Экологизм во «Властелине колец»
Тема защиты окружающей среды во «Властелине колец» отмечалась критиками с 1970-х годов. Видения хоббитов пустынной о Изенгарде промышленном аде Сарумана в и загрязненной были земле Мордора Саурона интерпретированы как комментарии к современному обществу, в то время как разрушение Изенгарда энтами-гигантами и « Очистка Шира » хоббиты, имеют сильную тему восстановления природной среды после такого промышленного загрязнения и деградации. Однако любовь Толкина к деревьям и нетронутой природе очевидна на протяжении всего романа.
Контекст
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкиен вырос мальчиком сначала в сельской местности Уорикшира в Сэрхоле , в то время недалеко от Бирмингема , а затем в этом промышленном городе. На художественной выставке под названием «Создание Мордора» в Художественной галерее Вулверхэмптона (2014 г.) утверждалось, что сталелитейные заводы и доменные печи Уэст-Мидлендса недалеко от дома, где прошло детство Толкина, вдохновили его видение Мордора и название, которое он дал ему, означающее «Черный». Земля» на изобретенном им языке синдарине эльфийском . [Т 1] Этот промышленно развитый район издавна называли « Черной страной ». [1] Филип Вомак, писавший в The Independent , сравнил переезд Толкина из сельского Уорикшира в городской Бирмингем как «изгнание из сельской идиллии в мордорские кузницы и костры». [2] Критик Крис Баратта отмечает контраст между ухоженным зеленым Широм , домом хоббитов , и « промышленными пустошами Изенгарда . и Мордора» [3] Баратта отмечает, что Толкин явно хотел, чтобы читатель «осознал некоторые проблемы разрушения окружающей среды, безудержного промышленного вторжения, а также развращающего и разрушительного воздействия, которое они оказывают на человечество». [3] Толкин был остро чувствителен к посягательствам на английскую сельскую местность; во время Второй мировой войны он был, как и У.Г. Хоскинс , [4] в ужасе от того, сколько земли занято аэродромами . Позже Толкин стал одержим растущей угрозой для сельской местности, поскольку города росли, а дороги пересекали поля и леса. [5]
Первозданное творение
[ редактировать ]Дикая природа
[ редактировать ]Толкин использует дикую природу в виде лесов Средиземья , от Троллшоу и Лихолесья в «Хоббите» , вновь появляющихся во «Властелине колец» , до Старого леса , Лотлориэна и леса Фангорна, каждый из которых занимает целые главы «Властелина колец». «Властелин колец» , не говоря уже о великих лесах Белерианда и Валинора из «Сильмариллиона» . Действительно, пока Средиземье еще находилось «в сумерках под звездами», «возникло древнейшее живое: ... на земле тени великих деревьев». [Т 2] Для критика Толкина Тома Шиппи упоминание Лихолесья является отголоском скандинавской мифологии Старшей Эдды , где непроходимые леса Севера над Мглистыми горами описаны в одном из стихотворений Эдды , Скирнисмале . [6] Толкин считал, что первобытное человеческое понимание было, как он писал в «Дереве и листе» , «общением с другими живыми существами», ныне утерянным. [7] Критик Толкина Пол Кохер заявил, что Средиземье должно было быть самой Землей в далеком прошлом, когда еще существовали первобытные леса , а вместе с ними и целостность, которая также сейчас утрачена. [7] [8]
Гармония с землей
[ редактировать ]Свободные народы Запада Средиземья, включая хоббитов Шира, живут в определенной гармонии со своей землей; Лукас Нилер описывает всю территорию как «в основном пасторальную местность с аграрной экономикой». [9] а хоббиты — как «заботливые фермеры, зеленые пальцы; пивной ячмень , насыщенный табак и красивые цветы вырастают из их полей и садов от одного лишь легкого удара мотыгой » . [9]
Экологическое опустошение
[ редактировать ]В предисловии ко второму изданию «Властелина колец » Толкин писал, что, хотя произведение не имеет «аллегорического значения… вообще», [Т 3] это действительно имело основу в его личном опыте. Он заявил, что «Страна, в которой я жил в детстве, была ужасно разрушена еще до того, как мне исполнилось десять лет», поскольку Бирмингем рос и распространял дома, дороги и пригородные железные дороги по сельской местности Уорикшира, и посетовал на «последнюю дряхлость некогда процветающей страны». кукурузная мельница рядом с ее прудом, которая когда-то казалась мне такой важной». [Т 3]
