Супергеройская фантастика
Супергеройская фантастика | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Начало 20 века, США , Япония |
Культурное происхождение | Золотой век комиксов (Америка) Камисибай (Япония) |
Функции | Сосредоточьтесь на приключениях героических личностей, обычно обладающих сверхчеловеческими способностями и/или другими способностями. |
Спекулятивная фантастика |
---|
Портал |
Художественная литература о супергероях - это поджанр спекулятивной фантастики. [1] исследование приключений , личностей и этики костюмированных борцов с преступностью, известных как супергерои , которые часто обладают сверхчеловеческими способностями и сражаются с преступниками с такой же силой, известными как суперзлодеи . Жанр и в основном находится между жестким фэнтези мягкой научной фантастикой в спектре научного реализма. Чаще всего он ассоциируется с американскими комиксами он распространился и на другие средства массовой информации , хотя благодаря адаптациям и оригинальным произведениям .
Общие элементы сюжета
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
Супергерои
[ редактировать ]Супергерой главным чаще всего является героем художественной литературы о супергероях. Однако в некоторых играх, таких как «Марвелы» Курта Бусика и Алекса Росс , супергерои используются в качестве второстепенных персонажей . Супергерой (иногда изображаемый супергероем или супергероем) — это типичный персонаж, обладающий «экстраординарными или сверхчеловеческими способностями» и посвятивший себя защите общества. С момента дебюта прототипа супергероя Супермена в 1938 году истории о супергероях — от кратких эпизодических приключений до продолжающихся многолетних саг — доминировали в американских комиксах и перешли в другие средства массовой информации. Само слово датируется как минимум 1917 годом. Женщину-супергероиню иногда называют супергероиней ( также переводится как супергероиня или супергероиня). В Соединенных Штатах термин «СУПЕРГЕРОИ» является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей DC Comics и Marvel Comics .
Согласно большинству определений, персонажам не обязательно требуются настоящие сверхчеловеческие способности, чтобы считаться супергероями, хотя такие термины, как костюмированные борцы с преступностью или линчеватели в масках, иногда используются для обозначения таких людей, как Бэтмен и Зеленая Стрела, не имеющих таких способностей, которые имеют другие общие черты супергероев. В так называемый Золотой век комиксов таких персонажей обычно называли «загадочными людьми», чтобы отличить их от персонажей со сверхспособностями. Обычно супергерои используют свои силы для борьбы с повседневной преступностью, а также сражаются с угрозами человечеству, исходящими от их преступных собратьев, суперзлодеев.
У давно существующих супергероев, таких как из DC Бэтмен , Супермен и Чудо-женщина , а также из Marvel, Человек-паук , Капитан Америка и Железный человек есть « галерея негодяев » таких врагов. Один из этих суперзлодеев может оказаться заклятым врагом супергероя. Супергерои иногда сражаются с другими угрозами, такими как инопланетяне, магические/фантастические сущности, стихийные бедствия, политические идеологии, такие как нацизм или коммунизм (и их сторонники), а также богоподобные или демонические существа.
Суперзлодеи
[ редактировать ]Суперзлодей или суперзлодейка — это вариант типа персонажа-злодея, который обычно встречается в комиксах, боевиках и научной фантастике в различных средствах массовой информации. Иногда их используют в качестве фольги для супергероев и других героев. В то время как супергерои часто обладают фантастическими способностями, суперзлодей обладает соизмеримыми силами и способностями, поэтому он может бросить герою устрашающий вызов. Даже не обладая реальными физическими, мистическими, сверхчеловеческими или сверхинопланетными способностями, суперзлодей часто обладает гениальным интеллектом, который позволяет ему разрабатывать сложные схемы или создавать фантастические устройства.
Другая общая черта — обладание значительными ресурсами для достижения своих целей. Многие суперзлодеи имеют некоторые типичные характеристики реальных диктаторов, бандитов и террористов и часто стремятся к мировому господству или универсальному лидерству. Супергерои и суперзлодеи часто отражают друг друга в своих силах, способностях или происхождении. В некоторых случаях единственная разница между ними заключается в том, что герой использует свои необычайные способности, чтобы помогать другим, а злодей использует свои силы в эгоистичных, разрушительных или безжалостных целях.
Секретные личности
[ редактировать ]И супергерои, и суперзлодеи часто используют альтер-эго во время действия. Хотя иногда настоящее имя персонажа публично известно, альтер-эго чаще всего используются, чтобы скрыть тайную личность персонажа от врагов и общественности.
У супергероев двойственность их личностей держится в секрете и тщательно охраняется, чтобы защитить близких от вреда и предотвратить постоянное обращение к ним, даже если проблемы не настолько серьезны, чтобы требовать их внимания. Это может стать источником драмы, поскольку супергерою приходится изобретать способы скрыться из поля зрения, чтобы измениться, не раскрывая свою личность и не неся цену за сохранение такой тайны. Кроме того, этот повествовательный образ может позволить фэнтезийным персонажам время от времени появляться в реалистичных историях без появления фэнтезийного элемента поджанра.
Что касается суперзлодеев, напротив, двойственность их личностей держится в секрете и тщательно охраняется, чтобы скрыть их преступления от широкой публики, чтобы они могли нанести больший вред широкой публике и дать им возможность действовать свободно и, следовательно, незаконно. , без риска ареста правоохранительными органами.
Смерть
[ редактировать ]Смерть в художественной литературе о супергероях редко бывает постоянной, поскольку умирающие персонажи часто возвращаются к жизни сверхъестественными средствами или с помощью ретконов (задним числом изменений в непрерывности), изменения ранее установленных фактов в непрерывности художественного произведения. Поклонники назвали практику возвращения мертвых персонажей « смертью комиксов ».
Еще одна общая черта художественной литературы о супергероях - убийство второй половинки супергероя суперзлодеем для продвижения сюжета. Автор комиксов Гейл Симона придумала термин « Женщины в холодильниках » (названный в честь инцидента в «Зеленом фонаре № 54», где Кайла Рейнера подруга Алекс ДеВитт была убита суперзлодеем Майором Форсом Рейнера и засунута в холодильник ), чтобы обозначить эту практику. . [2] [3]
Непрерывность
[ редактировать ]Многие художественные произведения о супергероях происходят в общей вымышленной вселенной , иногда (как в случае вселенных DC и Marvel ) создавая вымышленную непрерывность тысяч произведений, растянутых на многие десятилетия.
