также сотрудничал с конкретными религиозными группами, чтобы определить, являются ли они «культом» или нет. Он изучил и написал небольшую статью о Брудерхофе , в которой заявил, что они не являются культом. [7] Он писал: «Если эти характеристики принять за популярное понимание того, что подразумевается под термином «культ», то следует сказать, что Брудергоф никоим образом не приближается к «культовому» статусу. Ее цели и ценности позитивны и жизнеутверждающи, и она сохраняет ненасилие в качестве основного принципа».
Вместе с Карелом Доббелером он написал обширную статью о мунитах в Бельгии. [8] В нем он сравнивает реакцию СМИ с Церковью Объединения, несмотря на то, что в стране проживает лишь горстка преданных лунатиков.
книга «Секуляризация, рационализм и сектантство: очерки в честь Брайана Р. Уилсона» (1993). В его честь была опубликована [9]
Публикации
[ редактировать ]- Б. Р. Уилсон, «Анализ развития сект», American Sociological Review 24 (1959): 3-15.
- Б. Р. Уилсон, Секты и общество: социологическое исследование скинии Елим, христианской науки и христадельфианцев (Беркли: Университет Калифорнии Press, 1961).
- Б. Р. Уилсон, Религия в светском обществе (1966).
- Б. Р. Уилсон, редактор. Модели сектантства: организация и религиозная идеология в социальных и религиозных движениях. Книги Хайнемана по социологии (Лондон: Heinemann Educational Books Ltd, 1967).
- Б. Р. Уилсон, Религиозные секты: социологическое исследование (McGraw-Hill, 1970).
- Б. Р. Уилсон, редактор. Рациональность. Ключевые концепции социальных наук (Нью-Йорк: Harper & Row, 1970).
- Б. Р. Уилсон, Магия и тысячелетие (Нью-Йорк: Харпер, 1973).
- Б. Р. Уилсон, Благородные дикари: примитивные истоки харизмы и ее современное выживание (Калифорнийский университет Press, 1975).
- Б. Р. Уилсон, Религия в социологической перспективе (Оксфорд: Oxford University Press, 1982).
- Б.Р. Уилсон, Социальные аспекты сектантства: секты и новые религиозные движения в современном обществе (Оксфорд: Clarendon Press, 1992).
- Б. Р. Уилсон и К. Доббелер, Время петь: буддисты Сока Гаккай в Великобритании (Оксфорд: Clarendon Press, 1994).
- Б. Р. Уилсон и Дж. Крессвелл, Новые религиозные движения: вызов и ответ (Psychology Press, 1999).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Секуляризация, рационализм и сектантство: очерки в честь Брайана Р. Уилсона. Clarendon Press, Оксфорд, 1993, с. v ( отрывок ).
- ^ «Уилсон, Брайан Рональд» , Библиотеки Сената, Лондонский университет.
- ^ Jump up to: а б с д Секуляризация, рационализм и сектантство: очерки в честь Брайана Р. Уилсона. Clarendon Press, Оксфорд, 1993, номер страницы viii. Онлайн-версия
- ^ Некролог Таймс
- ^ Брайан Уилсон, Религия в светском обществе. Пингвин, 1969 год.
- ^ Брайан Уилсон, Магия и тысячелетие, Heinemann, Лондон, 1973, стр. 18–30.
- ^ «Почему Брудерхоф не является культом - Брайан Уилсон | Культ и секта | Религия и вера» . Скрибд . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Уилсон, Брайан Р.; Доббеларе, Карел (1987). «Унификационизм: исследование мунитов в Бельгии». Британский журнал социологии . 38 (2): 184–198. дои : 10.2307/590531 . JSTOR 590531 .
- ^ «Секуляризация, рационализм и сектантство: очерки в честь Брайана Р. Уилсона»
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилсон, Брайан Р. «Религия как общественный ресурс». Перспективы культуры и общества, том. 1 (1988): 81–100
- Уилсон, Брайан Р. «Американское влияние на развитие религии». Перспективы культуры и общества, том. 1 (1988): 101–118.
- Уилсон, Брайан Р. и Икеда, Дайсаку . «Человеческие ценности в меняющемся мире – диалог о социальной роли религии». Издательство: IB Tauris , Лондон и Нью-Йорк. Год публикации: 2008.
- Эйлин Баркер, Джеймс А. Бекфорд, Карел Доббелер (ред.), Секуляризация, рационализм и сектантство: эссе в честь Брайана Р. Уилсона , Оксфорд, Clarendon Press, 1993.
- Таймс Некролог