Jump to content

Мория, Средиземье

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Мории (Средиземье) )

Мория
Дж.Р.Р. Толкина легендариума Местоположение
Эмблема Дурина, как на Западных вратах Мории.
Информация во вселенной
Другое имя (а) Хазад-дум
Тип Величайший город гномов [Т 1]
подземное царство , лабиринт
Правитель Короли народа Дурина (до TA 1981); Проклятие Дурина, Азог; Балин; Дурин VII
География Центральные Туманные горы
Продолжительность жизни Годы деревьев [Т 1] Т.А. 1981 г.; Четвертый век
Основатель Дурин

В вымышленном мире Дж. Р. Р. Толкина , Мория также называемая Кхазад-Дум , представляет собой древний подземный комплекс в Средиземье , включающий обширную лабиринтную сеть туннелей, камер, шахт и залов под Туманными горами , с дверями на западной стороне. и восточные склоны горного хребта. Мория представлена ​​в романе Толкина «Хоббит » и является главной сценой действия во «Властелине колец» .

На протяжении большей части вымышленной истории Средиземья Мория была величайшим городом гномов . Богатство города было основано на его рудниках, где добывался мифрил , вымышленный металл невероятной красоты и прочности, пригодный для изготовления доспехов. Гномы копали слишком жадно и слишком глубоко для мифрила и потревожили демона огромной силы: Балрога , который разрушил их королевство. К концу Третьей Эпохи Мория уже давно была покинута гномами и имела дурную славу. Он был темным, находился в опасном запустении, и в его лабиринтах скрывались орки и Балрог .

Ученые определили вероятные источники Мории Толкина: он изучал латинскую надпись о потерянном кольце в храме Ноденса в Глостершире, в месте под названием Карликовый холм, где полно старых шахт. Имя Мория, как писал Толкин, перекликалось с названием замка из норвежской народной сказки, а смерть и новое появление Гэндальфа напомнили критикам о воскресении и преображении Иисуса . Западные Врата, которые разбился Наблюдатель в Воде , закрылись за Братством, напомнили комментаторам Блуждающие Скалы греческой мифологии и переход Одиссея между пожирающей Сциллой и водоворотом Харибдой . Наконец, вход Братства во тьму через смертоносное озеро у Западных Врат и его выход на свет через прекрасное Зеркало, наряду со смертью и новым появлением Гэндальфа, сравнивают с крещением , церемонией, сочетающей в себе символическую смерть и подарок новой жизни.

Мория исполнил драматические сцены в Питера Джексона фильме «Властелин колец: Братство кольца» , вдохновленный иллюстрациями Алана Ли . Его многочисленные уровни туннелей и залов также послужили основой для множества компьютерных и настольных игр.

Имя «Мория» означает «Черная пропасть» или «Черная яма» от синдаринского mor — «темный, черный» и — «пустота, бездна». [Т 2] Элемент mor имел значение «зловещий, злой», особенно из-за ассоциации с такими печально известными именами, как Моргот и Мордор ; действительно, сама Мория имела плохую репутацию во времена, когда действие «Хоббита» и «Властелина колец» происходит. Имя Мория (в художественном произведении) изначально относилось только к самой Черной Пропасти. Однако после того, как гномы были вынуждены покинуть Кхазад-Дум, многие его лампы погасли, и весь подземный комплекс погрузился во тьму. Толкин позаимствовал само имя Мория , но не его значение, из прочитанной им книги. [Т 2] [1]

Кхазад-дум — название сказочного города-королевства гномов, особенно в историческом или ностальгическом контексте. В вымышленной истории Кхазад-дум было первоначальным именем Мории, данным гномами на их родном языке, Кхуздул . Оно переводится (в «переведенном Вестроне») как Dwarrowdelf , архаичная форма того, что было бы погружением гномов в более современный английский язык. Толкин рифмует dûm со словом «могила». [Т 3]

аккаунт Толкина

[ редактировать ]

География

[ редактировать ]
Туман в Альпах : опыт Толкина во время его визита в 1911 году натолкнул его на мысль о трудностях при пересечении Туманных гор. [Т 4]

Первоначально Мория представляла собой систему естественных пещер, расположенных в Долине Димрилл, долине на восточной стороне Туманных гор. Внешний вид Туманных гор и некоторые переживания главных героев Толкина были вдохновлены его путешествиями по швейцарским Альпам в 1911 году. [Т 4]