Изменения непрерывности также распространены: от небольших изменений установленной непрерывности, обычно называемых ретконами , до полных перезагрузок , стирающих всю предыдущую непрерывность.
Произведения художественной литературы о супергероях также часто содержат устоявшихся персонажей и обстановку, но происходят за пределами основного канона для этих персонажей.
Кроссоверы
[ редактировать ]кроссоверы Между персонажами разных произведений супергеройской фантастики часто происходят . В комиксах публикуются широко разрекламированные «события», в которых участвуют многие персонажи. В предыдущие эпохи, особенно в бронзовый век комиксов , Marvel и DC создавали специальные серии, в которых их выдающиеся персонажи, такие как Человек-паук и Супермен, встречались с различными персонажами в отдельных историях, таких как Marvel Team-Up и DC Comics Presents . Однако эта издательская мода уступила место периодическим ограниченным сериалам и появлению гостей в обычных сериалах, когда сценаристы считали присутствие персонажа оправданным.
межфирменные кроссоверы Также распространены между персонажами разной преемственности.
Жанровая гибкость
[ редактировать ]На протяжении всей истории жанра комиксов авторы серий главных персонажей должны были создавать материалы в соответствии со строгими регулярными графиками публикаций, которые часто длились годами. Таким образом, чтобы удовлетворить эти напряженные творческие требования, в историях о супергероях используются самые разные жанры, такие как фэнтези , научная фантастика , мистика , ужасы , криминальная фантастика и т. д., которые помещают персонажей-супергероев в огромное разнообразие и комбинации сюжетных сеттингов и художественных образов. их присутствие является основным общим элементом. Таким образом, в супергеройской фантастике стало ожидаемым элементом, когда героические персонажи помещаются практически в любую сюжетную ситуацию, включая относительно приземленные драмы с их личной жизнью без костюмов. [4]
Например, «Новые юные титаны» были популярным сериалом о супергероях, персонажи которого представляли собой смесь фэнтези ( Ворон , Чудо-девушка ), научной фантастики ( Киборг , Звездный огонь , Подменыш , Кид Флэш ) и криминальной фантастики ( Робин ). Кроме того, в их сериале было такое разнообразие историй, как, например, в течение года 1982-1983 годов, когда в быстрой последовательности команда столкнулась с Братом Бладом , костюмированным лидером культа суперзлодеев, а затем сразу же появилась история космической оперы , в которой Команда отправляется на другую планету, чтобы противостоять имперским силам Блэкфайра , а затем возвращается на Землю только для того, чтобы ввязаться в относительно реалистичную городскую криминальную историю о беглых беглецах .
История
[ редактировать ]Прототипы
[ редактировать ]В мифологиях многих древних цивилизаций присутствуют пантеоны богов и богинь со сверхчеловеческими способностями, а также такие герои , как Хануман , Гильгамеш , Персей , Одиссей и Давид , а также полубоги , такие как Геракл . [5] [6] Вдохновение для создания костюмированных супергероев в реальной жизни можно найти в « линчевателях в масках Америки, » Дикого Запада таких как «линчеватели Сан-Диего». [7] и Лысые Нобберы [8] которые сражались и убивали преступников в масках. [9] Персонаж Джека-прыгуна , [10] который впервые появился как городская легенда в начале 19 века, в 1890-х годах был переосмыслен как авантюрист в маске и костюме.
— Путешествие героя это хорошо известный архетипический тип истории, в котором главный герой предпринимает поиски достижения как материального преимущества, так и психологической и этической зрелости, и обычно считается метафорой и руководством для детей, переходящих во взрослую жизнь или от эгоизма к альтруизму. как основная концепция личности . Предшественниками архетипа супергероя являются такие фольклорные герои, как Робин Гуд , который путешествовал в необычной одежде, и король Артур , который обладал сверхъестественным оружием. [10] В пенни-ужасах , шиллинговых шокерах , десятицентовых романах , радиопрограммах и другой популярной художественной литературе конца 19-го и начала 20-го веков фигурировали загадочные, отважные герои с необычными костюмами, необычными способностями и альтруистическими миссиями. Пьеса 1903 года «Алый Пимпернель» и ее побочные эффекты еще больше популяризировали идею мстителя в маске и супергеройский образ тайной личности; [10] за ним последуют такие персонажи, как Зеленый Шершень и Страшила Ромни Марша . Точно так же герои научной фантастики Джон Картер с Марса , Бак Роджерс и Флэш Гордон с их футуристическим оружием и гаджетами; Тарзан с его высоким атлетизмом и силой, а также способностью общаться с животными; Роберта Э. Ховарда и Конан-варвар биологически модифицированный Хьюго Даннер из романа «Гладиатор» были героями с необычными способностями, которые сражались иногда с более крупными врагами. Само слово « супергерой » появилось как минимум в 1917 году. [11]
Самыми прямыми предшественниками являются борцы с преступностью из журналов, такие как Зорро в маске и плаще (представленный Джонстоном М. Маккалли в 1919 году с «Проклятием Капистрано ») с его торговой маркой «Z», технологически продвинутым «Черным сапером» (1929), [12] сверхъестественно гипнотизирующая «Тень » (1930), «пиковый человек» Док Сэвидж (1933) и «Паук» (1933), а также персонажи комиксов , такие как Хьюго Геркулес (1902), Попай (1929), Призрак (1936). [13] и Ольга Месмер (1937). [14] Первым борцом с преступностью в маске, созданным для комиксов, был писателя-художника Джорджа Бреннера не обладающий сверхспособностями детектив «Часы» . [15] [16] который дебютировал в журнале Centaur Publications « Забавные страницы № 6» (ноябрь 1936 г.). В августе 1937 года в колонке писем популярного журнала Thrilling Wonder Stories слово «супергерой» использовалось для определения главного героя комикса Макса Плейстеда «Зарнак». [17] [18] Историки указывают на первое появление Супермена , созданного Джеромом «Джерри» Сигелом и спроектированного Джозефом «Джо» Шустером , в Action Comics #1 (июнь 1938 года) как дебют архетипа супергероя из комиксов. [19]
За пределами американской индустрии комиксов супергерои в костюмах со сверхспособностями, такие как Огон Бат (1931) и Принц Гаммы ( ガ ン マ 王 子 ) (начало 1930-х годов), были визуализированы на раскрашенных панелях, используемых устными рассказчиками камисибай в Японии. Они оба предвосхищали элементы Супермена и Бэтмена. У Принца Гаммы, например, была история внеземного происхождения и тайная личность (его альтер-эго было уличным мальчишкой ), во многом как у Супермена. [20] [21] Более ранний пример из Японии — Сарутоби Саске , супергерой- ниндзя из детских романов 1910-х годов. [22] [23] [24] К 1914 году его способности включали сверхчеловеческую силу, пение заклинаний, появление и исчезновение, прыжки на вершины самых высоких деревьев, езду на облаках, вызов стихий (воды, огня и ветра) и превращение в других людей или животных. [22]
Золотой век
[ редактировать ]В 1938 году писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер , ранее работавшие в бульварных научно-фантастических журналах, представили Супермена . (Сигел, как писатель, фактически создал центральных и второстепенных персонажей; Шустер, как художник, разработал этих персонажей и дал Супермену первую версию его ставшей культовой униформы.) Персонаж обладал многими чертами, которые стали впоследствии популярными. Определите супергероя: секретную личность , сверхчеловеческие способности и красочный костюм, включающий символ и плащ. Его имя также является источником термина «супергерой», хотя героев ранних комиксов иногда также называли загадочными людьми или героями в масках .
