Керл (фильм)
Крулл | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Питер Йейтс |
Написал | Стэнфорд Шерман |
Продюсер: | Рон Сильверман |
В главных ролях | |
Кинематография | Питер Сушицкий |
Под редакцией | Рэй Лавджой |
Музыка | Джеймс Хорнер |
Производство компании | |
Распространено | Колумбия-EMI-Warner (Великобритания) |
Даты выхода |
|
Время работы | 121 минута |
Страна | Великобритания [ 1 ] |
Язык | Английский |
Бюджет | 27-30 миллионов долларов |
Театральная касса | 16,9 миллиона долларов |
Крулл — британец 1983 года рождения. [ 1 ] научная фантастика фэнтези приключенческий фильм [ 2 ] Режиссер Питер Йейтс , дистрибьютор Columbia Pictures . В главных ролях Кен Маршалл , Лизетт Энтони , Фредди Джонс , Франческа Аннис и Алан Армстронг . Лиам Нисон и Робби Колтрейн , еще находящиеся в начале своей кинокарьеры, появляются во второстепенных ролях. История рассказывает о принце Колвине (Маршалл) и его товарищах, которые намереваются спасти свою невесту, принцессу Лиссу (Энтони), из крепости инопланетных захватчиков, прибывших на их родную планету.
Разработка фильма началась в 1980 году, когда президент Columbia Pictures Фрэнк Прайс подал продюсеру Рону Сильверману идею снять фэнтезийный фильм. Крулл снимался в Англии на студии Pinewood Studios , а также на натурных съемках в Италии и Испании . Ник Мэйли разработал эффекты макияжа существ и протезов , которые можно увидеть в фильме. Музыка к фильму была написана Джеймсом Хорнером и исполнена Лондонским симфоническим оркестром .
Крулл был выпущен в США 29 июля 1983 года, а позже в декабре того же года — в Великобритании. После выхода фильм стал кассовой бомбой , и критические мнения были неоднозначными как после выхода, так и в ретроспективе. Многочисленные рецензенты отметили его визуальные эффекты и саундтрек, а некоторые критики раскритиковали его сюжет как производный и бессмысленный. За годы, прошедшие с момента выхода, фильм стал культовым . [ 3 ] [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]Рассказчик рассказывает о пророчестве о том, что король и королева будут править своим миром, а затем их сын будет править галактикой.
На планету Крулл вторгается сущность, известная как Зверь, и его армия Истребителей, которые путешествуют по галактике на похожем на гору космическом корабле под названием Черная Крепость. Принц Колвин и принцесса Лисса планируют пожениться в надежде, что объединенные силы их двух королевств смогут победить армию Зверя. Однако Истребители нападают до завершения свадьбы, опустошая местные армии Круллов, ранив Колвина и похищая Лиссу .
Колвина вылечил Инир, Старый. Инир сообщает Колвину, что Зверя можно победить с помощью Глефы, древнего магического пятиконечного оружия, напоминающего большую метательную звезду . [а] Колвин достает Глефу из горной пещеры и отправляется на поиски Черной крепости, которая каждый восход солнца телепортируется в новое место. В пути к Колвину и Иниру присоединяются волшебник Эрго «Великолепный» и группа из девяти воров и бойцов: Торкил, Кеган, Рун, Освин, Бардольф, Менно, Дарро, Ненног и Куэйн. циклоп Релл . Позже к группе присоединяется
Группа Колвина отправляется в дом Изумрудного Провидца и его ученика Титча. Изумрудный Провидец использует кристалл, чтобы увидеть, куда Крепость телепортируется в следующий раз, но Зверь удаленно разбивает кристалл магией. Группа отправляется в болото, куда не может проникнуть магия Зверя, но Дарро погибает от атаки Истребителя, а Менно - от зыбучих песков . Подменыш - агент Зверя убивает Изумрудного Провидца и принимает форму своей жертвы, но агента обнаруживают и убивают Релл и Колвин.
Чудовище поручило другому подменышу соблазнить Колвина. Это сделано для того, чтобы убедить Лиссу, что Колвин ее не любит. Однако он отвергает ухаживания подменыша, и Лисса, став свидетелем этого через видение Зверя, утверждает, что любовь торжествует над силой. Однако Чудовище заставляет ее подумать о том, чтобы выйти за него замуж, чтобы он остановил атаки Истребителей.
Инир покидает группу, чтобы найти Вдову Паутины: чародейку, которая когда-то любила Инира и была сослана в логово Хрустального Паука за убийство их единственного ребенка. Вдова сообщает, где будет Черная Крепость на рассвете. Она также дает Иниру песок зачарованных песочных часов, чтобы удержать Хрустального Паука и спасти раненого Инира. Когда Хрустальный Паук атакует Вдову, Инир возвращается к группе, чтобы раскрыть местонахождение Черной Крепости. Пока он говорит, он теряет остатки песка и умирает.
Группа ловит волшебных Огненных Кобыл и оседлает их , чтобы добраться до Черной Крепости. Истребители в Крепости убивают Руна, в то время как Релл жертвует собой, чтобы держать открытыми двери космического корабля достаточно долго, чтобы позволить остальным войти. Куэйн, Ненног и Кеган убиты, когда они пробирались через крепость. Эрго превращается в тигра, чтобы спасти Титча от атаки Истребителей. Колвин, Торкил, Бардольф и Освин заперты внутри большого купола. Последние трое проваливаются через отверстие и оказываются в ловушке между стенами, усеянными огромными шипами, которые убивают Бардольфа.
Колвин пробивает купол и находит Лиссу. Он атакует Зверя Глефой, которая внедряется в тело Зверя. Не имея ничего, что можно было бы защитить, Лисса и Колвин быстро завершают свой свадебный ритуал. Это дает им возможность управлять огнем, с помощью которого Колвин убивает Зверя. Смерть Чудовища освобождает Торкила и Освина, и они воссоединяются с Колвином, Лиссой, Эрго и Титчем. Выжившие выбираются из разрушающейся крепости, которую уносит в космос.
Когда герои возвращаются домой, рассказчик повторяет пророчество о том, что сын королевы и короля будет править галактикой.
Бросать
[ редактировать ]- Кен Маршалл в роли Колвина, принца, сражающегося мечом и глефой.
