Архаичная мать
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Архаическая мать (первичная мать или Ур-муттер ) — мать раннего младенчества, продолжающееся влияние которой прослеживается в психоанализе , и чье (подавленное) присутствие считается лежащим в основе фильма ужасов .
В психоанализе
[ редактировать ]Зигмунд Фрейд признавал в своих трудах силу архаической матери как «первой кормилицы и первой соблазнительницы». [ 1 ] и после него образ архаической матери-соблазнительницы получил широкое распространение в психоанализе. [ 2 ] Юнг тоже был поглощен в своих работах концепцией архаической матери. [ 3 ] и его последователи предупреждают об опасности этого имаго повторной активации в переносе женщиной-терапевтом. [ 4 ] Для Жака Лакана примитивная, необузданная власть архаической матери могла быть сдержана только посредством появления и консолидации отцовской метафоры . [ 5 ]
Аналитики-феминистки, такие как Люси Иригарай, впоследствии попытались вернуть архаичную мать в качестве силы, расширяющей возможности женской идентичности. Скептики, однако, приняли предупреждение Юлии Кристевой об утопических, даже нарциссических опасностях попыток обойти общество и культурную сферу путем регрессии к фантазийному слиянию с архаичной, недифференцированной матерью. [ 6 ] Кристева также считала юнгианский подход «тупиком с его архетипическими конфигурациями либидинальной субстанции, вырванными из сферы сексуальности и поставленными в рабство архаичной матери». [ 7 ] Художник и психоаналитик-теоретик Браха Л. Эттингер не согласен со взглядами Крисетевой о том, что архаическая мать, начиная с беременной, представляет собой психотическую недифференцированность. По мнению Эттингера, отказ от архаической матери культурно установлен патриархальным и фаллическим обществом. [ 8 ] Она обращается к архаической матери как к главному субъективирующему агенту младенца в отношениях, которые она определяет как матричные, где психическая дифференциация совпадает с со-возникновением. Согласно Эттингеру, архаическое м/Другое матричной (матрициальной) женско-материнской сферы в архаической встрече-событии является женским источником гуманизированной этики и эстетики. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
В искусстве
[ редактировать ]- Теория кино подчеркнула роль архаичной матери как чудовищной фигуры в фильме ужасов. [ 13 ] более устрашающая и менее сдержанная, чем фаллическая мать в ее недифференцированном гротеске. [ 14 ]
- Похожая фигура появляется как «черная королева» в таких романах, как «Королева фей» , и как ведьма в фольклоре. [ 15 ]
- Сильвия Плат под влиянием Юнга написала то, что она назвала «обличительной речью против Темной Матери. Мумии. Матери Теней…». [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рид, Гейл С.; Дивайн, Ховард Б., ред. (2015). Об «Экранных воспоминаниях» Фрейда . Лондон: Карнак. п. 98. ИСБН 978-1-78220-055-0 .
- ^ Фиорини, Летиция Г.; Роуз, Грасиела Абелин-Сас, ред. (2010). О «женственности» Фрейда . Лондон: Карнак. п. 75. ИСБН 978-1-85575-701-1 .
- ^ Ковингтон, Колин; Уортон, Барбара, ред. (2015) [2003]. Сабина Шпильрейн: забытый пионер психоанализа (2-е изд.). Рутледж. п. 175. ИСБН 978-0-415-81748-6 .
- ^ Янг-Эйзендрат, Полли ; Доусон, Теренс, ред. (1997). Кембриджский компаньон Юнга . Издательство Кембриджского университета. п. 236. ИСБН 0-521-47309-8 .
- ^ Шепердсон, Чарльз (2000). Жизненно важные признаки: природа, культура, психоанализ . Рутледж. п. 72. ИСБН 0-415-90879-5 .
- ^ Уитфилд, Маргарет (2014). Люси Иригарай: Философия в женственности . Рутледж. ISBN 978-0-415-05968-8 .
- ^ Кристева, Юлия (1980). Желание в языке: семиотический подход к литературе и искусству . Издательство Колумбийского университета. п. 276. ИСБН 0-231-04806-8 .
- ^ Эттингер, Брача Л. (2006). Матричное пограничное пространство . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0816635870 .
- ^ Эттингер, Брача Л., Учет и матричное граничное пространство . Брюссель: Украденное письмо, 1999.
- ^ Эттингер, Брача Л., Матричное пограничное пространство . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2006 г.
- ^ Эттингер, Браха Л., Proto-etica matricial . Переведено на испанский и представлено Хулианом Гутьерресом Альбильей (Gedisa 2019)
- ^ Эттингер, Брача Л., Матричная субъективность, эстетика, этика , под редакцией Гризельды Поллок . Том 1: 1990–2000 (Пэлгрейв Макмиллан 2020).
- ^ Крид, Барбара (2012) [1993]. Чудовищно-женское: кино, феминизм, психоанализ . Рутледж. п. 20. ISBN 978-0-415-05258-0 .
- ^ Старкс, Лиза С.; Леманн, Кортни, ред. (2002). Катушка Шекспира: альтернативное кино и теория . Лондон: Издательство Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. п. 139. ИСБН 0-8386-3939-9 .
- ^ Фрай, Нортроп (1971) [1957]. Анатомия критики: четыре эссе . Издательство Принстонского университета. п. 196. ИСБН 0-691-01298-9 .
- ^ Бритцолакис, Кристина (1999). Сильвия Плат и Театр траура . Кларендон. п. 113. ИСБН 978-0-1981-8373-0 .