Комиксы DC , которые в то время публиковались под названиями National и All-American, получили ошеломляющий отклик на Супермена и в последующие годы представили Бэтмена , Чудо-женщину , Зелёного Фонаря , Флэша , Человека-Ястреба , Аквамена и Зеленая Стрела . Первой командой супергероев было Общество Справедливости Америки округа Колумбия , в которое вошли большинство вышеупомянутых персонажей.Хотя в то время DC доминировал на рынке супергероев, большие и малые компании создали сотни супергероев. «Человек-факел Золотого века» и «Подводник» из комиксов Marvel (тогда называвшихся Timely Comics , а позже переименованных в Atlas Comics ), а также «Пластиковый человек» и «Призрачная леди» из Quality Comics также стали хитами. Уилла Эйснера » «Дух , представленный в комиксе , стал значительным художественным источником вдохновения для более поздних создателей комиксов. Однако самым популярным супергероем той эпохи был комиксов Fawcett Comics из Капитан Марвел , чьи подвиги регулярно превосходили подвиги Супермена в 1940-х годах. Когда Fawcett Comics прекратила свою деятельность как таковая, DC Comics, которая была втянута в ожесточенный спор об авторских правах с Fawcett Comics из-за Капитана Марвела, выкупила авторские права не только на персонажа, но и на его вспомогательную «Семью Марвел» героев и злодеев. .
Во время Второй мировой войны популярность супергероев росла, пережив бумажное нормирование и потерю многих писателей и иллюстраторов для службы в вооруженных силах. Потребность в простых историях о победе добра над злом может объяснить популярность супергероев во время войны. Издатели ответили историями, в которых супергерои сражались с державами Оси и супергероями патриотической тематики, в первую очередь с Капитаном Америкой из Marvel, а также с Чудо-женщиной из DC .
Как и другие деятели поп-культуры того времени, супергерои использовались для продвижения внутренней пропаганды во время войны, начиная от покупки военных облигаций. [ нужна ссылка ]
После популярности супергероев в то время привлекательность этих персонажей в послевоенную эпоху начала снижаться. [25] Издатели комиксов, ищущие новые темы и жанры, добились успеха, в частности, в криминальной фантастике , самым известным комиксом из которых был роман Льва Глисона « Преступление не окупается ». [26] и ужас . [ нужна ссылка ] Жуткая природа этих жанров вызвала моральный крестовый поход, в котором комиксы были обвинены в преступности среди несовершеннолетних , и начал работу Подкомитет Сената США по преступности среди несовершеннолетних . Движение возглавил психиатр Фредрик Вертам , который в книге «Соблазнение невинных » утверждал , что «девиантный» сексуальный подтекст широко распространен в комиксах о супергероях . [27] В 2012 году его методология была пересмотрена, и его результаты оказались если не фальсифицированными, то вводящими в заблуждение. [28] [29]
В ответ индустрия комиксов приняла строгий Кодекс комиксов . К середине 1950-х годов только Супермен , Бэтмен и Чудо-женщина сохранили часть своей прежней популярности, хотя стремление к полной безобидности привело к появлению историй, которые многие считают глупыми, особенно по современным стандартам. Это положило конец тому, что историки называют Золотым веком комиксов .
Серебряный век
[ редактировать ]В 1950-х годах компания DC Comics под редакцией Юлиуса Шварца воссоздала многих популярных героев 1940-х годов, положив начало эпохе, позже названной Серебряным веком комиксов . Флэш , Зеленый Фонарь , Человек-Ястреб и некоторые другие были воссозданы с новыми историями происхождения. В то время как супергерои прошлого по своему происхождению и способностям напоминали мифологических героев, эти герои были вдохновлены современной научной фантастикой . В 1960 году округ Колумбия объединил своих самых популярных героев в Лигу справедливости Америки , что стало феноменом продаж.
Воодушевленные возвращением супергероя в Вашингтон, Marvel Comics редактор/сценарист Стэн Ли и художники/соавторы Джек Кирби , Стив Дитко и Билл Эверетт запустили новую линейку комиксов о супергероях, начиная с « Фантастической четверки» в 1961 году и продолжая с Невероятным Халком , Человеком-Пауком , Железным Человеком , Тором , Людьми Икс и Сорвиголовой . Эти комиксы продолжили использование DC концепций научной фантастики ( радиация была распространенным источником сверхспособностей), но больше внимания уделялось личным конфликтам и развитию персонажей. Это привело к появлению многих супергероев, которые отличались от предшественников более драматическим потенциалом. Например, Фантастическая четверка была своего рода семьей супергероев, которые ссорились и даже испытывали некоторую неразрешенную враждебность друг к другу, а Человек-Паук был подростком, который изо всех сил пытался заработать деньги и поддерживать свою общественную жизнь в дополнение к своим костюмированным подвигам.
