Jump to content

Темный Кристалл

Темный Кристалл
Афиша театрального релиза Ричарда Амзеля
Режиссер
Автор сценария Дэвид Оделл
Рассказ Джим Хенсон
Продюсер:
В главных ролях
Кинематография Освальд Моррис
Под редакцией Ральф Кемплен
Музыка Тревор Джонс
Производство
компании
Распространено
Даты выхода
  • 13 декабря 1982 г. ( 1982-12-13 ) (Нью-Йорк)
  • 17 декабря 1982 г. 1982-12-17 ) ( ( США )
  • 17 февраля 1983 г. ( 1983-02-17 ) ) (Великобритания
Время работы
93 минуты [3]
Страны
  • Соединенные Штаты
  • Великобритания
Язык Английский
Бюджет 25 миллионов долларов [4] или 25 миллионов фунтов стерлингов [5]
Театральная касса 41,4 миллиона долларов [6]

«Тёмный кристалл» мрачный фэнтезийный фильм 1982 года режиссёров Джима Хенсона и Фрэнка Оза . В нем озвучены голоса Стивена Гарлика , Лизы Максвелл , Билли Уайтлоу , Перси Эдвардса и Барри Деннена . Фильм был произведен ITC Entertainment и The Jim Henson Company и распространен компанией Universal Pictures . Сюжет вращается вокруг Джен и Киры , двух гельфлингов, стремящихся восстановить баланс в мире Тра и свергнуть зло, правящее Скексисом, путем восстановления мощного сломанного Кристалла.

Он позиционировался как семейный фильм, но был заметно мрачнее предыдущего материала создателей. Аниматроника , использованная в фильме, считалась новаторской для того времени: большинству существ, таких как Гельфлинги, требовалось около четырех кукловодов, чтобы добиться полного манипулирования. Основным концепт-художником был иллюстратор фэнтези Брайан Фрауд , известный своими характерными рисунками фей и гномов . Фрауд также сотрудничал с Хенсоном в фантастическом фильме 1986 года «Лабиринт» .

«Темного кристалла» Продюсером выступил Гэри Курц , а сценарий написал Дэвид Оделл , с которым Хенсон ранее работал штатным сценаристом «Маппет-шоу» . Музыку к фильму написал Тревор Джонс . Первоначально фильм получил неоднозначные отзывы основных критиков; Хотя его критиковали за более мрачный и драматичный тон в отличие от предыдущих работ Хенсона, его хвалили за повествование, эстетику и персонажей. С годами он был переоценен критиками и приобрел культ поклонников . [7]

Премьера премии «Эмми» , удостоенного -приквела телесериала «Темный кристалл: Эпоха сопротивления» , состоялась на Netflix в 2019 году и длилась один сезон.

На разрушенной планете тысячей лет назад мощный кристалл треснул и появились две новые расы: жестокие Скексисы , использующие силу кристалла для продления своей жизни, и нежные Мистики , урРу, [б] которые живут в уединенной долине. Среди мистиков есть Джен, молодой гельфлинг, усыновленный после того, как скексисы вырезали его клан. По мере приближения Великого соединения трех солнц мира умирающий Мастер-мистик поручает Джен исполнить пророчество об исцелении кристалла, сначала вернув недостающий осколок у Огры . Если Джен не сможет завершить свое задание до того, как встретятся три солнца, Скексисы будут править вечно. Затем Мастер умирает, и в тот же момент умирает Император Скексиса. Генерал Скексиса успешно бросает вызов Чемберлену на престол в «испытании камнем» и изгоняет его из замка. Когда скексисы узнают о существовании Джен, они посылают свою армию гигантских крабоподобных Гартимов, чтобы схватить его, а за ними следует хитрый Чемберлен.

Джен встречает Огру и входит в ее комнату . Ему предлагают несколько осколков, и он выбирает тот, который откликается, когда он играет на своей флейте аккорд Мистика. Прежде чем Огра успевает объяснить миссию Джен, прибывают Гартимы и уничтожают Оррери, взяв Огру в плен, а Джен убегает. Услышав зов кристалла, мистики покидают свою долину и направляются в замок. В своем путешествии по лесному болоту Джен встречает Киру , еще одного гельфлинга. Эти двое узнают больше друг о друге, когда случайно «мечтают», делясь воспоминаниями друг друга. Они остаются на ночь с Подлингами , которые вырастили Киру, но они и питомец Киры Физзгиг сбегают, когда Гартимы совершают набег на деревню. Их почти поймали, но Чемберлен приказывает Гартимам вернуться.

Джен и Кира обнаруживают разрушенный город гельфлингов, где написано пророчество:

«Когда одиноко светит тройное солнце,
Что было разорвано и отменено
Будут целы, двое составят одно
Рукой Гелфлинга или никем».

Джен понимает, что он должен отнести осколок в замок. Подходит камергер и умоляет их пойти с ним в замок. Гельфлинги бегут и достигают замка на Ландстрайдерах , перехватывая Гартимов, совершивших набег на деревню Киры. Они атакуют, чтобы освободить подлингов, но загнаны в угол. Кира хватает Джен и Физгига и раскрывает крылья, на которых она скользит в сухой ров замка. Они входят в замок через катакомбы, а наверху Ученый Скексис использует лучи кристалла, чтобы извлечь жизненную сущность из подлингов. Император выпивает эссенцию и обнаруживает, что она оказывает лишь временный восстанавливающий эффект. Чемберлен снова пытается схватить Гельфлингов, но Джен пронзает его руку осколком; в другом месте Мистический Певчий замечает рану на своей руке. В ярости Чемберлен хоронит Джен в пещере и забирает Киру в подарок Императору. Император восстанавливает его в должности и приказывает лишить Киру сущности. Огра, заключённая в лаборатории, велит Кире позвать на помощь пленных животных. Они вырываются на свободу и атакуют Ученого, который отклоняет истощающую призму, прежде чем упасть в огненную кристальную шахту; на каменистой равнине Мистический Алхимик исчезает в огне. Огра освобождается, а Джен, разбуженная звонком Киры, поднимается по шахте в лабораторию.

