Христианский исследовательский институт

Христианский исследовательский институт ( CRI ) — это евангелистское христианское служение апологетики . [1] [2] Он был основан в октябре 1960 года в штате Нью-Джерси Уолтером Мартином (1928–1989). [3] В 1974 году Мартин перенес служение в Сан-Хуан Капистрано, Калифорния . [4] Офис министерства был перенесен в 1990-е годы недалеко от ранчо Санта-Маргарита . В 2005 году организация переехала в свое нынешнее место в Шарлотте, Северная Каролина . [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]Создание CRI в 1960 году тесно связано с Уолтером Мартином . Он представляет собой одну из новаторских организаций в так называемом христианском контркультовом движении , но также имеет отношение к более широкой истории евангелической христианской апологетики середины двадцатого века. [5]
Мартин считается одним из первых штатных апологетов, специализирующихся на христианской контркультовой апологетике. [6] В 1949 году Мартин начал свои набеги на богословский анализ различных групп, таких как Свидетели Иеговы , Христианская наука , мормонизм и спиритуализм . Большая часть этой ранней работы совпала с его обучением в высших учебных заведениях Шелтон-колледжа и Нью-Йоркского университета в 1950-х годах. [ нужна ссылка ]
1953 году Мартин познакомился с пресвитерианским радиопреподавателем Библии В Дональдом Греем Барнхаусом . [7] Барнхаус был редактором-основателем (1950) ежемесячного периодического журнала Eternity . [8] Стивен Борд, изучая историю евангелических периодических изданий , заметил, что в течение первого десятилетия после публикации «Вечность» строилась вокруг личности Барнхауса и его собственных конкретных целей. [9]
В 1954 году Барнхаус пригласил Мартина стать обозревателем в журнале Eternity , а затем между 1955 и 1960 годами Мартин работал постоянным редактором. Мартин написал ряд статей о культах , которые легли в зачаточные тексты для различных написанных им книг. Однако Мартин также писал рецензии на книги , исследовал общую апологетику и доктринальные вопросы, а также рассматривал социальные вопросы, такие как алкоголизм . [ нужна ссылка ]
В начале 1950-х годов было опубликовано несколько книг, которые Мартин написал или написал в соавторстве с Норманом Кланном, такие как «Иегова Сторожевой Башни» (1953), «Миф христианской науки» (1954), «Восстание культов » (1955) и « Христианский мир» . и культы (1956). Барнхаус написал предисловие к «Мифу о христианской науке» , и его поддержка служения Мартина сыграла решающую роль в легитимизации контркультовой апологетики среди более широкой церковной общественности. [10] В 1960 году Барнхаус умер от опухоли головного мозга, всего за несколько недель до того, как Мартин официально учредил ХРИ. [11] К тому времени Мартин стал начинающим апологетом, чье служение и репутация получали признание в парацерковных организациях, таких как Американское общество трактатов , Евангелическое теологическое общество , Национальная ассоциация евангелистов и Национальные религиозные вещатели . [12]
Раннее развитие служения
[ редактировать ]Основной устав CRI начинался с цели служить бюро информации о культах , других религиях и христианской апологетике . [13] Впоследствии Уолтер Мартин дал такой краткий обзор CRI: «Цель Института — предоставлять первичные данные обо всех культах и нехристианской миссионерской деятельности как здесь, так и за рубежом. Функция этого Института — индексировать основные культы и анализировать их. снабжать резюме их происхождения, истории и доктрин вместе с библиографическими материалами, направленными конкретно на евангелизацию и опровержение их соответствующих учений». [14]
CRI помогали отдельные доноры и благотворительные гранты от таких организаций, как Pew Foundation . CRI находился под управлением совета директоров, в который входил зять Мартина Эверетт Джейкобсон. [15]
В начале 1960-х годов большая часть деятельности CRI была сосредоточена на странствующем проповедническом служении Мартина в церквях и парацерковных организациях . Мартин проводил семинары по всей Северной Америке, посвященные проблемам церквей и миссионеров, с которыми сталкиваются культы. Он использовал появление аудиокассет с несколькими своими семинарскими презентациями, записанными и первоначально распространявшимися компаниями Bible Voice Inc. в Нью-Джерси и Аудио-библейским обществом в Пенсильвании (позже через Vision House и, наконец, самим CRI).
Мартин также зарекомендовал себя на радио сначала как соведущий « Барнхауса » Часа изучения Библии , а затем как постоянный гость на шоу Лонга Джона Небеля в 1960-х годах. Затем Мартин стал ведущим своих собственных шоу « The Bible Answer Man» и «Dateline Eternity» . Шоу стали общенациональными, и их популярность возросла после переезда министерства в Калифорнию . [16]
Мартин стремился создать библиотеку ресурсов по культам и апологетике, включая книги, аудиофайлы и периодические издания. Он поощрял создание бюро ораторов, связанного с CRI, в которое в 1960-х годах входили такие фигуры, как Уолтер Бьорк, Флойд Гамильтон, Джеймс Бьорнстад и Шилдес Джонсон. [17] Среди других выдающихся богословов, связанных с CRI, был Гарольд О.Дж. Браун. [18] и Джон Уорвик Монтгомери . [19] Намерение состояло в том, чтобы сохранить сеть ученых, занимающихся апологетикой. [20] [21]
CRI выпускал различные брошюры о мормонах и Свидетелях Иеговы , распространял кассеты, книги и буклеты Мартина и первоначально в 1961–62 годах издавал периодическое издание, известное как « Дайджест религиозных исследований» . В 1968 году министерство опубликовало 26-страничный буклет «НЛО: друг, враг или фантазия» . [22]
В 1963 году Мартину пришла в голову идея создать компьютерный банк апологетических данных. Впоследствии эта концепция была сформулирована под аббревиатурой SENT/EAST (Технология электронного ответа на поиск). [23] В 1968 году был созван симпозиум ученых в Австрии , на котором планы создания компьютеризированного банка апологетических данных CRI были представлены в лекциях Мартина и Джона Уорвика Монтгомери. Многие из этих подробностей были описаны в журнале «Христианство сегодня» , а затем в книге Монтгомери «Компьютеры, культурные изменения и Христос» . [24] [25]
Переезд в Калифорнию
[ редактировать ]В 1974 году Мартин покинул Нью-Джерси и переехал в Калифорнию , что также повлекло за собой переход CRI. На ранних этапах Мартину помогали Боб и Гретхен Пассантино в качестве сотрудников CRI. [26] Мартин также стал частью преподавательского состава недавно созданной богословской школы Мелодилэнд в Анахайме , где контркультовая апологетика была интегрирована в учебную программу и там размещались 13 000 томов библиотеки CRI. [27] Позже министерство открыло офис в Эль-Торо , а затем переехало в более просторное помещение в Ирвине .
Всплеск интереса к творчеству Мартина и CRI совпал с революцией народа Иисуса , контркультурой и социальными конфликтами из-за новых культов в 1970-х годах. [28] В течение 1970-х и 1980-х годов Мартин обучал ряд молодых апологетов через CRI, в их число входили Кэл Бейснер , Тодд Эренборг, Крейг Хокинс, Кэрол Хаусманн, Курт Ван Горден, Джон Уэлдон, Джордж Мэзер, Пол Карден, Рич Полл, Роберт М. Боуман. младший , Кеннет Сэмплс и Эллиот Миллер. [29] Профиль CRI увеличился благодаря широким продажам книги Мартина «Королевство культов» (сейчас продано около 750 000 экземпляров). [ нужна ссылка ] ), его аудиоальбомы, его радиослужение и выступления на национальном телевидении.
Мартин также участвовал в создании программы магистратуры по апологетике в юридической школе Саймона Гринлифа (ныне юридическая школа Тринити ) в 1980 году. [30] Мартин преподавал там культы и оккультизм на протяжении 1980-х годов, и время от времени ему помогали Боб и Гретхен Пассантино . [ нужна ссылка ]
В 1977 году CRI запустил новое ежеквартальное периодическое издание под названием « Информационный бюллетень Христианского исследовательского института» , которое в 1978 году было переименовано в «Вперед» . Благодаря этому периодическому анализу были опубликованы такие движения, как Харе Кришна , Джонстаун , Раджниш , Нью Эйдж и Сатанизм . [ нужна ссылка ]
В 1983 году CRI основал Instituto Cristão de Pesquisas (ICP), дочернее служение в Сан-Паулу, Бразилия . Основанная штатным исследователем Полом Карденом, ее в конечном итоге возглавил ученик Мартина Пауло Ромейро.