Пещеры вели к Черной пропасти, подземной пропасти шириной около пятидесяти футов и неопределенной глубины, которую пересекал только мост Дурина, «тонкий каменный мост без бордюров и перил». [Т 3] Это заставляло любую группу, желающую переправиться, идти гуськом, ограничивая силу любой атаки. [Т 5]

Местоположение Мории, под Мглистыми горами, выходящими на Долину Димрилл, окруженную тремя высокими горами: Келебдил , Карадрас и Фануидхол . Миррормир находится в Димрилл-Дейл; Из него вытекает река Келебрант.

Мория лежала на западной окраине Средиземья, земли Дикие региона . Горы Мории, три самых массивных вершины Туманных гор, окружали Долину Димрилл: Сильвертайн на западе, Краснорог на севере и Облачная Голова на востоке – на синдарине соответственно Келебдил , Карадрас и Фануидхол . Их куздульские имена, соответственно Зиракзигил , Баразинбар и Бундушатхур , упоминаются Гимли, когда Братство приближается к Мории. Пещеры Мории, где был основан гномий город-королевство Кхазад-Дум, находились под Сильвертином; их устье выходило на долину Димрилл, где было множество водопадов и длинное овальное озеро, в котором даже при дневном свете отражались звезды. Восприняв эти звезды как сверкающую над его головой корону , Дурин воспринял это как благоприятный знак, назвал озеро Хелед-зарам , Зеркальное море, и выбрал обращенные на восток пещеры над ним в качестве своей новой твердыни. [Т 6]

Геология

[ редактировать ]

Гномы . выкопали большую часть Кхазад-дума из твердой скалы, оставив после себя полированные стены [Т 3] Минералы включали золото , драгоценные камни и железную руду . Однако основным минералом был мифрил , сказочно драгоценный и универсальный металл, не встречающийся больше нигде в Средиземье. Он был источником огромного богатства Кхазад-дума, но в конечном итоге его добыча стала причиной его падения. Начиная с Сильвертина, гномы копали все глубже и ниже, к подножию горы Карадрас. Там они раскопали Балрога, который изгнал гномов в изгнание. [Т 3]

Далеко под самыми глубокими шахтами гномов лежит первозданный подземный мир туннелей, ручьев и озер в вечной тьме, населенный примитивными существами. Туннели были «проглочены безымянными вещами» с самого начала Арды , [Т 7] и, как предположил Гэндальф , из этого подземного мира Наблюдатель в Воде . мог выйти [Т 3]

Мория была основана Дурином в конце Эпохи Звезд . Во время его правления в шахтах был обнаружен драгоценный металл мифрил, и были построены некоторые из важнейших сооружений Мории: Мост Дурина, Второй зал, Бесконечная лестница и Башня Дурина. Дурин умер до конца Первой Эпохи. Он был похоронен в царских гробницах Хазад-дума. [Т 3] [Т 8] Орки постоянно нападали на королевство гномов; люди и гномы вместе сражались против орков. [Т 9] Гномы подружились с эльфами Эрегиона на западе; Эльфы помогали в развитии особняков Кхазад-дума, делая его «гораздо более красивым», поскольку он рос на запад через туннели к Западным Воротам. [Т 10] который открывался в Эрегион. Келебримбор , владыка Эрегиона, использовал надпись итильдин на этих воротах от имени их строителя, своего друга, гнома-кузнеца Нарви . [Т 3]

Во Эпохе Второй Кольца Власти эльфы Эрегиона изготовили . Дурин III , король Кхазад-дума в то время, получил одно из колец; другой была Нения Мории , сделанная из мифрила ; оно стало Галадриэли кольцом . Когда эльфы обнаружили, что Саурон , Темный Лорд, создал Единое Кольцо , дав ему контроль над всеми остальными кольцами, разразилась Война Эльфов и Саурона. [Т 9] Саурон завоевал Эрегион, но вмешательство Кхазад-дума позволило эльфам, включая Элронда и Келеборна, избежать разрушения Эрегиона и найти Ривенделл . [Т 10] Хазад-Дум был закрыт, а его население сократилось. В конце Второй Эпохи Кхазад-Дум сражался с Сауроном в Войне Последнего Союза, помогая победить его. [Т 11]