Гельфлинги направляются в зал с видом на хрустальную комнату, где Скексис собираются на церемонию соединения. Когда Скексисы замечают их и приказывают Гартимам атаковать, Джен прыгает на кристалл, но роняет осколок. Кира спускается в комнату, хватает осколок и бросает его Джен, прежде чем Первосвященник наносит ей смертельный удар. Когда солнца выравниваются, Джен вонзает осколок в кристалл, создавая силу, которая отбрасывает его в сторону. Гартимы распадаются, и истощенные подлинги восстанавливают свою жизненную силу, в то время как темный камень, покрывающий замок, крошится, обнажая кристаллическую структуру. Прибывают мистики и используют свет кристалла, чтобы привлечь к себе скексисов, сливаясь с ангельскими урСкексами . Лидер urSkek сообщает Джен, что они разбили кристалл тысячу лет назад, разделив себя и нарушив мировой баланс. В знак благодарности они оживляют Киру и восходят к солнцам, оставляя кристалл освещать обновленный мир.

Основной

[ редактировать ]

урРу / Мистика

[ редактировать ]
  • Шон Барретт в роли УрЗа, Ритуального Хранителя, в исполнении Брайана Мюля .
    • Мюль также исполняет Master
  • Дэвид Гринуэй в роли Целителя в исполнении Ричарда Слотера.
  • Жан-Пьер Амиэль в роли Ткача
  • Хью Спайт в роли повара
  • Робби Барнетт в роли нумеролога
  • Сви Лим в роли травника
  • Саймон Уильямсон в роли певца , двойника Чемберлена
  • Гус Левант в роли писца
  • Тоби Филпотт — Алхимик, аналог Ученого

Производство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]

Духовное ядро ​​Темного Кристалла находится под сильным влиянием Сета . Я всегда чувствовал, что идея совершенных существ, разделенных на добрую мистическую часть и злую материалистическую часть, которые воссоединяются после долгой разлуки, является ответом Джима на учение этой книги. Джим признал, что сам не понял эту книгу и что каждый поймет ее – или не поймет – по-своему. Но он думал, что это открыло совершенно другой взгляд на реальность, что, я думаю, было одной из его целей при создании «Темного кристалла» .

Сценарист Дэвид Оделл [8]

Вдохновение Хенсона на визуальные аспекты фильма пришло примерно в 1975–76 годах. [9] после того, как он увидел иллюстрацию Леонарда Б. Любина в издании стихов Льюиса Кэрролла 1975 года , изображающую крокодилов, живущих во дворце и носящих изысканные одежды и украшения. [8] [10] [11] Концептуальные корни фильма лежат в недолговечном фильме Хенсона « Земля Горча» , действие которого также происходит в инопланетном мире без человеческих персонажей. [10] По словам сорежиссера Фрэнка Оза , намерением Хенсона было «вернуться во тьму оригинальных сказок братьев Гримм », поскольку он считал, что детям вредно никогда не бояться. [12]

Хенсон сформулировал свои идеи в 25-страничном рассказе, который он назвал «Кристалл» , который он написал, пока заносил снег в отеле аэропорта. [8] Первоначальная концепция Хенсона разворачивалась в мире под названием Митра, лесистой местности с говорящими горами, ходячими валунами и гибридами животных и растений. Первоначальный сюжет включал в себя злобную расу под названием группа Рептус, которая пришла к власти в результате переворота против мирного Юназе во главе с Малкольмом Мудрым. Последним выжившим из Эуназе был сын Малькольма Брайан, которого усыновили Бада, мистические волшебники Митры. [13]

Этот проект содержал элементы конечного продукта, в том числе три расы, два похороны, квест, второстепенный женский персонаж, Кристалл, и воссоединение двух рас во время Великого соединения. Позже «Митра» было сокращено до «Тра» из-за сходства первоначального имени с древним персидским божеством . [8] Персонажа Киру на тот момент тоже звали Ди. [11]

Большая часть философского подтекста фильма была вдохновлена » Джейн Робертс ​​« Материалом Сета . Хенсон хранил несколько экземпляров книги « Говорит Сет» и настоял на том, чтобы Фрауд и сценарист Дэвид Оделл прочитали ее до начала работы над фильмом. Позже Оделл написал, что фраза Огры «Тогда он мог быть где угодно» после того, как Джен сказала ему, что его Учитель мертв, не могла быть написана без предварительного прочтения материала Робертса. [8]

Бада были переименованы в «Ооо-урррс», которое Хенсон произносил «очень медленно и глубоким звучным голосом». Оделл упростил написание до urRu, хотя в театральной версии их в конечном итоге назвали Мистиками. Изначально слово «Скексис» должно было быть во множественном числе, а «Скексис» — в единственном числе, но от него отказались в начале съемочного процесса. Первоначально Хенсон хотел, чтобы скексисы говорили на своем собственном искусственном языке с субтитрами на английском языке. [8]

Сведения о том, кто создал язык и на чем он был основан, расходятся. Гэри Курц заявил, что язык скексис был задуман автором Аланом Гарнером , который основал его на древнеегипетском языке . [14] при этом Оделл утверждал, что именно он создал его, и что оно образовалось из индоевропейских корней . От этой идеи отказались после того, как зрители тестового просмотра сочли титры слишком отвлекающими, но первоначальный эффект можно наблюдать в избранных сценах на различных выпусках DVD. [8] Язык подлингов был основан на сербско-хорватском , причем Курц отметил, что зрители, свободно владеющие польским , русским и другими славянскими языками, могли понимать отдельные слова, но не целые предложения. [14]

Гордейл Шрам , одна из локаций, использованных при съемках

Фильм снимался на студии Elstree Studios в апреле – сентябре 1981 года, а внешние сцены снимались в Шотландском Хайленде ; Гордейл Скар , Северный Йоркшир , Англия; и Туикросс , Лестершир , Англия. После завершения съемок выпуск фильма был отложен после того, как Лью Грейд продал ITC Entertainment Роберту Холмсу а Корту , который скептически относился к потенциалу фильма из-за плохой реакции на предварительном просмотре и необходимости переозвучить саундтрек к фильму. Фильму предоставлялась минимальная реклама и выпуск, пока Хенсон не купил его у Holmes à Court и не профинансировал его выпуск на свои деньги. [8]

Оригинальный костюм Скексиса skekUng на выставке в Центре кукольного искусства в Атланте , Джорджия .

