Тролль

Тролль — существо в скандинавском фольклоре , включая скандинавскую мифологию . В древнескандинавских источниках существа, описанные как тролли, обитают в изолированных участках скал, гор или пещер, живут небольшими семьями и редко приносят пользу людям.
В более позднем скандинавском фольклоре тролли стали самостоятельными существами, где они живут вдали от человеческого жилья, не христианизированы и считаются опасными для человека. В зависимости от источника их внешний вид сильно различается; тролли могут быть уродливыми и тупоумными или выглядеть и вести себя точно так же, как люди, без каких-либо особенно гротескных особенностей.
Тролли иногда ассоциируются с определенными достопримечательностями скандинавского фольклора, которые иногда можно объяснить тем, что они образовались из тролля, подвергшегося воздействию солнечного света. Тролли изображаются в различных средствах массовой информации современной массовой культуры.
Этимология
Древнескандинавские существительные тролль и tr?ll (по-разному означающие «злодей, демон, оборотень , йётунн ») и средневерхненемецкий тролль, trolle «дьявол» (по мнению филолога Владимира Орла, вероятно, заимствованное из древнескандинавского языка) произошли от протогерманского существительного среднего рода * Труллан . Происхождение протогерманского слова неизвестно. [1] Кроме того, древнескандинавский глагол trylla «очаровывать, превращать в тролля» и средневерхненемецкий глагол trüllen «трепетать» произошли от протогерманского глагола * trulljanan , производного от * trullan . [1]
Скандинавская мифология
В скандинавской мифологии тролль , как и турс , — это термин, применяемый к йотнару , и упоминается во всем древнескандинавском корпусе. В древнескандинавских источниках говорится, что тролли живут в изолированных горах, скалах и пещерах, иногда живут вместе (обычно как отец и дочь или мать и сын) и редко описываются как отзывчивые или дружелюбные люди. [2] « Прозаическая Эдда» Книга Skáldskaparmál описывает встречу между неназванной женщиной-троллем и скальдом 9-го века Браги Боддасоном . Согласно разделу, однажды поздно вечером Браги проезжал через «определенный лес», когда женщина-тролль агрессивно спросила его, кто он такой, описывая себя:
- Тролль зовет Мика
- трунгл сьетрунгнис,
- к богатству жажда йота ,
- с края солнца,
- выбор неправильный ,
- стать соседом,
- полпути неба –
- что такое тролль, если не это? [3]
Перевод Энтони Фолкса:
- «Тролли зовут меня»
- луна обитания-Рунгнир,
- похититель богатства гиганта,
- тюк грозового солнца,
- дружелюбная спутница провидицы,
- хранитель труп-фиорда ,
- поглотитель небесного колеса;
- что такое тролль, кроме этого?» [4]
Джона Линдоу : Перевод
Браги в свою очередь отвечает, описывая себя и свои способности как умелого скальда , прежде чем сценарий закончится. [4]
Существует большая путаница и совпадение в использовании древнескандинавских терминов jötunn , troll , þurs и risi , которые описывают различных существ. Лотте Моц предположила, что изначально это были четыре отдельных класса существ: повелители природы ( jötunn ), мифические маги ( тролли ), враждебные монстры ( þurs ) и героические и учтивые существа ( risi ), причем последний класс был самым младшим дополнением. С другой стороны, Арманн Якобсон критически относится к интерпретации Моца и называет эту теорию «не подкрепленной какими-либо убедительными доказательствами». [5] Арманн подчеркивает, что этот термин используется для обозначения различных существ, таких как йотунн или горный житель, ведьма, ненормально сильный, крупный или уродливый человек, злой дух, призрак, бламад , волшебный кабан, языческий полубог. -бог, демон, бруннмиги или берсерк . [6] [7]
Скандинавский фольклор

Позже в скандинавском фольклоре тролли стали определяться как особый тип существ. [8] О троллях записано множество историй, в которых они часто описываются как чрезвычайно старые, очень сильные, но медлительные и тупые, а иногда описываются как людоеды, превращающиеся в камень при контакте с солнечным светом. [9] Тем не менее, засвидетельствовано, что тролли выглядят почти так же, как люди, без какой-либо особенно отвратительной внешности, но живут вдали от человеческого жилья и, как правило, имеют «некую форму социальной организации» — в отличие от ро и нак , которые засвидетельствованы как «одиночные существа». По словам Джона Линдоу , их отличает то, что они не христиане, и те, кто с ними сталкивается, не знают их. Таким образом, тролли в конечном итоге были опасны, независимо от того, насколько хорошо они могли ладить с христианским обществом, и тролли демонстрируют привычку бергтагнать («похищать» («похищать»; буквально «взбирать горы») и захватывать фермы или поместья. [10]