В средствах массовой информации, не связанных с комиксами
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2021 г. ) |
Фильмы о супергероях начались как субботние сериалы, предназначенные для детей, в 1940-х годах, когда первой экранизацией супергероя комиксов стали «Приключения капитана Марвела» в 1941 году. Упадок этих сериалов означал смерть фильмов о супергероях до выхода в 1978 году «Супермена» . критический и коммерческий успех. В 1980-х последовало несколько сиквелов . 1989 года «Бэтмен» также имел большой успех, за ним в 1990-х последовало несколько сиквелов. Тем не менее, хотя обе франшизы поначалу были успешными, более поздние продолжения обеих серий оказались плохими как в художественном, так и в финансовом отношении, что на какое-то время задержало рост фильмов о супергероях.
Такие хиты, как «Блэйд» 2000 года 1998 года, «Люди Икс» и «Неуязвимый» 2002 года, и «Человек-паук» 2005 года привели к созданию сиквелов, а также стимулировали развитие многочисленных франшиз фильмов о супергероях в 21 веке, оба успешных (например, «Бэтмен: Начало» , перезагрузка серии фильмов о Бэтмене 2004 года ) и неудачные (как, например, «Женщина-кошка» ). С этим возрождением этот поджанр стал основным элементом массового кинопроизводства с такими выдающимися успехами, как «Темный рыцарь» » 2012 года 2008 года, «Мстители» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды , «Железный человек 3» 2013 года и «Мстители: Эра Альтрона» 2015 года, получившие большие доходы и получившие признание критиков. аплодисменты. Эта тенденция усилилась в 2016 году благодаря выдающемуся успеху получившего высокую оценку критиков «Дэдпула» , экранизации относительно незначительного персонажа комиксов Marvel , премьера которого состоялась с ценой более 100 миллионов долларов в феврале, времени года, которое обычно считается плохим для интереса кинозрителей . [30] Это наблюдение еще раз подтвердилось в 2018 году, когда «Черная пантера» добилась еще большего успеха с дебютом в 235 миллионов долларов в то же время года. [31] а позже стал первым фильмом о супергероях, номинированным на премию Оскар за лучший фильм . «Мстители: Финал» стал самым кассовым фильмом всех времен . В 2017 году в фильме « Знаковый ген» рассказывалось о глухих супергероях, использующих язык жестов . [32]
Телесериал с живыми актерами
[ редактировать ]С начала 1950-х до конца 1970-х в эфир транслировалось несколько игровых программ о супергероях. В их число вошли «Приключения Супермена». [33] в главной роли . с Джорджем Ривзом комедийный боевик «Бэтмен» [33] сериал 1960-х годов (часто интерпретируемый как манерный ) с Адамом Уэстом и Бертом Уордом в главных ролях . Однако в 1970-х годах этот жанр обрел вновь обретенный авторитет в оригинальном сериале « Человек за шесть миллионов долларов». [34] и его спин-офф «Бионическая женщина» . [34] добились устойчивых успехов. Это привело к прямым адаптациям супергероев комиксов, таких как ABC / CBS драматический сериал «Чудо-женщина». [33] 1970-х годов с Линдой Картер в главной роли . Невероятный Халк [33] Однако конец 1970-х и начало 1980-х годов имел более мрачный тон. Супербой [33] участвовал в синдикации с 1988 по 1992 год. В 1990-х годах « Могучие рейнджеры » [33] адаптированный из японского Super Sentai , стал популярным. [35] Другие шоу, ориентированные на подростковую и молодёжную аудиторию того десятилетия, включали « Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» . [33] В 2001 году Смоллвиль [33] переосмыслил происхождение Супермена как подростковую драму. 2006 года. NBC сериала Герои [33] рассказывает историю нескольких обычных людей, каждый из которых внезапно обретает сверхсилу. Британский сериал «Отбросы» [36] объединяет сверхчеловеческие способности с нежелательными в обществе. В этом случае все молодые правонарушители, отправленные на общественные работы, обладают сверхспособностями, и каждый использует их для борьбы со своего рода злодеями. В 1980-х годах в США была предпринята неудачная попытка реализовать эту последнюю концепцию с помощью недолговечного комедийного боевика « Отбросы науки» . [37] В 2010-х годах компания Warner Brothers создала успешную экранизацию « Зеленой стрелы» , «Стрела» . [33] это положило начало успешной телевизионной франшизе Arrowverse . Тем временем у Marvel был успешный телевизионный спин-офф кинематографической вселенной Marvel франшизы «Агенты Щ.И.Т.» из . [33] создавая ряд сериалов на потоковом сервисе Netflix , прежде чем передать большую часть их собственности владельцу авторских прав Disney на собственный потоковый сервис Disney+ . Серия DC включает Shazam! , [33] Тайны Исиды , [37] Флэш (сериал, 1990 г.) , [33] Хищные птицы [37] и Готэм . [33] В серию Arrowverse входят The Flash (сериал 2014 года) , [33] Супергёрл , [33] Легенды завтрашнего дня [33] и Константин . [33] В серию Marvel входят «Новый Человек-Паук» и «Новый Человек-Паук» . [33] Суперистории о пауках [38] и Мутант Икс . [37] Netflix В сериал входят «Сорвиголова» , [33] Джессика Джонс , [33] Люк Кейдж , [33] Железный кулак [33] и Защитники . [33] В японскую серию токусацу входят Ультрачеловек , [39] Призрак [40] и Камен Райдер . [41] Другие серии включают в себя: «Баффи – истребительница вампиров» . [42] Ангел , [43] Призрак [44] Капитан Найс , [37] Мистер Потрясающий , [45] Зеленый Шершень , [33] Женщина Электра и девушка Дайна , [37] Величайший американский герой , [33] Темный ангел , [46] Нет обычной семьи [37] и псевдоним . [47]
Анимация
[ редактировать ]В 1940-х годах Fleischer / Famous Studios выпустила ряд новаторских мультфильмов о Супермене , которые стали первыми примерами супергероев в анимации . С 1960-х годов мультфильмы о супергероях стали основным продуктом детского телевидения, особенно в США. Однако к началу 1970-х годов ограничения на трансляцию насилия в детских развлечениях в США привели к тому, что сериалы стали чрезвычайно скучными, примером этой тенденции является сериал « Супер друзья» . Тем временем японская аниме-индустрия успешно представила сериалы о супергероях собственного стиля, такие как Science Ninja Team Gatchaman .
