Меч и колдовство
Фантастика |
---|
СМИ |
Жанровые исследования |
Поджанры |
|
Фэндом |
Категории |

Меч и волшебство ( S&S ) или героическое фэнтези — это поджанр фэнтези , характеризующийся героями, владеющими мечами, участвующими в захватывающих и жестоких приключениях. элементы романтики , магии и сверхъестественного Также часто присутствуют . В отличие от произведений высокого фэнтези , рассказы, хотя и драматичны, сосредоточены на личных битвах, а не на вопросах, угрожающих миру. Меч и колдовство обычно пересекаются с героическим фэнтези. Жанр зародился в произведениях Роберта Э. Ховарда начала 1930-х годов . Термин «меч и волшебство» был придуман Фрицем Лейбером в майском выпуске журнала для фанатов фэнтези «Амра» за 1961 год , чтобы описать Говарда и истории, на которые повлияли его произведения. [1] Параллельно с «мечом и волшебством» используется термин «героическое фэнтези», хотя это более широко определяемый жанр. [2]
Сказки о мече и волшебстве избегают всеобъемлющих тем «добро против зла» в пользу ситуативных конфликтов, которые часто настраивают морально серых персонажей друг против друга, чтобы обогатиться или бросить вызов тирании .
«Меч и волшебство» основаны на социальных и социальных иерархиях реального мира и являются более суровыми, мрачными и жестокими, с элементами космических, часто лавкрафтовских существ, которые не являются основным продуктом массового фэнтези. Главный герой часто является варваром с чертами антигероя .
Этимология [ править ]
Американский писатель Фриц Лейбер придумал термин «меч и колдовство» в 1961 году в ответ на письмо британского писателя Майкла Муркока в журнале для фанатов «Амра » с требованием дать название своего рода приключенчески-фантастическому рассказу, написанному Робертом Э. Ховардом . [3] Муркок изначально предложил термин «эпическое фэнтези». Лейбер ответил в журнале Ancalagon (6 апреля 1961 г.), предложив «меч и колдовство как хорошую популярную фразу в этой области». Он подробно рассказал об этом в июльском номере журнала Amra за 1961 год , комментируя:
Я более чем когда-либо уверен, что эту область следует назвать историей меча и колдовства. Это точно описывает моменты культурного уровня и сверхъестественного элемента, а также сразу отличает ее от истории о плаще и мече (историческом приключении), а также (совершенно случайно) от истории о плаще и кинжале (международном шпионаже)! [4]
Термин «героическое фэнтези» использовался, чтобы избежать яркого подтекста «меча и колдовства». [1] Это название придумал Л. Спраг де Камп . [5] Однако его также использовали для описания более широкого диапазона фэнтези, включая « Высокое фэнтези» . [6]
Стиль и темы [ править ]
Истории о мечах и волшебстве происходят в вымышленном мире, где существует магия. Местом действия может быть Земля в мифическом прошлом или далеком будущем, воображаемый другой мир или чужая планета. Иногда на истории о мече и волшебстве влияют ужасы или научная фантастика . Однако «Меч и колдовство» не стремятся дать научное объяснение чудесным событиям, в отличие от настоящей научной фантастики.
Главный герой историй о мече и волшебстве обычно является могущественным воином, борющимся со сверхъестественным злом. [1] Типичный главный герой — жестокий, уважающий себя и эмоциональный варвар, ценящий свободу. Главный герой часто обладает чертами антигероя. [7] Хотя главный герой в основном ведет себя героически, он может вступить в союз с врагом или пожертвовать союзником, чтобы выжить. [8] Главное оружие героя – хитрость и физическая сила. С другой стороны, магию обычно используют только злодеи в этой истории. [9] которые обычно являются волшебниками , ведьмами или сверхъестественными монстрами . [8] Большинство героев меча и волшебства — мужские персонажи мужского пола, тогда как женские персонажи обычно недостаточно развиты. Постоянно повторяющаяся тема в этом жанре — девушка в беде . [9] Однако в некоторых историях о мече и волшебстве главным героем является женщина, а традиционный акцент этого жанра на главных героях-мужчинах снизился с последних десятилетий 20-го века. [8]
В своем предисловии к Ace изданию «Конан-варвар» 1967 года Л. Спраг де Камп описал типичную историю о мече и колдовстве так:
[]История действий и приключений, разворачивающаяся в более или менее воображаемом мире, где работает магия и где современная наука и технологии еще не открыты. Местом действия может (как в рассказах о Конане) быть эта Земля, какой она, по замыслу, была давным-давно, или какой она будет в отдаленном будущем, или это может быть другая планета или другое измерение.
Такая история сочетает в себе цвет и яркость исторического костюмированного романа с атавистическими сверхъестественными ощущениями странных, оккультных историй или историй о привидениях . Если все сделано хорошо, это доставляет чистейшее удовольствие от художественной литературы любого рода. Это фантастика о побеге, в которой человек убегает из реального мира в мир, где все мужчины сильны, все женщины прекрасны, вся жизнь полна приключений и все проблемы просты, и никто даже не упоминает о подоходном налоге, проблеме отсева или социализированной медицине. [5]
Круговая структура распространена в сериалах «Меч и волшебство»: герой остается вечно молодым, и каждый день для него как первый. Победа главного героя над врагами не является окончательной, но в следующем рассказе возникает новая угроза, с которой герою предстоит еще раз бороться. В мире есть множество захватывающих и экзотических локаций, призванных стать сценой для подвигов главного героя. [8] [10] Многие истории о мече и волшебстве превратились в длинные серии приключений. Их более низкие ставки и менее угрожающие миру опасности делают это более правдоподобным, чем повторение опасностей высоких фантазий . То же самое относится и к характеру героев; Большинство героев меча и волшебства, путешественники по своей природе, находят покой после смертельно скучных приключений. [11]
«Меч и волшебство» напоминает высокое фэнтези, но оно более темное и зазубренное. Масштаб изображенной борьбы меньше, и главный герой обычно преследует личную выгоду, например богатство или любовь. [12] Оппозиция между добром и злом, характерная для фэнтези, также существует в литературе о мече и магии, но она менее абсолютна, и события часто происходят в морально серой зоне. Эти особенности особенно подчеркиваются в новых произведениях жанра. Истории динамичные и ориентированы на действие, с множеством жестоких боевых сцен. «Меч и волшебство» — по своей природе легкий и эскапистский жанр, главная цель которого — развлечь читателя. В произведениях этого жанра обычно нет глубокого послания или социальных высказываний. [9]
Обычно темы, которые касаются меча и магии, относительно ограничены. Этот жанр иногда критиковали за чрезмерное насилие, женоненавистничество и даже фашистские взгляды. [1]
История [ править ]
Происхождение [ править ]
Во вступлении к справочнику мечники и колдуны» Литературные Л. Спрэга де Кампа « Лин Картер отмечает, что наследие меча и колдовства прославлено и может быть прослежено до мифологии, включая подвиги Геракла , а также до классических эпосов. такие как Гомера » « Одиссея , скандинавские саги и легенды о короле Артуре . [13]
Это также было под влиянием исторической художественной литературы . Например, на творчество сэра Вальтера Скотта повлияли шотландский фольклор и баллады. [14] Но немногие из рассказов Скотта содержат фантастические элементы; в большинстве случаев появление таковых объясняется. [15] На его темы приключений в чужом обществе повлияли приключения сэра Х. Райдера Хаггарда и Эдгара Райса Берроуза в чужих странах . [16] Работы Хаггарда включали в себя множество фантастических элементов. [17] а некоторые из его персонажей, такие как Умслопогас, зулусский воин, владеющий топором, который сталкивался со сверхъестественными явлениями и любил сражаться, имели сходство с героями меча и колдовства.
