Губы
В филолога и автора фэнтези Дж. Р. Р. Толкина о Средиземье произведении варг — это особенно большой и злой вид волка, на котором могут ездить орки . Он получил имя и характеристики своих варгов, объединив значения и мифы древнескандинавского и древнеанглийского языков . В скандинавской мифологии варгр ( англ . warg) — это волк , особенно волк Фенрир , уничтоживший бога Одина в битве при Рагнарёке , а также волки Скёлль и Хати , дети Фенрира, которые постоянно преследуют Солнце и Луну. В древнеанглийском языке уэрх — это изгой , которого можно задушить.
Благодаря влиянию Толкина варги фигурировали в фэнтезийных книгах таких авторов, как Джордж Р. Р. Мартин , а также в таких средствах массовой информации, как видеоигры и ролевые игры .
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Исследователь Толкина Том Шиппи утверждает, что толкиновское написание «варг» представляет собой смесь древнескандинавского vargr и древнеанглийского Wearh . Он отмечает, что эти слова олицетворяют изменение значения от «волка» к «преступнику»: vargr несет в себе оба значения, тогда как Wearh означает «изгой» или «преступник», но утратил смысл «волка». [3] В древнескандинавском языке vargr происходит от протогерманского корня, реконструированного как * wargaz , который в конечном итоге происходит от протоиндоевропейского (PIE) корня, реконструированного как *werg̑ʰ- «разрушить». Варгр (сравните современный шведский varg «волк») возник как нетабуированное имя для úlfr , обычного древнескандинавского термина, обозначающего « волк ». [4] Шиппи добавляет, что существует также древнеанглийский глагол awyrgan , означающий одновременно «осудить [изгоя]» и «задушить [изгоя]»; он добавляет, что возможным дальнейшим смыслом является « беспокоить [овцу], закусывать до смерти». [5] Он пишет, что
Слово Толкина «варг» четко разделяет разницу между древнескандинавским и древнеанглийским произношением, а его концепция о них — волках, но не только волках, умных и злобных волках — объединяет два древних мнения. [5]
В скандинавской мифологии варги — это, в частности, мифологические волки Фенрир , Скёлль и Хати . Скёлль и Хати — волки, один гонится за Солнцем, другой за Луной. [6] Волки служили ездовыми животными для более или менее опасных человекоподобных существ. Например, Гунна лошадь была кеннингом слова «волк» на руническом камне Рёк . [7] В « Песни о Хиндле » одноименная провидица ездит на волке. [8] На йотун похороны Бальдра Хюрроккин прибыл на волке. [1]
Медиалист и исследователь Толкина Марджори Бернс пишет, что Толкин использует тот факт, что волки были среди боевых зверей скандинавского бога Одина «особенно новаторским способом». [9] Один держал двух волков, Фреки и Гери, оба их имени означали «Жадный»; и в последней битве, разрушающей мир, Рагнарёке , Одина убивает и съедает гигантский волк Фенрир. Таким образом, указывает Бёрнс, волки были одновременно соратниками Одина и его смертельным врагом. Она утверждает, что Толкин использовал оба отношения во «Властелине колец» . По ее мнению, и темный лорд Саурон , и злой волшебник Саруман воплощают «атрибуты негативного Одина». [9] Она указывает, что у Сарумана в армии есть варги, а Саурон использует «подобие хищного волка». [Т 1] за огромный таран по имени Гронд, разрушающий главные ворота Минас Тирита . С другой стороны, великодушный Волшебник Гэндальф возглавляет борьбу с варгами в «Хоббите» , используя свою способность создавать огонь, и понимает их язык. В «Братстве Кольца » Гэндальф снова использует магию и огонь, чтобы прогнать великого волка, «Собаку Саурона». [Т 2] и его волчья стая; Бернс пишет, что попытка волков «сожрать Гэндальфа намекает на судьбу Одина», напоминая миф о Фенрире и Одине. [9]
Дж.Р.Р. Толкин
[ редактировать ]...а в центре круга был большой серый волк. Он говорил с ними на ужасном языке варгов. Гэндальф это понял. Бильбо этого не сделал, но для него это звучало ужасно, и как будто все их разговоры были о жестоких и злых вещах, как это было на самом деле. То и дело все варги в кругу все вместе отвечали своему серому вождю...