В 1980-х годах субботний утренний мультфильм « Человек-паук и его удивительные друзья» собрал вместе Человека-паука , Ледяного человека и Огнезвезда . В следующем десятилетии «Бэтмен: мультсериал» , ориентированный на аудиторию более старшего возраста, добился успеха у критиков в основных публикациях. [48] Этот сериал привел к успешной франшизе DC Animated Universe и другим адаптациям, таким как «Юные Титаны» , которым Marvel подражала с помощью «Людей Икс» и «Человека-паука: Мультсериал» .
Мифы о супергероях комиксов сами по себе получили ностальгическую обработку в Disney / Pixar выпуске 2004 года «Суперсемейка» , в котором использовалась компьютерная анимация . Для телевидения также были созданы оригинальные супергерои, основанные на старых тенденциях, такие как «Горгульи» Диснея Грега Вейсмана , Cartoon Network от франшиза «Бен 10» и Nickelodeon от «Дэнни Фантом» .
Радио
[ редактировать ]Начиная с 1940-х годов радиосериале в «Супермен» играл Бад Коллайер в роли главного героя . Звезды комиксов DC Бэтмен и Робин время от времени появлялись в качестве гостей. В других радиопрограммах о супергероях снимались персонажи, в том числе костюмированный, но не обладающий сверхспособностями Синий Жук без костюма и сверхспособностей и Попай . Также на радио появлялись такие персонажи, как Зеленый Шершень , Зеленый Лама , Док Сэвидж и Одинокий Рейнджер , герой вестерна , опиравшийся на многие условности архетипа супергероя.
Литература
[ редактировать ]Адаптации
[ редактировать ]Супергерои время от времени адаптировались в прозе , начиная с в издательстве «Рэндом Хаус » в 1942 году Приключения Супермена», вышедшего « романа Джорджа Лоутера . В 1970-х годах Эллиот С.! Мэггин написал о Супермене романы «Последний сын Криптона» (1978) и «Чудо-понедельник» , совпадающие с фильмом «Супермен», но не адаптирующие его . [49] Другие ранние адаптации включают романы с комиксов « героем Призрак 1943 года » в главной роли, начиная с «Сына призрака» . Персонаж также вернулся в книгах 1970-х годов, с серией из 15 частей от Avon Books, начавшейся в 1972 году, написанной создателем Phantom Ли Фальком , Роном Гулартом и другими.
Также в 1970-е годы Pocket Books опубликовали 11 романов, основанных на персонажах комиксов Marvel . [49] детские романы с участием комиксов Marvel и DC Comics, персонажей включая Бэтмена , Человека-паука , Людей Икс и Лигу справедливости Были опубликованы , которые часто продаются вместе с телесериалами , а также «Большие маленькие книги» с участием Фантастической четверки и других.
В 1990-х и 2000-х годах Marvel и DC выпустили романы, адаптирующие такие сюжетные линии, как « Смерть Супермена », « Планета Халк », « Чудо-женщина: Земля-1 », « Человек-паук: Рождение Венома » и « Бэтмен ». Ничья земля ».
Оригинал
[ редактировать ]Оригинальная художественная литература о супергероях или сверхчеловеческих существах появлялась как в печатных формах романов, так и в виде рассказов , не связанных с адаптациями крупных компаний, выпускающих комиксы. Это также появилось в поэзии.
Печатные журналы, посвященные таким историям, включают A Thousand Faces: A Quarterly Journal of Superhuman Fiction , издаваемый с 2007 года в печатном и электронном виде, а с 2011 года — только в Интернете. [50] и This Mutant Life: Superhero Fiction , печатное издание из Австралии , выходящее раз в два месяца, издающееся с 2010 года. [51] Последний журнал был одним из немногих, кто также публиковал стихи о супергероях, прекратив это делать с 2011 года. Стихи о супергероях там включали «Хрупкие жизни» Филипа Л. Тайта, «Враги» Марка Флойда и «Все наши дети» Джея Маклауда.
» Роберта Майера Романы с оригинальными сверхчеловеческими историями включают «Суперлюди ( «Гриффин Святого Мартина» , 9 марта 2005 г.); Джеймса Макси «Никто не получит девушку» ( Phobos Books , 2003); Роба Роджерса Мыс Дьявола ( издание Wizards of the Coast Discoveries, 2008); Остина Гроссмана «Скоро я стану непобедимым» ( Pantheon Books , 2007); Лави Тидхара » «Век насилия Дэвида Дж. Шварца (Hodder & Stoughton, 2013), «Сверхспособности: роман» ( Three Rivers Press , 2008); » Мэтью Коди «Бессильный ( Кнопф , 2009); и серия романов о супергероях Ван Аллена Плексико « Стражи» (Swarm/Permuted Press, начало в 2008 г.). Сборники сверхчеловеческих рассказов включают « Кто может спасти нас сейчас?»: «Совершенно новые супергерои и их удивительные (короткие) истории » под редакцией Оуэна Кинга и Джона МакНелли (Free Press, 2008 г.) и «Маскированные » под редакцией Лу Андерса (Галерея, 2010 г.). ). С появлением таких программ для чтения электронных книг, как Kindle и Nook, появилось множество историй о супергероях, в том числе «Извлеченное» RT Леоне. Р. Р. Хейвуда (2017), «Invinciman» Майка Ваго (2017) и «Саморазрушаемый» (2018).
Видеоигры
[ редактировать ]Хотя в лицензионных видеоиграх фигурировали многие популярные супергерои, до недавнего времени лишь немногие из них вращались вокруг героев, созданных специально для игры. Ситуация изменилась благодаря популярным франшизам: « «Серебряным веком» , вдохновленная Сила свободы» (2002 г.), «Город героев» (2004 г.), серия «Infamous» и «Чемпионы онлайн» (2009 г.), многопользовательская ролевая онлайн-игра (или MMORPG), все которые позволяют игрокам создавать своих собственных супергероев и/или злодеев.