- Лизетт Энтони в роли Лиссы. Ее голос был переозвучен ( в титрах ) американской актрисой Линдси Крауз, поскольку продюсеры хотели, чтобы голос принцессы звучал более зрело. [ 5 ]
- Фредди Джонс в роли Инира; также рассказчик фильма.
- Алан Армстронг в роли Торкила, лидера отряда бандитов.
- Дэвид Бэттли в роли Эрго, обладающего способностью изменять форму , превращаясь в различных животных.
- Бернард Бресслоу в роли Циклопа Релла (в титрах — Циклоп), который использует большой трезубец. Персонаж был разработан Ником Мэйли . [ 6 ] : 94 Глаза актера покрывал протезный грим , а «одиночное» глазное яблоко персонажа на лбу контролировалось по радио. [ 6 ] : 94 Бресслоу мог смотреть только в одно глазное отверстие, находясь в костюме; он объяснил, как во время сцены на болоте другим актерам приходилось защищать его от попадания в болото. [ 6 ] : 52
- Лиам Нисон в роли Кегана, члена бандитов Торкила, веселого многоженца с топором.
- Диккен Эшворт в роли Бардольфа, члена отряда Торкила, предпочитающего кинжалы.
- Тодд Карти в роли Освина, члена отряда Торкила, использующего посох.
- Робби Колтрейн в роли Руна, члена отряда Торкила, сражающегося копьем. Голос Колтрейна был озвучен Майклом Элфиком, в титрах не указан . [ 7 ]
- Джон Уэлш в роли Провидца.
- Грэм МакГрат в роли Титча, молодого ученика Провидца.
- Тони Черч в роли Турольда, отца Колвина.
- Бернард Аршар в роли Эйрига, отца Лиссы.
- Белинда Мейн в роли Веллы, подруги Мерит.
- Клэр Макинтайр в роли Мерит, одной из многих жен Кегана.
- Франческа Аннис в роли вдовы Интернета. Для этой роли на лицо Аннис было наложено 23 «стареющих» протеза. [ 8 ]
- Тревор Мартин ( в титрах не указан ) — голос Чудовища.
Производство
[ редактировать ]Разработка и написание
[ редактировать ]
В 1980 году Columbia Pictures президент Фрэнк Прайс спросил продюсера Рона Сильвермана, хотят ли он и его партнер Тед Манн создать фантастический фильм. [ 6 ] : 48–49 Сильверман согласился сделать это и нанял Стэнфорда Шермана для работы над сценарием. [ 6 ] : 49 Шерман написал «чистый скелет» сюжета, и Колумбия быстро его одобрила. Хотя суть сюжета никогда не менялась во время разработки и производства, первый вариант фильма назывался «Драконы Крулла» , где изначально планировалось, что Зверь будет драконом; однако в финальном фильме создатели изменили Зверя на более «рептильное» существо, что привело к окончательному названию « Крулл» . [ 6 ] : 49 Также чудовищную женщину-змею вырезали из-за сходства с Медузой в «Битве титанов» , вышедшей всего на пару лет раньше. [ 9 ]
Стива Тесича пригласили написать «вторую версию» сценария. [ 6 ] : 49 Версия сценария Тесича была отвергнута как перегруженная диалогами и лишенная спецэффектов, поэтому вместо этого был использован и отредактирован первый сценарий. [ 6 ] : 52 В процессе написания был один момент, когда планировалось, что Лисса превратится в антагонистку ближе к концу истории, но это не было частью окончательного сценария, учитывая, что производственная группа не хотела, чтобы она была «менее чем чистый». [ 6 ] : 52 Лизетт Энтони , актриса, сыгравшая Лиссу, объяснила, что «ей это показалось немного скучным». [ 6 ] : 52
После того, как первый набросок был закончен, сценаристы и продюсеры предложили Питеру Йейтсу стать режиссером фильма. Через два месяца после того, как его пригласили присоединиться к проекту и после того, как он закончил режиссировать «Очевидца» (1981), Йейтс прочитал сценарий «Драконов Крулла» . Он был «заинтригован» тем, что прочитал, и принял позицию режиссера фильма как «вызов». В интервью 1983 года он рассуждал, что «Крулл» будет одним из тех редких фильмов, которые «смогут в полной мере использовать преимущества современных методов спецэффектов» и будут отличаться от его более реалистичных предыдущих работ тем, что ему придется снимать фильм, полностью основываясь на своем воображении. . В ходе подготовки к съемкам фильма прошел год, в ходе которого Шерман редактировал сценарий, Йейтс создавал раскадровку, Стивен Б. Граймс и Дерек Меддингс придумывали концепции декораций, а Кен Маршалл и Энтони были выбраны на роли Колвина и Лиссы соответственно. [ 6 ] : 49 Поскольку дорогие декорации уже были построены по сценарию Стива Тесича, Шерману пришлось адаптировать свой первоначальный сценарий к декорациям. [ 10 ]
Несмотря на упорные слухи о том, что фильм должен был быть связан с игрой Dungeons & Dragons , Гэри Гайгакс заявил: «Насколько мне известно и убеждено, что продюсеры «Крулла» никогда не обращались к TSR за лицензией, позволяющей их фильму использовать D&D. IP игры». [ 11 ]
Съемки
[ редактировать ]Йейтс описал создание Крулла как «сложное» и «такое огромное». [ 6 ] : 52 Художник по спецэффектам Брайан Джонсон заявил в интервью 2009 года, что Йейтс настолько ненавидел работу над фильмом, что в середине съемок он взял отпуск на Карибы, в результате чего художники по спецэффектам взяли трехнедельный перерыв в проекте. . [ 12 ] Первоначально съемки планировалось провести в нескольких местах, потому что «Крулл» изначально планировался как фильм в средневековом стиле. [ 6 ] : 49 Однако, пройдя несколько черновых вариантов, сценарий превратился в полностью фэнтезийный, а это означало, что большая часть фильма будет сниматься на звуковых сценах , и лишь небольшая часть сцен будет снята в реальных местах в Италии, Испании и Англии. всего несколько недель. [ 6 ] : 49 Всего было построено 23 огромных декорации, а фильм снимался на более чем десяти звуковых сценах студии Pinewood Studios . «Крулл» был дорогим в производстве фильмом с бюджетом в 30 миллионов долларов. [ 6 ] : 48 Маршалл и Меддингс рассудили, что огромный бюджет был обусловлен несколькими изменениями концепций сценария, из-за которых дизайнерам приходилось неоднократно менять дизайн декораций. [ 6 ] : 49
Съемки начались 25 января 1983 года. Первым кадром была сцена, где Инир (Фредди Джонс) карабкается по огромной паутине, чтобы противостоять Вдове Паутины. Джонс не использовал страховочную проволоку, потому что проволока была бы видна. Покадровый аниматор Стив Арчер потратил две недели на создание первой модели паука в сцене, которая позже была изменена. [ 6 ] : 52 Паук был сделан из плексигласа, с цельными ногами, полым брюшком и восемью черными пластиковыми глазами. [ 13 ]
