Jump to content

Тролль

Страница полузащищена

Посмотри на них, сказала мать тролля. Посмотрите на моих сыновей! На этой стороне Луны вы не найдете более красивых троллей. (1915) Джона Бауэра

Тролль существо в скандинавском фольклоре , включая скандинавскую мифологию . В древнескандинавских источниках существа, описанные как тролли, обитают в изолированных участках скал, гор или пещер, живут небольшими семьями и редко приносят пользу людям.

В более позднем скандинавском фольклоре тролли стали самостоятельными существами, где они живут вдали от человеческого жилья, не христианизированы и считаются опасными для человека. В зависимости от источника их внешний вид сильно различается; тролли могут быть уродливыми и тупоумными или выглядеть и вести себя точно так же, как люди, без каких-либо особенно гротескных особенностей.

Тролли иногда ассоциируются с определенными достопримечательностями скандинавского фольклора, которые иногда можно объяснить тем, что они образовались из тролля, подвергшегося воздействию солнечного света. Тролли изображаются в различных средствах массовой информации современной массовой культуры.

Этимология

Древнескандинавские существительные тролль и tr?ll (по-разному означающие «злодей, демон, оборотень , йётунн ») и средневерхненемецкий тролль, trolle «дьявол» (по мнению филолога Владимира Орла, вероятно, заимствованное из древнескандинавского языка) произошли от протогерманского существительного среднего рода * Труллан . Происхождение протогерманского слова неизвестно. [1] Кроме того, древнескандинавский глагол trylla «очаровывать, превращать в тролля» и средневерхненемецкий глагол trüllen «трепетать» произошли от протогерманского глагола * trulljanan , производного от * trullan . [1]

Скандинавская мифология

В скандинавской мифологии тролль , как и турс , — это термин, применяемый к йотнару , и упоминается во всем древнескандинавском корпусе. В древнескандинавских источниках говорится, что тролли живут в изолированных горах, скалах и пещерах, иногда живут вместе (обычно как отец и дочь или мать и сын) и редко описываются как отзывчивые или дружелюбные люди. [2] « Прозаическая Эдда» Книга Skáldskaparmál описывает встречу между неназванной женщиной-троллем и скальдом 9-го века Браги Боддасоном . Согласно разделу, однажды поздно вечером Браги проезжал через «определенный лес», когда женщина-тролль агрессивно спросила его, кто он такой, описывая себя:

Древнескандинавский :

Тролль зовет Мика
трунгл сьетрунгнис,
к богатству жажда йота ,
с края солнца,
выбор неправильный ,
стать соседом,
полпути неба –
что такое тролль, если не это? [3]

Перевод Энтони Фолкса:

«Тролли зовут меня»
луна обитания-Рунгнир,
похититель богатства гиганта,
тюк грозового солнца,
дружелюбная спутница провидицы,
хранитель труп-фиорда ,
поглотитель небесного колеса;
что такое тролль, кроме этого?» [4]

Джона Линдоу : Перевод

Меня называют троллем,
луна земли- Хрунгнир [?]
присоска к богатству [?] гиганта,
разрушитель грозового солнца [?]
любимый последователь провидицы,
страж «нафьорда» [?]
поглотитель небесного колеса [солнца].
Что такое тролль, если не это? [3]

Браги в свою очередь отвечает, описывая себя и свои способности как умелого скальда , прежде чем сценарий закончится. [4]

Существует большая путаница и совпадение в использовании древнескандинавских терминов jötunn , troll , þurs и risi , которые описывают различных существ. Лотте Моц предположила, что изначально это были четыре отдельных класса существ: повелители природы ( jötunn ), мифические маги ( тролли ), враждебные монстры ( þurs ) и героические и учтивые существа ( risi ), причем последний класс был самым младшим дополнением. С другой стороны, Арманн Якобсон критически относится к интерпретации Моца и называет эту теорию «не подкрепленной какими-либо убедительными доказательствами». [5] Арманн подчеркивает, что этот термин используется для обозначения различных существ, таких как йотунн или горный житель, ведьма, ненормально сильный, крупный или уродливый человек, злой дух, призрак, бламад , волшебный кабан, языческий полубог. -бог, демон, бруннмиги или берсерк . [6] [7]

Скандинавский фольклор

Лесной тролль ( Лесной тролль ), автор Теодор Киттельсен , 1906 год.

Позже в скандинавском фольклоре тролли стали определяться как особый тип существ. [8] О троллях записано множество историй, в которых они часто описываются как чрезвычайно старые, очень сильные, но медлительные и тупые, а иногда описываются как людоеды, превращающиеся в камень при контакте с солнечным светом. [9] Тем не менее, засвидетельствовано, что тролли выглядят почти так же, как люди, без какой-либо особенно отвратительной внешности, но живут вдали от человеческого жилья и, как правило, имеют «некую форму социальной организации» — в отличие от ро и нак , которые засвидетельствованы как «одиночные существа». По словам Джона Линдоу , их отличает то, что они не христиане, и те, кто с ними сталкивается, не знают их. Таким образом, тролли в конечном итоге были опасны, независимо от того, насколько хорошо они могли ладить с христианским обществом, и тролли демонстрируют привычку бергтагнать («похищать» («похищать»; буквально «взбирать горы») и захватывать фермы или поместья. [10]

Линдоу утверждает, что этимология слова «тролль» остается неопределенной, хотя он определяет троллей в более позднем шведском фольклоре как «существа природы» и как «универсальные потусторонние существа», эквивалентные, например, феям в англо - кельтском языке. традиции». «Поэтому они появляются в различных кочевнических легендах, где призываются коллективные существа природы». Линдоу отмечает, что в фольклорных записях троллей иногда заменяют кошками и «маленькими людьми». [10]

Скандинавское народное поверье о том, что молния отпугивает троллей и йотнаров, появляется во многих скандинавских народных сказках и может быть поздним отражением бога Тора роли в борьбе с такими существами. В связи с этим отсутствие троллей и йотнаров в современной Скандинавии иногда объясняют «точностью и эффективностью ударов молний». [11] Кроме того, отсутствие троллей в регионах Скандинавии описывается в фольклоре как «следствие постоянного шума церковных колоколов». Этот звон заставил троллей уйти в другие земли, хотя и не без некоторого сопротивления; Во многих традициях рассказывается, как тролли разрушали строящуюся церковь или швыряли валуны и камни в построенные церкви. Большие местные камни иногда описываются как результат броска тролля. [12] Кроме того, в 20 веке происхождение определенных скандинавских достопримечательностей, таких как определенные камни, приписывают троллям, которые могли, например, превратиться в камень под воздействием солнечного света. [9]

Принцесса и тролли — Подменыш , Джон Бауэр , 1913 год.

Линдоу сравнивает троллей шведской народной традиции с Гренделем , сверхъестественным медового зала захватчиком из древнеанглийской поэмы «Беовульф» , и отмечает, что «так же, как в поэме « Беовульф» подчеркивается не издевательство над Гренделем, а очищение зала Беовульфа, так и современные сказки подчеркивают момент, когда тролли прогоняются». [10]

Согласно скандинавским народным традициям, тролли меньшего размера жили в курганах и в горах. [13] В Дании эти существа записаны как troldfolk («народ-тролль»), bjergtrolde («горные тролли») или bjergfolk («горный народ»), а в Норвегии также как тролльфолк. [14] («тролль-народ») и туссер . [13] Троллей можно описать как маленьких человекоподобных существ или высоких, как люди, в зависимости от региона происхождения истории. [15]

В норвежской традиции подобные истории можно рассказать о больших троллях и хульдрефолках («скрытом народе»), однако между ними проводится различие. Использование слова «троу» на Оркнейских и Шетландских островах для обозначения существ, очень похожих на хальдрефолков в Норвегии, может указывать на общее происхождение этих терминов. Слово «тролль», возможно, использовалось скандинавскими язычниками-поселенцами на Оркнейских и Шетландских островах как собирательный термин для обозначения сверхъестественных существ, которых следует уважать и избегать, а не поклоняться. Позже тролль мог стать специализацией как описание более крупных и грозных йотунов, тогда как хульдрефолк, возможно, превратился в термин для более мелких троллей. [16]

Джон Арнотт МакКаллох предположил связь между древнескандинавским vættir и троллями, предполагая, что обе концепции могут происходить от духов мертвых. [17]

Тролль , норвежская исследовательская станция в Антарктиде , названа так из-за скалистых гор, которые стоят вокруг этого места, как тролли. В его состав входит наземная станция , которая отслеживает спутники на полярной орбите .