Брайан Фрауд был выбран концепт-художником после того, как Хенсон увидел одну из его картин в книге «Однажды» . [11] Персонажи фильма — тщательно продуманные марионетки, ни один из которых не основан на людях или каких-либо других земных существах. Перед выпуском «Темный кристалл» рекламировался как первый игровой фильм без присутствия людей на экране и «витрина передовой аниматроники». [15]

Руки и черты лица новаторских аниматронных кукол в фильме управлялись с помощью относительно примитивных стержней и тросов, хотя позже радиоуправление взяло на себя многие из более тонких движений. [16] Люди-исполнители внутри марионеток обеспечивали основные движения более крупных существ, что в некоторых случаях было опасным или утомительным; например, костюмы Гартима были настолько тяжелыми (около 70 фунтов), что исполнителям приходилось каждые несколько минут подвешивать на вешалке, чтобы они могли отдохнуть, находясь внутри костюмов. [17] Швейцарский мим Жан-Пьер Амиэль возглавил команду танцоров, акробатов и других артистов, исполнявших Мистики. [18] с самим Амиэлем, исполняющим Мистик Ткача. И умирающего мистического мастера Джен, и Ритуального стража исполнял Брайан Мюл , постоянный кукловод на «Улице Сезам» в то время, и многие другие мистические исполнители продолжили работу над «Звездные войны фильмом : Возвращение джедая» , как и двое кукловодов Скексиса Майка Куинна (рабовладельца) и Тима Роуза (казначея).

Создавая концепцию Скексиса, Хенсон имел в виду семь смертных грехов , хотя, поскольку их было 10, некоторые грехи приходилось изобретать или использовать дважды. [18] Первоначально Фрауд разработал их так, чтобы они напоминали глубоководных рыб. [19] но позже разработал их как «наполовину рептилию, наполовину хищную птицу, наполовину дракона», уделяя особое внимание приданию им «проницательного взгляда». [18] Задумано, чтобы у каждого Скексиса была своя «работа» или функция, поэтому каждая марионетка была облачена в разноцветные одежды, отражающие их личность и мыслительные процессы. [19]

Для каждого костюма Скексиса требовался главный исполнитель (из основной команды кукольников Джима Хенсона, большинство из которых ранее работали в «Маппет-шоу» ), чья рука должна была быть вытянута над его или ее головой, чтобы управлять движениями лица существа, в то время как другая рука управляла левой рукой. Другой исполнитель будет оперировать правой рукой Скексиса. Команда из четырех технических специалистов управляла аниматроникой рук и лица Скексиса. Недостаток зрения артисты «Скексиса» компенсировали тем, что к груди привязывали монитор. [20] В частности, Чемберлен Скексис был построен из 21 электронного компонента.

Мистическая марионетка, Смитсоновского института Национальный музей американской истории .

Создавая Мистиков, Фрауд изобразил их более связанными с миром природы, чем их коллеги из Скексиса. Хенсон намеревался передать идею о том, что они очищены от всех материалистических побуждений, но неспособны действовать в реальном мире. Фрауд также использовал геометрическую символику на протяжении всего фильма, чтобы намекнуть на подразумеваемое единство двух рас. [19] Мистиков было труднее всего играть, так как актерам приходилось ходить на корточках, вытянув вперед правую руку и опираясь на нее всей тяжестью головы. Хенсон заявил, что может удерживать позицию в костюме Мистика всего 5–10 секунд. [18]

Костюмы гельфлингов выставлены в Британской библиотеке (2024 г.)

Гельфлинги были созданы и созданы Венди Миденер . Их было сложно играть, поскольку они должны были быть самыми человечными существами в фильме, и поэтому их движения, особенно походка, должны были быть максимально реалистичными. В сценах, когда ноги Гельфлингов находились за кадром, актеры ходили на коленях, чтобы движения персонажей были более реалистичными. [20] По словам Оделла, персонаж Джен был для Хенсона способом проецировать себя в фильме. [19] Первоначально Джен должна была быть синей, в честь индуистского божества Рамы , но на раннем этапе от этой идеи отказались. [10]

Первоначально Огра задумывалась как «занятое, любопытное маленькое существо» по имени Хабитабат, хотя это имя было отвергнуто Фраудом, который нашел это имя слишком похожим на Хабитат, розничного торговца, которого он презирал. Персонаж был переосмыслен как провидец или пророчица и переименован в Огру. Выбирая актера озвучивания Огры, Хенсон был вдохновлен игрой Зеро Мостела в роли «безумной птицы, пытающейся преодолеть синдром Туретта» в сериале « Уотершип Даун » . Хотя персонаж изначально был озвучен Озом, Хенсон хотел женский голос и впоследствии выбрал Билли Уайтлоу . [8]

Персонаж Физгиг был придуман Озом, который хотел, чтобы персонаж выполнял ту же функцию, что и Маппет-пудель Фу-Фу, чувствуя, что, как и Мисс Пигги , персонажу Кире нужен выход для ее заботливой и заботливой стороны. [8] Дизайн персонажа был призван передать идею «отпугивателя парней», чтобы контрастировать с популярной идеей о том, что с помощью милой собаки легче установить связь с представителем противоположного пола. [19]

Подлинги задумывались как люди, находящиеся в полной гармонии с окружающей средой, поэтому Фрауд основывал свой дизайн на дизайне картофеля. [18] Их деревня была построена по образцу семейного дома Хенсонов. [19]

При проектировании «Гартима» Фрауд черпал вдохновение из выброшенных панцирей, которые они с Хенсоном обедали омарами. [11] [19] Гартимы были впервые спроектированы через три года после создания фильма и были сделаны в основном из стекловолокна. Каждый костюм весил около 70 фунтов (32 кг), поэтому артистам Гартима, все еще одетым в костюмы, приходилось часто подвешивать на вешалках, чтобы восстановить силы. [18]