Интернет
[ редактировать ]В 1980-х и 1990-х годах Интернет позволил мировому сообществу фанатов и писателей-любителей представить свои собственные произведения о супергероях мировой аудитории. Первый [ нужна ссылка ] Первоначальной крупной общей вселенной супергероев, которая должна была развиваться в Интернете, был Superguy , который впервые появился в списке рассылки UMNEWS в 1989 году. [ нужна ссылка ] В 1992 году каскад USENET новостной группы Rec.arts.comics породил Легион Сети. Герои общей вселенной. [ нужна ссылка ] В 1994 году авторы LNH внесли свой вклад в создание группы новостей Rec.arts.comics.creative , которая породила ряд оригинальных общих вселенных супергероев. [ нужна ссылка ]
Веб-сайты в стиле журналов, публикующие художественную литературу о супергероях, включают Metahuman Press , действующую с 2005 года, [52] и журнал Freedom Fiction . [53] Сверхчеловеческая фантастика также появлялась в общих интернет-изданиях научной фантастики и спекулятивной фантастики , таких как еженедельник Strange Horizons , издание, которое платит своим авторам. [54] Двумя примерами являются «Доктор Майти и случай скуки» Пола Мелько и «Доктор Диабло идет по своим делам» Саладина Ахмеда.
Веб -сериал «Червь» начал публиковаться в 2011 году и завершился в 2013 году, а его продолжение, «Уорд» , началось в ноябре 2017 года и завершилось в мае 2020 года.
За пределами США
[ редактировать ]Успешные работы о супергероях были успешны и в других странах, большинство из которых разделяют условности американской модели. Примеры включают Cybersix из Аргентины , капитана Кэнака из Канады и героев AK Comics из Египта .Япония — единственная страна, которая приближается к Соединенным Штатам по количеству супергероев. [ нужна ссылка ] Первые из них носили шарфы либо в дополнение к накидкам, либо вместо них, а многие носили шлемы вместо масок .
Япония
[ редактировать ]История японских супергероев восходит к 1930-м годам, когда некоторые из первых супергероев в костюмах появились в японском камисибае , форме уличного театра, где сцены визуализируются на раскрашенных панелях, используемых устными рассказчиками. Популярные примеры супергероев камисибай включают Огона Бата , дебютировавшего в 1931 году, и Принца Гаммы, дебютировавшего в начале 1930-х годов. Они предвосхитили несколько элементов и сверхспособностей супергероев, которые позже появились у американских супергероев комиксов, таких как Супермен (дебют в 1938 году) и Бэтмен (дебют в 1939 году). [20] [21]
Знаменитая манги серия «Astro Boy» (1952–1968) Осаму Тэдзуки считается первой [55] супергерой [56] японской манги и аниме и на сегодняшний день считается одним из самых влиятельных произведений в этой области. [57] Сам персонаж Астро Боя (Атома) иногда считается эквивалентом Супермена в манге. [58] благодаря влиянию и популярности [59] персонажа и сериала.
Кроме того, Moonlight Mask , Ultraman , Kamen Rider , Super Sentai (основа Power Rangers ), Metal Hero Series и Kikaider стали популярны в японских токусацу -шоу, а Science Ninja Team Gatchaman , Casshern , Devilman , Dragon Ball , [60] [61] «Гайвер» , «Ванпанчмен» , «Моя геройская академия» и «Сейлор Мун» — популярные серии японского аниме и манги. Японская манга, ориентированная на читателей-женщин, включает такие разновидности, как « девушка-волшебница » (например, «Сейлор Мун» и «Сакура-собирательница карт» ).
Другие страны
[ редактировать ]В 1947 году филиппинский писатель и карикатурист Марс Равело представил азиатскую супергероиню Дарну , юную филиппинскую деревенскую девушку, нашедшую с другой планеты мистический талисман-камень, позволяющий ей трансформироваться во взрослую женщину-воина. В 1951 году она появилась в собственном полнометражном фильме и стала культурным учреждением на Филиппинах.
Британские супергерои начали появляться в Золотом веке вскоре после того, как в Великобритании стали популярны первые американские герои. [62] Большинство оригинальных британских героев появлялись в журналах -антологиях таких как Lion , Valiant , Warrior и комиксов , 2000 AD . Марвелмен , известный в Северной Америке как Чудо-человек, — оригинальный британский супергерой (хотя он во многом основан на Капитане Марвеле ). Популярный в 1960-х годах, британские читатели полюбили его, а современные британские авторы комиксов Алан Мур и Нил Гейман возродили Марвелмена в сериалах, которые заново изобрели персонажей в более серьезном ключе - отношение, преобладающее у новых британских героев, таких как Зенит . Судья Дредд также является известным персонажем британских комиксов.
Во Франции, где комиксы известны какbande dessinée (буквально «нарисованная полоса») и считаются полноценным видом искусства, Éditions Lug начала переводить и публиковать комиксы Marvel в журналах-антологиях в 1969 году. Вскоре Lug начал представлять своих собственных героев наряду с Marvel. истории. Некоторые из них точно копировали своих американских коллег (например, трио гарвардских энтомологов-олимпийцев — Микрос, Салтарелла и Крэбб — из саги CLASH в стиле ЩИТА ), в то время как другие включали меняющего форму инопланетянина Вампуса. Многие из них просуществовали недолго, в то время как другие соперничали с их вдохновителями по долговечности и стали предметом переизданий и возрождений.
В конце 1980-х годов Raj Comics жанр супергероев представила в Индии и в процессе стала одним из крупнейших издательств комиксов в Индии. Вселенная комиксов Радж является домом для многих индийских супергероев, наиболее известными среди которых являются Наградж , Суперкоммандос Дхрува и Дога . Индийские супергерои на протяжении многих лет также заявляли о своем присутствии в других средствах массовой информации, включая телевидение и кино. Среди них следует выделить Шактиман , Мистер Индия , Крриш , Читти и G.One .
В 1954 году бразильский кинорежиссер Рубем Биафора представил Капитана 7 ( Капитана 7 ), первого бразильского супергероя (описываемого как смесь Супермена , Капитана Марвела и «черты» Флэша Гордона ), в телесериале для TV Record , позже супергероя. был адаптирован в комиксы . также [63]
На Ближнем Востоке кувейтская компания Teshkeel Comics после перевода американских комиксов также опубликовала оригинальную о супергероях серию комиксов «99» . «99» дебютировали в мае 2006 года и продолжали публиковаться до сентября 2013 года. Тешкил опубликовал «99» на английском , арабском и индонезийском языках , а также на других языках. [64] «99» распространялась в Северной Америке через Diamond Comic Distributors . [65]
Cat Claw — супергероиня, созданная парой сербских художников-комиксов и писателей.