Линдоу утверждает, что этимология слова «тролль» остается неопределенной, хотя он определяет троллей в более позднем шведском фольклоре как «существа природы» и как «универсальные потусторонние существа», эквивалентные, например, феям в англо - кельтском языке. традиции». «Поэтому они появляются в различных кочевнических легендах, где призываются коллективные существа природы». Линдоу отмечает, что в фольклорных записях троллей иногда заменяют кошками и «маленькими людьми». [10]
Скандинавское народное поверье о том, что молния отпугивает троллей и йотнаров, появляется во многих скандинавских народных сказках и может быть поздним отражением бога Тора роли в борьбе с такими существами. В связи с этим отсутствие троллей и йотнаров в современной Скандинавии иногда объясняют «точностью и эффективностью ударов молний». [11] Кроме того, отсутствие троллей в регионах Скандинавии описывается в фольклоре как «следствие постоянного шума церковных колоколов». Этот звон заставил троллей уйти в другие земли, хотя и не без некоторого сопротивления; Во многих традициях рассказывается, как тролли разрушали строящуюся церковь или швыряли валуны и камни в построенные церкви. Большие местные камни иногда описываются как результат броска тролля. [12] Кроме того, в 20 веке происхождение определенных скандинавских достопримечательностей, таких как определенные камни, приписывают троллям, которые могли, например, превратиться в камень под воздействием солнечного света. [9]

Линдоу сравнивает троллей шведской народной традиции с Гренделем , сверхъестественным медового зала захватчиком из древнеанглийской поэмы «Беовульф» , и отмечает, что «так же, как в поэме « Беовульф» подчеркивается не издевательство над Гренделем, а очищение зала Беовульфа, так и современные сказки подчеркивают момент, когда тролли прогоняются». [10]
Согласно скандинавским народным традициям, тролли меньшего размера жили в курганах и в горах. [13] В Дании эти существа записаны как troldfolk («народ-тролль»), bjergtrolde («горные тролли») или bjergfolk («горный народ»), а в Норвегии также как тролльфолк. [14] («тролль-народ») и туссер . [13] Троллей можно описать как маленьких человекоподобных существ или высоких, как люди, в зависимости от региона происхождения истории. [15]
В норвежской традиции подобные истории можно рассказать о больших троллях и хульдрефолках («скрытом народе»), однако между ними проводится различие. Использование слова «троу» на Оркнейских и Шетландских островах для обозначения существ, очень похожих на хальдрефолков в Норвегии, может указывать на общее происхождение этих терминов. Слово «тролль», возможно, использовалось скандинавскими язычниками-поселенцами на Оркнейских и Шетландских островах как собирательный термин для обозначения сверхъестественных существ, которых следует уважать и избегать, а не поклоняться. Позже тролль мог стать специализацией как описание более крупных и грозных йотунов, тогда как хульдрефолк, возможно, превратился в термин для более мелких троллей. [16]
Джон Арнотт МакКаллох предположил связь между древнескандинавским vættir и троллями, предполагая, что обе концепции могут происходить от духов мертвых. [17]
Тролль , норвежская исследовательская станция в Антарктиде , названа так из-за скалистых гор, которые стоят вокруг этого места, как тролли. В его состав входит наземная станция , которая отслеживает спутники на полярной орбите .
В популярной культуре
Тролли появлялись во многих произведениях современной художественной литературы, чаще всего в жанре фэнтези , классическими примерами которых являются изображения троллей в таких произведениях, как «Средиземье» Толкина. [18] или Dungeons & Dragons ролевую игру . [19] [20]
Начиная с 1950-х годов куклы Тролль были популярной игрушкой, основанной на фольклорном существе. Тролли на основе кукол появились в голливудском мультфильме «Тролли» (2016) и его последующих сиквелах «Мировое турне троллей» (2020) и «Группа троллей вместе» (2023).
Тролль [21] — название и главный антагонист норвежского фильма 2022 года, выпущенного Netflix 1 декабря 2022 года.
Другой
Была выдвинута гипотеза, что миф о троллях мог возникнуть в реальных взаимодействиях между анатомически современными людьми и неандертальцами . [22]
См. также
- Торгерд Хёлгабрюр , скандинавская богиня, чья фамилия иногда содержит элемент -тролль.
- Муми-тролль — вымышленный главный герой мультфильма «Муми-тролли».