В Третьей Эпохе более легкодоступные пласты мифрила были исчерпаны, и гномы копали глубже, пока не потревожили Балрога , могущественного огненного демона. Он убил короля Дурина VI, получив имя Проклятие Дурина, а затем Наина I, его сына. Гномы покинули Кхазад-Дум и бежали в Дикую страну . [Т 8]

Орки оккупировали Морию, а Балрог обитал в ее глубинах. Вождь орков Азог стал хозяином Мории. Трор, наследник королей гномов Кхазад-дума, попытался проникнуть в родовой дом своего народа и был убит Азогом. Это положило начало Войне гномов и орков; Азог был обезглавлен Даином Железноногим , но победа оказалась пирровой , и гномы не осмелились встретиться с Балрогом. [Т 8] Много позже Балин покинул Эребор, чтобы повторно колонизировать Морию, но через пять лет его колония была разрушена орками. [Т 12]

Когда надвигалась Война Кольца , посланник Саурона предложил Даину вернуть Морию и три Кольца Гномов, если он поможет Саурону найти Единое Кольцо . Даин отказался, отправив Глоина и его сына Гимли на Совет Элронда , начав поиски Братства Кольца . [Т 12]

Братство Кольца в Мории. Скребборд, иллюстрация Александра Коротича , 1981 год.

Братство неохотно прошло через Морию зимой, полагая, что большинство его орков было убито в Битве Пяти Воинств . на них напал чудовищный Наблюдатель в Воде Когда они вошли в Западные ворота, , и в подземных проходах они столкнулись с дальнейшими опасностями. Они достигли Палаты Мазарбула, древнего хранилища документов, содержащих могилу Балина и хронику его колонии, Книгу Мазарбула . [Т 3] Там на них напали тролль и множество орков, прежде чем к ним приблизился Балрог. Гэндальф столкнулся с Балрогом на Мосту Дурина. Эти двое ненадолго сразились в дуэли, прежде чем вместе нырнуть в пропасть, позволив остальной части Братства сбежать к Восточным Вратам. [Т 5]

Неизвестный Братству, Гэндальф поднялся на вершину горы Келебдил и продолжал сражаться с Балрогом в течение двух дней в Битве на Пике; оба умерли, но Гэндальф вернулся в Средиземье как Гэндальф Белый. [Т 7]

Кхазад-дум лежал пустым. Спустя несколько столетий в Четвертую эпоху , Дурин VII с благоприятным именем, потомок Даина Железноногих , стал королем Длиннобородых и наследником королей Кхазад-дума. [Т 13] Он привел свой народ обратно в Кхазад-Дум, где они оставались «пока мир не состарился, гномы не потерпели поражение и дни расы Дурина не закончились». [Т 13]

Архитектура

[ редактировать ]

Город Хазад-Дум имел много уровней, соединенных между собой каменными ступенями. Над Великими Вратами было по меньшей мере шесть уровней, а под ними — еще много уровней, или Глубин. Каждый уровень состоял из сети арочных проходов, камер и многоколонных залов, часто с «черными стенами, полированными и гладкими, как стекло». [Т 3] Ниже уровня Врат находились сокровищницы, арсеналы, подземелья и шахты. Бесконечная лестница из многих тысяч ступеней поднималась по непрерывной спирали от самого нижнего подземелья Мории к Башне Дурина на вершине Келедилила; он был уничтожен в битве между Гэндальфом и балрогом, Проклятием Дурина . [Т 7]

Во времена царства Кхазад-Дума подземное царство было «полно света и великолепия», освещенное множеством « сияющих хрустальных светильников ». [Т 3] На верхних уровнях световые люки в склоне горы были вырезаны , обеспечивающие дневной свет. Восточные ворота или Ворота Димрилла были главным входом, выходящим на долину Димрилла . [Т 3] Он вел в Первый зал Мории. Западные ворота позволяли путешественникам пройти прямо через Туманные горы , обеспечивая тем самым незащищенную от непогоды альтернативу пресловутому и трудному перевалу Редхорн, расположенному в 15–20 милях к северу. В Энциклопедии Толкина JRR отмечается, что врата Средиземья важны как символически, так и практически: «Они обозначают исключение или допуск. Они проверяют характер и мудрость. Они предполагают тайну, тайну и привилегии». [2]