Непосредственными прародителями меча и колдовства являются безрассудные рассказы об Александре Дюма-отце ( «Три мушкетера» (1844) и др.), Рафаэле Сабатини ( «Скарамуш» (1921) и др.) и их подражателях из журнальных журналов , таких как Талбот Манди , Гарольд Лэмб. и Х. Бедфорд-Джонс , которые оказали влияние на Ховарда. [18] Однако этим историческим «хулиганам» не хватает сверхъестественного элемента (хотя произведения Дюма содержали множество фэнтезийных образов ), определяющего жанр. [19]
Другое влияние оказало раннее фэнтези, такое как » лорда Дансени « Непобедимая крепость, спасите Сакнот (1910) и А. Мерритта ( «Корабль Иштар» 1924). [20] Все эти авторы повлияли на меч и колдовство своими сюжетами, персонажами и пейзажами. [21] Повесть американской писательницы Гертруды Холл 1895 года «Смертельный сад», кажется, предвосхищает этот жанр историей о разрушенном королевстве, соблазнительной чародейке, превращающей людей в животных, и дерзком, мускулистом аутсайдере, который намеревается спасти положение. [22]
Кроме того, многие ранние писатели о мече и волшебстве, такие как Говард и Кларк Эштон Смит , находились под влиянием ближневосточных сказок об арабских ночах , чьи рассказы о волшебных монстрах и злых колдунах оказали влияние на будущий жанр. [23]
Частые изображения дымных таверн и зловонных переулков в «Мече и колдовстве» основаны на плутовском жанре; например, Рэйчел Бингхэм отмечает, что Фрица Лейбера город Ланкмар имеет значительное сходство с Севильей 16 века , изображенной в Мигеля де Сервантеса сказке « Ринконете и Кортадилло ». [24]
Собственно меч и колдовство по-настоящему зародились только в бульварных фэнтезийных журналах, где они возникли из « странной фантастики ». [25] Особое значение имел журнал Weird Tales , в котором публиковались рассказы Говарда о Конане и рассказы К. Л. Мура о Джиреле Джойри , а также такие влиятельные люди, как Г. П. Лавкрафт и Смит. [26]
Рост популярности [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2015 г. ) |
С 1960-х по 1980-е годы под руководством Картера избранная группа писателей сформировала Гильдию мечников и магов Америки (SAGA) для продвижения и расширения жанра меча и колдовства. С 1973 по 1981 год было опубликовано пять антологий коротких произведений членов САГА. Под редакцией Картера они были известны под общим названием « Сверкающие мечи»! . Благодаря этим и другим антологиям, таким как серия Ballantine Adult Fantasy , его собственной художественной литературе и критике, Картер считается одним из самых важных популяризаторов жанра фэнтези в целом и S&S в частности. [27]
Несмотря на усилия таких авторов, некоторые критики используют меч и колдовство как пренебрежительный или уничижительный термин. [28] В 1980-е годы, под влиянием успеха художественного фильма 1982 года «Конан-варвар» , многие фантастические фильмы, некоторые из которых были сняты дешево, были выпущены в поджанре, который назывался «меч и волшебство».Примеры этих фильмов включают «Повелитель зверей» (фильм) (1982), «Меч и колдун» (1982), два итальянских фильма о Геркулесе с Лу Ферриньо в главной роли , «Крулл» (фильм) (1983), продолжение Конана, «Конан-разрушитель» (1984). и «Рыжая Соня» , в котором, как и в фильмах о Конане, также снимался Арнольд Шварценеггер . Потенциально можно было бы включить более ранние выпуски « Ястреб-убийца» (1980) и «Битва титанов» (фильм 1981) , которые разожгли аппетит публики к таким фильмам, а также экранизацию серии игрушек, вдохновленных Конаном (и последующих мультсериалов) «Мастерс». Вселенной (фильм) , который, по сути, положил конец развитию этого поджанра в 80-х годах.