Бялый Озел (Белый Орел) — популярный польский супергерой, созданный братьями Адамом и Мацеем Кмиолеками (и раскрашенный Рексом Локусом, который также работает на DC и Marvel). Более ранние попытки ввести в Польше конвенцию о супергероях включают Леопольда Тырманда роман « Злы », также известный как «Человек с белыми глазами» , Анджея Кондратюка пародийный фильм «Гидрозагадка » о Супермена пародии на « Эйс » ( Ace ), в стиле Бонда. космический супершпион « Тайфун» ( Тайфун ), созданный Тадеушем Рачкевичем, [66] и культовый после андеграундного панка «Ликвидатор» ( «Ликвидатор» ) Рышарда Домбровского об антигерое- экотеррористе -анархисте- линчевателе, сравнимом с Лобо и Карателем . [67]
Малайзия также создала несколько известных супергероев, таких как Келуанг Мэн (который очень похож на Бэтмена и появился в его собственном анимационном сериале) и Чикак-Мэн (который появился в двух успешных комедийных фильмах о супергероях).
В Австралии редактором Беном Лэнгдоном был запущен печатный журнал This Mutant Life: Superhero Fiction, который выходит раз в два месяца и публикует прозу и некоторые стихи (он прекратил принимать стихи в 2011 году) оригинальной сверхчеловеческой фантастики.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Элементы сюжета и примеры художественной литературы о супергероях» . МастерКласс . 28 сентября 2021 г. . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Кондон, Майкл (октябрь 2002 г.). «Вызов Фанцига» . Фанцинг. Проверено 11 января 2006 г.
- ↑ Проуз-Гани, Брайан (12 августа 2015 г.). «Восстание женщины-супергероя» . Yahoo! Новости .
- ^ МакКаббин, Крис (1 июня 1989 г.). «Редакция». Удивительные герои . 1 (166): 3.
- ^ См. Куган, Питер (25 июля 2006 г.). Супергерой: Тайное происхождение жанра . Остин, Техас: Книги MonkeyBrain . ISBN 1-932265-18-Х .
- ^ Эберт, Роджер (4 марта 2009 г.). «Обзор фильма «Хранители» и краткое содержание фильма (2009)» . Роджер Эберт . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ Кроуфорд, Ричард (30 апреля 1992 г.). «Дикий Запад: казни, устроенные линчевателями, испортили правосудие в 1880-х годах» . Лос-Анджелес Таймс . 30 апреля 1992 г.
- ^ Сокол, Тони (20 января 2019 г.). «Каратель и темный миф о реальном линчевателе» . Логово Компьютерщика .
- ^ Гавалер, Крис. О происхождении супергероев: от Большого взрыва до боевиков №1 . Университет Айовы Пресс; 1 издание (1 ноября 2015 г.). п. 132. ISBN 978-1609383817
- ^ Jump up to: а б с Пакер, Шэрон (2009). Супергерои и суперэго: анализ разума, скрывающегося за масками . Издательская группа Гринвуд. п. 52 . ISBN 978-0313355363 .
- ^ «Определение СУПЕРГЕРОЯ» . Мерриам-Вебстер .
- ^ Джесс Невинс. Энциклопедия героев целлюлозы .
- ^ Ловес, Фрэнк (11 ноября 2013 г.). «Супергерои идут по-американски» на канале PBS . Новостной день . Нью-Йорк / Лонг-Айленд . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 15 ноября 2013 г.
- ^ Глен Уэлдон; Михаил Кантор. Супергерои!:Накидки-капюшоны и создание культуры комиксов . п. 87.
- ^ Маркштейн, Дональд Д. «Мультопедия Дона Маркштейна: Часы» .
- ^ «Часы» .
- ^ Дэвин, Эрик Лейф (2006). Партнеры в чудесе: женщины и рождение научной фантастики, 1926–1965 гг . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-1267-0 .
- ^ «Цитаты о супергерое n».
- ^ «Золотой век комиксов» . www.pbs.org . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвиссон, Зак (19 декабря 2010 г.). «Первый супергерой – Золотая летучая мышь?» . ComicsBulletin.com. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Брэднер, Лизл (29 ноября 2009 г.). «Супергерои Японии, предшествовавшие Супермену и Бэтмену» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 января 2014 года . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Торранс, Ричард (2005). «Грамотность и литература в Осаке, 1890-1940» . Журнал японоведов (31). Общество японоведов: 56.
Сарутоби Саске спровоцировал «бум ниндзя» среди молодежи по всей стране. Сарутоби — супергерой-подросток, который, помимо своей способности произносить заклинания, появляется и исчезает по своему желанию, прыгает на вершину самого высокого дерева, может слышать шепотные разговоры на расстоянии сотен ярдов, сверхчеловечески силен, может ездить на облаках, способен вызывать воду, огонь и ветер, а также превращаться в других людей и животных.
- ^ «Букварь по истории «НИНДЗЯ» » . Винтажный ниндзя . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ Ёсимото, Мицухиро (2000). Куросава: киноведение и японское кино . Издательство Университета Дьюка . п. 417. ИСБН 978-0-8223-2519-2 .
- ^ Райт, Брэдфорд В. Нация комиксов: трансформация молодежной культуры в Америке (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2001) ISBN 0-8018-6514-X , ISBN 978-0-8018-6514-5 , с. 57
- ^ Райт, стр. 77–85.
- ^ Удивительные герои (выпуск № неизвестен; 1987): «Фредрик Вертам: крестоносец против комиксов, ставший защитником», Дуайт Декер. Исправленная версия перепечатана на веб-сайте The Art Bin: Articles and Essays.
- ^ Хир, Джит (4 апреля 2008 г.). «Крестоносец в плаще: Фредерик Вертам и кампания против комиксов» . Сланец . Проверено 6 марта 2013 г.
Тем не менее, Хайду прав, отмечая, что идеи Вертама о доказательствах были чрезвычайно примитивными и скорее судебно-медицинскими, чем научными. (Вертам часто давал показания в судебных делах, что искажало его представление о доказательствах.) Вертам думал, что сможет доказать свою точку зрения, собрав воедино множество анекдотов, собранных в ходе его клинических исследований, что сделало его утверждения практически непроверяемыми.
- ^ Кэрол Л. Тилли. (2012). Соблазнение невинных: Фредрик Вертам и фальсификации, которые помогли осудить комиксы. Информация и культура: исторический журнал. 47 (4), 383–413.