Двери Дурина

[ редактировать ]
Иллюстрация Толкина «Врата Дурина » с синдаринской надписью шрифтом Тенгвар . [3]

Двери Дурина, также называемые Западными вратами или Западной дверью, образовывали западный вход в Морию. Когда ворота были закрыты, их нельзя было открыть физически. Однако они были украшены узорами, выгравированными на итильдине, сделанными эльфийским лордом Келебримбором из Эрегиона и гномом Нарви из мифрила, добытого в Мории. В дизайне были эмблемы Дурина, два дерева высших эльфов и Звезда Дома Феанора . Рисунок Толкина с изображением Дверей Дурина был единственной иллюстрацией к «Властелину колец» при его жизни (не считая обложки и каллиграфии). В лунном свете пароль делал рисунки видимыми. На рисунках содержался второй пароль для открытия дверей . Когда Братство вошло, Наблюдатель в Воде , водный страж врат, захлопнул двери своими щупальцами, погрузив Братство во тьму. [Т 14] [Т 15] [4]

Надпись была на эльфийском языке синдарин , с использованием письма Тенгвар ; [3] Гэндальф переводит это как «Двери Дурина, Лорда Мории. Говори, друг, и войди. Я, Нарви, сделал их. Келебримбор из Холлина нарисовал эти знаки». [Т 14] Ученые отмечают, что «Мория», недружелюбное эльфийское описание, означающее «Черная яма», вряд ли было тем, как правитель Кхазад-Дума решил бы описать свое царство; и что, поскольку это имя не использовалось до пробуждения Балрога в Третьей эпохе, оно также было анахронизмом. Были предложены возможные решения: Келебримбор предвидел название; что волшебная надпись изменила свою форму; или что Гэндальф действительно увидел на двери синдаринское имя «Хадходронд» и прочитал его как «Мория» для удобства слушающих (и точно так же он, должно быть, увидел «Эрегион» и прочитал «Холлин») . [3]

Происхождение

[ редактировать ]
Толкин посетил храм Ноденса надпись с проклятием в месте под названием «Гномий холм» и перевел на кольце . Возможно, это вдохновило его гномов, шахты, кольца и Келебримбора «Серебряную Руку», эльфийского кузнеца , который внес свой вклад в строительство Мории. [5]

в Глостершире был раскопан языческий таинственный культовый храм IV века В 1928 году в Лидни-парке . [6] Толкина попросили исследовать там латинскую надпись: «Для бога Ноденса . Сильвиан потерял кольцо и пожертвовал половину [его стоимости] Ноденсу. Среди тех, кого зовут Сеницианусом, не допускайте здоровья, пока он не принесет его в храм Ноденса». [7] Старое название этого места было Холм Гномов, и в 1932 году Толкин проследил Ноденса до ирландского героя Нуады Аиргетлама , «Нуады Серебряной Длани». [Т 16] Ученый-толкинист Том Шиппи считал, что это «ключевое влияние» на Толкиеновское Средиземье , сочетающее в себе бога-героя, кольцо, гномов и серебряную руку. [5] В Энциклопедии Толкина JRR также отмечается «хоббитский внешний вид шахтных отверстий [Карликового холма]» и что Толкин чрезвычайно интересовался фольклором холма во время своего пребывания там, цитируя комментарий Хелен Армстронг о том, что это место могло вдохновить Толкина «Келебримбор и падшие королевства Мория и Эрегион». [5] [8] Исследователь английской литературы Джон М. Бауэрс отмечает, что имя эльфийского кузнеца Келебримбора на синдарине означает «Серебряная рука» и что «поскольку это место было известно в местном масштабе как Холм Гномов и пронизано заброшенными шахтами, оно, естественно, предлагало себя как фон для Одинокой горы и Шахт Мории». [9]

Норвежские народные сказки

[ редактировать ]

Мория впервые появился в романе Толкина «Хоббит» 1937 года . Позже Толкин вспоминал, что это название было «случайным «отголоском» замка Сория Мория в одной из скандинавских сказок, переведенных Дасентом … Элемент MOR в моей лингвистической конструкции ». [Т 2] Сказки, переведенные Дасентом, были из сборника «Норвежские народные сказки» 1852 года . [1] Историческим источником является « Поэтическая Эдда» , с которой был знаком Толкин; Главный герой Skirnismál отмечает, что в его поисках будут участвовать туманные горы, орки и гиганты. [10]

Первая страница из «Книги Мазарбула» , иллюстрации, созданной Толкином в поддержку этой истории. Издатели не включили его в первое издание «Властелина колец» . [11] [Т 17]

Критик Джейн Ченс отмечает, что падение гномов, сначала Дурина, а затем Балина, вызвано алчностью, их жадностью к глубоко спрятанному мифрилу Мории . Она называет это «их внутренним пороком». [12] который Балрог «чудовищно проецирует». [12] Шанс далее отмечает, что Балин встречает свою смерть у озера Миррормир, «очень темного зеркала, в котором он слеп к самому себе». [12]

Критик Клайв Толли отмечает, что состязание между волшебником Гэндальфом и злым Балрогом на Мосту Дурина чем-то напоминает шаманское состязание, но гораздо более близкой параллелью является литература средневековых видений, приводящая в пример Чистилище Святого Патрика и даже Данте » «Божественную комедию . [13]

Критики, такие как Ченс и Джеррам Баррс, признали смерть Гэндальфа Серого (от рук Балрога) и его новое появление в образе Гэндальфа Белого преображением . [14] изменение цвета намекает на «параллель со Христа смертью и воскресением ». [15] [16] [17]

Профессор английской литературы Сью Злосник отмечает, что фэнтезийный мир в придуманной Толкином мифологии для Англии [18] построен с тщательно продуманной детализацией. Она цитирует биографический отчет Хамфри Карпентера о «кропотливой работе» Толкина над «Книгой Мазарбула», которая появляется в Мории с «обгоревшими и порванными» страницами, а также разочарованное желание Толкина, чтобы факсимиле этого артефакта появилось в первом издании «Книги Мазарбула». Братство Кольца . По мнению Злосника, подобные детали напоминают Хораса Уолпола любовь к « готике ». [18]

Эрин Дервин, пишущий о «Искусстве », сравнивает время пребывания в Мории со стихотворением Зигфрида Сассуна о Первой мировой войне «Арьергард», в котором он описывает «нащупывание туннеля» в лабиринте темных траншей с «бормотанием существа под землей», напоминая, как предполагает Дервин, пробуждение орков и Балрога хоббитом Пиппином. [19]

Исследователь английской литературы Чарльз А. Хуттар сравнивает эти «грохочущие ворота», захлопнувшиеся за спиной путешественников, со Блуждающими скалами , которые в греческой мифологии лежат возле входа в подземный мир , Аида , и, наряду с чудовищным Стражем в Воде, к переходу Одиссея между пожирающей Сциллой и водоворотом Харибдой . [4]

Мэтью Дикерсон в своей статье в «Энциклопедии Толкина Дж. Р. Р. » предполагает, что из всех пещер, курганов, туннелей и подземных королевств в произведениях Толкина Мория является «самой значимой». [20] Он пишет, что эти темные места, где происходят многие важные события в рассказах, от Путей Мертвых до Сверкающих различных туннелей Голлума и пещер Агларонда, служат символами тьмы и смерти, Гробницы или плодородия. и новая жизнь, утроба. Мория, утверждает он, цитируя описание Хью Кинаном двух контрастирующих озер на входе и выходе Братства из Мории и приводя пример смерти и возрождения Гэндальфа, функционирует как утроба и гробница. В христианстве, отмечает он, крещение является одновременно символической смертью и даром новой жизни. [20] [21]

Мэтью Дикерсоном Анализ символики Мории [20]
" Могила " « Чрево »
Крещение
Гэндальф падает насмерть в Черной пропасти. Гэндальф возрождается как «Белый».
Входное озеро:
Чудовищный наблюдатель в воде предлагает смерть
Выход из озера:
Прекрасное Зеркало ( Хелед-Зарам ) предлагает жизнь

Толкина спросили, ли имя Мория означает библейские горы Мориа , где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака . Толкин писал, что его разум не работал таким образом, объясняя, что Мория означает «Черная Пропасть» на синдарине , корень Мор происходит от Мордора , Моргота , Моргула . Он продолжил: «Что касается «земли Мории» (обратите внимание), то она не имеет никакой связи (даже «внешней»)». [Т 2]