После кино- и литературного бума начала-середины 1980-х годов меч и колдовство снова вышли из моды, и эпическое фэнтези в значительной степени заняло свое место в жанре фэнтези. Однако в конце 20 века произошло еще одно возрождение меча и колдовства. Это развитие, которое иногда называют «новым» или «литературным» мечом и колдовством, делает упор на литературную технику и опирается на эпическое фэнтези и другие жанры, чтобы расширить типичные рамки жанра. Истории могут отражать широкомасштабную борьбу национальных или мировых проблем, характерную для высокого фэнтези, но рассказанные с точки зрения персонажей, более характерных для S&S, и с чувством приключения, свойственным последним. Среди писателей, связанных с этим, Стивен Эриксон , Джо Аберкромби и Скотт Линч , такие журналы, как Black Gate и электронные журналы Flashing Swords. [ нужна ссылка ] (не путать с антологиями Лина Картера ) и «Под непрерывным небом» публикуют короткие художественные произведения в этом стиле. [29] По словам литературного критика Хигаси Масао относительно японских произведений «Сага о Гуине» и «Волшебный нож Орфен» , изначально они планировались их авторами как романы, которые можно было бы отнести к европейскому поджанру меча и волшебства , но имели различные основные элементы, которые дистанцировались от типичного романы в этом жанре. [30]
В 1990-е годы популярность меча и колдовства в Британии и других частях мира резко возросла. [31]
Женщины-создатели и персонажи [ править ]
Несмотря на важность К. Л. Мура, Ли Брэкетта, Андре Нортона и других авторов-женщин, а также ранней героини Мура, «Меч и колдовство» характеризуются мужским уклоном. Женские персонажи обычно представляли собой несчастных девиц, которых нужно было спасти или защитить, или иным образом служили наградой за приключения героя-мужчины. Женщины, у которых были собственные приключения, часто делали это, чтобы противостоять угрозе изнасилования или отомстить за это. [25] [32] Серия антологий Мэрион Циммер Брэдли « Меч и волшебница» (с 1984 г.) попробовала обратное, поощряя женщин-писателей и главных героев. В историях рассказывается об искусных фехтовальщицах и могущественных волшебницах, действующих по самым разным мотивам. [33] [34]
Джессика Аманда Салмонсон также стремилась расширить диапазон ролей женских персонажей в мечах и колдовстве посредством своих собственных рассказов и редактирования World Fantasy Award. лауреата [35] антологии «Амазонки» (1979) и «Амазонки II» (1982); оба опирались на реальных и фольклорных женщин-воительниц, часто из регионов за пределами Европы. [36] [37]
Ранний автор книг о мече и волшебстве Роберт Э. Ховард в своей личной и профессиональной жизни придерживался феминистских взглядов. Он писал своим друзьям и соратникам, защищая достижения и возможности женщин. [38] [39] Сильные женские персонажи в художественных произведениях Ховарда включают Темную Агнес де Шастильон (впервые появившуюся в «Женщине с мечом», около 1932–34), пиратку раннего Нового времени Хелен Таврел («Остров пиратской гибели», 1928), а также два пирата и второстепенные персонажи Конана-варвара, Белит (« Королева Черного берега », 1934) и Валерия из Красного Братства (« Красные гвозди », 1936). [40]
Представленная в качестве одной из главных ролей в нефантастическом историческом рассказе Говарда под названием « Тень стервятника », Рыжая Соня из Рогатино позже вдохновила на создание фэнтезийной героини по имени Рыжая Соня , которая впервые появилась в серии комиксов «Конан-варвар» , написанной Роя Томаса и иллюстрировано Барри Виндзором-Смитом . Рыжая Соня получила собственное название комиксов и, в конечном итоге, серию романов Дэвида К. Смита и Ричарда Л. Тирни , а также Ричарда Флейшера в экранизацию 1985 году.
Избранные работы [ править ]
![]() |
Жанр был определен произведениями Роберта Э. Ховарда, особенно его рассказами о Конане-варваре и Кулле из Атлантиды , в основном в «Странных сказках» 1932 и 1929 годов соответственно. [41] [42]
Другие книги и серии, определяющие жанр меча и волшебства, включают:
- Сказки Кларка Эштона Смита « Гиперборейская» и «Зотическая» , начиная с « Сказания о Сатампре Зейросе » и «Империи некромантов» в 1931 и 1932 годах соответственно.
- Сказки К. Л. Мура « Джирел из Джойри» , начиная с «Поцелуя Черного Бога» (1934), в котором рассказывается о первой известной героине меча и волшебства. [43]
- Сцена из фильма Фрица Лейбера « Фафхрд и Серый Мышелов» , начиная с «Двое искаемых приключений» (1939).
- Майкла Муркока с Элриком Эпизод , начинающийся с «Города грез» (опубликованный в журнале Science Fantasy 1961), отличается своей приверженностью контрстереотипу .
- Книга Л. Спрэга де Кампа « Мечи и волшебство» , первая антология меча и волшебства, была опубликована издательством Pyramid Books в декабре 1963 года.