Режиссура Йейтса боевых сцен, происходящих в начале «Крулла», была вдохновлена такими головорезными фильмами , как «Капитан Блад» (1935). [ 14 ] Однако он хотел придумать новое оружие, которое придало бы сценам неповторимый и безрассудный вид. Маршалл практиковал свои движения в сценах за неделю до начала съемок. Однако к моменту начала съемок этих сцен костюмы для Истребителей были недавно закончены, поэтому большая часть боевой хореографии была изменена в последнюю минуту из-за ограничений костюмов. [ 6 ] : 52
в Пайнвуде Сцена 007 , одна из крупнейших звуковых сцен в мире, использовалась для сцены на болоте, где Истребители и несколько подменышей встречают Колвина и его группу. [ 6 ] : 49 Йейтс описал болото как «довольно неприятное… люди всегда натыкались на что-нибудь». [ 6 ] : 52 Он был снят во время того, что Маршалл назвал «очень суровой зимой», а съемочная площадка была слишком большой, чтобы ее можно было полностью отапливать, из-за чего актеры чувствовали холод и усталость. [ 6 ] : 52 Членам экипажа было трудно видеть сквозь туман, из-за чего они случайно попали в воду, состоящую из «пробковой стружки». [ 6 ] : 53
В репетиции сцены, где Колвина и его группу преследуют Истребители в Черной крепости, участвовали каскадеры, исполнявшие роль Колвина, чтобы Маршалл мог сэкономить энергию для съемок. В этой сцене Колвин и его люди столкнулись с коридором, где пол под ними открылся с помощью двух частей «размером с небольшой дом», которые питались жидкостью и развалились на части, прежде чем быстро схлопнуться вместе. [ 6 ] : 53 Маршалл объяснил, что после завершения этого эпизода ему снились кошмары. Когда начались съемки сцены, Маршаллу потребовалось больше времени, чтобы произнести свои реплики, чем ожидала съемочная группа, в результате чего он не выбрался из туннеля с первого дубля. Только один член экипажа заметил это и смог остановить машины, управляющие деталями, но Маршалл «знал, что если машина не остановится через пять секунд, [он] умрет». На следующий день был снят еще один дубль этого эпизода, когда Йейтс приказал снизить скорость машины. Однако Маршалл настоял на ускорении машины, и в последнем дубле ему удалось уйти от стандартных положений. Маршалл объяснил: «После этого я несколько месяцев не чувствовал пяток. Потом мне тоже было очень тяжело выполнять трюки». [ 6 ] : 53
Спецэффекты
[ редактировать ]Меддингс руководил отделом спецэффектов Крулла . [ 6 ] : 53 Британский художник Кристофер Такер изначально также участвовал в проекте, но ушел из-за творческих разногласий. [ 8 ] Ник Мэйли и его команда создали несколько эффектов за шесть недель до начала съемок. [ 8 ] Отдел эффектов часто создавал сложные визуальные эффекты и дизайн, которые были необычны для начала 1980-х годов. [ 8 ] Меддингс рассказал, как создавались спецэффекты для фильма:
Это было тяжелое шоу с точки зрения эффектов. Всякий раз, когда вы создаете картинку с эффектами, вы пытаетесь придумать что-то новое. К сожалению, это не всегда удается. Вы можете думать, что сделали что-то потрясающее, но, в конечном счете, этот вердикт зависит от зрителей. Хотя мы действительно очень глупо работали над этим. [ 6 ] : 94
Меддингс создал миниатюры для декораций главной планеты фильма. Модель, построенная Меддингсом для замка Лиссы, имела высоту двадцать футов. Его кадры были сделаны в Италии с использованием принудительной перспективы , чтобы он выглядел выше, чем был на самом деле. Модель Черной крепости имела высоту двенадцать футов, а электрическая система для создания света внутри нее использовалась . Поскольку Черная крепость распадается в конце фильма, она была построена «как мозаика, части которой можно разобрать по команде». [ 6 ] : 94
В «Крулле» Эрго использует свою магию, чтобы превращаться в таких существ, как щенки и гуси. Меддингс использовал стратегию эффектов, которая показывала эти преобразования иначе, чем традиционные методы перекрестного растворения , мотивируя это тем, что это «было сделано до смерти». [ 6 ] : 94 Он объяснил:
Мы сделали это с помощью серии увеличенных изображений, украшенных рисунками, чтобы вы могли сливаться с актером. Актер [Дэвид Бэттли] упал на колени, и мы использовали серию увеличенных изображений, чтобы уменьшить его до размеров щенка. Затем, в середине перехода, мы добавили увеличенные изображения щенка, соединив два набора вместе с иллюстрацией. Затем, когда последний кадр все еще появлялся на экране, мы заменили настоящую собаку, которая просто виляла хвостом и уходила. Это был трюк, но выглядит он довольно волшебно. [ 6 ] : 94
Саундтрек
[ редактировать ]
Музыка к фильму была написана Джеймсом Хорнером и исполнена Лондонским симфоническим оркестром и группой Ambrosian Singers . Он был отмечен как часть лучших ранних произведений композитора. [ 15 ] Саундтрек считается изюминкой фильма. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Райан Лэмби, рецензент Den of Geek, писал: «70-е и 80-е годы, казалось, были эпохой великих научно-фантастических и фэнтезийных тем, и фильм Хорнера занимает одно из первых мест в списке лучших, придавая фильму грандиозный размах, соответствующий широкие перспективы натурных фотографий Крулла » . [ 17 ]
В партитуре присутствуют традиционные безрассудные фанфары, откровенно восторженная любовная тема и другие музыкальные элементы, характерные для фэнтезийных и приключенческих фильмов 1980-х годов, а также авангардные приемы игры на струнных инструментах для изображения некоторых чудовищных существ. Кроме того, чтобы аккомпанировать главным антагонистам, Зверю и его армии Истребителей, Хорнер использовал ритмы Холста , а также стонущий и стонущий вокал хора. Также следует отметить повторяющийся «вызов сирены», исполняемый женскими голосами, который начинает и завершает партитуру и неоднократно появляется в истории, символизируя наследие древнего мира Крулл. [ 19 ]
Музыка Хорнера напоминает более ранние работы, особенно «Битву за пределами звезд» и «Звездный путь II: Гнев Хана» . Некоторые сегменты будут использованы для создания атмосферы в парижском Диснейленде аттракциона «Космическая гора: Миссия 2» . [ 20 ]
Музыка неоднократно выпускалась на альбомах различными лейблами. Первым было 45-минутное сокращенное издание, выпущенное Southern Cross Records в 1987 году, в которое вошли большинство основных моментов боевых действий, три версии любовной темы и музыка из финальных титров; однако музыка из основного заголовка была опущена. Позже компания Southern Cross Records выпустила специальные издания в 1992 и 1994 годах (последний - золотой диск), расширив ранее выпущенные треки, включив в них основную заглавную музыку и другие моменты действия.