«Темный кристалл» был последним фильмом, в котором перед выходом на пенсию принял участие оператор Освальд Моррис , BSC. Он снимал все кадры с помощью «light flex» - устройства, расположенного перед камерой, которое придавало слабый цветовой оттенок каждой сцене, чтобы придать фильму более сказочную атмосферу, похожую на оригинальные картины Фруда. [18]

Саундтрек к фильму написал Тревор Джонс , который принял участие еще до начала съемок. [21] Изначально Джонс хотел написать партитуру, отражающую необычность обстановки, используя акустические инструменты, электронику и строительные конструкции. От этого отказались в пользу оркестровой партитуры в исполнении Лондонского симфонического оркестра после того, как к ней присоединился Гэри Курц, поскольку считалось, что необычная партитура оттолкнет публику. Основная тема фильма представляет собой смесь тем Скексисов и мистиков. [22] Джонс написал тему маленького Ландстрайдера в честь своей новорожденной дочери. [23]

Выпускать

[ редактировать ]

Театральная касса

[ редактировать ]

«Темный кристалл» был показан в 858 кинотеатрах Северной Америки 17 декабря 1982 года и занял третье место за выходные с общей суммой в 4 657 335 долларов, уступив «Тутси» и «Игрушка» , показавшись лучше, чем некоторые ожидали. [24] В первые выходные он пользовался ограниченной популярностью у некоторых зрителей по разным причинам, включая опасения родителей по поводу его мрачного характера по сравнению с семейной франшизой Хенсона «Маппеты». [25] В третий уик-энд он поднялся на второе место в национальном масштабе с общей суммой 5 405 071 доллар на 1052 экранах. [26] Кассовые сборы составили 40 577 001 доллар, сумев получить прибыль. Этот фильм стал 16-м по прибылям фильмом 1982 года в Северной Америке. [27] На сегодняшний день технически он остается одним из самых кассовых кукольных анимационных фильмов всех времен, особенно по сбору на внутреннем рынке. [ нужна ссылка ]

В Великобритании он заработал 2,4 миллиона фунтов стерлингов. [28]

После первого выхода фильм получил неоднозначную реакцию, но в последующие годы получил более положительный отклик, став фаворитом среди поклонников Хенсона и фэнтези. [29] Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» отрицательно отозвался о фильме, назвав его «разбавленным Дж.Р.Р. Толкином … лишенным очарования и интереса». [30] Кевин Томас дал ему более положительную оценку в газете Los Angeles Times : «В отличие от многих экранных фантазий, «Темный кристалл» завораживает с самых первых кадров и развивается так быстро, что заканчивается прежде, чем вы это осознаете. У вас остается ощущение что ты только что проснулся ото сна». [31] Ричард Корлисс из журнала Time писал: «Изобретение впечатляет, но в нем мало что указывает на торговую марку Хенсон-Оз: ощущение головокружительного . веселья Маппет-шоу, возможно, не готовы отказаться от удовольствия ради трепета, входя в роскошную пещеру Темного Кристалла » . [32] Variety оценил фильм как «потрясающее технологическое и художественное достижение... которое может преподать урок морали молодежи и в то же время развлекает их родителей». [33]

Гэри Арнольд из The Washington Post написал, что главные герои были «самыми мягкими и потенциально самыми слабыми фигурами» в фильме, но, тем не менее, « Темный кристалл » не оставляет сомнений в том, что Джим Хенсон и его коллеги достигли точки, когда они могут создать и поддерживать мощно чарующая форма кинематографического фэнтези». [34] Джин Сискел из Chicago Tribune наградил фильм 2 + 1 2 из четырех звезд, в которых он чувствовал, что «…последующее отсутствие драматического напряжения калечит «Кристалл», у которого мало что получается, за исключением странных персонажей, которые выглядят так, будто только что пришли из сцена в баре из «Звездных войн» . На самом деле, большая часть этого фильма выглядит так, как будто она была скопирована из «Звездных войн ». [35] Колин Гринланд , рецензент журнала Imagine , заявил, что « Темный кристалл» — это технический шедевр с великолепными спецэффектами, созданными командой из двух десятков человек. это, вместо того, чтобы пойти на более сложную фантазию и потерпеть неудачу». [36]

На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 78% на основе 50 рецензий со средней оценкой 6,6 из 10. Критический консенсус веб-сайта гласит: « Повествование «Темного кристалла » никогда не соответствует визуальному великолепию фильма, но оно остается удивительно изобретательным и уникально насыщенным произведением в каноне Джима Хенсона». [37] На Metacritic он имеет средневзвешенную оценку 66 из 100 на основе отзывов 13 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы». [38]

В 2008 году Американский институт кино номинировал этот фильм в список «10 лучших фильмов в жанре фэнтези» . [39]

Награды и номинации

[ редактировать ]
Год Премия Категория Номинант Результат Ссылка.
1983 Кинопремии BAFTA Лучшие специальные визуальные эффекты Рой Филд
Брайан Смитис
Ян Вингров
номинирован [40]
Фестиваль фантастических фильмов в Авориазе Главный приз Джим Хенсон
Фрэнк Оз
Выиграл [41]
Награды Хьюго Лучшее драматическое представление Джим Хенсон
Фрэнк Оз
Гэри Курц
Дэвид Оделл
номинирован [42]
Награды Сатурна Лучший фэнтезийный фильм Выиграл [43] [44]
Лучшие спецэффекты Рой Филд
Брайан Смитис
номинирован [43]
Лучший плакат Ричард Амзель номинирован
2008 Лучший релиз классического фильма на DVD номинирован [45]

Домашние СМИ

[ редактировать ]

«Темный кристалл» был впервые выпущен на VHS , Betamax и CED компанией Thorn EMI Video в 1983 году. Преемник компании HBO Video переиздал его на VHS в 1988 году, а также выпустил его в широкоэкранном формате на LaserDisc впервые . 29 июля 1994 года компания Jim Henson Video (через Disney's Buena Vista Home Video ) снова переиздала фильм на видеокассете VHS и на новом широкоэкранном лазерном диске. 5 октября 1999 года Columbia TriStar Home Video и Jim Henson Home Entertainment выпустили последний выпуск фильма на VHS, а также впервые выпустили его на DVD , и с тех пор, как 25 ноября 2003 года было включено коллекционное издание, фильм неоднократно переиздавался. и издание, посвященное 25-летию, 14 августа 2007 г. Он также был выпущен на UMD Universal Media Disc для PlayStation Portable (PSP) 26 июля 2005 г. Он был выпущен на Blu-ray 29 сентября 2009 г.