- ^ Мендельсон, Скотт (14 февраля 2016 г.). «Кассовые сборы: «Дэдпул» сейчас на пике популярности: дебют за 4 дня выходных заработал рекордные 150 миллионов долларов» . Форбс . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ МакНэри, Дэйв (19 февраля 2018 г.). «Кассовые сборы: «Черная пантера» к славе с праздничными выходными стоимостью 235 миллионов долларов» . Разнообразие . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ Перне, Дайан (10 сентября 2017 г.). «Знак Джина» Эмилио Инсолеры выходит в кино» . Затененный взгляд на моду. Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 14 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Хьюз, Марк (28 июля 2017 г.). «50 лучших и худших сериалов о супергероях всех времен» . Форбс . Стив Форбс . Проверено 18 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Лейтон Тернер, Марсия (3 марта 2009 г.). Полный справочник идиота по 40 000 детских имен, 2-е издание . Издательство Пингвин . ISBN 9781101012338 . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ Судерман, Питер (29 марта 2017 г.). «Почему «Могучие рейнджеры» — единственная в своем роде телевизионная франшиза» . Вокс . Вокс Медиа . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Макмиллан, Грэм (12 января 2013 г.). «10 серий сериала «Отбросы», которые стоит посмотреть, лучшего супергеройского шоу на телевидении» . Проводной . Конде Наст . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «20 забытых супергероев» . Гнилые помидоры . Фанданго . 8 августа 2017 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Ходжсон, Алекс (5 ноября 2017 г.). «Человек-паук – Полное руководство» . Гикс Медиа . ООО «Джеррик Венчурс» . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Сатаке, Шиничи (31 июля 2018 г.). «Ультрачеловек: 50 лет борьбы с монстрами» . Джапан Таймс . Джапан Таймс ЛТД . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Крейг, Тимоти Дж. (31 июля 2018 г.). Японская поп-музыка: внутри мира японской популярной культуры . Рутледж. ISBN 9781317467205 . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ «Герой для всех возрастов: звезда Камен Райдер, популярная среди женщин» . Тенденции в Японии . Японская информационная сеть. 5 ноября 2002 года . Проверено 1 августа 2018 г.
- ^ Браун, Кэти (4 февраля 2015 г.). «Баффи — истребительница вампиров и Зачарованные: повторная феминизация женщин-супергероев » . Искусственность . Сеть искусств . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ «Взлеты и падения супергеройского телевидения» . Мичиганские хроники . 27 августа 2012 года . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Патрик, Кевин (15 ноября 2017 г.). Призрак без маски: первый супергерой Америки . Издательство Университета Айовы . ISBN 9781609385019 . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ Кеннет Мьюир, Джон (13 февраля 2004 г.). Энциклопедия супергероев кино и телевидения, 2-е изд . МакФарланд и компания . ISBN 9780786437559 . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Луис Альдама, Фредерик (10 октября 2017 г.). Латинские супергерои в популярных комиксах . Пресса Университета Аризоны . ISBN 9780816537389 . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Боуман, Сабиенна (20 мая 2016 г.). «7 причин, по которым перезагрузка «Псевдонима» была бы потрясающей и должна произойти прямо сейчас» . Суета . Брайан Голдберг . Проверено 15 января 2017 г.
- ↑ Кен Такер сказал о первом в «ТВ-обзоре: Holy Bat-Toon!» , Entertainment Weekly , 4 сентября 1992 г.: «Анимация первоклассная: Бэтмен перемещается сквозь серые хлопковые облака на фоне качающихся небоскребов в стиле ар-деко . ... В отличие как от шоу 60-х, так и от [режиссера] В фильмах [Тима] Бертона , в новом «Бэтмене» есть сюжеты, которые действительно имеют смысл, а иногда и умные диалоги, которые никогда не сворачиваются в лагерь».
- ^ Jump up to: а б «Супергеройские романы» .
- ^ «Знаменитые книги о супергероях и научная фантастика» . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ «Эта жизнь мутанта» . Архивировано из оригинала 25 января 2014 г.
- ^ «Метахуман Пресс» .
- ^ Журнал свободы фантастики
- ^ «Работа в Странных Горизонтах» .
- ^ Андерсон, Джон (16 октября 2009 г.). «Создатель Astro Boy Тэдзука, «Японский Уолт Дисней» » . Новостной день . Архивировано из оригинала 17 октября 2019 г. Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Лейт, Сэм (15 ноября 2009 г.). «Астро Бой — японский супергерой, чья задница стреляет пулями. Насколько это круто?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ «Astro Boy и наследие Осаму Тэдзуки» . Fold от Moleskine: Новый журнал об искусстве, тенденциях и талантах (на итальянском языке) . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ «Аниме 101: Культурное влияние создателя Astro Boy Осаму Тэдзуки» . Нердист . 17 февраля 2016 г. Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ «10 важных манг, которые должны быть в каждой коллекции комиксов» . Журнал «Паста» . 05.06.2015 . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Грант, Эдмонд (1999). «Жемчуг дракона Z. Фильм: Мертвая зона». Путеводитель по кинофильмам: Ежегодник 1999 года (Фильмы 1998 года) . Кинокниги . п. 109. ИСБН 978-0-933997-43-1 .
Пасторальное блаженство, которым наслаждаются на земле инопланетный супергерой Гоку, его жена Чи-Чи и сын Гохан, прерывается появлением банды инопланетян во главе с Чесноком-младшим.
- ^ Портер, Роберт Дж. (2006). «Супергерои в терапии: раскрытие тайных личностей детей» . В Рубине, Лоуренс К. (ред.). Использование супергероев в консультировании и игровой терапии . Издательская компания Спрингер . стр. 23–48 (25). ISBN 978-0-8261-0132-7 .
- ^ «Британские герои, дебютировавшие в 1940-х годах» . Internationalhero.co.uk .
- ^ «Капитан 7 еще может стать героем журнала» (на португальском языке). Цифровой вестник. 13 июля 2003 г. Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ Кокер, Маргарет (25 ноября 2008 г.). «Кувейтский предприниматель надеется создать следующего покемона» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 4 августа 2009 г.
- ^ «Тешкил подписывает эксклюзивный дистрибьюторский договор» . Информация об АМЕ . 05.12.2007 . Проверено 29 сентября 2009 г.
- ^ «Тайфун: Коллекционное издание» . alejakomiksu.com .
- ^ «Интервью с Рышардом Домбровским» . www.comics.gildia.pl .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с художественной литературой о супергероях , на Викискладе?