Толкин описывает сокрушительные последствия индустриализации в мертвой Изенгарде Сарумана и в Саурона земле Мордоре . [10] Чувства Толкина по отношению к природе вписываются в более общую картину упадка, веру в то, что злу можно противостоять, но потери не будут полностью восполнены. Как пишет Кохер: «Энты, возможно, все еще обитают в наших лесах, но какие леса нам остались? Процесс истребления уже идет полным ходом в Третьей эпохе , и в произведениях, выходящих за пределы эпоса, Толкин горько сожалеет о его кульминации сегодня». [11]
Изенгард Сарумана
[ редактировать ]У Толкиена есть Древобород , предводитель древесных великанов, энтов , скажем о Волшебнике Сарумане: [Т 4]
Он замышляет стать Силой. У него разум металла и колес; и ему плевать на выращивание... Он связался с грязным народом, с орками. ... Хуже того: он что-то с ними делал; что-то опасное. Ибо эти изенгарцы больше похожи на злых людей. Это признак злых существ, пришедших в Великую Тьму, то, что они не могут вынести Солнца; но орки Сарумана могут это вынести, даже если они ненавидят это. Интересно, что он сделал? ...
Внизу, на границах, валят деревья — хорошие деревья. Некоторые деревья они просто срубают и оставляют гнить — это орк-шалость; но большинство из них вырубают и уносят, чтобы разжечь огонь Ортханка. В эти дни над Изенгардом всегда поднимается дым.— Две башни , книга 3, гл. 4 «Древобород»
Изенгард Сарумана является промышленным во многих отношениях: здесь производят оружие и машины из железа, выплавляемого и кованого с использованием деревьев в качестве топлива; необычайно крупная и сильная порода орков , способная, как говорит Древобород, сражаться при дневном свете, выведенная быстро, по-видимому, путем какого-то клонирования ; и взрывчатое вещество, похожее на порох . [12] [13] [14] [Т 4] [Т 5] Подземные фабрики и контраст с тем, каким был этот район до времен Сарумана, описаны рассказчиком в «Дороге в Изенгард»: [Т 5]
Когда-то он был зеленым, полным аллей и рощ плодоносных деревьев, орошаемых ручьями, текущими с гор к озеру. Но в последние дни Сарумана там не росло никакой зелени...
Шахты спускались по многочисленным склонам и винтовым лестницам в пещеры далеко внизу; там у Сарумана были сокровищницы, склады, оружейные , кузницы и огромные печи . Там без конца вращались железные колеса и стучали молоты. Ночью из вентиляционных отверстий вырывались клубы пара, подсвеченные снизу красным, синим или ядовито-зеленым светом. [Т 5]
Таким образом, Саруман представляет собой полную противоположность сочувственному управлению Средиземьем, проявленному хоббитами Шира и Древобородом из леса Фангорна. [9]
Индустриальный ад
[ редактировать ]Исследователь английской литературы Чарльз А. Хуттар описывает Изенгард как «промышленный ад ». [15] Он цитирует описание Изенгарда, данное Толкином, подчеркивая слова Толкина: « туннель… круг… темнота… глубина… кладбище беспокойных мертвецов… земля дрожала… сокровища… печи… железные колеса… бесконечно». ...светится снизу...ядовитый ." [Т 5] [15] Хуттар комментирует: «Образы знакомы, их смысл понятен. Это еще один ад [после Мории и Мордора]». [15]
Дикерсон пишет, что «злые пути» Сарумана раскрываются именно в его «бессмысленном разрушении» деревьев Фангорна, и отмечает, что Древобород называет Сарумана «проклятым убийцей деревьев». [16] [Т 6] Кохер отмечает, что Древобород говорит, что энты питают гораздо большую симпатию к деревьям, чем пастухи к своим овцам, потому что «энты «хорошо проникают внутрь других вещей»». Он также цитирует заявление Древоборода о том, что он «не полностью на чьей-либо стороне, потому что никто полностью не на моей стороне… никто не заботится о лесах так, как я забочусь о них», но отмечает, что, тем не менее, Древобородом движет знание что Саруман принял чью-либо сторону в Войне Кольца, чтобы принять меры против него. Энты Древоборода разрушают промышленный Изенгард Сарумана, чьи фабрики Саруман снабжал топливом, вырубая деревья Древоборода. После разрушения Единого Арагорн Кольца отдаёт широкие земли под новый лес; но, как пишет Кочер, Толкин дает «зловещие намеки на то, что дикий лес не будет процветать в наступающую эпоху человечества», которая последует. [12]
Долгожданная реставрация
[ редактировать ]Деревья идут на войну
[ редактировать ]Макбет: Я не буду бояться смерти и проклятия, пока Бирнамский лес не придет в Дунсинан.
Во «Властелине колец » наутро после долгой ночи битвы при Хельмовой Пади , в которой Саруман пытался уничтожить Рохана , обе армии увидели, что лес разгневанных, древовидных хуорнов теперь заполнил долину, захватив армию Сарумана в ловушку. орков. Орки бежали в лес Хуорн и были уничтожены. [Т 7]
Толкин отметил в письме, что он создал ходячих древесных существ [энтов и хуорнов] отчасти в ответ на свое «горькое разочарование и отвращение со школьных дней по поводу плохого использования в шекспировском « Макбете» прихода «Великого Бирнамского леса ввысь». Дансинейн Хилл : «Мне очень хотелось создать обстановку, в которой деревья действительно могли бы идти на войну». [Т 8] Критики отмечают, что это шок, что битва, орки и надежды Сарумана на завоевание закончились таким образом. Они также отмечают, что это представляло собой исполнение желания Толкина обратить вспять вред, который он видел, нанесенный английской сельской местности. [18] [9]
Очистка Шира
[ редактировать ]Критики с 1970-х годов комментировали энвайронментализм Толкина , как это видно из «Властелина колец» , особенно в главе « Очищение Шира ». Одним из первых, кто это заметил, был Пол Х. Кохер , написавший: «Толкин был экологом, поборником экстраординарного, ненавистником «прогресса», любителем ремесел и ненавистником войны задолго до того, как такие взгляды стали модными». [20] [21] Николас Бирнс называет эту главу «в такой же степени защитником природы, как и традиционалистом», написав, что она представляет собой сильный аргумент в защиту окружающей среды в дополнение к другим темам. [22] Планк описывает акцент в главе на «ухудшении окружающей среды» «весьма необычным для своего времени». [23] с возвращением хоббитов в Англию [24] [25] Шайр обнаруживает ненужное разрушение старого и прекрасного и замену его новым и уродливым; загрязнение воздуха и воды; пренебрегать; «и, прежде всего, бессмысленно уничтожаемые деревья». [23] Эта глава была воспринята как своего рода призыв к оружию, желание побудить людей к экологическим действиям на их «собственном заднем дворе». [20] [19]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ↑ Carpenter 2023 , № 297, г-ну Рангу, черновик, август 1967 г.
- ^ Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин, 1954а , «Предисловие ко второму изданию».
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954 , книга 3, гл. 4 «Древобород»
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Толкин 1954 , книга 3, гл. 8 «Дорога в Изенгард»
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 6 «Много расставаний»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 7 «Хельмова падь»
- ^ Carpenter 2023 , № 163, сноска, стр. 211–212.
вторичный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джеффрис 2014 .
- ^ Вомак 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Баратта 2011 , стр. 31–45.
- ^ Хоскинс 1955 , стр. 231–232.
- ^ Карпентер 1978 , с. 130.
- ^ Шиппи 2005 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Сагуаро и Такер 2013 .