В декабре 2017 года было анонсировано еще одно юбилейное издание «Темного кристалла» с совершенно новой реставрацией оригинального негатива камеры , которое было выпущено на Blu-ray и 4K Blu-ray 6 марта 2018 года. [46] Перед выпуском 4K/Blu-Ray компания Fathom Events представила отреставрированную версию «Темного кристалла» в кинотеатрах США 25 и 28 февраля, а также 3 и 6 марта 2018 года. [47] [48]

1 января 2024 года между Shout! было подписано соглашение о распространении по всему миру. Studios и Jim Henson Company для The Dark Crystal и Labyrinth, а также связанного с ними контента вступили в силу. Соглашение дает Shout! Студийное потоковое вещание, видео по запросу, трансляция, загрузка в цифровом формате, пакетные медиафайлы и ограниченные нетеатральные права на фильмы. Компания выпустила фильмы на всех основных цифровых развлекательных платформах 6 февраля 2024 года. [49]

Новеллизация

[ редактировать ]

Связанная с ним новеллизация фильма была написана А.Ч. Смитом . Хенсон проявил большой интерес к новеллизации, поскольку считал ее законной частью мира фильма, а не просто рекламой. Первоначально он попросил Алана Гарнера написать это, но Гарнер отказался из-за предыдущих обязательств. Хенсон и Смит несколько раз встречались за едой, чтобы обсудить ход работы над рукописью. По словам Смита, их единственное серьезное разногласие возникло из-за его неприязни к Подлингам, которых он считал «скучными». Он включил сцену, в которой Гартим с мешком подлингов упал со скалы и раздавил их. Хенсон посчитал эту сцену элементом «неоправданной жестокости», не вписывающимся в рамки повествования. Чтобы помочь Смиту визуализировать мир «Темного кристалла» , Хенсон пригласил его посетить студию Elstree во время съемок. [50] В июне 2014 года Archaia Entertainment переиздала новеллизацию, включив в нее такие дополнения, как некоторые иллюстрации Брайана Фруда и заметки Джима Хенсона. [51]

Отменённое продолжение

[ редактировать ]

На этапе разработки «Темного кристалла» режиссер Джим Хенсон и сценарист Дэвид Оделл обсуждали идеи возможного продолжения. Почти 25 лет спустя Оделл и его жена Аннет Даффи собрали воедино то, что Оделл смог вспомнить из этих обсуждений, чтобы составить сценарий « Силы темного кристалла» . [52] Геннди Тартаковский был первоначально нанят в январе 2006 года для постановки и продюсирования фильма на анимационной студии The Orphanage в Калифорнии. [53]

Однако, столкнувшись со значительными задержками, компания Джима Хенсона объявила о ряде существенных изменений в пресс-релизе в мае 2010 года: она собиралась сотрудничать с австралийской Omnilab Media для производства сиквела, сценарист Крейг Пирс переработал сценарий Оделла и Даффи, а режиссерская группа Михаэль и Петер Шпириг заменили Тартаковского. Кроме того, фильм будет выпущен в стереоскопическом 3D. [54]

Во время дискуссии, состоявшейся в Музее движущегося изображения 18 сентября 2011 года в память о наследии Джима Хенсона, его дочь Шерил сообщила, что проект снова находится на паузе. [55] К февралю 2012 года Omnilab Media и братья Шпириг расстались с Henson Company из-за проблем с бюджетом; Производство фильма приостановлено на неопределенный срок. [56] В мае 2014 года Лиза Хенсон подтвердила, что фильм все еще находится в разработке, но еще не находится на стадии подготовки к производству. [57]

В конечном итоге планы по созданию художественного фильма были отменены, а невыпущенный сценарий был адаптирован в серию комиксов из 12 выпусков « Сила темного кристалла» от Archaia Comics и BOOM! Studios» , выпущенный в 2017 году. [58]

Спин-оффы

[ редактировать ]

Приквел комиксов

[ редактировать ]

Legends of the Dark Crystal , оригинальная англоязычная манга, написанная Барбарой Кесел с иллюстрациями Хайди Арнхолд, Джессики Файнберг и Макса Кима, была опубликована издательством Tokyopop . Его история разворачивается за сотни лет до событий «Темного кристалла» , после Великого соединения, в результате которого урСкеки разделились на мистиков и скексисов, но до истребления гельфлингов. Первый том серии вышел в ноябре 2007 года, а чуть позже - второй, в августе 2010 года. Первоначально планировалась третья часть, но она была отменена и впоследствии объединена во второй том. [59]

Другой приквел комиксов, The Dark Crystal: Creation Myths , был опубликован компанией Archaia Entertainment как серия из трёх графических романов. [60] Компании Henson и Archaia начали сотрудничество по этому проекту в конце 2009 года. [61] Краткий предварительный просмотр был доступен в День бесплатных комиксов в мае 2011 года. [62] и первая часть была выпущена в январе 2012 года, вскоре после этого она провела две недели в версии New York Times списке бестселлеров графических книг в твердом переплете по . В феврале 2013 года была официально выпущена вторая часть. Третья и последняя часть вышла в октябре 2015 года.

Романы-приквелы

[ редактировать ]

(издательским подразделением Penguin Group USA) объявила 1 июля 2013 года компания Джима Хенсона совместно с Гроссетом и Данлэпом , что они проведут конкурс авторов «Тёмный кристалл» на написание нового романа «Тёмный кристалл» . как приквел к оригинальному фильму. Действие будет происходить в мире Темного Кристалла во время Собрания гельфлингов. Автором-победителем стал Дж. М. (Джозеф) Ли из Миннеаполиса, штат Миннесота, чей рассказ «Кольцо мечты» был выбран из почти 500 конкурсных работ. [63]

Серия романов состоит из четырёх книг: «Тени тёмного кристалла» , вышедшей 28 июня 2016 года; Song of the Dark Crystal , выпущена 18 июля 2017 года; Tides of the Dark Crystal , выпущенная 24 декабря 2018 года; и «Пламя темного кристалла» , выпущенные 27 августа 2019 года. Вместе романы создают сеттинг сериала Netflix «Темный кристалл: Эпоха сопротивления» , в котором основное внимание уделяется приключениям некоторых второстепенных персонажей сериала.

Приквел сериала

[ редактировать ]

В мае 2017 года было объявлено, что The Jim Henson Company совместно с Netflix выпустит сериал-приквел под названием «Темный кристалл: Эпоха сопротивления» . Съемки начались осенью 2017 года, Луи Летерье . режиссером выступил [64] Приквел написали Джеффри Аддис, Уилл Мэтьюз и Хавьер Грилло-Марксуах . [65] Премьера сериала состоялась 30 августа 2019 года. [66] [7] и в десяти эпизодах исследует мир, созданный для оригинального фильма. [65]

