Сильмарили
Сильмарили « ( квенья во вселенной мн. Сильмарилли [sil.maˈril.li] , букв. сияние чистого света » ) [Т 1] Три вымышленных блестящих драгоценности в Дж.Р.Р. Толкина , легендариуме созданные эльфом Феанором и отражающие неискаженный свет Двух Древ Валинора . Сильмарили играют центральную роль в Толкина книге «Сильмариллион» , повествующей о создании Эа (вселенной) и зарождении эльфов , гномов и людей .
Толкин, филолог , вывел идею Сильмарилей, драгоценностей, которые на самом деле содержали свет, от древнеанглийского слова Siġelwara ; он пришел к выводу, что Сигель означает и солнце , и драгоценный камень . Ученые отметили их сходство с Сампо из « Калевалы» и со Святым Граалем из легенд о короле Артуре. Они описали Сильмарили как воплощение эльфийской гордости за свое творение или библейское стремление к познанию добра и зла, как в из Книги Бытия истории Эдемского сада . Верлин Флигер анализирует «Сильмариллион» как историю расщепления сотворенного света, который, по ее мнению, Толкин приравнивает к Богу. Сначала свет воплощается в двух великих лампах на высоких колоннах, освещающих Средиземье . Когда они уничтожаются, свет сохраняется в Двух Древах Валинора , и Феанор создает Сильмарили, используя их свет. Когда деревья погибнут, последними оставшимися осколками созданного света в Средиземье станут Сильмарили. Когда Сильмарили разбрасываются по Земле, Морю и Небу, небесный становится Эарендиля Звезда . Эльфийка Галадриэль собирает свет звезды и помещает его немного в Фиал Галадриэли , что позволяет главным героям- хоббитам из «Властелина колец» выполнить свой квест.
Вымышленная история
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин описывает историю Сильмарилей в своей книге «Сильмариллион» , опубликованной после событий «Властелина колец», но в художественном виде задолго до них . Сильмарили — «самое известное из всех произведений эльфов» — созданы Феанором , принцем самого искусного клана эльфов, нолдор , из света Двух Древ Валинора . [1] Сильмариллы состоят из кристаллического вещества силима . [2] Сильмарили освящены Вала Вардой , которая зажгла первые звезды, чтобы они сожгли руки любого злого существа или смертного, прикоснувшегося к ним без справедливой причины. [Т 2]
Вместе со злым пауком Унголиантом непокорная Вала Мелькор уничтожает Два Древа Валинора. [Т 3] Позже, благодаря исцеляющим усилиям Валар, одно из деревьев приносит серебряный цветок, а другое приносит золотые плоды, незадолго до их смерти. Они были отправлены в небо и стали Солнцем и Луной, чтобы осветить Средиземье против Мелькора. Но ни одна из сфер не излучает первоначальный свет деревьев, свободный от яда Унголиант. [Т 4] Тогда Сильмарили содержат весь оставшийся незапятнанный свет Двух Древ. Поэтому Валар умоляют Феанора отдать их, чтобы они могли восстановить Деревья, но он отказывается. Затем приходят новости о том, что Мелькор убил отца Феанора Финвэ , верховного короля нолдор , и украл Сильмарили. После этого поступка Мелькор бежит из Валинора в свою крепость Ангбанд на севере Средиземья. После этого он носит Сильмарили в своей Железной Короне. [Т 5]

Феанор в ярости на Мелькора, которого он называет Морготом , «Темным Врагом Мира», и на желание Валар забрать драгоценные камни для своих целей. Вместе со своими семью сыновьями он приносит Клятву Феанора , которая обязывает их сражаться с любым, кто утаивает от них Сильмарили. Эта ужасная клятва приведет к множеству будущих неприятностей, включая массовые убийства и войну эльфов против эльфов. [Т 5] Феанор ведет многих нолдор обратно в Средиземье. Его бегство во время Первой эпохи Средиземья приводит к бесконечному горю для эльфов и, в конечном итоге, для людей Средиземья. [Т 5] происходят пять крупных сражений В Белерианде , но в конечном итоге нолдор и все люди, принявшие клятву, терпят неудачу в своей попытке вернуть Сильмарили у Моргота. [Т 6] [Т 7] [Т 8]
возвращают один из Сильмарилей, Берен и Лутиэн преодолев огромную опасность и потерю, когда Лютиэн отправляет Моргота спать своим пением, а Берен срезает его со своей короны. Оборотень Кархарот нападает на них, когда они покидают Ангбанд, и проглатывает руку Берена, содержащую Сильмариль; это сводит Кархарота с ума. Его убивает Пес Хуан , который умирает от ран, а эльфийский капитан Маблунг вырезает Сильмариль. [Т 9] Его забирает Валар на Западе Эарендиль , наследник Берена и Лютиэн, в знак раскаяния в восстании Феанора. Затем Валар установили этот Сильмариль как звезду на небе. [Т 10] Два других драгоценных камня остаются в руках Моргота, пока их не заберет у него слуга Вала Манвэ в конце Войны Гнева . Однако вскоре после этого их крадут два оставшихся сына Феанора, Маэдрос и Маглор, когда они пытаются выполнить клятву, данную много лет назад. Но драгоценности обжигают им руки, лишая их права владения, как раньше они обожгли руки Моргота. В агонии Маэдрос бросается вместе со своим Сильмарилом в огненную яму, а Маглор бросает свой Сильмариль в море. Таким образом, Сильмарили остаются в океане, на земле и в небе — их свет присутствует, но недоступен для жителей Средиземья. [Т 10]
Согласно пророчеству Мандоса , после окончательного возвращения Мелькора и поражения в Дагор Дагорат (Битва битв) мир изменится, и Сильмариллы будут возвращены Валар. Тогда Феанора выпустят из Чертогов Мандоса и он подарит Яванне Сильмарили. Она сломает их и их светом оживит Два Дерева. Горы Пелори сравняются с землей, и свет Двух Древ наполнит мир вечным блаженством. [Т 11] [Т 12]
Происхождение
[ редактировать ]Сигелвара
[ редактировать ]
Идея Сильмариля связана с филологическим исследованием Толкином древнеанглийского слова Siġelwara , которое использовалось в древнеанглийском Кодексе Юния в значении « эфиопский ». [5] Толкин задавался вопросом, почему у англосаксов должно было быть слово с таким значением, и предположил, что когда-то оно означало что-то другое, что он исследовал в своем эссе « Земля Сигелвара ». [Т 13]
Он заявил, что Siġel означает «и солнце , и драгоценный камень », первое, поскольку это было название солнечной руны *sowilō (ᛋ), второе от латинского sigillum , « печать» . [Т 13] [4] Он решил, что Сигелвары », и, в конечном счете , второй компонент , Херва , был связан с древнеанглийским heorð , « очаг с латинским carbo , «сажа». Он предположил, что это подразумевает класс демонов «с раскаленными глазами, испускающими искры, и лицами, черными, как сажа». [Т 13] Ученый -Толкиен Том Шиппи утверждает, что это способствовало созданию Сильмарилей из солнечных драгоценных камней и «помогло натурализовать Балрога » (демона огня). [6] Эфиопы предложили Толкину харадрим , темную южную расу людей. [Т 14]
Сампо
[ редактировать ]
Другим вероятным источником является Сампо в Элиаса Лённрота 1849 года «Калевале» , тексте, который Толкин изучал с интересом, думая использовать его в рассказе 1914 года. Ученый-толкин Джонатан Б. Хаймс утверждает, что Сампо является «центральным мифическим объектом». в «Калевале» ; он давал своему владельцу «социально-экономическое превосходство». Хаймс предполагает, что Толкин переработал это в «мировую войну между всеми расами Средиземья за моральную и земную стабильность, предлагаемую Сильмарилами». Хаймс пишет, что подход Толкина заключался в том, чтобы ясно представить моральные конфликты и средневековую языческую мысль ; восполнить пробелы в других источниках; и сделать масштаб глобальным. Его целью было создать мифологию посредством «притворной истории». Рассказ Лённрота о Сампо расплывчат, что заставляет ученых размышлять о его природе. Согласно одной из точек зрения, это был «столп мира, который мелет, как гигантская мельница, под «украшенной крышкой» неба». Хаймс комментирует, что Толкин хотел чего-то более понятного, поэтому он решил разделить части Сампо на желаемые объекты. Столб стал Два Древа Валинора с аспектом Древа жизни , освещающим мир. Украшенная крышка превратилась в блестящие Сильмарили, воплотившие в себе все, что осталось от света двух Древ, таким образом связав символы воедино. [7]
Исследователь мифологии и средневековой литературы Верлин Флигер пишет, что сходство между Сампо и Сильмарилями «очевидно». Она заявляет, что в обоих случаях судьба объектов «ясна, но их значение неясно»; в частности, их «среда (свет) не соответствует сообщению (жадность и собственничество)». Она добавляет, что Сильмарили имеют общие свойства со Святым Граалем из легенды о короле Артуре : они являются «символическим центром» их истории, имеют «мистическое измерение», называются «святыми» и являются объектами «квеста, меняющего жизнь». . В отличие от Сампо, приносящего богатство, Сильмарили приносят боль, несчастья и смерть, что, по ее мнению, противоречит их наполненной светом природе. [8]
Анализ
[ редактировать ]Творческая гордость
[ редактировать ]Шиппи комментирует, что Сильмарили связаны с темой книги особым образом: грехом эльфов является не человеческая гордость, как в библейском падении , а их «желание создавать вещи, которые навсегда будут отражать или воплощать их собственную личность». [9] Эта эльфийская форма гордости побудила Феанора выковать Сильмарили и, как предполагает Шиппи, побудила Толкина писать свои художественные произведения: «Толкин не мог не видеть в Феаноре и Сарумане часть себя, разделяющую их, возможно, законное, а может быть, и незаконное желание «подчинить себе». -создавать'." [9]
Критик Джейн Ченс рассматривает Сильмарили как «созданные вещи, которыми их создатели злоупотребляют», как и Единое Кольцо во «Властелине Колец» ; и, подобно этому, они дают свое имя своей книге и помогают «объединить всю мифологию». [10] Она считает эту тему прямо-таки библейской: Сильмарили символизируют «то же стремление к познанию добра и зла, которое наблюдалось в Эдемском саду ». [10]
Расколотый свет
[ редактировать ]Флигер утверждает В своей книге «Расколотый свет: логотипы и язык в мире Толкина» , что Толкин приравнивает свет к Богу и способности творить . [11] По ее мнению, весь «Сильмариллион» можно рассматривать как разработку темы Человека, расщепляющего первоначальный белый свет творения, что приводит к множеству конфликтов. [11]
Возраст | Свет | Драгоценности |
---|---|---|
Годы ламп | Иллуин и Ормал на высоких колоннах | |
заканчивается, когда Мелькор уничтожает обе Лампы | ||
Годы деревьев | Два Дерева Валинора , дающие свет Аману | Феанор создает три Сильмариля из света Двух Древ. |
заканчивается, когда Мелькор поражает Два Дерева, и гигантский паук Унголиант убивает их. | ||
Первый возраст | Последний цветок и плод Двух Деревьев станьте Луной и Солнцем. | Идет война из-за Сильмарилей. |
Один Сильмариль зарыт в Земле, один потерян в море, один плывет по Небу как Эарендила Звезда . | ||
Третий возраст | Галадриэль собирает свет Звезды Эарендиля отражается в ее зеркале-фонтане . | |
Немного этого света запечатлено в Фиале Галадриэли . | ||
Хоббиты Фродо Бэггинс и Сэм Гэмджи используйте Фиал, чтобы победить гигантского паука Шелоб . |
Свет начинается в «Сильмариллионе» как единство и по мере развития мифа делится на все новые и новые фрагменты. Средиземье населено ангелами Валар и освещено двумя великими светильниками; когда они уничтожаются павшим Вала Мелькором , мир распадается, и Валар отступают в Валинор , освещенный Двумя Древами . Когда и они уничтожаются, их последний осколок света превращается в Сильмарили , а также спасается саженец, ведущий к Белому Древу Нуменора , живому символу Королевства Гондор . Войны ведутся из-за Сильмарилей, и они потеряны для Земли, Моря и Неба, последний из них был унесен Эарендилом Мореходом и стал Утренней Звездой . Часть света звезды улавливается в Зеркале Галадриэли , волшебном фонтане, который позволяет ей видеть прошлое, настоящее и будущее; и часть этого света, наконец, заключена в Фиале Галадриэли , ее прощальном подарке Фродо , главному герою «Властелина колец» , чтобы уравновесить . злое и могущественное Кольцо Саурона, которое он также носит На каждом этапе фрагментация увеличивается, а сила уменьшается, что повторяет тему Толкина о упадок и падение Средиземья . [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин, JRR , «Дополнения и исправления к этимологии - Часть вторая» (под редакцией Карла Ф. Хостеттера и Патрика Х. Винна), в Виньяре Тенгваре , 46, июль 2004 г., стр. 11
- ^ Толкин 1977 , Глава 7, «О Сильмарилях и волнениях нолдор»
- ^ Толкин 1977 , Глава 8, «О затемнении Валинора»
- ↑ Толкин 1977 , Глава 11, «О Солнце и Луне и сокрытии Валинора»
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1977 , Глава 9, «О бегстве нолдор».
- ^ Толкин 1977 , Глава 13, «О возвращении нолдор»
- ^ Толкин 1977 , Глава 18, «О руинах Белерианда»
- ^ Толкин 1977 , Глава 20, «О пятой битве: Нирнаэт Арноэдиад»
- ↑ Толкин 1977 , Глава 19, «О Берене и Лютиэн»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1977 , Глава 24, «О путешествии Эарендила»
- ^ Толкин 1986 , гл. 3: «Квента Нолдоринва»
- ^ Толкин 1994 , Часть 2, «Поздний Квента Сильмариллион», «Последние главы Квента Сильмариллион»
- ^ Перейти обратно: а б с д Толкин, Дж. Р. Р. , « Земля Сигелвара », Medium Aevum Vol. 1, № 3. Декабрь 1932 г. и Medium Aevum Vol. 3, № 2. Июнь 1934 г.
- ^ Толкин 1989 , гл. 35 с. 435 и с. 439 примечание 4
вторичный
[ редактировать ]- ^ Шанс, Джейн (2003). Толкин-медиевист . Рутледж. п. 209. ИСБН 978-1-134-43971-3 .
- ^ Драут, Майкл, округ Колумбия (10 октября 2006 г.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . п. 612. ИСБН 1-135-88034-4 .
- ^ Нэсмит, Тед . «Маглор бросает Сильмариль в море» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 20 октября 2022 г. . Это было на обложке Толкин, Дж. Р. Р. (1998). Сильмариллион . Иллюстрировано Тедом Несмитом . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-261-10366-5 . .
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи 2005 , стр. 48–49.
- ^ Шиппи 2005 , с. 54.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 49, 54, 63.
- ^ Хаймс, Джонатан Б. (2000). «Что на самом деле сделал Дж.Р.Р. Толкин с Сампо?» . Мифлор . 22 (4). Статья 7.
- ^ Флигер, Верлин (2014). «Драгоценности, камень, кольцо и создание смысла». В Хоутоне, Джон Вм .; Крофт, Джанет Бреннан ; Марч, Нэнси (ред.). Толкин в новом веке . МакФарланд. стр. 68–71. ISBN 978-0-7864-7438-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи 2005 , с. 274.
- ^ Перейти обратно: а б Ницше 1980 , стр. 131–133.
- ^ Перейти обратно: а б Флигер 1983 , стр. 44–49.
- ^ Flieger 1983 , стр. 6–61, 89–90, 144–145 и пассим.
- ^ Флигер 1983 , стр. 6–61, 89–90, 144–145.
Источники
[ редактировать ]- Ницше, Джейн Шанс (1980) [1979]. Искусство Толкина: «Мифология Англии» . Папермак. ISBN 978-0-333-29034-7 .
- Флигер, Верлин (1983). Расщепленный свет: логотипы и язык в мире Толкина . Издательство Wm B. Eerdmans . ISBN 978-0-802-81955-0 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1986). Кристофер Толкин (ред.). Формирование Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-42501-5 .
- Толкин, JRR (1989). Кристофер Толкин (ред.). Измена Изенгарда . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-51562-4 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1994). Кристофер Толкин (ред.). Война драгоценностей . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-71041-3 .