Британский кинематограф ужасов

Часть серии о Фильмы ужасов |
---|
Кино Великобритания |
---|
Британское кино ужасов — подкатегория фильмов ужасов , созданных британскими студиями . Фильмы ужасов начались в Британии с немого кино в начале 20 века. Некоторые из самых успешных британских фильмов ужасов были сняты компанией Hammer Film Productions примерно в 1960-х годах. Отличительной особенностью британского кино ужасов с момента его основания в 1910-х годах до конца плодотворной деятельности Хаммера в этом жанре в 1970-х годах были сюжетные линии, основанные на готической литературе 19 века или отсылающие к ней.
История
[ редактировать ]Тихая эпоха
[ редактировать ]Британский немой ужас черпал свое влияние из готической литературы девятнадцатого века. [ 1 ] Влиятельные работы девятнадцатого века включают , например , Мэри Шелли «Франкенштейн » ; или «Современный Прометей» (1818 г.) и готический роман ужасов «Дракула» (1897 г.), написанный Брэмом Стокером .
Расцвет британского немого кино ужасов совпал с Первой мировой войной . [ 2 ] Война и связанное с ней насилие, увечья и смерть оказали глубокое влияние на фильмы, снятые в последующие годы и десятилетия. [ 2 ] [ 3 ] Шло время, спиритуализм продолжал оставаться в центре внимания, во многом из-за траура британской общественности по своим умершим. Британские немые фильмы ужасов стали изображением усилий публики сохранить духовную связь с умершими. [ 4 ] В частности, создатели фильма черпают вдохновение в христианстве , используя религиозную неопределенность и окружающее восприятие загробной жизни для создания драматического эффекта. [ 2 ]
Примеры
[ редактировать ]Короткометражные немые фильмы становились все более распространенной формой кинематографического развлечения во время всплеска популярности создания готических фильмов ужасов. [ 3 ] Примерами таких фильмов являются «Вердикт доктора Тримбола» (1913) режиссера Фрэнка Уилсона и «Василиск» (1914) режиссера Сесила Хепворта . [ 2 ] В этих фильмах основное внимание уделялось установлению повествовательных тем души и религиозного спиритуализма , которые определяли ранние британские немые фильмы ужасов. [ 2 ] Уилл Баркер снял фильм 1919 года «Жук» , основанный на романе Ричарда Марша 1897 года «Жук» . [ 3 ] [ 5 ] Фильм Баркера рассказывает историю египетской принцессы, душа которой превратилась в чудовище и способна овладеть простолюдинами. [ 6 ]
По мере расширения британского жанра ужасов американское кино ужасов начало испытывать влияние волны британских спиритуалистических фильмов ужасов. В 1913 году американский режиссер Джордж Лоан Такер отправился в Великобританию, чтобы снять фильм 1916 года « Человек без души» . [ 2 ] который был вдохновлен « Мэри Шелли Франкенштейном » ; или Современный Прометей . В фильме изображен главный герой, пытающийся создать жизнь, реанимируя человека, который жил бы без души.
1930-1940-е годы
[ редактировать ]Фильм ужасов утвердился как жанр в американском кино в 1930-х годах, особенно благодаря фильмам ужасов Universal. Автор Ян Конрич отметил, что британское кино ужасов часто отсутствует в историческом дискурсе в фильмах 1930-х годов и обычно не признается до тех пор, пока такие кинокомпании, как Хаммер, не разработали свою работу в конце 1950-х годов. Конрич заявил, что не было настоящих фильмов ужасов той эпохи, а были фильмы «ужасного» характера, которые представляли собой преимущественно комедии, триллеры или мелодрамы. Что фильмы, которые очень соответствовали голливудским фильмам той эпохи, включают «Зловещий замок» (1932), «Вурдалак» (1933), «Нечестивый поиск» (1934), «Человек, который изменил свое мнение» (1936), «Темные глаза Лондона» и « Темные глаза Лондона». Лицо у окна (1939). [ 7 ]
В этот период британская цензура в лице Британского совета киноцензоров (BBFC) ввела новую классификацию фильмов — рейтинг «H», который действовал с 1933 по 1951 год. В нем группировались фильмы, которые считались «ужасными». что приводит к тому, что дистрибьюторы продвигают фильмы как «жуткие», детективы или мелодрамы. [ 7 ] Рейтинг H был введен в основном для борьбы с наплывом американских фильмов ужасов, поступающих из Соединенных Штатов. [ 8 ] Президент BBFC Эдвард Шортт заявил в Kinematograph Weekly в 1935 году относительно фильмов ужасов, что он надеется, что «продюсеры и арендаторы примут это предупреждение и будут препятствовать подобному типу тем, насколько это возможно». [ 8 ] Американское производство прослушивалось, а производство фильмов ужасов в Соединенных Штатах замедлилось: в журнале Variety появилась статья , в которой говорилось, что причина, по которой Universal отказалась от производства фильмов ужасов, заключалась в том, что «европейские страны, особенно Англия, предвзято относятся к этому типу продуктов [sic] ." [ 8 ]