- ^ Кохер 1974 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нилер 1999 , стр. 276–285.
- ^ Дикерсон и Эванс 2006 , Глава 8, «Три лица Мордора», стр. 185–214.
- ^ Кохер 1974 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Кохер 1974 , стр. 102–103.
- ^ Дэвис 2008 , стр. 55–71.
- ^ Мортон 2014 , стр. 291–304.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хуттар 1975 , стр. 135–137.
- ^ Дикерсон 2013 , стр. 678–679.
- ^ «Макбет, действие 5, сцена 3» . Шекспир онлайн . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Шиппи 2005 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи 2005 , стр. 198–199.
- ^ Перейти обратно: а б Дикерсон и Эванс 2006 , стр. xvii–xviii, 215–234.
- ^ Кохер 1974 , с. 28.
- ^ Бирнс 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Планк 1975 , стр. 114–115.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 115–118.
- ^ Джахангир 2014 .
Источники
[ редактировать ]- Баратта, Крис (15 ноября 2011 г.). Энвайронментализм в области научной фантастики и фэнтези литературы . Издательство Кембриджских ученых . ISBN 978-1-4438-3542-8 .
- Бирнс, Николас (2012). « Ты очень вырос»: «Очистка Шира» и романные аспекты «Властелина колец» . Журнал фантастического в искусстве . 23 (1): 82–101. JSTOR 24353144 .
- Карпентер, Хамфри (1978) [1977]. Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Анвин в мягкой обложке . ISBN 0-04-928039-2 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Дэвис, Джеймс Г. (2008). «Показ Сарумана в образе Фабера: Толкин и Питер Джексон». Толкиенские исследования . 5 (1). Проект Муза: 55–71. дои : 10.1353/tks.0.0009 . ISSN 1547-3163 . S2CID 170132182 .
- Дикерсон, Мэтью ; Эванс, Джонатан (2006). Энты, эльфы и Эриадор: экологическое видение Дж. Р. Р. Толкина . Университетское издательство Кентукки . ISBN 0-8131-7159-8 .
- Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Деревья» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Тейлор и Фрэнсис . стр. 678–679. ISBN 978-0-415-96942-0 .
- Хоскинс, Уильям Джордж (1955). Создание английского пейзажа . Ходдер и Стоутон .
- Хуттар, Чарльз А. (1975). «Ад и город: Толкин и традиции западной литературы». В Лобделле, Джаред (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . стр. 117–142. ISBN 978-0-8754-8303-0 .
- Джахангир, Румеана (7 декабря 2014 г.). «Хоббит: Как Англия вдохновила Толкина на Средиземье» . Би-би-си Новости . Проверено 23 июля 2020 г.
- Джеффрис, Стюарт (19 сентября 2014 г.). «Мордор, — писал он: как Черная страна вдохновила Толкина на создание бесплодных земель» . Хранитель .
- Кохер, Пол Х. (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . ISBN 0140038779 .
- Мортон, Тимоти (2014). «Деконструкция и/как экология». В Гаррарде, Грег (ред.). Оксфордский справочник по экокритицизму (PDF) . Издательство Оксфордского университета . стр. 291–304. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199742929.013.005 . ISBN 9780199742929 . [ мертвая ссылка ]
- Ниилер, Лукас П. (1999). «Зеленое чтение: Толкин, Леопольд и земельная этика». Журнал фантастического в искусстве . 10 (3): 276–285. JSTOR 43308393 .
- Планк, Роберт (1975). « Очистка Шира: взгляд Толкина на фашизм» . В Лобделле, Джаред (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . стр. 107–115. ISBN 978-0875483030 .
- Сагуаро, Шелли; Такер, Дебора Коган (2013). «Толкин и деревья». В Ханте, Питер (ред.). Дж. Р. Р. Толкин . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 138–154. дои : 10.1007/978-1-137-26401-5_10 . ISBN 978-1-137-26399-5 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Вомак, Филип (4 мая 2019 г.). «Почему работа Толкина настолько успешна и почему в новом фильме не упоминается его христианство?» . Независимый .