- Карла Эдварда Вагнера о Кейне Романам , начиная с «Плетения тьмы» (1970), приписывают возрождение этого жанра. [44]
- Роберта Линна Асприна — «Воровской мир» серия общих мировых антологий, впервые созданная в 1978 году.
- Сэмюэля Р. Делани , «Возвращение Неверона» серия из трех сборников рассказов и одного романа, написанного под влиянием критической теории , опубликованных с 1979 по 1987 год.
- Романы Чарльза Сондерса « Имаро» , начиная с «Имаро» (1981), сборника рассказов, впервые опубликованного в семидесятых годах для журнала для фанатов Dark Fantasy . Имаро был первым известным героем черного меча и колдовства. Л. Спраг де Камп и Лин Картер создали Джуму из Куша как второстепенного персонажа в рассказе, опубликованном в 1967 году.
- Романы Гарднера Фокса «Котар» и «Кирик» и «Кром-варвар», первая серия комиксов о мече и волшебстве. [45]
Другие криминальные фэнтези, такие как серия «Барсум » Эдгара Райса Берроуза и Ли Брэкетта » «Морские короли Марса , имеют сходство с мечом и колдовством. Но поскольку инопланетная наука заменяет сверхъестественное, эти книги обычно описываются как «Планетарный роман» или «Меч и планета» . Они больше относятся к области научной фантастики. [46] Несмотря на это, планетарный роман тесно связан с мечом и колдовством, и работы Берроуза, Брэкетта и других в первой области сыграли важную роль в создании и распространении собственно S&S. [47] Меч и колдовство часто стирают границы между фэнтези и научной фантастикой, черпая элементы обоих, например, «странную фантастику», из которой они возникли. [25]
Еще одна известная серия антологий меча и волшебства, вышедшая с 1977 по 1979 год, под названием « Мечи против тьмы» под редакцией Эндрю Дж. Оффутта , состояла из пяти томов и содержала рассказы таких авторов, как Пол Андерсон , Дэвид Дрейк , Рэмси Кэмпбелл , Андре Нортон и Мэнли Уэйд Веллман .
См. также [ править ]
- Планетарный роман
- Меч и планета
- Уся - китайский эквивалент западной фэнтезийной литературы о мече и колдовстве.
- Список фильмов о мече и волшебстве
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Николлс, Питер (10 октября 2022 г.). «Меч и волшебство» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Николлс, Питер (30 октября 2015 г.). «Героическое фэнтези» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Муркок, Майк (май 1961 г.). «Поставь на это метку». Амра . 2 (15): 15.
- ↑ Фриц Лейбер , Амра , июль 1961 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Камп, Л. Спраг (1967). "Введение". Конан-варвар . Книги Эйса. п. 13.
- ^ Стейблфорд, Брайан (2009). «Героическая фантазия». Фэнтезийная литература от А до Я. Пугало Пресс. ISBN 9780810863453 .
- ^ Вестфаль, Гэри (2005). Гринвудская энциклопедия научной фантастики и фэнтези. Темы, творения и чудеса . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 73–75. ISBN 978-0-313-32950-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 464. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Меч и волшебство» . Лучшие книги в жанре фэнтези . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Страхан, Джонатан; Андерс, Лу (2010). Мечи и темная магия: Новый меч и колдовство (1-е изд.). Нью-Йорк: Эос. п. xi. ISBN 978-0-06-172381-0 .
- ^ Мартин, Филип (2002). Путеводитель писателя по фэнтезийной литературе: от логова дракона до поисков героя: как писать фэнтезийные истории, имеющие непреходящую ценность (1-е изд.). Уокеша, Висконсин: Книги писателей. п. 37. ИСБН 0-87116-195-8 .
- ^ Мартин, Филип (2002). Путеводитель писателя по фэнтези-литературе: от логова дракона до поисков героя: как писать фэнтезийные истории, имеющие непреходящую ценность (1-е изд.). Уокеша, Висконсин: Книги писателей. п. 35. ISBN 0-87116-195-8 .
- ^ де Камп, Л. Спраг (1976). Литературные мечники и колдуны: создатели героической фэнтези . Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. п. xi. ISBN 0-87054-076-9 .
- ^ Муркок, Майкл (2004). Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези (ред.). Остин, Техас: MonkeyBrain. п. 79. ИСБН 1-932265-07-4 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 845. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ Муркок, Майкл (2004). Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези (ред.). Остин, Техас: MonkeyBrain. стр. 80–81. ISBN 1-932265-07-4 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. стр. 444–445. ISBN 0-312-19869-8 .
- ^ Прингл, Дэвид; Пратчетт, Терри (2007). Полная энциклопедия фэнтези . Северный Сидней, Новый Южный Уэльс: Random House Australia. п. 34. ISBN 9781741665826 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 300. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ [1] Архивировано 15 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Муркок, Майкл (2004). Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези (ред.). Остин, Техас: MonkeyBrain. п. 82. ИСБН 1-932265-07-4 .
- ^ Холл, Гертруда (1895). «Смертельный сад» в «Пене морской и других сказках» , Бостон: братья Робертс, стр. 249–299.
- ^ де Камп, Л. Спраг (1976). Литературные мечники и колдуны: создатели героической фэнтези (1-е изд.). Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. п. 10. ISBN 0-8705-4-076-9 .
- ^ Доктор Рэйчел Б. Бингхэм, «Непреходящее влияние Сервантеса» в «Материалах Третьей Международной конференции по испанской литературе и культуре» (опубликовано на испанском, французском и английском языках)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стайлз, Паула Р. (ноябрь 2011 г.). «Сказки из латунного бикини: феминистский меч и колдовство» . Широкая Вселенная . Архивировано из оригинала 28 декабря 2011 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ де Камп, Л. Спраг (1976). Литературные мечники и колдуны: создатели героической фэнтези (1-е изд.). Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. п. ix: Глава IV (Лавкрафт), Глава VIII (Смит). ISBN 0-8705-4-076-9 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 171. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 915. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ [2] Архивировано 8 мая 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Хигаси, Масао (2009 Ай, Исидо (ред.) Энциклопедия японских писателей-фантастов на японском языке), стр. 45. ( 9784336051424 .
- ^ "Научная фантастика" . Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Брэдли, Мэрион Циммер (1984). Меч и Волшебница . Нью-Йорк: Книги DAW. п. 11 . ISBN 0-87997-928-3 .
- ^ Страхан, Джонатан; Андерс, Лу (2010). Мечи и темная магия: Новый меч и колдовство (1-е изд.). Нью-Йорк: Эос. п. XVIII. ISBN 978-0-06-172381-0 .
- ^ Брэдли, Мэрион Циммер (2001). Меч и Волшебница XVII . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: DAW Books. стр. 9–13. ISBN 0886779960 .
- ^ «Победители и номинанты Всемирной премии в области фэнтези 1980 года» . Всемирная конвенция фэнтези . Всемирная доска фэнтези. Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Салмонсон, Джессика Аманда (1982). Амазонки II . Нью-Йорк: Книги DAW. стр. 7–19 . ISBN 0-87997-736-1 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 832. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ Финн, Марк (2006). Кровь и гром: жизнь и искусство Роберта Э. Ховарда . Остин, Техас: Книги MonkeyBrain. п. 141. ИСБН 1-932265-21-Х .
- ^ [3] Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Финн, Марк (2006). Кровь и гром: жизнь и искусство Роберта Э. Ховарда . Остин, Техас: Книги MonkeyBrain. стр. 186–187. ISBN 1-932265-21-Х .
- ^ Ваггонер, Диана (1978). Далекие холмы: Путеводитель по фэнтези . Нью-Йорк: Атенеум. стр. 47–48 . ISBN 0-689-10846-Х .
- ^ Ховард, Роберт Э.; Мило, Джастин (2006). Кулл: Изгнание Атлантиды . Нью-Йорк: Дель Рей. п. XIX. ISBN 0-345-49017-7 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 661. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 990. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ Кром-варвар" - первый настоящий комикс S&S.
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд.). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 152. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон; Эшли, Майк; Хартвелл, Дэвид Г.; Вестфаль, Гэри (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. «Грифона Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 915. ИСБН 0-312-19869-8 .
Внешние ссылки [ править ]
Словарное определение меча и колдовства в Викисловаре
- Цитаты из Оксфордского словаря английского языка на меч и волшебство
- Меч и колдовство в Энциклопедии научной фантастики
- Запись Амры на ZineWiki