Из 55 фильмов с рейтингом «H» 38 были американского производства. Первым британским фильмом, получившим рейтинг «H», стал «Вурдалак » . [ 9 ] Фильм рекламировался скорее как детектив, чем как фильм ужасов, и в его пресс-буклете говорилось, что фильм «захватывающий и жуткий, но не« ужасающий »». [ 10 ] Другие ранние фильмы утеряны, например, два Уиджи Рафаэля Лотинги Ньюмана: « Зловещий замок» с участием безумного доктора, который пытается обменять мозг женщины и обезьяны, и «Нечестивый квест», также с участием безумного доктора, который пытается оживить мумифицированное тело крестоносец. [ 11 ] Вслед за «Вурдалаком » рейтинг «H» получили еще пять британских фильмов: «Сердце-обличитель» (1934), короткометражка «Среда» (1934), «Человек, который изменил свое мнение» , «Черные глаза Лондона» и «Падение дома Ашеров». (1948). [ 11 ] Другие произведения, такие как работы Тода Слотера, в том числе « Лицо у окна» и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит » (1936), были описаны Конричем как «задуманные как мелодрамы: очень театральные, озорные и пантомимические». [ 12 ]
Молотковые ужасы
[ редактировать ]С 1950-х по 1970-е годы британская студия Hammer Films снимала фильмы по мотивам готических романов, таких как «Проклятие Франкенштейна» (1958). [ 13 ] В своей книге 1973 года « Наследие ужасов: английское готическое кино 1946–1972 » Дэвид Пири заявил, что приверженность Хаммера этому стилю уникальна для Британии. Часть фильмов, разработанных студией и ее конкурентами, «остается единственным основным кинематографическим мифом, который Британия может по праву считать своим собственным и который относится к ней так же, как вестерн относится к Америке». [ 14 ] «Хаммер» будет доминировать на рынке фильмов ужасов в течение почти 20 лет, предлагая фильмы, которые Пирье охарактеризовал как «никоим образом не имитирующие американские или европейские модели, а основанные на [английских] литературных источниках». [ 15 ] Современные критики часто высмеивали фильмы Хаммера и избегали их. [ 15 ]
1980-е и 1990-е годы
[ редактировать ]В 1980-е годы было выпущено лишь несколько британских фильмов ужасов, которые Джонни Уокер, автор книги « Современное британское кино ужасов: индустрия, жанр и общество», заявил, что они «в основном считаются американскими постановками, в которых участвовали периферийные британцы», отметив Стэнли Кубрика » « Сияние ( 1980) и Клайва Баркера » «Восставший из ада (1987). [ 16 ] Большинство других фильмов того десятилетия были охарактеризованы Уокером как «художественные одноразовые фильмы», в частности « Нила Джордана » Компания волков (1984), или были «любительскими провалами», как, например, « Роухед Рекс» . [ 16 ] Большинство британских фильмов ужасов той эпохи потерпели неудачу у критиков и с коммерческой точки зрения. [ 16 ]
1990-е годы были описаны Уокером как «такие же ужасные», как и 1980-е, отметив лишь несколько малобюджетных постановок, таких как Ричарда Стэнли » « Аппаратное обеспечение » Саймона Спреклинга (1990), «Забавный человек (1994), Джейка Уэста » «Улыбка лезвием бритвы ( 1998) и Джулиана Ричардса » «Темные земли (1996). Уокер заявил, что моральная паника 1980-х годов повторилась снова в 1993 году, когда Джеймс Балджер был убит двумя детьми, которых якобы вдохновил выпуск домашнего видео « Детские игры 3» (1991). [ 17 ] Авторы «Британского кино ужасов» заявили, что после убийства «никто в здравом уме» не станет снимать британский фильм ужасов в этот деликатный период. [ 17 ]
21 век
[ редактировать ]В 2002 году режиссер Ричард Стэнли написал то, что он назвал некрологом в книге Петли и Чибнелла «Британское кино ужасов», сетуя на «общее отсутствие какого-либо настоящего режиссерского таланта на рубеже тысячелетий», находя режиссеров фильмов ужасов, «которые действительно знали, что они давно сбежали в Голливуд». [ 16 ] Стэнли заявил, что британское кино ужасов «все еще намного ниже минимального стандарта даже самого очерняемого продукта 1980-х годов». [ 16 ] Уокер отметил, что 2000-е и 2010-е годы ознаменовали «резкую перемену в развитии жанра и ознаменовали первый продолжительный период британских фильмов ужасов со времен золотой эры Хаммера». [ 13 ]