В других СМИ

[ редактировать ]
  • книга под названием «Мир Темного Кристалла» , написанная и проиллюстрированная Брайаном Фраудом Одновременно с фильмом вышла . Книга, написанная как аннотированный перевод Книги Огры вымышленным оксфордским профессором «Дж. Дж. Ллевеллином», значительно расширяет мир «Тры», подробно описывая его условия и историю, а также предоставляя некоторую дополнительную предысторию.
  • Иллюстрированная версия детского сборника рассказов « Сказка о Темном кристалле» , написанная Донной Басс и проиллюстрированная Брюсом МакНелли.
  • Настольная игра под названием The Dark Crystal Game была также выпущена в 1982 году Милтоном Брэдли .
  • Адаптация книги и кассеты была выпущена в 1983 году компанией Disneyland Records как часть «Приключения для чтения» серии .
  • было выпущено графическое приключение В 1983 году по мотивам фильма для Apple II и 8-битных компьютеров Atari .
  • Marvel Comics опубликовала адаптацию комиксов по фильму писателя Дэвида Энтони Крафта и художников Брета Блевинса , Винса Коллетты , Рика Брайанта и Ричарда Хауэлла в Marvel Super Special #24. [67] [68]
  • Vogue поручил шести художникам по костюмам из фильма создать одежду по мотивам героев фильма. [69]
  • Музыкальный дуэт The Crystal Method использовал сэмплы из фильма в песне «Trip Like I Do», выпущенной на их альбоме 1997 года Vegas .
  • В феврале 2011 года Sandstorm Productions — фирма, которая сотрудничала с различными дизайн-студиями для облегчения разработки и распространения настольных и коллекционных карточных игр — сообщила, что приобрела лицензию на производство игр на основе различных объектов Хенсона, включая The Dark Crystal . [70] Однако до того, как были сформулированы какие-либо окончательные планы, Sandstorm обанкротилась в июне 2012 года.
  • Archaia объявила о планах создания ролевой игры на основе The Dark Crystal в августе 2011 года на игровой конференции Gen Con , намереваясь опубликовать ее позднее в следующем году. Как и награды Origins Award , удостоенная игра Mouse Guard , The Dark Crystal будет разработана Люком Крейном и будет использовать механику, аналогичную механике The Burning Wheel . [71] [72] По состоянию на 2024 год игра не выпущена.
  • В августе 2013 года Black Phoenix Alchemy Lab – компания, производящая смеси для тела и бытовой химии с темными, романтическими готическими тонами – представила первый из своих лицензированных духов The Dark Crystal . Дебют включал четыре смеси Skeksis: skekUng the Garthim-Master, skekNa the Slave-Master, skekTek the Scientist и skekZok the Ritual-Master. [73]
  • В эпизоде ​​​​«Возвращение Скексиса» конкурса Джима Хенсона «Магазин существ » конкурирующим дизайнерам существ пришлось работать в командах по три человека, чтобы построить Скексиса, который был изгнан в разные части Тра и вызван обратно в Замок Скексис.
  • Песня «Return to Oz» группы Scissor Sisters из альбома Scissor Sisters (2004) содержит отсылку к антагонистам фильма Скексисам : Скексисы на рейве должны были прятаться глубоко внутри своих запавших лиц и диких, закатывающих глаз. Но их бессердечные слова показывают, что они больше не могут чувствовать.
  • Песня «Skeksis» из альбома Alien канадской группы Strapping Young Lad названа в честь антагонистов фильма; сама песня содержит интерполяцию музыкальной темы фильма. [74] Певец и автор песен Девин Таунсенд позже основал Зилтоида Всеведущего на персонажах из фильма.
  • Тёмные кристаллические истории» Кори Годби. В августе 2017 года вышла детская книга рассказов Кори Годби «
  • Книга под названием «Темный кристалл: Эпоха сопротивления: Внутри эпического возвращения в Тра» была выпущена в ноябре 2019 года, через два месяца после премьеры сериала Netflix. В нем подробно рассказывается о создании сериала, а также представлены концепт-арты, интервью, съемочные площадки и многое другое.
  • руководство по персонажам и существам из вселенной Темного Кристалла под названием «Бестиарий Темного Кристалла: Полное руководство по существам Тра» . В октябре 2020 года было выпущено
  • В январе 2021 года компания River Horse объявила, что разрабатывает ролевую игру, действие которой происходит в мире как оригинального фильма, так и серии приквелов Netflix, под названием The Dark Crystal Adventure Game , которая выйдет в 2021 году. [75] [76] [77]
  • В марте 2021 года было объявлено, что Королевский оперный театр адаптирует фильм в балет под названием «Тёмный кристалл: Одиссея» . Режиссером и хореографом фильма станет Уэйн МакГрегор , и он описывается как «история взросления» для семейной аудитории. [78] [79]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Права на распространение фильма были приобретены The Jim Henson Company у ITC Entertainment в августе 1984 года. [1] В настоящее время Universal Pictures занимается кинопрокатом в США и за рубежом (включая Великобританию). [2] ) из-за предыдущих договорных обязательств с бывшей Associated Film Distribution и ITC, но право собственности и авторские права на фильм контролируются The Jim Henson Company.
  2. Мистиков называют «урРу» на экране, когда они входят в хрустальную камеру.
  1. ^ Джей Джонс, Брайан (2013). «Глава 12: Неожиданные повороты». Джим Хенсон: Биография . Книги Баллантайна ( Random House ). стр. 374–375. ISBN  978-0345526113 .
  2. ^ Jump up to: а б «Темный кристалл» . Британский совет классификации фильмов . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 8 декабря 2020 г.
  3. ^ « Тёмный Кристалл (А)» . Британский совет классификации фильмов . 3 ноября 1982 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
  4. ^ «Темный кристалл: полная визуальная история» (19 сентября 2017 г.)
  5. ^ БРИТАНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО 1981 г. Моисей, Антуанетта. Зрение и Звук; Лондон Том. 51, вып. 4, (осень 1982 г.): 258.
  6. ^ «Темный кристалл (1982)» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 4 октября 2019 года . Проверено 17 апреля 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Саймон Пегг говорит, что просмотр оригинального Темного Кристалла был «ошеломляющим опытом» » . People.com . 20 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 25 августа 2019 года . Проверено 25 августа 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дэвид Оделл (2012), «Размышления о создании Темного кристалла и работе с Джимом Хенсоном». В: Фрауд Б., Дайсарт Дж., Шейкман А. и Джон Л. Темный кристалл: мифы о сотворении мира, Том. II . Архайя. ISBN   978-1-936393-80-0
  9. Fantastic Films. Архивировано 17 июня 2013 г., в Wayback Machine № 32, февраль 1983 г.
  10. ^ Jump up to: а б с МакАра, Катриона (2013) Естественная история «Темного кристалла»: концептуальный проект Брайана Фруда. В: Более широкие миры Джима Хенсона . МакФарланд, Джефферсон, стр. 101–116.
  11. ^ Jump up to: а б с д Брайан Фрауд (2003), «Путешествие в Темный кристалл ». В: Фрауд Б. и Ллевеллин Дж. Дж. Мир Темного Кристалла . Павильон Книги. ISBN   1-86205-624-2
  12. Питер Хартлауб, Вопросы и ответы: Фрэнк Оз о Хенсоне, «Темном кристалле» и пути Kwik. Архивировано 10 мая 2013 г., в Wayback Machine , SFGate , (28 июня 2007 г.)
  13. ^ Джим Хенсон, Лечение Митры [специальный выпуск DVD]. «Тёмный кристалл: Коллекционное издание» , Реж. Джим Хенсон и Фрэнк Оз. 1982. Колумбия Tristar Home Entertainment, 2003. DVD.
  14. ^ Jump up to: а б Хатчинсон, Дэвид. « Производство мира Темного Кристалла: новое направление для человека, стоящего за «Звездными войнами» и «Империей» Гэри Курца ». Starlog: The Magazine of the Future . 66 (январь 1983 г.): 19-20.
  15. ^ Райт 2005 .
  16. ^ Рикитт 2000 , с. 225.