Тролли появлялись во многих произведениях современной художественной литературы, чаще всего в жанре фэнтези , классическими примерами которых являются изображения троллей в таких произведениях, как «Средиземье» Толкина. [18] или Dungeons & Dragons ролевую игру . [19] [20]

Начиная с 1950-х годов куклы Тролль были популярной игрушкой, основанной на фольклорном существе. Тролли на основе кукол появились в голливудском мультфильме «Тролли» (2016) и его последующих сиквелах «Мировое турне троллей» (2020) и «Группа троллей вместе» (2023).

Тролль [21] — название и главный антагонист норвежского фильма 2022 года, выпущенного Netflix 1 декабря 2022 года.

Другой

Была выдвинута гипотеза, что миф о троллях мог возникнуть в реальных взаимодействиях между анатомически современными людьми и неандертальцами . [22]

См. также

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б Orel (2003:410-411).
  2. ^ Орчард (1997:167).
  3. ^ Jump up to: а б Линдоу (2007:22).
  4. ^ Jump up to: а б Фолкс (1995:132).
  5. ^ Арманн Якобссон (2006).
  6. ^ Арманн Якобссон (2008).
  7. ^ Арманн Якобссон (2017). Тролль внутри вас: паранормальная активность на средневековом Севере . Земля, Млечный Путь [так в оригинале]: punctum. дои : 10.21983/P3.0175.1.00 .
  8. ^ Симек (2007:335).
  9. ^ Jump up to: а б Кведелунд, Зесмдорф (2010:301–313).
  10. ^ Jump up to: а б с Линдоу (1978:33–35).
  11. См. Линдоу (1978:89), но отмечено еще Торпом (1851:154), который заявляет: «Страх, который испытывают тролли перед громом, восходит к временам язычества, когда Тор ... был смертельным врагом их расы».
  12. ^ Торп (1851:158, 154–156).
  13. ^ Jump up to: а б МакКаллох (1930:223–224).
  14. ^ Бликс Хаген, Руна; Альм, Эллен (8 марта 2023 г.). «Колдовские процессы в Норвегии» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). были соответственно волшебницей и колдуньей, во множественном числе называвшимися колдунами.
  15. ^ МакКаллох (1930:219–223, 224).
  16. ^ Нарваес (1997:118).
  17. ^ МакКаллох (1930: 228 и 231).
  18. ^ Хартли, Грегори (2014). «Цивилизованные гоблины и говорящие животные: как Хоббит создал Толкину проблемы с чувствительностью». В Брэдфорде Ли Идене (ред.). Мифология Хоббита и Толкина: очерки изменений и влияний (PDF) . Том. Часть III: Темы. МакФарланд. ISBN  978-0-7864-7960-3 . OCLC   889426663 . [ мертвая ссылка ]
  19. ^ Славичек, Билл ; Бейкер, Рич ; Грабб, Джефф (2006). Подземелья и драконы для чайников . Для чайников. п. 373. ИСБН  978-0-7645-8459-6 . Проверено 12 февраля 2009 г.
  20. ^ Ди Филиппо, Лоран (2018). «Скандинавская мифология в Dungeons & Dragons – между рецепцией и стереотипами» . Клише в истории . Фестиваль истории (на французском языке). Шази-сюр-Эн: Дидаскали. стр. 75–90.
  21. ^ «Тролль Роара Утауга выйдет на Netflix 1 декабря» . 05.09.2022 . Проверено 11 декабря 2022 г.
  22. ^ «Неандертальцы, скандинавские тролли и троглодиты» . Норвежский американец . Проверено 29 июня 2024 г.

Ссылки

СМИ, связанные с троллями, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0a12d7f507ba3e5a42f55e3eb556132__1719674220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/32/f0a12d7f507ba3e5a42f55e3eb556132.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Troll - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)