В 1998 году Super Tracks выпустили полную записанную партитуру на двух компакт-дисках с тщательно продуманной упаковкой и обширными примечаниями Дэвида Хирша. [ 15 ] В 2010 году La-La Land Records переиздала альбом Super Tracks с двумя бонусными репликами и новыми примечаниями Джеффа Бонда ограниченным тиражом в 3000 копий, который был распродан менее чем за год. В 2015 году La-La Land переиздала еще 2000 копий альбома. [ 21 ]
Ниже приводится трек-лист винилового альбома Southern Cross Records 1983 года:
Сторона А:
- «Верховая езда на огненных кобылах»
- «Атака убийцы»
- «Вдовья паутина»
- «Колвин и Лисса (Тема любви)»
Сторона B:
- «Битва на парапетах»
- «Колыбельная вдовы»
- «Разрушение Черной крепости»
- «Эпилог и финальные титры»
Это треклист расширенного компакт-диска 1992 года:
- Главный титул Крулла и прибытие Колвина (7:34)
- Атака Истребителей (9:17)
- В поисках глефы (7:22)
- Видение провидца (2:17)
- «Битва на болоте» (2:40)
- Зыбучие пески (3:37)
- Покидая болото (1:59)
- Паутина вдовы (6:17)
- Тема любви Колвина и Лиссы (2:34)
- Колыбельная вдовы (5:01)
- Смерть сына (1:39)
- Поездка огненных кобыл (5:21)
- Битва на парапетах (2:52)
- Внутри Черной крепости (6:14)
- Смерть Зверя и разрушение Черной крепости (8:33)
- Эпилог и финальные титры (4:52)
Ниже приводится треклист альбома La-La-Land Records 2010 года:
Диск первый:
- Основное название и прибытие Колвина (7:34)
- Атака Истребителей (9:18)
- В поисках глефы (7:23)
- Поездка к водопаду (0:53)
- Лисса в крепости (1:28)
- Прогулка к пещере провидца (4:10)
- Видение провидца (2:18)
- Битва на болоте (2:39)
- Зыбучие пески (3:38)
- Подменыш (4:04)
- Покидая болото (1:58)
Диск второй:
- Велла (3:46)
- Паутина вдовы (6:18)
- Колыбельная вдовы (5:01)
- Смерть Нира (1:41)
- Поездка огненных кобыл (5:22)
- Битва на парапетах (2:53)
- Внутри Черной крепости (6:13)
- Смерть зверя и разрушение Черной крепости (8:31)
- Эпилог и финальное название (4:52)
- Тема любви Колвина и Лиссы (2:35)
- Прогулка к пещере провидца (редактирование альбома) (2:16)
- Тема из Крулла (4:48) [ 22 ]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]В США и Канаде Крулл 16,9 миллиона долларов . собрал в прокате [ 23 ] против заявленного бюджета в 27–30 миллионов долларов. [ 24 ] [ 25 ] : 76
Критический ответ
[ редактировать ]На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes 35% из 26 рецензий критиков положительные, со средней оценкой 4,4/10. Консенсус веб-сайта гласит: «Хотя ностальгирующие фанаты могут смотреть на него через розовые очки Крулла , этот потенциальный научно-фантастический эпос является болезненно производным». [ 26 ] Metacritic , использующий средневзвешенное значение , присвоил фильму оценку 45 из 100 на основе 10 критиков, что указывает на «смешанные или средние» отзывы. [ 27 ]
Variety назвал Крулла «явно производной смесью Экскалибура и Звездных войн ». [ 24 ] Они приходят к выводу, что «профессионализм режиссера Питера Йейтса, широкий спектр продюсерских и технических талантов и, в частности, преимущественно британские актеры не позволяют вещам стать по-настоящему скучными или смехотворными». [ 24 ] Роджер Эберт и Джин Сискел , рецензируя Крулла в своем шоу «В кино» , поставили фильму два больших пальца вниз и назвали его «одной из самых скучных, бессмысленных и нелогичных фантазий за долгое время». [ 28 ]
Кристофер Джон сделал обзор Крулла в журнале Ares Magazine № 16 и прокомментировал: «Это горячий, пустой ветер, который только напоминает нам о том, что такое приятный ветерок, и злит нас, потому что это не так». [ 29 ] Колин Гринланд сделал рецензию на Крулла для журнала Imagine и заявил: «Если бы сюжету было уделено столько же внимания, сколько визуальным эффектам, а не всей этой ерунде типа «Пришло время. Я/мы должны пойти/остаться одни/вместе »», возможно, не так уж и сложно будет заботиться о том, что будет дальше». [ 30 ]
Критик Джанет Маслин сочла « Кралла » «нежным, задумчивым научно-фантастическим приключенческим фильмом, который оказывается слишком угрюмым и меланхоличным для съемок «Звездных войн »» и похвалила режиссера Йейтса за «придание фильму уравновешенности и утонченности, а также отчетливо Британский воздух». [ 31 ] Бэрд Сирлз охарактеризовал «Крулла» как «простенький фильм… со множеством хороших моментов». [ 32 ]
Ретроспективный ответ
[ редактировать ]Несмотря на провал у критиков и кассовых сборов, фильм с годами стал культовым. [ 3 ] [ 4 ]