  17. ^ Бэкон 1997 , с. 24.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г Изготовление. Мир Темного Кристалла . Реж. Джим Хенсон и Фрэнк Оз. 1982. Домашнее видео Colombia Tristar, 1999. DVD.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Изготовление. Отражения Темного Кристалла: Свет на пути творения . Реж. Майкл Гиллис. Sony Pictures Home Entertainment, 2007. DVD.
  20. ^ Jump up to: а б Изготовление. Отражения Темного Кристалла: Осколок Иллюзии . Реж. Майкл Гиллис. Sony Pictures Home Entertainment, 2007. DVD.
  21. ^ Гувер, Том (2010). Нация саундтреков: интервью с ведущими профессионалами современности в области озвучивания фильмов, видеоигр и телевидения, 1-е изд . Cengage Обучение. ISBN  9781435457621 .
  22. ^ Синемаскор 2011 .
  23. ^ «Темный кристалл» на Oscars Outdoors. Архивировано 6 сентября 2012 г., на Wayback Machine , Oscars.org (4 сентября 2012 г.).
  24. ^ Гинзберг, Стивен (21 декабря 1982 г.). «Тутси» , «Игрушка» и «Темный кристалл» выигрывают в национальном прокате». Ежедневное разнообразие . п. 1.
  25. ^ Шейб 2010 .
  26. ^ «Кассовые сборы на старте». Ежедневное разнообразие . 4 января 1983 г. с. 1.
  27. Темного Кристалла. Краткое изложение Архивировано 4 октября 2019 года в Wayback Machine в кассе Mojo .
  28. ^ «Назад в будущее: падение и взлет британской киноиндустрии в 1980-е годы - информационный брифинг» (PDF) . Британский институт кино . 2005. с. 21. Архивировано (PDF) из оригинала 27 октября 2020 г. Проверено 29 ноября 2020 г.
  29. ^ Фон Гунден 1989 , стр. 30–31.
  30. ^ Кэнби 1982 .
  31. ^ Томас 1982 .
  32. ^ Корлисс, Ричард (3 января 1983 г.). «Кино: Волшебный, мистический тур по маппетам» . Время . п. 82. Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г.
  33. ^ «Рецензии на фильм: Темный кристалл» . Разнообразие . 15 декабря 1982 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Проверено 29 декабря 2020 г.
  34. ^ Арнольд, Гэри (21 декабря 1982 г.). «Лучшее в фэнтези» . Вашингтон Пост . п. С1. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
  35. ^ Сискель, Джин (20 декабря 1982 г.). «Отсутствие драматического напряжения обрекает «Темный кристалл» Джима Хенсона » . Чикаго Трибьюн . Раздел 5, с. 4. Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 29 декабря 2020 г. - через Newspapers.com. Значок открытого доступа
  36. ^ Гренландия, Колин (июль 1983 г.). «Кинообзор». Представлять себе . № 4. с. 37.
  37. ^ «Темный кристалл (1982)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Архивировано из оригинала 13 мая 2019 года . Проверено 30 июля 2022 г.
  38. ^ «Темный кристалл» . Метакритик . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
  39. ^ «10 лучших номинантов AFI» (PDF) . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 19 августа 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  40. ^ «Премия BAFTA» . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  41. ^ «16.01.1983 – «DC выигрывает фильм-фэнтези на кинофестивале в Авориазе». Красная книга Джима Хенсона» . 16 января 2012 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  42. ^ «Премия Хьюго 1983 года — Премия Хьюго» . 26 июля 2007. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  43. ^ Jump up to: а б «ПОЗДНИЙ ОБЗОР: ТЕМНЫЙ КРИСТАЛЛ – МУСОР» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  44. ^ «Бывшие лауреаты премии Сатурн» . Архивировано из оригинала 11 марта 2018 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  45. ^ «Мысли о фильме - дань уважения Темному кристаллу» . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  46. ^ «Тёмный кристалл 4K Blu-ray» . Blu-ray.com. Архивировано из оригинала 18 февраля 2018 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
  47. ^ Скотт, Райан (12 декабря 2017 г.). «Темный кристалл возвращается в кинотеатры в феврале» . Киновеб . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 28 июня 2021 г.
  48. ^ Томпсон, Саймон. «Лиза Хенсон рассказывает о «Темном кристалле», когда классический фильм возвращается в кинотеатры» . Форбс . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 28 июня 2021 г.
  49. ^ Гробар, Мэтт (4 января 2024 г.). «Shout! Studios получила эксклюзивные права на «Лабиринт», «Темный кристалл» и другие названия компании Джима Хенсона» . Крайний срок Голливуд . Проверено 5 января 2024 г.
  50. ^ «Лабиринт Джима Хенсона - Подкаст к 25-летию с ACH Smith и Сэмом Дауни - Сэм Дауни» . Dsoundz.co.uk . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  51. ^ «Роман Джима Хенсона Dark Crystal HC @TFAW.com» . Вещи из другого мира . Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  52. ^ Кэрролл 2006 .
  53. ^ Компания Джима Хенсона, 2006 г.
  54. ^ Компания Джима Хенсона, 2010 .
  55. ^ Хилл 2011 .
  56. ^ Свифт 2012 .
  57. ^ Уоткинс, Гвинн (16 мая 2014 г.). «Проверяем «Темный кристалл» , «Лабиринт » и другие франшизы компании Джима Хенсона» . Нью-Йорк . ООО «Нью-Йорк Медиа». Архивировано из оригинала 18 мая 2014 года . Проверено 16 мая 2014 г.
  58. ^ Макмиллан, Грэм (21 ноября 2016 г.). « Продолжение «Тёмного кристалла» наконец-то оживает благодаря серии комиксов» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 22 ноября 2016 года . Проверено 21 ноября 2016 г.
  59. ^ Арнхольд 2010 .
  60. ^ Archaia Entertainment 2011 .
  61. ^ Теплая 2010 .
  62. ^ Дистрибьюторы комиксов Diamond 2010 .
  63. ^ Лодж, Салли (8 июля 2014 г.). « Компания Penguin и Джима Хенсона объединяются для проекта Темного Кристалла» . Издательский еженедельник . издателиweekly.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2014 года . Проверено 10 июля 2014 г.
  64. ^ Пецки, Дениз (18 мая 2017 г.). « Темный кристалл: Эпоха сопротивления»: приквел сериала Джима Хенсона, действие которого происходит на Netflix» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  65. ^ Jump up to: а б Сериал-приквел « Темного кристалла» выйдет на Netflix» . Архивировано из оригинала 18 мая 2020 года . Проверено 25 мая 2017 г.
  66. ^ «Премьера «Тёмного кристалла: Эпоха сопротивления» на Netflix состоится в августе: смотрите эксклюзивные изображения» . Развлекательный еженедельник . 21 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 21 мая 2019 г.
  67. ^ « Суперспециальный выпуск Marvel № 24» . База данных Гранд-комиксов .
  68. ^ Фридт, Стефан (июль 2016 г.). «Чудеса кино: голливудские адаптации Дома идей 1970-х и 1980-х годов». Назад выпуск! (89). Роли, Северная Каролина: TwoMorrows Publishing : 66–67.
  69. ^ Фальк 2012 , с. 141.
  70. ^ ICv2, 1 февраля 2011 г.
  71. ^ ICv2, 24 августа 2011 г ..
  72. ^ Ричардсон 2011 .
  73. ^ «Требуется проверка безопасности» . Facebook.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  74. ^ «12 лучших песен Девина Таунсенда в исполнении Девина Таунсенда» . Teamrock.com . 13 октября 2015. Архивировано из оригинала 25 января 2016 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  75. ^ «Приключенческая ролевая игра Dark Crystal в разработке от River Horse» . 411МАНИЯ . Архивировано из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
  76. ^ «Темный Кристалл получит настольную ролевую игру» . Комикбук.com . Архивировано из оригинала 5 января 2021 года . Проверено 11 января 2021 г.
  77. ^ Гэвин Шиэн (4 января 2021 г.). «River Horse создаст настольную ролевую игру по Темному кристаллу» . bloodcool.com . Архивировано из оригинала 5 января 2021 года . Проверено 11 января 2021 г.
  78. ^ «Королевский оперный театр раскрывает основные моменты своего первого полноценного сезона с 2019 года» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
  79. ^ «Темный кристалл вернется... как балет» . 24 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 31 марта 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 949532d7cd66ebe5c14e3ea65f707c7d__1722813480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/7d/949532d7cd66ebe5c14e3ea65f707c7d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Dark Crystal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)