Валар
Валар Р. ( ['valar] ; единственное число Vala ) — персонажи Дж. Р. легендариума Толкина . Это «ангельские силы» или «боги». [ Т 1 ] подчинен единому Богу ( Эру Илуватар ). Айнулиндалэ описывает , как некоторые Айнур решают войти в мир ( Арда ), чтобы завершить свое материальное развитие после того, как их форма определена Музыкой Айнур. Самые могущественные из них называются Валар, или «Силы Мира», а остальные известны как Майар .
Валар кратко упоминаются во «Властелине колец» , но Толкин развил их раньше, в материалах, опубликованных посмертно в «Сильмариллионе », особенно в «Валаквенте» ( квенья : «Рассказ о валар»), «Истории Средиземья» и «Сильмариллионе ». Неоконченные сказки . Ученые отметили, что Валар напоминают ангелов в христианстве , но Толкин представил их скорее как языческих богов . их роль в обеспечении того, что персонажи Средиземья испытывают как удачу или провидение Также обсуждается .
Происхождение и действия
[ редактировать ]Создатель Эру Илуватар впервые раскрывает Айнур свое великое видение мира, Арду , через музыкальные темы, как описано в Айнулиндалэ , «Музыка Айнур» . [ Т 2 ]
Этот мир, созданный на основе его идей и выраженный как Музыка Илуватара, усовершенствован вдумчивыми интерпретациями Айнур, которые создают свои собственные темы, основанные на каждом уникальном понимании. Ни один айну не понимает всех тем, исходящих из Илуватара. Вместо этого каждый разрабатывает отдельные темы, воспевающие горы и подземные области, скажем, из тем металлов и камней. Темы музыки Илуватара тщательно продуманы, и каждая из Айнур добавляет гармоничные творческие штрихи. Мелькор , однако, добавляет противоречивые темы: Он борется против Музыки; его темы становятся злыми, потому что они проистекают из эгоизма и тщеславия, а не из просвещения Илуватара. [ Т 2 ]
Как только Музыка готова, включая переплетенные темы тщеславия Мелькора, Илуватар дает Айнур выбор — жить с ним или войти в мир, который они совместно создали. Величайшие из тех, кто решает войти в мир, становятся известны как Валар , «Силы Арды», а меньшие называются Майар . Среди Валар есть некоторые из самых могущественных и мудрых Айнур, в том числе Манвэ, Повелитель Валар, и Мелькор, его брат. Этих двоих отличает самоотверженная любовь Манве к Музыке Илуватара и эгоистичная любовь, которую Мелькор питает к себе и никому другому – меньше всего к Детям Илуватара , Эльфам и Людям . [ Т 2 ]
Мелькор (позже названный Морготом , что на синдаринском языке означает «темный враг») первым прибывает в мир, вызывая смятение, куда бы он ни пошел. Когда прибывают остальные, они видят, как присутствие Мелькора разрушит целостность тем Илуватара. В конце концов, с помощью Вала Тулкаса , который входит в Арду последним, Мелькор временно свергается, и Валар начинают формировать мир и создавать красоту, чтобы противостоять тьме и уродству диссонирующего шума Мелькора. [ Т 3 ]
Валар изначально обитают на острове Альмарен в центре Арды, но после его разрушения и потери симметрии мира переселяются на западный континент Аман («Неискаженный» [ 1 ] ) и нашел Валинора . Война с Мелькором продолжается: Валар реализуют множество замечательных подтем великой музыки Илуватара, в то время как Мелькор вкладывает всю свою энергию в Арду и разложение таких существ, как Балроги , драконы и орки . Самым ужасным из ранних деяний Мелькора является разрушение Двух Светильников , а вместе с ними и первоначального дома Валар, острова Альмарен. Мелькор взят в плен и на долгие века прикован цепями в крепости Мандос, пока Манвэ не помиловал его. [ Т 3 ] [ Т 4 ]
С приходом в мир Эльфов начинается новый этап регентства Валар. Призванные Валар, многие Эльфы покидают Средиземье и восточный континент и переходят на Запад, в Валар, где Валар концентрируют свое творчество. Там они создают Два Дерева , свою величайшую радость, потому что они освещают красоту Валинора и радуют эльфов. [ Т 4 ]
По наущению Мелькора злой гигантский паук Унголиант уничтожает Деревья. Феанор, эльф- нолдор , с предусмотрительностью и любовью запечатлел свет Двух Древ в трех Сильмарилях, величайших драгоценностях, когда-либо созданных. Мелькор крадет Сильмарили у Феанора, убивает своего отца Финвэ , вождя нолдор в Амане, и бежит в Средиземье. Многие нолдор, вопреки воле Валар, клянутся отомстить и отправляются в погоню. Это событие и ядовитые слова Мелькора, порождающие недоверие среди эльфов, приводят к изгнанию большей части нолдор в Средиземье: Валар закрывают от них Валинор, чтобы предотвратить их возвращение. [ Т 5 ]
До конца Первой Эпохи Повелитель Вод Ульмо, единственный из Валар, посещает мир за пределами Амана. Ульмо напрямую влияет на действия Туора , направляя его на путь поиска скрытого города Гондолина . [ Т 6 ] В конце Первой Эпохи Валар посылают великое войско Майар и Эльфов из Валинора в Средиземье, чтобы сражаться в Войне Гнева , в которой Мелькор терпит поражение. Земли меняются, и эльфы снова призываются в Валинор. [ Т 7 ]
Во время Второй Эпохи главными делами Валар является создание Нуменора как убежища для Эдайн , которым отказано в доступе к Аману, но дано господство над остальным миром. Валар, включая теперь даже Ульмо, остаются в стороне от Средиземья, позволяя прийти к власти лейтенанту Моргота, Саурону , как новому Темному Лорду. Ближе к концу Второй Эпохи Саурон убеждает нуменорцев атаковать сам Аман. Это заставляет Манвэ призвать Илуватара восстановить порядок в мире; Илуватар отвечает, уничтожая Нуменор, как описано в Акаллабет . [ Т 8 ] Аман удален из Арды (хотя и не из всего сотворенного мира, Эа, ибо эльфийские корабли еще могли добраться до него). [ Т 8 ] В Третьей Эпохе Валар отправляют Истари (или волшебников) в Средиземье, чтобы помочь в битве против Саурона. [ Т 9 ]
Главный Валар
[ редактировать ]Имена и атрибуты вождя Валар, как они описаны в « Валаквенте », перечислены ниже. В Средиземье они известны под синдаринскими именами: Варду, например, зовут Эльберет . Люди знают их под многими другими именами и иногда поклоняются им как богам. За исключением Оромэ, имена, перечисленные ниже, являются не настоящими именами, а скорее титулами: Истинные имена Валар нигде не записаны. Мужчин называют «Повелителями Валар», а женщин — «Королевами Валар» или Вальер . Из известных семи валар мужского пола и семи женского пола есть шесть супружеских пар: Ульмо и Ниэнна — единственные, кто живет в одиночестве. Очевидно, это духовный, а не физический союз, поскольку в более поздней концепции Толкина они не размножаются. [ Т 10 ]
Аратар ), или Высшие Арды, — восемь величайших из ( Квенья : Возвышенные Валар: Манвэ, Варда, Ульмо, Йаванна, Ауле, Мандос, Ниенна и Оромэ. Лориен и Мандос — братья, и их все вместе называют Феантури , «Повелители духов». [ Т 10 ]
Илуватар порождает Валар (и всех Айнур) своей мыслью и поэтому может считаться их отцом. Однако не все Валар — братья и сестры; если это считается так, то это потому, что они таковы «в мыслях Илуватара». Именно Валар первыми практикуют брак, а затем передают свой обычай эльфам; у всех Валар есть супруги, кроме Ниэнны, Ульмо и Мелькора. В мире происходит только один такой брак среди Валар — брак Тулкаса и Нессы после поднятия Двух Светильников. [ Т 10 ]
Лорды
[ редактировать ]Имя(а) | Обязанности | Супруг | Жилище | Описание |
---|---|---|---|---|
Манвэ | Король Валар, Король Арды, Повелитель воздуха, ветра и облаков. | Варда | На вершине горы Таникетиль , самой высокой горы мира, в куполообразных залах Ильмарина, откуда он мог видеть все Средиземье. | Самый благородный и величайший по авторитету, но не по силе, из Айнур; величайший из Аратара. Наблюдает за новостями Средиземья и вмешивается, когда это необходимо, используя своих вестников, Орлов Манвэ и их короля Торондора. |
Вяз | Лорд Вод | —— | Не имеет постоянного места обитания: обитает в глубоких водах океана. | Приходит в Валинор только в случае крайней необходимости. Главный архитектор Арды. По авторитету второй после Манвэ. Сочувствует тяжелому положению нолдор и дает им надежду в образе Туора , который женится на Идриль , и отца Эарендила , мореплавателя, который бороздит трудные моря и прибывает в Валинор, чтобы умолять Валар от имени Нолдор. |
АУЛЕН | Повелитель материи, Мастер всех ремесел | Яванна | Валинор | Создает семь отцов гномов , которые называют его Махалом , Создателем. Эру недоволен, так как каменные люди не относятся к первоначальной теме и не обладают феа , а могут делать только то, что приказывает Ауле, но когда Ауле поднимает свой молот, чтобы поразить их в раскаянии, они дрожат при виде Молот Ауле, поскольку Эру в этот момент дарует им феа и прощает непослушание Ауле. Эру отмечает последствия, в том числе любовь гномов к деревьям Яванны. В «Музыке Айнур» темы Ауле касаются физических вещей, из которых состоит Арда; когда Эру дает жизнь темам Айнур, его музыка становится землями Средиземья. Он создал Ангайнор (цепь Мелькора), Две Лампы, вышеупомянутых гномов и сосуды Солнца и Луны. |
английский [ˈorome] , арабский по -китайски , Алдарон «Повелитель деревьев», Арум , Бема , арамейский , Великий Всадник | Охотник Валар | Ванна | Брат Нессы. Активно участвовал в борьбе против Моргота . Известный своим гневом, самый ужасный из Валар в своем гневе. Имеет могучий рог Валарома и коня по имени Нахар. В годы Деревьев , после того как большая часть Валар скрылась в Амане, Оромэ все еще охотится на Врага в лесах Средиземья вместе с Хуаном, Гончей Валар. Там он находит эльфов в Куивиенене . [ а ] | |
Мандос [ˈmandos] , Намо [ˈnaːmo] | Судья мертвых, Повелитель Судьбы, Главный советник Манвэ, Хранитель душ эльфов. | Масло | Залы Мандоса | Строгий и бесстрастный, никогда ничего не забывающий. Излагает Пророчество Севера против нолдорских эльфов, покидающих Аман, советуя им не позволить вернуться. [ б ] Пророчества и приговоры Мандоса, в отличие от Моргота, не являются жестокими или мстительными по его собственному замыслу. Это просто воля Эру, и он не произносит их, пока ему не прикажет сделать это Манвэ. Лишь однажды он испытывает жалость, когда Лютиэн поет о горе, которое она и ее возлюбленный Берен пережили в Белерианде . |
Лориен [ˈloːrien] , Ирмо [ˈirmo] | Мастер видений и снов | Эстен | Лориэн | Назван Ирмо, но чаще Лориэном , по месту его обитания. Лориен и Мандос — Феантури: Повелители духов. Лориен-младший — повелитель видений и снов. Его сады в стране Валар, где он живет со своей женой Эсте, — прекраснейшее место в мире и наполнены множеством духов. Все жители Валинора находят отдых и освежение у источника Ирмо и Эсте. Поскольку он повелитель снов, он и его слуги хорошо осведомлены о надеждах и мечтах детей Эру. Олорин, или Гэндальф , до того, как Манвэ назначил его на роль одного из Истари , был майя, который долгое время преподавал в садах Лориэна. |
Тулкас [ˈtulkas] Сильный, Астальдо «Храбрый» | Чемпион Валинора | Несса | Изначально не принадлежавший к Валар, Тулкас Сильный «величайший по силе и доблестным поступкам ... [который] пришел последним в Арду, чтобы помочь Валар в первых битвах с Мелькором». [ Т 10 ] Присоединившись к Валар, Тулкас стал последним из Валар, спустившимся в Арду, помогая склонить чашу весов против Мелькора до создания Двух Светильников. Будучи быстрым пешим ходом, чем любое другое живое существо, он избегает коня в бою. Борец, физически сильнейший из Валар, его единственное оружие — кулак. Он смеётся в спорте и на войне и даже смеётся в лицо Мелькору. Муж Нессы; медленный на гнев, но медленный на забвение; выступает против освобождения Мелькора после его тюремного заключения. |
Квинс
[ редактировать ]Имя(а) | Супруг | Описание |
---|---|---|
Варда Элентари на Квенье Эльберет Гилтониэль на синдарине Леди Звезд Киндлер |
Манвэ | Зажигает первые звезды перед тем, как Айнур сойдут в мир; позже осветляет их золотой и серебряной росой Двух Деревьев. Мелькор боится и ненавидит ее больше всего, потому что она отвергла его раньше Времени. Эльфийский гимн «Эльберет Гилтониэль» появляется в «Властелине колец» в трех различных формах . [ Т 13 ] [ Т 14 ] [ Т 15 ] |
Ниенна Леди Милосердия, познавший горе |
—— | Наставник Олорина ; плачет постоянно, но не о себе; и те, кто слушает ее, учатся состраданию и терпению в надежде. Она дает силу тем, кто находится в Зале Мандоса. Ее слезы – это слезы исцеления и сострадания, а не печали, и часто они обладают силой; грязь Унголиант она полила своими слезами Два Дерева и смыла с них , как только они были уничтожены. Она была за освобождение Мелькора после приговора, не видя его злой природы. |
Восточный [ˈeste] Нежный «целитель ран и усталости» |
твердо | Ее имя означает «Отдых». «Сера ее одежда, и покойся ее дар». Живет с Ирмо в его Садах Лориэна в Валиноре. Днем она спит на острове на озере Лореллин. |
Вайре [ˈvai̯re] Ткач |
Элементы управления | Она вплетает историю мира в свои гобелены, которыми развешаны все залы Мандоса. |
Йаванна [джаванна] Королева Земли Даритель фруктов |
АУЛЕН | Она отвечает как за кельвар (животные), так и за ольвар (растения). Она попросила создать энтов , обеспокоенная безопасностью деревьев после того, как ее муж создал гномов. Две Лампы были созданы Аулэ по просьбе Яванны; их свет прорастил семена, которые она посеяла по всей Арде. После уничтожения Мелькором Двух Светильников и ухода Валар в Аман, Яванна поет и становится своим величайшим творением — Два Дерева Валинора . |
Вана [ˈvaːna] Королева цветущих цветов и вечно молодая |
Оромо | Младшая сестра Яванны. «Все цветы распускаются, когда она проходит, и раскрываются, если она взглянет на них; и все птицы поют при ее появлении». Она обитает в садах, наполненных золотыми цветами, и часто приходит в леса Оромэ. Толкин писал, что Вана была «самой совершенной «красивой» формой и чертами (также «святой», но не величественной или возвышенной), олицетворяющей естественное, неиспорченное совершенство формы живых существ». [ Т 16 ] |
Несса Танцор |
Тулкас | Сестра Оромэ. Известная своей ловкостью и скоростью, она способна обогнать оленей, преследующих ее в дикой природе. Известна своей любовью к танцам и праздникам на вечно-зеленых лужайках Валинора. |
Экс-Валар
[ редактировать ]Имя(а) | Обязанности | Супруг | Жилище | Описание |
---|---|---|---|---|
Мелькор или Моргот | —— | —— | Крепость Ангбанд под горами Тангородрим, Белерианд . | Мелькор означает «Тот, кто восстает в могуществе». Моргот означает «Темный враг». Изначально один из самых могущественных Валар. Великий враг, первый Темный Лорд; стремясь уничтожить как эльфов, так и людей. Развращает многих Майар, таких как Саурон и Балроги . |
Язык
[ редактировать ]Толкин сначала решил, что будет валарин , язык валар праязыком эльфов . Он разработал язык валарин и его грамматику в начале 1930-х годов. [ Т 17 ] В этой ранней концепции, описанной в « Лхаммасе» 1937 года , все языки Средиземья произошли от Валарина. [ Т 18 ] В 1940-х годах он передумал, и язык, который он разработал, стал примитивным квендианским . [ Т 19 ] Затем он придумал совершенно новый язык Валар, который до сих пор называется Валарином; он не разработал этот новый язык в деталях. [ Т 20 ] В этой более поздней концепции валарин не имеет отношения к другим языкам Средиземья. Зафиксировано лишь несколько слов Валарина, в основном имена собственные. [ 1 ] Валар могут общаться посредством мысли и не нуждаются в разговорном языке, но, возможно, развили Валарин, когда они приняли физическую, человеческую (или эльфийскую) форму. [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Беовульф
[ редактировать ]Отрывок в начале древнеанглийской поэмы « Беовульф» о Скилде Скефинге содержит загадочное упоминание о þā («тех»), которые отправили Сцилда младенцем в лодке, предположительно из-за моря, и которым вернули тело Скайлда в , похороны корабля судно плывет само по себе. Шиппи предполагает, что Толкин, возможно, видел в этом одновременно и намек на группу, подобную Валар, которая ведет себя во многом как боги, и проблеск его Старой Прямой Дороги , пути через море в Валинор, навсегда закрытого для смертных Людей из-за переделки мира. мир после Нуменора на Валинор. нападения [ 2 ]
Скандинавский Асир
[ редактировать ]Ученые, такие как Джон Гарт, отметили, что Валар напоминают асов , скандинавских богов Асгарда . [ 3 ] Тора , например, физически сильнейшего из богов, можно увидеть и у Оромэ, сражающегося с монстрами Мелькора, и у Тулкаса, сильнейшего из Валар. Манвэ, глава Валар, имеет некоторое сходство с Одином , «Всеотцом». [ 4 ] а волшебник Гэндальф , один из Майар, напоминает странника Одина. [ 5 ] [ 6 ]
божественная сила
[ редактировать ]Толкин сравнил короля Теодена Рохана на , атакующего врага в битве Пеленнорских полях , с Валой великой силы и с «древним богом»: [ Т 21 ]
Теодена не удалось догнать. Он казался феем, или боевая ярость его отцов разлилась в его венах, как новый огонь, и он родился на Снежной Гриве, как древний бог, даже как Оромэ Великий в битве Валар, когда мир был молод. Его золотой щит был открыт, и вот! он сиял, как образ Солнца, и трава вокруг белых ног его коня пылала зеленым светом. Ибо наступило утро... и воинства Мордора завыли... и копыта гнева пронеслись по ним. [ Т 21 ]
Епископальный священник и писатель Флеминг Ратледж комментирует, что, хотя Толкин не приравнивает происходящие здесь события к возвращению Мессии , он был счастлив, когда читатели уловили библейские отголоски . По ее мнению, язык здесь явно библейский, напоминающий мессианское пророчество Малахии : «Смотрите, наступает день, пылающий, как печь, когда все надменные и все злодеи будут соломой... И вы будете попирать нечестивых, ибо они будут пеплом под подошвами ног твоих». [ 7 ]
Языческие боги или ангелы
[ редактировать ]Теолог Ральф К. Вуд описывает Валар и Майар как тех, кого христиане «назвали бы ангелами », посредников между создателем Эру Илуватаром и сотворенным космосом. Подобно ангелам, они имеют свободную волю и поэтому могут восстать против него. [ 8 ]
Мэтью Дикерсон в своей статье в Энциклопедии Толкина JRR называет Валар «Силами Средиземья», отмечая, что они не воплощены, и цитируя описание их первоначальной роли, сделанное ученым-толкином Верлином Флигером , как «формировать и освещать мир». ". [ 9 ] Дикерсон пишет, что, хотя Толкин представляет валар как языческих богов , он представлял их скорее ангелами, и отмечает, что ученые сравнили преданность толкиеновских эльфов Эльберету, эпитету Варды, как напоминающее римско-католическое почитание Марии, матери Иисуса . Дикерсон заявляет, что ключевым моментом является то, что Валар «не следует поклоняться». [ 9 ] Он утверждает, что в результате знания и сила Валар были ограничены, и они могли совершать ошибки и моральные ошибки. Привлечение эльфов в Валинор означало, что эльфы «собрались на коленях», что было моральной ошибкой, поскольку предполагало нечто близкое к поклонению . [ 9 ]
Исследователь литературы Марджори Бернс отмечает, что Толкин писал, что для того, чтобы мифология была приемлемой для современных читателей, она должна быть доведена до «нашего уровня оценки». По ее мнению, между его ранними работами «Книга утраченных сказаний » [ с ] и опубликованном «Сильмариллионе» , Валар сильно изменились, «цивилизовались и модернизировались», и это сделало Валар «медленно и слегка» более христианским. Например, у Валар теперь были «супруги», а не «жены», и их союзы были духовными, а не физическими. Тем не менее, пишет она, читатели по-прежнему воспринимают Валар «как пантеон», служащих богами. [ 10 ]
-
Валар Толкина ведут себя как группа, так что читатели воспринимают их как пантеон наподобие олимпийских богов греков . [ 10 ]
Элизабет Уиттингем комментирует, что Валар уникальны для Толкина, «где-то между богами и ангелами». По ее мнению, им по большей части не хватает грубой жестокости скандинавских богов; у них есть ангельское «чувство моральной правоты», но они не согласны друг с другом; и их высказывания больше всего напоминают высказывания Гомера . греческих богов , которые могут выражать свое недовольство смертными людьми, как это делает Зевс в « Одиссее» [ 11 ] В письме Милтону Уолдману Толкин прямо заявляет, что Валар «божественны», то есть изначально были «вне» и существовали «до» сотворения мира. Их сила и мудрость проистекают из их Знания космогонического мира. драма». [ Т 23 ] Он объясняет, что хочет, чтобы они были «того же уровня красоты, силы и величия, что и «боги» высшей мифологии». [ Т 23 ] Уиттингем далее отмечает, что Толкин сравнивает меньших духов, волшебников, которые являются Майар, а не Валар, с ангелами-хранителями ; и что, описывая Майара, он «колеблется между «богами» и «ангелами», потому что оба термина близки, но ни один из них не является полностью правильным». [ 11 ] В другом письме Толкин утверждает, что Валар «вошли в мир после его создания, и что это имя правильно применяется только к великим из них, которые занимают образное, а не теологическое место «богов». [ Т 24 ] Уиттингем отмечает, что «вдумчивые и тщательно разработанные объяснения», которые Толкин дает в этих письмах, заметно отличаются от его изображений Валар в его «самых ранних рассказах». [ 11 ]
Удача или провидение
[ редактировать ]Ученый-Толкиен Том Шиппи обсуждает связь между Валар и « удачей » в Средиземье, написав, что, как и в реальной жизни, «люди... в трезвой реальности осознают сильную закономерность в мире вокруг них», но в то время как это может быть связано с « Провидением или Валар», сила «не влияет на свободную волю и не может быть отличена от обычных действий природы», а также не уменьшает необходимости «героических усилий». [ 12 ] что это в точности соответствует древнеанглийскому взгляду на удачу и личное мужество, поскольку Беовульфа вирд « Он утверждает , часто щадит человека, который не обречен, пока сохраняется его храбрость». [ 12 ] Ученый-гуманитарий Пол Х. Кохер аналогичным образом обсуждает роль провидения в форме намерений Валар или создателя в Единого нахождении Бильбо Кольца и Фродо его ношении ; как говорит Гэндальф, они «предназначались» для этого, хотя сотрудничество с этой целью оставалось их выбором. [ 13 ]
Ратледж пишет, что во «Властелине колец» , и особенно в такие моменты, как объяснение Гэндальфа Фродо в « Тени прошлого », есть явные намеки на действие высшей силы в событиях в Средиземье: [ 14 ]
Здесь действовала не одна сила, Фродо. Кольцо пыталось вернуться к своему хозяину... За этим действовало что-то еще, выходящее за пределы любого замысла Создателя Кольца. Я не могу выразить это проще, чем сказать, что Бильбо должен был найти Кольцо, а не его создатель. В этом случае оно должно было принадлежать и вам. [курсив Толкина] [ Т 25 ]
Ратледж отмечает, что таким образом Толкин неоднократно намекает на высшую силу, «которая контролирует даже само Кольцо, даже самого создателя Кольца [курсив ее]», и спрашивает, кем или чем может быть эта сила. Ее ответ таков: на поверхностном уровне это означает Валар, «расу сотворенных существ (аналог позднебиблейских ангелов)»; на более глубоком уровне оно означает «Единый», Эру Илуватар, или, говоря христианскими терминами, божественное Провидение. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В «Возвращении короля » Теоден сравнивается с Оромэ, когда он возглавляет атаку Рохиррима в битве на Пеленнорских полях : «Он казался фейром, или боевая ярость его отцов разлилась, как новый огонь, в его жилах, и он родился на Снежной Гриве, как древний бог, даже как Оромэ Великий в битве с Валар, когда мир был молод». [ Т 11 ]
- ^ «Неисчислимые слезы вы прольете; и Валар оградят Валинор от вас и закроют вас, так что даже эхо вашего плача не пройдет над горами. На Дом Феанора гнев Валар лежит от От запада до самого востока, и на всех, кто последует за ними, также будет возложена Их Клятва, которая будет гонять их, но предаст их и навсегда отнимет те самые сокровища, которые у них есть. поклялись преследовать. Все повернется к плохому концу, и все начнется хорошо, и из-за измены родственников и страха предательства они будут изгнаны навеки». Сильмариллион [ Т 12 ]
- ↑ В «Книге утерянных сказаний» были еще два Валара, Макар и Меассе, исключенные из более поздних работ Толкина, с ролями, подобными богам войны в классическом мифе. [ Т 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Карпентер 2023 , № 154 или Наоми Митчисон , сентябрь 1954 г.
- ^ Jump up to: а б с Толкин, 1977 , « Айнулиндалэ ».
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1977 , гл. 1, «О начале дней»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Толкин 1977 , гл. 9 «О бегстве нолдор»
- ^ Толкин 1977 , гл. 23, «О Туоре и падении Гондолина»
- ^ Толкин 1977 , гл. 24, «О путешествии Эарендила и Войне гнева»
- ^ Jump up to: а б Толкин, 1977 , «Акаллабет».
- ^ Толкин 1980 , "Истари"
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Толкин, 1977 , « Валаквента ».
- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 6 «Битва на Пеленнорских полях»
- ^ Толкин, 1977, гл. 9 «О бегстве нолдор»
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 3 «Трое — это компания»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 1 «Множество встреч»
- ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 10 «Выбор мастера Сэмуайза»
- ^ Толкин 2007 , с. 150 «Слов, фраз и отрывков»
- ^ Толкин 1987 , гл. 7 Ламмас
- ^ Толкин, 1987, гл. 7 «Лхаммас»
- ^ Толкин 2009 , стр. 72 «Тенгвеста Кендеринва».
- ^ Толкин 1994 , стр. 397–407
- ^ Jump up to: а б Толкин 1955 , книга 5, гл. 5, «Поездка Рохиррим»
- ^ Толкин 1984 , главы 3 «Приход Валар и построение Валинора», 4 «Сковывание Мелько», 5 «Приход эльфов и создание Кора» и 6 «Кража Мелько и Затмение Валинора"
- ^ Jump up to: а б Карпентер 2023 , № 131 Милтону Уолдману, конец 1951 года.