В обзоре журналиста AllMovie Джейсона Бьюкенена за 2017 год он был назван «амбициозной научной фантастикой/фэнтези, которой даже в случае неудач обычно можно простить явную браваду». [ 16 ] Райан Лэмби, рецензент Den of Geek в 2011 году, назвал его «одним из самых визуально креативных и откровенно забавных фильмов очаровательных 80-х» и «на целую галактику вдали от других дешевых, быстро сделанных подделок, появившихся после Звездные войны ». [ 17 ] В ретроспективе 2006 года критик PopMatters Билл Гиброн обнаружил много проблем с Круллом , но отметил, что в нем было редкое для фильма, выпущенного в начале 1980-х годов, «смешение развлечений», где «если вам не нравится один конкретный персонаж или обстоятельство, просто подождите – что-то совершенно другое не за горами». [ 33 ] Он резюмировал, что это «идеальный фильм для начала – фильм, который можно посмотреть отрывками, пока он крутится на каком-нибудь платном кабельном канале. отсутствие последовательности и контекста на самом деле позволяет вам получить удовольствие от отдельного момента и, если вам так хочется, задержаться и посмотреть еще один захватывающий образец всего через несколько минут». [ 33 ] Написав о фильме в 2009 году, Эрик Д. Снайдер резюмировал: «Несмотря ни на что, Крулл наполняет себя магией, фэнтези и героическими квестами, но все же умудряется быть скучным. Это впечатляющий подвиг сам по себе. почти нужно делать это нарочно». [ 34 ]
Кинематография
[ редактировать ]Распространенной критической похвалой Круллу были визуальные эффекты и спецэффекты. [ 17 ] [ 16 ] [ 25 ] : 76 Ламби назвал их «весьма очаровательными». [ 17 ] Бьюкенен писал: «Даже если временами он кажется слишком знакомым, в визуализацию фильма приложено достаточно оригинальности, чтобы его трудно было отмахнуться от него как от еще одного клона «Звездных войн ». [ 16 ] Сирлз назвал фильм «очень красивым, на самом деле этим качеством пренебрегают в наши дни, когда, кажется, забыли, что фильм - это визуальное средство». [ 32 ] Entertainment Weekly заявило, что у Крулла «было избыток визуального воображения, включая эпизоды с огнекопытными лошадьми и особенно пугающий фрагмент перед Властелин колец с гигантским пауком». [ 35 ] Ламби назвал Glaive «одним из самых крутых фэнтезийных вооружений десятилетия». [ 17 ] в то время как Бьюкенен назвал его «весьма оригинальным». [ 16 ] Однако Уотт-Эванс [ ВОЗ? ] не понравилось название оружия. Он объяснил, что настоящая глефа — это «разновидность древкового оружия, длинная палка с длинным лезвием на конце», а не «медная морская звезда». Он заявил, что, хотя «глефа» была расплывчатым термином и не было настоящего слова, определяющего это оружие, «писателю следовало придумать [другое имя], а не заимствовать то, которое не подходит». [ 25 ] : 74
Эффекты также привлекли внимание недоброжелателей. Критик House Next Door Стивен Бун заявил, что Крулл «выделяется тем, что в нем есть некоторая неуклюжесть и неопределенный производственный дизайн, присущий дешевке, такой как Beastmaster , но его визуальные эффекты довольно пульсируют, как что-то из области Спилберга-Лукаса». [ 18 ] Гиброн написал, что в фильме нет «отточенного уровня визуальных эффектов, к которому привыкли фанаты (спасибо американским компаниям, таким как ILM)». [ 33 ] В обзоре DVD Talk 2001 года Гил Джавец назвал эффекты «совершенно фальшивыми и забавными», как и большинство других фильмов 1980-х годов. [ 36 ] Ян Натан в статье журнала Empire за 2015 год написал, что они «возможно, в то время удовлетворяли молодых мальчиков, но с возрастом стали хрупкими и глупыми». [ 14 ] Он особенно критично относился к визуальным эффектам финала, называя их «слишком производными», лишенными «полировки» и лишь «слегка отвлекающими». [ 14 ] Тем не менее, Натан также отметил, что в фильме действительно представлены некоторые интересные замыслы и концепции, в том числе двойники , которые пробираются в банду Колвина, и ведьма по имени Вдова Паутины, пойманная в «сердце паутины». [ 14 ]
Сценарий
[ редактировать ]Частая критика в многочисленных обзорах Крулла касается его написания. Ламби считал, что Крулл «возможно, слишком производен, чтобы заработать место в высшей лиге фэнтезийных фильмов 80-х». [ 17 ] Гиброн описал Крулла как «забывающуюся битву между добром, злом и странным круглым оружием», заявив, что его «запутанная мифология заставила многих предполагаемых зрителей чесать затылки подростка». [ 33 ] Эта «запутанная мифология» включала в себя «дурацкие причины» смерти основных персонажей истории и части истории, которые «затерялись во всевозможных межзвездных / средневековых чудаках». [ 33 ] Сценаристка Энни Фрисби выразила мнение, что в фильме отношения между Колвином и Лиссой «слишком расплывчаты». [ 18 ] аргументируя это тем, что «диалог между Колвином и Лиссой настолько общий, что он даже близко не приближается к тому странному сочетанию универсальности и близости, которое заставляет любовные истории петь». [ 18 ] Снайдер охарактеризовал «Крулла» как «фильм, который не позволяет вам смеяться над ним», полагая, что «его сюжет читается как устный отчет о «Властелине колец», сделанный студентом, который не читал книгу». [ 34 ] Снайдер описал одну серьезную проблему при написании фильма:
Нам постоянно говорят, что есть ТОЛЬКО ОДИН ПУТЬ! сделать что-то, и это ОЧЕНЬ ОПАСНО!, а затем, когда персонажи не могут этого сделать, внезапно появляется ДРУГОЙ ПУТЬ! это тоже ОЧЕНЬ ОПАСНО! И если и этот путь не увенчается успехом, будьте уверены, будет ЕЩЕ ДРУГОЙ ПУТЬ! сделать то, что изначально было ТОЛЬКО ОДНИМ СПОСОБОМ! делать. Если использовать метафору сценариста, это все равно, что загнать себя в угол, а затем избегать наступления на свежую краску, внезапно развивая способность левитировать. [ 34 ]
Многие аспекты сюжета, такие как магические способности, волшебники, земли и другие люди на Крулле, только упоминаются персонажами, но никогда не разрабатываются, что одновременно хвалилось и критиковалось в книге Уотта-Эванса. [ ВОЗ? ] рецензия на фильм. Ему понравилось, что зрителю приходилось самостоятельно разгадывать загадки, и это придавало фильму «правдоподобность». [ 25 ] : 74 Однако его встревожила одна сцена в фильме, где Лисса видит проецируемый образ Зверя, убивающего девушку: «Мы видим, как образ девушки умирает и исчезает, но мне бы хотелось взглянуть на это напрямую, а не через призму». Как это показалось людям, окружавшим девушку, она исчезла, как изображение, или же там было тело?» Он описал эту часть фильма как «упущенную… возможность», мотивируя это тем, что «такая сцена рассказала бы нам кое-что о силе Зверя, и реакция наблюдающих людей также могла бы быть информативной». Он сказал, что Крулл «затягивается местами», например, в моменты, когда Колвин и его банда поднимаются на горы, и описал финал фильма как «особенно лишенный сюрпризов». [ 25 ] : 75 Тем не менее, Ламби похвалил финал как самую захватывающую часть фильма, а также как «на удивление резкий, когда Колвин терял союзников на каждом шагу. Франшиза «Звездных войн» никогда не создавала так много персонажей в такой наглядной манере». [ 17 ]
Персонажи и выступления
[ редактировать ]Реакция на персонажей и выступления Крулла была разной. Некоторые критики высоко оценили антагонистов фильма. [ 25 ] : 76 [ 17 ] [ 16 ] [ 28 ] Уотт-Эванс подчеркнул «умно спроектированное двустороннее оружие Истребителей, которое обеспечивает приятные спецэффекты и создает удивительно хаотичные боевые сцены». Он также отметил, что они визжат и светятся, прежде чем развалиться на части, когда их наносят ножевым ударом, описывая такие сцены как «совершенно чуждые и пугающие». [ 25 ] : 76 Ламби похвалил «зловещий силуэт их доспехов Истребителей и червеобразное существо, которое вырывается из них, когда они побеждены, делают их гораздо менее производными, чем они могли бы быть в противном случае». [ 17 ] Бьюкенен охарактеризовал Истребителей как «поистине ужасающих», назвав их предсмертные крики «запоминающимся прикосновением», и назвал Чудовище «вытащенным прямо из самой мрачной из сказок». [ 16 ]
Энциклопедия фильмов Aurum выразила восхищение «привлекательными персонажами, окружающими бледных героя и героиню», а также назвала боевые сцены «хорошо оцененными». [ 37 ] Ламби назвал персонажей «плоскими», [ 17 ] Гиброн сказал, что игра «казалась слишком завышенной для относительно небольшого материала бровей». [ 33 ] в то время как Бьюкенен охарактеризовал игру Маршалла в роли Колвина как «несколько деревянную». [ 16 ] Джавец высказал мнение, что «Маршалл, который выглядит как дитя любви Патрика Суэйзи и Брюса Маккалока , недостаточно силен, чтобы справиться со своей ролью воина, но актерский состав второго плана кажется более солидным». [ 36 ] Ламби высоко оценил игру Дэвида Бэттли в роли Эрго: [ 17 ] в то время как Жюстин Элиас, другая журналистка The House Next Door , назвала персонажа Бэттли «ужасным», уточнив, что «даже самый скучный ребенок нашел бы это несмешным. дерьмовый фокус». [ 18 ]
Похвалы
[ редактировать ]- Номинация на лучший фэнтезийный фильм – Saturn Awards
- Номинация на лучшую музыку (Джеймс Хорнер) – Saturn Awards
- Номинация на лучшие костюмы (Энтони Мендлсон) – Saturn Awards
- Номинант на главный приз (Питер Йейтс) - Фестиваль фантастического кино в Авориазе
- Выиграл худший фильм - Stinkers Bad Movie Awards [ 38 ]
Товары
[ редактировать ]Книга
[ редактировать ]Новеллизацию написал Алан Дин Фостер . Адаптация комиксов писателя Дэвида Мишелини и художников Брета Блевинса и Винса Коллетты была опубликована Marvel Comics как Marvel Super Special No. 28 с закулисными материалами из фильма. [ 39 ] из двух выпусков и ограниченной серией . [ 40 ] [ 41 ]
Игры
[ редактировать ]В 1983 году по лицензии было выпущено несколько игр. Компания Parker Brothers выпустила настольную и карточную игру. выпустила для игровых автоматов экшн-видеоигру. Компания D. Gottlieb & Co Готлиб также разработал игру в пинбол Krull , которая так и не пошла в производство. [ нужна ссылка ] Atari, Inc. выпустила другую Krull видеоигру для Atari 2600 .
Домашние СМИ
[ редактировать ]Фильм был выпущен в нескольких форматах домашних носителей: VHS , Betamax , CED , LaserDisc и DVD . Фильм был доступен на DVD как «Специальное издание» в 2008 году. Фильм был доступен для потоковой передачи через Starz и Netflix до июня 2012 года. Mill Creek Entertainment по лицензии Sony выпустила Крулла на Blu-ray впервые на 30 сентября 2014 г.
11 ноября 2019 года HMV выпустила Krull в Великобритании на двухформатных Blu-ray и DVD под своим лейблом Premium Collection, с художественными карточками и раскладывающимся плакатом. Предыдущий выпуск, выпущенный годом ранее, был отменен из-за проблемы с соотношением сторон Blu-ray. В новом выпуске правильное соотношение.
Наследие
[ редактировать ]
Сочетая элементы меча, колдовства и жанра космической оперы . [ 33 ] [ 37 ] У Крулла сюжет сравнивают критики с произведениями из серии «Звездные войны» . [ 42 ] [ 25 ] : 74 Властелин колец , [ 42 ] а об использовании Глефы — легенда о короле Артуре . [ 42 ] [ 25 ] : 74 Уотт-Эванс объяснил, что Глефа «просто здесь и ждет, когда придет нужный человек и возьмет ее в руки». Хотя большинство персонажей говорят, что знают о мифах о Глефе, они никогда не рассказывают эти истории Колвину, пока он не получит оружие. Он написал: «Кто-нибудь из историй когда-нибудь объяснял, кто и как выковал Экскалибур ? Нет, он просто здесь, ждет, пока Артур придет и заберет его. Точно так же Глефа просто здесь, ждет Колвина». [ 25 ] : 74
Уотт-Эванс сравнил внешний вид, историю и атмосферу Крулла с улучшенной версией «Темного кристалла» (1982). [ 25 ] : 76 Он описал обстановку фильма:
По сути, средневековый по внешнему виду, Крулл местами выглядит обтекаемым, как будто, возможно, его цивилизация более технологически развита, чем кажется на первый взгляд. Черная Крепость и все, что с ней связано, имеет сломанный, смутно органический вид, как будто ее вырастили, а не построили, а затем обрезали до формы там, где она выросла неправильно. Интерьер довольно странный и, кажется, постоянно меняется в соответствии с прихотями Чудовища. [ 25 ] : 76
Концепция Йейтса о Крулле заключалась в том, чтобы «что-то вроде сборника сказок, который движется; сказка с жизнью, собственной реальностью. взолнованный." [ 6 ] : 52 Уотт-Эванс, отнесший Крулла к сказке, отметил, что фильм мифический до такой степени, что «не делает никаких попыток к реализму». Он проанализировал: «Лисса и Колвин, несмотря на то, что они явно устроили брак по политическим причинам, безумно влюбляются друг в друга с первого взгляда». [ 25 ] : 74 Он продолжил: «Хотя нам говорят, что Истребители сжигают деревни, мы никогда не видим ни одной деревни, сожженной или какой-либо другой». Он написал, что на кадрах замков не видно ни одного жителя или статистов, не имеющих отношения к сюжету; это было признаком того, что на землях Крулла нет экономической системы или населения, что было уместно, учитывая, что «для героев сказок традиционно не беспокоить такие потребности, как еда и кров». [ 25 ] : 74 Он писал, что о биографии персонажей раскрывается немного, потому что «это не фильм, исследующий сокровенные тайны человеческого сердца, это великолепная сказка как для взрослых, так и для детей». [ 25 ] : 76
Никто из персонажей, живущих на Крулле, не объясняет магических сил, которые они используют каждый день. Уотт-Эванс писал, что отсутствие объяснений «помогает признать, что эти люди - настоящие люди, живущие в реальном мире». Он рассуждал, что магические силы — это эквивалент автомобилей Крулла: «В фильме, действие которого происходит на Земле, кто-нибудь удосуживается объяснить машины? Нет, они просто здесь. Для Крулла магия — такая же часть повседневного мира, как и автомобили . для нас». [ 25 ] : 75
Джастин К. Томпсон, режиссер фильма «Человек-паук: Через вселенные» , рассказал, что паук в веб-сцене оказал влияние на дизайн паука в «Go Home Machine» , который также назван в честь персонажа Инира . [ 43 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В ролевой игре для ПК 2001 года Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura используется мощное метательное оружие под названием «Звезда Азрама», созданное по образцу глефы из фильма.
- Глефа Крулла периодически появляется из лавы в туннелях перед встречей с боссом Ониксией в MMO-видеоигре World of Warcraft 2004 года .
- В американском папе! В эпизоде «Все о Стиве» (2005 г.) Снот держит вымышленный журнал, в котором написано «500 причин, почему Крулл лучше секса!»
- Глефа Круллов была подделана в Южном парке , 11 сезон, 5 серия (« Фантастический пасхальный выпуск », 2007). Иисус использует глефу, чтобы убить самопровозглашенного Папу Билла Донохью .
- В фильме 2007 года « Воздух , которым я дышу» персонаж Брендана Фрейзера (Удовольствие) относится к Реллу, Циклопу, поскольку оба персонажа обладают способностью заглядывать в будущее, хотя каждый из них существенно различается.
- В эпизоде « Гриффины» 2008 года « Ребенок не на борту » Карл говорит Крису, что ему не следует смотреть Крулла после того, как Крис выразил свое мнение о том, что орлы - главная дыра в сюжете трилогии «Властелин колец» . В эпизоде « Знакомство с Болотами », когда Питер возвращается в 1984 год, он говорит Лоис, что лучше увидит Крулла , чем Заппеда! .
- В игре Dark Sector 2008 года главный герой широко использует трёхклинковое оружие под названием «Глефа», дизайн которого напоминает глефу Крулла. Оружие также появляется в Warframe , духовном преемнике игры.
- В 2008 году третья часть серии Bloons Tower Defense дала Обезьянам-бумерангам возможность бросать глефы.
- В эпизоде «Робоцыпа » 2008 года «На фабрике DVD» набросок показывает, как принц Колвин обещает спасти всех своей глефой; Затем он бросает его в пещеру, но тот немедленно возвращается к нему бумерангом и застревает у него в спине, что побуждает его риторически спросить: «Глефа застряла у меня в спине, не так ли?»
- Циклопам и огненным кобылам из Крулла подражают в фильме 2009 года «Джентльмены Бронкос» .
- В фильме 2009 года «Кровавая баня в бикини» два актера, одетые как принц Колвин и Релл, продают Глефы от двери к двери.
- В игре Far Cry 3: Blood Dragon 2013 года ближе к концу игры игрок получает оружие под названием Killstar, дизайн которого очень похож на Глефу Крулла.
- Шон Филлипс, главный герой-затворник Джона Дарниелла романа «Волк в белом фургоне » (2014), покупает взятую напрокат видеокассету с фильмом и тратит четыре страницы, размышляя над сюжетом и темами фильма. [ 44 ]
- Глефу использовал Шо ближе к концу фильма 2018 года «Первому игроку приготовиться», чтобы отрезать руку I-R0k.
- Он был подделан RiffTrax 28 декабря 2018 года. [ 45 ]
- Осенью 2023 года сообщалось, что Warner Brothers приобрела права на фильм для производства ремейка режиссера Джей Джей Абрамса, сообщает https://www.giantfreakinrobot.com/ent/exclusive-krull-reboot-jj- abrams.html
Примечания
[ редактировать ]^a Чаще всего термин «глефа» используется для описания оружия, похожего на алебарду.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Крулл (1983)» . Коллекции БФИ . Британский институт кино .
- ^ Крулл (1983) - Питер Йейтс | Краткое описание, характеристики, настроения, темы и сопутствующее | AllMovie . Проверено 25 апреля 2024 г. - через www.allmovie.com.
- ^ Jump up to: а б Хит, Пол (10 января 2011 г.). «Умер директор «Буллита и Крулла» Питер Йейтс» . Голливудские новости . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мьюир, Джон Кеннет (5 ноября 2010 г.). «ОБЗОР КУЛЬТОВОГО ФИЛЬМА: Крулл (1983)» . Размышления о культовых фильмах и классическом телевидении .
- ^ Крулла Комментарии актеров и съемочной группы DVD
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Наха, Эд (ноябрь 1983 г.). «Крулл: Визит на не такую уж маленькую планету» . Звездочет (76). Бруклинская компания, Inc.: 52 . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ Ламби, Райан (28 июня 2011 г.). «Оглядываясь назад на Крулла» . Логово Компьютерщика . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мэйли, Ник . «Введение в истории KRULL» . 1001 Ресурс . Архивировано из оригинала 31 марта 2002 года.
- ^ Обзор Крулла (1983)
- ^ Внутри мира Крулла
- ^ Фарачи, Девин (3 апреля 2001 г.). «Оригинальный фильм «Подземелья и драконы» не был «Подземелья и драконы» . Крутой дайджест . Проверено 15 августа 2011 г.
- ↑ Дебор, Джейсон (23 апреля 2009 г.). «Интервью с Брайаном Джонсоном, художником по спецэффектам (специально для OPB)» . Оригинальный реквизит . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Журнал CineFex, 1983, № 011-014.
- ^ Jump up to: а б с д Натан, Ян (10 октября 2015 г.). «Обзор Круля» . Империя . Бауэр Медиа Групп . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Крулл (Джеймс Хорнер)» . Кинотреки . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бьюкенен, Джейсон. «Крулл (1983) – Питер Йейтс» . AllMovie . Корпорация Рови . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ламби, Райан (28 июня 2011 г.). «Оглядываясь назад на Крулла» . Логово Компьютерщика . Деннис Паблишинг . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Лето 83-го: Крулл» . Дом по соседству . Журнал «Слант» . 16 июня 2008 г. Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Бонд, Джефф (2010). Убивая зверя: Музыка Крулла (примечания). Ла-Ла Ленд Рекордс.
- ^ Включено в пресс-кит, но, возможно, не использовалось на аттракционе. «Парижский Диснейленд Дискавериленд» . Аудиоархивы тематических парков. 2009. Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Выпуск саундтрека Крулла к альбому La-La Land Records, 2015» . Ла-Ла Ленд Рекордс. 2015 . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Разное (1983). «Джеймс Хорнер - Крулл - оригинальный саундтрек к фильму (1983, винил) Discogs» . Дискогс . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ « Крулл » . Касса Моджо . IMDB . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Крулл» . Разнообразие . Пенске Медиа Корпорейшн . 31 декабря 1982 г. Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Уотт-Эванс, Лоуренс (ноябрь 1983 г.). «Крулл» . Старлог . № 76 . Проверено 6 января 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ « Крулл » . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ « Крулл » . Метакритик . Fandom, Inc. Проверено 12 февраля 2023 г ..
- ^ Jump up to: а б Звезда родилась (1954), «Каникулы национального пасквиля», «Класс», «Остаться в живых», Крулл, 1983 — Обзоры фильмов Сискела и Эберта . Ютуб . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Джон, Кристофер (зима 1983 г.). «Фильм». Журнал «Арес» (16). TSR, Inc .: 56–57.
- ^ Гренландия, Колин (март 1984 г.). «Кинообзор». Представьте себе (обзор) (12). TSR Hobbies (Великобритания), Ltd.: 45.
- ^ Маслин, Джанет (29 июля 1983 г.). «Крулл, Приключение с волшебством и чудовищем» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Фильмы», F&SF , январь 1984 г., стр. 66–68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гиброн, Билл (30 сентября 2006 г.). «Короткие версии – Виновные удовольствия: Крулл (1983)» . ПопМатерс . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Д. Снайдер, Эрик (19 августа 2009 г.). «Плохие фильмы Эрика: Крулл (1983)» . Сиэтлский пост-разведчик . Корпорация Херст . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ "Кто еще помнит "Крулла"?" . Развлекательный еженедельник . Time Inc. , 17 июня 2008 г. Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джавец, Гил (1 апреля 2001 г.). «Крулл» . Разговор о DVD . Интернет-бренды . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Фил Харди , Энциклопедия фильмов Aurum: Научная фантастика, Лондон: Aurum, 1991. ISBN 1854101595 (стр. 346).
- ^ «6-я церемония вручения награды Stinkers Общества плохого кино Гастингса, 1983 год» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 17 октября 2006 года . Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ « Суперспециальный выпуск Marvel № 28» . База данных Гранд-комиксов .
- ^ Крулл в базе данных Grand Comics
- ^ Фридт, Стефан (июль 2016 г.). «Чудо кино: голливудские адаптации Дома идей 1970-х и 1980-х годов». Назад выпуск! (89). Роли, Северная Каролина: TwoMorrows Publishing : 68–69.
- ^ Jump up to: а б с Шагер, Ник (16 ноября 2015 г.). « Крулл в равных частях равен Джорджу Лукасу и Дж. Р. Р. Толкену» . АВ-клуб . Лук . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Бонусные функции: «Человек-паук: Через вселенные» Цифровой выпуск на Blu-ray, 4K UHD включает 90 минут эксклюзивных дополнений» . кинофильм .
- ^ Дарниэль, Джон. Волк в белом фургоне . стр. 48–54.
- ^ «КРУЛЛ» . 17 декабря 2018 г. – через www.rifftrax.com.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крулл на IMDb
- Прокрутите до AllMovie
- Крулл в кассе Mojo
- Ник Мэйли рассказывает о создании фильма KRULL. Архивировано 28 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- фильмы 1983 года
- Приключенческие фильмы в жанре фэнтези 1980-х годов
- Научно-фантастические боевики 1980-х годов
- Британские приключенческие фэнтези-фильмы
- Британские научно-фантастические боевики
- Фильмы «Колумбии Пикчерз»
- Англоязычные фильмы 1980-х годов
- Фильмы, написанные Джеймсом Хорнером
- Фильмы, адаптированные под комиксы
- Фильмы Питера Йейтса
- Фильмы, действие которых происходит на вымышленных планетах
- Фильмы, действие которых происходит в замках
- Фильмы, снятые на Канарских островах
- Фильмы, снятые на студии Pinewood Studios
- Фильмы с использованием покадровой анимации
- Фильмы о мече и волшебстве
- Британские фильмы 1980-х годов
- Научно-фантастические фильмы 1983 года
- Англоязычные приключенческие фильмы в жанре фэнтези