В том же году был выпущен один из самых кассовых британских фильмов ужасов того периода — « Дэнни Бойла » 28 дней спустя (2002). В том же году вышел фильм «Собаки-солдаты» (2002), положивший начало карьере режиссера ужасов Нила Маршалла . Более поздние фильмы ужасов того периода стали международными кассовыми хитами, такими как «Обитель зла» (2002) и его многочисленные продолжения, «Спуск» (2005) и «Женщина в черном» (2012). Британские комедийные фильмы ужасов включали в себя очень популярные « Мертвецкий Шон» (2004) и «Атака квартала» (2011), а также менее популярные фильмы, такие как «Коттедж» (2008), «Лесбиянки-убийцы вампиров» (2009), «Собачья будка» (2009) и «Заглох» (2009) . 2013). [ 17 ]
Хаммер, под новым руководством, возобновил производство фильмов в 2007 году. Уокер отметил, что «его имя далеко не так важно в британской культуре фильмов ужасов, как это было в предыдущие десятилетия». [ 18 ] Британские фильмы ужасов 2000-х годов были отделены от готических традиций Хаммера, а на фильмы повлияло то, что Уокер описывает как «целый набор межкультурных факторов». [ 18 ] В издании « Нового издания ужасов: английское готическое кино» 2008 года Пири утверждал , что темы из забытых английских готических романов остаются в культуре, поскольку «идиомы и эмоции [которые создали оригинальные романы и стихи] вошли в нашу ДНК». [ 19 ]
В этот период также появлялись фильмы, действие которых происходит на региональном уровне, а иногда и на региональное финансирование, такие как «Райское озеро» (2008), «Изгой» (2010) и «Белые поселенцы» (2014). [ 20 ] Международное совместное производство также появилось между такими странами, как Новая Зеландия ( «Паромщик» (2007)), Южная Африка ( «Выжившее зло» (2009)), Германия ( «Черная смерть» (2010) и США ( «Впусти меня » (2010). ). [ 13 ]
Критический прием
[ редактировать ]Британские фильмы ужасов регулярно подвергались нападкам со стороны значительного числа британских критиков с конца 1950-х до начала 1970-х годов. [ 21 ] В критическом рассуждении Джона Эллиса о британских критиках отмечалось, что критики 1940-х годов «определили концепции среднего класса на десятилетия вперед» и что «критики добились большего успеха во влиянии на британские вкусы, чем, возможно, они себе представляли. инициирован». [ 22 ] Среди этих критиков в редакционной статье первого журнала Penguin Film Review говорилось, что фильмы являются «средством художественного выражения и средством общественной информации и образования», а Джимпсон Харман в Sight & Sound заявил, что фильмы требуют «реализма, логики, правды». . [ 22 ] Обе публикации предостерегали против фильмов, в которых «визуальное красноречие становится визуальной риторикой, простыми эффектными цветами, а не активным участием в атмосфере и действии истории» (Penguin Film Review), а неправильное использование изображений может привести к тому, что зрители станут жертвой «симптомов извращенное и декадентское воображение» ( «Sight & Sound» ). [ 23 ]
В 1950-е годы критический вердикт британским фильмам ужасов был охарактеризован Питером Хатчингсом как «исключительно негативный». [ 24 ] Петли отметил, что фильмы ужасов часто рассматривались с точки зрения ранее упомянутых критических стандартов и «резко осуждались за то, что они не были тем, чем они никогда не планировали быть изначально». [ 25 ] Другая общая критика заключалась в том, что в фильмах были слишком явны изображения физических деталей и что некоторых критиков это особенно беспокоило в фильмах ужасов, где режиссер не был достаточно «дистанцирован» от их материала. [ 26 ] Самым известным примером является прием к фильму «Подглядывающий Том» (1960), на котором Нина Хиббин из Daily Worker заявила, что фильм «погряз в болезненных побуждениях убийцы-извращенца и на самом деле романтизирует его порнографическую жестокость», в то время как Александр Уокер в Evening Standard заявил, что фильм «демонстрирует нервное восхищение извращением, которое он иллюстрирует». [ 26 ]
Презрение критиков к фильмам ужасов достигло своего апогея в начале 1980-х годов, в период неприятного видео , когда ни один основной критик не защищал фильмы ужасов той эпохи. [ 27 ] Критика часто высказывалась за то, что им не хватало социальной значимости, которую Робин Вуд хвалил в 1979 году за такие американские постановки, как « Ночь живых мертвецов» и «Техасская резня бензопилой» , в то время как другие критиковались за то, что Уокер резюмировал как «просто не очень хорошие». " [ 28 ] Он отметил, что «общее отсутствие интереса к новому британскому кинематографу ужасов в это время вполне может быть объяснено возможным предположением, что эти фильмы не настолько отличаются от столь же ужасных современных американских постановок, чтобы требовать расширенного анализа на их собственных условиях». [ 28 ]
Фильмы ужасов студии «Хаммер» в целом имели хорошие кассовые сборы. [ 29 ]
Стипендия
[ редактировать ]Книга Пири «Наследие ужасов» была опубликована в 1973 году. Первым продолжением стал «Молот и за его пределами: британский фильм ужасов» в 1993 году. [ 15 ] Точка зрения Пири стала очень влиятельной в академических кругах, где Уокер отметил, что у некоторых исследователей истории британских фильмов ужасов «ностальгия по определенному типу фильмов Хаммера также сохраняла верх в поп-культуре на протяжении 1980-х и 1990-х годов». [ 18 ]
Большинство исследований британских фильмов ужасов XXI века отрываются от литературных готических чтений, таких как «Современное британское кино» Джеймса Легготта; От наследия к ужасу » Линни Блейка (2008), «Раны народов: кино ужасов, историческая травма и национальная идентичность Джеймса Роуза (2008), «За гранью молота: британский ужас с 1970 года» » IQ Hunter (2009) и «Британское мусорное кино (2013). [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конрич, Ян (2001). «Ужасающие фильмы и британское кино 1930-х годов» . В Чибналле, Стив; Петли, Джулиан (ред.). Британское кино ужасов . Рутледж . стр. 58–70. ISBN 9781134582570 . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Браун, Саймон (октябрь 2010 г.). «Британский немой фильм ужасов и Первая мировая война» . За кадром . 14 (10).
- ^ Перейти обратно: а б с Фрайер, Ян (2017). «2: От молчаливых до тридцатых». Британский фильм ужасов: от немого к мультиплексу . Фонтхилл Медиа .
- ^ Хейзелгроув, Дженни (2000). Спиритуализм и британское общество между войнами . Манчестер, Соединенное Королевство: Издательство Манчестерского университета . стр. 13–41.
- ^ Гиффорд, Денис (2016). Каталог британских фильмов: набор из двух томов - Художественный фильм / научно-популярный фильм, том 2 . Рутледж. ISBN 9781317740636 .
- ^ Ригби, Джонатан (2006). Английская готика: век кино ужасов . Рейнольдс и Хирн . ISBN 9781905287369 .
- ^ Перейти обратно: а б Конрич 2002 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Конрич 2002 , с. 60.
- ^ Конрич 2002 , с. 61.
- ^ Конрич 2002 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Конрич 2002 , с. 64.
- ^ Конрич 2002 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2015 , с. 3.
- ^ Уокер 2015 , с. 3-4.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2015 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер 2015 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2015 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2015 , с. 5.
- ^ Уокер 2015 , с. 5-6.
- ^ Уокер 2015 , с. 2-3.
- ^ Petley 2002 , p. 23-24.
- ^ Перейти обратно: а б Petley 2002 , p. 31.
- ^ Petley 2002 , p. 32.
- ^ Petley 2002 , p. 33.
- ^ Petley 2002 , p. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Petley 2002 , p. 36.
- ^ Petley 2002 , p. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 2015 , с. 7.
- ^ Petley 2002 , p. 38.
- ^ Уокер 2015 , с. 6-7.
Источники
[ редактировать ]- Шоуолтер, Элейн. «Продажа крови». Литературное приложение к «Таймс» (Лондон, Англия), «Таймс» , 8 января 1993 г.; стр. 14; Выпуск 4684.
- Ланер, Барбара (осень 2012 г.). «Фильм о вампирах: промежуточное включение в «Носферату, симфонию ужаса» ». Постскриптум . 32 (1): 28–38. ПроКвест 1432965487 .
- Конрич, Ян (2002). «Глава 5: Ужасающие фильмы и британское кино 1930-х годов». В Чибналле, Стив; Петли, Джулиан (ред.). Британское кино ужасов . Рутледж . ISBN 0-415-23003-9 .
- Петли, Джулиан (2002). «Глава 3:« Грубое развлечение для грубой аудитории »: британские критики и кино ужасов». В Чибналле, Стив; Петли, Джулиан (ред.). Британское кино ужасов . Рутледж . ISBN 0-415-23003-9 .
- Файн, Р.Дж. (2000). «Макфарланд Медли: обзорное эссе». Кино и история . 30 (2): 80–84. ПроКвест 2148665 .
- «Жук-тигр». Сокровища киноархива . ПроКвест 1745663142 .
- «Ужас! Ужас!». Фильм Ирландия (69): 32–34. 1999. ПроКвест 194678014 .
- Уокер, Джонни (2015). Современное британское кино ужасов: индустрия, жанр и общество . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-8974-3 .