- ↑ Carpenter 2023 , № 212, неотправленный черновик продолжения Роне Бир, 14 октября 1858 г. или после этой даты.
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 2 « Тень прошлого »
Вторичный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фаускангер 2022 .
- ^ Шиппи 2022 , стр. 166–180.
- ^ Jump up to: а б Гарт 2003 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Шанс 2004 , с. 169.
- ^ Янг 1997 .
- ^ Бернс 2005 , стр. 95–101.
- ^ Ратледж 2004 , с. 287, со ссылкой на Малахию 4:1–3 .
- ^ Jump up to: а б Вуд 2003 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д Дикерсон, 2013 , стр. 689–690.
- ^ Jump up to: а б Бернс 2004 , стр. 163–178.
- ^ Jump up to: а б с Уиттингем 2008 , стр. 38, 69–70.
- ^ Jump up to: а б Шиппи 2005 , стр. 173–174, 262.
- ^ Кохер 1974 , стр. 37.
- ^ Ратледж 2004 , стр. 62–63.
- ^ Ратледж 2004 , стр. 62–63, «Третья власть дает о себе знать».
Источники
[ редактировать ]- Бернс, Марджори (2004). «Скандинавские и христианские боги: интегративная теология Дж. Р. Р. Толкина». Случайно , Джейн (ред.). Толкин и изобретение мифа: читатель . Университетское издательство Кентукки . ISBN 0-8131-2301-1 .
- Бернс, Марджори (2005). Опасные королевства: кельты и скандинавы в Средиземье Толкина . Университет Торонто Пресс . ISBN 0-8020-3806-9 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Шанс, Джейн (2004). Толкин и изобретение мифа: читатель . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки . ISBN 0-8131-2301-1 .
- Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Валар». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 689–690. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- Фаускангер, Хельге Коре (2022). «Валарин – как блеск мечей» . Ардаламбион: Языки Арды, выдуманный мир Дж. Р. Р. Толкина . Проверено 21 октября 2022 г.
- Гарт, Джон (2003). Толкин и Великая война: порог Средиземья . Хоутон Миффлин . п. 86. ИСБН 0-618-33129-8 .
- Йон, А. Асбьёрн (1997). Исследование тевтонского бога Одина; и исследование его отношений с персонажем Дж.Р.Р. Толкина, Гэндальфом (Диссертация). Университет Новой Англии .
- Кохер, Пол (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . п. 37. ИСБН 0140038779 .
- Ратледж, Флеминг (2004). Битва за Средиземье: Божественный замысел Толкина во «Властелине колец» . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . ISBN 978-0-80282-497-4 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Шиппи, Том (2022). « Король Шив» и «Затерянная дорога» . В Овендене, Ричард ; Макилвейн, Кэтрин (ред.). Великие сказки никогда не заканчиваются: Очерки памяти Кристофера Толкина . Издательство Бодлианской библиотеки . стр. 166–180. ISBN 978-1-8512-4565-9 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1984). Кристофер Толкин (ред.). Книга утраченных сказаний . Том. 1. Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-35439-0 .
- Толкин, JRR (1987). Кристофер Толкин (ред.). Затерянная дорога и другие сочинения . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-45519-7 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1994). Кристофер Толкин (ред.). Война драгоценностей . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-71041-3 .
- Толкин, JRR (2007). «Слова, фразы и отрывки на разных языках во «Властелине колец». Парма Эльдаламберон (17): 150.
- Толкин, JRR (2009). «Тенгвеста Кендеринва». Парма Эльдаламберон (18): 72.
- Уиттингем, Элизабет А. (2008). Эволюция мифологии Толкина: исследование истории Средиземья . МакФарланд . ISBN 978-1-4766-1174-7 .
- Вуд, Ральф К. (2003). Евангелие от Толкина . Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 13 . ISBN 978-0-664-23466-9 .