Адаптации

[ редактировать ]
21-й зал, ныне заброшенный, из фильма Питера Джексона « Властелин колец: Братство кольца».
Изображение Джексоном подземных залов Мории во многом было вдохновлено иллюстрациями Алана Ли . [22]

Питером Джексоном Изображение Мории в его фильме «Властелин колец: Братство кольца» было в основном вдохновлено иллюстрациями Алана Ли . [23] [22] Ли работал художником-концептуалистом проекта в Новой Зеландии на протяжении всего создания трилогии. [24] Мория был смоделирован для фильма в масштабе 1/12. [23] [22]

Компьютерная рогалик игра- «Мория» была создана по мотивам событий «Властелина колец» . Цель игры — достичь дна лабиринта, симулирующего Шахты Мории, и убить Балрога. [25]

Мория фигурирует в настольных играх, таких как «Властелин колец» Райнера Книции . [26]

Действие первого пакета расширения MMORPG The Lord of the Rings Online под названием Mines of Moria почти полностью происходит в Мории, которая имеет несколько уровней. Самая верхняя — это тропа Пути Дурина, которая пронизывает гору и достигает скал Зирак-Зигила. Основные уровни Мории простираются от Врат Дурина до Долвен-Вью, Зелем-Мелека, Нуд-Мелека и Восточных дверей, известных как Первый Зал. Дальше в подземном царстве находятся Серебряные жилы и Жилы Красного Рога, а в самых дальних глубинах находятся затопленные Водопроводные сооружения, огненные Пылающие бездны и Каменные основания, где сражались Гэндальф и Балрог перед восхождением по Бесконечной лестнице. [27] [28]

Голландский композитор Йохан де Мей часть написал в своей Симфонии № 1 «Властелин колец» под названием «Путешествие в темноте», вдохновленную Морией. Движение разделено на две части: «Копи Мории» и «Мост Хазад-Дума», и изображает события, происходящие там в «Братстве Кольца» (роман). [29]

Начальный

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1977 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Carpenter 2023 , черновик письма № 297 г-ну Рангу, август 1967 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Толкин 1954а , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
  4. ^ Перейти обратно: а б Карпентер 2023 , письмо № 306 Майклу Толкину , октябрь 1968 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954а , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
  6. ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 6 «Лотлориэн»
  7. ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1954 , книга 3, гл. 5 «Белый всадник»
  8. ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1955 , Приложение A: III «Народ Дурина»
  9. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1996 , часть 2 гл. 10 «Шибболет Феанора»
  10. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1980 , часть 2 гл. 4 «О Галадриэли и Келеборне»
  11. Толкин, 1977 , « О кольцах власти и третьей эпохе ».
  12. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954а , книга 2, гл. 2 « Совет Элронда »
  13. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1996 , «Создание Приложения А», (iv) «Народ Дурина»
  14. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954 , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
  15. Carpenter 2023 , # 137, Рейнеру Анвину , 11 апреля 1953 г.
  16. ^ Толкин, Дж. Р. Р. , «Имя Ноденс», Приложение к «Отчету о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке , Глостершир», Отчеты Исследовательского комитета Лондонского общества антикваров , 1932; также в «Исследованиях Толкина: Ежегодный научный обзор» , Vol. 4, 2007 г.
  17. Carpenter 2023 , № 141, Allen & Unwin , 9 октября 1953 г.