В 1987 году Forward был преобразован в Christian Research Journal , который изначально задумывался как издание, выходящее раз в три года. В 1990 году размер журнала увеличился и стал выходить ежеквартально, а с тех пор стал ежемесячным. Журнал христианских исследований получил несколько наград за выдающиеся достижения от Ассоциации евангелической прессы . Журнал теперь охватывает более широкий круг вопросов, помимо культов, таких как общая апологетика, этическая апологетика, мировые религии и богословские споры. В него также включены эссе авторов, не являющихся сотрудниками CRI. [ нужна ссылка ]
Министерство после 1989 г.
[ редактировать ]26 июня 1989 года Мартин умер в своем доме от сердечного приступа в возрасте 60 лет. [31] Известие о смерти Мартина было опубликовано в различных христианских периодических изданиях. [32] Хэнк Ханеграаф сменил Мартина на посту президента министерства. [ нужна ссылка ]
Как во время смерти Мартина, так и в последующие годы ряд штатных исследователей, связанных с CRI, начали выступать в качестве авторов различных книг по контркультовой апологетике. Среди этих авторов были Ричард Абанес , [33] Роберт М. Боуман , [34] Эрвин М. де Кастро, [35] Крейг Хокинс, [36] Роберт Дж. Лайл, [37] Эллиот Миллер, [38] Би Джей Оропеза , [39] Рон Роудс, [40] и Кеннет Сэмплс. [41] Многие из этих авторов покинули CRI и основали свои собственные организации или присоединились к другим. [ нужна ссылка ]
Споры
[ редактировать ]Контркультовая апологетика
[ редактировать ]Из-за противоречивого характера христианского контркультового движения и Мартин , и CRI были вовлечены в различные теологические и социальные конфликты. , вспыхивали разнообразные конфликты При жизни Мартина между ним и различными лидерами религиозных групп, но особенно с мормонами . Эти столкновения иногда приводили к публичным дебатам и даже к иску, поданному Мартином за предполагаемую клевету . [42] [43]
В течение короткого времени в конце 1970-х годов CRI и Мартин были вовлечены в полемику по поводу утверждений о том, что апологеты обнаружили часть рукописи Книги Мормона , которая якобы была плагиатом из романа Соломона Сполдинга . Этот случай обсуждался в книге « Кто на самом деле написал Книгу Мормона?» Уэйн Каудри, Говард Дэвис и Дональд Скейлз. [44] [45] Однако этот случай был серьезно подвергнут сомнению христианскими апологетами и критиками мормонизма Джеральдом и Сандрой Таннер в книге «Написал ли Сполдинг Книгу Мормона?» [46] Это мнение также было опровергнуто апологетами мормонов Робертом и Розмари Браун во втором томе их серии книг « Они ждут, чтобы обмануть» . [47] Эдвард Плауман сообщил о заявлениях CRI в журнале «Христианство сегодня» в июле 1977 года, а затем в октябре 1977 года обновил свой отчет доказательствами, указывающими на падение достоверности этих утверждений. [48] [49]
Книга под названием « Кто на самом деле написал Книгу Мормона?» – The Spalding Enigma ( Издательство Concordia , июль 2005 г.) пытается возродить первоначальный аргумент. Соавторы Каудри, Дэвис и Вэник пытаются доказать, что Ригдон действительно посещал Питтсбург резиденцию Сполдинга, до 1820 , последнюю Сидней . года 130 страниц обзора книги 2005 года и ее утверждений. [50]
Вдова редактора новостей CRI Уильяма Алнора рассказывает о спорах между Уолтером Мартином и Хэнком Ханеграафом в своем отчете под названием «Дуэль с людьми, отвечающими на Библию», часть 1. [51] и 2 [52] Джеки Алнор.