В Дж. Р. Р. Толкина книгах о Средиземье варги — злобная волкоподобная раса . [10] Обычно они состоят в союзе с орками , которым позволяют ездить на своих спинах в бой, делясь добычей. В «Хоббите » они умеют говорить: они планируют свое участие в «великом набеге гоблинов» на деревни лесных людей. [Т 3] [11]
Варги Толкина побудили десятилетнего Рейнера Анвина написать положительный отзыв о «Хоббите » со словами: «Бильбо Бэггинс был хоббитом, который жил в своей хоббитской норе и никогда не отправлялся в приключения, в конце концов уговорили волшебника Гэндальфа и его гномов». ему уйти. Он прекрасно провел время, сражаясь с гоблинами и варгами». Рецензия побудила его отца, Стэнли Анвина , опубликовать книгу, все еще сомневаясь в ее вероятном коммерческом успехе. [12]

Питером Джексоном В экранизациях «Хоббита» и «Властелина колец» Толкина роль варгов расширяется как средство передвижения орков, сражающихся с всадниками Рохана . [13]
Критик Грегори Хартли рассматривает варгов как «персонифицированных животных», наряду с разумными орлами , гигантскими пауками , Смаугом драконом , воронами и дроздами. Толкин пишет об их действиях, используя такие глаголы, как «[планировать]» и «[охранять]», подразумевая, по мнению Хартли, что чудовищные варги — «больше, чем просто звери», но он отрицает, что они «обладают автономной волей». [14] Т. А. Лидерман называет варгов Толкина «разновидностью полуразумных, но злобных горных волков… на которых орки скакали в бой». Он отмечает, что в художественной литературе они, возможно, произошли от Первой эпохи оборотней , таких как Кархарот , с их собственным «праязыком». [15]
Другие авторы и СМИ
[ редактировать ]
В Джорджа Р.Р. Мартина серии эпических фэнтезийных романов «Песнь Льда и Огня » и телеадаптации сериала « Игра престолов» варги — это оборотни кожи, способные проникать в разум животных (а в Брана Старка случае с Ходором , человек), видят то, что видят, и контролируют свои действия. [16] Подобные существа, основанные на Толкине, появляются в ряде фэнтезийных видеоигр, включая The Lord of the Rings Online , Age of Conan и World of Warcraft , как в виде четвероногих монстров, так и в виде расы антропоморфных оборотней, воргенов . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 4, «Осада Гондора»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 4, «Путешествие в темноте»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1937 гл. 6 «Из огня да в огонь»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уэлч, Линда К. (2001). Богиня Севера: всестороннее исследование скандинавских богинь от древности до современности . Книги Вайзера . п. 220. ИСБН 978-1-60925-312-7 .
- ^ Олссон, Горан. «Памятник Хуннестаду» [Памятник Хуннестаду] (на шведском языке). Hunnestad.org (Деревня) . Проверено 10 мая 2020 г.
Памятник Хуннестаду был создан в то время, когда власть в Северном регионе была централизована. Гравировка должна была быть сделана в период 985–1035 годов, когда Свен Твескегг или Кнут Великий имел власть в Скандинавии, или в следующие несколько лет после этого периода.
- ^ Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . п. 74, прим. ISBN 978-0261102750 .
- ^ Зоэга, Гейр Т. (1910). "варгр" . Краткий словарь древнеисландского языка . Кларендон Пресс .
- ^ Jump up to: а б Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . стр. 30–31. ISBN 978-0261-10401-3 .
- ^ Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр . п. 292. ИСБН 978-0-85991-513-7 .
- ^ Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическое прошлое . Издательство Оксфордского университета . п. 121. ИСБН 978-0-19-283946-6 .
- ^ Акер, Пол; Акер, Пол Леонард; Ларрингтон, Кэролайн (2002). Поэтическая Эдда: Очерки древнескандинавской мифологии . Психология Пресс . п. 265. ИСБН 978-0-8153-1660-2 .
- ^ Jump up to: а б с Бернс, Марджори (2005). Опасные королевства: кельты и скандинавы в Средиземье Толкина . Университет Торонто Пресс . п. 103. ИСБН 978-0802038067 .
- ^ Эванс, Джонатан (2013) [2007]. «Монстры». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . п. 433.
- ^ Суку, Лара (2013) [2007]. «Животные в произведениях Толкина». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . п. 20. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Мозли, Чарльз (2018). Дж. Р. Р. Толкин . Издательство Ливерпульского университета . стр. 7–8. ISBN 978-1-78694-682-9 .
- ^ Jump up to: а б Богстад, Дженис М. (2011). «О лошадях: установление культурной среды от Толкина до Джексона» . В Богстаде Дженис М.; Кавени, Филип Э. (ред.). Изображение Толкина . МакФарланд. п. 244. ИСБН 978-0-7864-8473-7 .
- ^ Хартли, Грегори (2014). «Цивилизованные гоблины и говорящие животные: как Хоббит создал Толкину проблемы с чувствительностью». В Брэдфорде Ли Идене (ред.). Мифология Хоббита и Толкина: очерки изменений и влияний . Том. Часть III: Темы. МакФарланд . стр. 33–34. ISBN 978-0-7864-7960-3 . OCLC 889426663 .
- ^ Лидерман, Т.А. (2015). «Тысяча плато Вестероса: варги, волки и образы существования» . В Джесе Баттисе; Сьюзан Джонстон (ред.). Освоение «Игры престолов»: очерки книги Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» . МакФарланд . п. 190. ИСБН 978-0-7864-9631-0 .
- ^ Виден, Хана (2022). Вордхорд . Издательство Принстонского университета . п. 221 (гл. II «За пределами человека»). ISBN 978-0-691-23274-4 .
- ^ Бейнбридж, Уильям Симс (2016). Виртуальная социокультурная конвергенция . Швейцария: Шпрингер . п. 242. ИСБН 978-3-319-33020-4 . OCLC 953456168 .
Источники
[ редактировать ]- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .