Мория, Средиземье
Мория | |
---|---|
Дж.Р.Р. Толкина легендариума Местоположение | |
Информация во вселенной | |
Другое имя (а) | Хазад-дум |
Тип | Величайший город гномов [Т 1] подземное царство , лабиринт |
Правитель | Короли народа Дурина (до TA 1981); Проклятие Дурина, Азог; Балин; Дурин VII |
География | Центральные Туманные горы |
Продолжительность жизни | Годы деревьев [Т 1] – Т.А. 1981 г.; Четвертый век |
Основатель | Дурин |
В вымышленном мире Дж. Р. Р. Толкина , Мория также называемая Кхазад-Дум , представляет собой древний подземный комплекс в Средиземье , включающий обширную лабиринтную сеть туннелей, камер, шахт и залов под Туманными горами , с дверями на западной стороне. и восточные склоны горного хребта. Мория представлена в романе Толкина «Хоббит » и является главной сценой действия во «Властелине колец» .
На протяжении большей части вымышленной истории Средиземья Мория была величайшим городом гномов . Богатство города было основано на его рудниках, где добывался мифрил , вымышленный металл невероятной красоты и прочности, пригодный для изготовления доспехов. Гномы копали слишком жадно и слишком глубоко для мифрила и потревожили демона огромной силы: Балрога , который разрушил их королевство. К концу Третьей Эпохи Мория уже давно была покинута гномами и имела дурную славу. Он был темным, находился в опасном запустении, и в его лабиринтах скрывались орки и Балрог .
Ученые определили вероятные источники Мории Толкина: он изучал латинскую надпись о потерянном кольце в храме Ноденса в Глостершире, в месте под названием Карликовый холм, где полно старых шахт. Имя Мория, как писал Толкин, перекликалось с названием замка из норвежской народной сказки, а смерть и новое появление Гэндальфа напомнили критикам о воскресении и преображении Иисуса . Западные Врата, которые разбился Наблюдатель в Воде , закрылись за Братством, напомнили комментаторам Блуждающие Скалы греческой мифологии и переход Одиссея между пожирающей Сциллой и водоворотом Харибдой . Наконец, вход Братства во тьму через смертоносное озеро у Западных Врат и его выход на свет через прекрасное Зеркало, наряду со смертью и новым появлением Гэндальфа, сравнивают с крещением , церемонией, сочетающей в себе символическую смерть и подарок новой жизни.
Мория исполнил драматические сцены в Питера Джексона фильме «Властелин колец: Братство кольца» , вдохновленный иллюстрациями Алана Ли . Его многочисленные уровни туннелей и залов также послужили основой для множества компьютерных и настольных игр.
Имена
[ редактировать ]Имя «Мория» означает «Черная пропасть» или «Черная яма» от синдаринского mor — «темный, черный» и iâ — «пустота, бездна». [Т 2] Элемент mor имел значение «зловещий, злой», особенно из-за ассоциации с такими печально известными именами, как Моргот и Мордор ; действительно, сама Мория имела плохую репутацию во времена, когда действие «Хоббита» и «Властелина колец» происходит. Имя Мория (в художественном произведении) изначально относилось только к самой Черной Пропасти. Однако после того, как гномы были вынуждены покинуть Кхазад-Дум, многие его лампы погасли, и весь подземный комплекс погрузился во тьму. Толкин позаимствовал само имя Мория , но не его значение, из прочитанной им книги. [Т 2] [1]
Кхазад-дум — название сказочного города-королевства гномов, особенно в историческом или ностальгическом контексте. В вымышленной истории Кхазад-дум было первоначальным именем Мории, данным гномами на их родном языке, Кхуздул . Оно переводится (в «переведенном Вестроне») как Dwarrowdelf , архаичная форма того, что было бы погружением гномов в более современный английский язык. Толкин рифмует dûm со словом «могила». [Т 3]
аккаунт Толкина
[ редактировать ]География
[ редактировать ]Первоначально Мория представляла собой систему естественных пещер, расположенных в Долине Димрилл, долине на восточной стороне Туманных гор. Внешний вид Туманных гор и некоторые переживания главных героев Толкина были вдохновлены его путешествиями по швейцарским Альпам в 1911 году. [Т 4]
Пещеры вели к Черной пропасти, подземной пропасти шириной около пятидесяти футов и неопределенной глубины, которую пересекал только мост Дурина, «тонкий каменный мост без бордюров и перил». [Т 3] Это заставляло любую группу, желающую переправиться, идти гуськом, ограничивая силу любой атаки. [Т 5]
Мория лежала на западной окраине Средиземья, земли Дикие региона . Горы Мории, три самых массивных вершины Туманных гор, окружали Долину Димрилл: Сильвертайн на западе, Краснорог на севере и Облачная Голова на востоке – на синдарине соответственно Келебдил , Карадрас и Фануидхол . Их куздульские имена, соответственно Зиракзигил , Баразинбар и Бундушатхур , упоминаются Гимли, когда Братство приближается к Мории. Пещеры Мории, где был основан гномий город-королевство Кхазад-Дум, находились под Сильвертином; их устье выходило на долину Димрилл, где было множество водопадов и длинное овальное озеро, в котором даже при дневном свете отражались звезды. Восприняв эти звезды как сверкающую над его головой корону , Дурин воспринял это как благоприятный знак, назвал озеро Хелед-зарам , Зеркальное море, и выбрал обращенные на восток пещеры над ним в качестве своей новой твердыни. [Т 6]
Геология
[ редактировать ]Гномы . выкопали большую часть Кхазад-дума из твердой скалы, оставив после себя полированные стены [Т 3] Минералы включали золото , драгоценные камни и железную руду . Однако основным минералом был мифрил , сказочно драгоценный и универсальный металл, не встречающийся больше нигде в Средиземье. Он был источником огромного богатства Кхазад-дума, но в конечном итоге его добыча стала причиной его падения. Начиная с Сильвертина, гномы копали все глубже и ниже, к подножию горы Карадрас. Там они раскопали Балрога, который изгнал гномов в изгнание. [Т 3]
Далеко под самыми глубокими шахтами гномов лежит первозданный подземный мир туннелей, ручьев и озер в вечной тьме, населенный примитивными существами. Туннели были «проглочены безымянными вещами» с самого начала Арды , [Т 7] и, как предположил Гэндальф , из этого подземного мира Наблюдатель в Воде . мог выйти [Т 3]
История
[ редактировать ]Мория была основана Дурином в конце Эпохи Звезд . Во время его правления в шахтах был обнаружен драгоценный металл мифрил, и были построены некоторые из важнейших сооружений Мории: Мост Дурина, Второй зал, Бесконечная лестница и Башня Дурина. Дурин умер до конца Первой Эпохи. Он был похоронен в царских гробницах Хазад-дума. [Т 3] [Т 8] Орки постоянно нападали на королевство гномов; люди и гномы вместе сражались против орков. [Т 9] Гномы подружились с эльфами Эрегиона на западе; Эльфы помогали в развитии особняков Кхазад-дума, делая его «гораздо более красивым», поскольку он рос на запад через туннели к Западным Воротам. [Т 10] который открывался в Эрегион. Келебримбор , владыка Эрегиона, использовал надпись итильдин на этих воротах от имени их строителя, своего друга, гнома-кузнеца Нарви . [Т 3]
Во Эпохе Второй Кольца Власти эльфы Эрегиона изготовили . Дурин III , король Кхазад-дума в то время, получил одно из колец; другой была Нения Мории , сделанная из мифрила ; оно стало Галадриэли кольцом . Когда эльфы обнаружили, что Саурон , Темный Лорд, создал Единое Кольцо , дав ему контроль над всеми остальными кольцами, разразилась Война Эльфов и Саурона. [Т 9] Саурон завоевал Эрегион, но вмешательство Кхазад-дума позволило эльфам, включая Элронда и Келеборна, избежать разрушения Эрегиона и найти Ривенделл . [Т 10] Хазад-Дум был закрыт, а его население сократилось. В конце Второй Эпохи Кхазад-Дум сражался с Сауроном в Войне Последнего Союза, помогая победить его. [Т 11]
В Третьей Эпохе более легкодоступные пласты мифрила были исчерпаны, и гномы копали глубже, пока не потревожили Балрога , могущественного огненного демона. Он убил короля Дурина VI, получив имя Проклятие Дурина, а затем Наина I, его сына. Гномы покинули Кхазад-Дум и бежали в Дикую страну . [Т 8]
Орки оккупировали Морию, а Балрог обитал в ее глубинах. Вождь орков Азог стал хозяином Мории. Трор, наследник королей гномов Кхазад-дума, попытался проникнуть в родовой дом своего народа и был убит Азогом. Это положило начало Войне гномов и орков; Азог был обезглавлен Даином Железноногим , но победа оказалась пирровой , и гномы не осмелились встретиться с Балрогом. [Т 8] Много позже Балин покинул Эребор, чтобы повторно колонизировать Морию, но через пять лет его колония была разрушена орками. [Т 12]
Когда надвигалась Война Кольца , посланник Саурона предложил Даину вернуть Морию и три Кольца Гномов, если он поможет Саурону найти Единое Кольцо . Даин отказался, отправив Глоина и его сына Гимли на Совет Элронда , начав поиски Братства Кольца . [Т 12]
Братство неохотно прошло через Морию зимой, полагая, что большинство его орков было убито в Битве Пяти Воинств . на них напал чудовищный Наблюдатель в Воде Когда они вошли в Западные ворота, , и в подземных проходах они столкнулись с дальнейшими опасностями. Они достигли Палаты Мазарбула, древнего хранилища документов, содержащих могилу Балина и хронику его колонии, Книгу Мазарбула . [Т 3] Там на них напали тролль и множество орков, прежде чем к ним приблизился Балрог. Гэндальф столкнулся с Балрогом на Мосту Дурина. Эти двое ненадолго сразились в дуэли, прежде чем вместе нырнуть в пропасть, позволив остальной части Братства сбежать к Восточным Вратам. [Т 5]
Неизвестный Братству, Гэндальф поднялся на вершину горы Келебдил и продолжал сражаться с Балрогом в течение двух дней в Битве на Пике; оба умерли, но Гэндальф вернулся в Средиземье как Гэндальф Белый. [Т 7]
Кхазад-дум лежал пустым. Спустя несколько столетий в Четвертую эпоху , Дурин VII с благоприятным именем, потомок Даина Железноногих , стал королем Длиннобородых и наследником королей Кхазад-дума. [Т 13] Он привел свой народ обратно в Кхазад-Дум, где они оставались «пока мир не состарился, гномы не потерпели поражение и дни расы Дурина не закончились». [Т 13]
Архитектура
[ редактировать ]Город Хазад-Дум имел много уровней, соединенных между собой каменными ступенями. Над Великими Вратами было по меньшей мере шесть уровней, а под ними — еще много уровней, или Глубин. Каждый уровень состоял из сети арочных проходов, камер и многоколонных залов, часто с «черными стенами, полированными и гладкими, как стекло». [Т 3] Ниже уровня Врат находились сокровищницы, арсеналы, подземелья и шахты. Бесконечная лестница из многих тысяч ступеней поднималась по непрерывной спирали от самого нижнего подземелья Мории к Башне Дурина на вершине Келедилила; он был уничтожен в битве между Гэндальфом и балрогом, Проклятием Дурина . [Т 7]
Во времена царства Кхазад-Дума подземное царство было «полно света и великолепия», освещенное множеством « сияющих хрустальных светильников ». [Т 3] На верхних уровнях световые люки в склоне горы были вырезаны , обеспечивающие дневной свет. Восточные ворота или Ворота Димрилла были главным входом, выходящим на долину Димрилла . [Т 3] Он вел в Первый зал Мории. Западные ворота позволяли путешественникам пройти прямо через Туманные горы , обеспечивая тем самым незащищенную от непогоды альтернативу пресловутому и трудному перевалу Редхорн, расположенному в 15–20 милях к северу. В Энциклопедии Толкина JRR отмечается, что врата Средиземья важны как символически, так и практически: «Они обозначают исключение или допуск. Они проверяют характер и мудрость. Они предполагают тайну, тайну и привилегии». [2]
Двери Дурина
[ редактировать ]Двери Дурина, также называемые Западными вратами или Западной дверью, образовывали западный вход в Морию. Когда ворота были закрыты, их нельзя было открыть физически. Однако они были украшены узорами, выгравированными на итильдине, сделанными эльфийским лордом Келебримбором из Эрегиона и гномом Нарви из мифрила, добытого в Мории. В дизайне были эмблемы Дурина, два дерева высших эльфов и Звезда Дома Феанора . Рисунок Толкина с изображением Дверей Дурина был единственной иллюстрацией к «Властелину колец» при его жизни (не считая обложки и каллиграфии). В лунном свете пароль делал рисунки видимыми. На рисунках содержался второй пароль для открытия дверей . Когда Братство вошло, Наблюдатель в Воде , водный страж врат, захлопнул двери своими щупальцами, погрузив Братство во тьму. [Т 14] [Т 15] [4]
Надпись была на эльфийском языке синдарин , с использованием письма Тенгвар ; [3] Гэндальф переводит это как «Двери Дурина, Лорда Мории. Говори, друг, и войди. Я, Нарви, сделал их. Келебримбор из Холлина нарисовал эти знаки». [Т 14] Ученые отмечают, что «Мория», недружелюбное эльфийское описание, означающее «Черная яма», вряд ли было тем, как правитель Кхазад-Дума решил бы описать свое царство; и что, поскольку это имя не использовалось до пробуждения Балрога в Третьей эпохе, оно также было анахронизмом. Были предложены возможные решения: Келебримбор предвидел название; что волшебная надпись изменила свою форму; или что Гэндальф действительно увидел на двери синдаринское имя «Хадходронд» и прочитал его как «Мория» для удобства слушающих (и точно так же он, должно быть, увидел «Эрегион» и прочитал «Холлин») . [3]
Происхождение
[ редактировать ]Ноденс
[ редактировать ]в Глостершире был раскопан языческий таинственный культовый храм IV века В 1928 году в Лидни-парке . [6] Толкина попросили исследовать там латинскую надпись: «Для бога Ноденса . Сильвиан потерял кольцо и пожертвовал половину [его стоимости] Ноденсу. Среди тех, кого зовут Сеницианусом, не допускайте здоровья, пока он не принесет его в храм Ноденса». [7] Старое название этого места было Холм Гномов, и в 1932 году Толкин проследил Ноденса до ирландского героя Нуады Аиргетлама , «Нуады Серебряной Длани». [Т 16] Ученый-толкинист Том Шиппи считал, что это «ключевое влияние» на Толкиеновское Средиземье , сочетающее в себе бога-героя, кольцо, гномов и серебряную руку. [5] В Энциклопедии Толкина JRR также отмечается «хоббитский внешний вид шахтных отверстий [Карликового холма]» и что Толкин чрезвычайно интересовался фольклором холма во время своего пребывания там, цитируя комментарий Хелен Армстронг о том, что это место могло вдохновить Толкина «Келебримбор и падшие королевства Мория и Эрегион». [5] [8] Исследователь английской литературы Джон М. Бауэрс отмечает, что имя эльфийского кузнеца Келебримбора на синдарине означает «Серебряная рука» и что «поскольку это место было известно в местном масштабе как Холм Гномов и пронизано заброшенными шахтами, оно, естественно, предлагало себя как фон для Одинокой горы и Шахт Мории». [9]
Норвежские народные сказки
[ редактировать ]Мория впервые появился в романе Толкина «Хоббит» 1937 года . Позже Толкин вспоминал, что это название было «случайным «отголоском» замка Сория Мория в одной из скандинавских сказок, переведенных Дасентом … Элемент MOR в моей лингвистической конструкции ». [Т 2] Сказки, переведенные Дасентом, были из сборника «Норвежские народные сказки» 1852 года . [1] Историческим источником является « Поэтическая Эдда» , с которой был знаком Толкин; Главный герой Skirnismál отмечает, что в его поисках будут участвовать туманные горы, орки и гиганты. [10]
Анализ
[ редактировать ]Критик Джейн Ченс отмечает, что падение гномов, сначала Дурина, а затем Балина, вызвано алчностью, их жадностью к глубоко спрятанному мифрилу Мории . Она называет это «их внутренним пороком». [12] который Балрог «чудовищно проецирует». [12] Шанс далее отмечает, что Балин встречает свою смерть у озера Миррормир, «очень темного зеркала, в котором он слеп к самому себе». [12]
Критик Клайв Толли отмечает, что состязание между волшебником Гэндальфом и злым Балрогом на Мосту Дурина чем-то напоминает шаманское состязание, но гораздо более близкой параллелью является литература средневековых видений, приводящая в пример Чистилище Святого Патрика и даже Данте » «Божественную комедию . [13]
Критики, такие как Ченс и Джеррам Баррс, признали смерть Гэндальфа Серого (от рук Балрога) и его новое появление в образе Гэндальфа Белого преображением . [14] изменение цвета намекает на «параллель со Христа смертью и воскресением ». [15] [16] [17]
Профессор английской литературы Сью Злосник отмечает, что фэнтезийный мир в придуманной Толкином мифологии для Англии [18] построен с тщательно продуманной детализацией. Она цитирует биографический отчет Хамфри Карпентера о «кропотливой работе» Толкина над «Книгой Мазарбула», которая появляется в Мории с «обгоревшими и порванными» страницами, а также разочарованное желание Толкина, чтобы факсимиле этого артефакта появилось в первом издании «Книги Мазарбула». Братство Кольца . По мнению Злосника, подобные детали напоминают Хораса Уолпола любовь к « готике ». [18]
Эрин Дервин, пишущий о «Искусстве », сравнивает время пребывания в Мории со стихотворением Зигфрида Сассуна о Первой мировой войне «Арьергард», в котором он описывает «нащупывание туннеля» в лабиринте темных траншей с «бормотанием существа под землей», напоминая, как предполагает Дервин, пробуждение орков и Балрога хоббитом Пиппином. [19]
Исследователь английской литературы Чарльз А. Хуттар сравнивает эти «грохочущие ворота», захлопнувшиеся за спиной путешественников, со Блуждающими скалами , которые в греческой мифологии лежат возле входа в подземный мир , Аида , и, наряду с чудовищным Стражем в Воде, к переходу Одиссея между пожирающей Сциллой и водоворотом Харибдой . [4]
- Критики, такие как Джейн Ченс, сравнили смерть Гэндальфа в Мории и последующее новое появление как «Белого» с Преображением Христа . [15] как на этой картине Рафаэля , ок. 1520 г.
- Врата в ад: Прохождение Братства через Западные врата сравнивают с переходом Одиссея между пожирающей Сциллой и водоворотом Харибдой . [4] Картина Ари Ренана , 1894 г.
- Мэтью Дикерсон пишет, что Морию, символизирующую одновременно Гробницу и Утробу , можно рассматривать как место Крещения . [20] Деталь картины Жана Бозиа, 1825 г.
Мэтью Дикерсон в своей статье в «Энциклопедии Толкина Дж. Р. Р. » предполагает, что из всех пещер, курганов, туннелей и подземных королевств в произведениях Толкина Мория является «самой значимой». [20] Он пишет, что эти темные места, где происходят многие важные события в рассказах, от Путей Мертвых до Сверкающих различных туннелей Голлума и пещер Агларонда, служат символами тьмы и смерти, Гробницы или плодородия. и новая жизнь, утроба. Мория, утверждает он, цитируя описание Хью Кинаном двух контрастирующих озер на входе и выходе Братства из Мории и приводя пример смерти и возрождения Гэндальфа, функционирует как утроба и гробница. В христианстве, отмечает он, крещение является одновременно символической смертью и даром новой жизни. [20] [21]
" Могила " | « Чрево » |
---|---|
Крещение | |
Гэндальф падает насмерть в Черной пропасти. | Гэндальф возрождается как «Белый». |
Входное озеро: Чудовищный наблюдатель в воде предлагает смерть | Выход из озера: Прекрасное Зеркало ( Хелед-Зарам ) предлагает жизнь |
Толкина спросили, ли имя Мория означает библейские горы Мориа , где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака . Толкин писал, что его разум не работал таким образом, объясняя, что Мория означает «Черная Пропасть» на синдарине , корень Мор происходит от Мордора , Моргота , Моргула . Он продолжил: «Что касается «земли Мории» (обратите внимание), то она не имеет никакой связи (даже «внешней»)». [Т 2]
Адаптации
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Питером Джексоном Изображение Мории в его фильме «Властелин колец: Братство кольца» было в основном вдохновлено иллюстрациями Алана Ли . [23] [22] Ли работал художником-концептуалистом проекта в Новой Зеландии на протяжении всего создания трилогии. [24] Мория был смоделирован для фильма в масштабе 1/12. [23] [22]
Игры
[ редактировать ]Компьютерная рогалик игра- «Мория» была создана по мотивам событий «Властелина колец» . Цель игры — достичь дна лабиринта, симулирующего Шахты Мории, и убить Балрога. [25]
Мория фигурирует в настольных играх, таких как «Властелин колец» Райнера Книции . [26]
Действие первого пакета расширения MMORPG The Lord of the Rings Online под названием Mines of Moria почти полностью происходит в Мории, которая имеет несколько уровней. Самая верхняя — это тропа Пути Дурина, которая пронизывает гору и достигает скал Зирак-Зигила. Основные уровни Мории простираются от Врат Дурина до Долвен-Вью, Зелем-Мелека, Нуд-Мелека и Восточных дверей, известных как Первый Зал. Дальше в подземном царстве находятся Серебряные жилы и Жилы Красного Рога, а в самых дальних глубинах находятся затопленные Водопроводные сооружения, огненные Пылающие бездны и Каменные основания, где сражались Гэндальф и Балрог перед восхождением по Бесконечной лестнице. [27] [28]
Музыка
[ редактировать ]Голландский композитор Йохан де Мей часть написал в своей Симфонии № 1 «Властелин колец» под названием «Путешествие в темноте», вдохновленную Морией. Движение разделено на две части: «Копи Мории» и «Мост Хазад-Дума», и изображает события, происходящие там в «Братстве Кольца» (роман). [29]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1977 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Carpenter 2023 , черновик письма № 297 г-ну Рангу, август 1967 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Толкин 1954а , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
- ^ Перейти обратно: а б Карпентер 2023 , письмо № 306 Майклу Толкину , октябрь 1968 г.
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954а , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 6 «Лотлориэн»
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1954 , книга 3, гл. 5 «Белый всадник»
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1955 , Приложение A: III «Народ Дурина»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1996 , часть 2 гл. 10 «Шибболет Феанора»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1980 , часть 2 гл. 4 «О Галадриэли и Келеборне»
- ↑ Толкин, 1977 , « О кольцах власти и третьей эпохе ».
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954а , книга 2, гл. 2 « Совет Элронда »
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1996 , «Создание Приложения А», (iv) «Народ Дурина»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954 , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
- ↑ Carpenter 2023 , # 137, Рейнеру Анвину , 11 апреля 1953 г.
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. , «Имя Ноденс», Приложение к «Отчету о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке , Глостершир», Отчеты Исследовательского комитета Лондонского общества антикваров , 1932; также в «Исследованиях Толкина: Ежегодный научный обзор» , Vol. 4, 2007 г.
- ↑ Carpenter 2023 , № 141, Allen & Unwin , 9 октября 1953 г.
вторичный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уэйн Г. Хаммонд и Кристина Скалл (2005), «Властелин колец: спутник читателя» , HarperCollins , стр. 224 «Мория» ISBN 0 00 720308 Х
- ^ Стэнтон, Майкл Н. (2013) [2007]. «Двери и ворота». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Тейлор и Фрэнсис . п. 127. ИСБН 978-0-415-86511-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаммонд и Скалл 2005 , стр. 279–283.
- ^ Перейти обратно: а б с Хуттар, Чарльз А. (1975). «Ад и город: Толкин и традиции западной литературы». В Лобделле, Джаред (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . стр. 121–122 . ISBN 978-0875483030 .
Очевидно, что Харибда — это еще один путь в ад.
- ^ Перейти обратно: а б с Гнев, Дон Н. (2013) [2007]. «Отчет о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке, Глостершир». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 563–564. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 40–41.
- ^ «РИБ 306. Проклятие Сенициана» . Римские надписи Британии . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Армстронг, Хелен (май 1997 г.). «И присмотри за этим гномом». Амон Хен: Бюллетень Общества Толкина (145): 13–14.
- ^ Бауэрс, Джон М. (2019). Потерянный Чосер Толкина . Издательство Оксфордского университета . стр. 131–132. ISBN 978-0-19-884267-5 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 80–81.
- ^ Холмс, Джон Р. (2013) [2007]. «Искусство и иллюстрации Толкина». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 27–32. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ницше, Джейн Шанс (1980) [1979]. Искусство Толкина . Папермак . стр. 108–109. ISBN 0-333-29034-8 .
- ^ Толли, Клайв. «Староанглийское влияние на «Властелина колец» (PDF) . Образование Пирсона . п. 55 . Проверено 10 января 2020 г. .
- ^ Баррс, Джеррам (2013). Эхо Эдема: размышления о христианстве, литературе и искусстве . Перекресток. п. 123. ИСБН 978-1-4335-3600-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Ницше, Джейн Шанс (1980) [1979]. Искусство Толкина . Папермак. п. 42. ИСБН 0-333-29034-8 .
- ^ Петти, Энн К. (2013) [2007]. «Аллегория». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 6–7. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Махер, Майкл В. (2003). ""Земля без пятна": средневековые изображения Марии и их использование в характеристике Галадриэли" ". Случайно , Джейн (ред.). Толкин-медиевист . Рутледж . п. 225.
- ^ Перейти обратно: а б Злосник, Сью (2006). «Готические отголоски». В Иглстоне, Роберт (ред.). Чтение «Властелина колец: новые сочинения по классике Толкина» . А&С черный . п. 50. ISBN 978-0-8264-8460-4 .
- ^ Дервин, Эрин (8 июля 2014 г.). «Первая мировая война и Властелин колец: Окопы Мории» . Искусственность.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Мория». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 438–439. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Кинан, Хью (2000). «Призыв Властелина колец: борьба за жизнь». В Блуме, Гарольд (ред.). Дж.Р.Р. Толкиен «Властелин колец: современные критические интерпретации» . Издательство «Челси Хаус» . стр. 3–5. ISBN 978-1-349-38251-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рассел, Гэри (2002). Властелин колец: Искусство Братства Кольца . Лондон: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-00-713563-9 . OCLC 50329727 .
- ^ Перейти обратно: а б Леотта, Альфио (2015). Питер Джексон . Издательство Блумсбери . п. 176. ИСБН 978-1-62356-948-8 .
- ^ Барнетт, Дэвид М. (3 сентября 2018 г.). «Воплощение фэнтези в реальность: Алан Ли, человек, перерисовавший Средиземье» . Хранитель .
- ^ Кенеке, Роберт Алан (1983). «Подземелья Мории» . Интернет-архив.
- ^ Вудрафф, Тивинн (2007). «Властелин колец». В Лоудере, Джеймс (ред.). Хобби-игры: 100 лучших . Издательство «Зеленый Ронин» . стр. 183–187. ISBN 978-1-932442-96-0 .
- ^ Ройс, Бри (19 декабря 2016 г.). «Turbine раскручивает команды Lord of the Rings Online и DDO в новой студии, используя Daybreak в качестве издателя» . Огромное превосходство . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Михаил (26 февраля 2019 г.). « Онлайн-расширение «Властелина колец» включает Минас Моргул и Шелоб» . ММОКорт . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ "Der Herr der Ringe, Йохан де Мей - Симфония №1" . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 21 октября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2005). Властелин колец: спутник читателя . Лондон: ХарперКоллинз . ISBN 0-00-720907-Х .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1996). Кристофер Толкин (ред.). Народы Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-82760-4 .