Финансовая ответственность
[ редактировать ]«Группа по подотчетности CRI», в которую входили уволенные сотрудники, утверждала, что выход CRI в 1992 году из Евангелического совета по финансовой подотчетности (ECFA) был сделан для того, чтобы избежать ограничений на финансовые отношения с ее генеральным директором Хэнком Ханеграафом . [53] После воссоединения в 2003 году аудит ECFA показал, что CRI не соответствует ряду финансовых стандартов. Это привело к санкциям, требующим «укрепить совет директоров» и выплатить CRI «значительную компенсацию». [54] В 2004 году Министерство по надзору выпустило предупреждение для доноров относительно неспособности CRI ответить на неоднократные просьбы объяснить корректирующие шаги, которые он предпринял в отношении выявленных нарушений трех из семи стандартов ответственного управления ECFA. [55]
Обращение Хэнка Ханеграффа в восточное православие
[ редактировать ]Президент ЧРИ Хэнк Ханеграфф был крещен в восточно-православной церкви в Вербное воскресенье , 9 апреля 2017 года. [56] В последующей передаче Ханеграф ответил на обвинения в том, что он «отошел от христианской веры» из-за своего отхода от протестантского христианства . «Если я заставил кого-то преткнуться, я смиренно прошу прощения. Моя цель, читая это, - не столько ответить кому-либо, сколько успокоить... Я никогда так сильно не любил Господа Иисуса Христа и Его тело. церковь». [57] CRI защитил восточно-православную доктрину теозиса в видео на сайте CRI. [58] Обращение Ханеграффа вызвало вопросы среди евангелистов, которые указывают на серьезные различия между восточным православием и евангелическим протестантизмом. [59]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтер Мартин, «Христианский исследовательский институт», Христианский библиотекарь , том 14, номер 1 октября 1970 г., стр. 15-18.
- ^ Христианский исследовательский институт
- ^ Дуглас Э. Коуэн, Лжесвидетельство? Введение в христианский контркульт , Вестпорт: Praeger, 2003, с. 102.
- ^ «Христианский исследовательский институт» в изд. Питера Д. Дрессера. Справочник исследовательских центров , 12-е изд., Том 2 Детройт: Gale Research, 1988, стр. 1193.
- ^ Дж. Гордон Мелтон, «Контркультовое мониторинговое движение в исторической перспективе», в книге « Вызов религии: очерки в честь Эйлин Баркер », под редакцией Джеймса А. Бекфорда и Джеймса Т. Ричардсона, Routledge, Лондон, 2003, стр. 102. -113.
- ^ Дуглас Гротуис, «Уолтер Р. Мартин» в Евангелическом словаре мировых миссий , изд. А. Скотт Моро, Гранд-Рапидс: Baker Books, 2000, стр. 601.
- ^ Маргарет Н. Барнхаус, Этот человек Барнхаус , Уитон: Tyndale House, 1983, стр. 283.
- ^ К. Аллин Рассел, «Дональд Грей Барнхаус: фундаменталист, который изменился», Журнал пресвитерианской истории , том 59, номер 1, весна 1981 г., стр. 33-57.
- ^ Стивен Борд, «Перемещая мир с помощью журналов: обзор евангелических периодических изданий» в журнале «Американские евангелисты и средства массовой информации », изд. Квентин Дж. Шульце, Гранд-Рапидс: Зондерван, 1990, с. 123.
- ^ Барнхаус, Этот человек Барнхаус , стр.224-225
- ^ Диагноз и смерть Барнхауса описаны в книге Barnhouse, That Man Barnhouse , стр. 390-403.
- ^ «Доктор Уолтер Р. Мартин» Христианский библиотекарь , том 13, номер 4 апреля 1970 г., стр.3.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Королевство культов , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1965, стр. 352-353.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Мартин высказывается о культах , Вентура, Калифорния: Vision House, 1983, стр.125.
- ^ «Поминальная служба доктора Уолтера Мартина» , Информационный бюллетень христианских исследований , том 2, номер 4, 1989.
- ^ Доктор Уолтер Р. Мартин « Христианский библиотекарь » , том 13, номер 4, апрель 1970 г., стр. 3-4.
- ^ Авторы книги Уолтера Р. Мартина изд. НЛО: друг, враг или фантазия , Уэйн, Нью-Джерси: Христианский исследовательский институт, 1968, с. 1; Флойд Э. Гамильтон, Основы христианской веры , 4-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1964; Джеймс Бьорнстад, Пророчество двадцатого века: Джин Диксон, Эдгар Кейси , Миннеаполис: Товарищество Бетани, 1969; Джеймс Бьорнстад и Шилдес Джонсон, Звезды, знаки и спасение в эпоху Водолея , Миннеаполис: Бетани Стипендия, 1971.
- ^ Уолтер Р. Мартин, «Христианский исследовательский институт», Христианский библиотекарь , том 14, номер 1, октябрь 1970 г., стр. 16.
- ^ Джон Уорвик Монтгомери, Компьютеры, культурные изменения и Христос , Уэйн, Нью-Джерси: Христианский исследовательский институт, 1969.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Королевство культов , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1965, стр.352-353.
- ^ Дональд Тиндер, «Евангелическая инициатива: факты из кончиков пальцев», « Христианство сегодня» , 13 марта 1970 г., стр. 53.
- ^ Уолтер Р. Мартин изд. НЛО: друг, враг или фантазия , Уэйн, Нью-Джерси: Христианский исследовательский институт, 1968.
- ^ Уолтер Мартин, «SENT/EAST: Технология поиска электронных ответов», Христианский библиотекарь , том 14, номер 1, октябрь 1970 г., стр. 3-6.
- ^ Джон Уорвик Монтгомери, «Автоматизация апологетики в Австрии», «Христианство сегодня» , 8 ноября 1968 г., стр. 57-58; Компьютеры, культурные изменения и Христос , Уэйн, Нью-Джерси: Христианский исследовательский институт, 1969.
- ^ Tinder, «Евангелическая инициатива» «Христианство сегодня » , 13 марта 1970 г., с. 53.
- ^ Уолтер Мартин, «Предисловие» в книге Роберта Пассантино и Гретхен Пассантино, « Ответы культисту у вашей двери» , Юджин, Орегон: Harvest House Publishers, 1981, стр. 3. См. также Боб Пассантино и Гретхен Пассантино, «Охота на ведьм» , Нэшвилл: Thomas Nelson Publishers, 1990, стр. 220–229.
- ^ Ричард Кебедо, Мирские евангелисты , Сан-Франциско: Harper & Row, 1978, стр. 66-67.
- ^ Кебедо, Мирские евангелисты , с. 67.
- ^ Многие из этих людей представлены в разделе «Кредиты» в издании Уолтера Р. Мартина. Новые культы , Санта-Ана, Калифорния: Vision House, 1980, стр. 409–410. См. также работы этих авторов со ссылкой на их связи с CRI: Роберт М. Боуман, «Понимание Свидетелей Иеговы» , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1991, стр. 9; Крейг С. Хокинс, Колдовство: исследование мира Викки , Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1996, стр. 229; Эллиот Миллер, Ускоренный курс движения Нью Эйдж , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1989, стр. 11.
- ^ Джон Уорвик Монтгомери, «Предисловие» к книге « Вовлекая закрытый разум» , Дэн Стори, Гранд-Рапидс: Крегель, 1999, стр. 5
- ^ «Уолтер Ралстон Мартин», Современные авторы , Том 129, изд. Сьюзен М. Троцки, Детройт: Gale Research, 1990, с. 287.
- ^ «Культовый авторитет Мартин умирает», Журнал книжного магазина , том 22, август 1989 г., стр. 93. «Основатель CRI Уолтер Мартин умирает», «Харизма и христианская жизнь » , август 1989 г., стр. 93. 28. «Мемориал», Журнал Евангелическо-Богословского Общества , Том 33, номер 1, март 1990 г., с. 143.
- ^ Ричард Абанес, Путешествие в свет: изучение околосмертного опыта , Гранд-Рапидс: Baker Books, 1996.
- ^ Роберт М. Боуман, Свидетели Иеговы, Иисус Христос и Евангелие от Иоанна , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1989.
- ^ Кеннет Р. Сэмплс, Эрвин М. де Кастро, Ричард Абанес и Роберт Дж. Лайл, Пророки Апокалипсиса , Гранд-Рапидс: Baker Books, 1994.
- ^ Крейг С. Хокинс, Колдовство: исследование мира Викки , Гранд-Рапидс: Baker Books, 1996.
- ^ Кеннет Р. Сэмплс, Эрвин М. де Кастро, Ричард Абанес и Роберт Дж. Лайл, Пророки Апокалипсиса , Гранд-Рапидс: Baker Books, 1994.
- ^ Эллиот Миллер, Ускоренный курс движения Нью Эйдж , Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1989.
- ^ Би Джей Оропеза, 99 причин, почему никто не знает, когда вернется Христос , Даунерс Гроув: InterVarsity Press, 1994.
- ^ Поддельный Христос движения Нью Эйдж , Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1990.
- ^ Кеннет Р. Сэмплс, Эрвин М. де Кастро, Ричард Абанес и Роберт Дж. Лайл, Пророки Апокалипсиса , Гранд-Рапидс: Baker Books, 1994.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Лабиринт мормонизма , Санта-Ана: Vision House, 1978, стр. 196-197.
- ^ « Уолтер Р. Мартин против Брюса А. Джонсона и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней » 88 Cal. Приложение 3d 595, Апелляционный суд, Четвертый округ, Отдел 2, 19 января 1979 г., West's California Reporter , том 151, Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Company, 1979, стр. 816-827.
- ^ Уэйн Л. Каудри, Ховард А. Дэвис и Дональд Р. Скейлз, Кто на самом деле написал Книгу Мормона? Санта-Ана: Дом Видений, 1980.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Лабиринт мормонизма , ред. ред. Санта-Ана: Дом Видения, 1978, стр. 59–69.
- ^ Джеральд Таннер и Сандра Таннер, Написал ли Сполдинг Книгу Мормона? Солт-Лейк-Сити: Компания Modern Microfilm, 1977.
- ^ Роберт Л. Браун и Розмари Браун, Они ждут, чтобы обмануть, Том 2, Меса, Аризона: Brownsworth Publishing, 1986.
- ^ Эдвард Э. Плауман, «Кто на самом деле написал Книгу Мормона?» Христианство сегодня, 8 июля 1977 г., стр. 32–34.
- ^ Эдвард Э. Плауман, «Утверждения рукописей мормонов: другой взгляд», « Христианство сегодня», 21 октября 1977 г., стр. 38-39.
- ^ Ропер, Мэтью (2005), «Мифическая «найденная рукопись»». Архивировано 18 февраля 2007 г., в Wayback Machine , FARMS Review 17 (2): 7-140 [ссылка доступна 5 сентября 2007 г.].
- ^ «CRI: Дуэль ответчиков Библии – Часть 1 – Эра Уолтера Мартина Джеки Алнор – Христианский страж» . Христианский страж . 08.11.2017 . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ «CRI: Дуэль людей, отвечающих на Библию - Часть 2, Хэнк Ханеграаф, Джеки Алнор - Христианский страж» . Христианский страж . 19 ноября 2017 г. Проверено 21 ноября 2017 г.
- ↑ Кеннеди, Джон В. Создание радиоволн для христианства сегодня, 15 августа 1994 г.
- ^ Лобделл, Урок Уильяма Аудита был «болезненным» для евангелиста Los Angeles Times, 17 августа 2003 г.
- ↑ Министерства наблюдения. Предупреждение для доноров Архивировано 15 апреля 2007 г. в Wayback Machine, февраль 2004 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ « Человек, отвечающий на Библию, переходит в православие» .
- ^ «Оставил ли я христианскую веру» и вопросы и ответы | Христианский исследовательский институт» .
- ^ «Восточное православие и теозис | Христианский исследовательский институт» .
- ^ «Обращение Хэнка Ханеграафа в православие: AiG Кена Хэма говорит, что церковь ритуальна и ей не хватает Евангелия» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Христианский исследовательский институт
- Индекс христианского исследовательского журнала (охватывает публикации с 1977 по 1997 год)
- Христианские контркультовые организации
- Политические организации, базирующиеся в США
- Критики мормонизма
- Евангелические парацерковные организации
- Христианские организации, основанные в 1960 году.
- Заведения 1960 года в Нью-Джерси
- Христианские благотворительные организации, базирующиеся в США
- Благотворительные организации в Нью-Джерси