- Hugo — датская видеоигра и медиа-франшиза.
Примечания
- ^ Jump up to: а б Orel (2003:410-411).
- ^ Орчард (1997:167).
- ^ Jump up to: а б Линдоу (2007:22).
- ^ Jump up to: а б Фолкс (1995:132).
- ^ Арманн Якобссон (2006).
- ^ Арманн Якобссон (2008).
- ^ Арманн Якобссон (2017). Тролль внутри вас: паранормальная активность на средневековом Севере . Земля, Млечный Путь [так в оригинале]: punctum. дои : 10.21983/P3.0175.1.00 .
- ^ Симек (2007:335).
- ^ Jump up to: а б Кведелунд, Зесмдорф (2010:301–313).
- ^ Jump up to: а б с Линдоу (1978:33–35).
- ↑ См. Линдоу (1978:89), но отмечено еще Торпом (1851:154), который заявляет: «Страх, который испытывают тролли перед громом, восходит к временам язычества, когда Тор ... был смертельным врагом их расы».
- ^ Торп (1851:158, 154–156).
- ^ Jump up to: а б МакКаллох (1930:223–224).
- ^ Бликс Хаген, Руна; Альм, Эллен (8 марта 2023 г.). «Колдовские процессы в Норвегии» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке).
были соответственно волшебницей и колдуньей, во множественном числе называвшимися колдунами.
- ^ МакКаллох (1930:219–223, 224).
- ^ Нарваес (1997:118).
- ^ МакКаллох (1930: 228 и 231).
- ^ Хартли, Грегори (2014). «Цивилизованные гоблины и говорящие животные: как Хоббит создал Толкину проблемы с чувствительностью». В Брэдфорде Ли Идене (ред.). Мифология Хоббита и Толкина: очерки изменений и влияний (PDF) . Том. Часть III: Темы. МакФарланд. ISBN 978-0-7864-7960-3 . OCLC 889426663 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Славичек, Билл ; Бейкер, Рич ; Грабб, Джефф (2006). Подземелья и драконы для чайников . Для чайников. п. 373. ИСБН 978-0-7645-8459-6 . Проверено 12 февраля 2009 г.
- ^ Ди Филиппо, Лоран (2018). «Скандинавская мифология в Dungeons & Dragons – между рецепцией и стереотипами» . Клише в истории . Фестиваль истории (на французском языке). Шази-сюр-Эн: Дидаскали. стр. 75–90.
- ^ «Тролль Роара Утауга выйдет на Netflix 1 декабря» . 05.09.2022 . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ «Неандертальцы, скандинавские тролли и троглодиты» . Норвежский американец . Проверено 29 июня 2024 г.
Ссылки
- Арманн Якобссон (2006). «Хороший, плохой и злой: сага о Бардаре и ее гиганты» в книге «Фантастика в древнескандинавской/исландской литературе» , стр. 54–62. Доступно на сайте dur.ac.uk (архивная версия от 4 марта 2007 г.).
- Арманн Якобссон (2008). «Тролльские действия ведьмы Торгрима: значения тролля и эрги в средневековой Исландии» в Saga-Book 32 (2008), 39–68.
- Квиделанд, Реймунд. Земсдорф, Хеннинг К. (редакторы) (2010). Скандинавские народные поверья и легенды . Университет Миннесоты Пресс . ISBN 978-0-8166-1967-2
- Линдоу, Джон (1978). Шведские народные сказки и легенды . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-03520-8
- Линдоу, Джон (2007). «Повествовательные миры, человеческая среда и поэты: случай Браги», опубликованные в книге Андрена, Андерса. Дженнберт, Кристина. Раудвере, Катарина. Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе . Северная академическая пресса. ISBN 978-91-89116-81-8 ( Google книга )
- Маккалок, Джон Арнотт (1930). Эддическая мифология, Мифология всех рас в тринадцати томах, Том. II . Издательство Купер Сквер.
- Нарваес, Питер (1997). Хорошие люди: новые эссе о волшебстве (упомянутые страницы взяты из статьи Алана Бруфорда под названием «Тролли, горцы, финны и пикты: идентичность добрых соседей на Оркнейских и Шетландских островах»). Университетское издательство Кентукки . ISBN 978-0-8131-0939-8
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 9004128751
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анджелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология, компрометация основных традиций и суеверий Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов: составлено из оригинальных и других источников. В трех томах. Скандинавские народные традиции и суеверия, Том 2. Ламли.
Внешние ссылки
СМИ, связанные с троллями, на Викискладе?