вторичный

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Уэйн Г. Хаммонд и Кристина Скалл (2005), «Властелин колец: спутник читателя» , HarperCollins , стр. 224 «Мория» ISBN   0 00 720308 Х
  2. ^ Стэнтон, Майкл Н. (2013) [2007]. «Двери и ворота». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Тейлор и Фрэнсис . п. 127. ИСБН  978-0-415-86511-1 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Хаммонд и Скалл 2005 , стр. 279–283.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Хуттар, Чарльз А. (1975). «Ад и город: Толкин и традиции западной литературы». В Лобделле, Джаред (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . стр. 121–122 . ISBN  978-0875483030 . Очевидно, что Харибда — это еще один путь в ад.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Гнев, Дон Н. (2013) [2007]. «Отчет о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке, Глостершир». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 563–564. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  6. ^ Шиппи 2005 , стр. 40–41.
  7. ^ «РИБ 306. Проклятие Сенициана» . Римские надписи Британии . Проверено 17 февраля 2020 г.
  8. ^ Армстронг, Хелен (май 1997 г.). «И присмотри за этим гномом». Амон Хен: Бюллетень Общества Толкина (145): 13–14.
  9. ^ Бауэрс, Джон М. (2019). Потерянный Чосер Толкина . Издательство Оксфордского университета . стр. 131–132. ISBN  978-0-19-884267-5 .
  10. ^ Шиппи 2005 , стр. 80–81.
  11. ^ Холмс, Джон Р. (2013) [2007]. «Искусство и иллюстрации Толкина». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 27–32. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Ницше, Джейн Шанс (1980) [1979]. Искусство Толкина . Папермак . стр. 108–109. ISBN  0-333-29034-8 .
  13. ^ Толли, Клайв. «Староанглийское влияние на «Властелина колец» (PDF) . Образование Пирсона . п. 55 . Проверено 10 января 2020 г. .
  14. ^ Баррс, Джеррам (2013). Эхо Эдема: размышления о христианстве, литературе и искусстве . Перекресток. п. 123. ИСБН  978-1-4335-3600-7 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Ницше, Джейн Шанс (1980) [1979]. Искусство Толкина . Папермак. п. 42. ИСБН  0-333-29034-8 .
  16. ^ Петти, Энн К. (2013) [2007]. «Аллегория». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 6–7. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  17. ^ Махер, Майкл В. (2003). ""Земля без пятна": средневековые изображения Марии и их использование в характеристике Галадриэли" ". Случайно , Джейн (ред.). Толкин-медиевист . Рутледж . п. 225.
  18. ^ Перейти обратно: а б Злосник, Сью (2006). «Готические отголоски». В Иглстоне, Роберт (ред.). Чтение «Властелина колец: новые сочинения по классике Толкина» . А&С черный . п. 50. ISBN  978-0-8264-8460-4 .
  19. ^ Дервин, Эрин (8 июля 2014 г.). «Первая мировая война и Властелин колец: Окопы Мории» . Искусственность.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Мория». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 438–439. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  21. ^ Кинан, Хью (2000). «Призыв Властелина колец: борьба за жизнь». В Блуме, Гарольд (ред.). Дж.Р.Р. Толкиен «Властелин колец: современные критические интерпретации» . Издательство «Челси Хаус» . стр. 3–5. ISBN  978-1-349-38251-4 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Рассел, Гэри (2002). Властелин колец: Искусство Братства Кольца . Лондон: ХарперКоллинз . ISBN  978-0-00-713563-9 . OCLC   50329727 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Леотта, Альфио (2015). Питер Джексон . Издательство Блумсбери . п. 176. ИСБН  978-1-62356-948-8 .
  24. ^ Барнетт, Дэвид М. (3 сентября 2018 г.). «Воплощение фэнтези в реальность: Алан Ли, человек, перерисовавший Средиземье» . Хранитель .
  25. ^ Кенеке, Роберт Алан (1983). «Подземелья Мории» . Интернет-архив.
  26. ^ Вудрафф, Тивинн (2007). «Властелин колец». В Лоудере, Джеймс (ред.). Хобби-игры: 100 лучших . Издательство «Зеленый Ронин» . стр. 183–187. ISBN  978-1-932442-96-0 .
  27. ^ Ройс, Бри (19 декабря 2016 г.). «Turbine раскручивает команды Lord of the Rings Online и DDO в новой студии, используя Daybreak в качестве издателя» . Огромное превосходство . Проверено 20 декабря 2016 г.
  28. ^ Михаил (26 февраля 2019 г.). « Онлайн-расширение «Властелина колец» включает Минас Моргул и Шелоб» . ММОКорт . Проверено 27 августа 2019 г.
  29. ^ "Der Herr der Ringe, Йохан де Мей - Симфония №1" . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 21 октября 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 025eff232d4b57c06c496c5b4a87040d__1722093960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/0d/025eff232d4b57c06c496c5b4a87040d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moria, Middle-earth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)